Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





«ПОД ПЕСНИ НАШИ ПРЕЗИДЕНТЫ ПЛЯШУТ». «Кубанские новости». 13 октября 2006 года

«ПОД ПЕСНИ НАШИ ПРЕЗИДЕНТЫ ПЛЯШУТ»

Завтра мы отмечаем 195-летие Государственного академического Кубанского казачьего хора. В преддверии этого события в редакции "Кубанских новостей" побывал художественный руководитель прославленного коллектива, народный артист России, Украины и Республики Адыгея, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии фонда Андрея Первозванного, член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, доктор искусствоведения, Герой труда Кубани, профессор, композитор Виктор Захарченко.

Сегодня Виктор Гаврилович размышляет о своей миссии в искусстве, о хоре, который под его руководством достиг высочайших вершин славы и успеха.

«ДАВАЙТЕ ОТ МАМЫ, ДАВАЙТЕ ОТ ПЕЧКИ...»

Родился я в станице Дядьковской 22 марта 1938 года. До 17 лет не слышал звуков фортепиано. В военно-послевоенные годы не было ни радио, ни телевидения. Зато постоянно звучали народные песни. Как пели люди! Все наболевшее из души выплескивалось песней. Бывало, встанут на колени, как на молитву, рыдают и поют. Никогда не забуду их слез.

Не забуду и маминых горьких слез, когда она получала похоронку на отца. Он ушел на фронт в августе. А в ноябре сообщили: "Пал смертью храбрых". Долго не знали, места его захоронения. Недавно разыскали могилу в селе Красная Балка под Новочеркасском. Горе тогда подкосило маму. Сколько голосила она от нестерпимой душевной боли! А ведь ей, казачке-матери, нужно было четверых детей воспитывать. Один брат умер от голода. Но она нашла в себе силы жить.

...Все мы родом из детства. Детские впечатления проблесками молнии вспыхивают в памяти. Разве забуду, с каким волненем впервые прикоснулся к гармошке?! Мама рассказывала, что отец мечтал о том, чтобы один из его сыновей стал настоящим музыкантом. И сам он был одаренным человеком: виртуозно играл на расческе, имитировал звуки музыкальных инструментов. Мама прекрасно пела. От нее я записал, лишь только освоив в училище азы нотной грамоты, много песен. Больше печальных.

Как мне хотелось учиться музыке! Особенно под впечатлением фильмов "Прелюдия славы", "Здравствуй, Москва!". На гармошке играл с удовольствием -- куда ни позовут, за кусок хлеба. На свадьбах, на вечорках. В школе меня дразнили артистом и шахматистом. Пристрастился к этой умной игре. Выписывал шахматные журналы, знал все защиты, начала. Все партии записывал.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

И вот однажды прочитал объявление о наборе в музыкальное училище. Загорелся. Взял гармошку, котомку с едой. Денег у мамы не нашлось, на свои трудодни она гроши зарабатывала. Без денег поехал, на попутках. Из Дядьковской до Кореновской. Оттуда до Пластуновской. Из Пластуновской до Динской. А там до Краснодара рукой подать.

Пришел в музыкальное училище -- у меня даже документы не приняли. Музыкальная подготовка требовалась, а я ноты с листа читать не умел.

Какое это было потрясение! Вышел на улицу, словно в угаре: "Что делать?.." Отправился на вокзал. Поднялся на мост, глянул с него -- голова закружилась. Чуть вниз не бросился. Привела в чувство мысль: "А как же мама без меня?" И вдруг ко мне подошел незнакомый человек. Спросил: "В чем дело?". Познакомились. Оказалось, что со мной заговорил Алексей Иванович Манжелевский, педагог музыкально-педагогического училища. Он посоветовал прийти в его училище.

Я ночь не спал. Рано утром пошел сдавать документы. И поступил. Иногда думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы Алексей Иванович прошел тогда другой дорогой?..

С тех пор я мало сплю. Для того чтобы успевать за программой, нужно было работать самостоятельно. Вот и просиживал за учебниками до поздней ночи. Но я хотел стать музыкантом, дирижером. Хотеть -- значит мочь. Хотел и добился.

...Бог всегда посылал мне хороших учителей. Известный фольклорист Евгений Владимирович Гиппиус убедил поступать в новосибирскую консерваторию: "Для меня большая честь, если будете у меня учиться", -- говорил мне, мальчишке, 70-летний человек, патриарх отечественной фольклористики.

В консерватории моим учителем был и Владимир Николаевич Минин. Он увлек меня своими пафосными речами: "Хор -- это живые голоса, характеры. Человеческий голос -- самый совершенный музыкальный инструмент". Мне нравилось дирижировать народным хором. И для шахмат находилось время. Играл на турнирах. Даже подумывал стать гроссмейстером. Но в 1961 году записал в дневнике: "Теперь пора делать выбор между шахматами и музыкой. Поскольку шахматы как и музыка, требуют полной самоотдачи". Выбрал музыку. А под впечатлением от концерта ансамбля песни и пляски кубанских казаков под руководством Виктора Малышева, кстати, в этом коллективе работал баянист Ким Николаевич Головко -- мой учитель по классу баяна, оставил в дневнике еще одну судьбоносную запись: "Окончу консерваторию и создам Кубанский казачий хор". До исполнения мечты оставалось тринадцать лет.

После окончания консерватории у меня появились иные соблазны. Мой учитель Владимир Минин переехал в Ленинград и возглавил капеллу имени Глинки. Пригласил меня хормейстером: "Приедешь -- буду рад. Не сможешь -- не обижусь. Ты послушай свое сердце.". И в тот же день, как поговорил с Мининым, меня приглашают в Сибирский народный хор. Раздумывал два-три дня. Пересилила любовь к народной песне. Так бы и остался в Новосибирске, если бы не верность юношеской мечте.

ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО И ЕГО СКРИПКА

Когда пришел в Кубанский казачий хор, не представлял, до чего долгая и сложная у него история. И воспринимал поначалу коллектив, как один из ряда других ему подобных народных хоров -- Сибирского, Уральского... Хотя в сравнении с ними кубанцы проигрывали. Как можно было назвать хором небольшую группу? Нужны были голоса. И я объявил открытый конкурс для набора в Кубанский казачий хор. Вскоре состав увеличился вдвое.

Теперь и полторы сотни, кажемся, маловато. Для того чтобы удовлетворять запросы публики, нужны два состава. Даже три. Один состав работает дома, другой -- в России, третий -- за границей. На таких условиях можно обеспечивать высокое качество. А я отвечаю за качество.

Собираюсь увеличить состав оркестра. В танцевальной группе 36 человек -- нормально.

Хор -- живой организм. Кто-то уходит, кто-то приходит. Все уравновешено. Только никак не могу смириться с безвозвратной потерей певицы от Бога Марины Крапостиной. Молюсь и прошу: "Господи, пошли мне талантливых певцов, хормейстеров, менеджеров". Доходят молитвы до Бога. Вместо Марины Крапостиной дал мне Марину Гольченко. А репертуар Крапостиной подхватила выпускница школы народного искусства Кубанского казачьего хора Софья Бовтун. От этой девочки исходит такая чистота, непорочность, которая была у Марины.

Господь послал молодых солистов: Павла Кравчука, Евгению Джевага, Александра Дедова, Виктора Сорокина... А вот народному артисту Анатолию Лизвинскому на днях сделали операцию. Но он сильный человек, верю, что преодолеет недуг.

В коллективе сейчас много молодежи. Но когда рядом ветераны, не прервется связь времен и поколений. Хотя артистов того самого первого состава почти не осталось. Со сцены они по сей день не уходят. Так что за тридцать два года моей работы в хоре вроде крутых виражей не было. И песни старые не забывали, и манере не изменяет. По сути хор тот же, что и раньше. Но все же другой. Нужно смотреть в будущее. А будущее -- это молодежь. Неизменная постоянная величина -- художественный руководитель. Неизменной должна оставаться творческая линия. Я насыщаю хор высокохудожественным репертуаром. У нас, как сейчас говорят, эксклюзивный репертуар, то есть уникальный. Я его собирал, когда ездил с экспедициями по Кубани. Многое расшифровал, опубликовал в сборниках, разучил с хором. А какие еще залежи ждут разработки!

Многое почерпнул я от народных исполнителей. Называю их своими учителями. Меня иные на смех поднимали: "Чему можно научиться у стариков и старушек?". А я в ответ цитировал классика: "Народ создает музыку. Мы, композиторы ее только аранжируем". А вот рождается музыка из сердца. Приходите на репетицию хора, узнаете, как немые крючочки нотного стана становятся возбуждающими чувства звуками. Для того чтобы произошло это чудо, я должен объединить в единое целое коллектив совершенно разных людей -- и по возрасту, и по взглядам, и по вокальным данным. Они должны стать моей скрипкой.

Я тонко чувствую лукавство. Понимаю, что артисты приходят на репетиции, концерты со своими заботами. У кого-то родственник болеет, у кого-то ребенок "двойку" получил. Поет хорист, а чувствуется, что он далек от музыки. Останавливаю: "Вы не верите в то, что поете". Когда настоящий артист начинает петь -- для него ничего не существует, кроме мыслей и чувств, заложенных в словах и музыке. Так соловьи поют.

Моя позиция: в искусстве нужно быть честным. Всегда колет глаз халтура, когда артисты спекулируют на костюмах, манере, репертуаре. На современной эстраде этим сейчас многие грешат. К чести нашего хора скажу: у нас нет ни одной пустой песни.

Кубанский казачий хор может исполнить по случаю "Катюшу" и "Калинку". Но главное в репертуаре -- кубанские народные песни, духовные песнопения, авторские произведения. Все это можно услышать только в исполнении нашего хора.

СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО – ПРОСТО ПОКЛОННИКИ

В детстве отправил письмо Сталину. Когда узнают об этом -- ахают. А все просто. Взял ученическую тетрадь и всю исписал. Рассказал вождю народов о скучном житье в Дядьковской: ни баяна, ни гармошки, поделился мечтой о том, что хочу стать композитором, дирижером. Через несколько дней приезжает в станицу большая комиссия. Сняли директора школы. А когда проверяющие уехали, досталось маме от учителей: "Плохо воспитываете сына. Думаете, у товарища Сталина поважнее дел нет, чем разбирать детские каракули?!". Мама оправдывалась: "Как мне усмотреть за детьми, если я с утра до вечера на работе?".

Тема отдельного разговора -- хор и власть. Наши политические лидеры все разные. Но все одинаково восторженно относятся к хору. Особая благодарность главе администрации края Александру Николаевичу Ткачеву. Считаю его истинным радетелем нашей казачьей культуры. Кубанцы должны быть ему благодарны и за возрожденный храм Александра Невского, и за возвращенную на постамент бронзовую Екатерину Великую. У нас отношения задушевные, теплые. Александр Николаевич даже пел вместе с нами. Он хорошо играет на рояле как профессиональный музыкант. Тонко слышит и чувствует музыку, имеет художественный вкус. И, что особенно отрадно, понимает роль Кубанского казачьего хора. С гордостью скажу: у нас самый музыкальный губернатор.

До чего кстати его поддержка! Губернатор выделил нашей детской школе народного искусства несколько автобусов. Он постоянно приглашает Кубанский казачий хор на экономические и политические форумы, ему мы обязаны появлением на центральных телеканалах. С его легкой руки пополнилась наша музыкальная библиотечка, поскольку на средства администрации издали несколько сборников. Да и надбавки к зарплатам артистов -- тоже решение одной из социальных проблем.

Добрым словом вспоминаю Сергея Федоровича Медунова. Я не как о коммунисте, а как о личности говорю о нем. Он построил для хора целый дом -- для репетиций, проживания -- нынешнюю гостиницу "Театральная". К сожалению, сейчас у нас остался только один этаж. Уважаю Николая Игнатовича Кондратенко за искренность, прямолинейность. Благодаря ему получили здание на Красной, 5, Дом культуры ЗИП, пансионат отдыха "Виктория". Он первым установил артистам надбавки к зарплатам.

Владимира Путина уважаю во всех отношениях. И всегда буду говорить, что он действительно государственный человек, умеющий управлять такой необъятной страной, как наша Россия. А ведь это тяжкий крест.

Наше знакомство с ним состоялось в Сочи. На одном из политических форумов первых лиц Южного региона. Президенту понравился наш концерт. А я уже знал, что подписан указ о моем награждении орденом "За заслуги перед Отечеством". Меня пригласили на банкет. Владимир Владимирович подошел ко мне и предложил: "Вам как имениннику -- первый тост". В зале -- президенты разных республик. Я смутился, как-то неудобно первому. Но раз дали слово -- нужно говорить. И я произнес тост в поддержку народной культуры: "Если у народа отобрать веру, язык, культуру, то народ станет населением. Сохраним культуру -- сбережем народ". Через несколько дней смотрю телевизор. Показывают Путина в Салехарде. В беседе с местными жителями он заговорил о том же, что и я. Значит, моя точка зрения с мнением Президента не расходится.

Очень приятно, что Владимир Путин -- тоже поклонник Кубанского казачьего хора.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУБАНИ

Свежи впечатления от выступления на саммите Большой восьмерки. Буш в кресле под нашу "Калинку" пританцевывал. И другие президенты ему компанию составяли.

Вновь пересеклись мы на одной площадке с Юрием Башметом, который называет себя нашим первым поклонником. И с Дмитрием Хворостовским. После того, как он услышал "Роспрягайтэ, хлопцы, конэй", подошел ко мне с распростертыми объятьями и сказал: "А вот теперь я мечтаю спеть с Кубанским казачьим хором".

Владимир Владимирович Путин тоже не сдержал восторгов. Смотрю, он жестами показывает: "Здорово!".

Только однажды в Грановитой палате Московского Кремля мы испугали Клинтона. Как грянули, у него из рук вилка выпала. Не ожидал такой мощи.

А Берлускони однажды сказал: "Вы покорили Италию не пушками, а песнями". Мы ведь и в Венеции выступали.

Сейчас у меня на столе целые подборки статей из турецких, датских газет. Получил из наших посольств. Самые высокие оценки нашего творчества. В Анкаре пели в театре оперы и балета. Казалось бы в зале люди другой культуры, веры. В прошлом были между нами раздоры. Все забыто. После концерта турки к нам -- со слезами и объятьями. Приняли и полюбили.

И Герхард Шредер тоже прослезился, когда услышал в нашем исполнении песню на немецком языке, на ганноверском диалекте. А он родом из Ганновера.

Президенты -- большие люди, но все склоняются перед нашим искусством. В концертных залах они -- обыкновенные люди, которые аплодируют, не жалея ладоней.

Правда, аплодировали нам не все. Например, во Вьетнаме и Корее мы поначалу растерялись. После каждого номера публика головами кивала. Оказалось, у этих народов не принято аплодировать, чтобы не отвлекать артистов...

В детстве мечтал стать путешественником. Сбылась мечта. Посмотрел мир, объездил все страны и континенты. И убедился: лучше России и Кубани нет места. Во всяком случае для русского человека. Какие бы ни были расчудесные заморские страны, а домой тянет. Понимаю Есенина, написавшего: "Если крикнет рать святая: кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу: не надо рая, дайте родину мою".

Бывало, за границей к нам подходили эмигранты, интересовались, как живем в России, можно ли им вернуться на родину. После наших концертов они острее ощущают свою русскость. Запомнились мне слова Никиты Михалкова: "Принято считать, что по-настоящему русским человеком чувствуешь себя только в православном храме. Хочу добавить: "Я также чувствую себя русским на концертах Кубанского казачьего хора". Значит, правильную культурную политику ведет наш коллектив. Значит, не случайно пришел я в свой хор, а по промыслу Божьему.

ХОЧУ ЖИТЬ В ЕКАТЕРИНОДАРЕ

Спорят люди: нужно ли возвращать городу исконное имя. Не надо спорить. Город наши деды-прадеды основали и нарекли. И быть посему. Все прочее -- от лукавого. Переименовали Екатеринодар в Краснодар 7 декабря, в День Святой Екатерины. Могли ведь другой день для этого выбрать. Так в том и лукавство, что приурочили к православному празднику. Не для того ли, чтобы над святынями глумиться? Простится тем, кто вершил худое по незнанию. Слава тем, кто постарается исправить грех, восстановить историческую справедливость. Мы ведь сейчас зрячими стали.

Достойный пример возрождения духовности, исторической справедливости подает нам глава администрации края Александр Ткачев.

Для меня имя Екатерина воспринимается в соответствии с его значением как чистая, непорочная. Производное от слова "красный" ассоциируется с нынешними цветными революциями, от которых добра не жди. Заказные перевороты народу ничего хорошего не сулят. Никита Михалков подарил мне серию своих фильмов "Русские без России". Там эта мысль четко озвучена.

И Екатеринодар мне кажется довольно благозвучным словом.

Другое дело -- название улицы Красной. У него не было и нет никакой политической окраски. Это производное от слова "красивый". И никаких неприятных ассоциаций вызывать не может.

Думаю, если мы не на словах, а на деле восстанавливаем историческую справедливость, возвращаемся к своим истокам, нужно и городу вернуть исконное имя.

НЕ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Себе на смену готовлю целую команду, которая сумеет продолжить мое дело. Доволен внуками. Старшему -- одиннадцать, среднему -- шесть, а младшему -- одиннадцать месяцев. Старший говорит: "Дедушка, хочу быть таким, как ты". Отвечаю: "Хорошо, только для этого тебе надо учиться на "пятерки". Они с братом занимаются в детской экспериментальной школе народного искусства.
Очень помогает старшая дочь Виктория. Она окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств. В хоре почти четверть века. Знает все песни. Но главную роль пока не отвожу своим детям. Возлагаю надежды на тех, кто прошел школу Кубанского казачьего хора. На своих единомышленников.

Если бы не было хора, не было бы таких творческих коллективов, как "Казачья душа", "Кумовья", "Родник"... Их возглавляют известные артисты, ветераны Кубанского казачьего хора, народные артистки России Татьяна Бочтарева, Раиса Гончарова. И народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко тоже наша, она сейчас руководит Краснодарской филармонией и своим ансамблем "Ивушка". Бывший хормейстер хора народный артист России Вячеслав Яковлев создал в филармонии прекрасный камерный хор. Так что Кубанский казачий хор еще и кузница руководящих кадров.

У меня, как говорится, надежный тыл. На Кубани крепкие корни. В станице Каневской живут брат с сестрой. Только собираемся все вместе нечасто. У всех свои дела. Но на праздники Кубанского казачьего хора родственники съезжаются и без приглашения.

Дочь Наташа окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Младшая Вера учится в Кубанском госуниверситете. Все мои дети воцерковленные. Спокоен: где бы они ни жили, от веры не отступят, от России не отрекутся.

Когда бываю не в духе, всегда согревает мысль о тихой моей родине. Вспоминаю родные пороги отчего дома. Стоит хибарка в Дядьковской. Земляки собираются создать музей. А улицу, на которой родился, -- бывшая Свердлова, теперь назвали моим именем. Так что не один я в поле воин. Со мной Кубань и кубанцы!

Записала Людмила РЕШЕТНЯК.

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.