Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





ВЫСОКОЕ ПОСТОЯНСТВО. «Завтра Кубани». Декабрь 2006 г.

ВЫСОКОЕ ПОСТОЯНСТВО
(беседа с руководителем Кубанского казачьего хора)

    В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения Кубанского казачьего хора. После этой сухой информации необходимо сразу же оговориться: речь идет о юбилее не просто какого-то там перманентного меняющегося творческого коллектива, а о царстве Живого Духа, нашедшего возможность для себя спуститься на островок казачьей свободы воли. Культура казачества, в частности, войскового Кубанского казачьего хора – до сих пор олицетворяет это пристанище Живого духа.

    О нынешнем состоянии российских умов мы осведомились у руководителя Кубанского казачьего хора, народного артиста России и Украины, лауреата Государственной премии России, профессора, композитора Виктора Гавриловича Захарченко.

  «Завтра». Виктор Гаврилович, скажите, чем можно объяснить феноменальный успех Кубанского казачьего хора в России и за границей после почти вековых целенаправленных информационно-просветительских «разоблачений» казачьего культурно-социального космоса? Говорят, что даже после одного посещения и посвящения в мир казачьей культуры, представленный Вашим хором, у человека что-то меняется в сознании, душе и подсознании. Надолго ли?

   Виктор Захарченко. Мысль о спасении души еще никогда полностью не покидала человека. За 32 года моего совместного жизнетворчества с Кубанским хором мы побывали на всех пяти континентах. Культуры всех народов уникальны. Но оттуда, извне, отчетливо видна особая миссия России – удержание мира от зла. Россия представляет собой духовный континент, где виден промысел Божий. Как бы ни была трагична судьба нашей страны, ее народ пропитан идеями совершенствования человека как образа и подобия Бога. Любые эксперименты над человеком, которые преподносят нам мировая история и сама человеческая деятельность, рано или поздно наталкиваются в России на богоискательство. Таким образом, мессианская судьба нашей отчизны заключается  в вечном ограждении и возвращении нашего народа и всего мира в лоно Богоприсутствия.

    Во-первых, сегодня люди пресытились той «развлекаловкой», которой насильственно кормят всех так называемые «цивилизованные глобальные масс-медиа». Эта, с позволения сказать, мировая культура смогла предложить лишь бесконечные варьированные половые акты, криминальные убийства и несмешной юмор, льющиеся с экранов ТВ, со страниц газет и журналов, проплаченных глобализированным капиталом. Нынче многим людям становится понятно, что эта «культура» имеет задачу «промывания мозгов», вовлечения народов в бессмысленное, рабское существование. О спасении, и тем более об обожении души, здесь и речи идти не может.

  Кубанский казачий хор, представляющий культуру выраженной традиции, олицетворяет грани соприкосновения человека и Вечности. «Черный ворон, черный ворон. Что ты вьешься надо мной. Ты добычи не дождешься. Черный ворон, я не твой». Одна только эта казачья военная песня разворачивает теплохладную обывтельскую душу на сто восемьдесят градусов в сторону просветления. Жизнь и Смерть меняются местами, и то, что до этого человек принимал за Жизнь, вдруг перестает пониматься им таковой. Мы сегодня стоим на пороге нового российского витка общемирового значения. Пока русская культура в «загоне». Но уже отчетливо слышно ее дыхание в душах и сердцах не только наших соотечественников, но и тех, кто о «русских» знает лишь понаслышке. Жажда духовного никуда не ушла из человека, она по-прежнему с ним. Здесь нужно сказать о том, что казачья культура – уникальная в этом измерении. Там, где мы выступали, люди становились сопричастными казачеству потому, что казачий дух обращен к человеческому сердцу. Если политики и популисты всех мастей способны завладеть рассудком аудитории, то мы будим человеческую душу. И как следствие пробуждается самобытный разум. Человек, хоть единожды ощутивший собственный разум, уже никогда не станет довольствоваться той жвачкой, что подсовывают ему вместо «пищи духовной». Этим я объясняю тот восторг, который выражают люди, соприкоснувшиеся с казачьим творчеством. Кстати, несмотря на сегодняшние напряженные политические отношения России с той же Польшей, наш хор регулярно приглашают в страну недавно почившего Кароля Войтылы, Папы Римского, который в самом конце жизни изменил свое отношение к России, и в течении трех часов со слезами на глазах вслушивался в песни Академического ансамбля Красной Армии, переживая инициатическое перерождение. Бодрость ума - главная ценность, которую дарит наша культура.

    «Завтра». Совпадает ли, на Ваш взгляд, современное кубанское казачество с тем дореволюционным казачеством, культуру которого Ваш хор ныне олицетворяет?

  В.З. Современное казачество – это героическая попытка нынешних простых людей продлить историческую судьбу всей России. Н.В. Гоголь «темным оком» заметил, что сама Россия «создана казаками». И не случайно Лев Троцкий, авторитет которого, по моему глубокому убеждению, был не ниже Ленина в первые годы «военного коммунизма», все силы положил на физическое уничтожение нашего казачества. Наше народонаселение пребывает в неведении и разрозненности, современные люди сбиты с толку многочисленными иезуитскими толкованиями нашего прошлого и будущего. Нынешнее кубанское казачество свершает попытку преодоления извращенной казуистики, спускаемой на народную голову. Вспомним хотя бы то, что современное российское казачество еще в начале 1990-х годов, при Ельцинской динамике на «раздрай», приняло активное участие в боевых действиях по оказанию братской помощи народам Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. Вообще, без казачества, принимающего ту или иную форму подвижничества, Россия немыслима и невозможна.

   «Завтра». Как Вы расцениваете нынешний курс атаманского корпуса Всекубанского казачьего войска на попытку атаманского «сращения» с губернаторской администрацией?

  В.З. Вы имеете в виду то обстоятельство, что атаман В.П. Громов является руководителем департамента края по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодежи? На это я могу сказать следующее: казачество всегда, несмотря на свою самостийность, было и остается центростремительной силой Государства Российского. Раньше дореволюционное казачество состояло на государственной службе. Сегодня ему отведена роль общественной организации. Учитывая тот факт, что нынешний курс экономического развития России направлен на сведение концов с концами, а основная масса народонаселения вынуждена попросту заботиться о физическом выживании, атаманское решение на соучастии в администрации губернатора – единственный шанс на сращение казачества и государства. Единственная возможность хоть какого-то влияния на губернатора и состоит во взаимодействии с ним, а не в оголтелой оппозиции. На мой взгляд, атаман Громов принял правильное решение, став ближе к власти.

    «Завтра». Может и должен ли в связи со сказанным выше атаман Всекубанского казачьего войска рано или поздно выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора края? Ведь такое устройство региональной власти традиционное для южных и приграничных областей России.

  В.З. Я полагаю, что и может и должен. По Конституции РФ каждый гражданин России может баллотироваться на любой государственный пост. Что касается Громова, замечу, у него есть определенный авторитет не только в крае, но и на Северном Кавказе. Недавно в Краснодаре проходила акции «Казаки и горцы», приуроченная к дате начала Первой мировой войны. Тогда казачьи дивизии и горские Дикие сотни сражались за Россию бок о бок. На этой акции присутствовали представители всех республик нынешнего Северного Кавказа, и выяснилось, что никто не хочет и не видит жизни своего народа вне России. Я увидел и хорошее отношение, демонстрируемое горцами к нашему атаману. Вообще, может или нет быть губернатором края атаман, зависит все от личности. У сегодняшнего атамана потенциал есть, но может и другой атаман завоевать доверие соотечественников. Вся проблема сегодня уже не в харизме, а в стратегическом складе личности того человека, который атаманствует.

 «Завтра». Не секрет, что демографическая и социальная активность коренного нашего населения заметно снизилась в последние годы. Что, на Ваш взгляд, может и должно сделать краевое руководство для того, чтобы кубанская традиция и новаторство создали устойчивый и здоровый сплав, восстанавливающий и превращающий народонаселение Кубани в жизнеспособный организм?

   В.З. Я как человек культуры вижу всю проблему кризиса в деградации современного «строительства» самосознания.

   Региональное телевидение ни разу за последние пять лет не показало концерта Кубанского казачьего хора. А такой легендарный современный коллектив адыгов, как «Исламей», поражающий своей горской сакральностью, вообще никто даже на Кубани не знает, кроме узких специалистов. Вместе с тем, по моему мнению, если сравнить по эстетическому воздействию «Исламей» и того же юмориста Петросяна, регулярно посещающего Кубань, то в цифрах это один к миллиону в пользу «Исламея». Россия всегда была сильной за счет многообразия традиционных культур ее коренных народов, обладающих уникальной верой, исторической памятью, чрезвычайно богатой образной мифологией. Если все это вычесть, или, хуже того, вычистить, то как весь народ, так и каждый отдельный его представитель превращается в быдло. Ясно, что подобное приниженное состояние масс – единственная возможность для построения глобальных нечеловеческих ценностей. Но в этом случае неизбежным становится самоистребление быдлом самого себя. Я не пойму, для чего наше местное телевидение старается так усердно подражать федеральному (петросяновскому)? Ему следует обратиться к специфике нашего края, воссозданию духовно-культурного облика, населяющих его народов. Кстати, бытовая неприязнь горских народов к русскоязычному населению как раз связана с тем, что первые связывают льющиеся из ТВ «отходы» с новым культурным проектом «большого» народа. Их естественное стремление обособиться от этой скверны. Уверен, если бы наше ТВ занялось бы не копированием интернационально-выхолощенного федерального, а обратилось бы к традиционной культуре, слу4чился бы перелом к лучшему.

 

   «Завтра». У многих создается устойчивое впечатление, что наше региональное ТВ, что называется «лежит» под администрацией края. Опять-таки странный наглядно-показательный снос краснодарского федерального памятника В.И. Ленину при губернаторских попытках возвращения исторической памяти у населения, связанные с реконструкцией нашумевшего в крае памятника Екатерине II. В чем здесь дело?

   В.З. Сколько даст Господь Бог времени нашему губернатору руководить краем, не знает никто. Но построенный во время его губернаторства храм Александра Невского останется в веках. Основная моя проблема состоит в том, что я носитель черно-белого взгляда. Для меня служит примером, если так можно выразиться, «разноцветное» зрение режиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Он друг  и сподвижник Кубанского казачьего хора и участвовал в его выступлениях и в Кремле, и в Каннах. Я всегда удивлялся тому, как он способен, несмотря на разнородный состав аудитории, полностью завладеть ее вниманием, оставаясь при этом верным своим убеждениям. Знаю, что Никита Сергеевич снимает фильм «Казаки и Троцкий», где рассказывает о трагедии искоренения казаков в начале XX века. Скажите, кто из наших историков, в том числе и кандидат исторических наук атаман Громов, рискнул затронуть такую сакраментальную тему, как Лев Троцкий и казаки?. Никто. Все оправдано боятся обвинений в ксенофобии, антисемитизме и тому подобном.

     А вот Михалков не просто рискует, я убежден, что у него получится раскрыть таинственную проблему взаимоотношений иудеев и казаков объективно и без скандала. К слову, за сносом памятника Екатерине в Краснодаре стоит неумолимый приказ Троцкого, пожелавшего, чтобы казачьим духом тут и не пахло.

    В духе Михалкова свое дело сделал и Сергей Бондарчук, популяризировавший по просьбе самого Шолохова «Тихий Дон». И пускай некоторые зомбированные телезрители «плюются» на иностранных актеров. Этот фильм делает лицо Росси на Западе, который недопонимает и страшится нашей Родины.

      Возвращаясь к региональному ТВ, скажу, что по-моему, губернатор многое может и должен сделать по исправлению содержания нашего телевидения. Но я не хочу ставить себя на его место, как это сегодня принято в обыденном обсуждении его политики на «кухнях». Думаю, что там, «наверху», столько подводных камней, что не приведи господи. Я лишь прошу нашего губернатора обратить внимание на проблему культуры и просветительства сегодняшней Кубани. Правда, справедливости ради подчеркну, что благодаря губернаторской инициативе наши концерты дважды транслировали по федеральному телевидению. Один раз по ОРТ, второй – по РТР. Но это, так сказать, была популяризация Кубанского казачьего хора. Я же ратую за корневое внедрение традиционной культуры в так называемое «массовое сознание». Если этого не будет сделано, нас всех ожидают суровые испытания.

Алексей Канашкин

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.