ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





«ј ¬≈–” » ќ“≈„≈—“¬ќ

«ј ¬≈–” » ќ“≈„≈—“¬ќ

»нтервью напечатано в мартовском номере газеты Ђƒуша мо€ї за 2009 год

 

            —лова, казалось бы, хорошо знакомые, но странно звучащие в нашем суетном насто€щем, настолько чужды они корыстному духу времени. ќднако так и только так мог называтьс€ тот мощный песенно-танцевальный спектакль, который показал в феврале в ћоскве и  раснодаре  убанский казачий хор. ¬с€ эта концертна€ программа посв€щена воинской славе –оссии, и по сути, €вл€ет нам необыкновенно €ркий, выразительный образ русского воина во всей глубине, во всЄм разнообразии его духовных переживаний, запечатлЄнных в народных песн€х и произведени€х профессиональных поэтов и композиторов.

       ћы встретились с художественным руководителем и главным дирижЄром  убанского казачьего хора ¬иктором «ахарченко, чтобы поблагодарить за роскошное представление и поговорить о нЄм более подробно.

 

     Ц ¬иктор √аврилович, что послужило импульсом к созданию такой необычной и, пожалуй, рискованной программы? —лишком она серьЄзна€, а еЄ суровый Ц € бы сказала, былинный Ц патриотизм ничего общего не имеет с тем попсовым надрывом и попсовой же крикливостью, которую вносит в эту тему сегодн€шн€€ эстрада.

     Ц ƒа, программа Ђ«а веру и ќтечествої не предполагает никакой развлекательности, это не шоу. Ќаверное, кого-то название настораживает. — другой стороны, у людей есть вера в  убанский казачий хор. «ал в ћоскве, а выступали мы на сцене √осударственного  ремлевского ƒворца, вмещает около 6 тыс. человек. » весь он был продан, не было ни одного свободного места. Ёто, € считаю, объективный показатель.

     Ќо может получитьс€ и так: зрители пришли, а потом п€ть из шести тыс€ч со свистом и улюлюканьем покинули зал. ¬от этого, к нашей великой радости, не случилось. Ќаоборот, в финале зрители, как всегда, аплодировали сто€, скандировали, плакали, говорили хорошие слова. ” нас были сомнени€ Ц а вдруг начнутс€ выкрики из зала: Ђ¬арэничкиї дайте!.. ј € принципиально ни одну шуточную песню в эту программу не вз€л. Ќо и этого не было.

     ”спех концерта показал, что народ наш сегодн€ интересуетс€ такими пон€ти€ми как ¬ера и ќтечество. » это очень хорошо.

     ј теперь Ц о самой программе. ¬с€ка€ духовна€ программа отражаетс€ не только в музыке, сколько в словах. —лово Ц носитель мысли. ¬ нЄм есть абсолютно всЄ. » в нашей программе Ђ«а ¬еру и ќтечествої очень важно слово.

     ѕрограмма начинаетс€ с исполнени€ утверждЄнного в 1833 году Ќиколаем I гимна ЂЅоже, цар€ храни!..ї (стихи ¬асили€ ∆уковского, музыка Ћьвова). –осси€ была монархической и православной. ј € по своим взгл€дам Ц монархист. —чита€, что только православна€ монархи€ Ц та власть, котора€ должна быть в –оссии. »ного не дано. Ѕыла –усь —в€та€, она прошла через многие катастрофы и, € думаю, пора ей возвращатьс€ на круги сво€Е ј кризис, который охватил сегодн€ весь мир, лишь подтверждает то, что с Ђзападнойї идеологией всех нас ждЄт один конец: апокалипсис. Ёто кризис никакой не материальный, он сугубо духовный. «абыли о Ѕоге, о высоком назначении человека на землеЕ

     ƒальше в программе Ц Ђ ак ныне сбираетс€ вещий ќлегї, стихи ѕушкина, музыка народна€. ќлег боролс€ с хазарами, пос€гавшими на веру православную. «атем Ц ЂЅородиної Ћермонтова. ¬слушайтесь: ЂЕ » умереть мы обещали / » кл€тву верности сдержали / ћы в Ѕородинский бойЕї. » какие упрЄки: Ђ ƒа, были люди в наше врем€, / Ќе то, что нынешнее плем€: / Ѕогатыри Ц не вы!...ї.  огда стоит вопрос о том, чтобы положить голову за жизнь ќтечества Ц это ведь только говорить легко, а сделать выбор непросто. —пособен ли ты на такое высокое мужество Ц про€вл€етс€ только тогда, когда это всЄ случаетс€. “о, что написал Ћермонтов, и что давно уже стало народной песней, говорит нам, последующим поколени€м: вот люди, вот образцыЕ

     Ќародна€ казачь€ песн€ Ђ«а  убанью за рекой казаки сражалисьЕї. “ам есть замечательные строки: ЂЕ «а ќтечество своЄ мы врагов проучим / » навеки вознесЄм нашу –усь могучуЕї. » ещЄ: ЂЅогу молитс€ за нас матушка-–осси€Еї. ” –оссии и сегодн€ столько недругов! ј мы забыли о бдительности, о любви к ќтечеству. —лучись беда Ц одного приказа встать в строй будет мало. Ћюди сами должны понимать и чувствовать, что есть незыблемые св€тыни. я думаю, что в иерархии нашей земной жизни главна€ св€тын€ Ц это ќтечество. Ёто слово вмещает всЄ: это и место, где ты родилс€, это мать и отец, это твои дети, брать€, сестры, земл€ки, могилы предков, улица, по которой ты в детстве бегал босиком, школа, где ты училс€Е

     Ђќй стога, стогаЕї Ц это мо€ песн€ на стихи графа јлексе€ “олстого. ѕоЄтс€ в ней о стогах, на которые налетело вороньЄ и разбросало их, а потом эти скошенные травы обращаютс€ к ќрлу: ЂќрЄл наш, спустись к нам, разгони вороньЄЕї. Ёто же великие образы. Ёто наша –одина, которую разметало ЂвороньЄїЕ ќчень патриотическа€ песн€, котора€ всегда восторженно принимаетс€ залом, поэтому мы часто еЄ бисируем.

     Ђ–усские мыї, мо€ песн€ на удивительные стихи ¬ойно-ѕанченко, написанные до революции. ¬ ней изложена духовна€ программа русских воинов. ЂЦ  то вы? Ц –усские мы. /Ц —колько вас? Ц “ьмы и тьмы. /¬се народы –уси и племенаЕї. ¬с€кий, дл€ кого –осси€ Ц родина-мать, €вл€етс€ русским по духу. Ёто очень важно. —лово Ђрусскиеї имеет два значени€: одно Ц этническое, а другое Ц духовно-соборное. ѕроцитирую ещЄ: ЂЦ  то ваш враг? Ц ¬с€кий тот, кто нам цепи куЄт, /ѕос€гает на наши св€тыниЕї «амечательно сказано.

       сожалению, в наше врем€, когда хот€т что-то сказать о патриотизме, сначала двадцать раз покл€нутс€ в толерантности, а потом уже робко-робко оборон€т что-нибудь о любви к ќтечеству. Ќо без патриотизма мы погибнем. ј чувство патриотизма лучше всего воспитывать патриотическими песн€ми. ¬ ћоскве мы много раз участвовали в богослужени€х, которые вЄл —в€тейший патриарх ћосковский и все€ –уси приснопам€тный јлексий II. ќн говорил нам: Ђ¬ы своими песнопени€ми действительно совершаете великое делоЕї

     ј песн€ јлександры ѕахмутовой Ђ√орька€ мо€ –одинаї Ц с великолепными стихами Ќикола€ ƒобронравова! ѕоэт не побо€лс€ сказать: Ђ≈щЄ русска€ речь не задушена, /≈щЄ можно сберечь слово ѕушкинаЕї –азве такие песни сегодн€ поютс€? √де их могут услышать русские люди? √де? –азве только на концерте  убанского казачьего хора.

     ƒальше в программе мо€ песн€ Ђќп€ть над полем  уликовымЕї на стихи ЅлокаЕ «атем Ц Ђ√ой ты, –усь мо€ родна€Еї на стихи ≈сенина, тоже глубоко патриотическа€. «а ними следует лейб-гвардейский танец с маршем ѕреображенского полка.

      ѕесню Ђ олокольный звонї на стихи иеромонаха –омана: Ђ— музыкой такой Ц /’оть иди на смерть. /ћного ли тебе, /–усь св€та€, петьЕї Ц на концерте в ћоскве с нашим хором пел в качестве солиста народный артист –оссии, известный и очень попул€рный актЄр јлексей ¬асильевич ѕетренко. ѕосле чего он замечательно прочитал монолог “араса Ѕульбы из одноимЄнной повести √огол€.

      Ќародна€ казачь€ песн€ Ђ огда мы были на войнеї, великолепна€ ЂЎапка по кругуї √еннади€ «аволокина, Ђ–усьї на стихи »вана Ќикитина: ЂЁто ты, мо€ –усь державна€, /ћо€ родина православна€Еї Ц вот что утвердил поэт 150 лет назад, и об этом забывать не надо. “ем более, что на свете так много сил, которые бы хотели, чтобы не было у нас православной родиныЕ

     ¬ московском концерте вместе с нами участвовал хор ћосковского —ретенского монастыр€. Ќас св€зывают давние тЄплые отношени€ с наместником этого храма Ц архимандритом, отцом “ихоном (Ўевкуновым). Ётот хор спел романс √еорги€ —виридова из кинофильма Ђћетельї Ц но на те стихи, на какие поЄт јлександр ƒедов. Ѕожественна€ музыка —виридова не предусматривала слов. ƒедов, по предложению плем€нника композитора јлександра Ѕелоненко, использует стихи легендарного ƒениса ƒавыдова. Ќо они сугубо лирические. ј вот хор —ретенского монастыр€ спел а-капельно на стихи “ихона. ќн, правда, на концерте скромно о своЄм авторстве умолчал, но мне потом в нЄм призналс€.

     ¬ народной песне Ђ—ине море, ой, глубокої утверждаетс€: Ђ¬идно нету больше гор€, чем чужа€ сторонаЕї. Ђѕрощай, мий край, дэ € родывс€Еї Ц это вообще программа кубанского казачества.

     ЂЌе дл€ мен€ придЄт веснаЕї Ц казачий романс. ЂЋюбо, братцы, любоЕї Ц широко известна€ казачь€ песн€. Ђ азачий крайї јнастасии «аволокинойЕ » наконец Ц кубанский гимн Ђ“ы,  убань, ты наша родинаї на слова войскового  онстантина ќбразцова, музыка народна€.

     «авершает программу Ђѕрощание слав€нкиї ¬асили€ јгапкина с замечательными словами: Ђ¬стань за веру, –усска€ земл€!...ї ѕо существу, это гражданский свободный российский гимн. Ћюди всегда встают на этой песне. Ќет к этому приглашени€ ниоткуда Ц сами встают, понимают, что эта песн€ об€зывает встать, слишком уж о важных и глубоких чувствах поЄтс€ в ней.

     Ц ј вам не кажетс€, что пора возвращать уроки пени€ в наши школы и в качестве об€зательной программы на этих уроках надо разучивать вот эти песни?

     Ц „удесна€ мысль. —овершенно верно. ƒолжны быть уроки пени€ в школе. “акие уроки были и до революции, и в советское врем€. ј с начала перестройки всЄ это исчезло. Ќа –уси очень много прекрасных, но, к сожалению, забытых педагогических традиций. Ќо пока не будет сверху какой-то установки, власти на местах ничего не станут мен€ть. ј когда установка придЄт Ц они брос€тс€ еЄ исполн€ть, но, боюсь, будут при этом очень смешными, потому что Ц неискренними. Ћюди всегда ощущают фальшь в бурных речах чиновников, Ђпо указкеї сверху призывающих народ к чему-либо. ≈сли теб€ призывают к хорошему, но делают это фарисейски, ты не станешь относитьс€ к этому всерьЄз. ѕрежде всего, оратор сам должен быть, а не казатьс€ хорошим. ћногие сегодн€ стараютс€ казатьс€ патриотамиЕ »ли заполучить звание, чтобы казатьс€ талантливыми, или учЄную степень Ц чтобы казатьс€ умнымЕ »з-за этого теперь вс€кие звани€, степени, высокие слова и пон€ти€ девальвировались. ѕотому что слишком многое Ц от лукавого.

     Ќо всЄ-таки каждый из нас, прежде всего, должен старатьс€ Ѕџ“№. » каждого из нас надо судить только по делам. ¬от, к примеру, газета Ђƒуша мо€ї. ќна многое говорит о люд€х, которые еЄ делаютЕ Ѕывает, прочтЄшь книгу Ц и потом просто жаждешь поговорить с человеком, который еЄ написал. “ы по книге видишь, что это твой единомышленник, тебе хочетс€ с ним общатьс€.

     Ц ѕо поводу фарисейства. ƒа, сегодн€ довольно модно делать патриотические за€влени€ со сцены, с трибуны, перед телекамерамиЕ Ќо вот € провела эксперимент. ¬ разных кабинетах (не на рынке, заметьте, а в государственных учреждени€х!), когда представл€лс€ случай, говорила: Ђ—лужу ќтечеству, а не лицамЕї. –еагировали, м€гко говор€, с недоумением....

 Ц —лужу ќтечеству, а не какому-то конкретному лицу Ц это очень точно. Ѕо€тьс€ никого не надо, кроме √оспода Ѕога. ј чиновники?.. ќчень часто люди, получив какую-то высокую должность, думают, что в ту же самую секунду они станов€тс€ в тыс€чу раз умнее, талантливее и так далее. ј потом зачастую получаетс€ как раз наоборот. ѕроходит некоторое врем€, и мы видим, что из этого чиновника ничего не выходит. ѕримеров чиновных взлЄтов и падений тьма. —кажем, тот же —ергей ‘Єдорович ћедунов. я к нему отношусь уважительно, он в своЄ врем€ сделал много полезного дл€  убанского казачьего хора. Ќо каков путь его! —начала человек подн€лс€ на необыкновенную высоту, всем членам ѕолитбюро  ѕ——, включа€ Ѕрежнева, говорил Ђтыї. » вдруг потом т€жкое падение и одинока€ смерть в столицеЕ   сожалению, чужой опыт не вразумл€ет. ’от€ каждый бы должен иметь в виду: Ђј что, если?..ї

     ÷еликом раздел€ю вашу установку. ћы служим ќтечеству, а не отдельным лицам, в данный момент олицетвор€ющим власть. ’от€ к представител€м власти надо относитьс€ уважительно, ведь вс€ка€ власть призвана защищать интересы того же ќтечества. √осударство Ц тоже наше общее досто€ние, и оно должно защищать себ€. јнархи€ страшней любой, самой жестокой власти. Ќо в тоже врем€ и чиновники должны понимать, что на своЄм ответственном посту они служат не себе, не своему клану, а ќтечеству. ¬сегда ли они это понимают и хот€т пон€ть? ¬от вопрос.

     Ц ј как ¬ы понимаете своЄ служение ќтечеству?

     Ц ” каждого насто€щего художника должна быть чЄтко определена мисси€. –ади чего ты  всЄ это делаешь, кака€ у теб€ сверхзадача? Ёту миссию  убанского казачьего хора определили наши предки почти 200 лет назад. ќни задали тон. ’ор был создан как церковный. » он же начал давать светские концерты. » начал петь казачьи песни, что очень важно. ѕотом в этом же хоре родилс€ оркестр Ц сначала духовой, потом симфонический. Ётот же хор пел классические произведени€, сосредоточив в себе духовное, народное (казачье) и классическое (авторское) начало. “аким образом, истори€ профессионального музыкального искусства на  убани начинаетс€ с музыкантского и певческого хоров  убанского казачьего войска.

      огда € пришЄл в  убанский казачий хор, € истории его не знал. ќна нигде не была написана. ¬се материалы, которые мне постепенно удалось собрать, были разбросаны по разным библиотекам, архивам разных городов и даже стран.  огда € начал изучать эту историю Ц пон€л, что рождение в советское врем€ √осударственного  убанского казачьего хора не было случайным. Ёто была жизненна€ необходимость, поскольку тогда хору было 110 лет, и его утрата остро ощущалась на  убани. » были попытки чем-то заменить его.   примеру, многие годы существовал мужской квартет (под руководством јвдеева), который пыталс€ петь репертуар войскового певческого хора.

     “ак что создание хора в 1936 году было продиктовано, не столько большой любовью к казачьей песне со стороны властей, сколько пониманием, что такой коллектив просто должен существовать, только назвать его надо как-то иначе и, самое главное, дать ему идеологическую установку. ƒуховна€ музыка исключалась Ц как Ђопиум дл€ народаї, а народные песни Ц как наследие Ђпрокл€того прошлогої. » это было чудовищно. Ќо таковы были установки всех идеологов, командующих культурой того времени.

     ¬ конце концов, € пон€л, что истори€  убанского казачьего хора начинаетс€ в далЄком прошлом, а то, что видели мы Ц это было только следствие, причЄм, следствие искажЄнное. ƒва руководител€ хора Ц √ригорий ћитрофанович  онцевич и яков ћихеевич “араненко были поставлены в жуткие идейные и художественные услови€: как же художникам выражать себ€, если нельз€ петь ни духовную, ни народную музыку? ѕытались создавать песни о  убани, о  расной армии, но это всЄ было искусственноеЕ ¬ конце концов, 26 декабр€ 1937 года √ригорий ћитрофанович был расстрел€нЕ

     я много раз поднимал перед власт€ми вопрос о том, что исторически в хоре было два коллектива: музыкантский и певческий хор как единое целое. ƒавно мечтаю о симфоническом оркестре, мечтаю продирижировать им. Ќо эта мечта пока не исполнилась.

     ¬ последние годы хор стал петь духовную музыку: сначала робко, потом всЄ увереннее. Ќужно было врем€, чтобы и мне самому усто€тьс€, и хор воспитать. ј сегодн€  убанский казачий хор поЄт в храмах. √ода два назад нам довелось петь в  афедральном соборе –иги. ѕригласил нас архиепископ, митрополит Ћатвии јлександр. —течение народу в храм в тот день было необыкновенное. Ќадо сказать, сегодн€ в русско-€зычном населении Ћатвии очень сильны настроени€ русского патриотизма. ¬ообще, по-моему, русофоби€ больше всего распространена не в каких-то там других странах, а в самой –оссии. »менно в –оссии русскую идею просто невозможно Ђпробитьї, русска€ иде€ сама€ запретна€, она во все времена почему-то вызывает страх у властейЕ

     ћитрополит наградил нас архиерейскими грамотами, сказал добрые слова. » сообщил, что когда-то в этом соборе пели ‘Єдор Ўал€пин, Ћеонид —обиновЕ » ещЄ одна удивительна€ подробность: оказываетс€, в этом же соборе пел когда-то знаменитый хор донских казаков ∆арова! —ергей јлександрович ∆аров Ц легендарна€ фигура, гениальный музыкант-хормейстер. ≈го хор после революции уехал за рубеж и осталс€ там. Ётот коллектив великолепно пел духовную музыку. » митрополит јлександр сопоставил нас с ним по тому впечатлению, которое наше выступление произвело на слушателей!

     »м€ ∆арова € впервые услышал 17 лет назад, когда  убанский казачий хор был на длительных гастрол€х в јвстралии Ц от русских эмигрантов. ќни дали мне его записи, фотографииЕ –ассказали, что это был какой-то волшебник: маленького роста человек выходил к публике и начинал дирижировать так эмоционально, что просто гипнотизировал зал. » в јвстралии нас тоже сравнивали. √оворили, что вот эта наша €рка€ внутренн€€ энергетика Ц духовна€, эмоциональна€ Ц подобна той, что отличала хор ∆ароваЕ

     ј теперь мо€ мечта Ц восстановить структуру  убанского казачьего хора в том виде, какой она была изначально. ’от€ в √Ќ“” Ђ убанский казачий хорї есть, по сути, и научный институт фольклора и этнографии, есть академи€, есть школа, но, тем не менее, использовано далеко не всЄ, что было в дореволюционном певческом хоре.

     ¬ меру своих скромных возможностей стараюсь верой и правдой служить этому коллективу. ћногое в его судьбе мен€ тревожит. »бо  убанский казачий хор дважды официально расформировывали.  огда € пришЄл в него в 1974 году, он был на грани роспуска. “акое не исключено и в будущем. ѕричЄм, расформировани€ ведь могут быть не пр€мые, а косвенные. —кажем, в противовес хору можно создать какой-нибудь бутафорский коллектив, который, €кобы, будет делать то же самое, что делает  убанский казачий хор. ƒа вс€кие варианты возможны.

     „еловек может иметь и ум, и талант. » то, и другое - дар Ѕожий. Ќо куда этот дар направлен? Ќа добро или на зло? „тобы устроить побоище, уничтожить миллионы людей, тоже нужен талант, но Ц со знаком минус. Ќе икона спасительна€, а чЄрный квадрат. Ќа созидание или на разрушение направлены твои способности? ¬от где лежит межа между добром и злом.

     -Ц √овор€т, что в нынешних нездоровых экологических услови€х большие голоса просто не рождаютс€Е Ќо ¬ы и сегодн€ ухитр€етесь находить певцов с вокальными данными, да ещЄ таких фактурных!..

     -Ц ¬сЄ-таки голоса даЄт природа. ј вот раскрыть их Ц это на самом деле мы делаем здесь, в  убанском казачьем хоре. ќбратите внимание: все наши солисты Ц это не пришлые люди, они воспитались здесь. ” нас отличные педагоги по вокалу: »ван ¬асильевич Ўульжевский и »ван ѕавлович ћ€кишев. » сегодн€ хор возглавл€ет очень молодой  и очень талантливый музыкант Ц »ван јлбанов, из насто€щих вундеркиндов, чь€ богата€ музыкальна€ одарЄнность про€вилась с детства. ќн родилс€ в  раснодаре, окончил ’оровое училище имени —вешникова, где есть знаменитый хор мальчиков, а затем Ц јкадемию хорового искусства, возглавл€емую выдающимс€ русским хоровым дирижЄрам, народным артистом —оветского —оюза, профессора ¬иктором —ергеевичем ѕоповым. јлбанов Ц блест€щий пианист, дирижЄр, хормейстер. ќн сделал переложение многих литургий, духовной, народной музыки.  акую-то часть мы поЄм, что-то уже записали. »ван јлексеевич проводит большую работу с солистами хора, совершенству€ их вокал.

     ћо€ же точка зрени€ на вокал така€. Ќадо добиватьс€ от певца максимальной естественности. Ќи к чему заставл€ть его петь в кубанской или донской манере Ц или как бабушки в деревн€х пели. ћы не этнографический, не бытовой коллектив. Ќадо придерживатьс€ народной манеры пени€, особенно в женских голосах, но при этом развивать то, что дала природа. ≈сли в голосе по€вл€етс€ искусственность, он тер€ет свою самобытность. ѕоэтому, работа€ над качеством вокала, совершенству€ технику, дыхание, дикцию, надо сохран€ть индивидуальность талантаЕ Ќо самое главное Ц воспитать в каждом из певцов художника. ј рождение художника происходит, когда у человека по€вл€етс€ личностное отношение к тому, что он поЄт. Ёто личностное отношение про€вл€етс€ в интонации.

     –усска€ школа пени€ тем и отличаетс€ от италь€нской, немецкой и многих других, что, по словам Ўал€пина, это школа интонации. Ўал€пин не просто пел, каждое слово, кажда€ буква в его исполнении несла интонацию Ц не высотную, а художественную, душевную. ƒа, слово Ц это носитель мысли. Ќо интонаци€ может полностью перевернуть мысльЕ ¬ ней-то и заложено уникальнейшее своеобразие и богатство русской школы пени€. „ем и мы, в меру своих возможностей, пытаемс€ пользоватьс€.

     Ц —коро ¬аш день рождени€Е

     ћне исполн€етс€ 71. ѕонимаю, возраст солидный. Ќо те люди, которые идут на смену, поведут хор дальше. ћен€ радует, что у мен€ есть прекрасные помощники. » это не только мои родные дочери, ¬иктори€ и Ќаташа. Ёто Ѕорис  ачур, Ќаталь€ √убаЕ Ѕолее 30 лет со мной работает талантливый фольклорист, этнограф, профессор Ќиколай »ванович Ѕондарь, который создал свою научную школу. ƒумаю, наш фольклорно-этнографический центр Ц уникален, другого такого нет в –оссии. “еперь вот √осподь послал мне »вана јлбановаЕ

     я радуюсь, когда в коллективе по€вл€ютс€ одарЄнные певцы, танцоры, руководители. ¬ одиночку хор не создашь. ≈го можно создать только сообща. » € уверен, что мои ученики продолжат творческую де€тельность  убанского казачьего хора. — уходом того или иного человека не заканчиваетс€ жизньЕ —коро будем отмечать 200-летие, а там дойдЄт и до 300-летнего юбиле€, и до 500-летнего.

     Ц ƒолгие годы репертуар хора подпитывалс€ тем, что находили фольклористы по казачьим станицам. Ќо когда-то же этот источник исс€кнет.

     Ц  Ќет не исс€кнет. —колько песен только в тех сборниках, которые € издал. »здан весь дореволюционный репертуар  убанского казачьего хора в обработках √ригори€  онцевича. “ыс€чи, дес€тки тыс€ч песен записаны и наход€тс€ у нас в научном фольклорно-этнографическом центре при √Ќ“” Ђ убанский казачий хорї. ћатериалов предостаточно.

     ¬ народной музыке заложено столько, что всегда есть возможность новых прочтений.  лассические композиторы (√линка, „айковский, –ахманиновЕ) показали нам пример того, как должна народна€ музыка жить на сцене. „айковский в одной из симфоний использовал и разработал тему русской народной песни Ђ¬о поле берЄза сто€лаЕї √линка Ц переработал Ђ амаринскуюїЕ ¬ советское врем€ нам демонстрировал это величайший русский композитор √еоргий —виридов. ≈го Ђ урские песниї Ц это просто пам€тник русской культуры! –усска€ песн€ разнообразна. ќна существует и в деревне, в скромном оде€нии, еЄ поют мамы своим младенцам, бабушки за рукодельемЕ » она же звучит на самых престижных сценах, в изложении гениальных композиторовЕ

     Ц Ќаша встреча происходит накануне ¬ашего отъезда в ћоскву, где в  ремле ¬ам будут вручать орден Ђ«а заслуги перед ќтечествомї. ¬ы встретитесь с ѕрезидентом. Ќамериваетесь ему что-то сказать?

     Ц ƒумаю, нас будет не один дес€ток. ≈сли каждый начнЄт изливать свои ча€ни€Е —лава Ѕогу, ни €, ни  убанский казачий хор не обижены вниманием.

     Ц Ќо всЄ-таки, если случитс€ оказатьс€ р€дом с √лавой государства в неформальной обстановке, ¬ы бы хотели ему что-то  сказать Ц искреннее, задушевное?

-Ц  я бы хотел ему, прежде всего, пожелать здоровь€ физического и здоровь€ духовного. » ещЄ пожелал бы ему того, что все мы, православные, просим в своих молитвах: Ђ√осподи, дай  нам премудростиЕї —лишком велика ноша, т€жесть, что лежит на нЄм. ћы еЄ никогда не носили, мы еЄ можем только теоретически представить, а он еЄ несЄт сегодн€. ѕоэтому, конечно же Ц только пожелани€, чтобы хватило сил и мудрости, чтобы правильно нести свой крест, который на него возложен промыслом божьим.

     „то касаетс€ конкретных просьбЕ ѕо инициативе губернатора  раснодарского кра€ ѕрезидент уже подписал документ о праздновании 200-летнего юбиле€  убанского казачьего хора.  акие могут быть ещЄ просьбы? «а это просто хочетс€ сказать спасибо.

 

»рина  ирь€нова

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.