ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора




  200-летию  убанского казачьего хора

 убанский казачий хор в эмиграции.
перва€ половина xx века

»стори€ песенной культуры кубанских казаков тесно св€зана с военно-историческими традици€ми Ц как самого казачества, так и –оссии. Ћюбовь к пению, знание народных и строевых песен Ц это неотъемлема€ часть казачьего воспитани€ в семье и обществе. Ёту традицию сохранили кубанские, донские и терские казаки в эмиграции. ќни уходили из –оссии с оружием и знаменами, церковными реликви€ми св€тын€ми и главным духовным наследием Ц казачьими песн€ми.

—оздание казачьих хоров в эмиграции стало €ркой страницей в сохранении российского культурно-исторического наследи€. ¬ то врем€ как в самой большевистской –оссии, в 20-е годы XX века уничтожалась народна€ культура, разрушались храмы и церкви, в странах ≈вропы, —еверной и ёжной јмерики и других местах, куда судьба забрасывала казаков, создавались войсковые хоры, ансамбли песенников, театрализованные группы Ђджигитыї с хорами, струнные и духовые оркестры.

¬ но€бре 1920 года на острове Ћемнос, где были сосредоточены около 18 тыс€ч эмигрировавших кубанских казаков, состо€лись выборы кубанского атамана. »м стал известный де€тель Ѕелого движени€, казак станицы ѕетровской генерал ¬ладимир √ригорьевич Ќауменко (1883 Ц 1979). јтаманскую булаву в эмиграции он держал 38 лет. ≈му принадлежит выдающа€с€ роль в сохранении  убанского войска и его военно-исторических традиций вдали от –одины. ќдним из первых приказов, изданных Ќауменко 25 феврал€ 1921 года в городе  онстантинополе, было придание статуса гимна войсковой песне Ђ“ы,  убань, ты наша –одинаї. јтаман Ќауменко смог организовать рассе€нных по всему миру кубанских казаков в общественную организацию Ц Ђ убанское казачье войско в эмиграцииї. Ќар€ду с войсковым штабом, канцел€рией, типографией, казачьими хуторами и станицами были созданы и такие учреждени€ культуры, как ¬ойсковой музей, ¬ойскова€ библиотека и ¬ойсковой хор. јтаман Ќауменко придавал огромное значение этим учреждени€м культуры, которые помогали казакам сохранить св€зь с духовной культурой –одины и утолить боль и грусть от разлуки с близкими, с родной  убанью. Ѕольшую роль в объединении казаков всегда играла песн€, способна€ эмоционально воздействовать на душу казаков. Ѕлагодар€ зарубежным архивам, частным коллекци€м, воспоминани€м казаков-эмигрантов, историки уже располагают данными о том, что ¬ойсковой певческий хор, который был создан еще в ≈катеринодаре и в 1911 году отметил свое столетие, был восстановлен в 1920 Ц 1921 годах в —ербии. Ќекоторым артистам хора, распущенного в 1920 году большевистской властью, удалось покинуть –оссию. ќни и были организаторами заграничного ¬ойскового певческого хора, продолжа€ его исторические традиции. ƒо недавнего времени исследователи считали, что после 1920 года войсковой хор распалс€ и был восстановлен только в 1936 году. ¬ последние дес€тилети€ из зарубежь€ вернулись многие казачьи архивы, в том числе в 2000 году в краевой архив (√ј  ) и краевой исторический музей ( √»јћ«) поступили в дар документы личного архива атамана  убанского казачьего войска в эмиграции с 1920 по 1958 год ¬.√. Ќауменко. »з документов атамана, воспоминаний кубанских казаков стало известно, что в 1920 Ц 1921 годах в —ербии заботами генерала Ќауменко из бывших певчих был восстановлен  убанский войсковой певческий хор. »звестны два его первых регента Ц —. —околов и √. ¬инников. —начала коллективом руководил регент —околов, затем сотник ¬инников. ¬ период вывоза кубанских казачьих регалий из ≈катеринодара в —ербию в феврале 1920 года вместе с ними в ≈вропу были вывезены и исторические реликвии старого хора. —реди них Ц библиотека войскового хора и музыкальные инструменты, приветственный адрес старослужащих ¬ойсковых хоров в пам€ть 100-летнего юбиле€ ¬ойскового певческого хора и приветственные адреса к юбилею хора от ≈катеринадарского головы ƒицмана и ћариинского женского института. ¬ дневниках атамана Ќауменко Ц ценнейшем источнике о жизни кубанцев в эмиграции Ц содержатс€ также материалы о воссоздании ¬ойскового хора. ƒневники были переданы на  убань в 2000 году дочерью атамана Ќаталией Ќазаренко, проживающей в —Ўј. ¬ 1922 году 19 феврал€ Ќауменко рассказывает о своей встрече с ¬ойсковым хором на концерте в Ѕелграде. ќн пишет: Ђ√енерал «боровский выстроил ¬ойсковой хор. я с ними поздоровалс€, поздравил с Ќовым годом. Ќачалс€ молебен. ѕосле молебна отлично пел ¬ойсковой хорї. ¬ записи за 25 июл€ 1922 года он отмечает свою встречу хором по поводу улучшени€ их репертуара. »з воспоминаний общественных де€телей кубанской казачьей эмиграции Ц ‘.». ≈лисеева (1892 Ц 1987), ¬.ƒ. √амали€ (1886 Ц 1956), ƒ.≈. —кобцова (1884 Ц 1968) стало известно, что большую известность в хоре получили артисты бывшего дореволюционного хора Ц есаул ».».  узенко, есаул Ћ. «емцев, ур€дник ».ј. ќперай.

”р€дник ».ј. ќперай               ≈саул ».».  узенко

Ќауменко описывает свою встречу с солистом ».  узенко на концерте ¬ойскового хора на русском вечере в Ѕелграде 29 марта 1923 года. ».  узенко Ц казак станицы Ќекрасовской  убанской области, был ведущим певчим ¬ойскового певческого хора в ≈катеринодаре в начале ’’ века.

Ќа юбилейной фотографии 1911 года он запечатлен в последнем р€ду. ¬ эмиграции он также был одним из ведущих солистов певческого хора. ѕроживал в Ќью-…орке, здесь же и умер в начале 70-х годов ’’ века. ≈го прах покоитс€ на казачьем кладбище в штате Ќью-ƒжерси.

–абота€ с личными архивами старожилов  раснодара, мне удалось собрать сведени€ еще об одном певчем бывшего дореволюционного хора и ушедшем в эмиграцию в 1920 году Ц Ћеониде «емцеве. ¬ частном семейном архиве хран€тс€ его письма к своей невесте ‘еодоре ”гневенко. ¬ своих письмах, написанных в начале 20-х годов, он неизменно обращаетс€ к ней Ђмой незабвенный, сказочный и дорогой кумир сердца и души моей..ї. ¬ этих письмах он подробно описывает гастроли ¬ойскового хора в Ћатинской јмерике, ≈вропе, јвстралии.

¬ этом году исполн€етс€ 200 лет  убанскому казачьему хору, традиции которого его старые певчие хранили и в своей душе и на сцене на чужбине.

Ѕольшой попул€рностью в —ербии и странах ≈вропы в 20-е Ц 30-е годы XX века пользовалс€ хор Ћейб-√вардии  убанского дивизиона, в организации которого принимали участие бывшие конвойцы. Ќебольшие хоры существовали в кубанских станицах, организованных в Ѕолгарии, ёгославии, ѕариже,  анаде, ƒании. ¬ статье ‘.». ≈лисеева Ђ—реди кубанцев в ѕарижеї даетс€ описание казачьего вечера 26 сент€бр€ 1931 года, где упоминаетс€ выступление казачьего хора под управлением Ќиколаева. —реди гостей были известные кубанцы Ц ј. Ўкуро, нотариус ѕодушка и дочь бывшего дирижера  убанского войскового симфонического оркестра казачка —ериниани.

ќгромное значение дл€ де€тельности зарубежных хоров имело издание отдельными брошюрами воспоминани€ ‘.». ≈лисеева об истории кубанского войскового гимна: в 1930 году в ѕариже и в 1950 году в —Ўј.

 убанский казачий хор, ёгослави€ 1927 год

¬ переписке ≈лисеева с сестрой кубанского казака ѕ. ћакаренко ћарией ѕухальской, котора€ проживала в —Ўј, есть интересные сведени€ об авторе музыки кубанского войскового гимна, терском казаке, известном композиторе, регенте хора наместника императора на  авказе ѕетре Ќиколаевиче  олотилине. ƒл€ сохранени€ певческой культуры издавались сборники казачьих песен и марши казачьих полков и репертуары ¬ойскового хора.

 азачь€ эмиграци€, сохран€€ свое культурное наследие вдали от –одины, способствовала возрождению военно-исторических традиций в –оссии накануне II мировой войны, созданию јнсамбл€ песни и пл€ски кубанских казаков в 1936 году в  раснодаре. »стори€ и опыт де€тельности казачьей эмиграции играет огромную роль в возрождении казачества в –оссии и сохранении культурного наследи€.

¬ 2009 году на  убань была возвращена коллекци€ регалий  убанского казачьего войска, среди которых есть и реликвии ¬ойскового певческого хора: приветственные адреса к 100-летнему юбилею хора от ћариинского женского института, старослужащих и городского головы ≈катеринодара, старинна€ бандура. ѕотомки казаков-эмигрантов подарили приветственные адреса  убанскому казачьему хору, воспринима€ его как приемника ¬ойскового певческого хора. Ѕандура украшает новую экспозицию  раснодарского музе€-заповедника, посв€щенную казачьим регали€м.

Ќатали€  ќ–—ј ќ¬ј,
заслуженный работник культуры  убани.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.