Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Традиционная культура народов Юга России

Значимое научно-просветительское мероприятие состоялось 25 ноября 2016 г. в Краснодарской краевой универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина. Презентация 2-го тома серии монографий «История, этнография, фольклор Кубани», посвященному Горячеключевскому району, продолжилась Всероссийской научно-практической конференцией «Традиционная культура народов Юга России: история, динамика, современное состояние». Презентация и конференция состоялись при поддержке Министерства культуры Краснодарского края и ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», библиотеки им. Пушкина.




В. Г. Захарченко открывает презентацию
Открыл презентацию генеральный директор, художественный руководитель Кубанского казачьего хора, профессор, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации В.Г. Захарченко. Он напомнил собравшимся о важности национальных корней для сохранения русского народа и других народов России. Одним из таких корней является народная песня, которая подобна желудю, из которого прорастает огромный дуб музыкальной культуры… Прославленный хормейстер и композитор подчеркнул значимость концертного исполнения для сохранения народной песенной культуры.

Н.И. Бондарь разъясняет суть проекта

Заведующий Научно- исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», автор проекта и ответственный редактор книжной серии Н.И. Бондарь рассказал об истории развития проекта «История, этнография и фольклор Кубани», идея которого возникла ещё в 1970-е гг. Учёный указал на особую важность изучения истории и культуры кубанских станиц разных районов как взаимосвязанного комплексного явления, перечислил разделы монографии, посвященной Горячеключевскому району.

Фото обложки второго тома «Истории, этнографии и фольклора Кубани»
Это «Формирование этнокультурного пространства района в досоветский период» (автор – О.В. Матвеев); «История Горячеключевского района в советский и постсоветский период» (И.Ю. Васильев); «Традиционные занятия и материальная культура» (О.В. Матвеев); «Православная жизнь» (С.Н. Гетманская); «Календарные праздники, обряды, фольклор» (Н.И. Бондарь); «Родильно – крестильные обычаи и обряды» (В.В. Воронин); Свадебные обряды и фольклор» (А.И. Зудин); «Похоронно-поминальные обычаи, обряды и фольклор» (И.А. Кузнецова); «Устная проза и малые жанры фольклора» (В.В. Воронин); «Музыкальный фольклор» (С.А. Жиганова). Ею же была выполнена нотация песенных текстов.
Монография была снабжена приложениями: нотированными текстами песен, списком полевых материалов и информантов, библиографическим списком книг, статей и архивных материалов, посвященный району (Э.Г. Шевченко), диском с записями песенного фольклора станиц Горячеключевского района, этнической картой населённых пунктов Горячеключевского района (подготовленной администрацией Горячего Ключа).

Казачий генерал, историк В.П. Громов и исследователь фольклора терского казачества Е.М. Белецкая
Депутат законодательного собрания Краснодарского края, казачий генерал В.П. Громов подчеркнул особую важность аутентичных народных песен издавна бытовавших в конкретном населённом пункте. Касаясь развития системы казачьего образования, В.П. Громов подчеркнул, необходимость наличия у учащихся казачьих классов не только казачьей формы, но и внутреннего духовного казачьего содержания.
Главный научный сотрудник Научно- исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», профессор КубГУ О.В. Матвеев рассказал об особенностях исторического развития территории Горячеключевского района, где мягкий климат издавна привлекал носителей различных археологических культур, в последствии – черкесские общины. Историк показал специфику заселения казачьих станиц района, производившееся как русскими, так и малороссами, а также представителями других этносов, быстрое формирование в новых станицах специфического уклада жизни, основанного на табаководстве и лесных промыслах.
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры, заместитель декана Факультета традиционной культуры КГИК, кандидат искусствоведения С.А. Жиганова обрисовала специфику формирования фольклора на территориях позднего заселения, к которым относится и Горячеключевской район, примерно завершившейся в начале XX в., а также процесс его размывания в советский и постсоветский период. Фольклорист отметила некоторые особенно яркие образцы местного фольклора, такие как местный вариант легенды о борьбе Георгия Победоносца со змеем.
Заместитель заведующего Научно- исследовательским центром к.и.н. А.И. Зудин рассказал о специфике обрядности жизненного цикла в Горячеключевском районе и современном состоянии их сохранности. В определённой степени сохранилась и продолжает бытовать свадебная и похоронно-поминальная обрядность. Однако элементы свадебной обрядности, сохранив отчасти традиционную форму, утратили наполнение (например, вместо каравая используется торт). Другие комплексы обрядов жизненного цикла (родильные, проводы казака на службу) сохранились лишь в памяти наиболее пожилых старожилов. Сильно обеднела фольклорная составляющая обрядов.
После чего выступили участники конференции «Традиционная культура народов Юга России: история, динамика, современное состояние». Помимо краснодарцев выступали гости из Ростова-на-Дону, Майкопа, Твери.

Программа конференции «Традиционная культура народов Юга России: история, динамика, современное состояние».
Н.И. Бондарь (г. Краснодар) в своём докладе всесторонне рассмотрел набор концептов «Шиворот на выворот» с точки зрения акционального, звукового (в том числе – музыкального) и других видов кодирования. Учёный показал, что в традиционной культуре моменты обращения к антимиру, миру потустороннему заключены в рамки принципов нормального, человеческого мира, которые выполняют по отношению к нему сугубо служебные функции. Но идиомы нередко сохраняются при изменении идеологемы – смыслового содержания. Особенно часто это происходит в эпохи коренного изменения жизненного уклада.
Доцент Тверского государственного университета Е.М. Белецкая (г. Тверь) посвятила свой мемориальный доклад экспедиции Чечено-Ингушского государственного университета в Белокалитвинский район Ростовской области 1986 г. Были указаны специфические черты донской (лучшая сохранность обрядовой, любовной лирики) и терской (лучшая сохранность исторический песен, приданий) фольклорных традиций.
О.В. Матвеев (г. Краснодар) в своём оригинальном докладе «Почему не цветёт панский сад?...» описал традиционные представления кубанских станичников о дворянине (барине, пане). Образ знатного и богатого человека оказался неоднозначным и многогранным. Пан мог выступать в облике жадного, жестокого и спесивого самодура, знающегося с нечистой силой. А мог восприниматься как рачительный и успешный хозяин, щедрый благотворитель и защитник простых людей.
А.И. Зудин (г. Краснодар) рассказал о специфики традиционного питания старообрядцев Добруджи, совмещающих рыболовецкий и земледельческие типы хозяйствования. На живущих в Румынии представителей общины повлияла румынская кухня, а на переселившихся на Кубань- кухня местных восточных славян. В наибольшей степени сохранились традиции в сфере питания, связанные с религиозной сферой. Например, запрещено использовать рис для приготовления поминальной кутьи. Также А.И. Зудин высказал важное наблюдение о том, что в наше время не осталось народов с по-настоящему сохранившейся традиционной культурой и укладом жизни.

Участники конференции
Преподаватель Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета М.А. Карпун (г. Ростов-на-Дону) коснулась специфики растительного кода в представлениях о времени в донской казачьей традиции. Например, измерения времени по тени, которое в данный момент отбрасывает дерево, представлений о мировом древе - дубе.
Заведующая Музеем казачества, этнографии и культуры Приазовья Южного научного центра РАН Т.Ю. Власкина (г. Ростов-на-Дону) затронула специфику представлений о смерти казаков-некрасовцев. В частности, время и обстоятельства смерти тотально предопределены, даже если речь идёт о самоубийстве (смертном грехе в православной традиции). Поэтому по самоубийцам можно проводить обряды, замещающие «нормативное» церковное погребение.
Ведущий научный сотрудник отдела философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева к. соц. н. З.Х. Гучетль (г. Майкоп) обрисовала в своём докладе современное состояние культуры на Северном Кавказе, которое характеризуется неустойчивым балансированием между традиционностью и модерном, где традиционность уже чаще всего вторичная, созданная в постсоветский период. И элементы и неотрадиционности, и модерна служат прагматичным целям достижения богатства, защищённости, высокого социального статуса.
Ведущий научный сотрудник отдела этнологии народного искусства Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева к. и. н. Г.Г. Тхагапсова (г. Майкоп) коснулась принципов организации традиционной адыгской семьи, где соединение принципов соблюдения дистанции между её членами с поддержание прочного внутреннего единства и иерархии помогали сделать семью эффективным инструментом физического и культурного воспроизводства этноса.
Старший научный сотрудник лаборатории филологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН к.ф.н. Н.А. Власкина (г. Ростов -на-Дону) рассмотрела в своём докладе специфику традиционной одежды как маркера межэтнического и социального взаимодействия на ряде отдельных примеров (влияния турок –османов на традиционную одежду и украшения балканских славян, венгерского народного костюма на румынский и пр.). Был затронут и момент непростого выбора, костюм какой эпохи или какой территории можно считать «по-настоящему народным» для данного этноса.
Старший научный сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры, к. и. н. И.Ю. Васильев (г. Краснодар) постарался показать в своём докладе динамику эволюции традиционной культуры станиц Усть-Лабинского района в советское время. Дискуссию вызвал тезис о существенной значимости превращения селян в наёмных работников колхозов и совхозов в процессе размывания и трансформации традиционной культуры.
Участники конференции особое внимание уделили проблеме сохранения аутентичных форм народной культуры.
И.Ю. Васильев.
Фото И.А. Кузнецовой.

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.