ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора




Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

 олосовска€ “.ј., г. —таврополь

–оссийские военные в изучении и сохранении историко-культурного наследи€ северокавказского казачества

(по материалам архивного фонда ».ƒ. ѕопко)

»стори€ включени€ —еверного  авказа в состав –оссийской империи и дальнейшее формирование единого государственного пространства неразрывно св€зана с де€тельностью российских военных. ¬се чаще в современной историографии можно встретить работы, в которых указываетс€ на многообразие функций, выполн€емых в регионе русской армией [1]. ѕомимо своего пр€мого назначени€ – обеспечени€ безопасности новой окраины, российские военные принимали участие в хоз€йственно-экономическом освоении кра€ и его административном устройстве. ќсобенно значителен вклад военных в изучение —еверного  авказа. ¬ разгар активных военных действий, собранные ими топографические, этнографические и исторические данные о местных народах служили незаменимой базой дл€ выработки эффективной российской политики в регионе.

«авершение военного противосто€ни€ на —еверном  авказе (1864 г.) поставило перед власт€ми новые задачи. «— окончанием  авказской войны и умиротворением здешнего обширного и разноплеменного кра€, – писал современник, – наступила пора свести счеты с лишком полувековой, обильной событи€ми де€тельности русского правительства на  авказе, дабы достойно открыть новую эпоху жизни этого кра€, мирную эпоху внутреннего развити€» [2]. ¬ св€зи с этим актуализируетс€ проблема подготовки исследований, знакомивших русское общество с присоединением  авказа к –оссии, с тем, какой ценой это было достигнуто. —бор и публикаци€ материалов по этой проблематике становитс€ одним из приоритетных направлений де€тельности военной администрации. ѕо ее инициативе со второй половины 60-х гг. XIX в. начинаетс€ издание многотомного сборника документов под названием «јкты, собранные  авказской археографической комиссией». ƒес€ть лет спуст€, созданный при штабе  авказского военного округа ¬оенно-исторический отдел приступает к выпуску « авказских сборников» [3]. Ќа его страницах помещаютс€ архивные материалы и свидетельства очевидцев о недавних событи€х  авказской войны.

 онечно, в общем вопросе сохранени€ исторической пам€ти о подвиге кавказских войск не мог остатьс€ в стороне и вопрос о сохранении историко-культурного наследи€ северокавказского казачества. явл€€сь неизменной опорой политики российского правительства на  авказе, казаки недавними примерами своего беззаветного служени€ «÷арю и ќтечеству» пробуждали патриотические чувства и благотворно вли€ли на воспитание подрастающего поколени€. ќдним из примеров, иллюстрирующих работу военных в данном направлении, €вл€етс€ де€тельность »вана ƒиомидовича ѕопко –казачьего генерала, чье им€ в насто€щее врем€ занимает почетное место в «пантеоне» известных кавказоведов второй половины XIX в.

ќ жизни и творчестве ».ƒ. ѕопко (1819 – 1893 гг.) написано немало научных исследований [4]. —ын войскового св€щенника, не пожелавший св€зать свою судьбу с духовным поприщем, он  прошел долгий служебный путь от р€дового казака до генерала. ≈го личный архивный фонд [5], хран€щийс€ в насто€щее врем€ в √осударственном архиве —тавропольского кра€ включает в себ€ многочисленные документы, освещающие как его военную и административную де€тельность, так и исследовательскую работу [6]. —реди этого богатства архивных данных, в рамках насто€щей статьи, обратим внимание на документы, отражающие участие ѕопко в подготовке материалов дл€ военно-казачьего отдела ћосковской ѕолитехнической выставки [7].

ѕолитехническа€ выставка задумывалась как крупное просветительное меропри€тие, приуроченное к двухсотлетнему юбилею со дн€ рождени€ ѕетра I. ќна должна была пройти в ћоскве с 30 ма€ по 1 сент€бр€ 1872 г. ќдин из 25 ее отделов, на которых представл€лись промышленные, сельскохоз€йственные, военные, научно-технические и культурные достижени€, был посв€щен казакам.

—огласно программы подготовки военно-казачьего отдела, на выставке необходимо было показать: 1) вооружение казачьих войск: винтовки разных калибров и систем зар€жени€, пистолеты, шашки, пики, кинжалы, нагайки; 2) казачье снар€жение: патронташи, седла, в том числе и употребл€емые в частной казачьей жизни; 3) обмундирование – в виде фотографий и портретов казачьих атаманов и р€довых казаков. —оставленный из таких портретов альбом должен был дать возможность проследить обмундирование и отчасти вооружение казачьих войск в течение трех столетий (XVII, XVIII и XIX вв.). ќдновременно большое внимание удел€лось рисункам, показывающим современное обмундирование в полной походной форме генералов, офицеров и р€довых. ¬ натуре отправке на выставку подлежали папахи, бешметы, черкески и чекмени, изготовленные из тканей, вырабатываемых в казачьих войсках.

ќтдельную группу готов€щихс€ к выставке экспонатов по замыслам организаторов должны были составить фотографии и раскрашенные снимки со знамен и регалий, жалуемых казачьим войскам в последние три столети€, бунчуков, знаков атаманского достоинства и пр. Ќаконец, на выставку следовало представить картины, отражающие характерные эпизоды из военной жизни казаков [8].

–аботу по подготовке соответствующих материалов наказной атаман  убанского казачьего войска поручил возглавить генерал-майору ».ƒ. ѕопко, как офицеру, много досуга во врем€ службы удел€вшему на изучение истории и этнографии бывшего „ерноморского войска, «а по самой служебной де€тельности хорошо ознакомленного в этих отношени€х и с бывшим Ћинейным войском» [9].

»ван ƒиомидович с энтузиазмом и охотой вз€лс€ за выполнение порученного ему дела. ѕод его председательством при войсковом штабе был создан специальный комитет, в состав которого вошли рекомендованные ѕопко лица: войсковой старшина Ѕурсак, войсковой старшина ѕрага, есаул  осолап, есаул «ацепин, сотник  ороленко [10]. ¬ распор€жение комитета войскова€ администраци€ предоставила кабинет своего штаба, где в послеобеденное врем€, «по окончании штабных зан€тий», проходили его заседани€ [11]. «аведующий войсковым архивом получил специальное предписание выполн€ть немедленно все требовани€ ѕопко по предоставлению ему необходимых сведений и «вообще оказывать во всем законное содействие по сему предмету» [12].

ƒл€ эффективной и слаженной работы на одном из первых заседаний комитета между его членами была четко определена сфера де€тельности. Ѕудущему известному историку черноморского казачества ѕрокофию ѕетровичу  ороленко, поручалась работа с документами войскового архива. ≈го целью было «найти письменные факты, относ€щиес€ к старинному обмундированию, вооружению и снар€жению казаков» [13]. ќн же должен был составить опись казачьих знамен.

ќтветственным за сбор предметов старинного казачьего вооружени€ и снар€жени€ был войсковой старшина ѕавел ѕавлович Ѕурсак – потомок известного атамана черноморских казаков рубежа XVIII–XIX вв. ‘.я. Ѕурсака. —трем€сь подготовить материалы, в которых «должна быть передана верна€ истори€ боевого устройства войска с воспроизведением самых типов боевых людей прошлого времени», члены комитета не хотели ограничиватьс€ лишь данными войскового архива и арсенала, по их мнению, крайне недостаточными. Ќа места, почетным членам войска были разосланы специально подготовленные письма с просьбой представить дл€ выставки сохранившиес€ у них письменные или вещественные пам€тники, относ€щиес€ к старинному вооружению и снар€жению. Ќа непродолжительное врем€ комитет просил прислать записки, заметки или другого рода бумаги, а также «предковские» портреты, картины, рисунки или в натуре предметы вооружени€, воинского убора и одежды. ѕрекрасно понима€, что подобные предметы в казачьих семь€х составл€ют своего рода св€тыню, комитет обещал позаботитьс€ о должном их сбережении и возвращении в целости и с благодарностью [14]. ѕри этом дл€ подготовки образцов современной казачьей одежды (черкески, папахи и др.), а также казачьего седла, уздечки, недоуздка, треноги, плети решено было обратитьс€ за содействием к атаману Ѕаталпашинского отдела  убанской области.

ѕодготовка рисунков обмундировани€ и вооружени€ казаков бывших „ерноморского и  авказского линейного казачьих войск конца XVIII в. и насто€щего времени была поручена единственному местному художнику ѕетру —ысоевичу  осолапу. ¬ыходец из казачьей среды, он при материальной поддержке  убанского казачьего войска обучалс€ в ѕетербургской јкадемии художеств и в начале 70-х гг. был уже известен р€дом своих произведений: «—умасшествие», «¬озвращение из ссылки», «ѕоследние минуты Ўамил€ в √унибе».

ѕо заданию комитета  осолап выполнил два больших акварельных рисунка, представл€ющих формы обмундировани€ и вооружени€ генералов, штаб и обер-офицеров и нижних чинов  убанского казачьего войска. Ётому же художнику поручалось написать две большие картины на холсте, отражающие различные моменты кордонной службы казаков.

∆ивописные полотна, передающие реалии казачьей повседневности периода  авказской войны, предназначались дл€ пробуждени€ эмоций и патриотических чувств. ѕо замыслу ѕопко одна из картин должна была передавать сцену из боевой жизни конных, а друга€ – пеших казаков периода  авказской войны. “емой дл€ первой картины был избран момент тревоги на  убанской кордонной линии. ѕо словесному описанию »вана ƒиомидовича «на первом плане ее должен был быть воспроизведен кордонной пост с его плетневыми стенами и бойницами, остроженными терновником, и с вышкой, командующей окрестност€ми. „асовой на вышке, освещенный первым лучом восход€щего солнца, указывает дулом винтовки направление к тому месту, где показалс€ непри€тель. »з растворенных ворот поста выбегают казаки, вед€ коней в поводу и оправл€€ на себе оружие; одни на ходу подт€гивают подпруги, другие на бегу сад€тс€, а старики уже в седле и пустились вскачь за сотником, подн€вшим на мгновение глаза к вышковому указателю. ј там, впереди самого сотника, отважно галопирует старый артельный барбос, которому побежки на тревогу также вошли в привычку. Ќикто из выскакавших наперед не огл€дываетс€, никто не думает поджидать неготовых; у всех одна только дума, одна жгуча€ забота – как бы поскорей добратьс€ до азиатов, перехватить, не допустить их до станичного стада и малых пастушков при нем. ј сколько непри€тел€ – счет будет после. Ѕудет под силу, ударить и гнать – чей конь сильнее, а нет – сожмись в кучку, падай с коней и отстреливайс€, пока не подоспеет подмога…» [15].

Ќабросанна€ в таких чертах картина, котора€, по словам ѕопко, «напомнила бы старым кавказцам о прежней боевой жизни и затронула бы их за живое», из-за болезни художника осталась невыполненной. «ќбсто€тельство тем более прискорбное, - отмечал председатель комитета, - что художник сам был казаком, расковавшим свои доспехи на кисть и палитру - и ему не нужно было напр€гать особенно творческую способность, а стоило лишь немного порытьс€ в собственных воспоминани€х» [16]. ¬ итоге на ѕолитехническую выставку отправлена была лишь одна картина под заглавием «ѕервый момент боевой встречи пластунов с горцами на  убанской кордонной линии».

Ќаконец, организаци€ фотоснимков с войсковых знамен, регалий и портретов возлагалась на есаула «ацепина. ѕри выполнении этой задачи также возникли непредвиденные затруднени€. «  сожалению, - писал ѕопко, - некоторые старые, довольно типичные, портреты, при недостаточных средствах местной фотографии, оказалось невозможным воспроизвести в фотографических снимках, по причине полин€лости и тусклости красок, а средств дл€ реставрировани€ их не нашлось» [17]. ”далось сделать лишь несколько снимков, с тех немногих портретов, которые возможно было воспроизвести. “ак на выставке были представлены портреты полковника ј.‘. Ѕурсака, генералов Ќ.—. «аводовского, √.ј. –ашпил€, ‘.ј.  руковского.

 огда к плану ћосковской политехнической выставки добавили еще —евастопольский отдел, с  убани в ћоскву были затребованы образцы обмундировани€ и вооружени€ частей бывшего „ерноморского войска, а также портреты лиц, участвовавших в защите —евастопол€ и берегов  рыма.

ƒл€ —евастопольского отдела комитетом были подготовлены два фотографических снимка с портретов двух батальонных командиров, участвовавших в защите —евастопол€: ¬.¬. √оловинского и ».». Ѕедн€гина. “акие же два снимка с натуры были сделаны в декабре 1871 г. с двух групп офицеров и пластунов, участвовавших в защите  рымских берегов.   предложению сфотографироватьс€ бывшие пластуны отнеслись неохотно. Ќаходившихс€ уже в отставке севастопольских ветеранов, приехавших на екатеринодарский базар, ѕопко удалось уговорить только тем примером, что еще в 1855 г. были написаны в —евастополе с натуры портреты их боевых товарищей.  опи€ этой картины была издана художником ‘. “иммом в –усском художественном листке за 1855 г.

«начительные усили€ пришлось приложить ѕопко, чтобы разговорить своих несловоохотливых собеседников. «Ќа предложение, обращенное к кому-нибудь из них в отдельности рассказать свои личные похождени€, - писал впоследствии »ван ƒиомидович, - следовал уклончивый ответ: ходили, куда начальство приказывало, делали что могли и в рапортах не говорили, чего на деле не было. Ќа том бы, может быть, и кончилась наша беседа, если бы не помогли вызывающие замечани€ товарищей в таком роде: да ты-ж ходил до них сено палить; или: а ты разве забыл, как покусал тебе руки тот забесованный француз, которого ты с часов ст€нул? »ли: а ты помнишь, как под траншею с бичевкой подлазил, - ну и расскажи, чего ж тут соромитьс€! – ѕодобные напоминани€ вызывали на устах уличаемого улыбку, за которой €вл€лс€ и рассказ, правда, сжатый донельз€, приправленный местами афинской солью и опредисловленный оговоркой: да може воно и несовсем пригодно про такие пуст€ки начальству докладывать» [18]. ¬от такие, «рычагом выт€нутые доклады», и положил ѕопко в основу объ€снительных текстов, составленных им дл€ отправл€емых на выставку фотографий.

ѕодвод€ итог проделанной комитетом работы, ѕопко написал объ€снительные тексты, которые сопровождали отправл€емые на выставку экспонаты. Ќар€ду, как мы сказали бы сейчас с данными «устной истории», источниками дл€ их написани€ послужили дела войскового архива  убанского войска, послужные списки, а также сочинение ѕопко «„ерноморские казаки…» (—ѕб., 1858 г.) и его неизданные записки. ќбъ€снительные тексты ѕопко, выпущенные в 1872 г. в виде отдельного издани€, в насто€щее врем€ €вл€ютс€ библиографической редкостью [19].

ѕо окончании подготовки выставки научно-исследовательска€ де€тельность ѕопко имела свое продолжение. ¬ 1874 г. вышло распор€жение, согласно которому, остава€сь при  убанском казачьем войске, ».ƒ. ѕопко должен был состо€ть при  авказской армии, а дл€ написани€ истории казаков на —еверном  авказе ему был открыт доступ в местные архивы [20].

  юбилейным торжествам, приуроченным к празднованию 300-лети€ “ерского казачьего войска, вышел в свет первый выпуск его работы [21]. —обранный им материал оказалс€ столь обширным, что в опубликованном сочинении была представлена истори€ казаков лишь одного из казачьих полков на  авказе - √ребенского.

¬ своем исследовании ѕопко реконструировал историю по€влени€ первых казачьих сообществ на —еверном  авказе, особое внимание удел€л анализу их военного и домашнего быта, достаточно подробно остановилс€ на вопросах развити€ раскола в √ребенском войске и постепенного уничтожени€ старинного казачьего самоуправлени€. ќтдельные главы своей работы ѕопко посв€тил характеристике военно-бытовой повседневности казаков “ерского левобережь€ периода  авказской войны.

ѕосле выхода в свет первого выпуска, ѕопко продолжил работу по написанию истории казачьих полков, однако новых печатных работ у него так и не вышло. “ем не менее, собранный и представленный в его печатных трудах материал и в насто€щее врем€ €вл€етс€ незаменимым источником информации дл€ всех, кто занимаетс€ изучением истории и культуры северокавказского казачества.

ѕримечани€

  1. ѕылков ќ.—. –оссийска€ арми€ в трансформационных процессах на —еверном  авказе (конец XVIII – перва€ половина XIX в.) – јрмавир, 2011;  „ерноус ¬.¬. –усска€ арми€ на  авказе в XIX веке: основные функции в услови€х войны и поствоенной адаптации // —иловые структуры в этнополитических процессах на ёге –оссии. – –остов-на-ƒону, 2002. – —. 123 – 132.
  2. јкты, собранные  авказской археографической комиссией (ј ј ). – “ифлис, 1866. – “. 1. – —. III.
  3.  авказский сборник. - “ифлис, 1876 – 1912. “. 1 – 32.
  4. “рехбратов Ѕ.ј. ∆изненный путь и творческое наследие »вана ƒиомидовича ѕопко // “рехбратов Ѕ.ј.  убанские краеведы. –  раснодар, 2005. – —. 95-135; „умаченко ¬. . √енерал с душой поэта //  ультурна€ жизни ёга –оссии. –  раснодар, 2004. - є 1. – —. 3-8; Ўевченко √. ѕопко »ван ƒиомидович (1819 - 1893). – јрмавир- раснодар, 1996. – ¬ып. 2.
  5. √осударственный архив —тавропольского кра€ (√ј— ). ‘. 377. »ван ƒиомидович ѕопко, предводитель двор€нства —тавропольской губернии,  убанской и “ерской областей. ќп. 1. 1807 – 1889 гг. 53 ед.хр.
  6. —м. напр.: √ј— . ‘. 377. ќп. 1. ƒ. 10. ѕереписка об издании книги ».ƒ. ѕопко «„ерноморские казаки» и статей «ѕластуны» и ««акубанские воры» 11.09.1858 – 16.01.1859 гг.; ƒ. 28. ƒокладна€ записка ».ƒ. ѕопко о подготовке трудов по историографии  авказского казачества и кра€, и кратка€ записка о его службе. Ћична€ переписка. 30.09.1873 – 19.05.1874 гг.; ƒ. 31. —ведени€ о документах по историографии  авказа в архивах ƒона и јстрахани. ќтчет ».ƒ. ѕопко от 8.11.1875 г.
  7. √ј— . ‘. 377. ќп. 1. ƒ. 25. ѕереписка по вопросам представительства на политехнических выставках 1872 г.; ƒ. 26. »сторические и биографические очерки ».ƒ. ѕопко к фотодокументам и картинам, представленным от  убанского казачьего войска на ћосковскую политехническую выставку 30 ма€ 1872 г.
  8. √ј— . ‘. 377. ќп. 1. ƒ. 25.  опи€ программы подготовки военно-казачьего отдела. Ћ. 3-4.
  9. √ј— . ‘. 377. ќп. 1. ƒ. 25. Ћ. 1.
  10. “ам же. Ћ. 6
  11. “ам же. Ћ. 5 об.
  12. “ам же. Ћ. 10.
  13. “ам же. Ћ. 15.
  14. “ам же. Ћ. 11об – 12.
  15. √ј— . ‘. 377. ќп. 1. ƒ. 26. Ћ. 37 - 37об.
  16. “ам же. Ћ. 38.
  17. “ам же. Ћ. 4об.
  18. “ам же. Ћ. 46.
  19. »сторические и биографические очерки: к фотографическим снимкам и картинам, представленным от  убанского казачьего войска на ћосковскую политехническую выставку 30 ма€ 1872 г. - ≈катеринодар, 1872.
  20. √ј— .‘. 52. ќп. 1. ƒ. 85. Ћ. 76.
  21. ѕопко ».ƒ. “ерские казаки со стародавних времен. √ребенское войско.- —ѕб., 1880. – ¬ып. 1.
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.