ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

√айворонска€ ј. ¬., г.  раснодар

ѕќЋя » ¬ Ё“Ќќ ”Ћ№“”–Ќќћ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬≈ ё√ј –ќ——»»

(XIX – Ќј„јЋќ XXI ¬¬.)

¬ последние дес€тилети€ польска€ тематика с завидной посто€нностью встречаетс€ на страницах научных региональных изданий, а также представлена отдельными, специально ей посв€щенными сборниками. «–оссийско-польский исторический альманах», «ѕол€ки в –оссии», объедин€ющие труды отечественных полонистов и польских историков, освещают различные аспекты истории российско-польских взаимоотношений. ”сили€ми южнороссийских полонистов вводитс€ в научный оборот множество новых исторических фактов и документов. ѕредметна€ область проводимых исследований включает достаточно широкий спектр вопросов, посв€щенных по€влению пол€ков на  авказе и их интеграции в этнокультурное пространство ёга –оссии, что €вилось основанием дл€ по€влени€ первых обобщающих работ[1]. »тоги проведенных исследований могут стать основой дл€ определени€ современного состо€ни€ северо-кавказской польской диаспоры, помочь оценить потенциал национального самосознани€ в насто€щее врем€ и обозначить направлени€ его развити€ в ближайшей перспективе.

ѕроблематика того, когда и при каких обсто€тельствах на  убани, —еверном  авказе по€вились пол€ки, затронута в р€де работ дореволюционных и современных исследователей. —ледует отметить, что более подробно рассмотрен насильственный аспект по€влени€ пол€ков на  авказе, тогда как малоисследованной остаетс€ тема добровольного переселени€ (по долгу службы или по собственному желанию) этнических пол€ков на юг страны.

”поминани€ единичных случаев перемещени€ пол€ков на  авказ датируютс€ XVI веком [2]. ѕопытки исследовани€  авказа пол€ками продолжились в следующие столети€. ¬опросам присутстви€ пол€ков на  убани со времени ее освоени€ черноморскими казаками, посв€щено исследование ј.». —елицкого [3]. ј в XIX веке хронологически можно выделить несколько этапов польского переселени€, каждый из которых обусловлен собственными причинами. ¬ 1812-1814 гг. по€вление пол€ков в регионе отмечает √.Ќ. ѕрозрителев [4]. —обыти€ начала века, св€занные с вторжением Ќаполеона, стали причиной того, что несколько тыс€ч военнопленных французской армии польского происхождени€ оказались на  авказе, а позже, несмотр€ на возможность вернутьс€ домой, некоторые пол€ки выразили желание там остатьс€. ѕодъЄм польского национально-освободительного движени€ в 30-е и 60-е годы завершилс€ многочисленной ссылкой участников восстаний, в том числе, и на  авказ. “акже, на прот€жении всего периода, согласно официальным данным о пол€ках в кавказских войсках, подавл€ющее число солдат польского происхождени€ было призвано в качестве рекрутов [5]. «начительно было и число офицеров польского происхождени€, входивших в кавказский офицерский корпус.

—обственно численность пол€ков на  авказе в начале XIX века остаетс€ спорным вопросом дл€ современных исследователей. —охранившиес€ источники отличаютс€ противоречивостью. Ќ.Ќ. ¬елика€ в статье, посв€щенной вопросу пребывани€ пленных слав€н в горах —еверо-«ападного  авказа в первой половине XIX века, приводит свидетельства западноевропейского источника о нахождении там «огромного числа русских и пол€ков» [6]. ќбсуждаемой остаетс€ и тема массового дезертирства пол€ков и их активного участи€ в военных действи€х на стороне горцев в этот период времени, тем более, что потенциал «непокорных пол€ков» оценивалс€ современниками очень высоко: «≈сли бы малое число этих людей приехало сюда и добавило свои знани€, опыт и военную тактику к мужеству этого народа, то через несколько лет пол€ки смогли бы перенести войну в самое сердце –оссии, ослабить возможности ее правительства и, веро€тно, в конечном счЄте преуспеть в освобождении своей страны.   тому же мы можем присовокупить, без вс€кого сомнени€, то, что, однажды одержав победу, они могли бы обрести в качестве союзников донских и кубанских казаков, многие из которых признают общее свое происхождение с пол€ками» [7].

  концу XIX века, по итогам проведенной в 1897 г. ѕервой ¬сеобщей переписи населени€ –оссийской империи, пол€ков в  убанской области числилось всего 0,14%. –одным €зыком назвали польский 2719 человек (1852 мужчин и 867 женщин) [8].   1913 г. численность пол€ков в области увеличилась до 4333 человек [9].

¬ 1920 г. пол€ки входили в восьмерку главнейших народностей  убани и составили 1,23% населени€  убанского округа [10]. ѕо ¬сероссийской переписи 1920 года пол€ков в  убанском округе значилось 2933 человека (1486 мужчин и 1447 женщин) [11]. —пуст€ три года, в 1923 году, численность польского населени€ округа сократилась и составила 0,9% [12]. Ќа сокращение общей численности пол€ков на  авказе к середине 1920 г. в два с половиной раза по сравнению с 1914 г. обращает внимание в своем исследовании ј.ј. Ѕоголюбов [13], объ€сн€€ его, в том числе, и репатриацией пол€ков после провозглашени€ независимости ѕольши. ¬ 1926 году в  убанском округе числилось 2611 пол€ка (1342 мужчин и 1269 женщин), а во всех округах  убани – 7394 человека [14].

ћасштаб событий XX века вызвал новые волны миграции. ѕоследстви€ми репрессий 30-х гг. в отношении отдельных этнических групп, в том числе, и пол€ков, стали массовые депортации и сокращение численности польского населени€ в регионе. —мена имен и фамилий, национальной принадлежности в документах, перемена места жительства, становились дл€ многих пол€ков в годы советской власти реальной возможностью сохранить жизнь и свободу. »менно этими причинами объ€сн€етс€ крайне скудна€ информаци€ о представител€х польского народа на —еверном  авказе в конце 1930-х гг. [15], а данные официальной статистики советского периода требуют осторожного отношени€. “ем не менее, даже согласно подсчетам переписи 1939 г., польское население  раснодарского кра€ сократилось вдвое, составив 3841 человек, причем впервые численность женщин, в полтора раза, превысила численность мужчин [16]. ќбраща€сь к подробност€м «ѕольской операции» Ќ ¬ƒ 1937-1938 гг., ≈.¬. ∆лоба приводит данные о более чем трЄхстах арестованных по «польскому вопросу» только в  раснодаре, отмеча€, что процентное соотношение расстрел€нных по отношению к осужденным (по всем национальным операци€м) в  раснодарском крае превышало 94% [17].

ћа€тник советско-польских отношений предвоенного и военного времени определ€л судьбы пол€ков, проживавших в —оветском —оюзе. ¬ 1944-1946 гг. на территорию ёга –оссии были перемещены и временно там проживали пол€ки, депортированные в 1939 г. в районы —ибири и —евера. ¬ 1944 г. —тавропольский край прин€л 630 семей польских граждан, которые насчитывали 1450 человек [18].   концу 1945 г. в  раснодарском крае находились 4500 пол€ков, в —тавропольском крае – 1900, в –остовской области – 1134,  абардинской ј——– – 158, —еверо-ќсетинской ј——– – 120, ƒагестанской ј——– - 320 [19].   1946 году, большинство из них, после заключени€ договора между ———– и ѕольшей, были репатриированы на родину.

ѕереписи последующих лет фиксируют численность лиц, проживавших в крае и назвавшихс€ пол€ками. ¬сесоюзна€ перепись населени€ 1959 г. – 2861 человек [20], 1979 г. – 3316 человек [21], 1989 г. – 3655 человек [22]. ¬сероссийска€ перепись населени€ 2002 г. – 2958 человек [23], 2010 г. – 1125 человек [24].

¬ысокий уровень образовани€, как отличительную черту польской диаспоры на  убани, отмечают подавл€ющие число исследователей. ќпира€сь на данные ѕервой ¬сеобщей переписи –оссийской империи 1897 года, ј.ѕ. “руханович указывает также и на равную степень образованности мужчин и женщин, что говорит о том, что прибывающие на  убань пол€ки в значительной степени были грамотными и образованными [25]. —татистические данные 1920 года выдел€ют высокий процент грамотности пол€ков среди других народностей (из мужчин от 8 лет и старше грамотными были 83,2%, а среди женщин от 8 лет и старше – 73,8%) [26]. Ќеслучайным поэтому представл€етс€ по€вление целого р€да исследований, посв€щенных изучению профессиональной де€тельности кавказских пол€ков [27]. “ем более, что той многочисленной части польских переселенцев, которую составл€ли ссыльные, наход€щиес€ под полицейским надзором, было запрещено заниматьс€ некоторыми видами де€тельности, а именно заниматьс€ педагогической практикой, принимать к себе учеников, читать публичные лекции, участвовать в публичных заседани€х ученых обществ, участвовать в публичных сценических представлени€х, содержать типографии, фотографии, библиотеки и служить при них в качестве кого-либо, вести врачебную практику, торговать книгами, содержать трактирные и питейные заведени€ [28]. ћногим пол€кам приходилось мен€ть привычный род де€тельности, временно или посто€нно, или пытатьс€ получить разрешение на “воспрещенную работу”. ѕоэтому доступные зан€ти€ воспринимались порой как “лакейские и сторожевые”.

  концу XIX века в  убанской области большинство самосто€тельных мужчин польского происхождени€ (из 1505 человек, указанных в таблице распределени€ населени€ по группам зан€тий в переписи 1897 г.) были зан€ты на военной службе – 314 человек, земледелием занимались 217, служили на железных дорогах –189, зан€ты частной службой – 151, изготовлением одежды занимались – 59 человек, 44 получали доходы с капитала и недвижимого имущества, работали на почте – 21 [29]. Ќаибольшие показатели зан€тости женщин относ€тс€ к частной службе, зан€тию земледелием, изготовлению одежды, учебной и воспитательной де€тельности.

—егодн€, оценива€ вклад пол€ков в культурную и общественную жизнь региона, можно лишь усомнитьс€ в возможности существовани€ в их среде «l’improductivite slave», опроверга€ тем самым и скептицизм Ћеона ѕлошовского, не знавшего ни одного уголка земли, где пропадало бы напрасно столько блест€щих дарований и где даже те, кто дает кое-что миру, дают так мало, такую ничтожную малость по сравнению с тем, чем наделил их господь [30].

’арактерной особенностью кубанских пол€ков ј.ѕ. “руханович называет большую долю лиц привилегированного сослови€, подчеркива€, что ни одна из этнических групп  убани не имела такого показател€ [31]. ¬ конце XIX века среди кубанских пол€ков количество двор€нства было наибольшим – около 24% [32]. ќбъ€снение такого социального состава пол€ков можно искать, в том числе, в причинах их по€влени€ на  авказе, а именно, в высылке пол€ков за участие в политической де€тельности. ѕравительство жестоко карало польское двор€нство за неповиновение и активное участие в восстании. »менно его в первую очередь лишали прав состо€ни€ и высылали вглубь –оссийской империи [33]. ѕодтверждением тому служит, например, тот факт, что социальный состав польской политической ссылки в ¬€тской губернии в конце 60-х – начале 70-х гг. XIX в. также был представлен в 74,4 % двор€нством [34]. ѕримерно столько же пол€ков относилось к мещанству. ¬ тоже врем€ самый высокий показатель по численности среди пол€ков принадлежал кресть€нам, которых в переписи 1897 года значилось 1089 человек [35].

÷иклом публикаций выделена тема –имско-католической церкви и ее культурно-просветительской де€тельности на —еверном  авказе [36]. —татистические данные свидетельствуют о значительном числе католиков в регионе. “ак, в 1889 г. на —еверном  авказе проживало 9732 человека римско-католического вероисповедани€ [37], в 1896 г. – 9412 человек [38], в 1898 г. – 11249 человек [39]. Ќа момент переписи 1897 г. в  убанской области католики составл€ли 0,39% (7534 чел.) [40].  атоликов в 1897 году в г. ≈катеринодаре было 1099 человек, большинство из которых – пол€ки (63,7%; 643 чел.) [41].

¬ XIX веке, несмотр€ на существование разных точек зрени€ о роли католического духовенства в польском национально-освободительном движении, одну из которых высказывал в своем письме генерал-губернатор ћ.Ќ. ћуравьев: «»з дел, представленных ко мне следственными комисси€ми, € усматриваю, что по донесени€м начальников отр€дов, а также по показани€м пленных, самое живое участие в возбуждении народа к м€тежу принимает здешнее католическое духовенство, объ€вл€€ в костелах революционные манифесты, привод€ к прис€ге вербуемых м€тежниками сообщников, присоедин€€сь к шайкам, в которых не раз встречались они с нашими войсками при перестрелках, и, наконец, предводительству€ некоторыми из шаек» [42], власти не преп€тствовали строительству католических храмов в местах ссылки пол€ков. ј Ѕоголюбов пишет о том, что накануне ѕервой мировой войны на —еверном  авказе существовало, по крайней мере, 12 католических приходов. [43]. »сследу€ польскую диаспору јрмавира, —.Ќ.  титоров обращает внимание на религиозность местной общины и строгое соблюдение ее членами всех предписаний и канонов –имско-католической церкви [44]. ќбъедин€ющую роль костелов в жизни кубанских пол€ков отмечала ќ.ѕ. Ѕридн€, объ€сн€€ ее тем, что, не основыва€ компактных поселений и растворившись среди местного населени€, пол€ки, €вл€€сь приверженцами католицизма и прожива€ в районах с преобладанием православного населени€, стремились сохранить свое вероисповедание и традиционную культуру, всегда объедин€лись вокруг костелов [45]. — утратой пол€ками родного €зыка, костел оставалс€ дл€ польской общины главным св€зующим звеном [46]. ¬ 30-е годы XX века по известным причинам де€тельность католических приходов была прекращена, а ее возобновление пришлось на начало постсоветского периода.

ѕеремены в конфессиональной принадлежности пол€ков за врем€ их проживани€ на  авказе, обращение к иной религии или отказ от веры, были св€заны с процессами длительной ассимил€ции и идеологическими ограничени€ми XX века.  ризис национальной идентичности после распада —оветского —оюза, привел к необходимости поиска этнической самоидентификации, что влекло за собой необходимость конфессионального определени€. ¬ постсоветский период происходит возрождение традиционного вероисповедани€, выражающеес€, в том числе, в стремлении пол€ков к отправлению обр€дов по католическим канонам, в строительстве костелов, что ведет к оживлению религиозной жизни, а также к усилению позиций –имско-католической церкви в регионе в целом. “ребует отдельного исследовани€ вопрос о сохранении, или скорее о возможности возрождени€ «польскости» в услови€х утраты значительной частью кавказских пол€ков католического вероисповедани€ и изменением роли католического прихода в их повседневной жизни.

ѕольский €зык как важнейшее условие сохранени€ национальной идентичности оставалс€ родным дл€ подавл€ющей части первых польских переселенцев. —пуст€ дес€тилети€ польским €зыком владели и считали его родным лишь представители старших поколений. —тремительность процесса русификации польского населени€ на  авказе в конце XIX века отмечает ќ.¬. ћатвеев [47], а его основной причиной ».¬. ÷ифанова считает повсеместное дисперсное расселение «выходцев из ÷арства ѕольского» по территории  авказа [48]. “ак, согласно данным переписи 1897 года, считали польский €зык родным в  убанской области – 1852 мужчин и 867 женщин, в “ерской области – 3407 мужчин и 766 женщин, в „ерноморской губернии – 498 мужчин и 233 женщин, в ƒагестане – 1515 мужчин и 115 женщин [49]. ”же к концу XIX – началу XX века почти половина польских переселенцев в качестве родного €зыка прин€ла русский [50]. Ќа прот€жении следующего, XX века, процесс перехода к русскому €зыку продолжилс€.  авказские пол€ки мало разговаривали и писали по-польски. ѕостепенно польский становилс€ €зыком молитвы и воспоминаний. ¬спомина€ долгую жизнь, прожитую на дагестанской земле, јнна »гнатьевна √аниева, родивша€с€ в местечке —кольцы под ¬аршавой, рассказывала: ««наю польский, русский и аварский €зыки. Ќи разу не приходилось говорить по-польски. ¬нукам иногда пою песни, рассказываю басни на родном €зыке. »м интересно. ¬печатление такое, будто в ƒагестане родилась» [51].

¬ своем исследовании, посв€щенном рассмотрению демографического аспекта проживани€ пол€ков на  убани, ¬.Ќ. –акачев, опира€сь на переписи 1897, 1926, 1939, 1959,1970, 1979, 1989 годов приводит данные об изменении численности пол€ков в крае, а также прослеживает динамику в определении пол€ками родного €зыка, который осталс€ таковым к 1989 году дл€ 15,2% кубанских пол€ков. “акже исследователь обращает внимание на то, что в эти годы наметилась друга€ тенденци€ – сокращение доли пол€ков с родным русским и увеличение числа лиц, указавших в качестве родного украинский или белорусский €зыки [52]. ќбъ€снением тому может служить переезд депортированных украинских пол€ков на  убань. “ак, в исследовании ¬. ѕукиша, рассматривающем историю общины украино€зычных пол€ков  азахстана, некоторые члены которой позже переселились на  убань, обращаетс€ внимание на то, что в таких семь€х домашним €зыком становилс€ украинский [53].

¬ начале XXI века происходит попытка возрождени€ польского €зыка в центрах, объедин€ющих пол€ков  авказа, которые в конце XX – начале XXI вв. были открыты в ѕ€тогорске,  раснодаре, —таврополе, ¬олгограде, јнапе, ¬ладикавказе, Ќальчике. ¬остребованность такого начинани€ подтверждаетс€ желанием изучать польский €зык местными жител€ми, имеющими польские корни. «аметную роль в попул€ризации польского €зыка играет полонийна€ пресса – « авказска€ ѕолони€» в ѕ€тигорске, «ѕольские ведомости» в  раснодаре.

—татистические данные указывают на то, что 47,8% кубанских пол€ков проживало в городах [54], в —тавропольской губернии в городах проживало более 70% пол€ков, а в “ерской области почти 80%. Ќа  убани пол€ки занимали четвертое место по численности среди городских жителей [55]. √орода и крупные станицы  авказа прит€гивали польских переселенцев большей доступностью образовани€, применени€ профессиональных навыков, более привычной жизнью и возможностью участи€ в жизни католической общины.

 убанскими исследовател€ми отмечено, что на территории  убанской области ни отдельных поселений, ни компактных групп, в пределах смешанных поселений, пол€ки не образовывали [56], что совпадает с заключением дореволюционных авторов о рассе€нном проживании пол€ков на  авказе [57]. ¬ монографии ј.». —елицкого приводитс€ пример двух таких исключений – селени€ –аздольного (ныне в черте Ѕольшого —очи) и станицы “емнолесской (јпшеронский район) [58]. ¬.—. ѕукиш упоминает о смешанном польско-чешском селе “екос возле √еленджика [59]. ћнение по поводу того, насколько компактно пол€ки проживали в рамках кавказских населЄнных пунктов требует уточнений. “ак, ћ.¬. √ригорашвили-Ѕураковска€ указывает на то, что во ¬ладикавказе сложилось насто€щее польское сообщество. ѕол€ки сплоченно жили в центре города – преимущественно в так называемом «польском квартале» на улице ѕольской и владели полутора тыс€чами дворов [60]. ќтмечены места компактного проживани€ пол€ков в пригородах ¬олгограда [61]. —тавропольска€ исследовательница ¬.Ѕ. ≈льникова упоминает о хуторе ѕольском Ўпаковского района, —тавропольского кра€, основанном в 1834 году пол€ками, сосланными на  авказ за участие в польском восстании 1830-1831 гг. ѕозже, в конце XIX века, здесь поселились дес€ть семей выходцев из приграничных районов –оссии и ѕольши, которые приехали в поисках свободной плодородной земли. ѕо воспоминани€м жител€ хутора, Ѕ.ј. ѕодгурского, земл€ здесь была куплена пол€ками-переселенцами: «Ёто были трудолюбивые люди. ƒома построили компактно на одной улице. ¬ плане это был пр€моугольник. ƒома строили с земл€ными полами и камышовыми крышами. –€дом с рекой сажали капусту. — другой стороны хутора, в поле, се€ли пшеницу и кукурузу. ¬ двух километрах от населенного пункта располагались виноградники и сады. ќсновна€ т€глова€ сила и главное средство передвижени€ были быки. ѕовседневна€ одежда их мало чем отличалась от одежды здешних жителей. Ћюбимым блюдом были «драники» [62]. —тарожил отмечает, что польские семьи всегда старались поддерживать между собой тесные отношени€, которые со временем еще больше укрепл€лись брачными союзами и крестинами.

Ќесмотр€ на посто€нный рост числа браков пол€ков с представител€ми других национальностей, главным хранителем традиций польской культуры, польского €зыка и приверженности католицизму оставалась семь€. ќ.¬. ћатвеев, исследу€ повседневную жизнь пол€ков в укреплени€х „ерноморской береговой линии в 30-е – 50-е годы XIX века, на основе анализа формул€рных списков офицеров польского происхождени€, отмечает, что пол€ки по возможности стремились вступать в брак с соотечественницами [63]. ƒети в таких семь€х были лишены проблемы выбора вероисповедани€ и национальности. ѕольские семьи оставались католическими и максимально долго сохран€ли в качестве €зыка семейного общени€ родной польский, а гор€ча€ любовь к родному пепелищу, отмеченна€ еще дореволюционными исследовател€ми [64], оставалась их отличительной чертой. ќднако, чаще долга€ служба на  авказе и восточнослав€нское окружение приводили к тому, что офицеры польского происхождени€ вступали в брак с местными девушками [65]. —мешанные семьи по-разному решали религиозные и культурные разногласи€ и оставл€ли за членами семьи возможность выбора, о чем свидетельствуют сохранившиес€ в XXI веке польские имена в кавказских семь€х, семейные предани€ и традиции.

ѕодвод€ итоги, хотелось бы отметить следующее. —уществование полонии южнороссийского региона не могло не иметь собственных особенностей развити€, закономерно привлекающих исследовательское внимание. ¬ последние годы историографи€ польского присутстви€ на  авказе была расширенна по€влением новых тематических направлений (де€тельность католических приходов, репрессии и репатриации, вопросы повседневной жизни), некоторые из которых только обозначены и ожидают дальнейшего исследовани€. ¬ то же врем€ исследованы демографические, социологические аспекты пребывани€ пол€ков в регионе, процессы русификации, позвол€ющие сделать предварительные выводы о состо€нии их €зыковой, религиозной и культурной самоидентификации на прот€жении рассмотренного периода. “акие необходимые составл€ющие этнической принадлежности как €зык, вероисповедание, преемственность традиций были сохранены кавказскими пол€ками в разной степени. ¬ажнейшим и объедин€ющим фактором существовани€ северо-кавказской польской диаспоры на сегодн€шний день €вл€етс€ собственно общее польское происхождение и потребность современных пол€ков в сохранении исторической пам€ти.

ѕримечани€

  1. ÷ифанова ».¬. ѕольские переселенцы на —еверном  авказе в XIX веке: особенности процессов адаптации. ƒисс. … канд. ист. наук. —таврополь, 2005; Ѕоголюбов ј.ј. ѕол€ки на —еверном  авказе в XIX – XX вв. / ѕод ред. ј.». —елицкого.  раснодар, 2008; —елицкий ј.». ѕол€ки на  убани: исторические очерки.  раснодар, 2008.
  2. Ѕоголюбов ј.ј. —удьбы пол€ков на —еверном  авказе в XIX в. // ѕол€ки в –оссии: вехи истории.  раснодар, 2008. —. 135.
  3. —елицкий ј.». ѕол€ки на  убани: исторические очерки.  раснодар, 2008. —.5.
  4. ѕрозлителев √.Ќ. ќ пол€ках на —еверном  авказе. —ѕб., 1914. —.3.
  5. ћатвеев ќ.¬. ѕовседневна€ жизнь пол€ков в укреплени€х „ерноморской береговой линии в 30-е – 50-е годы XIX века // –ейтар. 2008. є 41. —.77.
  6. ¬елика€ Ќ.Ќ. ѕленные слав€не в горах —еверо-«ападного  авказа в первой половине XIX века // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ыпуск 7.  раснодар, 2012. —.84.
  7. —пенсер Ё. ќписание поездок по «ападному  авказу, включа€ путешествие через »меретию, ћингрелию, “урцию, ћолдавию, √алицию, —илезию и ћоравию, в 1836 году Ёдмундом —пенсером, эсквайром, автором «ќписани€ поездок в „еркесию». Ќальчик, 2008. —.199.
  8. ѕерва€ ¬сеобща€ перепись населени€ –оссийской империи 1897 г. “. 65.  убанска€ область. —ѕб., 1905. —.5.
  9. –акачев ¬.Ќ. ѕол€ки на  убани: демографический аспект // ѕол€ки в –оссии: XVII-XX вв: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.280.
  10.  убанский статистический сборник. √од первый.  раснодар, 1925. —.239.
  11.  убанский статистический сборник. √од первый.  раснодар, 1925. —.45.
  12.  убанский статистический сборник. √од первый.  раснодар, 1925. —.239.
  13. Ѕоголюбов ј. ѕол€ки на —еверном  авказе в XIX – XX вв.  раснодар, 2008. —. 165.
  14. http:/demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=862
  15. Ѕоголюбов ј. ѕол€ки на —еверном  авказе в XIX – XX вв.  раснодар, 2008. —. 173.
  16. ѕольские ведомости.  раснодар, 2006. ѕриложение є1(2). —.9.
  17. ∆лоба ≈.¬. «ѕольска€ операци€» Ќ ¬ƒ 1937-1938 гг. // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.106.
  18. ћухортов ј.—. ѕоложение польских граждан на территории ———– и —таврополь€ (193901945 гг.) // ѕроблемы российской и европейской истории и историографии: общественно-политический и социально-экономический аспекты. ”ченые записки. ¬ыпуск XII. ѕ€тигорск, 2009. —.134.
  19. Ѕридн€ ќ.ѕ. ѕольские этюды: пол€ки на  убани в XIX-XX вв. // ѕол€ки в –оссии: XVII-XXвв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.267.
  20. http:/demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_59.php?reg=3
  21. http:/demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=4
  22. http:/demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=4
  23. Ќациональный состав и владение €зыками, гражданство // »тоги ¬сероссийской переписи населени€ 2002 года по  раснодарскому краю (¬13 томах). “ом 4.  раснодар, 2005. —.10.
  24. http:/demoscope.ru/weekly/ssp/rus_eth_10.php?reg=33
  25. “руханович ј. ѕол€ки на  убани в конце XIX – начале XX в. (опыт этносоциологического анализа) // ѕол€ки в –оссии: XVII –XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.241.
  26.  убанский статистический сборник. √од первый.  раснодар, 1925. —.242.
  27.  титоров —.Ќ. ѕольска€ диаспора досоветского јрмавира // ѕол€ки в истории –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.179 – 187; ћатвеев ќ.¬. ѕол€ки в р€дах кубанского нотариата // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.188 – 194;  улик ћ. ѕол€ки на старших и высших должност€х в  авказском военном округе на рубеже XIX – XX вв. // // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.213 – 226; Ћ€тавец  . ¬рачи польской национальности в структурах администрации и самоуправлени€ –оссийской империи на рубеже XIX – XX вв. // ѕол€ки в –оссии: вехи истории.  раснодар, 2008. —.78 – 90;
  28. ÷ифанова ».¬. ѕольские переселенцы на —еверном  авказе в XIX веке: особенности процессов адаптации. ƒисс. … канд. ист. наук. —таврополь, 2005. —.117.
  29. ѕерва€ ¬сеобща€ перепись населени€ –оссийской империи 1897 г. “. 65.  убанска€ область. —ѕб., 1905. —.142-143.
  30. —енкевич √. Ѕез догмата. ћ., 1989. —.48.
  31. “руханович ј. ѕол€ки на  убани в конце XIX – начале XX в. (опыт этносоциологического анализа) // ѕол€ки в –оссии: XVII –XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.242.
  32. —елицкий ј.». ѕол€ки-двор€не на  убани во второй половине XIX – начале XX в. // ƒвор€не ёга –оссии на службе ќтечеству: ћатериалы региональной научно-практической конференции / Ќауч. ред. ќ.¬. ћатвеев, ≈.ћ. —ухачева.  раснодар, 2004. —.39.
  33. —елицкий ј.». ѕольска€ шл€хта в социально-правовой системе –оссийской империи // ѕол€ки в –оссии: XVII – XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.122.
  34. ѕодлевских Ћ.√. ѕольска€ политическа€ ссылка 30-х и 60 – 70-х гг. в ¬€тской губернии // ѕол€ки в –оссии: XVII – XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.63.
  35. ѕерва€ ¬сеобща€ перепись населени€ –оссийской империи 1897 г. “. 65.  убанска€ область. —ѕб., 1905. —.238-239.
  36. Ѕридн€ ќ.ѕ. ѕольские этюды: пол€ки на  убани в XIX – XX вв. // ѕол€ки в –оссии: XVII – XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.260 – 278; ѕалечна ». ќтец »гнатий  локотовский – основатель ордена сестер Ћоретанок // ѕольские ведомости.  раснодар, 2005. є4 (13). —.12; ѕалечна ». ќрден сестер Ћоретанок: духовные истоки и современность // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.88 – 93; ѕукиш ¬.  атолические храмы „ерноморского побережь€ —еверного  авказа // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.247 – 257; ѕукиш ¬. «ћы не такие католики, как пол€ки…»: к вопросу о религиозных представлени€х чехов и пол€ков —еверного  авказа в конце XIX – начале XX вв. // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ыпуск 6 / Ќаучн. ред., сост. ќ.¬. ћатвеев.  раснодар, 2011. —. 103 – 110;
  37.  авказский календарь на 1895 год. “ифлис, 1894. —.46-47.
  38.  авказский календарь на 1898 год. “ифлис, 1897. —.48-49.
  39.  авказский календарь на 1900 год. “ифлис, 1899. —.44-45.
  40. ѕерва€ ¬сеобща€ перепись населени€ –оссийской империи 1897 г. “. 65.  убанска€ область. —ѕб., 1905. —.58.
  41.  умпан ≈.Ќ.  онфессиональный состав населени€ г. ≈катеринодара на рубеже XIX – XX вв. // “езисы научно-практической конференции ≈катеринодар –  раснодар. 1793-2003. ¬чера. —егодн€. «автра.  раснодар, 2003. —.70.
  42. ѕольша против –оссийской империи: истори€ противосто€ни€. ћинск, 2012. —.655.
  43. Ѕоголюбов ј. ѕол€ки на —еверном  авказе в XIX – XX вв.  раснодар, 2008. —. 206.
  44.  титоров —.Ќ. ѕольска€ диаспора досоветского јрмавира // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —. 180.
  45. Ѕридн€ ќ.ѕ. ѕольские этюды: пол€ки на  убани в XIX – XX вв. // ѕол€ки в –оссии: XVII – XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —. 266.
  46. ѕукиш ¬. «ћы не такие католики, как пол€ки…»: к вопросу о религиозных представлени€х чехов и пол€ков —еверного  авказа в конце XIX – начале XX вв. // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ыпуск 6 / Ќаучн. ред., сост. ќ.¬. ћатвеев.  раснодар, 2011. —. 105.
  47. ћатвеев ќ.¬. ѕол€ки на  убани и —еверном  авказе // ѕольские ведомости. 2006. є 1 (2). —. 5.
  48. ÷ифанова ».¬. ѕольские переселенцы на —еверном  авказе в XIX веке: особенности процессов адаптации. ƒисс. … канд. ист. наук. —таврополь, 2005; —.145.
  49.  авказский календарь на 1910 г. ѕод ред. ¬ице-ƒиректора  анцел€рии ¬.¬. —тратокова. LXVI год. „асть I. “ифлис, 1909. —.524-525.
  50. Ѕондарь Ќ.». „то мы знаем друг о друге? Ётнографический очерк о народах  убани //  убанский краевед.  раснодар, 1990. ¬ып. 2. —.148.
  51. √аджиев Ѕ.». ѕол€ки в ƒагестане. ћахачкала, 2005. —.164.
  52. –акачев ¬.Ќ. ѕол€ки на  убани: демографический аспект // ѕол€ки в –оссии: XVII – XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.285.
  53. ѕукиш ¬. »з истории микроэтногруппы украино€зычных пол€ков // ѕольские ведомости.  раснодар, 2008. є 3-4 (21). —.11.
  54. ѕерва€ ¬сеобща€ перепись населени€ –оссийской империи 1897 г. “. 65.  убанска€ область. —ѕб., 1905. —.5.
  55. —елицкий ј.». ѕол€ки на  убани: исторические очерки. —. 69.
  56. Ѕондарь Ќ.». „то мы знаем друг о друге? Ётнографический очерк о народах  убани //  убанский краевед.  раснодар, 1990. ¬ып. 2. —.148.
  57. ƒирр ј.ћ. јнтропологический и этнографический состав  авказских народов //  авказский календарь на 1910 год. „асть I. “ифлис, 1899. —.543.
  58. —елицкий ј.». ѕол€ки на  убани: исторические очерки.  раснодар, 2008. —. 6.
  59. ѕукиш ј.Ќ. «ћы не такие католики, как пол€ки…»: к вопросу о религиозных представлени€х чехов и пол€ков —еверного  авказа в конце XIX – начале XX вв. // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ыпуск 6. / Ќаучн. ред, сост. ќ.¬. ћатвеев.  раснодар, 2011. —. 103.
  60. √ригорашвили-Ѕураковска€ ћ. ѕол€ки в —еверной ќсетии // ѕол€ки в –оссии: истори€ и современность.  раснодар, 2007. —.195.
  61. Ўеховцов ¬.¬. ѕолони€ ¬олгограда // ѕол€ки в –оссии: XVII – XX вв.: ћатериалы ћеждународной научной конференции.  раснодар, 2003. —.173.
  62. ≈льникова ¬.Ѕ. ѕольские переселенцы на —таврополье // http://www.rusnauka.com/35-OINBG-/Istoria/4-122708.doc.htm
  63. ћатвеев ќ.¬. ѕовседневна€ жизнь пол€ков в укреплени€х „ерноморской береговой линии в 30-е – 50-е годы XIX века // –ейтар. 2008. є41 (3). —. 93.
  64. »льин ј.ј. Ќароды –оссии. ∆ивописный альбом. —ѕб., 1878.
  65. ћатвеев ќ.¬. ѕол€ки на службе в  убанском казачьем войске (втора€ половина XIX – начало XX вв.) // ѕроблемы новистики и исторического слав€новедени€: пам€ти —.¬. ѕавловского. ћатериалы международной научно-практической конференции.  раснодар, 2010. —. 80.
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.