ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

Ѕрацун ≈. ¬., г.  раснодар

  »—“ќ–»» јƒџ√— ќ√ќ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я —”¬ќ–ќ¬ќ-„≈– ≈—— ќ√ќ ѕќ—≈Ћ ј  ”ЅјЌ» ¬ XIX - Ќј„јЋ≈ XX ¬¬.

 ¬ наше сложное врем€ осложнени€ межэтнических отношений в –оссии, всЄ чаще дл€ разжигани€ межнациональных отношений в средствах массовой информации пишут и говор€т только о негативном. ќ «геноциде черкесов русскими» с одной стороны, о «кавказском криминале» с другой. Ќа фоне таких публикаций актуальны темы  мирного соприкосновени€ двух культур. »стори€ знает множество фактов русско-кавказского боевого содружества и мирного проживани€ кавказцев на казачьих земл€х. Ќапример, в XIX - начале XX вв. в жизни „ерноморского, а затем и  убанского казачьего войска свою роль играли адыги выходцы и переселенцы с левого берега  убани. ѕроцессы перехода адыгов к казакам по разным социальным и политическим причинам были подробно изучены и освещены в дореволюционной историографии ѕ.ѕ.  ороленко, ».ƒ. ѕопко, я.√.  ухаренко, ј.ћ. “уренко, и ‘.ј. ўербиной. ¬ советской - ћ.¬. ѕокровским и ј.“.  ерашевым. ¬ современной историографии можно выделить работу по истории √ривено-„еркесской станицы, которую подготовил јюб „емсо. ¬семи вышеназванными историками в большей степени изучена истори€ станицы √ривено-„еркесской и татарского селени€ јды. √ораздо менее исследована истори€ населЄнного пункта —уворово-„еркесского. ¬ своей статье хотелось бы на примере этого поселени€ показать жизнь одной из компактных групп проживани€ адыгского населени€ в казачьем пространстве “аманского полуострова в XIX - начале XX в.

—таница —уворовска€ основана в  1843 г. на месте существовавшего когда-то аула ’атрамтук (что переводитс€ как « уток, земл€ ’атрамовых») и урочища —уворовска€ батаре€. “огда левобережна€  убань в районе крепости јнапа активно осваиваетс€ восточнослав€нскими переселенцами. ѕо преданию, именно в этих местах переправл€лс€ на левый, тогда ещЄ турецкий, берег р.  убани в XVIII в. генерал ј.¬. —уворов дл€ переговоров с черкесами. ¬озникновение же собственно населЄнного пункта —уворово-„еркесский св€занно с формированием воинского подразделени€ дружественных –оссии адыгов, преимущественно из натухайцев и шапсугов, названного јнапским горским полуэскадроном. ≈щЄ в годы  авказской войны недалеко от станицы —уворовской находилось укрепление, в котором квартировалс€ јнапский горский полуэскадрон, прикрывавший крепость јнапу с северного направлени€. ”читыва€, что полуэскадрон был не просто воинским подразделением, а целой воинской общиной, где нар€ду с всадниками бок о бок жили и члены их семей, закономерно, что в какой то момент было основано поселение.  азачь€ же станица —уворовска€ перестала существовать в годы  рымской войны 1853  - 1856 гг., когда –оссийска€ арми€ вынуждена была оставить Ќовороссийск, јнапу и прибрежные территории „Єрного мор€.

—амо поселение —уворово-„еркесское возникло в 1863 г. на место бывшей станицы —уворовской. ≈го основали несколько дес€тков семей горцев, служивших, как уже было сказано, в јнапском горском, а с 1861 г. в созданном (на основе полуэскадрона)  убанском  онно-»ррегул€рном эскадроне. ¬ этом эскадроне преимущественно служили изгнанные из шапсугских и натухайских племЄн сторонники «аристократической партии» и их приверженцы: «√осударь »мператор согласно ходатайству ≈го »мператорского ¬ысочества,  омандовавшего  авказскою јрмией, в день 18 апрел€ 1863 г. ¬ысочайше повелеть соизволил водворить на месте бывшей станицы —уворовской семейств всадников, состо€щих на службе в  убанском  онно-»ррегул€рном эскадроне и получающих от казны содержание на свои семейства, отдельным аулом, с отмежеванием по 7-ми дес€тин на каждую душу мужеского пола. ¬одворЄнным, таким образом, всадникам, в случае упразднени€ эскадрона проживать на означенном месте на правах инородцев, обитающих в приделах  убанского казачьего войска» [1]. ѕосле окончани€  авказской войны XIX в. горцы, воевавшие за –оссию в јнапском горском полуэскадроне, осели в тех местах, где проходила их служба, с которой св€занна и сама их истори€. «емл€ на месте поселени€ станицы —уворово-„еркесской была исторически землЄй племени натухайцев. ѕо словам черкесского этнографа —ултан ’ан-√ире€, натухайское плем€ издревле славилось земледелием и оседлостью на родной земле. Ёто не маловажный факт в образовании такого уникального поселени€. ѕримерно из этих же мест происходил и род знаменитого черкесского военного и политического де€тел€ —ефер-Ѕе€ «ана. — другой стороны, горцам, воевавшим за –оссию против своих же соплеменников, веро€тно, было трудно психологически вернутс€ на место расселени€ большинства адыгов. —луживым горцам давали в поселении по 10 дес€тин земли за службу, пришлым «мирным» по 7 дес€тин,  офицерам эскадрона отводилось 200 дес€тин земли каждому. ¬ысочайшие права на землю при поселении —уворово-„еркесском были дарованы наместником на  авказе великим кн€зем ћихаилом Ќиколаевичем в 1867 г. 22 ма€ 1867 г. всадники ходатайствовали перед великим кн€зем об оставлении их на этом месте проживани€, так как ходили слухи о переселении адыгов в ѕсекупский и Ћабинский горские округа. ¬сего в 1872 г. горцам был назначен участок в количестве 1770 дес€тин земли в их общинное пользование [2]. ќсознание себ€  хоз€евами давало импульс к дальнейшему развитию поселени€. ¬ 1876 г. в станице открываетс€ одногодична€ начальна€ горска€ школа-училище, строитс€ мусульманска€ мечеть.  ак и в казачьих станицах, в ст. —уворово-„еркесской были и свои станичные атаманы. ¬ 1874 - 1876 г. эту должность исполн€л поручик  .“. ”лагай, в 1878 г. -  —улим √унай, в 1881 г. - штаб-ротмистр √асан  умкалов,  в 1883 г. - јлибей ”лагай, в 1891 г. - он же, но уже старшиной аула.  “ак же с именем этого поселени€ св€занна цела€ пле€да офицерских адыгских судеб, которые раздел€ли с казаками по братски все труды и опасности.

   оснЄмс€ некоторых статистических данных по истории поселени€. ¬ списке населЄнных мест кубанской области, изданном в “ифлисе в 1885 г., привод€тс€ такие данные по тогда ещЄ станице —уворово-„еркесской. ¬ станице было 1780 дес€тин обрабатываемой земли, 75 дворов и 101 дом, коренных жителей (войскового сослови€): мужского пола - 211, женского - 183, всего жителей - 232 и 199 соответственно. ¬ станице была сво€ мечеть и мужское училище. ¬ графе национальность поселенцы указывались как «натухайцы». ѕо переписи в ней проживали такие видные адыги как представители офицерских семей “овшука ”лага€, прапорщика  у€-Ѕека, штаб-ротмистра  умкалова, двор€нина јлибе€ ”лага€. ƒанные о том, сколько же населени€ станицы было адыгами, можно почерпнуть из сравнительной ведомости цифровых данных численности горского населени€  убанской области по сведени€м 1885 г. и по новым посемейным спискам, составленным в августе и сент€бре 1886 г. “ак, в 1885 г. в станице проживало горского населени€: мужчин - 166, женщин - 159, им принадлежал 71 двор; в 1886 г. - 181 и 168 мужчин и женщин, проживавших в 86 дворах. Ёто свидетельствует о динамике роста [3].  —ам населЄнный пункт в разные годы имел статус, станицы, аула, села. “ак, к 1873 г. станица —уворово-„еркесска€  входила в “емрюкский уезд  убанской области, к 1888 г. это было село —уворово-„еркесское “емрюкского отдела, к 1917 г. - —уворово-„еркесский аул  “аманского отдела. Ќо в справочнике по —тавропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов —тавропольской губернии и  убанской области) Ќ.“. ћихайлова в 1911 г. этот населЄнный пункт обозначен как «село —уворово-„еркесское населенное горцами». ѕо переписи 1917 г. в ауле было 109 хоз€йств. ѕо данным поземельных сборов за 1909 – 1911 гг. в ауле —уворово-„еркесском землЄй владели такие адыги, как Ѕек ћерем √асан (100 дес€тинами земли),  уев – Ѕек »сса (66 дес€тинами), ”лагай  асполет “овшукович (60 дес€тинами), его брат  аломет и их мать  акушь (180 дес€тинами), Ўеретлуков Ёдык (140 дес€тинами).

ѕо переписи 1897 г. это был единственный аул “емрюкского отдела, где проживали адыги: 36 семей (482 человека) в 123 домах. √рамотных было около ста человек. »слам исповедовало 86 горцев. 174 черкеса занимались земледелием, а 88 батрачили в соседних населЄнных пунктах [4]. ¬ начале XX в. в станице были открыты нефт€ные месторождени€, и территори€ эта была отмежевана в  убанское казачье войско. “ак, в удостоверении аульного —уворово-„еркесского   старшины от 17 окт€бр€ 1902 г. сказано: «ƒано сие от —уворово-„еркесского аульного правлени€ ’аджибею Ѕеку и »ндухо —аучасу, в том что они, вследствие повестки землемера  убанской области, назначаютс€ доверенными дл€ присутстви€ и указани€ границ участка войсковой нефтеносной земли» [5]. ¬ августе 1903 г. был составлен план на участок нефтеносной земли в дачах села —уворово-„еркесского. ¬ 1916 г., по сообщени€ справочной книги «„ерноморское побережье  авказа», «близ так называемого „еркесско-—уворовского аула, находитс€ несколько нефт€ных вышек». Ёто говорит нам о том, что к этому времени в этом месте уже велась добыча нефти.

 —вою роль в жизни поселени€ играло мусульманское духовенство. “ак, в станичном приговоре от 31 августа 1881 г. было представлено суждение о мулле из племени натухайцев, ѕ. ’атувузе «исполн€л должность муллы, посто€нно трудами своими как в молени€х, так ровно и уходами за больными и умершими, относилс€ к здешним вдовам и сиротам человеколюбиво», «в последнюю войну с “урцией, он был при сформировании к сотне милиционеров муллой  и исполн€л об€занности свои исправно и посто€нно находилс€ в р€дах со всадниками и наравне с ними исполн€л службу, одушевл€л их и поддерживал в них военный дух». √орцы испрашивали наградить его потомственным участком земли  ввиду смерти жены и наличи€ 3 малолетних детей [6]. ¬ окт€бре 1885 г. был подн€т вопрос о «награждении магометанского духовенства казачьих войск». ¬виду этого в записке войскового хоз€йственного правлени€ от марта 1886 г. было отмечено о назначении земельного участка «разной величины магометанскому притчу станицы —уворово-„еркесской» [7].

  оснЄмс€ вопроса воинского служени€  адыгов —уворово-„еркесского поселени€ в   убанском конно-иррегул€рном эскадроне, чинами которого и было основано поселение. Ёскадрон был сформирован 18 апрел€ 1861 г. на основе јнапского горского полуэскадрона. Ќа завершающей фазе  авказской войны эскадрон входил в состав јдагумского отр€да. ¬ марте 1865 г. по окончании боевых действий на  авказе эскадрон переформирован в полуэскадрон, а в €нваре 1866 г.  убанский  онно-»ррегул€рный полуэскадрон расформирован и взамен его сформирована сотн€  убанской горской посто€нной милиции. «ƒл€ исполнени€ полицейских об€занностей внутри округов и дл€ других надобностей назначаютс€ чины  убанской посто€нной милиции, котора€ учреждаетс€, примен€€сь к основани€м, изложенным в положении о “ерской посто€нной милиции, ¬ысочайше утверждЄнном 29 €нвар€ 1865 г.» [8].

  ¬ годы  –усско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. из горского населени€  станиц √ривено-„еркесской и —уворово-„еркесской была сформирована  онно-иррегул€рна€ сотн€  убанской области. ¬ отличие от  убанского  онно-иррегул€рного полка, который формировалс€ из горцев кубанских аулов левобережь€, сотн€ набиралась из адыгов вышеозначенных станиц, что весьма показательно говорит об их особом статусе в  убанском казачьем войске. ѕо этому поводу в приказе по   ¬ под є 100 от 19 апрел€ 1877 г. говорилось: «≈го »мператорское ¬ысочество √лавнокомандующий  авказскою јрмиею, по представлению моему, изволил разрешить: дл€ службы в  убанской области, из жителей этой области, преимущественно √ривенско-„еркеской станицы и —уворовского посЄлка, сформировать конно-иррегул€рную сотню по утверждЄнному √ќ—”ƒј–≈ћ ¬еликим  н€зем 14 но€бр€ 1876 года временному нормальному штату конно-иррегул€рной сотни милиции, в копии при сЄм прилагаемому» [9].  —уворово-„еркесска€ станица дала сотне 41 всадника. ”читыва€ небольшую численность населени€ станицы и добровольческие начала этого формировани€, можно отметить высокий патриотизм адыгов —уворово-„еркесского посЄлка. ¬ составе воинского отр€да вместе со 2-ым ѕолтавским полком сотн€ несла службу на “аманском полуострове, и прикрывала побережье от возможной турецкой высадки. ¬ декабре 1877 г. ввиду наступавших холодов сотн€ распущена по домам. 

 ќ высокой воинской спайке адыгов поселени€, говорит и факт земельного конфликта случившегос€ в 80 – е гг. XIX в. “огда «служивша€» часть населени€ станицы вступила в конфликт с той частью населени€, что не служило в  убанском конно-иррегул€рном эскадроне и €вл€лось пришлыми. ¬ поселении чЄтко делились по принципу службы –оссии в прошлом.

  ѕосле начала ѕервой мировой войны 1914 – 1918 гг. население —уворово-„еркесского аула помн€ о своЄм боевом прошлом так же как и казаки откликнулись на начавшуюс€ войну. 25 июл€ 1914 г., по сообщению  убанских областных ведомостей, «в 5 часов вечера черкесское население —уворово-„еркесского общества, “аманского отдела, в присутствии местных властей в мечети совершило молебствие о ниспослании победы русскому оружию» [10]. ќтдельные представители адыгов служили и в –усской регул€рной армии. Ќапример, поручик  учук  асполетович ”лагай, род которого происходил из —уворово-„еркесской станицы и аула, служил в 18-ом драгунском —еверском полку, команду€ 3 взводом 5-го эскадрона. ¬ его подчинении находилс€ знаменитый в последующем —. ћ.  Ѕуденный. ¬ эмиграции, в „или, после ¬торой мировой войны  . . ”лагай €вл€лс€ атаманом общеказачьей станицы „или, что говорит об уважении им казачьей культуры и пам€ти о совместном проживании казаков и адыгов на  убанской земле. Ќужно так же отметить, что отец  .  . ”лага€,  асполет “овшукович ”лагай (сын когда-то атамана —уворово-„еркесского поселени€, поручика “. ѕ. ”лага€) относилс€ к славной пле€де адыгских гражданских де€телей, верно служивших –оссии и  убани.  . “. ”лагай дослужилс€ на гражданской службе в  убанской области до чина статского советника (равного полковничьему), занималс€ благотворительной де€тельностью, состо€ членом „еркесского благотворительного общества, представл€л адыгов в  убанской законодательной раде в 1917 – 1920 гг. ѕо своей основной работе  . “. ”лагай €вл€лс€ лесничим ревизором, работа€ в различных отделах  убанской области в этом направлении.   1917 г.  . “. ”лагай состо€л управл€ющим в имении великого кн€з€ —ерге€ ћихайловича –оманова ¬ардано, на „ерноморском побережье  авказа близ г. —очи.

 ƒругой род из —уворово-„еркесского поселени€, отличившийс€ на службе –оссии, - это род Ўеретлуковых. ќни владели в поселении 140 дес€тинами земли. ќдна из представительниц этого рода, ‘атима Ўеретлукова, обучалась в јнапском  училище дл€ девушек из привилегированных семей. ѕозднее еЄ отдали замуж за  учука Ќатырбова из племени махошевцев. ¬ 20-е годы XX в. семь€ Ўеретлуковых-Ќатырбовых эмигрировала за границу, сначала в “урцию, потом в —Ўј [11]. ƒругим видным адыгом, выходцем из поселени€ —уворово-„еркесского был писатель  адыр Ќатхо, автор романа «ќтчуждЄнные» о трагической судьбе адыгов на чужбине, ставший после ¬торой ћировой войны видным общественным адыгским де€телем в —Ўј.

Ќатухайское поселенцы —уворово-„еркесского аула служили хорошими информаторами и хранител€ми старины, передава€ исторические сведени€ о черкесах дл€ кубанских историков. “ак, в сент€бре 1901 г. ≈. ƒ. ‘елицин, работа€ над трудом о черкесском политическом де€теле —ефер-Ѕей «ане, общалс€ со стариком натухайцем, который ещЄ помнил времена  авказской войны XIX и сообщил ≈. ƒ. ‘елицину бесценные сведени€ об истории —еверо-«ападного  авказа середины XIX в. [12]

ћожно сделать предположение, что в 1883 г. часть горского населени€ —уворово-„еркесского ушла в “урцию к ранее эмигрировавшим в середине XIX в. адыгам. ¬ это врем€ из  убанского областного правлени€ был сделан запрос в управление межевой части  убанской области о наличии свободной земли «по случаю ухода горцев в “урцию» [13]. ¬ ответе межевой части, однако, сказано об отсутствии свободной земли на участке —уворово-„еркесского поселени€. ћожно предположить об ошибочности данных областного правлени€ об исходе части горцев в “урцию.

 –еволюционные событи€ 1917 г. и последующа€ √ражданска€ война в –оссии круто мен€ют судьбу адыгской части населени€. — одной стороны адыги активно поддерживали Ѕелое движение на юге –оссии, и часть офицерских родов эмигрировала из –оссии. — другой стороны исход адыгской части населени€ св€зан с национальной политикой, проводимой в —оветской –оссии в 20 – 30-е гг. XX в. Ѕольшей своей частью адыгское население было расселено в «акубанские аулы. Ўапсуги - в аулы Ўенджий и “ахтамукай, а натухайцы - в аул Ќатухай. Ќапример, характерна судьба адыгской писательница Ќатхо ƒовлетхан ћагомчериевны. ќна родилась в ауле —уворово-„еркесском в 1913 г., а в 1925 г. еЄ семь€ была переселена в аул Ќатухай “ахтамукайского района јдыгеи.  а в 1925 г. е —уворов-„еркесском в 1913 г. ица -„еркесский аул. ќднако по сведени€м –. “рахо, перед ¬еликой ќтечественной войной на “аманском полуострове проживало около 600 адыгов. ќсновным местом проживани€, веро€тно, был —уворово-„еркесский аул. ѕосле 1945 г. последние адыги поселени€ были расселены по аулам јдыгеи. Ќо своЄ название —уворово-„еркесский посЄлок јнапского района  раснодарского кра€ сохранил и до наших дней.

 ѕредварительные выводы таковы. »стори€ поселени€ —уворово – „еркесского ведЄт своЄ начало от жителей натухайского племени, частью натухайской и шапсугской аристократии, котора€ в период  преследовани€ своими же соплеменниками (после Ѕзиюкской битвы в июне 1796 г.) оставалась верной –оссии и доказывала эту верность с оружием в руках, вою€, в том числе, и против своих же соплеменников в јнапском горском полуэкадроне, а затем и в  убанском – конно-иррегул€рном эскадроне. ” этой части адыгского «прорусского» населени€ правобережной  убани не было соблазнов «перемнутьс€» к своим или «подн€ть бунт». Ёто был служивый аристократический элемент и, как правило, природные воины. —равнива€ —уворово-„еркесское поселение со станицей √ривено-„еркесской, также располагавшейс€ на казачьих земл€х в рассматриваемый период, отметим, что в √ривено-„еркесской были абсолютно все категории горского населени€, бежавшего из-за  убани. » между двум€ населЄнными адыгами поселени€ми в пределах  убанского казачьего войска существовало большое различие в области воинского служени€ и понимани€ своих об€занностей перед –оссией. ѕомн€ добрососедские отношени€ казаков и адыгов, живших бок о бок, адыгский генерал —ултан-√ирей  лыч однажды сказал, будучи в эмиграции: «ѕо воле судьбы пришлось жить  во многих странах мира. я знакомилс€ с обыча€ми, традици€ми, психологией населени€ этих стран. »з опыта прожитых мною лет, из того, что € видел и пережил волей великого јллаха, скажу вам пр€мо, что лучше, проще, человечнее русского человека нигде € не встречал, и нет такого на всем белом свете. —ама€ гуманна€ наци€ - это русские. — ними жить легко и просто» [14]. ¬сЄ это приоткрывает перед нами ещЄ одну страницу добрососедской жизни кубанских казаков и адыгов в XIX – начале XX вв.

ѕримечани€

  1. ѕолное собрание законов –оссийской »мперии. —обр. 2-е. 1863. “.38. —т. 39514.
  2. √осударственный архив  раснодарского кра€ (√ј  ). ‘. 574. ќп. 1. ƒ. 1613. Ћ. 28 об.
  3. √ј  . ‘.460. ќп. 1. ƒ. 209. Ћ. 7-8.
  4. —енькина “. Ќ. Ќародна€ пам€ть о ј. ¬. —уворове (истори€ названи€ одного посЄлка) // URL: http://www.pandia.ru/text/77/309/52429.php (дата обращени€: 15. 08. 2013).
  5. √ј  . ‘. 574. ќп. 1. ƒ. 3145. Ћ.18.
  6. √ј  . ‘.574. ќп. 1. ƒ. 1776. Ћ. 2-2 об.
  7. √ј  . ‘. 574. ќп. 1. ƒ. 2289. Ћ. 9 об.
  8. √ј  . ‘. 744. ќп. 1. ƒ. 2. Ћ. 6.
  9. ѕриказы по  убанскому казачьему войску за 1877 г.
  10.  убанские областные ведомости. 1914, 2 августа, є 168, —.2.
  11. —енькина “. Ќ. Ќародна€ пам€ть о ј. ¬. —уворове (истори€ названи€ одного посЄлка) // URL: http://www.pandia.ru/text/77/309/52429.php (дата обращени€: 15.08.2013).
  12. ‘елицин ≈. ƒ.  н€зь —ефер-Ѕей «ан политический де€тель и поборник независимости черкесского народа. Ќальчик, 2010. —. 160.
  13. √ј  . ‘. 574. ќп. 1. ƒ. 2077. Ћ. 1.
  14. Ѕеджанов ћ. Ѕ. √енерал —ултан-√ирей  лыч.  раснодар, 1999. —.7
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.