ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 улькатов ∆. Ѕ., г.Ѕалашиха

ј—“–ј’јЌ— »≈ “ј“ј–џ – “Ќќ√ј»”:   ѕ–ќЅЋ≈ћ≈ ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»я Ё“ЌќЌ»ћј, ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“≈… Ё“Ќќ√≈Ќ≈«ј » “–јƒ»÷»ќЌЌќ…  ”Ћ№“”–џ

Ётногенез астраханских татар св€зан с государствами средневековь€ – «олотой ќрдой, јстраханским ханством и Ќогайской ќрдой. —удьба же самого этнонима “татары” в нижневолжском регионе интересна своей противоречивостью. ¬ золотоордынский период степное население региона не было единым в этническом отношении, кочевники идентифицировали себ€ по принадлежности к роду и племени. „асть племен, подчиненна€ военачальнику XIII в. Ќогаю, и, видимо, сохран€вша€ долго доисламские €зыческие веровани€, со стороны соседей получила этническое наименование “ногаи”. „окан ¬алиханов, замечательный казахский ученый-востоковед XIX в., считал, что происхождение этнонима св€зано с общетюркским тотемом собаки или волчицы (“ногай” по-монгольски) [1]. “«олота€ волчь€ голова красовалась на тюркских знаменах, и , наконец, в двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице” [2]. ѕримечательно, что позже, в период вхождени€ кра€ в состав –оссийского государства, и по сего дн€шний день по отношению к насельникам кра€ со стороны их соседей (казахов, калмыков, русских) применимы разные этнонимы: “татар”, “ногай-татар” , “нугай” или “ногай”, и даже “ногай-казак” [3]. Ётноним “ногай” есть у крымских степных татар, “нога€ми” калмыки называли башкир, карачаевцев и балкарцев, казахи и сейчас называют “нога€ми” поволжских татар и башкир. Ќогайский этнический компонент сыграл важную роль в этногенезе казахов «ападного  азахстана, которые зан€ли территорию Ќогайской ќрды, ушедшей к началу XVIII в. на запад от ¬олги в результате нашестви€ ойратов (калмыков или джунгаров, или западных монголов) [4]. Ќижневолжский регион с древности €вл€лс€ зоной активных межэтнических контактов. “ак было и в XVIII – XIX вв., что нало жило отпечаток на этногенез астраханских татар. “ѕредки наши были природные калмыки, ушедшие в  рым, где прин€ли магометанскую веру…”(из обращени€ “ќ шеретовских калмык -татарах” за 1816 г.) [5]. ¬ 1744-1745 гг. часть кубанских ногайцев (салтанаульцев) и кундровских татар были переселены насильно в ќренбургскую степь, став основой дл€ этногруппы ногайбаков, Ќесогласные убежали в ћладший казахский жуз, части чно вошли потом в состав казахов Ѕукеевской ќрды, частично вернулись на ¬олгу [6].

¬ русской дореволюционной научной литературе и официальных документах, в отечественной этнографической науке длительное врем€ “татарами” называли все тюркские народы в составе «олотой ќрды, присоединенные позже к –оссийскому государству. ¬ 1920-1930-е гг., когда в стране шло национально-государственное строительство, согласно провозглашенной советской властью доктрине национальной политики малые этнические группы искусственно включались в состав более крупных этнических образований, при этом их самоназвани€ или предыдущие этнонимы могли измен€тьс€ в пользу более многочисленного народа, что и произошло с астраханскими татарами - нога€ми, которых часто идентифицировали с казанскими татарами, объедин€€ оба этнические образовани€ в так называемых “поволжских татар”. –€д исследователей указывают на сложный этнический состав населени€ нижневолжского региона еще в период средневековь€ и Ќового времени, и большое вли€ние на его формирование номадов Ќогайской ќрды [7]. ¬ последнее врем€ на фоне возникновени€ местного национального движени€ и вспышки этнической активности утвердилось мнение, что казанские (или волго-уральские) и астраханские татары – это два разных народа, этногенез которых происходил не только в разных географических регионах и природно-климатических услови€х, но и которые различаютс€ между собой этнокультурной и лингвистической само бытностью и неоднородностью. Ќаверное, правильнее было бы считать астраханских татар ногайцами, ассимилированными татарами в культурном и €зыковом отношении. “„ерез систему образовани€ и отдельные меропри€ти€ вплоть до 1960-х гг. проводилась их татаризаци€ в культуре и €зыке. ѕозже по€вилось их терминологическое определение “астраханские татары”, которое распространилось на всех астраханских ногайцев вместе с группами татар-переселенцев из —редней ¬олги. ѕрин€тие этнонима “татары” дл€ астраханских ногайцев имело внешнее значение (это было и в дореволюционных перепис€х), на бытовом уровне в той или иной форме сохран€лось ногайское этническое самосознание и самоидентификаци€ (“нугай”, “нугай-татар” в юртов ской среде, “ногайлар” у карагашей) [8]. “аким образом, происхождение этнонимов “татар” и “ногай” и наименование ими групп тюрко€зычного местного населени€ объ€сн€етс€ историческим прошлым нижневолжского региона и национальной политикой советской власти.

јстраханские татары дел€тс€ на 4 субэтнические группы [9], которые характеризуютс€ по численности, по местам традиционного компактного проживани€, по степени сохранности в национальном самосознании ногайского этнического компонента или степени включенности в общетатарский этносоциум. ѕерва€ группа получила название “юртовские татары”. ќна представлена населением г. јстрахани и пригородной зоны, предки которого в течение XVIII в. – начала XX в. в процессе сендантаризации переходили от номадизма к оседлому образу жизни, от кочевого скотоводства к земледелию, садоводству и овощеводству, торговле и рыболовству. ёртовские татары – наиболее урбанизированна€ этногруппа, в их среде €рко выражена культурно-€зыкова€ ориентаци€ на казанских татар, распространены межэтнические браки. ¬ местном татарском национально-культурном движении (культурно-национальной автономии) активна роль юртовцев. Ќо осознание своего отличи€ от остальных татар фиксируетс€ у них сохран€ющимс€ самоназванием “ногай(нугай)” или “ногай-татар”. ¬тора€ группа астраханских татар – “карагаши”. »х предки были выходцами из  азиева улуса ( убанской ќрды), находившегос€ в XVII – XVIII вв. в вассальной зависимости от  рымского ханства. „асть населени€  азиева улуса в этот период была пленена калмыками и возвращена в Ќижнее ѕоволжье, некоторое врем€ входила в состав  алмыцкого ханства [10]. ƒлительна€ приверженность карагашей традиционному образу жизни, св€занному с номадизмом и господством на большей части региона скотоводческого хоз€йственно-культурного типа, объ€сн€етс€ природно-географическими услови€ми астраханской полупустыни и степей, резко-континентальным засушливым климатом.   оседлому образу жизни карагаши окончательно перешли во врем€ насильственной коллективизации сельского хоз€йства в 1930-х гг. —ейчас они проживают в основном в селах ’арабалинского и  расно€рского районов, в мкр-не Ѕабаевского г. јстрахани. ¬ их среде наиболее устойчива€ св€зь с ногайцами —еверного  авказа, возникла ногайска€ культурно-национальна€ автономи€, в их селах и в астраханском педучилище преподаетс€ ногайский €зык.

“реть€ субэтническа€ группа астраханских татар получила название “утары” или “алабугатские татары”. ќна возникла в конце XVIII в. в результате административного объединени€ части юртовских татар, части мигрировавших с территории п-ва ћангышлак туркмен, части ассимилированных калмыками казахов-томутов, нескольких семей прибывших из —редней јзии узбеков-сартов, а также смешанного населени€ из юртовских татар и казанских татар-мишарей.   насто€щему моменту утары проживают в  аспийском районе  алмыкии, Ћиманском и Ќаримановском районах јстраханской области (на юго-западе региона). ќни характеризуютс€ дисперсным расселением и культурно-€зыковой близостью к казанским татарам, что сближает их с юртовцами. ѕоследн€€ группа астраханских татар – “кундровские татары” или “кундрау ногайлар”. ѕредставители этой субэтнической группы проживают в основном в с. “улугановка ¬олодарского района. ќни представл€ют собой переходную форму субэтноса между юртовскими татарами и карагашами как по €зыку, так и по длитель ности процесса сендантаризации. ¬ €зыке и традици€х карагашей и кундровских татар отмечаетс€ большое сходство с €зыком и культурой окружающего казахского этносоциума. Ќа это указывают и сохранивша€с€ топонимика региона общетюркского происхождени€, и общее родоплеменное устройство, пам€ть о котором сохранилась как рудимент былого трайбализма и как элемент национального самосознани€, а также сходные традиции и обычаи в повседневно-праздничной жизни и в отправлении религиозных культов.

¬ Ќижнем ѕоволжье многие населенные пункты и географические объекты сохранили свои общетюркские (татарские, ногайские, казахские) названи€: села  ирикили,  арагали, яксатовка, “атар-Ѕашмаковка,  илинчи в пригороде г. јстра хань, города јхтубинск,  амыз€к и Ќариманово в области, поселки  учергановка, янго-јул , ћошаик, —абан-—и€р в городской черте, села Ћапас, ясын-—окан, јйсапай, ƒжанай, ћалый јрал, Ѕайбек, јксарайска€, —еитовка, ’ожетаевка, “улугановка, янго-јскер, «ензели, “умак, Ѕаскунчак, јшулук, јлтынжар и другие в области, реки јхтуба,  изань, Ѕузан, Ѕушма, Ѕолда и другие. “опонимика региона отражает процесс этногенеза местного населени€, его историческое прошлое, отношение государства к €зыку и культуре аборигенов. јналогичное значение имеют особые знаки на могильных пам€тниках и одновременно печати дл€ клеймени€ скота, называвшиес€ “тамга”. ¬ Ќижнем ѕоволжье этноисторическа€ топонимика, сохран€юща€с€ устна€ пам€ть о тамгах и табынах (родо-племенных организаци€х) как признаках родовой принадлежности продолжают играть важную роль в сохранении этнического самосознани€. ƒл€ астраханских татар – ногаев характерны такие родоплеменные под разделени€ как кыпчак, мангыт, киреит, найман, ас, кыргыз, кытай, ки€т, адай, дулат, уйсун и другие, что говорит в пользу общего этнического происхождени€ с другими тюркскими народами, особенно ногайско-кыпчакской (ногайско-половецкой) группы. ѕам€ть о родо-племенном устройстве общества как специфична€ черта этнической идентификации и самосознани€ берет начало в средневековье, исследователи которого насчитывают несколько дес€тков родов и племен тюркского и монгольского происхождени€ в составе «олотой ќрды и государств постордынского периода [11].

Ќижнее ѕоволжье относитс€ к числу российских регионов, где ислам был знаком населению с древности, с периода ’азарского каганата. ¬ XIII в. прин€тие этой религии св€зывают с именами золотоордынских ханов Ѕерке (1258- 1266) и “уда-ћенгу(1281-1287), а превращение ислама в доминирующую конфессию – с де€тель ностью ханов ”збека (1312-1342) и ∆анибека (1342-1357). јрхеологические материалы —елитренного, ¬од€нского,  расно€рского, ÷аревского городищ говор€т о складывании единого мусульманского погребального обр€да, о едином стиле культовых сооружений в крае и аналогичных в  рыму (мечеть и медресе ”збека, мечеть  уршун-ƒжами в —олхате), ¬олжской Ѕулгарии или в ’орезме [12]. ¬ажную роль в распространении ислама играли как отдельные проповедники-суфии, так и суфийские братства – тарикаты (Ќакшбандийа,  убравийа). ƒл€ большего успеха суфии включили основные догматы ислама в мир €зыческих представлений кочевников, создали религиозную литературу на “тюрки”. —уфийский ислам отражал мировоззрение степн€ков, но исламизаци€ была поверхностной, неравномерной и длительной. ¬ XVIII - начале XX в. конфессиональна€ картина в крае была тесно св€зана с его полиэтничностью и степенью урбанизированности той или иной этнической группы. ¬ г. јстрахани и пригородной зоне ислам исповедовали юртовские татары-ногаи, казанские татары – переселенцы из —реднего ѕоволжь€, метисированное тюрко€зычное население: агрыжанские (с индийцами), бухарские (с выходцами из —редней јзии) и гил€нские ( с персами) татары, а также торговцы из —редней јзии - бухарцы и хивинцы. ¬ кочевой среде мусульманами были юртовцы, ногаи-карагаши, кундровские татары, туркмены (переселенцы в регион с XVII в.) и казахи (с конца XVIII в. – начала XIX в.).  роме этих групп суннитов, до конца 1930-х гг. в г. јстрахань проживали немногочисленные персы-шииты, вернувшиес€ потом в »ран. √орожане были более последовательной уммой, у степных и сельских жителей исламские представлени€ тесно переплелись с €зычеством.  азахи, ногаи-карагаши и туркмены перешли окончательно к оседлости в 1930-х гг., поэтому у них больше доисламских архаизмов (культ предков, культ св€тых -“аулие” и их могил-мазаров, исламизированное шаманство, анимизм и др.) в культуре по сравнению с юртовскими татарами. ¬ мусульманской обр€дности большую роль играли праздники жертвоприношени€  урбан-Ѕайрам, разговени€ ”раза-Ѕайрам после мес€ца поста –амазан, процесс им€наречени€ детей, обр€д обрезани€ мальчиков “суннет”, заключение брака “ник€х” по нормам шариата, церемони€ похорон “джаназа”, паломничество в јравию “хадж”. — 1788 г. мусульмане нижневолжского региона подчин€лись ќренбургскому ћагометанскому духовному управлению. ¬ 1910 г. в крае насчитывалось около 300 тыс. мусульман (30 % населени€ региона), 209 мечетей, 137 мектебов, 9 медресе (в г. јстрахань – 18 мечетей, 19 мектебов, 6 медресе) [13].

¬ конце XIX – начале XX в. по€вились первые мусульманские национальные организации, базировавшиес€ на иде€х панисламизма и пантюркизма: “ƒжамаат ’айрийа” (благотворительное общество - 1896 г.), “ћаджлис Ўура-и-»слам” (“—овет ислама” – 1905 г.), общество “ƒжамаат »сламийа” (1907 г.), благотворительное общество персов-шиитов “Ёнджумен ’айрийа”. ¬ 1917 г. образованное татарской буржуазией, духовенством и национальной интеллигенцией “ћилли »дарэ” (Ќациональное управление) поддерживало ¬ременное правительство и боролось против большевиков и мусульманского ревкома. ¬ 1918 г. “ћилли »дарэ” было распущено, а ревком преобразован в губернский комиссариат по мусульманским делам. — отделением церкви и религии от советского государства и школы в 1920-1930-е гг. закрылись многие мечети и медресе (к концу 1930-х гг. в крае осталось 6 мечетей, к середине 1950-х гг. – 4) [14]. ћногие св€щеннослужители были репрессированы. Ќо ислам сохранил вли€ние на жизнь тюркских народов региона. —уществовали под польные молитвенные дома, мусульманские школы, “брод€чее духовенство”, роль мечетей играли св€тые места – “аулие”.   таким местам прин€то ходить с надеждами на исцеление от болезней, оставл€ть дары в виде зав€занной на ветке дерева цветной ленты, написанной на бумаге молитвы, остатков ритуальной пищи и другое. ѕаломничество в св€тое место сопровождаетс€ чтением молитвы, пода€нием нуждающимс€ и даже жертвоприношением (закланием домашнего животного вблизи мавзоле€ св€того). ѕримером подобного культа может служить поклонение мазарам ногайского мусульманского суфи€ —еит-Ѕаба и казахского султана Ѕуке€ Ќуралиева у с. ћалый јрал в  расно€рском районе, св€тым старцам – сейидам Ѕаба-“укли-Ўашлы-адже у пос. ћошаик и ’ызыр-ата у с. яксатово близ јстрахани. »слам осталс€ и верой, и образом жизни, и традиционной формой этнической идентичности тюркского социума. — конца 1980-х гг. наблюдаетс€ религиозный ренессанс: в 1991 г. в јстраханской обл. было 7 мусульманских общин, в 2000 г. – 43, в 2010 г. – 55 [15]. «дани€ старых мечетей переданы верующим, ведетс€ активное строительство новых мечетей, открытие мектебов и курсов изучени€ ислама. ¬ 1997 г. в г. јстрахань был открыт “»сламский институт ’аджи-“архан”. ¬ 1991 г. был создан јстраханский мухтасибат, преобразованный в мае 1994 г. в муфти€т или “ƒуховное управление мусульман јстраханской обл.”, после регистрации 6 июн€ 1999 г. – “јстраханское региональное духовное управление мусульман јстраханской обл.” (ј–ƒ”ћ), которое подчин€етс€ ƒуховному управлению мусульман –оссии и европейских стран —Ќ√ в г.”фа.

¬ услови€х наступающей глобализации особое значение приобретает изучение и сохранение элементов традиционной культуры. Ќациональна€ культура и общие моменты этнической истории св€зывают астраханских татар с другими тюркскими народами. —редневековые поэты ƒосмамбет јзаулы,  азтувган, героические эпосы-дастаны “Ёдигей”, “јлпамыс”, “„ора-батыр”, “—орок крымских богатырей”, песенно-музыкальные жанры “джырау” (песни под гармонь и бубен), “толгау” (речитатив-плач), “узын ногай жыр” у карагашей, “хошаваз” у юртовцев сродни элементам этнокультуры у казахов (песенные соревновани€-“айтысы” и песни-“жыр”), у крымских татар (“чины” и “мане”) и у других народов “юркского Ёл€. “радиционные музыкальные инструменты – кобыз (струнно-смычковый инструмент), саз – саратовска€ гармошка, бубен – кавал, в меньшей степени домбра, котора€ лучше сохранилась у казахов. ¬ажным элементом общественной культуры и коммуникаций продолжают оставатьс€ народные гул€ни€ , праздники и сост€зани€: “амель-байрам” (встреча Ќового года), “джайл€у-байрам” (начало весны и перекочевок), “ат-шабыс” (конные скачки), “куреш” (национальна€ борьба), “сабан-туй” (праздник плуга и летних работ), “кудай жол” (моление о дожде или проводы в путь с жертвоприношением животного), аналогии которым (навруз, дервиза, хыдырлез и т.д.) есть у народов —редней јзии, ѕоволжь€, —еверного  авказа и  рыма.

¬ повседневности астраханских татар-ногаев традиционна€ одежда перестала играть былое значение, давно вытеснена современной одеждой промышленного производства, имеет скорее праздничный характер как черта этнорелигиозной идентичности. Ёто тюбетейка как мужской головной убор, мужска€ же мехова€ шапка “калпак” и женска€ мехова€ шапка “борьк” с лисьей, волчьей или бобровой опушкой отошли в прошлое. “о же можно сказать о традиционной одежде. ” мужчин – шаровары, жилетка, поверх – бешмет с кожаным или матерчатым кушаком-по€сом, обувь – кожаные калоши или сапоги-“ичиги”. ” женщин – расклешенное платье с оборками по подолу и широкими рукавами, поверх – бархатный или сукон ный камзол, расшитый узорами. ∆енское платье украшалось на груди большим количеством металлических украшений и монет (“аспа”). —ерьга (“алка”) у молодых девушек и женщин в правой ноздре играла роль оберега. «амужние женщины носили белый головной убор, закрывавший волосы, девушки вплетали в косу нитку с украшени€ми и носили тюбетейку или платок красного цвета. ¬ пище сохранили свое значение плов, бешбармак, турамыш и куурдак (блюда из баранины), казы (ветчина из конины), кумыс (кислое кобылье молоко), ногайский или калмыцкий плиточный чай, толгап – каша из проса, баурсак – кусочки жареного теста, бурек (сладкие пирожки) и ногай бел€ш (пирог с м€сом), блюда из коровьего молока – сузбе (творог), ак и айран (кислое молоко), пед€к (брынза) [16].

Ќижневолжский регион или современна€ јстраханска€ область €вл€етс€ одним из многонациональных регионов в –оссийской ‘едерации. Ќа территории кра€ проживают представители 139 национальностей [17]. Ќо автохтонным, коренным народом кра€, безусловно, €вл€ютс€ астраханские татары (самоназвание “ногай” или “ногай-татар”), одна из трех этнотерриториальных групп российских татар, нар€ду с волго-уральскими и сибирскими. ѕо переписи 2010 г. в крае проживало 60 523 татар, ногайцев – 7 589 [18]. —амобытна€ истори€ и традиционна€ культура, сложный этнический состав и приверженность исламу, этногенез в услови€х Ќижнего ѕоволжь€, €вл€вшимс€ плавильным котлом дл€ многих культур и народов, дают представление об этносе – астраханских татарах.

ѕримечани€

1. ¬алиханов „.„. ѕредани€ и легенды Ѕольшой киргиз-кайсацкой орды// —обр.соч. в 5 тт. - јлма-јта: √л.ред. азах.совет.энциклопедии,1984.“.1, —.273-276.

2. √умилев Ћ.Ќ. ƒревние тюрки. - ћ.: “оварищество " лышников -  омаров и  0",1993. —. 23.

3. ¬икторин ¬.ћ. —убэтносоциум "нугай-казак" на границе «ападного  азахстана и Ќижнего ѕоволжь€: парадоксы взаимодействи€ тюркских этносов. // —арепта: »сто рико-этнографический вестник. ¬ып.2. ¬олгоград, 2006. —.52-59.

4.  адырбаев ј.Ў.  алмыки в контексте их взаимоотношений с –оссией и  итаем эпохи ÷ин. „асть 2 //  адырбаев ј.Ў. Ќароды ÷ентральной јзии.  урс лекций. (Ёлектронный ресурс). - –ежим доступа: http//www.central-eurasia.com/top/medieval-history/?uid=1126. —. 1.

5. √осударственный архив јстраханской области. ‘.1, оп.3, ед.хр. 557, л.3.

6. ¬икторин ¬.ћ. ”каз. соч. —. 52-59.

7. «айцев ».¬. јстраханское ханство / ».¬.«айцев; »н-т востоковедени€ –јЌ. - 2-е изд., испр. - ћ.: ¬ост. Ћит., 2006. —. 16; »схаков ƒ.ћ. “юрко-татарские государства XV - XVI вв. -  азань: “атар. кн. изд-во, 2009. —. 45-46.

8. »дрисов Ё.Ў. Ќационально-культурное движение астраханских ногайцев в конце XX - начале XXI вв. и св€зи астраханских ногайцев с ногайцами —еверного  авказа. (Ёлектронный ресурс). - –ежим доступа: http//www.interethnic.org/News/260604_2.html —. 6.

9. “ам же. —. 2-3.

10. јрхив внешней политики –оссии ћ»ƒ –‘. ‘онд "Ќогайские дела". ќп.127/1. ƒ.1.

11.  л€шторный —.√., —ултанов “.». √осударства и народы евразийских степей. ƒревность и средневековье. - —ѕб.: ѕетербургское востоковедение, 2004. —. 223; “репавлов ¬.¬. »стори€ Ќогайской ќрды. - ћ., ¬ост. Ћит., 2002.

12. ¬асильев ƒ.¬. »слам в «олотой ќрде: »сторико-археологическое исследование / ƒ.¬.¬асильев. - јстрахань: »зд. дом "јстраханский университет", 2007. —. 62-159.

13. —ызранов ј.¬. »слам в Ќижнем ѕоволжье / ј.¬.—ызранов. - јстрахань: »зд. дом "јстраханский университет", 2012. —. 145.

14. “ам же. —. 72.

15. јстрахань. ƒельтовые города мира / ѕод ред. Ќ.». уликовой, —.Ќ. узнецова, ≈.Ќ.∆уравлевой. - јстрахань, 2008. —. 179.

16. ¬икторин ¬.ћ., »дрисов Ё.Ў. јстраханские ногайцы: истори€ и культура // ¬озрождение, 2006. є9.(Ёлектронный ресурс). - –ежим доступа: www.odnoselchane/?sect=2449

17. ѕрирода, прошлое и современность јстраханского кра€ / ¬.Ќ.ѕилипенко, ј.ћ.Ћипчанский, Ё.».Ѕесчетнова и др. - јстрахань: ќќќ "“ипографи€ "Ќќ¬ј", 2008. —. 411.

18. ћатериалы ¬сероссийской переписи населени€ 2010 г.(Ёлектронный ресурс).- –ежим доступа: www.gks.ru/free_dos/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.