ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

Ѕугай Ќ.‘., г. ћосква

Ё“Ќ»„≈— »≈ ћ≈Ќ№Ў»Ќ—“¬ј √–”«»Ќ— ќ… ——– ¬ ѕ–»Ќ”ƒ»“≈Ћ№Ќџ’ ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ»я’ 1940 – 1950-’ √ќƒќ¬: √–≈ », Ћј«џ, —¬јЌџ, –ј„»Ќ÷џ, ё∆Ќџ≈ ќ—≈“»Ќџ [1]

¬ услови€х демократизации российского многонационального сообщества, сопровождавшегос€ заметным усилением этнической мобильности, натурализации по€вилась необходимость более обсто€тельного изучени€ истории этнических меньшинств. Ќесомненно, проблема слабо разработана в советской и российской историографии. ¬ большей мере она представлена в этнографическом разрезе и мало что известно из жизни названных общностей в плане изучени€ их подлинной истории. “ем не менее их судьбы переплетены с историей и —оюза ——–, и в определенной мере с историей –оссии.

¬ обстановке действовавшей персонифицированной власти —талина акции принудительного переселени€ этнических общностей базировались на факторе «неблагонадежности», «недовери€» со стороны органов государственной власти. Ёто в целом и €вилось основой деструктивных воздействий на этнические меньшинства.

 онечно, никто не станет утверждать, что подобный путь осуществлени€ национальный политики был правильным и выверенным, и не было ему альтернативы. —амой доступной дл€ органов власти —оюза ——– оказалась мера принудительного переселени€ народов, выразившегос€ в численном отношении в 3,5 млн человек, в хронологических рамках 1935 г. – начала 1950-х годов. ќтправить в принудительной форме ту или иную этническую общность в столь отдаленные места, подальше от глаз, было гораздо проще, нежели вести в ее среде просветительскую работу, опирающуюс€ на выработанные идеологические установки. ¬ проведении подобных мер всесторонне использовалс€ накопленный международный опыт (√ермани€, —Ўј, »спани€ и др.).

—правка. јкции подобного рода проводились в 1290 г. изгоном евреев из »спании (кроме крещенных), в 1492 г. и по этому же поводу в 1497 гг. – из ѕортугалии. —Ўј занимались выселением семинолов из группы мускогов, когда их плем€, состо€вшее из п€ти тыс. человек, проживавшее на юге —Ўј во ‘лориде, было почти полностью в принудительном пор€дке переселено (из районов современного расположени€ г. “ампа) на индейскую территорию в штате јрканзас. »з них оставалось на прежнем месте обитани€ всего лишь 600 человек. Ќа территории —Ўј эта же участь постигла и живших на ёго-востоке чикасавов, чоктавов, криков, которые также были насильственно изгнаны из своих мест за р. ћиссисипи. ѕроводили эту политику в жизнь президенты —Ўј Ёндрю ƒжексон, √рант и др.

“урци€ занималась – депортацией 0,5 млн болгар в 1912–1913 гг., арм€н – в 1915 г., 1,2 млн греков – в 1923 г., ассирийцев. √реци€ – депортировала 0, 4 млн турок (1923 г.); »спании –2,07 млн республиканцев в 1936 г.; √ермании – судетских немцев, 7 млн немцев јвстрии; Ѕолгари€ депортировала 100 тыс. румын, 300 тыс. сербов, 100 тыс. греков; ”краина, Ѕелорусси€, Ћитва депортировали пол€ков; ѕольша – украинцев (150 тыс. чел.); „ехословаки€ – 86 660 венгров в 1948 г.; ¬енгри€ – словаков 73273 чел. в 1948 г.; ”краина – 789 982 пол€ков и представителей других этнических общностей в 1946 году; ’орвати€ – занималась депортацией сербов, япони€ – корейцев с территории —еверной  ореи и о. —ахалина и др [2].

Ќа территории —оюза ——– еще до начала войны 1941–1945 гг. были проведены принудительные переселени€ российского казачества. ѕредпринимались также попытки к проведению подобных акций на территории јдыгеи, выселени€ арм€нского населени€ с Ўапсугского округа. ¬ысел€лись советские корейцев частично в 1924 г., а затем и полностью с территории ƒальнего ¬остока в 1937 г., иранцев – с территории јзербайджана и —еверного  авказа, частично курдов – с территории «акавказь€, финнов-ингерманландцев – с северо-западных районов страны.

ѕодобное видение процессов в —оюзе ——–, св€занных с принудительными переселени€ми этнических общностей, представил и известный чешский историк, специалист по национализму Ёрнест √еллнер. ќно помогает в определенной мере познавать и сущность проводимых мер. ѕо признанию Ё. √еллнера, «чтобы компактные этнические группы вписывались в определенную территориально-политическую структуру» [3], требовались жесткие меры. Ќа ассимил€цию надежды не было, замечал Ё. √еллнер, а значит, «использовались или массовые убийства или насильственные переселени€ целых народов». ¬се это соответствовало и практике, примен€емой сталинским режимом власти [4]. ” каждого из политических режимов собственна€ истори€, но цель всегда одна – подчинение и один наиболее попул€рный метод – насилие. Ёто соответствует теории ћ. ‘уко «принудительной нормализации своих граждан» [5].

«начительна€ дол€ исполнени€ принудительных переселений пришлась на  авказский регион —оюза ——–. ¬ этом плане вызывают неподдельный интерес нар€ду с таким этническими общност€ми как немцы, турки месхетинцы, курды, цыгане, хемшины [хемшилы] и такие национальные меньшинства как греки, лазы, сваны, рачинцы, южные осетины.

—правка. Ћа?зы — кавказский народ, субэтническа€ группа грузин, проживающа€ на территории исторической области Ћазистан (Ћазика, Ћазети), бо?льша€ часть территории которой в насто€щее врем€ входит в состав “урции (вил. –изе).

¬ “урции лазы также проживают в западных вилайетах страны и в —тамбуле — это в основном потомки махаджиров, которые вынуждены были покинуть Ћазистан и во врем€ русско-турецкой войны 1877–1978 годов. Ќесколько лазских сЄл (—арпи,  вариати, √онио, ћахо и др.) расположены на территории √рузии, где лазы считаютс€ этнографической группой грузин. Ћазы живут также в јбхазии, в городах Ѕатуми,  обулети, «угдиди.

Ћазы славились как опытные умельцы по возделыванию табака, которое получило широкое распространение на территории јбхазкой ј——–. ќни арендовали земельные участки у зажиточной и кулацкой части населени€, или выступали в качестве издольщиков у местных абхазов и менгрелов. јрендаторы и издольщики среди лазов составл€ли в тот период 75% от всего населени€ лазов. ѕо вере лазы были мусульманами, по крови — грузинами, говор€щие, как считалось тогда, на мингрельском диалекте грузинского €зыка. “ем не менее Ћазистан не считалс€ частью мусульманской √рузии. ¬ “ифлисе под мусульманской √рузией обозначалась только јджари€.

ѕубликаци€ отдельных архивных документов в последнее врем€ проливает определенный свет на историю этнической общности лазов в сложный период союзной советской государственности. Ёто заметно расшир€ет и познани€ об этнической общности в целом. Ћазы в ———– относились к тем этническим общност€м, которые не имели своей государственности, но имели свою историческую родину – Ћазистан (“урци€) в 1944 г. они были принудительно переселены, и по особому указанию Ћ. Ѕери€ возвращены. Ёто единственна€ этническа€ общность, которой так «повезло» [6].

’арактер принудительных переселений дл€ них был различным, определ€лс€ прежде всего направленностью решаемых государством, его партийными и военными структурами задач. “ак, если в их числе греки, лазы рассматривались как «враги народов», то сваны, рачинцы, южные осетины – в качестве производственного ресурса дл€ использовани€ в цел€х рабочей силы на освобожденных территори€х принудительно переселенных карачаевцев, чеченцев, ингушей, балкарцев (—еверный  авказ). Ёти этнические общности ». —талиным отнесены были к так называемым «текущим национальным группам», в большинстве своем не имеющим определенной классовой структуры и определенной территории [7]. ќни и составили долю восполнени€ населени€ на освобожденных от спецпереселенцев территори€х, занимались развитием экономического сектора, главным образом его аграрной сферы.

¬ соответствии с постановлением √ ќ о зачистке пограничных районов от 29 ма€ 1942 г. є 1828 сс уже в мае 1942 г. из  раснодарского кра€ и –остовской области было выселено принудительным пор€дком 1402 «неблагонадежных» грека. ¬сего в рамках этой операции из јрмении, јзербайджана и „ерноморского побережь€ √рузии (јбхази€) было выселено 16 376 граждан греческой национальности [8] .

¬ыселение иноподданных греков проходило в рамках отдельной операции согласно постановлению √ ќ от 24 июн€ 1944 г. є 6100 сс. — территории –остовской области и  раснодарского кра€ высел€лись 8300 греков, не имевших гражданства ———–. ѕо данным ќтдела спецпоселений Ќ ¬ƒ ———–, наиболее многочисленные группы принудительно высланных греков направл€лись в Ѕашкирскую ј——–,  азахскую – 4289 и ”збекскую ——–. Ќа окт€брь 1946 г. пребывало на спецпоселении 39 959 граждан греческой национальности [9].

¬ св€зи с решением —оветского правительства в 1949 г. из пределов јбхазской ј——– подлежали переселению иностранные подданные, а также лица без гражданства греческой национальности. ќднако в процессе проводимых акций переселили и многих греков, имевших советское гражданство. ¬сего в ночь с 13 на 14 июн€ 1949 г. было выселено 2235 семей (√агринский район – 105 семей, √удаутский – 45 семей, —ухуми – 1403 семьи, √ульрипшский – 771 семь€). —оветские граждане составили 1200 семей (5570 советских греков). 980 семей (4343 чел.) последовали в  азахстан, были вз€ты на спецучет с ограничением в правах передвижени€ [10].

ќстальные греки как спецпереселенцы не были поставлены на учет (греки колхозов « расный садовод», им. ћаленкова, им.  расной армии —ухумского района). ќни пересел€лись на жительство в  раснодарский и —тавропольский кра€. Ќекоторые из греков направл€лись в районы восточной √рузии. ¬ официальных же документах эта акци€ была представлена как «добровольное желание греков покинуть јбхазию».

“рудно классифицировать комплекс причин, лежавших в основе принудительных переселений одновременно трех национальных меньшинств √рузии – турко-месхетинцев, курдов и хемшинов*, заодно с ними и цыган, и тЄрЄкаме, и лазов**. Ќа фронтах ¬еликой ќтечественной войны еще шли ожесточенные бои с врагом. “урци€ как сосед на южных рубежах склон€лась к союзу с √ерманией, угрожающе ст€нув к советским границам 28–30 дивизий. ¬ св€зи с этим —талина беспокоили и настроени€ пограничного мусульманского населени€, которое, как отмечаетс€ в архивных документах Ќ ¬ƒ ———–, €кобы «могли в создавшейс€ ситуации выступить на стороне “урции» [11].

ѕо ¬сесоюзной переписи населени€ 1926 г. на территории √рузии проживало лазов 639 человек (мужчины – 343 чел., женщины – 296 чел.), главным образом в јбхазии. »з них в городах были расселены 41 лаз, в сельской местности – 598 человек.  ресть€нство, зан€тое как в аграрной сфере, так и в животноводстве, выступало против принудительного объединени€ в колхозы, сворачивани€ отгонного животноводства (с 1928 г.) как основной отрасли хоз€йства, в которой оно трудилось, например, в горных районах страны и т.д. Ќе легким оставалось и материальное положение лазов.

¬ но€бре 1944 г., а также в последующее врем€ было переселено из республики 94 955 человек, из них 8694 курда, 1385 хемшинов, остальные – турки-месхетинцы [12]. ¬ этих же сводках отмечаетс€, что были среди пересел€емых «также лазы (около 200 чел.), цыгане (2 вагона), тЄрЄкаминцы. ћало кому так повезло, как лазам. ѕри огромнейшем усилии члена ѕравительства јджарии, депутата ћ. ¬анлиши и его непосредственной перепиской с Ћ. Ѕерией, лазы были возвращены из спецпоселени€. ќни были вы€влены в  азахстане и республиках —редней јзии.

— точки зрени€ этнографической сваны и лазы вход€т в число представителей картвельской этнической общности – сванов и лазо-мингрелов. Ћазы в —оюзе ——– относились к тем этническим общност€м, которые не имели своей государственности, но имели свою историческую родину – Ћазистан (“урци€).

ѕо данным ¬сесоюзной переписи населени€, на территории √рузинской ——– на 1926 г. проживали 13158 сванов.

—правка. —ваны – горска€ этническа€ общность «ападной √рузии. язык сванов родственен грузинскому (картвельскому). „исленность сванов, по данным на 1944 год, а именно в рассматриваемый период, составл€л 23 тыс. человек. —ваны проживали в  вемо-—ванетском (центр Ћентехи) и «емо-—ванетском (центр ћестиа) районах √рузинской ——–, а также в смежных районах јбхазской ј——– [13]. √лавное зан€тие сванов – зерновое земледелие (€чмень, рожь, пшеница, овес, просо, бобы), затем следуют такие виды хоз€йствовани€ как разведение крупного рогато скота и пчеловодство. —ельское хоз€йство сванов подверглось реконструкции.

—ваны были одной из наиболее отсталой и в экономическом, и культурном отношении этнической общностью «акавказь€, вели полупатриархальное хоз€йство. –елиги€ – смесь христианства с древними €зыческими веровани€ми.  онечно, переселение в первой половине 1940-х годов заметной по численности группы сванского населени€ содействовало улучшению его экономического положени€.

—ванов, мингрелов, аджарцев, лезгин, кобулетцев, ингушей, осетин, ингилойцев, абахазов, кавказских татар (азербайджанцев) ». —талин причисл€л именно к тем народам на  авказе, которые отличались «примитивной культурой, с особым €зыком, но без родной литературы» и в св€зи с этим часто ставил вопрос, как быть с такими народност€ми»

–ачинцы – этническа€ общность в √рузии, говор€ща€ на рачинском диалекте грузинского €зыка. ѕроживают на территории ќниского и јмбролаурского районов в верховь€х р. –иони.

19 сент€бр€ 1941 г. «акавказскому фронту было предписано прекратить призыв в армию и уволить из ее р€дов представителей некоторых народов, которые считались этнически родственными и исторически близкими населению сопредельных государств – »рана и “урции.   этой категории были отнесены аджарцы, хевсуры, курды, сваны  едского, ’улойского, «емо-—ванетского,  вемо-—ванетского районов и горцы  азбегского района и ’евсурского сельсовета ƒушетского района √рузинской ——– (мохевцы). ¬скоре сюда же были включены уроженцы р€да сельсоветов  обулетского и Ѕатумского районов јджарии [14].

¬ цел€х реализации мер, предусмотренных постановлением —Ќ  ———– є 1221-368 сс «ќ пор€дке заселени€ бывшей  арачаевской автономной области —тавропольского кра€» от 6 но€бр€ 1943 г., в состав √рузинской ——– были включены ”чкулановский и ћико€новский районы области. «атем вместо существовавших ћико€новского и ”чкулановского районов создавалс€ “ебердинский район √рузинской ——– с центром в гор. ћико€н-Ўахар. ќставша€с€ территори€ от ћико€новского района и населенные пункты, располагавшиес€ на этой территории, присоедин€лись к ƒжегутинскому району.

¬ разделе постановлени€ —Ќ  ———– «ѕо √рузинской ——–» читаем: «Ќа базе трех колхозов селени€ Ќижн€€ “еберда ћико€новского района организован новый колхоз путем вселени€ 200 хоз€йств из горных районов √рузии (сваны, рачинцы, лехчумцы)» [15]. ÷ель меропри€ти€ – обеспечить освоение земель (главным образом пастбища) “ебердинского района с учетом интересов курорта “еберда и развити€ отгонного животноводства.

¬ селении Ќижн€€ “еберда бывшего ћико€новского района был организован новый колхоз. Ќа его территорию как раз и пересел€лись в срочном пор€дке те, названные в постановлении —Ќ  ———–, 200 хоз€йств из горных районов √рузии (сваны, рачинцы и частично лехчумцы).  олхозные усовершенствовани€ завершались в 1944 году. ѕо истечению времени все эти планы были воплощены в реальность.

ѕо данным грузинской стороны, к 1956 г. в колхозах трудились 4.1 тыс. человек – 771 грузинска€ семь€ (сваны и рачинцы – представители этнических общностей √рузинской ——–). Ёти сведени€ наход€т подтверждение и в итоговой документе «—правка  омиссии ÷   ѕ——, ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– и ћ¬ƒ ———– в ÷   ѕ—— об услови€х жизни карачаевцев в  азахстане и  иргизии» от 14 сент€бр€ 1956 г. ¬ ней констатируетс€, что территори€ бывш[ей]  арачаевской автономной области входила в границы административного делени€ —тавропольского кра€, за исключением части бывшего ѕреградненского района, котора€ была отнесена к ѕсебайскому району  раснодарского кра€. Ќа остальной территории из бывших 6 районов было созданы 4 -  лухорский,  исловодский, ”сть-ƒжегутинский и «еленчукский. „асть бывшего ѕреградненского района находилась в „еркесской автономной области.

 ак только ѕравительством ———– балкарцы были переведены в первой половине 1944 г. под статус «спецпереселенцы», этим моментом тут же воспользовалось и правительство √рузии, названные грузинские этнические меньшинства, находившиес€ по соседству с репрессированной балкарским народом  абардинской ј——–, оказались на территории Ѕалкарии.

¬опрос о создании  абардинской ј——– бюро  абардинского обкома ¬ ѕ(б) рассмотрело 15 апрел€ 1944 г., а на территории новой автономной республики была проведена рекогносцировка районов. Ќепосредственно в самой  абардинской ј——– это была своеобразна€ реформа по административному обустройству. „асть территории расселени€ балкарского населени€ (Ёльбрусский, Ќагорный районы) передавалась в состав ¬ерхне-—ванетского района √рузинской ——–.

”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– «ќ переселении балкарцев, проживающих в  абардино-Ѕалкарской ј——–, и о переименовании  абардино-Ѕалкарской ј——– в  абардинскую ј——–» от 8 апрел€ 1944 г. предписывалось:

«4. ¬ключить в состав ¬ерхне-—ванетского района √рузинской ——– юго-западную часть Ёльбрусского и Ќагорного районов  абардинской ј——–, изменив, в св€зи с этим, границу между –—‘—– и √рузинской ——– на этом участке…» [16].

—ваны, рачинцы рассел€лись в населенных пунктах, где проживали балкарцы, в частности в сел. Ёльбрус, “егенекли, “ерскол, Ѕылым, √ерхожал,  амук, „елмас и другие.  ак вспоминает преподаватель истории школы г. “ырныауз јминат јзизовна “рамова, «сваны рассел€лись также в сел. Ѕаидаевка, где до выселени€ проживал балкарский род Ѕаидаевых». —ванами были зан€ты и такие селени€ с проживанием балкарцев как Ётезовых, “илловых и других балкарских родов (у балкарцев, как и других народов, например, корейцы, общество раздел€лось по родам, одни из них были более известными, другие – менее). –азумеетс€, сванам переходили в собственность и усадьбы балкарцев.

Ќар€ду с зан€тостью прежде всего в сфере животноводства, сваны в  абардинской ј——– привлекались и дл€ работы в шахтах, где трудились на добыче вольфрама и молибдена. «десь работали не только горцы, но и немецкие военнопленные (шахтеры и строители камнедробильного цеха).

¬ р€ду переселений этнических меньшинств в 1940-е годы значатс€ и южные осетины. √рузи€, следу€ своей политике кристаллизации грузинского общества, получила возможность освободитьс€ от определенной части южных осетин. Ёта составл€юща€ посто€нно пребывала в грузинской национальной политике. ѕоэтому осетины в срочном пор€дке были вовлечены в процесс переселени€ по плану правительства √рузинской ——–.  онечно, в данном случае не было речи о каком-то геноциде со стороны грузин по отношению к осетинам. Ёто было бы преувеличением.

¬ районы бывшей „ечено-»нгушской ј——–, отошедшие в 1944 г. к —еверо-ќсетинской ј——–, пересел€лось в целом население численностью в 55 тыс. человек. »з них 26 тыс. южных осетин из высокогорных населенных пунктов ёго-ќсетинской автономной области, а также 14 тыс. граждан – из отдельных районов –—‘—– [17]. “ерритори€, отошедша€ к √рузинской ——–, оставалась не заселенной, использовалась только под выпасы скота.

ѕроизошло волевое решение, объ€сн€емое необходимостью подержани€ освобожденных соседних территорий, пополнени€ их прежде всего дополнительным производственным ресурсом. “аким образом, некоторые земельные территории были заселены в „ечено-»нгушской ј——– жител€ми горных районов —еверной и ёжной ќсетии, а также осетинами, проживавшими на территории  азбегского района √рузинской ——–.

Ѕезусловно, такой подход не мог не оставл€ть следа. ¬ св€зи с этим надо согласитьс€ с оценкой этих мер, данных исследовател€ми —.ј. ’убуловой и ”.Ў. “едеевой, что «этот акт переселени€ заложил основу нового межэтнического конфликта, который медленно тлел с 1957 г. – года реабилитации депортированных кавказских народов, и разгорелс€ в пожар на исходе ’’ века» [18].

¬ывод в данном случае однозначный. √рузинска€ ——– получала возможность завладеть частью территории, засел€емой южными осетинами, распредел€€ высвобожденные земли непосредственно между грузинами.

ѕо нашему мнению, в 1930 – 1950-е годы выход из трудных проблем урегулировани€ национально-политических конфликтов —талин усматривал именно в принудительном переселении, «в погребении действующих внутренних и потенциальных врагов социализма в земле или в глубоком тылу».

÷елью этой политики, как правильно замечает Ѕ.  урашвили, €вилось и массовое принуждение к железной дисциплине, жесткого воспитани€ нового поколени€ молодежи с применением «усиленного дополнительного контрол€» [19].

ƒолгие годы потребовались дл€ исправлени€ допущенных крупных ошибок в государственной национальной политике в период ¬еликой ќтечественной войны. ќни и ныне еще сказываютс€. ¬ «аконах –—‘—– «ќ реабилитации репрессированных народов» от 26 апрел€ 1991 г. и «ќ жертвах политических репрессий» (1991 г.) не только была дана критическа€ оценка этим акци€м в отношении народов, но и определены меры по их реабилитации.

Ќесмотр€ на трудности становлени€ национальных сообществ, имевшиес€ грубые нарушени€ их конституционных прав со стороны режима, все, кому пришлось участвовать в ¬еликой ќтечественной войне, активно сражались на еЄ фронтах, стали √еро€ми —оветского —оюза, видными и известными военачальниками, посв€тившими себ€ служению родине. ќни достойны и уважени€, и тех почестей, которые им об€зано представить и государство, и общество.

ƒл€ развивающегос€ российского общества, а процесс этот протекает нелегко, суд€ по всему, главным остаетс€ не воспроизведение в общественном сознании величи€ вклада отдельных народов, включа€ этнические меньшинства, в мировую сокровищницу, а формирование новых представлений и принципов, которые будут носить в этническом и социальном отношении универсальный характер.

ѕримечани€

1. ѕроект подготовлен при поддержке – ѕрограммы фундаментальных исследований ѕрезидиума –јЌ «“радиции и инновации в истории и культуре» (координатор: академик ј.ѕ. ƒерев€нко). Ќаправление 2. —оветска€ модернизаци€ и ее вли€ние на российское общество (координаторы – член. -корр. –јЌ ≈.». ѕивовар, д.и.н. ё.ј. ѕетров).

2.  имбол  . Ќеизвестна€ война: 2-€  рикска€ война. 1836 – 1837 гг. // Ќароды ёго-востока.  раткие сведени€ о народах, насел€вших и насел€ющих регион // Ёлектронный ресурс. –ежим доступа:http://www.mesoamerica.ru/indians/north/southeast.html;http//light.finam.ru/indians/arbide1B18559; Brown Dee. “Buryny Heart of the American west (ƒи Ѕраун. —хороните сердце в ¬унду-ни. »стори€ американского запада, рассказанна€ индейцами). —м. –еценз.: “ишков ¬.ј. Ѕез права на жизнь (трагеди€ индейцев американских прерий). Ёлектронный ресурс. –ежим доступа: // http://www.usio.ru/indejcj3.htm

3. √еллнер Ё. ѕришествие национализма. ћифы нации и класса // Ќации и национализм. ћ.: ѕраксис, 2002. —. 162.

4.  урашвили Ѕ.ѕ. ѕолитическа€ доктрина —талина // »стори€ ———–. є 5. 1989. —. 68 и др.

5. »нтеллектуалы и власть. »збранные политические статьи, выступлени€ и интервью / –ед. ѕ. ¬изгин. ћ. 202. ÷итир. по:  отл€рчук ј. «¬ кузнице —талина». Ўведские колонисты ”краины в тоталитарных экспериментах ’’ века. ћ., 2012. —. 20–21.

6. √рузи€, 24 июл€ 1920;. Ѕугай Ќ.‘. ƒепортаци€ этнических общностей √рузии в 1940- годы – ’’ века. »тоги и последстви€ //–осси€-√рузи€: альтернатива конфронтации – созидание… ѕроблемы истории российско-грузинских отношений. ’1’ – ’’ вв. ћ., 2011; он же: Ћазы – известные и неизвестные //  авказские научные записки. ћ., 2011. є 3. —. 49–54 и др.

7.  урашвили Ѕ.ѕ. ”каз соч.

8. √ј–‘. ‘. – –. 9401,оп.1, д. 2085, л. 249.

9. “ам же. ƒ. 4475, л.41,42; «ѕо решению ѕравительства ———–…». Ќальчик, 2003. —. 588.

10. –√јЌ». ‘. 5, оп. 31, д. 25, л. 71–76.

11. √ј–‘. ‘. ––. 9401, оп. 2, д. 66, л.19; «ѕо решению правительства —оюза ——–… ». Ќальчик, 2003. —. 625; Ѕугай Ќ.‘., ћамаев ћ.». “урки-месхетинцы: √рузи€, ”збекистан, –осси€, —Ўј. ћ., 2009. —. 100 –103 и др.

12. Ѕугай Ќ. ‘., Ѕроев “. ћ., Ѕроев –.ћ. ”каз. —оч. —. 71; ¬ 1949 г. при проведении учета спецпоселенцев 24 304 чел. из пересел€вшихс€ в 1944 г. из √рузинской ——– назвали себ€ азербайджанцами.

13. Ѕ—Ё. ћ., 1944. “. 50. —. 371

14. ÷јћќ. ‘. 1256, оп. 1, д. 70, л. 11; ‘. 209, оп. 1091, д. 143, л. 82.

15. ѕостановление —Ќ  ———– є 1221-368 сс. «ќ пор€дке заселени€ бывшей  арачаевской автономной области» от 6 но€бр€ 1948 г. // “екущий архив ћиннац –оссии.  опи€.

16. √ј–‘. – –. ‘. 7523, оп. 15, д. 102, л. 1–2. —м. также: Ѕугай Ќ.‘., √онов ј.ћ. —еверный  авказ: границы, конфликты, беженцы (документы, факты, комментарии). –остов-на-ƒону, 1997. —. 127–128; √ј–‘. – –.‘. 9401, оп. 2, д. 65, л. 255–256 и др.

17. –√јЌ». ‘. 5, оп. 32, д. 56, л. 103.

18. ’убулова —.ј., “едеева ”.Ў. ќсети€ в политических коллизи€х. ’’ – начала ’’I в. // Ќациестроительство на —еверном  авказе: »сторический опыт и современна€ практика. ћатериалы «круглого стола». –остов-на-ƒону, 2012. —. 158.

19.  урашвили Ѕ.ѕ. ”каз. соч. —. 51.


* ¬ литературе употребл€етс€ двойное название – хемшилы, хемшины (–ед.).

* * ћесхетинские турки рассматривают как бывших курдов, живущих среди них тЄрЄкеме (terekeme, täräkämä) – полностью тюрко€зычную группу, ведущую, как считаетс€, в большей степени полукочевой пастушеский образ жизни, но никакого отношени€ к курдам в действительности не имеющую (–ед.).

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.