ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

–ыбко —. Ќ., г.  раснодар

–ќЋ№ Ё“Ќќ ќЌ‘≈——»ќЌјЋ№Ќџ’ —“≈–≈ќ“»ѕќ¬ ¬   Ё“Ќќ ”Ћ№“”–Ќџ’ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я’  ”ЅјЌ— ќ√ќ  ј«ј„≈—“¬ј

(XIX - Ќј„јЋќXXI ¬.)

“ерритори€ проживани€ „ерноморского, а с 1860 г. кубанского казачества характеризуетс€ полиэтническим составом населени€. ѕригл€дыва€сь к образу жизни, обыча€м и особенност€м быта соседей кубанское казачество формировало дл€ себ€ образ «чужой культуры», опира€сь прежде всего на собственные представлени€, собственную систему ценностей, собственную картину мира. «»менно через процесс дистанцировани€ себ€ от «других», - пишет ќ. ¬. Ѕелова, -  кажда€ этническа€ группа пытаетс€ осмыслить (в привычных дл€ неЄ категори€х и терминах) свою непохожесть и своЄ отличие от соседних народов, утвержда€ при этом свою идентичность» [1].  онфессиональный аспект оппозиции «свой-чужой» €вл€етс€ одним из основных аспектов самоидентификации. ¬ данной работе предприн€та попытка показать образ «чужого» через воспри€тие кубанскими казаками представителей других конфессий, проживающих на их территории.

–ассматриваема€ тема относитс€ к малоизученным и €вл€етс€ первым шагом к раскрытию более широкой проблемы, исследующей роль православи€ в этногенезе кубанского казачества.

»сследу€ источники XIX - начала XX в. и полевые материалы конца XX - начала XXI в., мы отмечаем сходство представлений в отношении к инославным конфесси€м, поэтому в статье органично сочетаютс€ материалы XIX в. и сведени€, собранные участниками  убанских фольклорно-этнографических экспедиций (1997-2011 гг.) [2].

ѕравославие в  убанской области, помимо коренного казачьего населени€, было представлено последовател€ми древлеправославной церкви (старообр€дцами) и греческой церковью. ќ воспри€тии православными казаками старообр€дцев внутри станичных сообществ, исследователь истории старообр€дчества на  убани ј. ». «удин говорит, что они носили мирный характер, несмотр€ на «попытки православных миссионеров подогревать вражду к старообр€дцам...». «¬ источниках, – пишет автор, – мы не встретили ни одного случа€ конфликта на бытовой почве, поскольку едина€ сословна€ принадлежность большинства кубанских старообр€дцев и православных сглаживала конфессиональные противоречи€» [3]. ¬о врем€ прохождени€ казаками военной службы также не возникало религиозных споров: «православный офицер и р€довой денщик из старообр€дцев были объединены насто€щим казачьим братством» [4]. Ќаибольша€ ревность «о чистоте православи€» и стремление ограждить паству от совращений в раскол про€вл€лись со стороны ƒуховной консистории, котора€ нередко вступала в противоречие с войсковыми власт€ми, предпочитавшими лишний раз не раздражать казаков чрезмерными притеснени€ми в области веры.

√реков в среде казаков принимали как православных инородцев. ƒо революции 1917 г. у них были свои приходы, св€щенники. ѕосле они стали молитьс€ вместе с местным населением в православных храмах, часовн€х, на св€тых источниках, при этом сохран€€ свои традиции почитани€ Ѕога. «ћы их не различали, - говорит жительница ст. Ѕекешевской, - у мен€ дети очень дружили с гречанскими детьми… Ёто довольно мирные люди, по нашему, по-бекешевски, разговаривают ещЄ лучше, чем мы» [5]. √реки отмечали все большие двунадес€тые праздники ѕравославной церкви, особенно почитали Ѕожью ћать, называ€ праздник ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы днЄм ƒевы ћарии. «√де греки, там в церковь не пролезешь, там не по исповедаешьс€ и не причастишьс€. ≈сли попадЄшь к ним, они теб€ в лепЄшку могут сдавить... ѕрошение и благодарение Ѕогу сопровождаетс€ у них жертвоприношением. ќни ведут барашку, отрезают ей кончик уха, идЄт кровь, они наматывают ватку на свечку или палочку, макают в кровь и делают крестики из крови на лбу всем и дет€м. ѕотом они заход€т в церковь, и мы знаем, что уже барашку привели, уже с красными крестиками… вокруг церкви еЄ три раза обвод€т» [6]. ѕо словам сторожилов, греки уважали св€щенника больше, чем русские. ѕод этим они понимают частую благотворительную помощь греческих общин храму, в котором служит батюшка (покупка св€щеннических облачений, дар икон, возведение часовен над св€тыми источниками и т. д. ).

»сследовани€ социального состава  убанского казачьего войска конца XIX - начала XX в. говор€т о наличии в нЄм представителей «старого русского сектантства», вышедшего из христианства: духоборов, молокан, субботников (иудействующих), христоверов (хлыстов). ¬ целом отношение к сектантству со стороны православных казаков и ¬ойскового правительства было достаточно сдержанным, поскольку проживали они компактно и пропагандой своего учени€ на  убани почти не занимались. Ѕезусловно имели место и наказани€, исходившие со стороны войскового начальства. “ак, «за хульные слова против православных казак Ѕулавин, состо€вший в секте иудействующих, был подвергнут аресту на несколько дней» [7]. Ќередко семьи сектантов пересел€лись на место жительство в новые станицы с целью разрушени€ их общин [8]. Ќа  убани «—екты сильны не своей религиозной стороной, а исключительно своими семейными, общинными и общечеловеческими началами… - писал в 80-x гг. XIX в. ‘. ј. ўербина, - …станичные атаманы, например, в случае каких-либо важных поручений по начальству, назначают дл€ такой роли шалапутов, как людей исправных, верных вз€тым на себ€ об€занност€м и честных» [9].

¬ конце XX - начале XXI в. у кубанцев продолжало сохран€тьс€ внутреннее непри€тие «чужой» веры и в тоже врем€ терпимое отношение к еЄ представител€м, соблюдавшим законы своего исповедани€. ѕравославие у них выступало значимой составл€ющей в этнической идентичности русских. ’арактерной €вл€лась ассоциаци€: «русский-православный». –усский, отошедший от православи€ – уже не русский. ∆итель ст. –одниковской говорит: «Ќаша станица надвое делитс€: на субботников и православных. Ѕыло разделено: там русские жили, а там нерусские. [—.: ј разве субботники не русские?]. – ќни то по-русски говорили, но у них вера друга€. ќни праздновали, во-первых, субботу, во-вторых, они глубоко верующие были – в субботу не работали» [10]. «¬от у нас сейчас есть молокане, – говорит «читалка» ст. ƒ€дьковской, - только у нас разница: мы носим кресты, у мен€ икона и € молюсь, а они крестиков не нос€т, икон у них нет. ћен€ приглашали, € у них пила чай, читала молитвы. ћолитвы те же самые: «ќтче наш», «ѕресв€та€ Ѕогородица», «Ѕогородица возрадуйс€», «¬ерую», «∆ивые помощи». ¬сЄ вот это они читают, как у нас. Ќо крестов и икон нет. ћолокан в станице много. ÷ела€ деревн€ переехала, ”льновка называетс€. ¬ √рузии они жили. „еловек может 500, а может и больше. “очно € не знаю. Ќо, они сейчас, как бы сказать, оправославились. »хние дети венчаютс€ в нашей церкви, приносили своих детей крестить. ќни ход€т на литургии, мол€тс€. ƒетей на причастие по воскресень€м вод€т. ћы по воскресень€м в храм идЄм, а они, женщины-молоканки, по воскресень€м собираютс€, у кого-нибудь мол€тс€, читают молитвы и пьют чай. ј св€щенник молокан где-то в —тавропольском крае живЄт. ќн приезжает перед ѕасхой. ќн их исповедует и причащает» [11].

¬ формировании этностереотипов кубанских казаков по отношению к арм€нам усиливаютс€ черты «своего» через актуализацию христианской общности. ¬  убанской области арм€не, как и греки, при отсутствии своей церкви в населЄнном пункте участвовали в богослужени€х и принимали обр€ды ѕравославной церкви. Ёти факты были зафиксированы как в XIX, так и в XX в. “ак, казак селени€ Ќижестеблиевского ‘Єдор Ѕойко при крещении новорождЄнного сына вз€л в восприемники арм€нина, жител€ той же станицы. —в€щенник ѕавел  амышанский, всегда наблюдавший арм€нина на богослужени€х в воскресные и праздничные дни, поэтому и позволил казаку вз€ть его в крЄстные отцы. « огда же он ко мне пришЄл, – пишет отец ѕавел, – то € испросил его кака€ же ваша вера, на что отвечал он мне, что вера наша григорианска€, равно какова и ваша, при том испросил его —имвола веры и он мне прочитал как следует на нашем €зыке, потому € по малознанию моему о их вере не имел никакого в нЄм сомнени€ и позволил быть ему восприемником» [12].

¬месте с тем, нельз€ не согласитьс€ с “. ё. ¬ласкиной, изучающей традиционную культуру донского казачества, в том, что в воспри€тии казаков «образ арм€нина приобрЄл приметы корыстного и лукавого восточного торговца, сближа€сь в этом со стереотипными представлени€ми о греках, цыганах и евре€х» [13].

—реди протестантов  убанской области, помимо баптистов и меннонитов, значительную часть составл€ли немцы-лютеране, которые проживали своими колони€ми. ќни имели свою церковь (кирху), соблюдали свои традиционные праздники и обр€ды. ћестными жител€ми отмечалась их основательность, трудолюбие, умение рационально вести хоз€йство. ƒружественные и уважительные отношени€ к немцам сохран€лись в период первой мировой войны, в 30-е гг. XIX в. [14]. »ное отношение у кубанцев вызывали немцы, пришедшие сюда в качестве завоевателей в годы ¬еликой ќтечественной войны. Ќесмотр€ на то, что они позволили открыть и возобновить богослужение в храмах, довери€ к ним со стороны местных жителей не было. ‘енина “ать€на ћихайловна рассказывала: «√де больница щас, у нас там была церква при немцах. ћетра полтора пола подн€ли немцы выше, шоб батюшке выше сто€ть было. » немцев много ходило. —танут, хвуражка в руке и сто€т, не крест€тс€, не мол€тс€. ј мама наша: «€ не пиду». ћама не верила, шо немцы мол€тс€. ќна считала, шо это лицемерие» [15]. ѕо словам жительницы ст. Ќижегородской, немцы заносили своих покойников в церковь и хоронили их в церковной ограде [16]. «—колько в войну € служил, – вспоминает јлександр »ванович ( в то врем€ пономарь √еоргиевского храма г.  раснодара – —. –.), - ни разу они не причащались, ни крестились. ѕросто смотр€т, осматривают храм. ј чтоб молились  – нет» [17]. « огда немец пришЄл, – рассказывает жительница ст. √урийской, – он же немного открывал церкву, где щас амбулатори€. Ќо они ж сами своих воинов, как идут на фронт, у них батюшка благословл€ет, молюца и отправл€ют, причастие у них было – такой пор€док. ќни собрались на выгонок, и наверно ж приобщали солдат. ” нас стол вз€ли и у других и тогда в длину их сделали. ќни в два р€да сто€т, солдаты. ќдин подошЄл, что-то даЄт ему ложечку чайную и слово говор€т: «јминь, аминь». ј мы вокруг стоим, слушаем, что же они делать будут, столы собрали, солдаты сто€т. ќни подходют, глотнут что в ложечке, сам солдат говорит, а потом батюшка, что-то за слова говорил. ¬ сторону - другой. ј на утро на машины и на передовую.  Ќа столы ставили, наверное, продукты, чакушу, наверно, свечки ставили. Ќо как не то, а чужеземец» [18].

 атолицизм на рассматриваемой территории был представлен, прежде всего, пол€ками. «ѕравославный характер традиционной культуры кубанского казачества, – пишет ќ. ¬. ћатвеев, - обусловил преимущественное воспри€тие польского народа сквозь призму конфессионального противосто€ни€. ‘актор слав€нского родства подавл€лс€ принадлежностью к католическому миру. ѕоэтому даже особенности бытового поведени€ и детали внешнего вида воспринимались как признаки демонической природы. ѕри этом в среде линейного и черноморского казачества этноконфессиональные представлени€ отличались р€дом характерных черт, св€занных с особенност€ми исторического развити€ ”краины и –оссии. ¬ целом польский стереотип осталс€ в глазах казачества неоднозначным и противоречивым, обогащалс€ с течением времени светлыми тонами» [19].

„ехи по€вились на —еверо-«ападном  авказе вскоре после окончани€  авказской войны, в начале российской колонизации „ерноморского побережь€. «ѕрежде всего, – пишет ¬. —. ѕукиш, – колонистов искали среди православных болгар и сербов, затем пришла очередь и чехов, которые считались народом экономически активным, обладающим значительными хоз€йственными навыками и высоким культурным уровнем и католичество которых было €кобы иного рода, чем у пол€ков» [20]. ѕо  мнению автора, чехи, исповедующие католицизм,  были в основном равнодушны к религии вообще, что подтверждаетс€ воспоминани€ми очевидцев и свидетельствами старожилов. “ак, чешские посел€не, выража€ верноподданнические чувства, искали сближени€ с местным населением не только в соблюдении российских государственных пор€дков, но и в области исповедани€ веры (принимали крещени€ в ѕравославной церкви, посещали православные богослужени€ при отсутствии в сЄлах своих храмов) [21].

  нехристианским, но признанным в –оссийской империи религи€м, относились представители евреев-иудаистов. ¬ойсковым начальством не раз издавались распор€жени€ о выселении их из „ерномории.  убанска€ область и „ерноморска€ губерни€ находились за чертой оседлости, поэтому евре€м было запрещено в них селитьс€ за исключением некоторых представителей. ”каз 1905 г. сделал менее жЄсткой существующую иерархию религиозных организаций и улучшил положение инославных конфессий.

—реди кубанцев сложилс€ стереотип о том, что евреи предприимчивее, хитрее местных, отмечалось их лукавство, скупость, за что и называли их жидами. «” них иудино нутро, двойное дно в душе и выгода на первом плане» [22]. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны к евре€м большинство кубанцев относилось с жалостью. «»х у войну страшно много погибло. ћэни жалко было. я напэчу хлибушка, так они мин€ встревают, а € сама голодна€» [23]. ∆итель ст. Ѕатуринской на вопрос, как здесь относились к евре€м, отвечает: «¬ станице их не былќ. ќдин был, он знал усе болезни, не надо было ити до врача, он тебе лучшее лекарство даЄт, чем врач. ѕалицаи его расстрел€ли» [24].

¬  убанской области по данным переписи 1897 г. насчитывалось около 5 % мусульман, проживавших локализовано в ћайкопском, Ѕаталпашинском и ≈катеринодарском отделах. ¬ своих рассказах о дореволюционном прошлом станицы, казак ст. ѕреградной отмечал: «’орошие отношени€ были, никакой вражды. ” русских много детей было, жили хуже карача€.  арачай помогал им - кукурузы давал, молока давал, корову давал на вдой. ƒаи, корми, а потом отдаш.  арачаи так делали русским и жили дружно» [25]. «Ѕог один, – говорит карачаевец јуиботов  . —., – когда јллах, когда √осподь человека назначает, смерть тоже пишетс€. –аньше ангел приходил забирать человека... ѕри ÷аре дружба была, казаки очень поддерживали карачаевский народ. ј когда советска€ власть, революци€, ÷ар€ сн€ли...» [26]. √овор€ об отсутствии вражды в досоветское врем€ среди народов проживающих на одной территории, респонденты отмечают фактор существовани€ сильной империи и царской власти. «≈сли б не –осси€, их бы уже не было, их турки бы съели, проглотили. ј царь, –осси€, это всЄ защита не только себ€, но и других народов» [27]. —оветска€ власть в их оценках выступала причиной национальной розни.

¬ конце XX в., несмотр€ на ухудшение отношений между православными и мусульманами, старшее поколение русских и карачаевцев, проживавших в одной станице, также не ощущали себ€ врагами, скорее наоборот. —плачивающим фактором выступала вера в Ѕога, воспоминани€ о принадлежности к одному государству, служение ÷арю: «–усски разни люди, и карачаи. ≈сть и карачаи ничЄ люды, вс€ки люды е. ѕонимають совисть, Ѕога. ј молодЄжь потер€ла совисть, Ѕога, всэ... робыть не хочут» [28]. ∆ители ст. —торожевой рассказывали, что карачаи нар€ду с русскими чтут большие двунадес€тые и «грозные» праздники, не выполн€€ т€жЄлой работы. « огда у вас будет —моленска? – шоб не косыть. ќни даже спрашуют, когда у вас будет ѕасха? – шоб не робыть... Ќа нашу ѕасху они нихто ни работают и спрашуют:  вы ещЄ празнуете? - празнуем. » воны с нами празнуют. ” них тоже два раза в год – ¬раза и ... забыла... [—.:  арачаевцы паски пекут?]. – ¬оны разнос€т жертвопада€ние. ¬от завтра у них ѕасха, а сЄдн€ они шо-нибудь режут или даже, ну, таки праздники, €к ѕасха, всЄ-равно. ¬раза, Ѕасурма называеца. (”раза-байрам,  урбан-байрам – —. –.) ¬оны рижут по кусочку, разнос€т м€со, пычуть хичин”, конфетки по трошечку кладут. Ёто называеца жертвоприношени€, когда это ж раньше цар€м приносили жертвы, коров прыносылы, овэчок, молодЄжь эту, тел€т. Ёто называеца жертвоприношение. » они так делают, рижут и раздают. ћы тоже, паски если пычэм, также им нэсэм пасочку. ѕо дис€точку €ечек, кто шо может. ћы от тех принимаем, а они от нас принимают, и кушаем, и ничего страшного нет» [29].  оренна€ жительница ст. ѕреградной говорит: «я сейчас утут живу, вот € утут – русска€, (показывает на дома соседей) тут карачаи, это карачаи, там правда ниже бабушка с дедушкой живут – это русские. я сейчас у церковь одна хожу с улицы. ќни мен€ как за св€тую щитают... мы Ѕога не вспоминаем. ј когда гроза, ливень или что, каждый Ѕогу молица [30].

 ак раньше, так и теперь религиозные праздники, вера, обща€ трапеза выступают примир€ющим фактором между представител€ми разных народов и конфессий. “ем не менее, в воспри€тии казачьего населени€, карачаевцы продолжали оставатьс€ народом низкого уровн€ духовного развити€, своего рода «дикар€ми», а значит насильниками, убийцами, ворами. «” них уваровать – это первое дело. “ут всЄ казачьи земли. “ут кардон, отвоевали это место.  арачаЄв тут и помину не было. ќни говор€т, это наша земл€. ” революцию, в двадцатых годах их тут не было нигде. Ќи одного человека. ќни были все в горах, их мало было карачаЄв совсем. —брод там, нет их чистой рассы. »х мало было, щас поразмножилось» [31]. « арачаЄв мы не знали, с черкессами дружили, называли их «знјкомцы». — черкессами чабановали наши предки. ќни приглашали к себе, мы ехали к ним, останавливались. ј с карача€ми нет, карачаи очень грубо относились» [32].

 ак видно из характеристик нашими респондентами образа «чужого», их воспри€тие находитс€ между двум€ полюсами – отторжени€ и толерантности, сочета€ в себе на первый взгл€д противоречивые и несовместимые характеристики.  оренна€ жительница ст. ѕреградной Ќикитина Ќ. ѕ. рассказывала: «’то зна, как тебе сказать. ¬от € живу, лучше б сто тыс€чей было карачаи, как € с ними живу. ќни безобидные, их не трогай, и они не тронут. ¬от что-то мне надо, пойди, они последнее отдадут. ¬от у мен€ тут русска€ бабушка, да € ей ского, грэх... € и в цэркву хожу, когда еЄ √осподь прыберЄть... Ќе дай, √осподь! » вот, бабушка-карачайка, она плохо по-русски разговаруеть, но € к ней хожу и она ко мне ходить. я понимаю, шо она мне говорыть, мы с ней побиседуем... ≈сли у мен€ хлебушка нету, а стадо погнали первый день, € коровку не выгоню. я хлебушка спеку, € не смотрю карачай он или русский (пастух — —. –.), € хлебушка беру и соли и выношу. ¬перЄд пастуху отдам хлебушка и говорю: «ƒа благословит теб€ √осподь, штоб ты благополучно пропас усЄ лето...» [33].

¬ конце XX - начале XXI в. кубанцы ло€льно относились к смешанным бракам, подчЄркивалось уважение мужа и жены к вере каждого. «ќна держала веру и свою и карачаевскую. » говела, ходила она в церкву, и не запрещал он. ’оронил еЄ и по-русски, обед был, и по-карачаи. Ќа пам€тнику написалы  учирукова ( аплина), вперЄд она ж  аплина была» [34].

»так, образ «чужого» в воспри€тии казаков носит противоречивый характер.  — одной стороны, непри€тие вызывали народы исповедующие ислам, католицизм, протестантизм. — другой стороны, следование имперской политики мирного освоени€ новых территорий и длительна€ совместна€ жизнь казаков с представител€ми этих конфессий способствовали укреплению чувства общности исторических судеб.  ¬ постсоветский период, несмотр€ на намеренное разрушение складывавшегос€ столети€ми этнокультурного пространства, мы отмечаем устойчивость стереотипов позитивного характера по отношению к сосед€м.

ѕримечани€

1. Ѕелова ќ. ¬. Ётнокультурные стереотипы в слав€нской народной традиции. ћ., 2005. —. 39.

2. јвтор выражает признательность сотрудникам Ќ»÷ “  любезно предоставившим свой материал по данной теме.

3. «удин ј. ». ћежконфессиональные отношени€ в кубанских станицах в XIX-начале XX вв. //јнтропологи€ конфликта и мира в культуре народов  авказа (ёга –оссии).  раснодар, 2012. —. 166.

4. “ам же. —. 67.

5. ѕћ  ‘ЁЁ-2002 (ѕолевые материалы кубанской фольклорно-этнографической экспедиции) а/к (аудио кассета) є2761 ст. Ѕекешевска€ ѕредгорного района —тавропольского кра€. »нф. (информатор) “аранова ≈. ». (1937 г. р.). »ссл. (исследователь) –ыбко —. Ќ.

6. “ам же.

7.  рюков ј. ¬. —екты иудействующих на  убани: становление и внутреннее развитие (30 е гг. XIX-начало XX в.) //»тоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур —еверного  авказа за 2005 год.  раснодар, 2006. —. 216.

8. “ам же. —.211.

9. ўербина ‘. ј. ƒвойственность русского сектантства //  ќ¬, 1882. є7. Ћ.1.

10. ѕћ  ‘ЁЁ-1997 а/к є1328 ст. –одниковска€  урганинского района  раснодарского кра€. »нф. ≈нин ‘.  . (1914 г. р.). »ссл.  узнецова ». ј.

11. ѕћ  ‘ЁЁ-2007 а/к є3693 ст. ƒ€дьковска€  ореновского района  раснодарского кра€. »нф. √асан ¬. ј. (1928 г. р.). »ссл. Ѕондарь Ќ. ».

12. √ј  . ‘. 690. ќп.1. ƒ. 95. Ћ. 2-2об.

13. ¬ласкина “. ё. ќбраз арм€нина в традиционной картине мира донских казаков //јрм€не ёга –оссии: истори€, культура, общее будущее. –остов-на -ƒону, 2012. —. 152.

14. Ѕондарь Ќ. ». „то мы знаем друг о друге? //  убанский краевед.  раснодар, 1990. —. 154.

15. ѕћ  ‘ЁЁ-2005 а/к є3359 ст. √урийска€ Ѕелореченского района  раснодарского кра€. »нф. ‘енина “. ћ. ( 1927г. р. ), ‘енин ћ. ј. (1926г.р.). »ссл. –ыбко —. Ќ.

16. ѕћ  ‘ЁЁ-2003 а/к є2949 ст. Ќижегородска€ јпшеронского района  раснодарского кра€. »нф. ѕерепелица ѕ. ». (1926 г. р.). »ссл. –ыбко —. Ќ.

17. ѕолевой дневник автора.

18. ѕћ  ‘ЁЁ-2005 а/к є3382 ст. √урийска€ Ѕелореченского района  раснодарского кра€. »нф.  арнаухова ѕ. я. (1926 г.р.) »ссл. ≈мель€нова ≈.

19. ћатвеев ќ. ¬. «Ѕо ти л€хи израдливи люди...» ќбраз пол€ка в этноконфессиональных и исторических представлени€х кубанских казаков // ѕравославие, традиционна€ культура, просвещение.  раснодар, 2000. —. 139.

20. ¬. —. ѕукиш «ћы не такие католики, как пол€ки…»: к вопросу о религиозныхпредставлени€х чехови пол€ков —еверного  авказа в конце XIX- начале XX вв. // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ып. 6.  раснодар, 2011. —. 104.

21. “ам же. —. 105-106.

22. ѕолевой дневник автора.

23. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1510 ст. —торожева€ «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики ( „–). »нф.  олесникова ѕ. Ќ. (1918 г. р.), „инцова ћ. ј. (1920 г. р.). »ссл. Ѕабенко ». ј.

24. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є2680 ст. Ѕатуринска€ Ѕрюховецкого района  раснодарского кра€. »нф. —околовский ј. √. (1915 г. р.). »ссл. ћатвеев ќ. ¬.

25. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1456 ст. ѕреградна€ ”рупского района  „–. »нф. ’илько “. Ќ. (1914 г. р.). »ссл. –ыбко —. Ќ., Ўегеда Ќ. ћ.

26. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1478 аул ”чкулай ”рупского района  „–. »нф. јуиботов  . —. (1908 г. р.), карачаевец. »ссл.  ась€нова ј.

27. ѕћ  ‘ЁЁ-2011 а/к є 4275 ст.  азанска€  авказского района  раснодарского кра€. »нф. —трельников ¬. ј. (1938 г. р.). »ссл. ¬асильев ».

28. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1492 ст. —торожева€ «еленчукского района  „–. »нф.  олкова ≈. ‘. (1926 г. р.), Ћ€шова ћ. ». (1917 г. р.). »ссл. ¬екшина —. ј.

29. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1535 ст. —торожева€ «еленчукского района  „–. Ќиф. »вахно ћ. ».. (1927 г. р.), якушева ќ. ». (1923 г. р.). »ссл.  улинич ћ.

30. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1459 ст. ѕреградна€ ”рупского района  „–. »нф. Ќикитина Ќ. ѕ 1929 г. р.). »ссл. ¬оронин ¬. ¬.

31. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1682 ст.  ардоникска€ «еленчукского района  „–. »нф. “каченко ј. ». (1914 г. р.). »ссл. ¬оронин ¬. ¬.

32. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1574 ст. »справна€ «еленчукского района  „–. »нф. «аночка ¬. ≈. »ссл. Ѕондарь Ќ. ».

33. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1459 ст. ѕреградна€ ”рупского района  „–. »нф. Ќикитина Ќ. ѕ 1929 г. р.). »ссл. ¬оронин ¬. ¬.

34. ѕћ  ‘ЁЁ-1998 а/к є1466 ст. ѕреградна€ ”рупского района  „–. »нф.  узьмичова ( азанцева) Ќ. ѕ. (1925 г. р.), ¬ласенко ( обедьцева)  . ». (1918 г. р.). »ссл. Ѕогатырь Ќ. ¬.,  ась€нова ј.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.