ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

√риценко √.ƒ., г. —таврополь

Ётнотрудова€ миграци€ в степные районы ёга –оссии:

перспективы и проблемы [1]

—овременные социокультурные трансформации природохоз€йственной системы южнороссийского региона, к которому относ€тс€ в частности стпеные территории –остовской области, радикально изменили облик и возможности данного макрорегиона. ѕрактически все крупные сельскохоз€йственные предпри€ти€ перестали существовать, и на их месте в конце 1990-х и начале 2000-х годов возникло значительное число кресть€нских (фермерских) хоз€йств, специализирующихс€ или на зерноводстве, или животноводстве. ќднако многие из них к насто€щему времени разорились. ѕостепенно в «пустующие» степи направилс€ миграционный поток животноводов и, прежде всего, овцеводов из соседних территорий.

“ипичным примером в данном контексте может служить поселок ћаныч, расположенный в ¬осточной (степной) сельскохоз€йственной зоне –остовской области. ѕоселок ћаныч – один из шести поселков ¬олочаевского сельского поселени€ ќрловского района –остовской области – представл€ет своеобразный островок  в донской степи, хоз€йственно-экономическа€ жизнь которого складываетс€ по-разному.

ѕо свидетельству старожилов, в советское врем€ поселок ћаныч входил в состав крупнейшего в стране племсовхоза «ќрловский». «десь имелась развита€ социально-экономическа€ инфраструктура. Ќа территории ћаныча работала пекарн€, обеспечивающа€ хлебом не только жителей поселка и санаторий, но и окрестные поселени€; действовала молочно-товарна€ ферма, включающа€ корпуса дл€ содержани€ крупного рогатого скота и ¬ поселке действовали школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, два магазина, почта.

ќднако в ходе приватизации государственной собственности в 1990-е годы, как свидетельствуют жители поселка, прекратил существовать племсовхоз. Ќа его месте возникли ќќќ «—олнечное» и различные фермерские хоз€йства, в том числе овцеводческие. ¬ поселке ћаныч таких хоз€йств было шесть. Ќо «молодые» фермеры, которые, как правило, были коренными жител€ми и хорошо знали сельскохоз€йственный труд, столкнулись с трудност€ми как объективного, так и субъективного содержани€.

“ак, развитие  убань-≈горлыкского водохоз€йственного комплекса и увеличение площадей орошени€ на прилегающих территори€х постепенно привели к уменьшению подачи пресных кубанских вод в озеро √рузское и его засолению, что, по утверждению ученых, резко усилилось в последние 5-7 лет [2]. ѕодавл€ющее большинство балок около поселка ћаныч, в прежние врем€ наполненные водой, в насто€щее врем€ сто€т сухие. ”частились случаи засухи. ≈сли в 1980-е годы в среднем урожай пшеницы составл€л примерно 50 центнеров с гектара, в 2000-е годы – 18-20 ц/га, то в 2012 году пшеница полностью «сгорела». Ќапример, согласно официальным данным, урожайность зерновых культур на прот€жении р€да лет стабильно низка€ [3]. ѕо утверждению главы администрации ќрловского района, валовой сбор зерновых культур в 2012 году значительно ниже средних показателей по области [4]. ¬ этих услови€х заниматьс€ выращиванием пшеницы стало убыточным. ¬ св€зи с этим в поселке в насто€щее врем€ осталось только одно зерноводческое фермерское хоз€йство, вопрос о дальнейшей судьбе которого, по мнению самого фермера, остаетс€ открытым.

¬ ћаныче были также и овцеводческие фермерские хоз€йства. ќднако заниматьс€ овцеводством стало убыточным, так как произошло разрушение прежних производственно-экономических, хоз€йственных св€зей, исчезновение рынков сбыта овцеводческой продукции. Ќапример, в советское врем€ овцеводческа€ продукци€ закупалась Ќевинномысским шерстомойным комбинатом, построенным еще в 1895 году, но закрытым в насто€щее врем€. ќвцеводческа€ продукци€ сбывалась во все северокавказские республики. Ќазванные трудности «вынудили» фермеров продать отары овец, в результате чего по€вилось огромное количество брошенных, пустующих кошар.

—реди личностно-субъективных обсто€тельств, также повли€вших на «развал» фермерской де€тельности в поселке ћаныч, стали, по мнению местных жителей, разногласи€ между кресть€нами по поводу методов совместного ведени€ хоз€йства, использовани€ сельскохоз€йственной техники, выпаса скота и т.д. ќдин из респондентов вспоминал: «¬ечером придем к общему мнению по поводу конкретного дела, а утром некоторые фермеры выражают свое несогласие со вчерашним решением. » чем дальше, тем чаще такие разногласи€ и споры, которые постепенно становились острее и конфликтнее».

¬ сложившихс€ услови€х большинство местных жителей трудоспособного возраста переехали на новые места и зан€лись иными видами де€тельности, что создало услови€ дл€ притока животноводов (главным образом, овцеводов) из других регионов, где традиционно занимались данными видами сельскохоз€йственного труда. ¬ результате усилилс€ приток мигрантов из северокавказских республик. 

¬ ¬осточной сельскохоз€йственной зоне –остовской области еще в советское врем€ работало много выходцев из республик —еверного  авказа, которые «осели» на посто€нное место жительство в данном регионе, не растер€в при этом ни родственных, ни хоз€йственных св€зей с малой родиной.

¬ «смутное врем€» конца XX и начала XXI веков, как отмечают старожилы, к бывшим мигрантам приезжали родственники, бежавшие семь€ми от войны, разрухи и безработицы. „асть из них после военных действий вернулись обратно, другие остались в –остовской области проживать посто€нно.

—егодн€, согласно статистическим данным, численность населени€ современного поселка ћаныч составл€ет 109 человек.  ак показали результаты наблюдени€, фактически в поселке проживает около 40 человек, из них 10 пенсионеров, в том числе трое примерно 80 лет. «а последний год, по утверждению местного населени€, покинули ћаныч четыре семьи из числа коренных жителей. ¬ насто€щее врем€ в поселке проживают три чеченские семьи, насчитывающие 15 человек, в том числе 9 детей;  одна даргинска€ семь€ в составе 6 человек, из которых один малолетний ребенок, и ингушска€ семь€, представленна€ пока одним человеком.

Ќахождение «этнических мигрантов» в –остовской области можно назвать стихийным, как и их де€тельность по освоению пастбищ. ¬ интервью эксперты отмечают, что «по официальным данным, примерно 10% этнических мигрантов не имеют прописки, но в действительности эта цифра гораздо больше < ... > мигранты практически ничего не оформл€ют: ни кошары, ни свет, ни воду, которыми пользуютс€ < ... > как правило, у многих мигрантов отсутствуют официальные разрешени€ на выпас скота... ј если есть такое разрешение, то в похоз€йственной книге может числитьс€ 300 овец, а визуально количество поголовь€ насчитывает более 1,5 тыс. < ... > ¬ода дл€ скота «добываетс€» варварским способом: вскрываютс€ водопроводные трубы, которые после ремонта водопровода ремонтными службами района остаютс€ не засыпанными, заполн€ют водой заранее вырытую €му, из которой наполн€ют свои цистерны, перевозимые затем к «своим» кошарам  и т.д. ...».

Ѕесконтрольность использовани€, а нередко эксплуатаци€ природных ресурсов, привод€т к их постепенной утрате. Ёксперты сетуют на то, что «... «емл€ не отдыхает < … > «имой скот не оставл€ют на сто€нках < ... > ќтсутствие ветеринарной практики приводит к распространению болезней в отарах. ”мерший скот сбрасывают просто в овраг, не предпринима€ никаких санитарно-эпидемиологических мер... ».

«... ѕоскольку мигранты ни за что не плат€т, – возмущаютс€ представители местного населени€, – их животноводческа€ продукци€ стоит достаточно дешево < ... >   роме того, скотоводы-кавказцы, в отличие от местных русских жителей, не испытывают трудности при реализации продукции скотоводства, поскольку используют свои прочные св€зи с малой родиной, где и наход€т покупателей».

Ќеобходимо отметить, что мигранты, приехавшие в поселок в последнее врем€, ведут в основном замкнутый образ жизни. ћестные жители не всегда знают, откуда прибыли мигранты, какой трудовой де€тельностью занимаютс€ и на какие средства живут их семьи. Ќапример, старожильцы не владеют информацией, где работает глава одной чеченской семьи и на какие средства была восстановлена после пожара его сгоревша€ часть дома (втора€ принадлежала пожилой женщине, котора€ так и не смогла найти средства дл€ восстановлени€ свой части строени€ и живет у соседей). Ќа подворье мигрантов есть овцы, лошади, коровы, козы. –аботают в хоз€йстве не только взрослые, но и дети школьного возраста. ѕри этом дети не посещают школу.

” даргинской семьи, когда она приехала в поселок, в собственности была отара овец более чем в 500 голов.  Ѕесконтрольный выпас даргинцами такого количества овец неизбежно вел к стравливанию растительности на пастбищах, наход€щихс€ в аренде у местных жителей дл€ выпаса коров. “олько открытое выступление местного населени€ заставило администрацию ¬олочаевского сельского поселени€ и ќрловского района выдать предписание даргинской семье об об€зательном сокращении поголовь€ овец, наход€щихс€ в ее владении.

“аким образом, этнодемографическа€ ситуаци€ измен€етс€ с каждым годом в сторону увеличени€ нерусского населени€. ¬озрастает роль хоз€йственной де€тельности мигрантов в экономической системе района.

¬ этих услови€х актуализируетс€ вопрос об интеграции этнических мигрантов в те сообщества, куда они пересел€ютс€ на посто€нное место жительства. » здесь возникает вопрос: насколько местные жители «готовы» воспринимать вновь прибывших частью своего сообщества и, с другой стороны, в какой степени переселенцы «намерены» социокультурно встраиватьс€ в этнически иное сообщество.

—огласно результатам исследовани€, отношени€ между представител€ми различных этнических групп характеризуютс€ напр€женностью. ћестное сообщество распадаетс€ на этнические фрагменты, слабо св€занные друг с другом, обостр€€ межэтнические отношени€, превраща€ их из относительно нейтральных по содержанию в конфликтогенные, формиру€ у людей образы «своего», «иного», «врага» и заставл€€ их искать «убежище» в этничности и вере.

—тарожилы отмечают рост недовольства среди местного населени€ и тем, как вновь прибывающие этнические мигранты ведут свое хоз€йство, и тем, как они стро€т свои отношени€ с односельчанами.

¬от что по этому поводу пишут люди на городском портале «–остов-на-ƒону Tames»: «... в целом выходцы из –еспублик —еверного  авказа мирные жители, они активно занимаютс€ животноводством и занимают достойное место в экономической составл€ющей региона. ќднако, нар€ду с добропор€дочными гражданами, которые законно зарабатывают себе на хлеб, и надо заметить, они умеют трудитьс€, есть и такие, которые не вид€т свою дальнейшую жизнь без преступлений, заставл€ют задуматьс€ об искренности добрых намерений переселенцев.

¬ качестве примера этому можно отметить тот факт, что в ходе проведени€ обыска в домовладении жител€ ќрловского района, выходца из « адарской зоны», были найдены наркотические средства, оружие и боеприпасы к нему (правоверный добропор€дочный мусульманин никогда не станет хранить в своЄм доме наркотики, ведь это противоречит основам его веры). јналогичный факт был и в ѕролетарском районе. ѕри этом последний до сих пор скрываетс€ за пределами –‘. < ... > денежные средства, получаемые от продажи наркотиков и оружи€ на территории –оссийской ‘едерации, поступают к боевикам, уничтожающим мирных жителей любой нации, вне зависимости от их вероисповедани€, цвета кожи или разреза глаз...» [5].

—огласен с тем, что есть проблемы в сфере межэтнические отношений, и председатель –остовской региональной общественной организации «ƒонское земл€чество народов ƒагестана» —ейдула ћагомедов. ¬ частности, он убежден в том, что «... нашим земл€кам есть о чем подумать в плане собственного поведени€ и ведени€ хоз€йства. < ... >   сожалению, наши земл€ки зачастую отпускают скот на вольные хлеба. ѕотравы.  онфликт. Ќе думаю, что и в ƒагестане это кому-то понравитс€. ќп€ть же соблюдение, а точнее несоблюдение, ветеринарного режима. ¬се эти правила придуманы не случайно, и противопоставл€ть себ€ другим в таких ситуаци€х не стоит» [6].

“аким образом, обе стороны межэтнических отношений говор€т о наличии основы дл€ возникновени€ открытых конфликтов между представител€ми разных национальностей, о возможности межэтнической напр€женности в любой момент перерасти в открытое стихийное недовольство.

» действительно, в последнее врем€ некоторые латентные конфликты переросли в открытую форму.  ак правило, большинство из конфликтов между представител€ми различных этносов и конфессий – это молодЄжные разборки. ѕри этом конфликты, которые в последствии перерастают в межнациональные, имеют бытовые причины: неумение контролировать себ€ в состо€нии алкогольного опь€нени€, недопонимание символики, безответственное отношение к домашним животным, неуместное про€вление национальных традиций и особенностей характера, неспособность поделить место в общественном транспорте и т.д. ѕримером может стать межнациональный конфликт в посЄлке –емонтный, произошедший 13 сент€бр€ 2012 года [7].

¬ то же врем€ важно подчеркнуть, что трудовые миграционные процессы будут продолжатьс€. ќб этом в частности сказал глава ќрловского района ёрий Ћопатько, который на встрече с ѕредставителем ƒагестана в –остовской области ћагомедсаламом ’алиловым 22 марта 2012 года выразил готовность прин€ть выходцев из ƒагестана, желающих заниматьс€ животноводством [8].

—ледовательно, необходима целенаправленна€ работа по адаптации и трудовых мигрантов, и местного населени€ к мен€ющейс€ социокультурной и этнодемографической ситуации. ќднако было установлено, что поселок ћаныч как социально-экономическа€ единица не проходит ни через одну программу социально-экономического развити€ ни по ¬олочаевскому сельскому поселению, ни по ќрловскому району (например, в долгосрочной целевой программе развити€ сельского хоз€йства в ќрловском районе на 2011-2014 годы), ни по –остовской области, в частности, в федеральной целевой программе «—оциальное развитие села до 2013 года» или подпрограммы «—оциальное развитие села в –остовской области на 2010-2014 годы». “о есть, по-прежнему сохран€етс€ непрозрачность перспектив как социально-экономического, так и этнодемографического развити€ небольших поселков в степных районах южно-российских территорий.

ѕримечани€

  1. —тать€ написана в рамках реализации проекта «Ётнополитические вызовы и риски в «русских» регионах ёга (—тавропольский и  раснодарский кра€, –остовска€ область» по ѕрограмме фундаментальных исследований ѕрезидиума –јЌ «‘ундаментальные проблемы модернизации полиэтничного макрорегиона в услови€х роста напр€женности».
  2. ћиноранский ¬.ј. —осто€ние особо охран€емых природных территорий на ƒону и проблемы –остовского заповедника // —тепной бюллетень. 2010. є30. URL: http://savesteppe.org/ru/archives/884 (дата обращени€: 15.02.2013).
  3. ѕостановление ѕравительства –остовской области от 16.07.2012  є 643 «ќ внесении изменений в постановление администрации –остовской области от 30.11.2009 є 633 «ќб утверждении ќбластной долгосрочной целевой программы развити€ сельского хоз€йства ... на 2010-2014 годы». URL: http://www.donland.ru/Data/Sites/1/media/administration/Normativ/2012/post643_120716.pdf (дата обращени€: 15.02.2013).
  4. Ћопатько ё. ƒл€ нас прекрасней нет земли. URL: http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=343700 (дата обращени€: 15.02.2013).
  5.  овалева —. Ќе бывает плохих наций, бывают плохие люди. URL: http://rostov-times.ru/forums/1/topics/16?page=1 (дата обращени€: 15.02.2013).
  6. ѕредставитель –ƒ ћ. ’алилов провел р€д рабочих встреч с главами районов –остовской области // http://www.minnaz.ru/news_open.php?id=828 (дата обращени€: 15.02.2013).
  7. ∆ители поселка –емонтный рассказали о причинах конфликта с кавказцами: «»х стало больше, чем русских, реально». – URL: http://big.newsru.com/arch/russia/14sep2012/remontny.html (дата обращени€: 15.02.2013).
  8. ѕредставитель –ƒ ћ. ’алилов провел р€д рабочих встреч с главами районов –остовской области // http://www.minnaz.ru/news_open.php?id=828 (дата обращени€: 15.02.2013).
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.