Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Научная деятельность

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

Сташ Ж.А., г. Майкоп

СИРИЙСКИЕ АДЫГИ КАК НОВЫЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Понятие «сирийские адыги» (адыги, проживающие в Сирии) сложилось в 70-е годы ХХ века, когда социально-культурные условия и технические средства дали возможность вести диалог между разобщенным этносом. Адыги из Сирии по туристическим путевкам приезжали в Москву, пытались встретиться с родными по крови родственниками, делали попытки поехать на Кавказ, получали видеокассеты с записями песен и танцев российских адыгов. В 90-е годы ХХ века после развала СССР некоторые адыги из Сирии пытались открыть бизнес в Адыгее и Кабарде, женились на местных девушках. По нашим данным в советской Адыгее проживали четыре человека из Сирии. Это Бислан Изет, приехавший на землю предков в 1972 году, Камаль Хатко (с 1973 г.), Ряд Гонежук (с 1983 г.) и Андар Ехия (с 1985 г.) [1].

В настоящее время по данным начальника Центра адаптации репатриантов (ЦАР) Асхада Гучетль в Адыгее числится более 600 сирийских адыгов. На миграционный учет в 2009 году было поставлено 109 человек, в 2010 году – 184 человека, в 2011 году – 112 человек, в 2012 году – 647. Разрешение на временное проживание в республике получили в 2009 году 13 человек, в 2010 году – 2 человека, 2011 году – 33 человека, 2012 году – 207 человек. Вид на жительство по данным ФМС по РА выданы в 2009 году 12-и сирийцам, в 2010 году – двум, 2011 году – девятерым, 2012 году – трем. Гражданство России по данным ФМС по РА за период 2009-2012 годов получили 19 человек (2009 год – 7 человек, 2010 год – 9 человек, 2011 год – 2 человека, 2012 год – 1 человек). За разрешением на работу сирийские адыги стали обращаться только в последние годы. В 2011 году было получено только одно подобное разрешение, в 2012 году – 13 [2].

В 2012-2013 учебном году в Адыгейском государственном университете учились 60 человек из Сирии (все – этнические адыги), а на первый курс нового 2013-2014 года было принято 14 человек. Сирийцы обучаются практически на всех факультетах, кроме Института искусств, исторического и естественного факультетов.

За последние годы более 20-и сирийских парней заключили брак с девушками из Адыгеи, среди них Гонежук Ряд, Андар Ехия, Бислан Низар, Бислан Нарт, Сташ Басам, Хуаж Радуан, Цей Иналь, Вороко Шамиль, Халяо Джигад, Гонежук Гумер, Гонежук Магер, Хунагов Гияс, Хапак Муртаз, Гонежук Фирас, Гонежук Джабаг, Гонежук Асхад, Берам Мазин, Башир, Амин Гиш и др. [3].

Пример косовских адыгов, перевезенных в 1997 году в Адыгею из зоны боевых действий распавшейся Югославии, подарил надежду на возвращение на историческую родину многим адыгам из разных стран мира, в том числе и сирийским. По официальной статистике адыгская диаспора в Сирии на конец ХХ века составляла почти 100 тысяч человек, многие из них добились высокого положения. С началом вооруженных действий в 2011 году появились сирийские беженцы – в основном из Дамаска, городов Алепо, Холмс и района Кунейтра (аулы Бергаджам, Мердж Султан). Среди активной части сообщества республики началась деятельность по привлечению внимания к проблемам соотечественников, политической и социальной поддержке их возвращения на историческую родину [4].

В течение 2012-2013 годов в Майкопе и республике предпринималось несколько попыток проведения митингов в поддержку сирийских адыгов. 5 января 2012 года в столице Адыгеи прошел массовый пикет с требованием срочной эвакуации сирийских черкесов, в нем приняли участие около 30 человек. 31 декабря 2012 года пятью жителями на улице Краснооктябрьской в Майкопе была организована серия одиночных пикетов. 2 декабря 2012 года в городе прошел пикет, собравший 27 участников. 1 февраля 2013 года на митинг должны были выйти несколько сот человек. Но необходимо напомнить, что 24 января 2013 года мэрия города отказала в согласовании заявки митингов на 300 человек. Проведение планировалось на 1 и 8 февраля. 6 марта 2013 года в Майкопский городской суд поступило заявление жителя города Майкопа Сергея Коблева о признании действий мэрии города незаконными о проведении митингов в поддержку соотечественникам в Сирии [5].

Главная цель подобных мероприятий – привлечение внимания общественности и органов государственной власти РФ к бедственному положению черкесских соотечественников в Сирийской Арабской Республике – порой «тонула» в потоке других новостей и не была ощутима самими сирийцами.

С декабря 2011 года представители черкесского народа, проживающие в Сирии, неоднократно направляли обращения к властям и общественности России с призывом о помощи [6].Черкесы разных стран мира объявили о проведении 24 ноября 2012 года митингов в рамках Всемирной акции солидарности с черкесами Сирии, а представители российских черкесских организаций 15 декабря 2012 года приняли обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников из Сирии. Подобное письмо в адрес Госдумы РФ было направлено и общественным движением "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент". Из парламента оно было переадресовано департаменту межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, директор которого Александр Журавский дал ответ, в котором указал, что представители черкесской диаспоры в Сирии не являются соотечественниками для россиян и не вправе рассчитывать на содействие в возвращении на свою историческую родину.

Понятно, что подобный ответ не устроил представителей общественных движений. В оргкомитете митинга заявили, что «общественность не согласна с позицией, изложенной в ответном письме из Госдумы на обращения черкесской общественной организации Адыгеи "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент" с просьбой о репатриации черкесов из Сирии, считая ее противоречащей российскому законодательству». Участники митинга подготовили лозунги «Верните наших соотечественников черкесов домой!» «Требуем эвакуации наших соотечественников черкесов из Сирии».

Сирийские адыги старались не втягиваться в военные действия в Сирии, но их поселения оказались в эпицентре боевых событий, население пережило несколько бомбардировок. Нередко российские адыги вместе со своими родственниками из Сирии не спали ночами, держа связь друг с другом по скайпу или телефону, ожидая следующую атаку или авиационный налет.

Координационный совет черкесских общественных организаций России направил обращение президенту РФ Владимиру Путину с просьбой начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников из Сирии. Одновременно представители черкесских организаций заявили о несогласии с требованием быть "носителем русского языка и русской культуры", с которым, возможно, столкнутся те, кто будет нуждаться в ускоренном принятии российского гражданства. В обращении к В. Путину, которое подписали 11 руководителей черкесских общественных организаций Краснодарского края, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, подчеркивалось, что общественность крайне обеспокоена «обострением внутрисирийского конфликта, который достиг фазы полномасштабной гражданской войны, в которой катастрофически растет число жертв, в том числе и среди наших соотечественников» [7].

12 декабря 2012 года в своем ежегодном послании к ФС Владимир Путин поручил «разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе». «Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства», – добавил президент России. Такое заявление обнадежило не только сирийских адыгов, но и этнических чеченцев, балкарцев, которых тоже немало в воюющей арабской стране. Однако фраза о том, что Россия ждет и примет носителей русского языка и русской культуры, перечеркивает многие ожидания и тех, кто ждет в Сирии, и тех, кто болеет за них в России. Понятно, что большинство сирийских адыгов не владеют русским языком, да и определенная часть не знает даже родной язык. В то же время арабским владеют все [8].

Мы опросили 50 сирийских адыгов в возрасте 17-69 лет, большинство из которых находятся в Адыгее несколько месяцев. 44 человека из них являются гражданами Сирии. В таблице 1 отражена оценка владения переселенцами родным, в таблице 2 – русским языками.

Таблица 1.

Оценка владения адыгейским языком

Понимаю, но говорить не могу

Разговариваю плохо

Разговариваю с акцентом

Разговариваю и читаю свободно

Не понимаю совсем

8 чел. 16%

10 чел. 20%

13 чел. 26%

15 чел. 30%

4 чел. 8%

Таблица 2.

Оценка владения русским языком

Понимаю, но говорить не могу

Разговариваю плохо

Разговариваю с акцентом

Разговариваю и читаю свободно

Не понимаю совсем

4 чел. 8%

22 чел. 44%

8 чел. 16%

1 чел. 2%

15 чел. 30%

Наши анкеты создавались на русском языке, а затем были переведены на арабский, которым сирийские адыги владеют в совершенстве. Тем не менее, многие переселенцы с большим нежеланием заполняли анкеты, на некоторые вопросы отвечали односложно и, как нам показалось, не всегда искренне. Это связано с тем, что они сильно напуганы, теми событиями, что творится в Сирии, и как отметил Адам Богус - "Они так напуганы, что сирийские черкесы боятся, открыто говорить о переселении из-за жесткости сирийских спецслужб, их могут репрессировать немедленно. В режиме военного времени никакого судопроизводства, следствия нет. Людей, которые заподозрены в нелояльности к официальным властям, уничтожают" [9].

Большинство из них (56 %) живут в Адыгее на собственные сбережения, фактически на деньги, вырученные от продажи золотых изделий своих жен и матерей. В 2012 году студентам из Сирии выплачивали из собранных общественностью средств (в том числе и через СМС) по 3000 рублей в месяц, а на каждую семью переселенцев выдавали по 10000 рублей [10].

В отличие от косовских адыгов, компактно проживающих в ауле Мафэхабль в пяти километрах от Майкопа, сирийцам предложили расселиться в пустующих аульских домах, которые им предоставили как временное жилье без арендной платы, но при условии оплаты коммунальных услуг. Большая же часть сирийских беженцев селятся у родственников или снимают жилье.

Таблица 3.

Источники жизнеобеспечения сирийских адыгов в Республике Адыгея

Собственные сбережения

28 чел. 56%

Временные заработки

22 чел. 44%

Таблица 4.

Условия проживания сирийских адыгов в Республике Адыгея

Проживаю у родственников

Проживаю у друзей

Снимаю Жилье

Проживаю в доме,

предоставленном властью РА

Другое

8 чел. 16%

4 чел. 8%

18 чел. 36%

11 чел. 22%

8 чел. 16%

-

Только 25 % прибывших в Адыгею сирийцев трудоустроены (в основном мужчины). Они работают на стройках, автомойках, в сфере услуг. Те, кто имеет высшее образование, обращаются в Центр занятости населения, ищут работу преподавателями английского языка, переводчика. Однако из-за незнания русского языка им сложно найти подходящее место. Многие из-за этого меняют профессию. В центре занятости переселенцам предложили работу на территории Краснодарского края, но, как отмечают инспекторы Центра, репатрианты боятся рассматривать в качестве места работы даже пригород Майкопа – станицу Ханскую. Они хотят обосноваться только в самом Майкопе. Тем не менее, появились случаи покупки домов в аулах Адыгеи – например, в Шовгеновске и Кошехабле.

Переселенцев искренне удивляет информация о заработке в 10 тысяч рублей. Они переспрашивают, однодневный ли это заработок, исчисляется ли он в долларах. Специалисты центра занятости поясняли, что это зарплата за месяц, в рублях, что такая зарплата типична для жителей Майкопа. Эта информация вызывает у переселенцев разочарование: в Сирии за месяц они в среднем получали в пять раз больше. Сейчас в Майкопе проживает почти 60 адыгских семей из Сирии, более десяти обосновались в разных аулах.

Почти все мужчины-переселенцы курят сигареты, но не употребляют алкоголь. Половина опрошенных считает, что отношение к религии у местного населения и приезжих разительно отличаются друг от друга. Значительные отличия они видят и в проведении свадебного обряда. Многие сирийские женщины носят платки, однако молодые девушки по внешнему виду уже практически не выделяются среди остальных.

Таким образом, в Адыгее образовался новый демографический кластер – сирийские адыги. Их социальный статус официально не определен, а на бытовом уровне выражается понятиями «соотечественники», «репатрианты», «беженцы», «переселенцы», «приезжие». Со стороны исполнительской власти республики были предприняты попытки организовать трудоустройство переселенцев, создан банк данных пустующих домов в аулах, хозяева которых готовы поселить в них сирийские семьи. Общественные организации и активисты работают в направлении проведения митингов и пикетов, привлекающих внимание к проблемам беженцев. Реальная помощь в настоящее время выражается в раздаче теплых вещей и продуктов через мечеть в Майкопе и поселковые советы в аулах (растительное масло, мука, рис и проч.). По-существу сирийские адыги свои проблемы решают сами или через родственников. Поддержку со стороны правительства Адыгеи ощутили только 8 % опрошенных, 62 % оценили деятельность властей в отношении помощи репатриантам неудовлетворительной. Так как, с 2 мая 2013г. во главе с премьер-министром М.К.Кумпиловым, для прибывших в Республику Адыгея сирийских адыгов-репатриантов была создана правительственная комиссия по координации работы, по поддержке соотечественников, на оказание помощи вернувшихся на землю предков с САР, все это окажет позитивное влияние на адаптацию сирийских адыгов-репатриантов.

В условиях непрекращающихся военных действий в Сирии переезд в Адыгею представляется сирийским черкесам верным и обнадеживающим. В то же время большинство из переехавших, объективно оценивая экономическое положение республики и страны в целом, осознает сложность адаптационного периода и не надеется на быстрое решение проблем. Комитет и «Центр адаптации репатриантов» ведут прием соотечественников и консультации по вопросам миграционного законодательства РФ, социальным вопросам, а также помогают готовить документы для получения разрешений на временное проживание. Комитет оказывает содействие в участии сирийских адыгов-репатриантов в общественных и культурных мероприятиях, включая проведение праздничных и творческих вечеров. Социальная адаптация соотечественников оказывает позитивное значение, где в течение 2013 года адыги-репатрианты приняли участие в 7 мероприятиях республиканского значения.

Примечания

1. По данным ГУ "Центр адаптации репатриантов», 2012г.

2. По данным ГУ "Центр адаптации репатриантов», 2013г.

  1. Данные с федеральной миграционной службой по Республике Адыгея (2009-2012гг.).
  2. Наима Нефляшева. Сирийские черкесы/Кавказский узел. 11.01.2011. http://www.aheku.org/page.php?id=2795

Майкопский суд рассмотрит заявление жителя о необоснованном отказе в проведении митингов в поддержку сирийских черкесов http://maikop.bezformata.ru/listnews/otkaze-v-provedenii-mitingov/9873482/

Доклад председателя ОД "Адыгэ Хасэ - Черкесский Парламент" РА Адама Богус. г.Москва,29.05.2012 http://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2896&Itemid=

7. Черкесы и Путин. Москва. 05 февраля 2013 http://www.aheku.org/page.php?id=3445&print=page

8. Артур Бороков. Черкесы в современной политике. http://adyge-news.com/analitika/33-pravitelstvo-rossii-postavila-krest-na-repatriatsii-cherkesov

9. Адам Богус: в Адыгею готовы переселиться порядка 100 семей сирийских черкесов. 25 марта 2012 http://www.aheku.org/news/diaspora/2921

По данным ГУ "Центр адаптации репатриантов», 2013г.

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»


Кубанский казачий ансамбль «Кумовья»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.