ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

—таш ∆.ј., г. ћайкоп

—»–»…— »≈ јƒџ√»  ј  Ќќ¬џ… ƒ≈ћќ√–ј‘»„≈— »…  Ћј—“≈–

¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ јƒџ√≈я

ѕон€тие «сирийские адыги» (адыги, проживающие в —ирии) сложилось в 70-е годы ’’ века, когда социально-культурные услови€ и технические средства дали возможность вести диалог между разобщенным этносом. јдыги из —ирии по туристическим путевкам приезжали в ћоскву, пытались встретитьс€ с родными по крови родственниками, делали попытки поехать на  авказ, получали видеокассеты с запис€ми песен и танцев российских адыгов. ¬ 90-е годы ’’ века после развала ———– некоторые адыги из —ирии пытались открыть бизнес в јдыгее и  абарде, женились на местных девушках. ѕо нашим данным в советской јдыгее проживали четыре человека из —ирии. Ёто Ѕислан »зет, приехавший на землю предков в 1972 году,  амаль ’атко (с 1973 г.), –€д √онежук (с 1983 г.) и јндар ≈хи€ (с 1985 г.) [1].

¬ насто€щее врем€ по данным начальника ÷ентра адаптации репатриантов (÷ј–) јсхада √учетль в јдыгее числитс€ более 600 сирийских адыгов. Ќа миграционный учет в 2009 году было поставлено 109 человек, в 2010 году – 184 человека, в 2011 году – 112 человек, в 2012 году – 647. –азрешение на временное проживание в республике получили в 2009 году 13 человек, в 2010 году – 2 человека, 2011 году – 33 человека, 2012 году – 207 человек. ¬ид на жительство по данным ‘ћ— по –ј выданы в 2009 году 12-и сирийцам, в 2010 году – двум, 2011 году – дев€терым, 2012 году – трем. √ражданство –оссии по данным ‘ћ— по –ј за период 2009-2012 годов получили 19 человек (2009 год – 7 человек, 2010 год – 9 человек, 2011 год – 2 человека, 2012 год – 1 человек). «а разрешением на работу сирийские адыги стали обращатьс€ только в последние годы. ¬ 2011 году было получено только одно подобное разрешение, в 2012 году – 13 [2].

¬ 2012-2013 учебном году в јдыгейском государственном университете учились 60 человек из —ирии (все – этнические адыги), а на первый курс нового 2013-2014 года было прин€то 14 человек. —ирийцы обучаютс€ практически на всех факультетах, кроме »нститута искусств, исторического и естественного факультетов.

«а последние годы более 20-и сирийских парней заключили брак с девушками из јдыгеи, среди них √онежук –€д, јндар ≈хи€, Ѕислан Ќизар, Ѕислан Ќарт, —таш Ѕасам, ’уаж –адуан, ÷ей »наль, ¬ороко Ўамиль, ’ал€о ƒжигад, √онежук √умер, √онежук ћагер, ’унагов √и€с, ’апак ћуртаз, √онежук ‘ирас, √онежук ƒжабаг, √онежук јсхад, Ѕерам ћазин, Ѕашир, јмин √иш и др. [3].

ѕример косовских адыгов, перевезенных в 1997 году в јдыгею из зоны боевых действий распавшейс€ ёгославии, подарил надежду на возвращение на историческую родину многим адыгам из разных стран мира, в том числе и сирийским. ѕо официальной статистике адыгска€ диаспора в —ирии на конец ’’ века составл€ла почти 100 тыс€ч человек, многие из них добились высокого положени€. — началом вооруженных действий в 2011 году по€вились сирийские беженцы – в основном из ƒамаска, городов јлепо, ’олмс и района  унейтра (аулы Ѕергаджам, ћердж —ултан). —реди активной части сообщества республики началась де€тельность по привлечению внимани€ к проблемам соотечественников, политической и социальной поддержке их возвращени€ на историческую родину [4].

¬ течение 2012-2013 годов в ћайкопе и республике предпринималось несколько попыток проведени€ митингов в поддержку сирийских адыгов. 5 €нвар€ 2012 года в столице јдыгеи прошел массовый пикет с требованием срочной эвакуации сирийских черкесов, в нем прин€ли участие около 30 человек. 31 декабр€ 2012 года п€тью жител€ми на улице  расноокт€брьской в ћайкопе была организована сери€ одиночных пикетов. 2 декабр€ 2012 года в городе прошел пикет, собравший 27 участников. 1 феврал€ 2013 года на митинг должны были выйти несколько сот человек. Ќо необходимо напомнить, что 24 €нвар€ 2013 года мэри€ города отказала в согласовании за€вки митингов на 300 человек. ѕроведение планировалось на 1 и 8 феврал€. 6 марта 2013 года в ћайкопский городской суд поступило за€вление жител€ города ћайкопа —ерге€  облева о признании действий мэрии города незаконными о проведении митингов в поддержку соотечественникам в —ирии [5].

√лавна€ цель подобных меропри€тий – привлечение внимани€ общественности и органов государственной власти –‘ к бедственному положению черкесских соотечественников в —ирийской јрабской –еспублике – порой «тонула» в потоке других новостей и не была ощутима самими сирийцами.

— декабр€ 2011 года представители черкесского народа, проживающие в —ирии, неоднократно направл€ли обращени€ к власт€м и общественности –оссии с призывом о помощи [6].„еркесы разных стран мира объ€вили о проведении 24 но€бр€ 2012 года митингов в рамках ¬семирной акции солидарности с черкесами —ирии, а представители российских черкесских организаций 15 декабр€ 2012 года прин€ли обращение к президенту –оссии ¬ладимиру ѕутину с просьбой начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников из —ирии. ѕодобное письмо в адрес √осдумы –‘ было направлено и общественным движением "јдыгэ ’асэ - „еркесский парламент". »з парламента оно было переадресовано департаменту межнациональных отношений ћинистерства регионального развити€ –‘, директор которого јлександр ∆уравский дал ответ, в котором указал, что представители черкесской диаспоры в —ирии не €вл€ютс€ соотечественниками дл€ росси€н и не вправе рассчитывать на содействие в возвращении на свою историческую родину.

ѕон€тно, что подобный ответ не устроил представителей общественных движений. ¬ оргкомитете митинга за€вили, что «общественность не согласна с позицией, изложенной в ответном письме из √осдумы на обращени€ черкесской общественной организации јдыгеи "јдыгэ ’асэ - „еркесский парламент" с просьбой о репатриации черкесов из —ирии, счита€ ее противоречащей российскому законодательству». ”частники митинга подготовили лозунги «¬ерните наших соотечественников черкесов домой!» «“ребуем эвакуации наших соотечественников черкесов из —ирии».

—ирийские адыги старались не вт€гиватьс€ в военные действи€ в —ирии, но их поселени€ оказались в эпицентре боевых событий, население пережило несколько бомбардировок. Ќередко российские адыги вместе со своими родственниками из —ирии не спали ночами, держа св€зь друг с другом по скайпу или телефону, ожида€ следующую атаку или авиационный налет.

 оординационный совет черкесских общественных организаций –оссии направил обращение президенту –‘ ¬ладимиру ѕутину с просьбой начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников из —ирии. ќдновременно представители черкесских организаций за€вили о несогласии с требованием быть "носителем русского €зыка и русской культуры", с которым, возможно, столкнутс€ те, кто будет нуждатьс€ в ускоренном прин€тии российского гражданства. ¬ обращении к ¬. ѕутину, которое подписали 11 руководителей черкесских общественных организаций  раснодарского кра€, јдыгеи,  абардино-Ѕалкарии и  арачаево-„еркесии, подчеркивалось, что общественность крайне обеспокоена «обострением внутрисирийского конфликта, который достиг фазы полномасштабной гражданской войны, в которой катастрофически растет число жертв, в том числе и среди наших соотечественников» [7].

12 декабр€ 2012 года в своем ежегодном послании к ‘— ¬ладимир ѕутин поручил «разработать ускоренный пор€док предоставлени€ российского гражданства нашим соотечественникам, носител€м русского €зыка и русской культуры, пр€мым потомкам тех, кто родилс€ и в –оссийской империи и в —оветском —оюзе». «“ем, кто хочет переехать на посто€нное жительство в нашу страну и, соответственно, отказатьс€ от своего сегодн€шнего гражданства», – добавил президент –оссии. “акое за€вление обнадежило не только сирийских адыгов, но и этнических чеченцев, балкарцев, которых тоже немало в воюющей арабской стране. ќднако фраза о том, что –осси€ ждет и примет носителей русского €зыка и русской культуры, перечеркивает многие ожидани€ и тех, кто ждет в —ирии, и тех, кто болеет за них в –оссии. ѕон€тно, что большинство сирийских адыгов не владеют русским €зыком, да и определенна€ часть не знает даже родной €зык. ¬ то же врем€ арабским владеют все [8].

ћы опросили 50 сирийских адыгов в возрасте 17-69 лет, большинство из которых наход€тс€ в јдыгее несколько мес€цев. 44 человека из них €вл€ютс€ гражданами —ирии. ¬ таблице 1 отражена оценка владени€ переселенцами родным, в таблице 2 – русским €зыками.

“аблица 1.

ќценка владени€ адыгейским €зыком

ѕонимаю, но говорить не могу

–азговариваю плохо

–азговариваю с акцентом

–азговариваю и читаю свободно

Ќе понимаю совсем

8 чел. 16%

10 чел. 20%

13 чел. 26%

15 чел. 30%

4 чел. 8%

“аблица 2.

ќценка владени€ русским €зыком

ѕонимаю, но говорить не могу

–азговариваю плохо

–азговариваю с акцентом

–азговариваю и читаю свободно

Ќе понимаю совсем

4 чел. 8%

22 чел. 44%

8 чел. 16%

1 чел. 2%

15 чел. 30%

Ќаши анкеты создавались на русском €зыке, а затем были переведены на арабский, которым сирийские адыги владеют в совершенстве. “ем не менее, многие переселенцы с большим нежеланием заполн€ли анкеты, на некоторые вопросы отвечали односложно и, как нам показалось, не всегда искренне. Ёто св€зано с тем, что они сильно напуганы, теми событи€ми, что творитс€ в —ирии, и как отметил јдам Ѕогус - "ќни так напуганы, что сирийские черкесы бо€тс€, открыто говорить о переселении из-за жесткости сирийских спецслужб, их могут репрессировать немедленно. ¬ режиме военного времени никакого судопроизводства, следстви€ нет. Ћюдей, которые заподозрены в нело€льности к официальным власт€м, уничтожают" [9].

Ѕольшинство из них (56 %) живут в јдыгее на собственные сбережени€, фактически на деньги, вырученные от продажи золотых изделий своих жен и матерей. ¬ 2012 году студентам из —ирии выплачивали из собранных общественностью средств (в том числе и через —ћ—) по 3000 рублей в мес€ц, а на каждую семью переселенцев выдавали по 10000 рублей [10].

¬ отличие от косовских адыгов, компактно проживающих в ауле ћафэхабль в п€ти километрах от ћайкопа, сирийцам предложили расселитьс€ в пустующих аульских домах, которые им предоставили как временное жилье без арендной платы, но при условии оплаты коммунальных услуг. Ѕольша€ же часть сирийских беженцев сел€тс€ у родственников или снимают жилье.

“аблица 3.

»сточники жизнеобеспечени€ сирийских адыгов в –еспублике јдыге€

—обственные сбережени€

28 чел. 56%

¬ременные заработки

22 чел. 44%

“аблица 4.

”слови€ проживани€ сирийских адыгов в –еспублике јдыге€

ѕроживаю у родственников

ѕроживаю у друзей

—нимаю ∆илье

ѕроживаю в доме,

предоставленном властью –ј

ƒругое

8 чел. 16%

4 чел. 8%

18 чел. 36%

11 чел. 22%

8 чел. 16%

-

“олько 25 % прибывших в јдыгею сирийцев трудоустроены (в основном мужчины). ќни работают на стройках, автомойках, в сфере услуг. “е, кто имеет высшее образование, обращаютс€ в ÷ентр зан€тости населени€, ищут работу преподавател€ми английского €зыка, переводчика. ќднако из-за незнани€ русского €зыка им сложно найти подход€щее место. ћногие из-за этого мен€ют профессию. ¬ центре зан€тости переселенцам предложили работу на территории  раснодарского кра€, но, как отмечают инспекторы ÷ентра, репатрианты бо€тс€ рассматривать в качестве места работы даже пригород ћайкопа – станицу ’анскую. ќни хот€т обосноватьс€ только в самом ћайкопе. “ем не менее, по€вились случаи покупки домов в аулах јдыгеи – например, в Ўовгеновске и  ошехабле.

ѕереселенцев искренне удивл€ет информаци€ о заработке в 10 тыс€ч рублей. ќни переспрашивают, однодневный ли это заработок, исчисл€етс€ ли он в долларах. —пециалисты центра зан€тости по€сн€ли, что это зарплата за мес€ц, в рубл€х, что така€ зарплата типична дл€ жителей ћайкопа. Ёта информаци€ вызывает у переселенцев разочарование: в —ирии за мес€ц они в среднем получали в п€ть раз больше. —ейчас в ћайкопе проживает почти 60 адыгских семей из —ирии, более дес€ти обосновались в разных аулах.

ѕочти все мужчины-переселенцы кур€т сигареты, но не употребл€ют алкоголь. ѕоловина опрошенных считает, что отношение к религии у местного населени€ и приезжих разительно отличаютс€ друг от друга. «начительные отличи€ они вид€т и в проведении свадебного обр€да. ћногие сирийские женщины нос€т платки, однако молодые девушки по внешнему виду уже практически не выдел€ютс€ среди остальных.

“аким образом, в јдыгее образовалс€ новый демографический кластер – сирийские адыги. »х социальный статус официально не определен, а на бытовом уровне выражаетс€ пон€ти€ми «соотечественники», «репатрианты», «беженцы», «переселенцы», «приезжие». —о стороны исполнительской власти республики были предприн€ты попытки организовать трудоустройство переселенцев, создан банк данных пустующих домов в аулах, хоз€ева которых готовы поселить в них сирийские семьи. ќбщественные организации и активисты работают в направлении проведени€ митингов и пикетов, привлекающих внимание к проблемам беженцев. –еальна€ помощь в насто€щее врем€ выражаетс€ в раздаче теплых вещей и продуктов через мечеть в ћайкопе и поселковые советы в аулах (растительное масло, мука, рис и проч.). ѕо-существу сирийские адыги свои проблемы решают сами или через родственников. ѕоддержку со стороны правительства јдыгеи ощутили только 8 % опрошенных, 62 % оценили де€тельность властей в отношении помощи репатриантам неудовлетворительной. “ак как, с 2 ма€ 2013г. во главе с премьер-министром ћ. . умпиловым, дл€ прибывших в –еспублику јдыге€ сирийских адыгов-репатриантов была создана правительственна€ комисси€ по координации работы, по поддержке соотечественников, на оказание помощи вернувшихс€ на землю предков с —ј–, все это окажет позитивное вли€ние на адаптацию сирийских адыгов-репатриантов.

¬ услови€х непрекращающихс€ военных действий в —ирии переезд в јдыгею представл€етс€ сирийским черкесам верным и обнадеживающим. ¬ то же врем€ большинство из переехавших, объективно оценива€ экономическое положение республики и страны в целом, осознает сложность адаптационного периода и не надеетс€ на быстрое решение проблем.  омитет и «÷ентр адаптации репатриантов» ведут прием соотечественников и консультации по вопросам миграционного законодательства –‘, социальным вопросам, а также помогают готовить документы дл€ получени€ разрешений на временное проживание.  омитет оказывает содействие в участии сирийских адыгов-репатриантов в общественных и культурных меропри€ти€х, включа€ проведение праздничных и творческих вечеров. —оциальна€ адаптаци€ соотечественников оказывает позитивное значение, где в течение 2013 года адыги-репатрианты прин€ли участие в 7 меропри€ти€х республиканского значени€.

ѕримечани€

1. ѕо данным √” "÷ентр адаптации репатриантов», 2012г.

2. ѕо данным √” "÷ентр адаптации репатриантов», 2013г.

  1. ƒанные с федеральной миграционной службой по –еспублике јдыге€ (2009-2012гг.).
  2. Ќаима Ќефл€шева. —ирийские черкесы/ авказский узел. 11.01.2011. http://www.aheku.org/page.php?id=2795

ћайкопский суд рассмотрит за€вление жител€ о необоснованном отказе в проведении митингов в поддержку сирийских черкесов http://maikop.bezformata.ru/listnews/otkaze-v-provedenii-mitingov/9873482/

ƒоклад председател€ ќƒ "јдыгэ ’асэ - „еркесский ѕарламент" –ј јдама Ѕогус. г.ћосква,29.05.2012 http://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2896&Itemid=

7. „еркесы и ѕутин. ћосква. 05 феврал€ 2013 http://www.aheku.org/page.php?id=3445&print=page

8. јртур Ѕороков. „еркесы в современной политике. http://adyge-news.com/analitika/33-pravitelstvo-rossii-postavila-krest-na-repatriatsii-cherkesov

9. јдам Ѕогус: в јдыгею готовы переселитьс€ пор€дка 100 семей сирийских черкесов. 25 марта 2012 http://www.aheku.org/news/diaspora/2921

ѕо данным √” "÷ентр адаптации репатриантов», 2013г.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.