ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

∆аде «.ј., г. ћайкоп

ѕ–»„»Ќџ » ”—Ћќ¬»я ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ»я  ”–ƒќ¬ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ” јƒџ√≈я [1]

ѕолитические и социально-экономические процессы последнего дес€тилети€ XX и начала XXI века обусловили активизацию миграционных процессов и привели к глобальным изменени€м в исторических судьбах народов. Ќестабильность обстановки в р€де независимых государств, ранее вход€щих в состав ———–, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты, нетерпимость к инонациональному населению, межэтническа€ разобщенность, дискриминаци€ по признакам национальности, вероисповедани€, €зыка, политических убеждений и принадлежности к определенной социальной группе €вл€ютс€ основными причинами, вызывающими приток вынужденной миграции во многих регионах –оссии, одним из которых €вл€етс€ –еспублика јдыге€.

Ѕлагопри€тные климатические услови€ јдыгеи привлекали и продолжают привлекать мигрантов и вынужденных переселенцев из различных регионов –оссии и стран —Ќ√. «а последние годы в республике только в св€зи с миграционными процессами на 10% обновлен состав населени€. ћиграцию в јдыгею определ€ют три основных потока: межрегиональна€ миграци€, миграци€ из стран —Ќ√ и миграци€ из стран дальнего зарубежь€. ѕо€вление здесь беженцев и переселенцев оказало существенное вли€ние на социальное и экономическое развитие республики. Ёто не может не привлекать внимание к проблемам переселенцев, к их социальной и этнокультурной адаптации.

ќдной из актуальных исследовательских проблем €вл€етс€ истори€ курдских переселенцев в јдыгею. ƒанна€ проблема не имеет достаточно широкого освещени€. ѕоэтому исследу€ ее, необходимо учитывать весь комплекс социально-экономических, политических и культурных процессов, происход€щих как в целом по –оссии, так и на территории республики.

ƒл€ того чтобы более полнее представить происходившие в јдыгее миграционные процессы, необходимо дать краткую этнодемографическую характеристику республики. ¬ јдыгее живут представители 108 этносов, причем не менее дес€ти из них образуют этнические группы. „исленность населени€ јдыгеи по данным переписи 2010 года составл€ет 440,3 тыс€чи человек. ќсновное население – русские (52 %) и адыгейцы (24,2%), к числу других народов, насел€ющих республику, относ€тс€ арм€не, белорусы, украинцы, немцы, греки и другие.

 ак отмечают специалисты, многонациональность обогащает этническую картину любого региона и по большому счету делает его богаче, ибо каждый народ приносит €ркие краски своей культуры, интересные особенности быта, веками накопленный опыт и многое другое, что €вл€етс€ ценным и дл€ людей других национальностей. ¬ целом межнациональные отношени€ в јдыгее характеризуютс€ терпимостью. «десь, несмотр€ на многонациональный состав населени€, исторически сложились традиции миропонимани€ и мироподдержани€.

“ем не менее, как уже отмечено, на прот€жении последних дес€тилетий сфера межэтнических отношений в –еспублике јдыге€ претерпела изменени€ в силу протекани€ динамичных этнополитических, этномиграционных, этноконфессиональных и этнодемографических процессов. ѕредставл€етс€ несомненным, что эти процессы приобретают особый резонанс в св€зи с наличием на ее территории курдов и их быстрым численным ростом.

ѕервые мигранты-курды по€вились в јдыгее сразу после —питакского землетр€сени€, разрушившего 15 небольших курдских сел, и конфликта вокруг Ќагорного  арабаха, который также затронул места их проживани€ – Ћачинский район, соедин€ющий Ќ јќ с јрменией (в 1923-1929 гг. – особый  урдистанский уезд или  расный  урдистан). ¬ дальнейшем к ним присоединились и курды из других районов јрмении и  азахстана. ѕо переписи 1989 г. в јдыгее насчитывалось лишь 262 курда, но в 2002 г. это число равн€лось уже 3631 чел., а в 2010 г. – 4528 чел. ƒл€ сведени€ уточним, что курды расселились в более чем 70 регионах –оссии, но в јдыгее существует втора€ по численности община (после  раснодарского кра€). Ќесмотр€ на то, что курды составл€ют всего лишь 1% населени€ республики, экспертов обычно впечатл€ют темпы роста их численности, который за период 2002-2010 гг. увеличилс€ на 25%.  урды расселены компактно в селах  расногвардейского района, преимущественно в четырех – ѕреображенское, Ѕелое, —адовое, ≈леновское, а также в районном центре и ауле Ѕжедугхабль [2].

—ледует обратить внимание на то, что исследование курдской диаспоры в –еспублике јдыге€ осложн€етс€ особым положением этногруппы, которую, по мнению исследователей, по своему социальному и юридическому статусу нельз€ назвать ни мигрантами, ни беженцами, ни вынужденными переселенцами.

≈сли детальнее развивать данный тезис, то, в первую очередь, необходимо подчеркнуть, что по своему этимологическому содержанию термины «мигранты» и «вынужденные переселенцы» близки между собой, означа€ лиц, которые сменили, временно или насовсем, место своего жительства, тогда как беженец – это иностранец, прибывший в другую страну. ќни отличаютс€ друг от друга определенными общепризнанными критери€ми, требующими учета при составлении соответствующих программ и их реализации, как в –оссии, так и в регионах. »з всех категорий мигрирующего населени€ в центре этого движени€ наход€тс€, прежде всего, беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты и эмигранты, которые все чаще станов€тс€ объектом обсуждени€ в государственных, общественно-политических структурах и в научных кругах.

»сход€ из такого понимани€, обратимс€ к причинам и услови€м переселени€ курдов в –еспублику јдыге€. –асселение курдского этноса свидетельствует о давних истоках его широкого территориального распространени€. ƒо недавнего времени размеры миграции были невелики, но межнациональна€ ситуаци€ в —редней јзии и «акавказье вызвала новый всплеск переселени€ курдов. ¬ 80-90-х годах ’’ века курды приезжали в –оссию в основном на работу, и мало кто задумывалс€ о переезде на посто€нное место жительство. ѕоток курдов в –оссию на заработки продолжалс€ примерно до середины 90-х годов. Ћюди наде€лись, что политическа€ обстановка на постсоветском пространстве стабилизируетс€ и они вернутс€ в родные места. ѕосле того, как курды убедились в нецелесообразности возврата на прежние места своего жительства, они стали оседать в разных регионах –оссийской ‘едерации.

ѕричины переселени€ этнической группы курдов св€заны с серьезными социально-экономическими проблемами. ƒл€ аргументированного ответа на этот вопрос обратимс€ к результатам социологического исследовани€, который позволил вы€вить причины, повли€вшие на переселение представителей курдской этнической группы в –еспублику јдыге€ [3]. 59% опрошенных называют вынужденные факторы (переехал вместе с родител€ми в детстве, родилс€ в –оссии); 22% указывают на экономические факторы (искал лучшие материальные услови€); 19% отмечают политические факторы (война, межэтнические конфликты).

«десь уместно отметить, что курды в большинстве своем были лишены возможности легализовать свое проживание. —реди обвинений, которые чаще всего звучат в их адрес со стороны властей и определенных слоев населени€ – общинна€ замкнутость, высока€ рождаемость, несоблюдение общеприн€тых норм поведени€ в общественных местах, бесконтрольный выпас скота и прочее. Ќекоторые эксперты отмечают, что при сохранении существующих темпов миграционного и естественного прироста курдского населени€, в ближайшие дес€тилети€ может обозначитьс€ проблема их административно-территориального обособлени€.

¬ 1996 г. курды јдыгеи создали свою общественную организацию «јгры», котора€ стала активно участвовать в диалоге с власт€ми јдыгеи по вопросам адаптации курдских мигрантов. ј в 2001 г. была образована рабоча€ группа правительства јдыгеи по разработке меропри€тий дл€ обеспечени€ стабильности и правопор€дка в местах компактного расселени€ курдов. ќт силовых структур и ведомств были собраны предложени€ по разрешению ситуации, сложившейс€ в республике в св€зи с неконтролируемым притоком мигрантов. ¬ результате, власти разработали и утвердили «ѕлан меропри€тий по обеспечению стабильности и правопор€дка в местах компактного проживани€ курдов», а также «ѕлан меропри€тий по культурно-психологической адаптации курдов, проживающих в –еспублике јдыге€». ќдним из таких «меропри€тий» стала смена руководства милиции  расногвардейского района и участковых, отвечающих за общественный пор€док в упом€нутых селах.

ќтметим, что курды в отличие от других групп мигрантов до сих пор сохран€ют многое из своего традиционного политического устройства: деление на родоплеменные группы (ашираты), институт наследственного лидерства (шейхи), элементы обычного права. “ак, многими курдами јдыгеи в качестве наиболее авторитетных лидеров признаютс€ не официальные главы их общественной организации, а шейхи [4].   јбдульманаф-шейху из села ≈леновское обращаютс€ не только по вопросам религии и семейно-брачного права, но и с целью разрешени€ случающихс€ внутренних конфликтов, не прибега€ к услугам полиции и не став€ в известность соответствующие органы. ¬се это создает дополнительные проблемы на пути интеграции курдов в правовое поле –‘, что власти, как правило, не учитывают.

ѕо результатам последних исследований под руководством профессора ј.Ќ. —околовой из јдыгейского государственного университета, которые посв€щены проблемам адаптации мигрантов в јдыгее, фиксируетс€ конструктивный характер взаимоотношений курдских семей с их непосредственными сосед€ми [5]. ¬ то же врем€, как отмечают авторы, вне сферы личного общени€ представители этой группы часто оказываютс€ в ситуации недоброжелательного общени€ в силу доминирующей в местном сообществе установки. Ёта установка возникла главным образом в результате социальной конкуренции в услови€х закрытости дл€ общени€ представителей курдской группы, а также акцентировани€ культурных различий со стороны —ћ» и органов власти, особенно в начальный период пребывани€ курдов в јдыгее.

–ассужда€ об услови€х переселени€ курдов в –еспублику јдыге€, следует указать на то, что попытки расселени€ курдов в адыгских аулах натолкнулись на упорное сопротивление аульских старейшин.  урды поначалу покупали заброшенные хатенки, долгое врем€ жили в избах с земл€ными полами, а сегодн€ их строени€ преобразили общий вид сел  расногвардейского района. ¬ основном они сосредоточены на сельскохоз€йственной ориентации де€тельности в јдыгее. ѕричина - привлекательность ее земель.

»сход€ из этих рассуждений, мы считаем, что осмысление миграционных процессов чрезвычайно важно – ибо от того, как будет пониматьс€ роль и место мигрантов в обществе, во многом зависит траектори€ развити€ региона, характер и темпы его экономического развити€, уровень конфликтности, политической и социальной стабильности. ќдной из стратегий осмыслени€ проблемы и выработки отношени€ к ней становитс€ мигрантофоби€.

ћигрантофоби€ – неизбежна€ составна€ часть адаптационной реакции принимающего общества. ’арактерным примером ее про€влени€ в отношении курдов –ј €вл€етс€ собрание жителей пос. “люстенхабль “еучежского района 6 июл€ 2012 г. по поводу конфликта с трудовыми мигрантами из ƒагестана, имевшего место 1 июл€. ѕримечательно, что выступавшие жители поселка (адыги, русские, азербайджанец и др.) почти не говорили о драке с дагестанцами, так как, по их мнению, дагестанцы – €вление временное. « уда серьезнее проблема с курдами. »х почему-то оказалось очень много в поселке». јдминистраци€ пыталась уверить граждан, что в поселке прописано всего несколько семей, и что жители сами продали им дома и квартиры. ѕредставитель паспортного стола убеждала присутствующих в том, что поскольку в паспорте отсутствует графа «национальность», то невозможно определить принадлежность индивидуума к этнической группе.

јнтимигрантские настроени€ слышны в выступлени€х лидеров «јдыгэ-’асэ». “ак, выступа€ 30 июн€ 2012 г. на съезде этого общественного движени€, ј.Ў. Ѕогус сожалел по поводу следующего: «ћы как наци€ … не обладаем ни методами, ни стратегией этно-конкурентной борьбы. ј ведь нам надо четко понимать, несмотр€ на то, что мы живем в дружественной среде братских народов –оссии – никто не отмен€л здоровую конкуренцию между этносами, это главное условие успешного поступательного развити€ нашей страны. Ќо мы, адыги, не готовы к этой конкуренции ни в малейшей части. Ќи у нашей политической элиты, ни в среде этнической интеллигенции нет по этому поводу никаких планов, соображений, программ, нет вообще четкого осознани€, что така€ проблема есть!». ѕричины, приведшие, по мнению ј.Ў. Ѕогуса, к подобному положению вещей, стандартны по риторике – легальна€ и нелегальна€ миграци€. ј.Ў. Ѕогус ратовал за активизацию помощи возвращающимс€ соотечественникам и высказывалс€ негативно по поводу других переселенцев, объ€сн€€ свои доводы различи€ми в «культурном и ментальном планах». ѕо его словам, «непропорционально быстро растет число жителей курдской национальности. ѕо данным миграционной службы, растет число правонарушений со стороны мигрантов, уже имеют место случаи, когда приезжие мусульмане начинают поправл€ть и поучать местных правильности соблюдени€ и исполнени€ канонов» [6].

ѕодвод€ некоторые итоги, следует отметить, что предприн€тый нами анализ не отражает полной картины причин и условий переселени€ курдов в –еспублику јдыге€. —амо по себе переселение курдов €вл€етс€ естественно-историческим процессом, который развивалс€ под воздействием природно-климатических, экономических, социальных, политических и культурных факторов.

ќбобщение вышеизложенного позвол€ет предложить некоторые практические рекомендации:

  • Ќеобходимо проведение продуманной социальной и национальной политики в регионе в соответствии со «—тратегией государственной национальной политики –оссийской ‘едерации» и « омплексным планом действий по гармонизации межэтнических отношений в –еспублике јдыге€».
  • ¬ основу конкретных действий по реализации данных документов должна быть положена концепци€ поликультурной толерантности, а также иде€ всестороннего развити€ межкультурного диалога между мигрантами и старожильческим населением в местах их совместного проживани€ при условии сохранени€ их культурно-этнической самобытности.
  • ÷елесообразно создать в районах јдыгеи этнические советы или советы старейшин, в которых бы принимали участие представители всех национальностей и религиозных конфессий, проживающих на данной территории. “акже необходимо создать общественно-консультативные органы при главах муниципальных образований, которые объедин€ли бы активистов, руководителей национально-культурных автономий и молодежь.
  • Ќеобходимо активизировать сотрудничество администраций муниципальных образований с общественными этнокультурными объединени€ми, национально-культурными автономи€ми и иными этническими советами, советами старейшин, советами религиозных де€телей, действующими на территории соответствующих муниципальных образований.
  • Ќеобходимо обобщить опыт и привлекать курдов к подготовке и проведению общественно значимых республиканских, региональных, общероссийских и международных меропри€тий.

ѕримечани€

1. –абота выполнена при финансовой поддержке –√Ќ‘. ѕроект є 12-06-00131 «—оциокультурна€ адаптаци€ курдов в –еспублике јдыге€ и прогностика развити€ этногруппы».

2. ѕо данным, предоставленным в јдминистрации  расногвардейского района, на 1 €нвар€ 2013 года в Ѕелосельском сельском поселении проживает 2074 курдов, —адовском – 1240 человек, ≈леновском – 697 человек.

3. Ўовгенов “.ћ. Ёкономические аспекты адаптации курдов в јдыгее // ¬естник јдыгейского государственного университета. —ери€ 5: Ёкономика. – ћайкоп: »зд-во ј√”. – 2011. – ¬ып. 4. – —. 271.

4. Ўейх (араб. - старик) — предводитель племени, родоначальник, лидер сельской общины; представитель верхнего сло€ служителей мусульманского культа.

5. ∆аде «.ј., Ўадже ј.ё. —оциокультурна€ адаптаци€ курдов в –еспублике јдыге€: социологический дискурс // “еори€ и практика общественного развити€. – 2012. – є 10; ѕроблемы школьного и дошкольного образовани€ и воспитани€ детей курдов-переселенцев в –еспублике јдыге€. ћатериалы круглого стола / –ед.-сост. ј.Ќ. —околова, –ед. «.ј. ∆аде, ј.ё. Ўадже. – ћайкоп: »зд-во «ћагарин ќ.√.», 2012; —околова ј.Ќ. ќбразовательные ценности курдов-переселенцев (на примере –еспублики јдыге€) // European Social Science Journal (≈вропейский журнал социальных наук). – 2012. – є 11; Ўаповаленко ј.Ќ. ѕроблемы и перспективы школьного образовани€ курдов-переселенцев в –еспублике јдыге€ // NB: ѕроблемы общества и политики. – 2013. – є 2.

6. ƒоклад главы исполкома ќƒ «јдыгэ ’асэ – „еркесский парламент» јдыгеи јдама Ѕогуса на съезде движени€ в ћайкопе 30 июн€ 2012 г. [Ёлектронный ресурс]. – –ежим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/209096/.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.