ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

—околова ј.Ќ., г. ћайкоп

—ќ÷»јЋ№Ќјя —“–” “”–ј  ”–ƒ— ќ… ќЅў»Ќџ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ јƒџ√≈я [1]

 ак известно, курды в јдыгее проживают с 1988 года (262 чел.) [2], по переписи 2010-го года они составл€ют 13 % населени€  расногвардейского района и 1,1 % от всех жителей республики (4528 чел., п€та€ позици€ в рейтинге национальностей). ¬ насто€щем курды (основна€ часть), проживающие на территории республики, €вл€ютс€ гражданами –оссии, но при этом община в целом выдел€етс€ из других национальных кластеров по нескольким причинам. ¬о-первых, это касаетс€ времени переселени€: курды представл€ют наиболее представительную группу современных переселенцев [3]. ¬о-вторых, высока€ рождаемость среди курдов дает основание прогнозировать стабильное увеличение попул€ции со всеми вытекающими из этого последстви€ми. ¬-третьих, курды €вл€ютс€ носител€ми традиционной культуры и ценностей, в значительной мере отличающихс€ от тех, которые характеризуют представителей принимающего сообщества. ѕоследнее осознаетс€ практически всеми, что до некоторой степени объ€сн€ет замкнутую форму общежити€ этногруппы и ее особую структуру, сложившуюс€ примерно к концу прошлого столети€.

»сторическа€ судьба многомиллионного народа, на долгое врем€ лишенного своего государства, выработала определенные этнические ментальные характеристики. ќдна из них основана на крепких родоплеменных св€з€х и относительной замкнутости культурного развити€. ѕолучить данные о составе курдской общины в јдыгее оказалось непросто, ибо у представителей сообщества существует определенна€ тревога в отношении характера их использовани€, отсутствует научна€ компонента понимани€ проблемы. “ем не менее, экспедиционна€ работа в селени€х  раснодарского кра€, –еспублики јдыге€ позволила собрать некоторые данные, анализ которых нашел отражение в насто€щем материале.

 ак и в прежние времена, социально-политическое бытие курдов определ€етс€ не столько официальной властью государств, в пределах которых они проживают, сколько их собственной структурой, традици€ми и обр€дами, которые они исполн€ют веками.

Ѕольшинство курдов, оказавшихс€ на территории бывшего ———–, €вл€ютс€ выходцами из северного »рана и представител€ми племени бруки (bruki), что означает «отделившиес€», «отрезанные». ¬ научной литературе термин «бруки» употребл€етс€ как название племени, вне его дифференциации на бары (роды). Ћ. ѕашаевой упоминаютс€ бруки (курды-мусульмане), проживавшие в √рузии в бассейне реки ќва –аш ( арасу) вместе с езидами [4]. —огласно данным руководител€ общественной организации «јгры», плем€ бруки подраздел€ютс€ на бары (патронимии): амари, базой, карачоли, сомои, хеджемки, шамои и др. [5]. √. ќсманов выдел€ет патронимические сообщества шалико, хайдари, манки, савко и др. [6]. ¬еро€тно, часть родов получили наименование от мужских имен, друга€ – от прозвищ или топонимических обозначений (карачоли – черна€ земл€).  роме бруки в јдыгее фиксируютс€ представители племени джалали.

ƒо насто€щего времени курды јдыгеи не потер€ли родоплеменную стратификацию, каждый из них знает, из какого места происходит его род и какому племени принадлежит. ѕо нашей просьбе руководитель общественной организации курдов јдыгеи «јгры» ‘айзо јбдулаев составил примерный список курдских патронимических родов, поселившихс€ в јдыгее, и карту их расселени€.

“аблица 1.

 урдские роды, поселившиес€ в јдыгеи и число их семей

Ќазвание патронимических родов

„исло семей

Ўамои

250

’еджемки

250

јмари

100

Ѕазой

60

 арачоли

60

ƒжалали

60

—омои

60

остальные племена

100

 

“аблица 2

–аспределение курдских патронимических родов по месту проживани€

в  расногвардейском районе –еспублики јдыге€

 

Ќазвание населенного пункта

Ќаименовани€ родов

село ѕреображенское,

Ѕелосельское сельское поселение

амари, шамои, сомои

 

село Ѕелое,

Ѕелосельское сельское поселение

амари, шамои, карачоли

 

село —адовое,

—адовское сельское поселение

шамои, хеджемки

 

аул Ѕжедугхабль,

—адовское сельское поселение

шамои, хеджемки

 

хутор ¬ерхне-Ќазаровский,

—адовское сельское поселение

хеджемки

 

село ≈леновское,

≈леновское сельское поселение

базой, шамои, хеджемки

 

 

¬ селе ≈леновском проживают также представители племени шейхов, однако, по мнению ‘. јбдулаева, они имеют арабское происхождение и не могут называтьс€ курдами. “ем не менее, ассимилированные арабы позиционируют себ€ курдами и, более того, имеют серьезные претензии на духовное лидерство и руководство общиной. »менно по этой причине между лидерами «јгры» и представител€ми племени шейхов на стадии формировани€ структуры сообщества разгорелась серьезна€ борьба с судебными разбирательствами, дл€щимис€ по насто€щее врем€. Ѕольша€ часть общины встала на сторону общественной организации «јгры», что про€вл€етс€ в подчинении ее решени€м и формировании новых ритуалов и обр€дов.   ним относ€тс€, например, посещение культурно-массовых политических меропри€тий в  урдском доме [7], исполнение обр€да «засвидетельствовани€ почтени€» брачующихс€ и всей свадебной процессии в  урдском доме, «испрошение» разрешени€ на интервью у лидера общины, обращение в ѕравление «јгры» за разрешением спорных и конфликтных ситуаций.

–одоплеменна€ солидарность €вл€етс€ вневременным социальным институтом, проверенным как в услови€х жизни в ———–, так и новой –оссии. ¬есь ’’ век курдам приходилось пересел€тьс€ (депортаци€ в 1937 году, переселение после карабахских событий 1988 года, массовое переселение после распада ———– – 1992-1995 годы). ¬ јдыгею приехали те, кто родилс€ в јрмении или јзербайджане, их родители, как правило, родились в  азахстане или “урции, а деды и прадеды – в историческом  урдистане. ѕрактически каждое поколение или через поколение люди покидали насиженные места, искали работу и жилье на новом месте. ѕри этом они нередко оставл€ли или продавали за бесценок весьма добротные дома, как это было, например, у курдов, проживающих в советской јрмении. ћногие курды свободно владеют арм€нским и азербайджанским €зыками, даже некоторыми наречи€ми азербайджанского €зыка. ¬ таких услови€х родоплеменна€ солидарность только укрепл€етс€. » в насто€щее врем€ она играет социорегулирующую роль, наиболее €рко про€вл€ющуюс€ в выборе места проживани€ (селение, улица, квартал), при заключении брака, хот€ иногда «прорываетс€» в уличных детских драках или молодежных потасовках.   примеру, хеджемки всегда поддерживают хеджемок, а шамои заступаютс€ за шамои и т.п..

–одоплеменна€ идентичность имеет довольно простую структуру, что позвол€ет каждому племени быть мобильным и адекватно реагировать на любые жизненные перипетии. “ем не менее, в услови€х стабилизации главных жизненных систем (обретение собственного дома, оседлый образ жизни, приобретение стабильной работы или посто€нного вида де€тельности) родоплеменна€ солидарность уступает место другим институциализованным формам социальной жизни. Ќа данный момент времени дл€ курдов јдыгеи важную роль играет так называемый  урдский дом, представл€ющий общественную организацию «јгры», существующую с осени 1996 года. ќна по€вилась в момент довольно острого противосто€ни€ переселенцев и местного населени€  расногвардейского района –еспублики јдыге€, которое про€вл€лось прежде всего на бытовой почве из-за разности ментальных характеристик, ценностных ориентаций и оценки поведенческих стереотипов. ¬ ”ставе «јгры» было записано, что организаци€ создаетс€ дл€ защиты прав и интересов представителей курдской национальности, проживающих на территории –еспублики јдыге€ [8]. ¬еро€тно, что в момент создани€ организации курды испытывали чувство незащищенности и ущемлени€ своих прав. » по сей день они считают себ€ незаслуженно обделенными земл€ми, которые раздавались сельчанам после развала коллективных хоз€йств.

ќдной из главных задач по ”ставу «јгры» ставитс€ помощь по социально-политической реабилитации курдов. ¬ысшим органом общественной организации «јгры» определ€етс€  онференци€, непосредственное руководство осуществл€ют ѕредседатель и ѕравление, выбираемые простым большинством на  онференции сроком на два года. ¬ насто€щее врем€ ѕредседателем «јгры» €вл€етс€ ‘айзо √усейнович јбдулаев. ¬ состав ѕравлени€ вход€т 23 человека, каждый из которых имеет свой участок работы и входит в тот или иной комитет. ¬ нынешнем составе ѕравлени€ существует 5 комитетов: комитет по внешним св€з€м, комитет по молодежи и спорту, комитет по культуре, комитет по экономике, комитет по проведению меропри€тий, комитет по св€з€м со средствами массовой информации.

ѕравление, согласно ”ставу, заседает не реже одного раза в квартал. Ќе только важные решени€, такие, как прокладка газопровода, открытие детского сада, но и самые простые с точки зрени€ исследовательской группы (например, возможность провести анкетирование среди курдской молодежи) принимаютс€ ѕравлением коллегиально. ѕоскольку значительна€ часть пожилых и среднего возраста переселенцев плохо владеют русским €зыком, многие обращаютс€ к членам ѕравлени€ и ѕредседателю за юридической консультацией или помощью. ѕравлению и  урдскому дому полностью довер€ют, по мнению ‘. јбдулаева, 90 % курдского населени€ республики. Ќа культурно-политические меропри€ти€ собираетс€ большое число участников, чему мы убеждались лично. ƒл€ курдов общественна€ организаци€ «јгры» более значима, чем другие социальные или государственные институты. “ем не менее, не все культурно-социальные программы, проводимые ѕравлением «јгры» и его ѕредседателем, курдское население принимает единодушно и сразу.   примеру, успешной можно считать работу «јгры» в отношении школьного образовани€. ¬ насто€щее врем практически все дети курдов-переселенцев посещают школу, выросло число девочек, обучающихс€ в старших классах. ћногие курд€нки стали рожать в роддомах, становитьс€ на учет по беременности в ранние сроки. —овсем недавно картина была совсем иной. “ем не менее, раннее замужество (в 14-16 лет), близкородственные браки €вл€ютс€ непреодолимой культурной характеристикой общины, и серьезные разговоры и даже собрани€ по печальным последстви€м таких €влений не пугают людей. Ѕолее того, курды старшего поколени€ склонны обвин€ть членов ѕравлени€ – пропагандистов новых общественных норм «в нарушении традиций и национальном предательстве». Ѕезуспешной пока остаетс€ работа по предотвращению свободного выпаса крупного рогатого скота в селах  расногвардейского района.

—оциальное расслоение характерно дл€ курдов в той же степени, что и дл€ большинства росси€н региона. —реди них есть незначительное число людей, имеющих свой бизнес (в основном, это мелкоторговый бизнес), владеющих магазинами, несколькими домами или квартирами [9]. ќсновна€ часть общины занимаютс€ приусадебным хоз€йством или животноводством, живут скромно, а порой и бедно. —ами курды не склонны св€зывать социальное расслоение с родоплеменными различи€ми. —читаетс€, что кто больше работает, тот больше и имеет.

“аким образом, курдска€ община в –еспублике јдыге€ имеет сложную структурную организацию, равно как и сложную идентичность, где первую позицию занимает этническа€ идентичность. «я – курд» стоит на первом месте, как дл€ мужчин, так и дл€ женщин, как дл€ детей, так и дл€ взрослых. ќсобенностью структурной организаци€ общины €вл€етс€ ее родоплеменна€ дифференциаци€, регулирующа€ территорию расселени€ и семейно-брачные отношени€. ѕо этому признаку курды јдыгеи в значительной мере отличаютс€ от других этнических групп республики.

 урды демонстрируют высокую самоорганизацию, позвол€ющую им достаточно быстро осваиватьс€ в новых услови€х жизни.  роме того, социальна€ иерархи€, определ€ема€ общественной организацией «јгры» (ѕредседатель общины, ѕравление, основна€ часть курдского населени€), имеет строго вертикальную форму отношений, сопр€женную с четкой организацией всей структуры, обеспечивающей ее мобильность, адекватность и управл€емость.  урдский дом как олицетворение «соплеменной власти» контролирует и регулирует внутреннюю жизнь общины и характер ее взаимодействи€ с «внешним миром» – принимающим сообществом и соплеменниками, проживающими в других регионах –оссии и за рубежом. ¬ насто€щее врем€ общинна€ структура курдов €вл€етс€ устойчивой, функционирующей в рамках российского закона,  урдский дом представительствует от большинства членов курдского сообщества. Ёто позвол€ет прогнозировать сохранение сложившейс€ структуры в дальнейшем развитии общины.

ѕримечани€

  1. –абота выполнена при поддержке –оссийского гуманитарного научного фонда, проект 12-00-131 «—оциокультурна€ адаптаци€ курдов в –еспублике јдыге€ и прогностика развити€ этногруппы».
  2. ¬ 1926 г. в јдыгейско-„еркесской автономной области зафиксировано 2 курда. —м.: ¬сероссийска€ перепись населени€ 1926 г. “. V. ÷—” ———–. ћ., 1928. —. 106 (ѕрим. –ед.).
  3.  осовские адыги переселились в јдыгею небольшой группой в 1997 году (около двухсот человек), число которых за последнее врем€ уменьшаетс€ из-за активных ассимил€ционных процессов и некоторого оттока людей на посто€нное место жительства в страны ≈вропы. ¬ последнее врем€ в јдыгею началс€ заметный приток сирийских адыгов.
  4. ѕашаева Ћ.Ѕ. ѕоселение курдов в √рузии // Ёлектронный ресурс. –ежим доступа: http://www.nplg.gov.ge/gsdl/cgi-bin/library.exe?e
  5. «аписано нами 24.04.2013 со слов ѕредседател€ общественной организации курдов –еспублики јдыге€ «јгры» ‘. јбдулаева.
  6. «аписано Ќ. ¬оробьевой 04.08.2013 со слов √амида Ќадировича ќсманова, 1949 г.р., аул Ѕжедугхабль.
  7.  урдский дом (построен в 2002 году) – общественное здание курдов, расположенное в селе Ѕелом  расногвардейского района и предназначенное дл€ проведени€ культурно-массовых меропри€тий.  онференций, собраний, лекций и заседаний ѕравлени€ «јгры».
  8. ”став ќбщественной организации курдов јдыгеи «јгры» // Ёлектронный ресурс. –ежим доступа:
  9. Ўовгенов “. ћ. Ёкономические аспекты адаптации курдов в јдыгее // ¬естник јдыгейского государственного университета. —ери€ 5: Ёкономика. – ћайкоп: »зд-во ј√”. – 2011. – ¬ып. 4
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.