Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Научная деятельность

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

 

Черкашина И. Ф., г. Ростов-на-Дону

Об исследовании  социальной активности этнических групп  юга России через призму состязательной культуры народов юга России

во втором десятилетии ХХI века

 

"...почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И, наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымирания их членов заведомо не было..."

Л.Н. Гумилев

 

Состязательность как форма активности социума была выдвинута автором в качестве индикатора состояния гражданского общества на юге России.
Этнокультурная составляющая этого феномена рассматривалась как глубинная, базовая, закрепленная в традициях народов, населяющих Россию. Наряду с современными состязаниями (не только спортивными), которые преобладают в жизни современного общества, мы попытались рассмотреть место национальных соревновательных традиций в формировании социокультурного климата.

Состязательность как интегральная характеристика  кавказских народов была доказана целым рядом публикаций [1]. Однако следует отметить, что доминантной особенностью кавказской состязательности является индивидуальное соперничество среди "равных", выявление лидера. Об этом свидетельствуют сюжеты нартского эпоса, танцы, свадебные и похоронные ритуалы.

Для славянского этноса более характерно командное противостояние "стенка на стенку", которое проявляется и в играх и в традиционных хороводах.  Литературные памятники  славянского этноса  обращают наше внимание на традиционность интеллектуальных состязаний (загадки, задания "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что..."), частушки и т.д.  [2].

Состязательный характер современных представителей калмыцкого этноса проявляется, на наш взгляд, в том упорстве, с которым люди покоряют неблагоприятные природные условия юга России. Поэтому особенность традиций калмыцкого этноса можно определить, как состязание человека с природой [3].

Социально-экономическое развитие России в постсоветский период характеризуется возрастающим напряжением социально-политической ситуации в связи с усиливающимся  расслоением российского общества. Попытки перевести экономические конфликты на рельсы межнациональных отношений - наиболее популярный сценарий развития событий в последние 20 лет. Поскольку конкурентные отношения во всех областях жизни граждан России провозглашаются лидерами государства двигателем социально-экономического  развития,  актуализируется риск перерастания соревновательного поведения человека любой национальности, как тактики достижения успеха, в протестное поведение противостояния. Культурное противостояние никогда не приносило успеха, поэтому необходимо искать соцально-культурные механизмы сотрудничества для поддержания стабильной и развивающейся социально-экономической среды на юге России.

Гипотеза исследования состоит в том, что современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в  России во втором десятилетии ХХI века предъявлет гражданам России целую серию Вызовов, ответы на которые позволяют человеку занять определенное место в современном мире. Однако национальные традиции и особенности национального характера оказывают на этот процесс существенное влияние, чаще замедляя Ответ на Вызов.

 Состязательность - это одна из интегральных  характеристик  природной активности этносов, проживающих на юге России, и она позволяет в определенной мере прогнозировать дальнейшее развитие  социума, основываясь на качественных и количественных показателях такого рода активности.

Важно рассмотреть как показатели индивидуальной активности человека и долю этического влияния на эту активность, так и групповой, во всем многообразии возможных комбинаций.

Качественные показатели социальной активности индивидуума

Анализируя ответы более чем 200 респондентов, нами были выявлены следующие, важные для оценки социальной активности показатели:

- стремление к идентификации: признание человеком принадлежности к  определенной социально-культурной группе или нескольким группам и создание шкалы приоритетов выбора (этнической, религиозной, профессиональной, социальной, спортивной и др.);

- стремление к построению иерархии ценностей (личностные, семейные, групповые, общественные, национальные и т.д. );

- стремление к обретению более высокого статуса в избранной социальной группе и на иерархической лестнице;

- потребность в выявлении статуса своей группы в социуме более высокого уровня и эмоциональное переживание (гордость, удовлетворение, обида и т.д.)

- деятельность в связи с положением своей группы в социуме (участие, отстраненность, инициатива и т.д. ).

Если интерес и отношение к современному миру могут быть скрыты от внимания социума, то деятельность прямо  или косвенно демонстрирует социальную активность личности.

Например, человек относит себя к определенной национальности или этнической группе по факту своего рождения, но никаких действий, демонстрирующих принадлежность к своей национальности не проявляет (речь идет  о дееспособных совершеннолетних людях, самостоятельно формирующих свои интересы и отношения). В этом случае его интересы и ценности лежат вне сферы национальных отношений, и хотя он относит себя к определенной национальности, для человека важнее, например, принадлежность к профессиональному сообществу, не имеющему национальной окраски. Такую ситуацию мы наблюдаем в мегаполисах, городах, в условиях, где реализация  национальных обрядов, ритуалов и традиций затруднена.

Если интересы семьи стоят на первом месте, человек делает выбор в пользу семейных ценностей, которые не всегда имеют этническое содержание. Межнациональные браки могут быть формой ухода от давления этнических традиций, и тогда можно наблюдать "состязание культурных традиций"  в рамках семьи. Отношение семьи к национальным традициям может как способствовать укреплению семьи, так и разрушить её. В настоящее время семья является главным хранителем культурного кода любого этноса. Традиционные ритуалы свадьбы, рождения ребенка, его инициации по мере перехода из одной возрастной группы в другую, похороны передают этнические традиции от поколения к поколению. В данной сфере мы наблюдаем тенденции к состязательному поведению между творцами "новых традиций" и хранителями вековых культурных традиций этносов, проживающих на юге России.

Если все члены семьи принадлежат к одному этносу, и семейные традиции подкрепляются или обусловлены национальными обычаями, то происходит взаимоподдержка семейных и национальных интересов.

Качественные показатели социальной активности объединений граждан

Объединения граждан - это обязательный компонент гражданского общества в современном мире, который позволяет социуму достигать определенных целей, и решать целый ряд задач самостоятельно, без вмешательства государства.

Качественными показателями активности объединений являются:

- факт юридической регистрации национальных объединений;

- социальная активность в виде мероприятий, организованных объединениями;

- наличие лидеров, активно участвующих в социально-политической и социально-экономической жизни города, области, региона;

- формы поддержки,  сохранения и распространения своих культурных традиций;

- участие в социальной проектной деятельности, в том числе с привлечением государственных субсидий  и грантов.

Создание национальных общественных объединений в современных условиях  - это не только форма сохранения культурно-исторического наследия этносов, но и форма социальной поддержки людей, объединенных по принципу национальной принадлежности.

Как представители разных национальностей, проживающих в Ростове-на-Дону выстраивают приоритеты своей социальной активности?

Русские, украинцы редко ставят этнические интересы на первые позиции шкалы приоритетов и объединеняются в общественные организации по национальному принципу. Исключением является казачество, которое идентефицирует себя как особый этнос, и социальная активность казачества сосредоточена  на деятельности по признанию  обществом этнической самостоятельности казаков и право на самоорганизацию. Умение состязаться в ловкости и военном искусстве, знание народных традиций - главный показатель принадлежности к казачему сословию. Несомненно, эти традиции важны и требуют развития форм сохранения этого культурно-исторического наследия южных территорий России [4].

Наиболее многочисленной в Ростове-на-Дону и даже в РФ является  «Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община», основанная в 1988 г.

Община имеет значительную роль в деле сохранения и укрепления этнокультурной самобытности представителей армянского народа, проживающих на Дону, изучения армянского языка, развития социальных, духовных, культурных связей с Арменией.

«Под покровительством «Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины» организуются различные мероприятия, вечера, которые способствуют углублению связей с исторической родиной, а также пропаганде армянской культуры" [5].

Община не демонстрирует своё состязательное  поведение.

Более активно в этом отношении Культурно-просветительское общество Донских и приазовских греков "Танаис", образованное в 1991году.  Основной целью общества является сохранение и развитие этноса донских и приазовских греков и дальнейшее всестороннее развитие дружественных отношений между народами, населяющими донской край. В последнее время авторитет общества заметно вырос. Основываясь на деятельности РОО КПО «ТАНАИС», Администрация РО отметила греческую диаспору Ростова-на-Дону как образцовую диаспору [6].

Официальные общественные объединения Кавказских этносов в Ростове-на-Дону, как, собственно, и другие национальные диаспоры, как показал анализ их деятельности,  действуют по одной и той же заданной программе. Например, "При киргизской национально-культурной автономии  в 2008 году были созданы народный ансамбль «Комуз» и спортивная команда «Киргизия Дон» для участия в зимней и летней спартакиадах,  а в 2010 году команда КВН «Манас» [7].

В структуре официальной социальной активности национальных объединений явно читается ведущая роль государственного управления, скрывающая за отчетными мероприятиями реальные отношения, сложившиеся в социальной среде. Заказ "сверху" не создаёт  той энергетики, которая необходима для формирования Ответов на Вызовы современности,  поэтому роль официальных национальных объединений можно оценивать как вклад государства в регулировании национальных отношений. Неофициальная ситуация более драматична и показательна. Её можно ощутить посещая форумы, где присутствует реальная энергетика национального самосознания людей, живущих на юге России [8].

Таким образом, из проведенных исследований вытекает вывод, что этносоциальную активность в городской поликультурной среде можно прогнозировать, контролировать и направлять, используя знание культурно-генетических кодов этносоциальных групп граждан, проживающих вне своих коренных территорий, учитывая "этносостязательный темперамент" представителей разных этносов.

Исследуя социальную  активность той или иной группы граждан, мы отметили достаточно ярко выраженную ситуацию ухода от явного  состязательного поведения среди определенных этнических групп. Каждая этническая, религиозная и профессиональная группа,  живущая сегодня на юге России,  имеет свою собственную историю, украшенную мифами и легендами.  Часто история отягощается чувством несправедливости, что может вызывать  у представителей отдельных этносов специфические формы поведения, выражающиеся в пассивной агрессивности. Так, проблемы, вызываемые геноцидом, спустя столетие,  очень значимы и сегодня и для армян, и для понтийских греков, и для евреев. Может быть, эта историческая память объясняет уклонение представителей данных этносов от состязательного поведения и выбор дипломатических Ответов на Вызовы современного мира.  Так, евреи не спортивны, но предпочитают быть умнее других, чтобы скорее ориентироваться в ситуации, а армяне традиционно лидируют в торговле, греки, как уже было сказано, предпочитают выигрывать в социальном партнерстве.

Выбор, который должны сделать рядовые представители разных национальностей или этносов, оказавшихся по воле судьбы на общей территории - это лояльность или нелояльность к традициям социальных или этнических других групп, живущих рядом. Нас интересовал аспект лояльности коренного населения к "мигрантам", то есть к людям, прибывающим на их территорию для проживания и с которыми они вступают в соревнование за рабочие места, социальные  блага и другие жизненные ресурсы. На территории Северного Кавказа эта лояльность меньше, чем в ЮФО. Причина не в национальных традициях, а в дефиците рабочих мест и социально-экономической ситуации, где коренное население, пытается "выжить" за счет представителей другой национальности. В этом случае не приходится говорить ни о состязательности, ни о культуре взаимоотношений.

Наконец, нас интересовало отношение "национальных мигрантов" друг к другу в большом современном городе, таком как Ростов-на-Дону, где  этнический контроль ослаблен, и молодежь  имеет возможность манипуляций. Национальные традиции в этой ситуации также уступают место криминальным.

Нас интересовали вербальные и невербальные проявления национального самосознания и национальных традиций и условия их игнорирования, а также деятельность официальных структур гражданского общества, призванных регулировать социо-культурные отношения между представителями разных этносов.  

 К участию в проекте были приглашены молодежные, национальные и культурно-просветительские общественные организации, а также учреждения культуры, науки  и образования (музеи, библиотеки и вузы), Комитеты по делам молодежи Администраций субъектов и уполномоченные представители исполнительного комитета Ассоциации "Северный Кавказ" по республикам. Оценивались:

1. Интерес к теме этнокультуры состязательности

2.  Интерес к состязательности как качеству характера человека

3. Готовность к диалогу

4. Готовность к сотрудничеству

5. Готовность к регулярной деятельности по данной теме

Полученные материалы имеют научную, культурную и социальную ценность, так как представляют систематизированный материал. Поликультурное общение было организовано не только между представителями разных национальностей, но и между людьми разного образовательного уровня. Неформальное взаимодействие ученых, студентов, коллекционеров, мастеров творческих профессий и участников этно-социальных сообществ (казаки на Шермициях),  добровольцев на слете, на фестивалях, на форумах с музыкантами,  художниками, театралами, режиссерами позволило создать позитивную творческую среду, где нет места разговорам о национальных конфликтах и есть условия для объективного анализа ситуации. К теме состязательной культуры народов юга России прикоснулось  не менее 20 000 человек юга России, ставших зрителями выставок и театрализованных представлений, спортивных, интеллектуальных и креативных состязаний, организованных добровольцами в рамках проекта. Эти нетрадиционные методы исследования дали интересный фактический материал.

В результате анализа полученного материала можно утверждать, что национальные  традиции состязательной культуры не вступают в конфликт с новыми, формирующимися традициями состязаний в современном мире, а лишь дополняют и обогащают их, выступая надежным  нравственным фундаментом, созданным культурой народов, населяющих юг России.

Примечания

  1. Бондарь Н.И. Традиционная культура народов юга России сквозь призму конкуренции и соревновательности. //Свод памятников состязательной культуры народов юга России. сб. материалов, Ростов-на-Дону, 2012, с.7-25; Соколова А.Н. Диурнические характеристики культуры автохтонных народов Кавказа.  // Свод памятников состязательной культуры народов юга России. сб. материалов, Ростов-на-Дону, 2012, с.26-35; Абдулаева М.Ш. Ментальные этнокультурные доминанты дагестанцев. // Свод памятников состязательной культуры народов юга России. сб. материалов, Ростов-на-Дону, 2012, с. 36-46; Аслаханов С.-А.М. Народная школа физического воспитания у чеченцев. // Свод памятников состязательной культуры народов юга России. сб. материалов, Ростов-на-Дону, 2012, с.84-94; Мазанаев Н.К. К вопросу истории и социальных отношений агулов (штрихи к большой теме)  // Многоязычие и диалог культур. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Дербент, 26 декабря 2012г. с.165-189
  2. Савостина А.А. Лад. Программа духовно-нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.// Славянский мир. Вып.7.Ростов-на-Дону, 2009, 97с.
  3. Буринов А.М. Сохранение исторического генофонда традиционных культур в условиях социокультурной глобализации. //  Круглый стол «Духовная культура этноса», 27 апреля 2012 г.: посвящ. 40-летию кафедры философии и культурологии: материалы /  Б.К. Салаев, В.Н. Бадмаев, А.М. Буринов [и др.].  – Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012.-   с. 31-38
  4. Яровой А.В. Традиции состязательной культуры донского казачества, записанные со слов информаторов в станицах Ростовской области. //Свод памятников состязательной культуры народов юга России. сб. материалов, Ростов-на-Дону, 2012, с.59-83.
  5. http://www.rostov.mfa.am/ru/community-overview
  6. http://www.rostovgreek.ru/
  7. http://civil-society.donland.ru/Default.aspx?pageid=98131
  8. http://forum.freekalmykia.org/index.php?showtopic=230
Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.