ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 убанова Ћ.¬., ўербина ≈.ј., г. „еркесск

Ётнокультурный облик  арачаево-„еркесской республики

 арачаево-„еркесска€ республика – субъект –‘, образованный в 1992 году, входит в состав —еверо- авказского федерального округа. ¬ республике проживает более 80 национальностей. ¬ паспорте республики заложена имиджева€ составл€юща€ основного закона  „–. ¬ нем указано, что «в  онституции заложены нормы, надел€ющие жителей республики широкими правами. ¬ республиканской  онституции закреплено положение о местных традици€х и обыча€х, отсутствующее в аналогичных правовых документах. ”важение к старшему, к женщине, люд€м различных религиозных убеждений охран€етс€  онституцией и «аконами  „–, а милосердие св€щенно. –уковод€щие органы власти формируютс€ с учетом национального представительства» [1].   таким стать€м относ€тс€:

—тать€ 11.

1. √осударственными €зыками в  арачаево-„еркесской –еспублике €вл€ютс€ абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский.

—тать€ 63.

√лава  арачаево-„еркесской –еспублики €вл€етс€ гарантом  онституции  арачаево-„еркесской –еспублики, прав и свобод человека и гражданина, межнационального согласи€, прав и законных интересов  арачаево-„еркесской –еспублики…

—тать€ 109.

1. ћестное самоуправление осуществл€етс€ в городских, сельских поселени€х и на других, предусмотренных ‘едеральным законом от 6 окт€бр€ 2003 года N 131-‘« "ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" территори€х  арачаево-„еркесской –еспублики с учетом исторических и иных местных традиций. —труктура органов местного самоуправлени€ определ€етс€ населением самосто€тельно.

2. »зменение границ территорий, в которых осуществл€етс€ местное самоуправление, допускаетс€ с учетом мнени€ населени€ соответствующих территорий [2].

ѕо данным всероссийской переписи населени€ 2002 года в  „– было 439 тыс. населени€. »з них: 33,6% - русские; 38,5% - карачаевцы; 11,3% - черкесы; 7,4% - абазины; 3,4% - ногайцы; 5,8% - другие национальности [3]. ¬ период с 2001 по 2009гг. отмечаетс€ ежегодное снижение численности населени€  „– (с 440621 тыс. чел. в 2001г. до 427194 тыс. чел. в 2009г.). ¬о врем€ переписи 2010г. отмечен резкий рост численности (на 50209 человек или 10,5%), она составила 477403 человек [4].

„исленность населени€  „–

2001 2002 2003 2004 2005 2006

?440 621 ?439 470 ?438 853 ?436 585 ?434 488 ?431488

2007 2008 2009 2010 2011 2012

?428 706 ?427418 ?427194 ?477 859 ?477 403 ?474 675

Ётнический состав населени€  „– в насто€щее врем€ выгл€дит следующим образом: карачаевцы – 41%; русские – 31,6%; казаки (именно так определили свою национальную принадлежность) – 0,1%; черкесы – 11,9%; абазины – 7,8%; ногайцы – 3,3%; 4,4% - другие национальности [5].

“аблица 1.

Ќадпись: √од переписи	
 абазины	
карачаевцы	
ногайцы	
русские	
черкесы
2002	7,4 %	38,5%	3,4%	33,6%	11,3%
2010	7,8%	41%	3,3%	31,6%	11,9%

¬ динамике с 2002г. по 2010г. отмечаетс€ незначительный рост по этническим группам таких народов, как абазины (на 4573 человека или 0,37%), и черкесы (на 6875 человек 0,54%). ѕроизошел более значительный рост численности этнического большинства в республике – карачаевцев, их стало больше на 25126 человек (на 2,17%).  оличество русских уменьшилось в процентном соотношении по отношению к другим народам на 2,25% (хот€ их абсолютна€ численность увеличилось на 2147 человек), ногайцев – на 781 человека или 0,1%.

ѕроизошло значительное увеличение численности карачаевцев в республиканском центре г.„еркесске - на 2,6%, в г. арачаевске - на 9%, в «еленчукском (на 2,3%), ”сть-ƒжегутинском (на 8,6%) и ѕрикубанском (19,5%) районах.

«начительное уменьшение количества русских с 2002г. по 2010г. произошло в г. арачаевске – на 5,7%, јдыге-’абльском (4,6%), ”сть-ƒжегутинском (2,6%), ”рупском (2,5%), «еленчукском (2,5%) районах [6].

Ќачина€ с 2001г. в республике имеет место ежегодна€ миграционна€ убыль населени€. ¬ 2001г. она составл€ла -1905 (из республики выехало 9366 человек), в 2012г. миграционна€ убыль населени€ составила уже - 4443 (выехало 8401 человек). Ќаибольшее количество выехавших из республики за последние 12 лет отмечено в 2011г. – 14108 человек [7].

—очетание положительного показател€ естественного движени€ населени€ и миграционного прироста характерны дл€ јбазинского,  арачаевского, Ќогайского и ’абезского районов, т.е. мононациональных территорий  „–, где компактно проживают соответственно абазины, карачаевцы, ногайцы и черкесы. «еленчукский и ”рупский районы республики относ€тс€ к территори€м, где сочетаютс€ отрицательный результат естественного движени€ и миграционна€ убыль. ќсновную массу населени€ в них составл€ют русские – 62,3% и 77,6% соответственно.

ѕоследстви€ми происход€щих в республике этнодемографических процессов (как естественных, так и миграционных) €вл€ютс€ процессы полиэтнизации ранее моноэтничных районов и моноэтнизации ранее полиэтничных районов. “ак, например, по данным статистики, в «еленчукском районе увеличиваетс€ процент населени€ карачаевской национальности (если в 1959 году русских в этом районе проживало 76,5%, в 2002 году – 64,8%, карачаевцев соответственно – 14% и 30,8%, в 2010 году русских – 62,3%; карачаевцев – 33,1%). јктивно моноэтнизируютс€ ранее полиэтничные ѕрикубанский и ”сть-ƒжегутинский районы [8].

ћоноэтнизаци€ в ѕрикубанском и

”сть-ƒжегутинском районах

годы

”сть-ƒжегутинский район

ѕрикубанский район

русские

карачаевцы

абазины

русские

карачаевцы

абазины

1959

43,1%

48,2%

7,8%

47,6%

30,4%

13,9%

1989

34,3%

51,8%

6,8%

24,7%

49,7%

16,2%

2002

24,5%

60,7%

9%

18,5%

56,2%

17,2%

2010

21,9%

69,3%

9 %

17,7%

75,7%

17,2%

 онфликтогенный аспект миграции св€зан в первую очередь с естественной убылью и миграционным оттоком русского населени€. —ельские поселени€ с преимущественно русским населением «стареют», наблюдаетс€ естественна€ убыль населени€. ¬месте с тем, не прекращаетс€ отъезд русского населени€ среднего и молодого возраста из республики. ћиграци€ русских в насто€щее врем€ носит в€лотекущий, но посто€нный характер.

¬  „– с момента образовани€ существуют и сохран€ютс€ моноэтничные районы:

- ’абезский район с преобладанием черкесского населени€ (по переписи 2010 года в нем проживает 95,5% черкесов);

-  арачаевский район с преобладанием карачаевского населени€ (85,7%);

- ћалокарачаевский район с преобладанием карачаевского населени€ (87,5%). ѕолиэтнизируютс€ (об этом упоминалось выше) районы с численным преобладанием русского населени€ – ”рупский и «еленчукский. –усское население этих районов идентифицируют себ€ казаками, совмеща€ сословную принадлежность с этнической.

  насто€щему времени в республике несколько полиэтничных районов:

- јдыге – ’абльский, где основной этнический состав населени€ составл€ют черкесы и ногайцы;

- ѕрикубанский район – русские, карачаевцы, абазины;

- ”сть – ƒжегутинский район – русские, караачевцы, абазины.

¬ 2005 году активизировалась де€тельность национальных общественных организаций малочисленных нетитульных этносов республики по созданию административно – территориальных районов: абазин и ногайцев. 27 июн€ 2005 года состо€лс€ ¬неочередной чрезвычайный съезд абазинского народа. ѕоводом дл€ его созыва €вилась реализаци€ правового акта  „– є38 –« «ќб отдельных вопросах местного самоуправлени€ в  „– по организации муниципальных районов на территории  „–», в соответствии с которым жители абазинского аула  убина потер€ли треть своей территории, перешедшей в ведение ”сть-ƒжегутинского муниципального образовани€, в составе которого наход€тс€ населенные пункты с преимущественно карачаевским населением. —реди требований съезда было выделено: определение статуса абазин в рамках административно-территориальной единицы в составе  „–; объ€вление акта гражданского неповиновени€ руководству  арачаево-„еркесии в случае невыполнени€ требований чрезвычайного съезда, среди которых основным €вл€лась отмена противоправного закона «ќб установлении границ муниципальных образований ”сть-ƒжегутинского района и наделении их соответствующим статусом». ƒл€ решени€ проблем абазин и ногайцев были прин€ты ѕостановление Ќ—  „– є 149 от 9 июл€ 2005 года «ќб образовании на территории  „– јбазинского и Ќогайского районов» и «акон  „– «ќ внесении изменени€ в «акон  „– «ќ гаранти€х прав коренного малочисленного народа абазин в  арачаево-„еркесской –еспублике» 21 сент€бр€ 2005 года. ¬ результате активной де€тельности абазинской элиты, которую поддержал народ, на территории республики был образован јбазинский район, определены его территориальные границы, муниципальные органы.

¬ конце 2006 года аналогичное постановление было прин€то в отношении Ќогайского района «ѕостановление об образовании на территории  „– административно – территориальной единицы – Ќогайского района» от 15.12.06 за є 311. Ѕыл определен переходный период до 2009 года, и к концу этого года Ќогайский район был оформлен территориально и административно.

“аким образом, несмотр€ на проводимую ÷ентром политику укрупнени€ регионов и отказа от внутренней этнической сегментации, в  арачаево-„еркесии были образованы два новых района.

—оздание новых районов активизировало де€тельность общественных организаций русского населени€ – «–уси», « азачки», выступивших с предложени€ми по организации русского района. — 12 по 15 феврал€ 2010 года по инициативе ќбщественной палаты –‘ в рамках реализации проекта «ћир  авказу» в  „– были проведены встречи рабочей группы ќѕ с населением республики. –абоча€ группа ќѕ не поехала в районы с преобладанием русского населени€, но активисты общественных движений «–усь», « азачка» прибыли в г. „еркесск дл€ встречи с ними. Ќа встрече ими было за€влено, что в республике существуют этнически обособленные районы, нет только русского района. ѕроблемы русских не решаютс€, а накапливаютс€. ƒл€ решени€ проблем русского населени€ участниками встречи – активистами русских общественных движений – было за€влено, что нужно либо создать русский район, либо упразднить республику, создав три района –  арачаевский, „еркесский и Ѕаталпашинский [9].

ћинистерство  арачаево-„еркесской –еспублики по делам национальностей, массовым коммуникаци€м и печати €вл€етс€ исполнительным органом государственной власти  арачаево-„еркесской –еспублики. ќно участвует в реализации национальной и информационной политики, регулировании и межведомственной координации в сфере межнациональных отношений, в области средств массовой информации, информационного обмена, печати, издательской, полиграфической де€тельности, а также распространении периодических изданий, книжной и иной продукции на территории республики. ¬ соответствии с решением расширенной коллегии ћинистерства от 21 феврал€ 2013 года к нему присоединена межконфессиональна€ сфера, в частности, в компетенцию ћинистерства вошла св€зь с религиозными организаци€ми. ѕоэтому в состав коллегии были введены муфтий  арачаево-„еркесии »смаил-хаджи Ѕердиев и благочинный приходов —еверного  арачаево-„еркесского округа протоиерей ћихаил —амохин [10].

ѕодведомственными ћинистерству учреждени€ми €вл€ютс€ редакции газет, выход€щих на €зыках народов республики: –еспубликанское государственное бюджетное учреждение «–едакци€ газеты «ƒень республики»; –еспубликанское государственное бюджетное учреждение «–едакци€ газеты « ъарачай»; –еспубликанское государственное бюджетное учреждение «–едакци€ газеты «„еркес хэку»; –еспубликанское государственное бюджетное учреждение «–едакци€ газеты «јбазашта»; –еспубликанское государственное бюджетное учреждение «–едакци€ газеты «Ќогай давысы»; –еспубликанское государственное бюджетное учреждение «–едакци€ литературно-художественного журнала дл€ детей «ћаьметекей» (ќдуванчик); –еспубликанское государственное бюджетное учреждение « арачаево-„еркесское республиканское книжное издательство».

— 1993г. в  „– действует –еспубликанский ÷ентр народной культуры (–÷Ќ ), приоритетным направлением де€тельности которого €вл€етс€ сохранение и возрождение национального культурного наследи€ народов  „–. —пецифической формой организации центров национальной культуры в  „– можно рассматривать создающиес€ сейчас национально – культурные спортивные центры, первый из которых был открыт в а. ѕсыж јбазинского района 9 феврал€ 2013 года.

¬ республике зарегистрировано 505 общественных объединений [11]. Ўироко представлены национальные общественные объединени€ как субъектообразующих народов, так и малых этнических групп. ”ровень их де€тельности в основном региональный. ¬ качестве основного вектора де€тельности национальные общественные организации называют этнокультурное развитие своих народов, сохранение €зыка. ќбщественные организации малых этнических групп в  „– – осетины, греки, арм€не, азербайджанцы, евреи в качестве основных целей став€т сохранение и культурное развитие своих народов. ћинистерство по делам национальностей, массовой коммуникации и печати регул€рно провод€т совещани€ с представител€ми национальных меньшинств  арачаево-„еркесской –еспублики. »х целью €вл€етс€ укрепление позитивного сотрудничества всех проживающих на территории –еспублики национальностей.

¬  „– активно действующими €вл€ютс€ национально-культурные автономии адыгов – одна из первых в  „–, ногайцев «Ќогай Ёл», осетин, немцев. ¬ насто€щее врем€ в ћинюсте республики идет регистраци€ национально-культурной автономии абазин. ƒе€тельность Ќ ј в  „– достаточно активна, например, Ќ ј адыгов инициировала учреждение «ƒн€ адыгского €зыка» в республике. ¬ республике авторитет общественных организаций и лидеров Ќ ј традиционно более высок по сравнению с политическими парти€ми. ќбщественные организации воспринимаютс€ народами  „– как легитимные, представительные органы, выражающие интересы каждого из народов и способные инициировать решение проблем этих народов.

¬  арачаево-„еркесской –еспублике 14декабр€1996года был прин€т «акон  „– «ќ культуре» є 197-XXII, в котором отмечено, что его прин€тие обусловлено необходимостью признани€ основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности народов, а также стремлением к межнациональному сотрудничеству и интеграции культуры многонациональной  „– в мировую культуру. ¬ 2009 году было прин€то ѕриложение є1 к ѕостановлению ѕравительства  арачаево-„еркесской республики от 25.03.09 є 82 « онцепци€ развити€ образовани€ в сфере культуры и искусства в  арачаево-„еркесской –еспублике на 2009-2015 годы», в которой дана характеристика состо€ни€ образовани€ в сфере культуры.

¬ажнейшей областью де€тельности в сфере культуры в республиках —еверного  авказа, в том числе в  арачаево-„еркесской –еспублике, €вл€етс€ народное творчество. ¬ качестве нормативных документов организации такой де€тельности можно рассматривать:

- статьи 14, 15,16 ‘едерального закона є131-‘« (стать€ 29 ‘едерального закона от 31 декабр€ 2005г. є199-‘« «ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации»). —огласно этим стать€м к вопросам местного значени€ отнесли полномочи€ по созданию условий дл€ развити€ местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении и развитии народных художественных промыслов.

ќрганизацией де€тельности народных коллективов различной направленности в  „– занимаетс€ –еспубликанский ÷ентр народной культуры. ѕриоритетными направлени€ми в де€тельности –÷Ќ  €вл€ютс€ сохранение и развитие народного творчества, сохранение и возрождение национального культурного наследи€ народов  „–. ќн контролирует работу всех учреждений культуры досугового типа. Ќа сегодн€шний день в республике функционирует 164 учреждений клубного типа, в них работает 786 человек, действует 1350 клубных формирований с численностью более 20000 человек.

¬ течение года центр выпускает и распростран€ет по отделам культуры более 30 информационных сборников («‘еникс», «јкцент» и др.). »нтересным представл€ютс€:

- календарь фольклорных праздников народов  „–;

- репертуарный сборник песен народов республики;

- православные и мусульманские календари;

- детский народный календарь (православный).

ѕод руководством специалистов центра и с их непосредственной помощью ведетс€ методическа€ и практическа€ работа в районных, сельских домах культуры и ÷ иƒ (центр досуга и культуры).  лубных учреждений на сегодн€шний день в районах республики около 160, на их базе работают клубные формировани€.

¬  „– 22 коллектива народного и эстрадного танца, 20 нос€т звани€ «народного», 2 – образцового. —реди них фольклорные коллективы: «”рупчанка», «∆емчужинка», «Ћазоревый цвет» (”рупский р-н); « убанка» – песни и танца, «ћаричка», « азачка» («еленчукский р-н); «јпсаты», «јлан» (”сть-ƒжегутинский р-н); «—ударушка» (ѕрикубанский р-н); «„еркеси€», «“иепаль» (’абеский р-н) (в ’абезе дл€ меропри€тий готовитс€ непосто€нный коллектив «”озырмыс»); «јлибек» (г.  арачаевск)

¬  „– три народных музе€: 1. ¬ ћалокарачаевском районе, в с. ”чкекен, в ƒоме культуры, 2. в а. ”чкулан – на территории школы, 3. в Ёкон-’алке – на территории школы, музей истории и культуры ногайцев; народные театры: 1. «јдыгэ Ќэмыс» - а. Ёрсакон, 2. «“юбешиу» - а. Ќижн€€ “еберда, 3. «»нжич» - —ƒ  а. »нжич – „укун, «“улпар» - —ƒ  а. Ёркин – ёрт.

ƒе€тельность –÷Ќ  способствует налаживанию и укреплению культурных св€зей между народами, отража€ в разных жанрах искусства своеобразие народа, сохран€€ традиции танцев, песен, фольклора.

ѕредставленный в статье этнокультурный облик республики лишь схематично отражает особенности этнических, культурных, демографических, миграционных и иных процессов в  „–, в совокупности определ€ющих еЄ отличительные особенности.

ѕримечани€

1.Ёлектр. ресурс: http://yougor.ru/karachaevo-cherkesskaya-respublika.html.

2. Ёлектр. ресурс:http://constitution.garant.ru/region/cons_karach/chapter/1/#100000.

3.Ќаселение  арачаево-„еркесской –еспублики» // —татистический сборник по материалам ¬сероссийской переписи населени€ 2002года.  нига 1 - „еркесск, 2005. – —.325.

4.Ёлектр. ресурс: http://wiki.zarinsk.ru/wiki/Ќаселение_ арачаево-„еркесии

5. —айт министерства по делам национальностей, массовым коммуникаци€м и печати  „–. –аздел «Ётнический состав населени€  арачаево-„еркесской республики».

6.Ёлектр. ресурс: http://wiki.zarinsk.ru/wiki/ Ќаселение  арачаево-„еркесии. Ќациональный состав по районам.

7. Ёлектр. ресурс: http://kchrstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kchrstat/ru/statistics/population/. ќфициальный сайт территориального органа ‘—√— по  „–. ƒанные за 2012г. ƒень республики, 12 феврал€ 2013г. —оциально-экономическое положение  арачаево-„еркесской республики в 2012году

8. “ам же. - —.325 – 327.

9. ћатериалы встреч, собранные экспертом. Ќезависима€ общественно – политическа€ газета  „– «„еркесск» є 14 от 20.04.2010.

10.Ёлектр. ресурс: http://www.pokrov-cherkessk.ru/news/22_02_13_2news.php

11. 90 лет  „–. —татистический сборник. – „еркесск, 2012 – —.150.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.