ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

”сманова ј. –., —ызранов ј. ¬., г. јстрахань

Ё“Ќќ ”Ћ№“”–Ќџ… ќЅЋ» 

ј—“–ј’јЌ— ќ√ќ  –јя: XVIII-XXI ¬¬.

јстраханска€ область - один из уникальных регионов –оссийской ‘едерации. Ќар€ду с геополитическим, транспортным, экономическим значением, Ќижневолжье и по сей день остаЄтс€ образцом межэтнического и межконфессионального спокойстви€, толерантности и взаимного этно-сотрудничества. Ёто €вл€етс€ своеобразной «визитной карточкой» региона. √овор€ о причинах такого положени€, следует отметить р€д факторов. ѕрежде всего, это историческа€ традици€ многонациональности - наш край издревле €вл€лс€ перекрЄстком путей и «вратами народов», регионом открытых этнических и культурных миграций.  роме того, особое географическое и природное своеобразие региона - территориальный простор и жЄсткость климата – способствовало сплочению населени€. ≈сть также мнение, что јстраханский край представл€ет особую историко-географическую зону на стыке трЄх историко-этнографических областей: —еверо- авказской, ÷ентрально-јзиатской (или —реднеазиатско- азахстанской) и —редне-¬олжской [1]. ѕоэтому регион всегда был местом, где жили представители самых разных народов и конфессий.

“ак, во времена ’азарского каганата (VII-X вв.) здесь жили собственно хазары, булгары, аланы, арабы, евреи, слав€не и др., которые исповедовали €зыческие веровани€, ислам, христианство, иудаизм.  аждый из этих народов мог свободно совершать свои религиозные обр€ды и производить судопроизводство по своим обыча€м [2]. “акое же этнокультурное разнообразие сохран€лось и во времена «олотой ќрды (XIII-XV вв.), јстраханского ханства (втора€ половина XV - перва€ половина XVI вв.), јстраханского воеводства, а затем и губернии (с 1717 г.).

Ќароды, насел€ющие јстраханский край, всегда про€вл€ли уважение друг к другу, к чужим обыча€м и традици€м, готовность вместе противосто€ть общей беде. “ак, многонациональное население региона сплотилось против притеснений местной власти во времена знаменитого јстраханского восстани€ 1705-1706 гг., известного ещЄ как «свадебный бунт» [3]. ¬ грозный 1812 год, когда «¬елика€ арми€» французского императора Ќаполеона Ѕонапарта вторглась в пределы –оссийской империи, в составе русской армии действовали два полка, сформированные из калмыков – уроженцев јстраханской губернии [4]. ¬о второй половине 1930-х гг. угроза разрушени€ нависла над одной из наиболее крупных и красивых православных церквей г. јстрахани – храмом св€того ¬ладимира. » тогда, согласно городской легенде, окрестное татаро-мусульманское население встало на его защиту и спасло от гибели [5].

—егодн€, в услови€х новых вызовов единству –оссийской ‘едерации и народов, еЄ насел€ющих, астраханцы по-прежнему демонстрируют стремление к миру и согласию. ќб этом, в частности, говор€т совместные за€влени€ лидеров всех конфессий региона о необходимости противосто€ни€ одной из главных проблем современности - международному терроризму.

≈стественно, что многообразие культурных вариаций, включа€ этнические и религиозные, а также смешанные - этноконфессиональные, порождает р€д проблем (например, событи€ в с. яндыки Ћиманского района в феврале и августе 2005 г.) [6]. Ќо главное его следствие - взаимообогащение традиций разных народов и вер, выработка привычки и умени€ жить вместе, понимать друг друга, плодотворно и тесно сотрудничать. “ому јстраханский край издревле и по сей день даЄт позитивный пример, и есть все основани€ утверждать, что будет давать и впредь. ≈сть на то объективные основани€, но многое зависит от всех нас. » хочетс€ верить, что астраханцы сохран€т свой главный жизненный принцип: «≈динство в многообразии».

«аселение территории современной јстраханской области началось в глубокой древности.   XVIII - началу XIX в.  окончательно сформировалс€ преобладающий и по сей день национальный состав региона, представленный, прежде всего, носител€ми индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) €зыков. “акже к началу XIX в. сложились основные хоз€йственно-культурные типы: морские рыболовы и охотники на морского звер€ (русские, ловцы  аспийского взморь€), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены). —воеобразным промыслом было чумачество – солеизвоз, которым занимались украинские переселенцы [7].

—ередина XVI – XVII вв. ѕосле завоевани€ јстраханского ханства русские в 1558 г. основали на левобережье ¬олги новую јстрахань. ѕервым и основным населением јстраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки. ќднако, по мере роста города в конце XVI – первой трети XVII в. и возникновени€ его новых частей – Ѕелого и «емл€ного «городов», в јстрахани стало по€вл€тьс€ многонациональное население - служилый, торговый и ремесленный люд: собственно русские, юртовские ногайские татары, арм€не, персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» - выходцы из —редней јзии (Ѕухарского и ’ивинского ханств), немцы и др. ¬ низовье региона в этот период возникают первые поселени€ русских кресть€н-переселенцев, занимающихс€, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). —тепные пространства засел€ют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестност€х јстрахани) и кочевники-калмыки (последние – с XVII в.) [8].

¬ XVIII в. происходит нова€ волна русской миграции, по€вл€ютс€ поселени€ астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев (казанских и мишарских). ¬ конце столети€ на территории јстраханской губернии (учреждена указом ѕетра I в 1717 г.) начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены. ¬ г. јстрахани продолжает формироватьс€ многонациональное русско-восточное население. «начительной частью городского населени€ в этот период, нар€ду с русскими и татарами, станов€тс€ арм€не.

XIX - начало XX в. Ќа территории јстраханского кра€ по€вл€ютс€ казахи (с 1801 г.), новые группы средневолжских татар-переселенцев. ¬ јстрахани возникает еврейска€ община.

¬ советскую эпоху (1917-1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в јстраханском крае (с 1943 г. - области) не происходило. Ќеобходимо только отметить переселение в область в 1947 г. русских-липован, а также, во второй половине XX в., мигрантов с —еверного  авказа (в основном, даргинцев), цыган и отдельных групп российских немцев, возвращающихс€ из мест депортации. ѕо данным ¬сесоюзных переписей 1959-1989 гг. фиксировалс€ общий рост населени€ области за каждые 10 лет в среднем на 50-70 тыс. чел. [9].

 онец XX – начало XXI в., или 1990-2000-е гг. - в јстраханской области наблюдаетс€ значительный прирост мигрантов с  авказа и из —редней јзии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, арм€н, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. » наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов – в результате превышени€ смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев – в основном, за счЄт эмиграции в √ерманию и »зраиль. “олько один нижневолжский этнос - казахи, несмотр€ на кризисные 1990-е годы, сохранил динамику неуклонного роста.

— эпохи «перестройки» в ———– началось т.н. «национальное возрождение». Ётот процесс затронул и многонациональное население јстраханской области. ¬ыразилось это, прежде всего, в возникновении целого р€да национально-культурных обществ, став€щих своей главной задачей возрождение родного €зыка и культуры: татарское «ƒуслык» («ƒружба»), казахское «∆олдастык» («“оварищество»), ногайское «Ѕирлик» («≈динство»), туркменское «¬атан» («–одина»), арм€нское «јрев» («—олнце»), еврейское «“хи€» («¬озрождение»), немецкое «’оффнунг» («Ќадежда») и др. —тали регул€рно отмечатьс€ национальные праздники: татарский —абантуй, калмыцкий ÷аган —ар, тюрко-иранский Ќаурыз, или Ќавруз, ƒни —лав€нской письменности и культуры. Ќекоторые общества стали издавать свои газеты (татарска€ «»дель» («¬олга»), казахска€ «јк јрна» («„истый родник»), «Ќемецкое јстраханское обозрение» и др.). ¬ р€де образовательных учебных заведений области общего, среднего и высшего уровней начали преподаватьс€ национальные €зыки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий и др.) [10].

Ќаселение јстраханской области на сегодн€шний день (по переписи 2010 г.) немного превышает 1 млн. чел. ¬ регионе представлены более 140 национальностей и этнических групп. ѕреобладающее население – русские (67,6 %), казахи (14,9 %) и татары (6 %), однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов  авказа и —редней јзии. ѕо €зыковой принадлежности современное население принадлежит к следующим €зыковым семь€м: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, арм€не, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). Ќа территории региона проживают представители наций как дореволюционного (русские, украинцы, татары-переселенцы), так и советского (казахи) периодов формировани€, народностей (ногайцы, цыгане и др.) и субэтнических групп (липоване, юртовцы и др.).

ќбща€ численность  русского населени€ составила 618 204 человека, то есть сократилась по сравнению с 2002 г. на 82356 человек или на 12 %. ќсновные предполагаемые причины: низка€ рождаемость, высока€ смертность, отток населени€ в другие регионы в основном в западном и  северо-западном направлении. ƒол€ русского населени€ также сокращаетс€. ≈сли в 1989 г. их дол€ составл€ла 71,9 % (173 558 чел.), в 2002 г. - 69,6 % (700 561 чел.), то в 2010 г. - 67,6 %. (618 204 чел.) [11].

 азахов насчитываетс€ 149 415 человек. ƒл€ сравнени€: в 2002 г. их численность составл€ла 142 633 человека. Ќа первый взгл€д имеетс€ значительна€ положительна€ динамика, но в тоже врем€ есть некоторое сокращение темпов роста казахского населени€, что св€зано с сокращением темпов рождаемости и миграцией.

≈ще более стремительна€ тенденци€ сокращени€ численности наблюдаетс€  у татар. ¬ 2002 г. - 7 2617 человек, они составл€ли 7,2 % от общего числа жителей области, а в 2010 г. - 60 523 человека или около 6 %. —окращение за 8 лет составило 14,3 %. ѕричины такого положени€ те же, что у русских. —ократилась численность р€да других национальностей: вс€ слав€нска€ группа, калмыки, евреи, немцы, народы «акавказь€, осетины, чеченцы.

„етвертую по численности совокупную этническую группу в регионе составл€ют народы ƒагестана – 16 882 человека. —ледует отметить увеличение численности ногайцев. ѕо сравнению с результатами переписи 2002 г. (4 570 человек)  наблюдаетс€ рост в 66 % (7 589). Ёто св€зано по большей степени с развитием этнического самосознани€ ногайцев и тем, что часть татар отнесла себ€ к категории ногайцев [12].

“акже заметен «скачок» численности р€да национальностей, прежде всего, за счет растущей миграции из р€да стран —Ќ√ среднеазиатского региона.

¬ XXI веке проблемы сохранени€ и развити€ нематериального культурного наследи€ народов –оссийской ‘едерации приобретают все большую актуальность. Ќа страницах научных и публицистических изданий все чаще говоритс€ об объективных сложност€х культурно-исторического этапа в жизни фольклорной традиции. ћногое безвозвратно ушло, многое еще хранитс€ в народной пам€ти. ¬сегда существовавший интерес к традиционной культуре, вызванный многосложными духовными процессами рубежа тыс€челетий, ныне заметно обострилс€. ѕро€влени€ этой тенденции разнолики. Ёто, в первую очередь, организаци€ фольклорных фестивалей, актуализаци€ исследовательской литературы, подготовка репринтных изданий, реставрационные работы, создание многочисленных фольклорных коллективов, восстановление утраченных, исконных ремесел и т.д.

Ќа сегодн€шний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представл€етс€ необходимость еЄ научного изучени€ и реконструкции. ј дл€ такого региона как јстраханский край, с его этническим и культурным многообразием, это особенно актуально. ¬ св€зи с этим наибольшую ценность представл€ет проведение комплексных этнографических и фольклорных экспедиций, научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов.

Ќеобходимость экспедиционной работы в области и еЄ значение в развитии фольклористики не вызывает сомнений. ќна даЄт возможность не только зафиксировать тот или иной обр€д, песню, игру, сохранить фольклорную традицию, но и проследить еЄ трансформацию, трансл€цию на современном этапе. ќпыт проведени€ фольклорных и этнографических экспедиций в јстраханской области богат. Ќа своеобразие волжского фольклора обращали внимание ещЄ исследователи, фольклористы, композиторы XVIII-XIX веков: —. √мелин, ћ. Ѕалакирев, ћ. –ыбаков, ¬. ћошков. Ќачало музыкально-фольклорным запис€м Ќижней ¬олги положил ћ. Ѕалакирев, совершив поездку по ¬олге и записав бурлацкие песни. —обирательской де€тельностью занималс€ знаток казачьего фольклора ј. ƒогадин, входивший в состав «песенной комиссии», созданной при јстраханском казачьем войске в самом начале прошлого века. »м было записано более 300 текстов песен, вошедших в сборники «Ѕылины и пени астраханских казаков».

¬о второй половине XX в. фольклорные экспедиции на территории области проводились преподавател€ми и студентами јстраханского государственного педагогического института (ныне – јстраханский государственный университет), а также педагогами и учащимис€ јстраханской государственный консерватории. ѕо результатам этих экспедиций, в частности, были составлены сборники «–усские народные песни јстраханской области» [13] и «Ќародные сказки Ќижней ¬олги» [14]. Ќа прот€жении нескольких дес€тилетий, начина€ с 70-х годов XX века, русский фольклор нижневолжского региона находитс€ в поле зрени€ исследователей: профессора —аратовской государственной консерватории ј.—. ярешко, руководител€ √осударственного фольклорного центра «јстраханска€ песн€» ≈.ћ. Ўишкиной, доцента јстраханского государственного университета Ћ.Ћ. »вашневой, преподавател€ јстраханской государственной консерватории  .¬. √узенко. јстраханским старообр€дцам-липованам посв€щена монографи€ ≈.¬. јрслановой (ѕауновой).

—уществующа€ этнографическа€ литература по тюркским народам Ќижнего ѕоволжь€ в целом свидетельствует о недостаточности и неравномерности изученности. ÷енные сведени€ по описанию некоторых праздников, семейных обычаев и обр€дов содержатс€ в трудах ученых, путешественников прошлых веков: —.√. √мелина[15], ѕ.». Ќебольсина [16], ¬.¬. ƒремкова [17], ¬.ƒ. ѕ€тницкого [18], ».¬. –аввинского [19], ћ. –ыбушкина [20]. ¬ области современной астраханской тюркской этнографии и этнофольклористики необходимо отметить исследовани€ ученых: историка ¬.ћ. ¬икторина [21], этнолингвиста-диалектолога Ћ.Ў. јрсланова [22], историка-исламоведа ј.¬. —ызранова [23], историка-политолога Ё.Ў. »дрисова [24], этномузыкологов ћ.√. ’рущевой [25]и ј.–. ”смановой [26].

Ќа прот€жении нескольких лет ќбластным методическим центром народной культуры (ќћ÷Ќ ) в рамках договоров с муниципальными образовани€ми ѕриволжского,  амыз€кского, »кр€нинского, ≈нотаевского, ¬олодарского районов ведетс€ совместна€ кропотлива€ работа по комплексному изучению и сохранению нематериального культурного наследи€ народов јстраханского кра€. ¬ результате выездов фиксируютс€ традиции различных видов нематериального культурного наследи€,  которые еще можно успеть передать молодому поколению: народные песни, наигрыши, образцы декоративно-прикладного творчества и технологи€ их производства (плетени€ из ивы, гончарство, изготовление казахской алашы, кошмы с сохранением древних способов производства и национальных орнаментов), традиционна€ одежда, религиозные веровани€, календарна€, семейно-бытова€ обр€дность (свадебные обр€ды, обр€ды и обычаи, св€занные с рождением, им€наречением и воспитанием ребенка, похоронно-поминальные обычаи), традиции народного врачевани€, легенды, предани€, пословицы и поговорки.

—осто€ние фольклорной традиции в наши дни представл€ет собой сложную и неоднозначную картину, котора€ характеризуетс€ затуханием и исчезновением одних жанров народной культуры, активным бытованием других, возникновением и формированием третьих. “ак, жанры обр€довой поэзии подвергаютс€ наибольшей нивелировке, что св€зано с изменени€ми в хоз€йственной де€тельности. ѕоэтому наименьшее количество записанных фольклорных единиц относитс€ к жанрам земледельческого круга. «афиксированы обр€ды русских календарных праздников: троичные, масленичные, пасхальные. ѕо результатам этнокультурных обследований ѕриволжского и ¬олодарского районов изданы сборник материалов «‘ольклор и этнографи€ ѕриволжского района», «‘ольклор и этнографи€ ¬олодарского района» [27, 28].

Ќеоднократно сотрудники ÷ентра и районных учреждений культуры оказывали практическую помощь в сборе полевого материала иногородним фольклористам и этнографам. ¬ частности, в 2004 году в селах компактного проживани€ татар была проведена совместна€ фольклорна€ экспедици€ √осударственным центром татарского фольклора ћинистерства культуры –еспублики “атарстан, студентов  азанского государственного университета и ќћ÷Ќ  јстраханской области.

¬ сохранении нематериального культурного наследи€ трудно переоценить значение методистов районных методических служб, работников сельских домов культуры, краеведов, досконально знающих локальные, нередко уникальные детали фольклорных традиций своего села. —обранные по крупицам сведени€ именно этими увлеченными энтузиастами €вл€ютс€ бесценными этнографическими фактами дл€ исследований. ќдним из таких уникальных личностей €вл€етс€ Ў. . —иражетдинов, в этнографических исследовани€х которого прослежена и отражена духовна€ жизнь уникального татарского села Ќовые Ѕулгары на прот€жении XX века [29].

ќриентиру€сь на людей, радеющих за сохранность традиций, исконной сельской культуры, более п€тнадцати лет назад центр народной культуры объ€вил  конкурс «“радиции жива€ нить». —о временем конкурс не только не утратил свою значимость и наполненность, но и приобрел новые рамки и возможности, объединив научное содружество этнографов, историков, музыковедов јстраханской области. јктивно включилс€ в собирательскую де€тельность широкий круг сельской интеллигенции - краеведы, учител€, библиотекари, музейные работники, фотокорреспонденты, журналисты районных —ћ».

—обранные за дес€тилетие конкурсные материалы, оформленные в этнографические сборники стали подлинным украшением полевой коллекции ÷ентра, отражающей фольклорную традицию народов, этнографическую сторону обр€дов и праздников јстраханского кра€, информацию о хранител€х материальной и духовной культур. —борники, которых на сегодн€шний день издано дев€тнадцать, пользуютс€ попул€рностью не только в области, но и за ее пределами. «а историю издани€ сборника, его авторы становились авторами статей российских журналов о традиционной культуре: «Ќародное творчество», «∆ива€ старина». ћатериалы сборника востребованы как фольклорно этнографические первоисточники научно-исследовательскими институтами регионов –оссии, ÷ентрами народной культуры регионов –оссии и Ѕлижнего «арубежь€.

Ќаибольшую сохранность демонстрирует система обр€дов жизненного цикла. —ледует отметить, что в современной семейной традиции старинные обр€ды органично сочетаютс€ с новообразовани€ми. »х рассмотрение дает возможность проследить процессы трансформации традиционных обр€дов к началу XXI века. ¬ насто€щее врем€ можно говорить о двух противоположных тенденци€х. — одной стороны, у большинства этнических групп Ќижневолжь€ наблюдаетс€ сохранность основных локальных особенностей. — другой стороны, кажда€ этническа€ группа ощущает и признает свою причастность к своей этнической общности или части основного массива этноса, сохран€€ его €зыковые основы, этнические особенности материальной и духовной культуры.

—тремительно исчезают музыкально-фольклорные и поэтические жанры, существенно измен€етс€ песенный репертуар, практически полностью вышел из употреблени€ обр€довый пласт. —ейчас наиболее активно бытующей формой фольклора €вл€ютс€ песенные жанры. ѕри этом можно отметить, что большинство представленных записей зафиксировано от представителей старшего поколени€, что еще раз подтверждает угрозу скорого исчезновени€ музыкально-поэтических жанров. —егодн€ практически не встречаютс€ образцы многих эпических жанров, бытовавших еще до середины XX века, в частности, русской былины, юртовского и карагашского «хушаваза». »нтереснейший пласт представл€ет собой рыбацкий фольклор, образцы которого (трудовые рыбацкие песни, частушки) еще можно зафиксировать в некоторых селах области.

»зучение процессов взаимовли€ни€ в музыкальном фольклоре позвол€ет проследить пути взаимодействий, сохранности жанрово-стилевых элементов, вы€вить истоки этнокультурного вли€ни€ одних этнических групп на другие, происхождение и бытование некоторых уникальных жанров сразу у нескольких этносов (к примеру, тюркского инструментального жанра «разговора на сазе» - «сазда сойлэшу»). ќгромный интерес представл€ет инструментально-исполнительска€ традици€ на саратовской гармонике, распространенна€ среди русских, татар, ногайцев, туркмен, казахов.

Ќадо сказать, что народные обычаи, игры и традиции, присущие тем или иным календарным праздникам, в советский период адаптировались и воплощались в праздниках, приуроченных к 7 но€бр€, ƒню села, ƒню улицы. “ак, в селах “атарска€ Ѕашмаковка,  арагали, яксатово, где население преимущественно представлено юртовскими ногайскими татарами, организовывались майданы с проведением татарских игр, национальных конкурсов (к примеру, алтын кабак - «золота€ тыква»).

“радиционным стало проведение в фестивальном масштабе “роицы/«еленых —в€ток, областной ћасленицы. ¬ непрерывной череде ежегодного обр€дово-праздничного цикла фестиваль ««елЄные св€тки» - заметное событие межрегионального масштаба - €вл€етс€ составной частью этносоциального проекта «ƒельта ¬олги без границ», трижды получавшего федеральную поддержку. ќсновные троицкие традиции: ритуальное плетение венков и их погружение в воду, завивание молодого деревца и украшение его €ркими лентами, распевание семицких песен и кумление - основна€ часть нынешнего фестивал€. ‘естивальные меропри€ти€  в других муниципальных образовани€х представл€ют собой монолитное знаковое действо, основным мотивом которого €вл€етс€ сохранение и развитие традиций слав€нской народной культуры. ¬ современное народное гул€нье включены работы творческих и игровых площадок, сувенирна€ лавка, конкурс троичного девичьего костюма и выставка декоративно-прикладного творчества.

¬ насто€щее врем€ на территории јстраханской области ведетс€ активна€ де€тельность по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры казачества, о чем свидетельствуют комплексна€ целева€ программа «ќ государственной поддержке казачьих обществ на территории јстраханской области», проводимые фестивали, праздники и конкурсы казачьей культуры. ¬ частности, в 2011 году федеральную поддержку получил I межрегиональный молодежный фестиваль казачьей культуры «јстрахань - южный форпост –оссии».

«адачи сохранени€ нематериального культурного наследи€ тесно смыкаютс€ с проблемами развити€ национальных культур. ¬ области созданы благопри€тные услови€ дл€ де€тельности национально-культурных объединений и обществ. —отрудничество министерства культуры с Ќ ќ про€вл€етс€ в организации праздников. “радиционным €вл€етс€ проведение областного калмыцкого праздника ÷аган-—ар. ”же более 20-ти лет насчитывают традиции праздновани€ областного Ќавруза. ќн уникален тем, что объедин€ет традиции различных этносов в одно единое культурное пространство.

¬от уже несколько дес€тилетий в јстраханской области на областном уровне отмечаетс€ —абантуй - праздник, знаменующий пробуждение земли и прославл€ющий труд землепашца. ¬ 2008 году на территории области праздник —абантуй прошел в статусе федерального. ѕри проведении праздников учитываютс€ народные традиции: юрты оформл€ютс€ предметами быта, реконструируютс€ праздничные обр€ды, готов€тс€ национальные праздничные блюда, выступают национальные творческие коллективы, как астраханские, так и приглашенные из регионов –оссии. ¬месте с тем, сохран€ютс€ традиции локальных праздников, например, в некоторых селах юртовских татар в активно традиции встречаетс€ праздник встречи нового года  јмиль.

—тало доброй традицией проведение культурно-просветительского проекта «¬ехи истории», включающего меропри€ти€, посв€щенные исторически значимым фигурам јстраханской области: ногайскому просветителю ј.’-Ў. ƒжанибекову, узбекскому поэту ј. Ќавои, казачьему историку и государственному де€телю ».ј. Ѕирюкову. ѕо итогам меропри€тий в 2013 году вышли сборники материалов [30, 31, 32].

Ќа сегодн€шний день наблюдаетс€ активизаци€ де€тельности национальных творческих коллективов: студии ногайского танца «“улпар», татарской национальной студии «Ќур», народного коллектива ансамбл€ «“антана», азербайджанского ансамбл€ «ёрдум», узбекского ансамбл€ «”збегим егитлэре», ансамблей танца народов  авказа «ћир вашему дому», ««олото гор», немецкого ансамбл€ «Ћатерна», ансамбл€ турецкого танца «ёлдуз», и др.

¬ цел€х реализации государственной политики по сохранению и развитию национальных культур, укреплению дружбы и межнационального сотрудничества на территории јстраханской области в 2002 году ѕостановлением √лавы јдминистрации јстраханской области было утверждено положение об областном фестивале национальных культур «јстрахань многонациональна€». «а прошедшие годы фестиваль вышел за рамки областного, благодар€ участию в нем этнических коллективов из субъектов –оссийской ‘едерации (ƒагестана,  алмыкии, “атарстана, —тавропольского,  раснодарского краев, –остовской, —аратовской, ¬олгоградской областей) и стран ближнего зарубежь€ ( азахстана, јзербайджана, ”збекистана). ‘естиваль «јстрахань многонациональна€» получил широкий резонанс и положительный отклик общественности –оссии как меропри€тие, способствующее сохранению и развитию духовного богатства одного из уникальных полиэтнических регионов –‘ – јстраханской области.

ќрганизаци€ областных национальных праздников, межрегиональных, всероссийских фестивалей направлена на дальнейшее развитие традиционной культуры народов и этнических групп регионов –оссии, на межнациональную ориентацию общественного сознани€, на сотрудничество и укрепление св€зей между ƒомами (÷ентрами) народного творчества, муниципальными объединени€ми, ведомственными организаци€ми.

ѕроблемам изучени€ и сохранени€ нематериального культурного наследи€ народов ёга –оссии и —еверного  авказа были посв€щены научно-практические конференции: «“радиционна€ народна€ культура и этнические процессы в многонациональных регионах ёга –оссии» (2004, 2006), «»сторико-культурное и межэтническое единство ёга –оссии» межрегионального фестивал€ мастеров искусств «ћир  авказа» (2011). “ематика конференций отражает многие важные аспекты в дальнейшем сохранении и развитии нематериального культурного наследи€ ёга –оссии и —еверного  авказа. ќдними из важнейших вопросов остаютс€ механизмы формировани€ единого пространства духовно-нравственной культуры, активизаци€ работы по реализации принципов развити€ традиционной культуры, необходима€ консолидаци€ усилий разных научных направлений со специалистами-практиками.

¬ 2009 году ќћ÷Ќ  вошел в число пилотных ÷ентров регионов –оссии по опыту создани€ единого реестра объектов нематериального культурного наследи€ –‘ (ќЌЌ). ѕри ќћ÷Ќ  действует рабоча€ группа, состо€ща€ из астраханских ученых: историков, этнографов, лингвистов, фольклористов, по определению и включению в единый российский реестр объектов нематериального культурного наследи€ јстраханской области. —огласно методике описани€ объектов нематериального культурного наследи€, предложенной √осударственным –оссийским ƒомом народного творчества и национальным информационно-библиотечным центром «Ћибнет», на сегодн€шний день в режиме он-лайн проведен набор полей описани€ русских свадебных традиций и обр€дов, музыкально-поэтического эпического жанра юртовских татар и ногайцев-карагашей «хушаваз», калмыцкого обр€да «газр-усн оваа т€клгн», юртовского календарного праздника јмиль, татарского инструментального жанра «сазда сойлэшу», традиций исполнительства казачьих песен, тюркского обр€да вызывани€ дожд€ технологии описани€ изготовлени€ казахской кошмы. ¬ыбор данных объектов обусловлен локальностью, самобытностью и риском исчезновени€.

ѕомимо теоретических методов сохранени€ продолжаетс€ процесс реконструкции праздничных и бытовых элементов культуры, музыкального фольклора, традиционной одежды. ¬ районах области действуют ÷ентры народной культуры, клубы национальных культур, общественные объединени€. ¬ частности, сохранением и реконструкцией русских традиций занимаютс€ ÷ентры народной культуры в јхтубинском районе, «ƒоброде€» в с. ≈впраксино ѕриволжского района, казачьей - « руг» в селе  опановка и ≈нотаевка ≈нотаевского района; калмыцкой - «јйс» в селе ѕромысловка Ћиманского района; казахской - культурно-образовательный центр « олорит» в с.  озлово ¬олодарского района и др.

—охранение, реконструкци€ национальных песенных, хореографических, театральных традиций - задача базовых коллективов, работающих при областном методическом центре народной культуры ƒе€тельность таких народных коллективов, как ансамбль казачьей песни «ѕол€ница», ансамбль русской песни «–одничок», казахский ансамбль «јкмарал», татарский ансамбль «ялкын», арм€нский ансамбль «јревик», немецкий ансамбль « апелька» направлена на попул€ризацию фольклора и отражает национальную специфику народов јстраханского кра€. Ћучшие традиции јстраханского государственного драматического татарского театра «¬улкан», прекратившего свою де€тельность в середине 40-х годов прошлого века, продолжает татарский народный театр.

¬ јстраханской области на данный момент сохранились и продолжают развиватьс€ традиционные ремесла и народно-художественные промыслы народов, насел€вших в разные отрезки времени астраханскую землю. »стори€ развити€ художественных ремесел кра€ уходит своими корн€ми в глубокое прошлое. ќдним из традиционных ремЄсел, распространенных у русских, казахов, калмыков, украинцев, попул€рных и в наши дни, остаетс€ изготовление плетЄных изделий из рогоза, на грани исчезновени€ - техника плетени€ из ивы. ярким образцом декоративно-прикладного творчества казахов €вл€етс€ алаша. Ќа сегодн€шний день идет работа, направленна€ на возрождение технологий гончарства, ковроткачества, плетени€ из лозы. »зготавлива€ образцы декоративного искусства, народные мастера используют доступное местное сырье – глину, дерево, чакан, шерсть.  оординирующим ÷ентром в развитии и попул€ризации народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства €вл€етс€ ќбластной методический центр народной культуры, при котором действует ƒом ремесел.

¬ основных направлени€х государственной политики по развитию сферы культуры в –оссийской ‘едерации, в качестве одного из приоритетов названо сохранение самобытности регионов –оссии. ќсобенностью нашего региона €вл€етс€ высока€ степень этнического разнообрази€ населени€, традиционна€ культура которого представл€ет уникальный своеобразный «культурный тип. ¬ св€зи с этим, одна из основных задач - обеспечение сохранени€ в едином культурном пространстве многообрази€ всей накопленной предыдущими поколени€ми системы ценностей.

ѕримечани€

  1. ¬икторин ¬.ћ. јстраханска€ область как особа€ историко-этнографическа€ зона и задачи по сохранению еЄ этнокультурного наследи€ // ѕроблемы этногенеза народов ¬олго- амского региона в свете данных фольклористики (ћатериалы научного семинара 16-20 сент€бр€ 1989 г., г. јстрахань). јстрахань, 1989. —. 18-22.
  2. ѕлетнЄва —.ј. ’азары. ћ., 1976. —. 58-59; Ќовосельцев ј.ѕ. ’азарское государство и его роль в истории ¬осточной ≈вропы и  авказа. ћ., 1990. —. 131, 153 и др.; «аходер Ѕ.Ќ.  аспийский свод сведений о ¬осточной ≈вропе // ќткрытие ’азарии / —ост. и общ. ред. ј.».  уркчи. ћ., 1996. —. 356-372.
  3. √оликова Ќ.Ѕ. јстраханское восстание 1705-1706 гг. ћ., 1975. —. 69-70, 87 и др.
  4. Ѕорисенко »., ћошулдаев Ѕ. ’ошеутовский хурул. Ёлиста, 1989. —. 4-5; ”шаков Ќ.ћ., ўучкина ¬.ѕ., “имофеева ≈.√., ѕилипенко ¬.Ќ. и др. ѕрирода и истори€ јстраханского кра€. јстрахань, 1996. —. 223-227.
  5. »гумен »осиф (ћарь€н). јстрахань. ’рамы и монастыри. јстрахань, 2002. —. 199.
  6. ћухтаров –. ѕорушенный покой //  омсомолец  аспи€. є 21 (6401). 16 марта 2005 г. —. 2; ћухтаров –. яндыки в окружении Ѕ“–ов //  омсомолец  аспи€. є 67 (6087). 24 августа 2005 г. —. 1-2.
  7. —ызранов ј.¬. Ётносы и этнические группы јстраханской области. јстрахань, 2008. —. 9.
  8. —ызранов ј.¬. Ётносы и этнические группы јстраханской области. јстрахань, 2008. —. 9.
  9. —ызранов ј.¬. Ётносы и этнические группы јстраханской области. јстрахань, 2008. —. 9-10.
  10. —ызранов ј.¬. Ётносы и этнические группы јстраханской области. јстрахань, 2008. —. 10.
  11. ¬оронов —.Ќ., ѕрокопенко –.ј. ѕредварительные данные ¬сероссийской переписи 2010 г. по национальному составу жителей јстраханской области // Ётноконфессиональный —овет при √убернаторе јстраханской области (http://etnokonf.astrobl.ru/document/603).
  12. ¬оронов —.Ќ., ѕрокопенко –.ј. ѕредварительные данные ¬сероссийской переписи 2010 г. по национальному составу жителей јстраханской области // Ётноконфессиональный —овет при √убернаторе јстраханской области (http://etnokonf.astrobl.ru/document/603).
  13. —амаренко ¬.ѕ., Ётингер ћ.ј. –усские народные песни јстраханской области. ћ., 1978
  14. Ќародные сказки Ќижней ¬олги /–ед., подг. текста, сост., вступ. стать€ и примеч. Ћ.Ћ. »вашнЄвой. јстрахань, 1999.
  15. √мелин, —.√. ѕутешествие по –оссии дл€ исследовани€ трех царств природы. „. II. ѕутешествие от „еркасска до јстрахани и пребывание в сЄм городе: с начала августа 1769 года по п€тое июн€ 1770 года.– —ѕб.: “ип. »мператорской јкадемии наук, 1777.
  16. Ќебольсин ѕ.». ќчерки ¬олжского низовь€. – —ѕб.: “ипографи€ ћинистерства внутренних дел, 1852.
  17. ƒремков ¬.¬. “атарска€ свадьба в јстрахани. јстраханские губернские ведомости. – 1913. – є 36, 37.
  18. ѕ€тницкий ¬.  арагачи. (ѕо материалам поездки в 1927 г.) // «емлевладение. √еографический журнал им. ƒ.Ќ. јнучина. – ћ., 1930. – “. XXXII. – ¬ып. 3–4.– —. 155–170.
  19. –аввинский ».¬. ’оз€йственное описание јстраханской и  авказской губерний по гражданскому и естественному их состо€нию в отношении с земледелию. – —ѕб., 1809.
  20. –ыбушкин ћ.—. «аписки об јстрахани. – јстрахань: јстраханска€ типографи€ ј. Ўтылько, 1912.
  21. ¬икторин ¬.ћ. « то мы, астраханцы?» // јстраханские извести€. – 1994. – є10-14 (166–170). – —. 5; є 21 (177). – —. 5; є 27 (183). – —. 5–6; ¬икторин ¬.ћ. “атары јстраханской области: страницы этнической истории // јстраполис (јстраханские политические исследовани€). – јстрахань, 2003. є1 (4). – —. 74–81; ¬икторин ¬.ћ. Ётноконфессиональные реликты-совпадени€ в татаро-€зычной общности – от правобережь€ ¬олги до ёжного ”рала (« урбан-байрам» на ѕетров день у тенгриан, кр€шен и нагайбаков) // Ётническое единство и специфика культур. ћат. I-ых —анкт-ѕетербургских этнографич. чтений. – —ѕб., 2002. – —. 86–89; ¬икторин, ¬.ћ. ≈вразийское пограничье Ќижневолжь€ и ѕрикаспи€: парадоксы зарубежных оценок XVIII XIX веков (к источникам по «давней» и «новой истории» страны и регионов) // “радиционна€ народна€ культура и этнические процессы в многонациональных регионах ёга –оссии: материалы ¬серос. науч.-практ. конф. – /ќтв. ред. ј.¬. —ызранов. – јстрахань: ј» ѕѕ, 2006. – 288 с. – —. 51–57.
  22. јрсланов Ћ.Ў. “атары Ќижнего ѕоволжь€ и —таврополь€. – Ќаб. „елны: »зд-во « амаз», 1995; јрсланов Ћ.Ў. язык карагашей-ногайцев јстраханской области. – Ќаб. „елны: »зд-во ≈√ѕ», 1992.
  23. —ызранов ј.¬. »слам в јстраханском  рае: истори€ и современность. јстрахань: »здательский дом «јстраханский университет», 2007. – 181 с.
  24. »дрисов Ё.Ў. Ётнические процессы общественного и семейного быта астраханских ногайцев // “радиционна€ народна€ культура и этнические процессы в многонациональных регионах ёга –оссии: ћат-лы ¬серос. науч.-практ. конф. / ќтв. ред.: —ызранов ј.¬. – јстрахань: ќ√ќ” ƒѕќ ј» ѕѕ, 2004. – 164 с. – —. 43–44.
  25. ’рущева ћ.√. ќчерки по этнокультурологии ѕоволжь€. —овременна€ этническа€ ситуаци€ тюрко€зычных групп јстраханской области. – јстрахань, 2001. (–абота выполнена по гранту јстраханской области); ’рущева ћ.√. —абантуй в селе Ќовые Ѕулгары (к проблеме традиции и еЄ трансформации в современности) // —б-к научных статей, посв. ћ.ј. Ётингеру / ќтв. ред. ≈.ћ. Ўишкина. – јстрахань: »зд-во ќ√ќ” ƒѕќ ј»ѕ ѕ, 2007. ¬ып. II. – —. 178–188.
  26. ”сманова ј.–. ћузыкальный фольклор астраханских юртовских татар // «јктуальные проблемы тюркской и финно-угорской филологии: теори€ и опыт изучени€». ћатериалы научно-практической конференции. ≈лабуга, 2002. —. 185-189; ”сманова ј.–. ѕохоронно-поминальные обр€ды татар јстраханской области // ∆ива€ старина. ∆урнал о русском фольклоре и традиционной культуре. ћосква, 2003. є 3 (39). —. 34-37; —вадебна€ обр€дность татар јстраханской области // ∆ива€ старина. ∆урнал о русском фольклоре и традиционной культуре. ћосква, 2004. є 4 (44). —. 13-16; ”сманова ј.–. ћузыкально-фольклорные параллели татар јстраханской области и тюркских групп кыпчакского происхождени€ // Ќаука о музыке. —лово молодых ученых. ћатериалы I ¬сероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства.  азань, 2004. —. 481-512; ”сманова ј.–. ¬заимодействие тюркских локальных традиций в Ќижнем ѕоволжье (к проблеме при€ти€ иноэтнического) // ‘ольклор и мы: “радиционна€ культура в зеркале ее воспри€тий. —борник научных статей, посв€щенный 70-летию ».». «емцовского. „асть 1, —пб., 2010. —. 214-223.
  27.  «‘ольклор и этнографи€ ѕриволжского района» / јвт.-сост. ј.¬. —ызранов, ј.–. ”сманова. јстрахань, ќћ÷Ќ , 2008.
  28.  «‘ольклор и этнографи€ ¬олодарского района јстраханской области» / јвт.-сост. ј.¬. —ызранов, ј.–. ”сманова, ќ.—. ѕопова. јстрахань, ќћ÷Ќ , 2013.
  29. —иражетдинов Ў. . »стори€ села Ќово-Ѕулгары јстраханской области. – јстрахань: √”ѕ «»здат.-полиграф. комплекс «¬олга», 2001.
  30. »сторико-культурные взаимосв€зи –оссии и ”збекистана: материалы международных научных „тений пам€ти јлишера Ќавои / —ост. —ызранов ј.¬. јстрахань, 2013.
  31. Ќогаеведческий сборник: материалы «ƒжанибековских „тений». ¬ыпуск 2. √л. ред. »дрисов Ё.Ў. »зд-во «Color». јстрахань, 2013.
  32. V-е Ѕирюковские „тени€. ћатериалы Ѕирюковских „тений / ќтв. –ед. —ычев ћ.—. »зд-во «¬олга». јстрахань, 2013.
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.