Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Научная деятельность

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

 

Усманова А. Р., Сызранов А. В., г. Астрахань

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК

АСТРАХАНСКОГО КРАЯ: XVIII-XXI ВВ.

Астраханская область - один из уникальных регионов Российской Федерации. Наряду с геополитическим, транспортным, экономическим значением, Нижневолжье и по сей день остаётся образцом межэтнического и межконфессионального спокойствия, толерантности и взаимного этно-сотрудничества. Это является своеобразной «визитной карточкой» региона. Говоря о причинах такого положения, следует отметить ряд факторов. Прежде всего, это историческая традиция многонациональности - наш край издревле являлся перекрёстком путей и «вратами народов», регионом открытых этнических и культурных миграций. Кроме того, особое географическое и природное своеобразие региона - территориальный простор и жёсткость климата – способствовало сплочению населения. Есть также мнение, что Астраханский край представляет особую историко-географическую зону на стыке трёх историко-этнографических областей: Северо-Кавказской, Центрально-Азиатской (или Среднеазиатско-Казахстанской) и Средне-Волжской [1]. Поэтому регион всегда был местом, где жили представители самых разных народов и конфессий.

Так, во времена Хазарского каганата (VII-X вв.) здесь жили собственно хазары, булгары, аланы, арабы, евреи, славяне и др., которые исповедовали языческие верования, ислам, христианство, иудаизм. Каждый из этих народов мог свободно совершать свои религиозные обряды и производить судопроизводство по своим обычаям [2]. Такое же этнокультурное разнообразие сохранялось и во времена Золотой Орды (XIII-XV вв.), Астраханского ханства (вторая половина XV - первая половина XVI вв.), Астраханского воеводства, а затем и губернии (с 1717 г.).

Народы, населяющие Астраханский край, всегда проявляли уважение друг к другу, к чужим обычаям и традициям, готовность вместе противостоять общей беде. Так, многонациональное население региона сплотилось против притеснений местной власти во времена знаменитого Астраханского восстания 1705-1706 гг., известного ещё как «свадебный бунт» [3]. В грозный 1812 год, когда «Великая армия» французского императора Наполеона Бонапарта вторглась в пределы Российской империи, в составе русской армии действовали два полка, сформированные из калмыков – уроженцев Астраханской губернии [4]. Во второй половине 1930-х гг. угроза разрушения нависла над одной из наиболее крупных и красивых православных церквей г. Астрахани – храмом святого Владимира. И тогда, согласно городской легенде, окрестное татаро-мусульманское население встало на его защиту и спасло от гибели [5].

Сегодня, в условиях новых вызовов единству Российской Федерации и народов, её населяющих, астраханцы по-прежнему демонстрируют стремление к миру и согласию. Об этом, в частности, говорят совместные заявления лидеров всех конфессий региона о необходимости противостояния одной из главных проблем современности - международному терроризму.

Естественно, что многообразие культурных вариаций, включая этнические и религиозные, а также смешанные - этноконфессиональные, порождает ряд проблем (например, события в с. Яндыки Лиманского района в феврале и августе 2005 г.) [6]. Но главное его следствие - взаимообогащение традиций разных народов и вер, выработка привычки и умения жить вместе, понимать друг друга, плодотворно и тесно сотрудничать. Тому Астраханский край издревле и по сей день даёт позитивный пример, и есть все основания утверждать, что будет давать и впредь. Есть на то объективные основания, но многое зависит от всех нас. И хочется верить, что астраханцы сохранят свой главный жизненный принцип: «Единство в многообразии».

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. К XVIII - началу XIX в.  окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав региона, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. Также к началу XIX в. сложились основные хозяйственно-культурные типы: морские рыболовы и охотники на морского зверя (русские, ловцы Каспийского взморья), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены). Своеобразным промыслом было чумачество – солеизвоз, которым занимались украинские переселенцы [7].

Середина XVI – XVII вв. После завоевания Астраханского ханства русские в 1558 г. основали на левобережье Волги новую Астрахань. Первым и основным населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки. Однако, по мере роста города в конце XVI – первой трети XVII в. и возникновения его новых частей – Белого и Земляного «городов», в Астрахани стало появляться многонациональное население - служилый, торговый и ремесленный люд: собственно русские, юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» - выходцы из Средней Азии (Бухарского и Хивинского ханств), немцы и др. В низовье региона в этот период возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). Степные пространства заселяют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестностях Астрахани) и кочевники-калмыки (последние – с XVII в.) [8].

В XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев (казанских и мишарских). В конце столетия на территории Астраханской губернии (учреждена указом Петра I в 1717 г.) начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены. В г. Астрахани продолжает формироваться многонациональное русско-восточное население. Значительной частью городского населения в этот период, наряду с русскими и татарами, становятся армяне.

XIX - начало XX в. На территории Астраханского края появляются казахи (с 1801 г.), новые группы средневолжских татар-переселенцев. В Астрахани возникает еврейская община.

В советскую эпоху (1917-1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в Астраханском крае (с 1943 г. - области) не происходило. Необходимо только отметить переселение в область в 1947 г. русских-липован, а также, во второй половине XX в., мигрантов с Северного Кавказа (в основном, даргинцев), цыган и отдельных групп российских немцев, возвращающихся из мест депортации. По данным Всесоюзных переписей 1959-1989 гг. фиксировался общий рост населения области за каждые 10 лет в среднем на 50-70 тыс. чел. [9].

Конец XX – начало XXI в., или 1990-2000-е гг. - в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов – в результате превышения смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев – в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос - казахи, несмотря на кризисные 1990-е годы, сохранил динамику неуклонного роста.

С эпохи «перестройки» в СССР началось т.н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское «Дуслык» («Дружба»), казахское «Жолдастык» («Товарищество»), ногайское «Бирлик» («Единство»), туркменское «Ватан» («Родина»), армянское «Арев» («Солнце»), еврейское «Тхия» («Возрождение»), немецкое «Хоффнунг» («Надежда») и др. Стали регулярно отмечаться национальные праздники: татарский Сабантуй, калмыцкий Цаган Сар, тюрко-иранский Наурыз, или Навруз, Дни Славянской письменности и культуры. Некоторые общества стали издавать свои газеты (татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), «Немецкое Астраханское обозрение» и др.). В ряде образовательных учебных заведений области общего, среднего и высшего уровней начали преподаваться национальные языки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий и др.) [10].

Население Астраханской области на сегодняшний день (по переписи 2010 г.) немного превышает 1 млн. чел. В регионе представлены более 140 национальностей и этнических групп. Преобладающее население – русские (67,6 %), казахи (14,9 %) и татары (6 %), однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов Кавказа и Средней Азии. По языковой принадлежности современное население принадлежит к следующим языковым семьям: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). На территории региона проживают представители наций как дореволюционного (русские, украинцы, татары-переселенцы), так и советского (казахи) периодов формирования, народностей (ногайцы, цыгане и др.) и субэтнических групп (липоване, юртовцы и др.).

Общая численность  русского населения составила 618 204 человека, то есть сократилась по сравнению с 2002 г. на 82356 человек или на 12 %. Основные предполагаемые причины: низкая рождаемость, высокая смертность, отток населения в другие регионы в основном в западном и  северо-западном направлении. Доля русского населения также сокращается. Если в 1989 г. их доля составляла 71,9 % (173 558 чел.), в 2002 г. - 69,6 % (700 561 чел.), то в 2010 г. - 67,6 %. (618 204 чел.) [11].

Казахов насчитывается 149 415 человек. Для сравнения: в 2002 г. их численность составляла 142 633 человека. На первый взгляд имеется значительная положительная динамика, но в тоже время есть некоторое сокращение темпов роста казахского населения, что связано с сокращением темпов рождаемости и миграцией.

Еще более стремительная тенденция сокращения численности наблюдается  у татар. В 2002 г. - 7 2617 человек, они составляли 7,2 % от общего числа жителей области, а в 2010 г. - 60 523 человека или около 6 %. Сокращение за 8 лет составило 14,3 %. Причины такого положения те же, что у русских. Сократилась численность ряда других национальностей: вся славянская группа, калмыки, евреи, немцы, народы Закавказья, осетины, чеченцы.

Четвертую по численности совокупную этническую группу в регионе составляют народы Дагестана – 16 882 человека. Следует отметить увеличение численности ногайцев. По сравнению с результатами переписи 2002 г. (4 570 человек)  наблюдается рост в 66 % (7 589). Это связано по большей степени с развитием этнического самосознания ногайцев и тем, что часть татар отнесла себя к категории ногайцев [12].

Также заметен «скачок» численности ряда национальностей, прежде всего, за счет растущей миграции из ряда стран СНГ среднеазиатского региона.

В XXI веке проблемы сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации приобретают все большую актуальность. На страницах научных и публицистических изданий все чаще говорится об объективных сложностях культурно-исторического этапа в жизни фольклорной традиции. Многое безвозвратно ушло, многое еще хранится в народной памяти. Всегда существовавший интерес к традиционной культуре, вызванный многосложными духовными процессами рубежа тысячелетий, ныне заметно обострился. Проявления этой тенденции разнолики. Это, в первую очередь, организация фольклорных фестивалей, актуализация исследовательской литературы, подготовка репринтных изданий, реставрационные работы, создание многочисленных фольклорных коллективов, восстановление утраченных, исконных ремесел и т.д.

На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость её научного изучения и реконструкции. А для такого региона как Астраханский край, с его этническим и культурным многообразием, это особенно актуально. В связи с этим наибольшую ценность представляет проведение комплексных этнографических и фольклорных экспедиций, научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов.

Необходимость экспедиционной работы в области и её значение в развитии фольклористики не вызывает сомнений. Она даёт возможность не только зафиксировать тот или иной обряд, песню, игру, сохранить фольклорную традицию, но и проследить её трансформацию, трансляцию на современном этапе. Опыт проведения фольклорных и этнографических экспедиций в Астраханской области богат. На своеобразие волжского фольклора обращали внимание ещё исследователи, фольклористы, композиторы XVIII-XIX веков: С. Гмелин, М. Балакирев, М. Рыбаков, В. Мошков. Начало музыкально-фольклорным записям Нижней Волги положил М. Балакирев, совершив поездку по Волге и записав бурлацкие песни. Собирательской деятельностью занимался знаток казачьего фольклора А. Догадин, входивший в состав «песенной комиссии», созданной при Астраханском казачьем войске в самом начале прошлого века. Им было записано более 300 текстов песен, вошедших в сборники «Былины и пени астраханских казаков».

Во второй половине XX в. фольклорные экспедиции на территории области проводились преподавателями и студентами Астраханского государственного педагогического института (ныне – Астраханский государственный университет), а также педагогами и учащимися Астраханской государственный консерватории. По результатам этих экспедиций, в частности, были составлены сборники «Русские народные песни Астраханской области» [13] и «Народные сказки Нижней Волги» [14]. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с 70-х годов XX века, русский фольклор нижневолжского региона находится в поле зрения исследователей: профессора Саратовской государственной консерватории А.С. Ярешко, руководителя Государственного фольклорного центра «Астраханская песня» Е.М. Шишкиной, доцента Астраханского государственного университета Л.Л. Ивашневой, преподавателя Астраханской государственной консерватории К.В. Гузенко. Астраханским старообрядцам-липованам посвящена монография Е.В. Арслановой (Пауновой).

Существующая этнографическая литература по тюркским народам Нижнего Поволжья в целом свидетельствует о недостаточности и неравномерности изученности. Ценные сведения по описанию некоторых праздников, семейных обычаев и обрядов содержатся в трудах ученых, путешественников прошлых веков: С.Г. Гмелина[15], П.И. Небольсина [16], В.В. Дремкова [17], В.Д. Пятницкого [18], И.В. Раввинского [19], М. Рыбушкина [20]. В области современной астраханской тюркской этнографии и этнофольклористики необходимо отметить исследования ученых: историка В.М. Викторина [21], этнолингвиста-диалектолога Л.Ш. Арсланова [22], историка-исламоведа А.В. Сызранова [23], историка-политолога Э.Ш. Идрисова [24], этномузыкологов М.Г. Хрущевой [25]и А.Р. Усмановой [26].

На протяжении нескольких лет Областным методическим центром народной культуры (ОМЦНК) в рамках договоров с муниципальными образованиями Приволжского, Камызякского, Икрянинского, Енотаевского, Володарского районов ведется совместная кропотливая работа по комплексному изучению и сохранению нематериального культурного наследия народов Астраханского края. В результате выездов фиксируются традиции различных видов нематериального культурного наследия,  которые еще можно успеть передать молодому поколению: народные песни, наигрыши, образцы декоративно-прикладного творчества и технология их производства (плетения из ивы, гончарство, изготовление казахской алашы, кошмы с сохранением древних способов производства и национальных орнаментов), традиционная одежда, религиозные верования, календарная, семейно-бытовая обрядность (свадебные обряды, обряды и обычаи, связанные с рождением, имянаречением и воспитанием ребенка, похоронно-поминальные обычаи), традиции народного врачевания, легенды, предания, пословицы и поговорки.

Состояние фольклорной традиции в наши дни представляет собой сложную и неоднозначную картину, которая характеризуется затуханием и исчезновением одних жанров народной культуры, активным бытованием других, возникновением и формированием третьих. Так, жанры обрядовой поэзии подвергаются наибольшей нивелировке, что связано с изменениями в хозяйственной деятельности. Поэтому наименьшее количество записанных фольклорных единиц относится к жанрам земледельческого круга. Зафиксированы обряды русских календарных праздников: троичные, масленичные, пасхальные. По результатам этнокультурных обследований Приволжского и Володарского районов изданы сборник материалов «Фольклор и этнография Приволжского района», «Фольклор и этнография Володарского района» [27, 28].

Неоднократно сотрудники Центра и районных учреждений культуры оказывали практическую помощь в сборе полевого материала иногородним фольклористам и этнографам. В частности, в 2004 году в селах компактного проживания татар была проведена совместная фольклорная экспедиция Государственным центром татарского фольклора Министерства культуры Республики Татарстан, студентов Казанского государственного университета и ОМЦНК Астраханской области.

В сохранении нематериального культурного наследия трудно переоценить значение методистов районных методических служб, работников сельских домов культуры, краеведов, досконально знающих локальные, нередко уникальные детали фольклорных традиций своего села. Собранные по крупицам сведения именно этими увлеченными энтузиастами являются бесценными этнографическими фактами для исследований. Одним из таких уникальных личностей является Ш.К. Сиражетдинов, в этнографических исследованиях которого прослежена и отражена духовная жизнь уникального татарского села Новые Булгары на протяжении XX века [29].

Ориентируясь на людей, радеющих за сохранность традиций, исконной сельской культуры, более пятнадцати лет назад центр народной культуры объявил  конкурс «Традиции живая нить». Со временем конкурс не только не утратил свою значимость и наполненность, но и приобрел новые рамки и возможности, объединив научное содружество этнографов, историков, музыковедов Астраханской области. Активно включился в собирательскую деятельность широкий круг сельской интеллигенции - краеведы, учителя, библиотекари, музейные работники, фотокорреспонденты, журналисты районных СМИ.

Собранные за десятилетие конкурсные материалы, оформленные в этнографические сборники стали подлинным украшением полевой коллекции Центра, отражающей фольклорную традицию народов, этнографическую сторону обрядов и праздников Астраханского края, информацию о хранителях материальной и духовной культур. Сборники, которых на сегодняшний день издано девятнадцать, пользуются популярностью не только в области, но и за ее пределами. За историю издания сборника, его авторы становились авторами статей российских журналов о традиционной культуре: «Народное творчество», «Живая старина». Материалы сборника востребованы как фольклорно этнографические первоисточники научно-исследовательскими институтами регионов России, Центрами народной культуры регионов России и Ближнего Зарубежья.

Наибольшую сохранность демонстрирует система обрядов жизненного цикла. Следует отметить, что в современной семейной традиции старинные обряды органично сочетаются с новообразованиями. Их рассмотрение дает возможность проследить процессы трансформации традиционных обрядов к началу XXI века. В настоящее время можно говорить о двух противоположных тенденциях. С одной стороны, у большинства этнических групп Нижневолжья наблюдается сохранность основных локальных особенностей. С другой стороны, каждая этническая группа ощущает и признает свою причастность к своей этнической общности или части основного массива этноса, сохраняя его языковые основы, этнические особенности материальной и духовной культуры.

Стремительно исчезают музыкально-фольклорные и поэтические жанры, существенно изменяется песенный репертуар, практически полностью вышел из употребления обрядовый пласт. Сейчас наиболее активно бытующей формой фольклора являются песенные жанры. При этом можно отметить, что большинство представленных записей зафиксировано от представителей старшего поколения, что еще раз подтверждает угрозу скорого исчезновения музыкально-поэтических жанров. Сегодня практически не встречаются образцы многих эпических жанров, бытовавших еще до середины XX века, в частности, русской былины, юртовского и карагашского «хушаваза». Интереснейший пласт представляет собой рыбацкий фольклор, образцы которого (трудовые рыбацкие песни, частушки) еще можно зафиксировать в некоторых селах области.

Изучение процессов взаимовлияния в музыкальном фольклоре позволяет проследить пути взаимодействий, сохранности жанрово-стилевых элементов, выявить истоки этнокультурного влияния одних этнических групп на другие, происхождение и бытование некоторых уникальных жанров сразу у нескольких этносов (к примеру, тюркского инструментального жанра «разговора на сазе» - «сазда сойлэшу»). Огромный интерес представляет инструментально-исполнительская традиция на саратовской гармонике, распространенная среди русских, татар, ногайцев, туркмен, казахов.

Надо сказать, что народные обычаи, игры и традиции, присущие тем или иным календарным праздникам, в советский период адаптировались и воплощались в праздниках, приуроченных к 7 ноября, Дню села, Дню улицы. Так, в селах Татарская Башмаковка, Карагали, Яксатово, где население преимущественно представлено юртовскими ногайскими татарами, организовывались майданы с проведением татарских игр, национальных конкурсов (к примеру, алтын кабак - «золотая тыква»).

Традиционным стало проведение в фестивальном масштабе Троицы/Зеленых Святок, областной Масленицы. В непрерывной череде ежегодного обрядово-праздничного цикла фестиваль «Зелёные святки» - заметное событие межрегионального масштаба - является составной частью этносоциального проекта «Дельта Волги без границ», трижды получавшего федеральную поддержку. Основные троицкие традиции: ритуальное плетение венков и их погружение в воду, завивание молодого деревца и украшение его яркими лентами, распевание семицких песен и кумление - основная часть нынешнего фестиваля. Фестивальные мероприятия  в других муниципальных образованиях представляют собой монолитное знаковое действо, основным мотивом которого является сохранение и развитие традиций славянской народной культуры. В современное народное гулянье включены работы творческих и игровых площадок, сувенирная лавка, конкурс троичного девичьего костюма и выставка декоративно-прикладного творчества.

В настоящее время на территории Астраханской области ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры казачества, о чем свидетельствуют комплексная целевая программа «О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области», проводимые фестивали, праздники и конкурсы казачьей культуры. В частности, в 2011 году федеральную поддержку получил I межрегиональный молодежный фестиваль казачьей культуры «Астрахань - южный форпост России».

Задачи сохранения нематериального культурного наследия тесно смыкаются с проблемами развития национальных культур. В области созданы благоприятные условия для деятельности национально-культурных объединений и обществ. Сотрудничество министерства культуры с НКО проявляется в организации праздников. Традиционным является проведение областного калмыцкого праздника Цаган-Сар. Уже более 20-ти лет насчитывают традиции празднования областного Навруза. Он уникален тем, что объединяет традиции различных этносов в одно единое культурное пространство.

Вот уже несколько десятилетий в Астраханской области на областном уровне отмечается Сабантуй - праздник, знаменующий пробуждение земли и прославляющий труд землепашца. В 2008 году на территории области праздник Сабантуй прошел в статусе федерального. При проведении праздников учитываются народные традиции: юрты оформляются предметами быта, реконструируются праздничные обряды, готовятся национальные праздничные блюда, выступают национальные творческие коллективы, как астраханские, так и приглашенные из регионов России. Вместе с тем, сохраняются традиции локальных праздников, например, в некоторых селах юртовских татар в активно традиции встречается праздник встречи нового года  Амиль.

Стало доброй традицией проведение культурно-просветительского проекта «Вехи истории», включающего мероприятия, посвященные исторически значимым фигурам Астраханской области: ногайскому просветителю А.Х-Ш. Джанибекову, узбекскому поэту А. Навои, казачьему историку и государственному деятелю И.А. Бирюкову. По итогам мероприятий в 2013 году вышли сборники материалов [30, 31, 32].

На сегодняшний день наблюдается активизация деятельности национальных творческих коллективов: студии ногайского танца «Тулпар», татарской национальной студии «Нур», народного коллектива ансамбля «Тантана», азербайджанского ансамбля «Юрдум», узбекского ансамбля «Узбегим егитлэре», ансамблей танца народов Кавказа «Мир вашему дому», «Золото гор», немецкого ансамбля «Латерна», ансамбля турецкого танца «Юлдуз», и др.

В целях реализации государственной политики по сохранению и развитию национальных культур, укреплению дружбы и межнационального сотрудничества на территории Астраханской области в 2002 году Постановлением Главы Администрации Астраханской области было утверждено положение об областном фестивале национальных культур «Астрахань многонациональная». За прошедшие годы фестиваль вышел за рамки областного, благодаря участию в нем этнических коллективов из субъектов Российской Федерации (Дагестана, Калмыкии, Татарстана, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской, Саратовской, Волгоградской областей) и стран ближнего зарубежья (Казахстана, Азербайджана, Узбекистана). Фестиваль «Астрахань многонациональная» получил широкий резонанс и положительный отклик общественности России как мероприятие, способствующее сохранению и развитию духовного богатства одного из уникальных полиэтнических регионов РФ – Астраханской области.

Организация областных национальных праздников, межрегиональных, всероссийских фестивалей направлена на дальнейшее развитие традиционной культуры народов и этнических групп регионов России, на межнациональную ориентацию общественного сознания, на сотрудничество и укрепление связей между Домами (Центрами) народного творчества, муниципальными объединениями, ведомственными организациями.

Проблемам изучения и сохранения нематериального культурного наследия народов Юга России и Северного Кавказа были посвящены научно-практические конференции: «Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах Юга России» (2004, 2006), «Историко-культурное и межэтническое единство Юга России» межрегионального фестиваля мастеров искусств «Мир Кавказа» (2011). Тематика конференций отражает многие важные аспекты в дальнейшем сохранении и развитии нематериального культурного наследия Юга России и Северного Кавказа. Одними из важнейших вопросов остаются механизмы формирования единого пространства духовно-нравственной культуры, активизация работы по реализации принципов развития традиционной культуры, необходимая консолидация усилий разных научных направлений со специалистами-практиками.

В 2009 году ОМЦНК вошел в число пилотных Центров регионов России по опыту создания единого реестра объектов нематериального культурного наследия РФ (ОНН). При ОМЦНК действует рабочая группа, состоящая из астраханских ученых: историков, этнографов, лингвистов, фольклористов, по определению и включению в единый российский реестр объектов нематериального культурного наследия Астраханской области. Согласно методике описания объектов нематериального культурного наследия, предложенной Государственным Российским Домом народного творчества и национальным информационно-библиотечным центром «Либнет», на сегодняшний день в режиме он-лайн проведен набор полей описания русских свадебных традиций и обрядов, музыкально-поэтического эпического жанра юртовских татар и ногайцев-карагашей «хушаваз», калмыцкого обряда «газр-усн оваа тяклгн», юртовского календарного праздника Амиль, татарского инструментального жанра «сазда сойлэшу», традиций исполнительства казачьих песен, тюркского обряда вызывания дождя технологии описания изготовления казахской кошмы. Выбор данных объектов обусловлен локальностью, самобытностью и риском исчезновения.

Помимо теоретических методов сохранения продолжается процесс реконструкции праздничных и бытовых элементов культуры, музыкального фольклора, традиционной одежды. В районах области действуют Центры народной культуры, клубы национальных культур, общественные объединения. В частности, сохранением и реконструкцией русских традиций занимаются Центры народной культуры в Ахтубинском районе, «Добродея» в с. Евпраксино Приволжского района, казачьей - «Круг» в селе Копановка и Енотаевка Енотаевского района; калмыцкой - «Айс» в селе Промысловка Лиманского района; казахской - культурно-образовательный центр «Колорит» в с. Козлово Володарского района и др.

Сохранение, реконструкция национальных песенных, хореографических, театральных традиций - задача базовых коллективов, работающих при областном методическом центре народной культуры Деятельность таких народных коллективов, как ансамбль казачьей песни «Поляница», ансамбль русской песни «Родничок», казахский ансамбль «Акмарал», татарский ансамбль «Ялкын», армянский ансамбль «Аревик», немецкий ансамбль «Капелька» направлена на популяризацию фольклора и отражает национальную специфику народов Астраханского края. Лучшие традиции Астраханского государственного драматического татарского театра «Вулкан», прекратившего свою деятельность в середине 40-х годов прошлого века, продолжает татарский народный театр.

В Астраханской области на данный момент сохранились и продолжают развиваться традиционные ремесла и народно-художественные промыслы народов, населявших в разные отрезки времени астраханскую землю. История развития художественных ремесел края уходит своими корнями в глубокое прошлое. Одним из традиционных ремёсел, распространенных у русских, казахов, калмыков, украинцев, популярных и в наши дни, остается изготовление плетёных изделий из рогоза, на грани исчезновения - техника плетения из ивы. Ярким образцом декоративно-прикладного творчества казахов является алаша. На сегодняшний день идет работа, направленная на возрождение технологий гончарства, ковроткачества, плетения из лозы. Изготавливая образцы декоративного искусства, народные мастера используют доступное местное сырье – глину, дерево, чакан, шерсть. Координирующим Центром в развитии и популяризации народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства является Областной методический центр народной культуры, при котором действует Дом ремесел.

В основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, в качестве одного из приоритетов названо сохранение самобытности регионов России. Особенностью нашего региона является высокая степень этнического разнообразия населения, традиционная культура которого представляет уникальный своеобразный «культурный тип. В связи с этим, одна из основных задач - обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей.

Примечания

  1. Викторин В.М. Астраханская область как особая историко-этнографическая зона и задачи по сохранению её этнокультурного наследия // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики (Материалы научного семинара 16-20 сентября 1989 г., г. Астрахань). Астрахань, 1989. С. 18-22.
  2. Плетнёва С.А. Хазары. М., 1976. С. 58-59; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 131, 153 и др.; Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе // Открытие Хазарии / Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. М., 1996. С. 356-372.
  3. Голикова Н.Б. Астраханское восстание 1705-1706 гг. М., 1975. С. 69-70, 87 и др.
  4. Борисенко И., Мошулдаев Б. Хошеутовский хурул. Элиста, 1989. С. 4-5; Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г., Пилипенко В.Н. и др. Природа и история Астраханского края. Астрахань, 1996. С. 223-227.
  5. Игумен Иосиф (Марьян). Астрахань. Храмы и монастыри. Астрахань, 2002. С. 199.
  6. Мухтаров Р. Порушенный покой // Комсомолец Каспия. № 21 (6401). 16 марта 2005 г. С. 2; Мухтаров Р. Яндыки в окружении БТРов // Комсомолец Каспия. № 67 (6087). 24 августа 2005 г. С. 1-2.
  7. Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области. Астрахань, 2008. С. 9.
  8. Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области. Астрахань, 2008. С. 9.
  9. Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области. Астрахань, 2008. С. 9-10.
  10. Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области. Астрахань, 2008. С. 10.
  11. Воронов С.Н., Прокопенко Р.А. Предварительные данные Всероссийской переписи 2010 г. по национальному составу жителей Астраханской области // Этноконфессиональный Совет при Губернаторе Астраханской области (http://etnokonf.astrobl.ru/document/603).
  12. Воронов С.Н., Прокопенко Р.А. Предварительные данные Всероссийской переписи 2010 г. по национальному составу жителей Астраханской области // Этноконфессиональный Совет при Губернаторе Астраханской области (http://etnokonf.astrobl.ru/document/603).
  13. Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области. М., 1978
  14. Народные сказки Нижней Волги /Ред., подг. текста, сост., вступ. статья и примеч. Л.Л. Ивашнёвой. Астрахань, 1999.
  15. Гмелин, С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. II. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сём городе: с начала августа 1769 года по пятое июня 1770 года.– СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1777.
  16. Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. – СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1852.
  17. Дремков В.В. Татарская свадьба в Астрахани. Астраханские губернские ведомости. – 1913. – № 36, 37.
  18. Пятницкий В. Карагачи. (По материалам поездки в 1927 г.) // Землевладение. Географический журнал им. Д.Н. Анучина. – М., 1930. – Т. XXXII. – Вып. 3–4.– С. 155–170.
  19. Раввинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношении с земледелию. – СПб., 1809.
  20. Рыбушкин М.С. Записки об Астрахани. – Астрахань: Астраханская типография А. Штылько, 1912.
  21. Викторин В.М. «Кто мы, астраханцы?» // Астраханские известия. – 1994. – №10-14 (166–170). – С. 5; № 21 (177). – С. 5; № 27 (183). – С. 5–6; Викторин В.М. Татары Астраханской области: страницы этнической истории // Астраполис (Астраханские политические исследования). – Астрахань, 2003. №1 (4). – С. 74–81; Викторин В.М. Этноконфессиональные реликты-совпадения в татаро-язычной общности – от правобережья Волги до Южного Урала («Курбан-байрам» на Петров день у тенгриан, кряшен и нагайбаков) // Этническое единство и специфика культур. Мат. I-ых Санкт-Петербургских этнографич. чтений. – СПб., 2002. – С. 86–89; Викторин, В.М. Евразийское пограничье Нижневолжья и Прикаспия: парадоксы зарубежных оценок XVIII XIX веков (к источникам по «давней» и «новой истории» страны и регионов) // Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах Юга России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – /Отв. ред. А.В. Сызранов. – Астрахань: АИКПП, 2006. – 288 с. – С. 51–57.
  22. Арсланов Л.Ш. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья. – Наб. Челны: Изд-во «Камаз», 1995; Арсланов Л.Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области. – Наб. Челны: Изд-во ЕГПИ, 1992.
  23. Сызранов А.В. Ислам в Астраханском Крае: история и современность. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 181 с.
  24. Идрисов Э.Ш. Этнические процессы общественного и семейного быта астраханских ногайцев // Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах Юга России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Сызранов А.В. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИКПП, 2004. – 164 с. – С. 43–44.
  25. Хрущева М.Г. Очерки по этнокультурологии Поволжья. Современная этническая ситуация тюркоязычных групп Астраханской области. – Астрахань, 2001. (Работа выполнена по гранту Астраханской области); Хрущева М.Г. Сабантуй в селе Новые Булгары (к проблеме традиции и её трансформации в современности) // Сб-к научных статей, посв. М.А. Этингеру / Отв. ред. Е.М. Шишкина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. Вып. II. – С. 178–188.
  26. Усманова А.Р. Музыкальный фольклор астраханских юртовских татар // «Актуальные проблемы тюркской и финно-угорской филологии: теория и опыт изучения». Материалы научно-практической конференции. Елабуга, 2002. С. 185-189; Усманова А.Р. Похоронно-поминальные обряды татар Астраханской области // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. Москва, 2003. № 3 (39). С. 34-37; Свадебная обрядность татар Астраханской области // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. Москва, 2004. № 4 (44). С. 13-16; Усманова А.Р. Музыкально-фольклорные параллели татар Астраханской области и тюркских групп кыпчакского происхождения // Наука о музыке. Слово молодых ученых. Материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань, 2004. С. 481-512; Усманова А.Р. Взаимодействие тюркских локальных традиций в Нижнем Поволжье (к проблеме приятия иноэтнического) // Фольклор и мы: Традиционная культура в зеркале ее восприятий. Сборник научных статей, посвященный 70-летию И.И. Земцовского. Часть 1, Спб., 2010. С. 214-223.
  27.  «Фольклор и этнография Приволжского района» / Авт.-сост. А.В. Сызранов, А.Р. Усманова. Астрахань, ОМЦНК, 2008.
  28.  «Фольклор и этнография Володарского района Астраханской области» / Авт.-сост. А.В. Сызранов, А.Р. Усманова, О.С. Попова. Астрахань, ОМЦНК, 2013.
  29. Сиражетдинов Ш.К. История села Ново-Булгары Астраханской области. – Астрахань: ГУП «Издат.-полиграф. комплекс «Волга», 2001.
  30. Историко-культурные взаимосвязи России и Узбекистана: материалы международных научных Чтений памяти Алишера Навои / Сост. Сызранов А.В. Астрахань, 2013.
  31. Ногаеведческий сборник: материалы «Джанибековских Чтений». Выпуск 2. Гл. ред. Идрисов Э.Ш. Изд-во «Color». Астрахань, 2013.
  32. V-е Бирюковские Чтения. Материалы Бирюковских Чтений / Отв. Ред. Сычев М.С. Изд-во «Волга». Астрахань, 2013.
Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»


Кубанский казачий ансамбль «Кумовья»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.