ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

Ѕондарь Ќ. »., г.  раснодар

Ё“Ќќ ”Ћ№“”–Ќџ… ќЅЋ»   ”ЅјЌ» (XVIIIXXI ¬¬.)

“ерритори€, этнос, культура жестко детерминированы. ѕричем территории в этой триаде принадлежит во многом определ€юща€ роль, т. к. она €вл€етс€ об€зательным условием возникновени€ этнической общности, средой, в т. ч. источником, ее жизнеде€тельности, а также, в св€зи с этим, важной компонентой ее культуры. Ќа этапе естественной истории народов и культур, догосударственный период, ситуаци€ выгл€дела достаточно просто: одна (этническа€) территори€ – один народ (этнос). — наступлением потестарно-политического и собственно политического этапов, особенно в св€зи с по€влением таких форм государственности, как империи, картина усложнилась. Ќар€ду с таким €влением и пон€тием, как этническа€ территори€, место формировани€ и преимущественного обитани€ этноса, утверждаетс€ такое €вление, как государственна€ территори€, часть земного пространства, наход€щегос€ под суверенитетом, юрисдикцией данного государства. √осударственна€ территори€ включает не одну, а несколько, порой дес€тки и сотни этнических территорий, как в случае с  итаем, »ндией, –оссией, например. ќна, как правило, обладает тенденцией к расширению до определенных пределов. Ётот процесс ведет к расширению этнической территории государствообразующих этносов или этноса, колонизации новых земель в ходе управл€емых миграций, к наложению одних этнических территорий на другие. ѕомимо этого, государственна€ территори€ в цел€х создани€ системы управлени€ в об€зательном пор€дке подвергаетс€ внутреннему структурированию путем выделени€, образовани€ административно-территориальных единиц разного уровн€ (уезды, волости, округа, области. губернии). ѕричем границы этнических территорий, которые чаще всего не обладают ни четкостью, ни стабильностью, и границы внутригосударственных территориальных образований, которые, как показывает исторический опыт, тоже непосто€нны, в подавл€ющем большинстве случаев не совпадают. –асширение государственной территории, внутреннее административное обустройство, при всей очевидной необходимости этого, создают услови€ дл€ межэтнической напр€женности и даже конфликтов. ќсновна€ причина кроетс€ в том, что основным назначением этнической территории €вл€етс€ жизнеобеспечение и воспроизводство конкретной этнокультурной общности, а административного образовани€ – формирование территориальной общности.

ƒл€ этнокультурной общности этническа€ территори€ – это «–одна€ «емл€», а конкретнее – это «а) «боль» за свою землю, б) «естественное богатство», в) сама земл€, г) родной человек, д) природа, увенчанна€ е) родным словом» [1].

ƒл€ территориальной общности, формирующейс€ спонтанно, это же пространство означает совсем другое. Ёто всего лишь совместное проживание на этой части пространства. —амое главное – «совместное» использование этой территории, ее природных ресурсов [2].

— другой стороны, эти же причины, расширение государственной, а следовательно и этнической территории, образование новых внутренних административно-территориальных единиц приводит к по€влению зон этноконтактов, ассимил€ций, смешени€. ¬ совокупности с неизбежными при этом миграци€ми это может приводить к по€влению новых этнокультурных общностей, так называемых малых этнических групп. ¬рем€ образовани€, местоположение в этно-территориальной системе страны таких административно-территориальных субъектов в первую очередь и определ€ют своеобразие и специфику их этнокультурного облика.

  числу таких образований относитс€ и  убань.

“опоним  убань, как им€ административно-территориального образовани€, €вл€етс€ народным по происхождению и бытовым по применению (в €зыке, фольклоре). ¬ начале, с XIX в., кубанские казаки, а позже слав€нское и неслав€нское население так обозначало официальные административно-территориальные единицы в структуре –оссийской империи ( убанскую область) и –оссийской ‘едерации ( раснодарский край).

Ѕезусловно,  раснодарский край €вл€етс€ преемником  убанской области, котора€ €вилась исторической, территориальной и этнокультурной основой первого. Ќесмотр€ на преемственность, эти образовани€ различаютс€ по целому р€ду параметров.

 убанска€ область, также как и “ерска€, была образована по указу јлександра II 8 феврал€ 1860 г. [3] из полковых территорий правого крыла  авказской линии и земель „ерноморского казачьего войска. ¬ начале 1860-х гг. территори€ увеличилась за счет включени€ в ее состав «закубанских земель», предгорной полосы «ападного  авказа.   1917 г. площадь  убанской области составл€ла 83 140 кв. верст, а население 3 млн. 123 тыс. чел. [4]. ќна граничила с ƒонской областью, —тавропольской губернией, “ерской областью, „ерноморской и  утаисской губерни€ми.

ƒалее, с 1918 г. и вплоть до конца 1930-х годов следует череда административно-политических преобразований, мен€вших как конфигурацию области, так и ее этнокультурный облик. “олько за один 1918 г. произошло четыре крупных трансформации. ¬ начале на базе  убанской области создаетс€  убанска€ советска€ социалистическа€ республика. Ќо уже в мае этого же года путем сли€ни€  убанской области и „ерноморской губернии образуетс€  убано-„ерноморска€ советска€ социалистическа€ республика. —пуст€ два мес€ца происходит укрупнение, и из  убано-„ерноморской, —тавропольской, “ерской создаетс€ —еверо- авказска€ советска€ социалистическа€ республика. ¬ конце 1918 г. «белые» восстанавливают статус и границы  убанской области. Ќо уже в 1920 г. «красные» вновь преобразуют ее в  убано-„ерноморскую область.

¬ 1920-е гг. область включаетс€ вначале в ёго-¬осточный, а затем —еверо- авказский край (с центром в г. –остов-на-ƒону). ѕосле его разукрупнени€  убано-„ерноморска€ область вошла в состав јзово-„ерноморского кра€. ¬ сент€бре 1937 г. он был разделен на –остовскую область и  раснодарский край [5].

— 1922 г. и до начала 1990-х гг. в составе предшествующих  раснодарскому краю административно-территориальных структур, а затем в структуре  раснодарского кра€ существовала јдыгейска€ автономна€ область („еркесска€ (јдыгейска€), јдыгейска€ („еркесска€)) [6].

ƒо выделени€ из состава кра€ јдыгеи (1991 г.) площадь его равн€лась 81 4000, 2 кв. км. ј численность населени€ составл€ла 2 млн. 993 тыс. чел. [7]. (’от€ сомнительна€ по корректности перепись населени€ 1939 г. уже показывает общую численность народонаселени€  убани в 3 172 885 чел. [8].

 раснодарский край в момент своего образовани€ граничил с –остовской областью, ќрджонекидзевским (—тавропольским) краем,  арачаевской јќ и јбхазской ј——–.

ѕосле выделени€ из кра€ јдыгеи его площадь сократилась до 76 тыс. кв. км. „исленность же населени€ по данным –осстата на 2013 г. выросла до 5 330 181 чел.

— историко-территориальными преобразовани€ми и демографическими процессами сопр€жены и этнокультурные изменени€. ƒл€ вы€влени€ динамики и определени€ вектора их развити€, на наш взгл€д, достаточно в данном случае вз€ть три «точки».

1. ƒосоветский период этнической истории  убани, в котором в контексте проблемы наиболее значимым €вл€етс€ 1860 г. – врем€ официально образовани€  убанской области и юридически-правовое определение ее места в территориальной структуре –оссийского государства.

2. —оветский период этнической истории  убани, в котором наиболее важными временными вехами €вл€ютс€, на наш взгл€д, 1920 г. (создание  убано-„ерноморской области) и 1937 г. (образование  раснодарского кра€).

3. ѕостсоветский период этнической истории  убани: 1990-е – 2000-е годы.

 убанска€ область, учрежденна€ в 1860 г., создавалась за четыре года до окончани€  авказской войны. ¬ойна €вилась в этот и последующий периоды одним из важнейших факторов, повли€вших на этнокультурный облик, его состав и конфигурации, —еверного  авказа, в т. ч. территорий, из которых создавалась  убанска€ область. ќднако формирование этнического состава населени€ будущей  убанской области начинаетс€ намного раньше и св€зано как с переселением на  убань черноморских казаков (земли „ерноморского казачьего войска), так и с продолжавшимс€ обустройством —тарой линии (укреплений) и поселением по р.  убань станиц, образовавших  убанский казачий полк. ѕо времени – это 90-е гг. XVIII в. ќбе эти территории в этническом отношении €вл€лись «ничейными», если не считать ногайцев, имевших, с учетом специфики их хоз€йственно-культурного типа, обширные кочевые территории от приазовских степей до јстрахани. ќни, территории, и стали местом формировани€ в начале этнографических групп, русской – —тара€ лини€, украинской – „ерномори€, а впоследствии субэтноса – кубанских казаков [9].

¬плоть до образовани€  убанской области €дро ее будущей территории в этнокультурном отношении не отличалось особым разнообразием. Ќапример, на конец XVIII в. по данным V ревизии и «местным исчислени€м» на земле ¬ойска „ерноморского, в т. ч. «в горах  авказа», обитали: украинцы (32, 6 тыс. чел.), ногайцы (4, 4 тыс. чел.), карачаевцы (3, 6 тыс. чел.), адыгейцы (адыгэ – Ќ. Ѕ.) – 500 тыс. чел. [10]. ¬ станицах —тарой линии доминирующим €вл€лс€ русский этнический компонент.

ѕо данным этого же источника, не лишенного, кстати, погрешностей, ситуаци€ мало изменилась к 1858 г., моменту образовани€  убанской области. “ак, «по данным ’ ревизии (1858 г.) и местным исчислени€м» в  убанской области (которой официально еще не существовало – Ќ. Ѕ.), проживало: русских – 142, 4 тыс. чел., украинцев – 334, 0, ногайцев – 16, 0, черкесов – 571, 0, кабардинцев – 15, 0, карачаевцев – 24, 0 тыс. чел.

Ќа „ерноморской береговой линии, чь€ территори€ войдет в состав  убано-„ерноморской области только в 1920 г, были представлены русские (8. 9 тыс. чел.), грузины (0, 3 тыс. чел.), черкесы (571, 0 тыс. чел.), кабардинцы (15. 0 тыс. чел.), карачаевцы (24, 0 тыс. чел.) [11].

Ѕолее точную картину дает «¬оенно-историческа€ карта  убанской области за врем€ с 1800 по 1860 гг.». ќна далека от совершенства, тем не менее, дает представление об этнокультурном пространстве  убани на этот период. Ќа ней, помимо сугубо территориальных образований (города, станицы, крепости и укреплени€, батареи и посты, области и т. д.), указаны зоны обитани€ и этнокультурных, этно-конфессиональных образований: «√раницы казачьих и горских земель, „ерномори€, —тара€ Ћини€, Ќова€ Ћини€ и Ќогайцы, „еркесы или јдыге (14 первичных адыгских этносов / «племен» - Ќ. Ѕ.), јбазинцы или јбаза (11 первичных этносов - Ќ. Ѕ.), карачаевцы».

¬ первые дес€тилети€ существовани€  убанской области, без учета „ерноморской береговой линии (округа, губернии), этнокультурный облик территории выгл€дел следующим образом. Ќа 1871 г. в  убанской области проживало 517 219 чел. русских, 83 607 – «горцев» (нередко в состав «горцев» включалось не только северокавказское (адыги) и ирано€зычное население (осетины, таты), но и тюрко€зычное (карачаевцы и пр.), 3 163 – арм€н, 1 913 – немцев и 798 – греков [12].

Ѕолее «дробные» данные содержатс€ в « авказских календар€х» за последующие годы. “ак, на 1880 г. в  убанской области проживали русские (733 007 чел.), «кабардинцы и другие черкесские народы (адыге)» (61 860 чел.), «северные татары» (24 910 чел.), абхазы, абазины (9 369 чел.), арм€не (5 932 чел.), немцы (4 682 чел.), пол€ки (2 522 чел.). ¬ „ерноморском округе: русские (10 692 чел.), греки (1 941 чел.), чехи (868 чел.), «кабардинцы и другие черкесы» (842 чел.), молдаване, французы, италь€нцы (т. е., романо€зычные народы – Ќ. Ѕ.) (604 чел.), арм€не (311 чел.), турки (209 чел.), пол€ки (111 чел.), евреи (82 чел.), немцы (75 чел.) [13].

1885 г. ѕозади  авказска€ война, закончивша€с€ в 1864 г. ѕройден пик исхода северокавказских этносов в “урцию и возвращени€ из “урции в пределы –оссийской империи части эмигрантов, т. е. завершилс€ проект «замены населени€», «обмена населением» (мусульмане – христиане) между –оссией и “урцией. Ётнодемографическа€ статистика по  убанской области выгл€дит на этот момент следующим образом. Ќа этой территории представлены «великоросси€не» / русские (416 815 чел.), «малороссы» / украинцы (483 235 чел.), пол€ки (1 025 чел.), чехи (97 чел.), немцы (10 142 чел.), греки (2 266 чел.), молдаване (37 чел.), осетины (1 272 чел.), арм€не (6 132 чел.), евреи (2 488 чел.). јбхазо-адыгские первичные этносы, «племена», автохтонные народы были представлены абазинцами (10 376 чел.), абадзехами (13 961 чел.), бжедухами (16 771 чел.), бесленеевцами (6 551 чел.), егерукаевцами (2 294 чел.), кабардинцами (14 540 чел.), мамхеговцами (1 260 чел.), махошевцами (1 573 чел.), натухайцами (412 чел.), темиргоевцами (5 127 чел.), хатукаевцами (7 887 чел.), шапсугами (3 381 чел.), другими «горцами» (76 чел.). ј также в области обитали турки (13 чел.), казанские татары (243 чел.), ногайцы (5 467 чел.), карачаевцы (16 538 чел.), калмыки (21 чел.), эстонцы (150 чел.) [14].

  концу XIX – началу ’’ вв. сформировалась этнокультурна€ карта  убанской области и „ерноморской губернии, состо€вша€ из более чем двадцати этносов и этнических групп разного уровн€. ¬ €зыковом отношении они распредел€лись между следующими €зыковыми семь€ми: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, пол€ки, (чехи), немцы, евреи, арм€не, молдаване, (болгары), греки и курды („ерноморска€ губ.); северокавказской (черкесы, кабардинцы, абхазы); алтайской (ногайцы, карачаевцы, татары). ¬ „ерноморской губернии были представлены также картвельска€ (грузины) и уральска€ (эстонцы) €зыковые семьи [15].

¬ конфессиональном отношении большинство этнических групп €вл€лись последовател€ми христианства (русские, украинцы, белорусы, пол€ки, чехи, болгары, немцы, арм€не, молдаване, греки, грузины, эстонцы и часть абхазов) и ислама (черкесы, кабардинцы, ногайцы, карачаевцы, татары, часть курдов). „асть курдов были последовател€ми национальной религии – йезидизма.

ƒл€ советского периода, особенно его первых дес€тилетий, характерны частые и существенные административно-территориальные преобразовани€, завершившиес€ в 1937 г. образованием  раснодарского кра€. √ражданска€ война обусловила эмиграцию, а советское колхозное строительство, сопровождавшеес€ расказачиванием, раскулачиванием, высылкой, внутренней репрессивной эмиграцией, способствовало перемещению и замещению значительных масс населени€ [16]. ѕрактика депортации огромных масс людей, в т. ч. этнических групп, продолжилась в последующем, в предвоенное и военное врем€ [17].

Ќа изменеие этнокультурного облика  убанской области /  раснодарского кра€ повли€ли голод 1932 – 1933 гг. [18], а также политика «коренизации», создание республик, областей, районов, сельских советов по национальному признаку [19]. ¬ 1920-е – 1930-е гг. подобные национально-территориальные образовани€ €вл€лись центрами прит€жени€ дл€ лиц и групп соответствующей этнической принадлежности.

ѕерва€ после образовани€  раснодарского кра€ перепись населени€ 1939 г. зафиксировала следующую национальную структуру его народонаселени€, в т. ч. и јдыгеи, входившей в состав кра€ на правах автономной области:

  1. русские – 2 748, 8 тыс чел. (в т. ч. в јдыгее – 203, 7 тыс. чел.)
  2. украинцы – 149, 7 тыс. чел. (7, 7 тыс. чел.)
  3. грузины – 4, 3 тыс. чел. (0, 2 тыс. чел.)
  4. арм€не – 60, 4 тыс. чел. (2, 1 тыс. чел.)
  5. азербайджанцы – 0, 2 тыс. чел. ( - )
  6. татары – 6. 4 тыс. чел. (1, 7 тыс. чел.)
  7. немцы – 34, 2 тыс. чел. (0, 8. тыс. чел.)
  8. евреи - 7, 6 тыс. чел. (0, 3 тыс. чел.)
  9. кабардинцы – 0, 2 тыс. чел. (0, 1 тыс. чел.)
  10. чеченцы – 0, 1 тыс. чел. ( - )
  11. ингуши – 0, 1 тыс. чел. ( - )
  12. осетины – 0. 6 тыс. чел. ( - )
  13. лаки – 0, 1 тыс. чел. ( - )
  14. кумыки – 0, 1 тыс. чел. ( - )
  15. лезгины – 0, 4 тыс. чел. ( - )
  16. молдаване – 8, 4 тыс. чел. ( - )
  17. адыги – 60, 4 тыс. чел. (55, 8 тыс. чел.)
  18. карачаевцы – 0, 1 тыс. чел. ( - )
  19. греки – 42, 5 тыс. чел. (1, 7 тыс. чел.) [20]

      ¬сесоюзна€ (послевоенна€) перепись 1959 г. отразила несколько иную ситуацию по  раснодарскому краю и јдыгее:

       1) русские — 3 363, 7 тыс. чел. (в т. ч. в јдыгее — 200, 5 тыс. чел.)

       2) украинцы — 145, 6 тыс. чел. (8, 0 тыс. чел.)

       3) арм€не — 78, 2 тыс. чел. (3, 0 тыс. чел.)

       4) татары — 1, 9 тыс. чел. (1, 9 тыс. чел.)

       5) немцы — 3, 8 тыс. чел. ( - )

       6) адыги — 76, 3 тыс. чел. (65, 9 тыс. чел.)

       7) греки — 12, 4 тыс. чел. ( - )

       8) белорусы — 21, 5 тыс. чел. ( - ) [21]

     ѕо другой выборке из этого же источника, переписи 1959 г., численность и этнический состав народонаселени€  раснодарского кра€ выгл€дит несколько иначе. ¬ышеприведенный список дополн€етс€ грузинами, молдаванами, евре€ми, пол€ками «и прочими» [22].

        сожалению, переписи населени€ советского периода, в т. ч. и под вли€нием политического фактора, национальной стратегии — формирование социалистической нации, почти не учитывают, игнорируют специфику этнической структуры населени€ как страны в целом, так и отдельных ее территорий. ¬ результате могут исчезать, «тер€тьс€» целые этнические группы: чехи, цыгане, например. Ќе учитывались внутренние подразделени€ этносов, так называемые малые этнические группы: арм€не амшенские, арм€не хемшилы и т. п. Ѕезусловно, это искажало и обедн€ло этнокультурный облик территории. “ак, например, выгл€дел и  раснодарский край и јдыге€ по данным ¬сесоюзной переписи населени€ 1989 г.:

         1) русские — 4 300, 5 тыс. чел. (в т. ч. в јдыгее — 293, 6 тыс. чел.)

         2) украинцы — 195, 9 тыс. чел. (13, 8 тыс. чел.)

         3) арм€не — 182, 2 тыс. чел. (10, 5 тыс. чел.)

         4) татары — 34, 4 тыс. чел. ( - )

         5) немцы — 31, 8 тыс. чел. ( - )

         6) адыги — 116, 2 тыс. чел. (95, 4 тыс. чел.)

         7) греки — 29, 9 тыс. чел. ( - )

         8) белорусы — 37, 4 ( - ) [23]

      Ѕолее точна€ и расширенна€ верси€ ситуации содержитс€ в опубликованных материалах  раснодарского краевого управлени€ статистики. ¬о-первых, в них не обобщенно, а раздельно, что совершенно правильно, указаны крымские татары (17 217 чел., в т. ч. в јдыгее — 85 чел.) и другие (казанские, астраханские татары) (17 213 чел., в т. ч. в јдыгее — 1 852 чел.). ¬о-вторых, расширена номенклатура учтенных этносов и этнических групп:

        9) грузины — 12 748 чел. (в т. ч. в јдыгее — 397 чел.)

        10) азербайджанцы — 11 363 чел. (818 чел.)

        11) цыгане — 9 320 чел. (1 034 чел.)

        12) молдаване — 7 881 чел. (262 чел.)

        13) мордва — 7 364 чел. (254 чел.)

        14) евреи — 5 435 чел. (36 чел.)

        15) удмурты — 4 847 чел. (226 чел.)

        16) черкесы — 3 800 чел. (140 чел.)

        17) болгары — 3 696 чел. (56 чел.)

        ј также «другие национальности» - 58 215 чел. (в т. ч. в јдыгее — 3 111 чел.) [24].

   ƒаже этот далеко не полный перечень — в крае была зафиксирована представленность около ста этносов и этнических групп — показывает, насколько изменилась и усложнилась этнокультурна€ ситуаци€ в регионе. ѕроизошло это и за счет миграций.

    «а дес€тилетний период, с 1979 по 1988 гг., в крае значительно возросла численность турок — в 6, 7 раза, киргизов — в 7, 4, курдов — в 3, 7, крымских татар — в 2, 8, азербайджанцев — в 2. 7 [25]. ќтметим, что не указан рост численности арм€н. ј почти все этносы, наращивавшие свое присутствие в крае по своей конфессиональной принадлежности — мусульмане.

        Ќаиболее существенные изменени€ в этнокультурном облике кра€ наблюдаетс€ в постсоветский период. Ёто касаетс€ прежде всего количественных показателей: увеличение численности в одних этнических группах и снижение в других, резкое увеличение числа самих этнических групп. » то, и другое св€зано с двум€ стратеги€ми: миграционной (приток представителей группы извне) и стратегии естественного воспроизводства, высокой рождаемости в новых услови€х. Ётнические группы, сформировавшиес€ в пределах кра€ в советский период, успешно их совмещали.

      ¬сероссийска€ перепись населени€ 2002 г. зафиксировала в  раснодарском крае, без выделившейс€ из его состава в 1991 г. јдыгеи, пор€дка 124 этносов, в виде как единичных представителей, так и компактных групп [26]. Ќаиболее крупные из них, чь€ численность превышает тыс€чу человек, в алфавитном пор€дке: абхазы (1 988 чел.), аварцы (1 460), адыгейцы (15 821), азербайджанцы (11 944), арм€не (274 566), ассирийцы (3 764), башкиры (2 061), белорусы (26 260), болгары (3 138), греки (26 540), грузины (20 500), евреи (2 945), езиды (4 441), казахи (1 331), коми-перм€ки (1 095), корейцы (3 289), курды (5 022), лезгины (3 752), марийцы (2 733), молдаване (6 537), мордва (4 861), немцы (18 469), осетины (4 133), пол€ки (2 958), русские (4 436 272), казаки (17 542), табасаранцы (1 331), таджики (1 179), татары (25 589), татары крымские (2 609), турки и турки-месхетинцы (13 612), удмурты (3 425), узбеки (2 210), украинцы (131 774), хемшилы (1 019), цыгане (10 873), черкесы (4 446), чеченцы (2 864), чуваши (4 141), шапсуги (3 213), эстонцы (1 138), «лица других национальностей» (1 301), «лица, не указавшие национальность» (13 190) [27].

        ¬о многом такую же этнокультурную ситуацию воспроизводит и перепись населени€ 2010 г. ќднако в ней есть и свои особенности, тенденции, которые не могут не обращать на себ€ внимание. ¬о-первых, в крае увеличилось количество северокавказских этнических групп, численность которых приближаетс€ или превышает тыс€чу человек. Ёта группа «укоренившихс€» и укорен€ющихс€ в  раснодарском крае этносов пополн€етс€ прежде всего за счет нахско-дагестанских и тюркских народов —еверного  авказа: лезгины (2002 г. - 3 752 чел., 2010 г. - 4 106 чел.), чеченцы (соответственно: 2 864 и 2 313), аварцы (1 460 и 1 848), табасаранцы (1 331 и 1 651), карачаевцы (784 и 1100), даргинцы (860 и 1 054), лакцы (915 и 821), ингуши (723 и 815) [28].

     —транно выгл€д€т «качели» численности адыгейцев в крае, чье присутствие в правоохранительной системе, административных структурах разного уровн€, сфере ∆ ’ стало заметнее. ≈сли в 2002 г. их насчитывалось в  раснодарском крае 15 821 чел., по переписи 2010 г. - 13 834 чел., то в «Ётническом паспорте  раснодарского кра€» на 01. 01. 2012 г. - 24 343 чел. [29].

      ќбращает на себ€ внимание и тот факт, что численность целого р€да этнических групп христианской принадлежности сокращаетс€, а количество и численность этнических групп мусульманской — увеличиваетс€.

        Ётнический паспорт  убани, который упоминалс€ выше, документ безусловно важный, но в таком виде он не про€сн€ет, а упрощает этнокультурную ситуацию в крае. ѕомимо того, что в нем не учитываетс€ структурна€ неоднородность этносов, наличие внутренних подразделений, так называемых, малых этнических групп [30], в паспорте допускаютс€ рискованные обощени€, т. е. указываютс€ не конкретные этносы (аварцы, лезгины, например), а их административно-территориальна€ принадлежность («народы ƒагестана»). ѕомимо этого, непон€тен принцип отбора этносов и включени€ их в документ. Ќапример, в паспорте представлены чеченцы (2 950 чел.), что совершенно правильно, но в нем отсутствуют корейцы (3 952 чел.), ассирийцы (3 440 чел.), узбеки (3 469 чел.) и другие «тыс€чники», активные субъекты межнациональных отношений и этнокультурных процессов в крае.

        Ќа самом деле, в  раснодарском крае не единичными представител€ми, а более менее организованными группами, в т. ч. группами компактного проживани€, представлены этносы и этнические группы шести €зыковых семей: индоевропейской (пор€дка 17 этносов и этнических групп), алтайской (пор€дка 12 единиц), северокавказской (12), уральской (5), картвельской (1), афразийской / семито-хамитской (1).

         Ќе до конца определено системное положение корейского €зыка, относитс€ ли он к алтайским €зыкам или €вл€етс€ изолированным, т. е. не входит ни в одну из €зыковых семей.

        —ледует обратить внимание на еще один важный момент. ≈сть этносы, которые внесены в этнический паспорт кра€ и которые, по идее, и представл€ют его этнокультурный облик. » есть этносы и этнические группы, которые в паспорте не значатс€, но имеют свои национально-культурные или национально-общественные объединени€. Ќаличие таких объединений, на наш взгл€д, €вл€етс€ важным индикатором наличи€ этнического самосознани€, этнокультурной идентичности, и, вместе с тем, наличие или отсутствие объединений может проливать свет на стратегию этноса, этнической группы.

    ѕо разным данным в крае зарегистрировано от 100 [31] до 115 [32] таких объединений разного уровн€. »з них по одному объединению китайскому, арабскому, болгарскому, чувашскому, молдаванскому, таджикскому, башкирскому, чешскому, эстонскому, азербайджанскому, осетинскому, лезгинскому, курдскому, адыго-шапсугскому.

        «арегистрировано по 2-3 объединени€ у русских, украинцев, немцев*, корейцев, грузин, цыган, пол€ков, абхазов, турок-месхетинцев, белорусов. ѕо 4-5 национально-культурных объединений имели адыги, ассирийцы, слав€не, татары, кубанские казаки. ј также в крае зарегистрировано 8 греческих объединений, 9 еврейских, 45 арм€нских. “аким образом, дл€ этнокультурного облика  убани характерна высока€ степень мозаичности. Ёта система не только воспроизводитс€ за счет давно и недавно укоренившихс€ в крае групп, но и усложн€етс€ внешними и внутрироссийскими миграци€ми. ѕо-прежнему в этих процессах велика роль центрально(средне)азиатских республик, «акавказь€. ¬ последнее врем€ повышенную миграционную активность про€вл€ют жители северокавказских национальных республик, в т. ч. ƒагестана.

ѕримечани€

1. —тепанов ё. —.  онстанты. —ловарь русской культуры. ќпыт исследовани€. ћ., 1997. —. 510.

2. —м., например: “ерриториальна€ общность / Ќародонаселение. Ёнциклопедический словарь. –ед. кол.: ј. я.  ваша, √. √. ћеликь€н, ј. ј. “каченко и др. ћ., 1994. —. 525.

3. ѕ—« –оссийской империи. 1860. “. 35. —. 35 421.

4. Ёнциклопедический словарь по истории  убани с древнейших времен до окт€бр€ 1917 года / науч.ред., рук.авт.кол-ва “рехбратов Ѕ. ј.  раснодар, 1997. —. 230.

5. ќсновные административно-территориальные преобразовани€ на  убани (1793 — 1985 гг.) // —ост.: ј. —. јзаренкова, ». ё. Ѕондарь, Ќ. —. ¬ертышева.  раснодар, 1986. —. 8 — 114.

6. — 1991 г. —оветска€ социалистическа€ республика јдыге€, с 1994 г. - –еспублика јдыге€

7.  раснодарскому краю 65 лет. —траницы истории в документах јрхивного фонда  убани / ќтв. сост.: ј. ј. јлексеева, ј. ћ. Ѕел€ев, ». ё. Ѕондарь.  раснодар, 2002. —. 7, 13.

8.  раснодарский край в 1937 — 1941 гг. ƒокументы и материалы / —ост.: ј. ћ. Ѕел€ев, ». ё. Ѕондарь, ¬. ≈. “окарев.  раснодар, 1997. —. 610.

9. ќб этом сложном процессе подробнее см.: Ѕондарь Ќ. ».  убанское казачесвто в контексте проблемы: этнос — пространство — врем€ / Ќ. ». Ѕондарь.  алендарные праздники и обр€ды кубанского казачества.  раснодар, 2012. —. 3-18.

10.  абузан ¬. Ќаселение —еверного  авказа в XIX — ’’ веках. Ётностатистические исследовани€. —ѕб., 1996. “аблица 14. —. 144.

11. “ам же. “аблица 55. —. 189.

12. —борник сведений о  авказе. “. 1. “ифлис, 1971. —. 290-291.

13.  авказский календарь на 1881 год. “ифлис, 1880. —. 22 (и ѕриложение к —. 22).

14.  авказский календарь на 1886 год. “ифлис, 1885. —. 192.

15.  абузан ¬. ”каз. раб. “аблица 66, —. 203-206; “аблица 67, —. 207.

16. Ќаселение –оссии в ’’ веке. »сторические очерки. “. 1. 1900 — 1939 гг. / ќтв. ред. јкадемик –јЌ ё. ј. ѕол€ков. ќтв.ред. I тома — д.и.н. ¬. Ѕ. ∆иромска€. ћ., 2000. —. 134, 277, 331 и др.

17. Ќаселение –оссии в ’’ веке. »сторические очерки. “.2. 1940 — 1959 гг. ћ., 2001. —. 166 и др.

18. »сторическа€ пам€ть населени€ юга –оссии о голоде 1932 — 1933 гг. / Ќауч.ред., сост. Ќ. ». Ѕондарь, ќ. ¬. ћатвеев.  раснодар, 2009.

19. –акачев ¬. Ќ., –акачева я. ¬.  раснодарский край: этносоциальные и этнодемографические процессы (втора€ половина 1980-х — начало 2000-х гг.) / ќтв.ред. проф. ¬. ». „ерный.  раснодар, 2003. —. 36-38.

20.  абузан ¬. ”каз. раб. “аблица 68. —. 209.

21. “ам же. “аблица 69. —. 210.

22. –акачев ¬. Ќ., –акачева я. ¬. Ќародонаселение  убани в ’’ веке. »сторико-демографическое исследование. “. 2. 1930 — 1950-е гг.  раснодар, 2007. “аблица 44. —. 227.

23.  абузан ¬. ”каз. раб. “аблица. 71. —. 212.

24. Ќациональный состав населени€  раснодарского кра€ по данным ¬сесоюзной переписи населени€ на 12 €нвар€ 1989 года.  раснодар, 1990. “аблица 5, —. 38; “аблица 7, —. 56 — 57.

25. “ам же. —. 6.

26. »тоги ¬сероссийской переписи населени€ 2002 года по  раснодарскому краю в 13 т. “. 4.  раснодар, 2005. —. 7-12.

27. “ам же.

28. http: ru. Wikipedia.org/wiki/ Ќаселение  раснодарского кра€.

29. —айт администрации  раснодарского кра€: www.krasnodar.ru/content1591/show/47972/

30. ѕо этой проблеме, в частности, применительно к  убани см.: Ѕондарь Ќ. ». ћалые этнические и этнографические группы: к проблеме пон€ти€ и типологии // ћалые этнические и этнографические группы. »сторическа€ этнографи€ / ќтв.ред. ¬. ј.  озьмин. ¬ып. 3. —ѕб., 2008. —. 96 — 109.

31. –акачев ¬. Ќ., –акачева я. ¬.  раснодарский край... —. 229-237.

32.  убань многонациональна€. Ётнографический словарь-справочник. –ед.колл: ћ.  . јхеджак, ё. ј. Ѕурлачко, ѕ. ј. Ћыков и др.  раснодар, 2007. —. 222-234.

 

 

 

 

ржатс€ в  северокавказское (адыги) и ирано€зычное население (осетины, таты), но и тюрко€зычное (карачаевцы и пр.),. ритори€, этнос, культура жестко детерминированы. ѕричем территории в этой триаде принадлежит во многом определ€юща€ роль, т.

 

*    ѕо другим источникам зарегистрировано 6 немецких общественных объединений.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.