Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Научная деятельность

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

 

Белоусов С. С., г. Элиста

ТРАНСФОРМАЦИЯ  ЭТНИЧЕСКОЙ  СТРУКТУРЫ  РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ В 1990 – 2010 ГГ.

Современная этническая структура населения Республики Калмыкия в основных своих чертах сформировалась  в конце 1950-х – 1970-е гг.  На её становление огромное влияние оказали демографический и особенно миграционный факторы. Это было время массовых перемещений населения, вызванных, с одной стороны, возвращением из ссылки калмыков, с другой стороны – массовыми миграциями в республику представителей восточнославянских, северокавказских и иных этносов с целью восстановления экономической, социально-политической и культурной инфраструктур Калмыцкой АССР. Положительная динамика роста населения обеспечивалась также сохранением у наиболее крупных этносов традиционного типа воспроизводства населения. В результате с 1959 по 1989 гг. численность жителей КАССР увеличилась со 184,9 тыс. до 322,6 тыс. человек [1].

Для Калмыкии постсоветского периода характерна тенденция сокращения численности населения, которое с 1992 по 2010 гг. уменьшилось с 325524 до 289481  тысяч человек [2]. Определяющее воздействие на общее сокращение численности населения Республики Калмыкии оказали процессы снижения численности крупных этнических групп: русской, даргинской, чеченской, немецкой и украинской.

Среди многочисленных народов Республики Калмыкия в постсоветский период увеличили свою численность только калмыки – со 146316 человек  в  1989 г.  до 162740 человек в 2010 г.; соответственно за этот период выросло и их представительство в этнической структуре населения – с  45,4 % до 56,2 %. в 2010 г. [3].

В 2010 г. калмыки составляли более 50% населения в 8 из 13 районов республики, в г. Элисте, в одном районе они являются большинством. Для сравнения укажем, что в 1989 г. более половины населения калмыки составляли в 6 районах, а в трёх районах и в г.Элисте они являлись доминирующей по численности этнической группой. Этот и другие  факты свидетельствует о положительной динамике воспроизводства калмыцкого населения, несмотря на то, что его демографический прирост в 1990 – 2010-е  гг по сравнению с 1970 – 1980-ми гг. уменьшился более чем в два раза и в последние 10 лет усилился миграционный отток за пределы республики.

Для внутренних миграций калмыцкого населения в постсоветский период характерен его отток из сельской местности в г. Элисту. Интенсивные миграции калмыцкого населения из сельской местности в столицу республики и в соседний с ней Целинный район привели к образованию там многочисленных анклавов, в которых сосредоточено почти половина калмыцкого населения республики. Так, в 2008 г. в г. Элисте проживало 43,3% калмыков республики, а вместе с калмыцким населением прилегающих к городу населённых пунктов Целинного района эта цифра будет больше – 49,9% . Продолжение процесса концентрации населения республики в г. Элисте неизбежно приведёт к обезлюдению больших территорий и сосредоточению политической, экономической и культурной жизни республики в одном районе, что может привести к отрицательным последствиям.

Вторым по численности народом Калмыкии продолжают оставаться русские, численность которых на протяжении трёх последних десятилетий стабильно снижается. Большинство современных русских республики являются потомками государственных крестьян, переселившихся на калмыцкие земли Астраханской и Ставропольской губерний в середине XIX – начале XX вв. из Воронежской, Харьковской, Екатеринославской, Таврической, Тамбовской губерний. В советский период истории численность русских в значительной степени возрастала за счёт притока специалистов народного хозяйства и управленцев из различных регионов РСФСР.  К началу 1970-х гг. процесс восстановления Калмыцкой АССР в основном завершился, к этому времени в целом была решена и проблема подготовки кадров из числа местного населения. Уменьшение потребности в кадрах извне привело к сокращению миграционного притока в Калмыкию. В 1970-е гг. миграционный поток русского населения в Калмыкию постепенно иссякает и лишь немногим превышает число покинувших её, а в 1980-е гг. он уже не покрывает миграционного оттока.

В последнее десятилетие существования СССР у русского населения Калмыкии значительно ухудшились также демографические показатели, сигнализирующие о надвигавшемся демографическом кризисе. В результате с конца 1970-х гг. началось сокращение численности русского населения: с 1979 по 1989 гг. русское население Калмыкии уменьшилось с 125510 до 121531 человек [4].

В постсоветский период темпы сокращения численности русского населения резко возросли. Так, если за период между переписями 1979 и 1989 гг. русское население сократилось на 3979 человек, то с 1989 по 2002 гг. – на 23416 человек, с 2002 по 2010  гг. оно уменьшилось ещё на 12398 человек. В итоге за период с 1989 по 2010 гг. русское население сократилось почти на треть. Это привело к уменьшению его доли в этнической структуре населения республики: с 37,7 % в 1989 г. до 29,6 % в 2010 г.

Причины столь быстрого падения численности русских кроются в их массовой миграции за пределы республики и в неблагополучной демографической ситуации. Главным фактором, влияющим на динамику численности русских в Калмыкии, является миграционный. Темпы оттока резко возросли после начала общероссийских реформ, которые в Калмыкии привели к закрытию многих предприятий и учреждений, где русские составляли преобладающую или значительную часть работников. Некоторые исследователи помимо социально-экономических причин миграций русских называют также «этнокультурные причины и отсутствие перспектив» [5]. С 1990 по 2007 гг. русское население в результате миграций потеряло 20885 человек.

Быстрые темпы депопуляции русского населения  обусловлены также демографическим кризисом. С 1995 г. смертность у русских превышает рождаемость, при этом наблюдается тенденция к увеличению разрыва между ними в пользу первой. В 1995 – 1999 гг. ежегодное превышение смертности над рождаемостью колебалось в пределах от 117 до 242 человек, в 2000 – 2008 гг. оно варьировалось уже в пределах от 338 до 829 человек [6], в итоге демографические потери с 1995 по 2005 гг. составили 4272 человек.

Несмотря на то, что депопуляция русских идёт нарастающими темпами, они всё ещё продолжают оставаться вторым по численности этносом в Республике Калмыкия. Перепись 2010 г. зафиксировала в республике 85717 представителей русского этноса, при этом русские по-прежнему составляют более половины населения в Городовиковском, Приютненском, Сарпинском и Яшалтинском районах, значительные их группы также компактно проживают в г. Элисте, в Лаганском, Малодербетовском и Целинном районах. Перечисленные районы являются местами традиционного проживания русского населения, которое сложилось ещё в середине XIX в.

Более быстрыми темпами депопуляция происходит в украинской и белорусской этнических группах. На динамике их численность сказываются не только миграционный и демографические факторы, но и ассимиляционный. С 1989 по 2010 гг. численность украинцев в Республике Калмыкия уменьшилась с 4069 до 1531 человек, а белорусов за этот же период – с 1134 до 596 человек. Есть все основания полагать, что процессы депопуляции у названных этнических групп приняли необратимый характер и что в обозримом будущем они прекратят своё существование.

В 1960 –1980-е гг. в Калмыкии в результате массовых трудовых миграций в животноводческую отрасль появились значительные по численности анклавы народов из республик Северного Кавказа. По Всесоюзной переписи 1989 г в республике проживали представители 17 северокавказских народов, насчитывавших 29030 человек. Они составляли 9% населения республики, а даргинцы и чеченцы по численности занимали третью и четвёртую строчки в списке народов Калмыкии. Кризис в животноводстве, где преимущественно были задействованы представители северокавказских народов, а также усиление в 90-е годы антикавказских настроений у местного населения заставили многих из них вернуться на свою историческую родину.  В результате их численность сократилась к 2010 г. до 15500 человек, а удельный вес в населении республики   упал до 5,3%.

Из народов Северного Кавказа наиболее многочисленными являются даргинцы, чеченцы и аварцы.  Численность даргинцев между переписями населения 1989 и 2002 гг. сократилась с 12878 [7] до 7295 человек, однако затем она стабилизировалась и  к 2010 г. даже немного  увеличилась – до 7590 человек (2,6 % населения) [8].

Несмотря на снижение численности, даргинцы продолжают оставаться третьей по численности этнической группой в Калмыкии и компактно проживают в её восточной части: в Ики-Бурульском, Черноземельском и Яшкульском районах, заметную часть населения даргинцы составляют также в Целинном, Приютненском и в Сарпинском районах.

Чеченское население преимущественно сосредоточено в восточных и западных частях республики. Наиболее крупные их диаспоры проживают в Черноземельском, Яшкульском, Сарпинском, Целинном, Приютненском, Яшалтинском районах и в г. Элисте. С началом боевых действий в декабре 1994 г. из Чечни в Калмыкию хлынул поток беженцев, большинство из которых разместились у своих родственников на фермах и животноводческих стоянках. По мере завершения активной фазы военных действий в Чечне беженцы начали возвращаться на свою родину и количество чеченцев пошло на убыль. По данным переписей населения 1989 и 2010 гг. численность чеченцев в Калмыкии уменьшилась  с 8329 [9] до 3343 человек [10], однако некоторые эксперты подвергают сомнениям данные цифры, считая их, как и по народам Дагестана, заниженными. Официальная статистика свидетельствует о снижении доли чеченцев в этнической структуре населения Республики Калмыкия в постсоветский период.: с 2,7 % в 1989 г. до 1, 2 % в 2010 г. В результате чеченцы по численности переместились с 4 на 6 место.

В Калмыкии проживают народы тюркского происхождения: казахи, азербайджанцы, кумыки, татары, туркмены, ногайцы и другие. Большинство из тюркских народов малочисленны, за исключением казахов и турок-месхетинцев.

 Казахи являются четвёртой по численности этнической группой в Республике Калмыкии. За период с 1989 по 2010 гг. их численность сократилась с 6277 [11] до 4948 человек [12].  Главной причиной уменьшения численности казахского населения является его миграция за пределы республики, которая особенно усилилась с началом реформ 1990-х гг. Однако процесс сокращения численности казахского населения замедляется естественным приростом, который сохраняет положительные показатели.

Казахи проживают практически во всех районах республики, но основная их масса сосредоточена в приграничных  с Астраханской областью районах (Юстинском, Лаганском и Яшкульском)  и в г. Элисте.

В 1989 г. в Калмыкии появилась новая этническая тюркская группа – турки-месхетинцы. Это были беженцы из Узбекистана, которых в количестве 1270 человек компактно расселили в Городовиковском и Яшалтинском районах. За счёт высокой рождаемости и прибытия новых групп их численность возросла к 2010 г. до 3675 человек. В этнической структуре Республики Калмыкия они занимают 5-е место, а   в Яшалтинском районе по численности они вышли на второе после русских место.

Благодаря стабильному приросту населения у турок-месхетинцев общая численность тюркских народов в период с 1989 по 2010 гг. в Калмыкии увеличилась с 10714 до 11881 человек, соответственно  вырос и их удельный вес в этнической структуре – с 3,3 % до 4, 1 %.

В постсоветский период произошло резкое снижение численности компактно проживающего в Городовиковском и Яшалтинском районах немецкого населения. Массовая его эмиграция в Германию привела к тому, что в период между 1989 и 2010 гг.  численность немцев сократилась с 5586 до 1071 человек, т. е. более чем в 5, 5 раз

Завершая краткий обзор динамики этнической структуры Калмыкии за последние 20 лет следует признать, что она кардинально не изменилась. Вместе с тем в ней наметились тенденции, способные в будущем серьёзно  повлиять на этнокультурную ситуацию в республике. На рубеже 1980 –1990-х гг. начался процесс депопуляции населения и сокращение  численности большинства, в том числе и крупных, за исключением калмыцкой, этнических групп и снижение их доли в общей структуре населения республики. Эта тенденция, очевидно, будет иметь долгосрочный характер, и определять развитие этнических процессов во втором десятилетии текущего столетия.

Возрастание численности титульного народа Калмыкии на фоне снижения его у остальных крупных народов свидетельствует об эволюции республики из полинационального субъекта Российской Федерации в мононациональный. Говоря об увеличении численности калмыцкого населения и повышения его удельного веса в структуре населения республики, в то же время необходимо отметить, что в 1990-е годы наблюдался массовый отток титульного населения практически из всех районов республики в г. Элисту и в окружающий её Целинный район. Уже сейчас здесь сформировался мощный поселенческий анклав, где сосредоточено около половины калмыцкого населения республики. Продолжение данного процесса неизбежно приведёт к депопуляции огромных территорий и сосредоточению политической, экономической и культурной жизни республики в одном районе, что может привести к нежелательным в будущем последствиям.

Тревогу вызывает стремительное сокращение славянского населения республики, которое ещё в недавнем прошлом по численности немного уступало калмыцкому. Массовый отток русских, украинцев и белорусов за пределы республики, демографический кризис поставили эти этнические группы на грань исчезновения, при этом у украинцев и белорусов ситуация, по-видимому, приняла уже необратимый характер. Чтобы преодолеть депопуляцию русского населения Республики Калмыкии необходимо разработать и реализовать на практике целый комплекс взаимосвязанных мер различного характера, что под силу только федеральной власти. Будущее русского населения  Калмыкии полностью зависит от политической воли федеральных властей и грамотных управленческих решений.

В 1990-е гг. в Калмыкии вследствие миграций значительно уменьшилась численность народов Северного Кавказа, однако, в первые годы XXI столетия положение постепенно начало выправляться, о чём свидетельствуют факты существенного замедления сокращения их численности (за исключением чеченцев) между переписями населения 2002 и 2010 гг., а у некоторых северокавказских этнических групп (даргинцы и аварцы) даже небольшого прироста населения. Если данная тенденция сохранится, то, учитывая положительный естественный прирост у большинства северокавказских этнических групп, можно ожидать во втором десятилетии XXI в. роста численности народов Северного Кавказа.

В 1990 – 2000-е гг. в этнической структуре Республики Калмыкия усилилось представительство тюркских народов, при этом решающую роль в этом процессе сыграл быстрый рост численности турок-месхетинцев. Появившись впервые на территории Калмыкии в 1989 г., этот народ за двадцать лет увеличил свою численность настолько, что стал пятой по численности этнической группой.

Наметившиеся на рубеже двух веков серьёзные перемены в этническом составе населения Калмыкии могут иметь далеко идущие последствия. Дело в том, что на протяжении многих десятилетий межнациональные отношения в республике определяли две примерно равные по численности этнические группы – русская и калмыцкая. Сохраняющиеся высокие темпы депопуляции русских уже в обозримом будущем могут привести к тому, что народы Северного Кавказа опередят их по численности, что отразится на межнациональных отношениях. Между тем факты свидетельствуют, что массовая миграция на территорию Калмыкии представителей народов Северного Кавказа 1960 – 1980-е гг. в постсоветский период обернулась ухудшением межнациональных отношений. По подсчётам автора этих строк за период между 1989 и 2009 гг. на территории Калмыкии произошло 63 локальных межнациональных конфликтов. Это только выявленные конфликты, в действительность их могло быть больше.

Большинство этнических конфликтов в Калмыкии произошли между северокавказским и калмыцким населением, в меньшей степени в них участвовали русские. Так, калмыцкое население участвовало в 57 конфликтах, чеченское - в 25, даргинское - в 12, русское - в 11, аварское - в 2, ингушское, осетинское - в 1. Этническое противостояние в большинстве случаев происходило между калмыцким и северокавказским населением (52 конфликта), столкновения между русским и северокавказским  населением имело место в 6 случаях, между калмыками и русскими – в 4, между северокавказскими народами - в 1 случае.

Усиление межнациональной напряжённости в последние двадцать лет в Республике Калмыкия во многом было обусловлено не только социально-экономическими и политическими факторами, но и высокими темпами предшествующих миграций северокавказских народов, по своей ментальности и степени интегрированности в российское социокультурное пространство сильно отличающихся от местного русского и калмыцкого населения. Дальнейшее продолжение процесса изменения этнокультурного облика населения Калмыкии  создаёт реальную угрозу для её безопасности и безопасности России на южных рубежах.

Примечания

1. Национальный состав и языки народов Калмыцкой ССР. Демографическая, культурная и социально-экономическая характеристика отдельных национальностей. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Ч. II. Элиста, 1991.  С. 4.

2.Перепись населения РФ 2010 г. : Республика Калмыкия. URL http: //kalmykia.kavkaz-uzel.ru/articles/220767/

3 Там же.

4.  Национальный состав и языки …….. 1991. Ч.II. С.5.

5. Социальный атлас российских регионов. Республика Калмыкия URL http://atlas.socpol.ru/portraits/kalm.shtml

6. Таблицы А03 «Родившиеся и умершие по национальности за 1992-2005 г. Республика Калмыкия // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия.

7.  Национальный состав и языки …….. 1991. Ч.II. С.5.

8. Перепись населения ……

9.  Национальный состав и языки …….. 1991. Ч.II. С.5.

10. Перепись населения ……

11 Национальный состав и языки …….. 1991. Ч.II. С.5.

12. Перепись населения ……

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»


Кубанский казачий ансамбль «Кумовья»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.