ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

√имбатова ћ.Ѕ., г. ћахачкала

“ё– ќя«џ„Ќџ≈ Ќј–ќƒџ ƒј√≈—“јЌј: “≈––»“ќ–»я –ј——≈Ћ≈Ќ»я [1]

“юрко€зычными народами ƒагестана €вл€ютс€ кумыки, ногайцы, дагестанские    азербайджанцы и дагестанские терекеменцы, которые говор€т на €зыках, относ€щихс€ к кыпчакской (кумыкский, ногайский) и огузской (азербайджанский и терекеменский) подгруппам тюркской группы алтайской €зыковой семьи.

“ерритори€ расселени€ тюрко€зычных народов ƒагестана простираетс€ от Ќогайской степи на севере до южных границ ѕриморской низменности. »здревле тюрко€зычные народы соседствовали с нижнетерскими казаками, чеченцами, аварцами, даргинцами и с народами лезгинской группы.

ќдним из самых многочисленных коренных тюрко€зычных народностей ƒагестана €вл€ютс€ кумыки (самоназвание – къумукълар). ќни издавна насел€ют равнины и частично предгорь€ ƒагестана.

      ќбща€ численность кумыков в –оссийской ‘едерации согласно переписи 2010 года составл€ет 503 тыс€чи человек, из них в ƒагестане – 431 736, в —еверной ќсетии – 16 092, в ’анты-мансийском автономном округе – 13 849, в “юменской области – 18 668, в ямало-ненецком автономном округе – 4 466, в „ечне – 12 221, в —тавропольском крае – 5 639, в јстраханской области – 1 558, в –остовской области – 1 511, в ћоскве – 2 351 [2].

ќсновна€ часть кумыков проживает в восьми районах ƒагестана: Ѕабаюртовском, ’асавюртовском,  умторкалинском,  изилюртовском, Ѕуйнакском,  арабудахкентском,  а€кентском, в северной части  айтагского района, а также в городах ћахачкале,  изл€ре, ’асавюрте, Ѕуйнакске,  аспийске, »збербаше, ƒербенте, ƒагестанские ќгни, в поселке ћамедкала.

      ¬ —еверной ќсетии кумыки компактно проживают в ћоздокском районе сс.  изл€р и ѕредгорное, в „ечне – в сс. ¬иноградное (Ѕамматюрт) и Ѕрагуны (Ѕорагъанюрт), в »нгушетии – в районе ћалгобека.

∆ивут кумыки и в крупных городах –оссии – в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, ”ль€новске,  азани. ѕредставителей кумыкского народа можно встретить и в ”збекистане,  иргизии, “уркмении, √рузии, јзербайджане, ”краине [3].

      ѕосле  авказской войны и известного восстани€ 1877 года часть кумыкского народа переселилась за рубеж и обосновалась в “урции, —ирии, ≈гипте и в других странах мусульманского ¬остока. “ак, в “урции по неполным подсчетам живет свыше 100 тыс. человек, которые горд€тс€ своим тюркско-кавказским происхождением [4], проживают они в нескольких регионах: в вила€тах Ѕурса, —ивас, “оккат, „анаккала, в 21 населенном пункте – јнкаре, »змире, —тамбуле, ялаве,  онье,  айсаре, “рабзоне и др. [5].

¬ —ирии кумыки основали селени€, которым дали названи€ родных сел: ƒженгутай,  арабудахкент,  остек, ”тамыш, Ѕабаюрт, ƒоргели.  умыков можно встретить в —аудовской јравии, јмерике,  анаде, ѕольше и других странах [6].

јнтропологически кумыки относ€тс€ к кавкасионскому типу с примесью каспийского типа. »споведуют кумыки ислам суннитского толка.

     умыки дел€тс€ на три основные группы: северные или терские (засулакские) кумыки, центральные или буйнакские и южные или ка€кентские кумыки.

—еверные кумыки насел€ют “ерско-—улакскую низменность, именуемую до недавнего прошлого  умыкской равниной. »х называли тащгечив къумукълар (тащгечив – каменный брод) или ари€кълар (потусторонние).

÷ентральные кумыки занимали территорию от г. “емирхан-Ўура (ныне г. Ѕуйнакск) на севере до ћалого Ѕойнака (ныне  аранай аул) на юге. ќни были известны в прошлом под названием шамхальских кумыков; до 1867 г. они входили в “арковское шамхальство, а позднее в “емир-’ан-Ўуринский округ.

       ёжные кумыки занимали предгорную полосу и входили вместе с даргинцами и кайтагами в кайтагское уцмийство, а позднее в  айтаго-“абасаранский округ. ќни были известны под именем хайдакъ къумукълар (кайтагские кумыки).

ќдновременно существовали и более мелкие территориальные названи€: маджалис къумукълар – маджалисские кумыки – по названию окружного центра, къа€гент къумукълар – ка€кентские кумыки, ногъай къумукълар – ногайские кумыки и др. [7].

 умыкский €зык делитс€ на р€д диалектов – буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский.

Ќа юге ƒагестана кумыки соседствуют с азербайджанцами (азерб. az?rbaycanl?lar, az?ril?r, az?rbaycan/az?ri türkl?ri) – одним из крупных народов  авказа. јнтропологически большинство азербайджанцев относитс€ к каспийскому типу европеоидной расы. Ѕольшинство азербайджанцев исповедуют ислам шиитского толка [8]. 

¬ –оссии по переписи 2002 года насчитывалось 621 840 азербайджанцев.    ¬ –оссии азербайджанцы традиционно проживают в ёжном ƒагестане, где их численность по данным переписи 2010 года составл€ет 130,9 тыс. человек. ¬ насто€щее врем€ большинство дагестанских азербайджанцев проживает в ƒербентском районе (55,7 %), а также в “абасаранском (18 %), –утульском (4 %) и  изл€рском (3 %, сЄла Ѕольшебредихинское и ѕерсидское) районах [9].

ƒагестанские азербайджанцы живут также в городах ћахачкала, ’асавюрт, Ѕуйнакск,  изл€р. ¬ насто€щее врем€ азербайджанское население имеетс€ практически во всех регионах –оссии, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, €вл€ютс€ азербайджанские общины в ƒагестане, ћоскве, ћосковской, –остовской, —аратовской,  —вердловской и —амарской област€х,  расно€рском и —тавропольском крае и т.д.

¬ыдел€ютс€ субэтнические группы азербайджанцев: айрумы, афшары, карапанахи, падары, шахсевены, терекеменцы и др. »з перечисленных групп на территории ƒагестана проживают терекеменцы. √овор€т они на особом диалекте азербайджанского €зыка. »споведуют дагестанские терекеменцы ислам суннитского толка.

 ѕо мнению исследователей «дагестанские терекеменцы в своей основе представл€ют собой часть бывших туркменских племенных групп, ассимилированных еще до XV века, а может быть и позже, азербайджанским (ширванским) населением, но по традиции очень долго сохран€вших свои племенные и этнические названи€, в частности туркмен, отсюда терекеме или теракеме (арабизированное множественное число о «туркмен» – туркмен» [10]. ѕо данным известного азербайджанского историка јббас- ули Ѕакиханова, терекеменцы, переселившись из јзербайджана в ёжный ƒагестан в XVI веке, обосновались во владении кайтагского уцми€ —ултан-јхмеда.

“ерритори€, занимаема€ дагестанскими терекеменцами и именуема€ “ерекеме, или “ерекеменский участок, находилась в приморском ƒагестане, в северной части ƒербентского района, где некогда насчитывалось 13 терекеменских поселений. —егодн€ же основна€ масса дагестанских терекеменцев проживает компактно в 10 селени€х ƒербентского района: Ѕерикей, ƒжемикент, ¬еликент, ѕадар, ћамедкала, —алик,  арадоглы, ”ллутеркеме, “атл€р и ƒеличобан.  

»счезнувшими считаютс€ ћехражкент, который был расположен на границе с  айтагским районом, Ўебедекент, находившийс€ севернее “атл€ра и Ўахбазкент – ниже —алика. “ак, о существовании Ўебедекента сохранилось следующее:

     Ѕерикей ƒаразарат,                       Ѕерикей из ƒаразарата,

     ƒжемикент – овчи,                        ƒжемикент – место охоты,

    Ўебеде – мещечи,                           Ўебеде – гуща леса,

    “атл€р – к€нтл€рин пучи.              “атл€р – скверное село [11].

      

„асть дагестанских терекеменцев, этнически сливша€с€ с кумыками, живет в —еверном ƒагестане, в частности, в ’асавюртовском районе (с. “емираул и квартал “ерекемеаул в с.  остек) и  изилюртовском районе (с. „онтаул). Ќебольша€ часть терекеменцев проживает также в городах республики ƒагестан – ƒербенте, ƒагестанские ќгни, ћахачкале [12].

—амыми ближайшими сосед€ми кумыков на севере €вл€ютс€ ногайцы.        Ќогайцы – один из тюрко€зычных народов, издревле насел€ющих нашу страну. —амоназвание ногайцев – «ногай» (ногайлар). ѕод этим этническим названием ногайцы еще в XIV–XV вв. были известны народам —еверного  авказа, Ќижнего ѕоволжь€ и  рыма. Ќогайцы подраздел€ют друг друга на группы, названи€ которых подчас совпадают с названием территории их проживани€. “ак, ногайцев, живущих на р.  убани, называют «къобан ногайлар» – кубанскими ногайцами, ногайцев, живущих на р.  ума – кумскими ногайцами – «куьми ногайлар», «Ѕестав (п€ть гор – с ногайского) ногайлар» – ногайцев, живущих на ѕ€тигорье, – бештовскими ногайцами. “акже ногайцы дел€тс€ на крымских ногайцев – « рым ногайлар», волжских или астраханских ногайцев – «Ёдиль (старое тюркское название р. ¬олги) ногайлар» или «астрахан ногайлар», ембойлуковцев – «ембойлуклар», «етишкуьллер» – етишкульцев, етисанцев – «етисанлар», караногайцев – «тюмен ногай»,  тарковских –  «таргъу», аксайских – «€хсай», костековских –  «костек» ногайцев (дагестанские ногайцы).

¬ –оссийской ‘едерации, по переписи 2010г., насчитывалось 103,7 тыс. ногайцев. Ѕольшинство их проживает на —еверном  авказе, в том числе в ƒагестане – 40 407  человек, в „ечне – 3 444,  в —тавропольском крае – 22 006, в  арачаево-„еркесии – 15 654, в јстраханской области – 7 589 [13]. ќтмечены компактные группы проживани€ ногайцев в —ибири.

¬ ближнем зарубежье ногайцы проживают в Ѕелоруссии и Ћитве, в дальнем – в “урции, –умынии, ѕольше [14]. “ак, например, в –умынии ногайцев насчитываетс€ около 30 тыс. человек, в Ѕолгарии – около 5 тыс. ¬ “урции ногайцев насчитываетс€, по разным оценкам, от нескольких дес€тков до нескольких сотен тыс€ч.  омпактно ногайцы живут здесь в основном в окрестност€х города  онь€. ¬ключа€ отуреченных ногайцев, их обща€ численность может составл€ть 1 млн. человек [15].

ќдним из основных путей распространени€ ногайского этноса за пределы бывшей –оссийской империи было широкоизвестное «мухаджирство», ориентировавшее переселенцев на страны мусульманского ¬остока. ќднако еще раньше, начина€ с эпохи расцвета ¬еликого кн€жества Ћитовского в период позднего средневековь€, ногайцы проникали и в европейские страны, где составили группу западных ногайцев, или «литовских татар» внутри шл€хетского сословь€.   1939 г. ногайцы «ападной Ѕелоруссии, ѕольши, Ћитвы были объединены в 19 религиозных общин, имели 17 мечетей, музей, архив, издавали журналы. ¬ годы сталинских репрессий многие их этих ногайцев бежали в ѕольшу, страны «ападной ≈вропы, затем в јмерику, јвстралию. ¬ насто€щее врем€ ногайцев в Ѕелоруссии, например, насчитываетс€, по разным источникам, от 10 до 15 тыс€ч человек [16].

 ¬ современной –оссии ногайцы проживают как в сельской местности, так и в городах. Ќогайцы живут в городах ћахачкале, √розном, „еркесске, —таврополе,  изл€ре, Ќефтекумске, ѕ€тигорске, ћинеральные ¬оды, ¬ладикавказе, “юмени, якутске, ”ренгое.

¬ 1929 г. в ƒагестане был образован Ќогайский район. ќн включает в себ€ “ерекли-ћектеб (районный центр) и аулы Ѕатыр-ћурза, Ѕажиган, Ѕоранчи,  арагас,  арасув,  умли,  унбатар, им. Ћенина, Ќариман, “аьтли Ѕулак (быв. им.  алинина), —улу-“юбе, ќрта-“юбе, ”йсалган, „ервленые Ѕуруны (племзавод), Ёдигеаул (быв. янъгыаул).

ѕомимо Ќогайского района, ногайцы живут в Ѕабаюртовском (с. Ѕабаюрт, “амаза-“юбе, Ќова€  оса, √еметюбе, ћужукай, Ћюксембург, ’амаматюрт),  изл€рском (с. Ќово-¬ладимировка,  райновка, ћакараул, —ангиши, ќгузер, ”рицкого, Ќовокресть€новка (ямантенаул), –ассвет, „ерн€евка, —тепной), “арумовском (с. “арумовка, ј. Ќевска€, Ќовогеоргиевск, ¬ыше-“аловка, Ќово-ƒмитриевка) районах, а  также в поселке  √лавсулак  ировского района г. ћахачкалы.

 ¬ —тавропольском крае ногайцы проживают в Ќефтекумском районе в аулах јбрам-“юбе, јртезиан-ћангыт, јчикулак, Ѕейсей, Ѕи€ш, »ль€с- ишлау,  ара-“юбе,  а€сула, Ќукус-јртезиан, ћахмуд-ћектеб, “укуй-ћектеб, ямангой. ¬ —тепновском районе того же —тавропольского кра€ они насел€ют аулы џргаклы, —тепное; в ћинераловодском районе – аул  англы, в  очубеевском районе – аул  арамурзинский, частично селение  Ѕалахоновское, в райцентре.

¬ „еченской –еспублике ногайцы проживают в основном в Ўелковском районе (сс. —ары-—у, ¬оскресенское, ћирный,  аршыга-аул, 6-й совхоз,  оби,  расный ”дарник, „ервленна€, —тарогладовка,  урдюковска€,  аргалинска€, √ребенска€, ƒубовска€, райцентр Ўелковска€).

ѕроживают ногайцы и в јстраханской области: в ауле Ћапас (’арабалинского района), в аулах —еитовка, јйсапай,  о€ылы, Ћанчык, ’ожетай, ƒжанай, ясын-—оккан, Ѕел€чное, …одшалык, ћалый јрал ( расно€рского района), в пригороде областного центра и в поселках  иркиле и —вободное [17]. ¬ јстрахани этих ногайцев называют карагашами. ¬ ¬олодарском районе јстраханской области и в основном в селе “улугановка проживают кундровские ногайцы [18].  роме того, под јстраханью живет также этническа€ группа ногайского происхождени€ с татарским самоназванием – юртовцы [19].

Ќа —еверном  авказе ногайцы проживают в Ќогайском районе (быв. јдыге-’абльский)  арачаево-„еркесии: јдыге-’абль (районный центр), јдиль-’алк, »кон-’алк,  обан-’алк,  ызыл-“огай, Ёркин-ёрт, Ёркин-’алк,  ызыл-ёрт (’абезского района), в ауле »льичевском (ѕрикубанского района), в поселке ћосковском (”сть-ƒжегутинского района), в городах „еркесске и  арачаевске.

„асть ногайцев обосновалась в  алмыкии – это ногайцы – утары  аспийского района. ѕотомки ногайцев – нагайбаки проживают и в Ќагайбакском районе „ел€бинской области.

¬ свете антропологической характеристики ногайцев необходимо отметить, что ногайцы расово неоднородны. Ќогайцы принадлежат к южносибирской (туранской) переходной расе (промежуточной между европеоидной и монголоидной расами). ѕри этом некоторые группы ногайцев вследствие сильного смешени€ с местными кавказскими народами включают в себ€ и чисто европеоидные типы (кубанские и кумские ногайцы) [20].

Ќогайский €зык, как мы уже отмечали, относитс€ к кипчакской группе тюркских €зыков, внутри которой вместе с каракалпакским и казахским образует кипчакско-ногайскую подгруппу [21]. —егодн€ выдел€ютс€ два основных диалекта: караногайский и кубанский, а также говоры ачикулакских и астраханских ногайцев [22].

“аким образом, тюрко€зычные народы, €вл€€сь коренными народами, издревле насел€ют равнинную часть ƒагестана от северных до южных границ. ѕравда, в последнее врем€ этнокультурный облик равнинной зоны ƒагестана сильно изменилс€ из-за посто€нных миграционных процессов, происход€щих внутри ƒагестана. ∆ители горных районов республики пересел€ютс€ на равнину, по€вл€ютс€ новые поселки и селени€, за счет переселенцев растет и городское население. ¬се это привело к запустению горной части ƒагестана и к определенному дисбалансу между горами и равниной. ƒл€ изменени€ сложившейс€ ситуации руководство республики ƒагестан запустило в действие ѕрограмму «√оры», котора€ призвана возродить жизнь в горах и обеспечить возвращение горцев. 

ѕримечани€

  1. »сследование выполнено по ѕрограмме фундаментальных исследований ѕрезидиума –јЌ, проект – «“радиционные обычаи и обр€ды народов ƒагестана в советский период»
  2. www/wikipedia.org/wiki/ умыки (дата обращени€: 6.03.2013).
  3. √аджиева —.Ў.  умыки: историческое прошлое, культура.  н. 1. ћахачкала, 2000. —. 9.
  4. јлиев  .ћ.  умыкские общины за рубежом: истори€ и современность // ¬озрождение. ћахачкала, 1999. є 5. —. 39.
  5. √аджиева —.Ў. ”каз. соч. —. 9.
  6. “ам же.
  7. јлимова Ѕ.ћ. ѕища и культура питани€ тюрко€зычных народов ƒагестана в XIX – начале ’’ в. ћахачкала, 2005. —. 15-16.
  8. ћатериалы из ¬икипедии (јзербайджанцы) – свободной энциклопедии (дата обращени€ 6.03.2013 г.)
  9. “ам же.
  10. √аджиева —.Ў., √ольдштейн ј.‘. ∆илище дагестанских терекеменцев. XIX – нач. ’’ в. // ƒагестанский этнографический сборник. ¬ып. 1. ћахачкала, 1974. —. 45.
  11. ѕћј. «аписано у  улиева ј.я. 1957 г.р. с. ¬еликент ƒербентского р-на –ƒ.
  12. јлимова Ѕ.ћ. ѕища и культура питани€ тюрко€зычных народов ƒагестана в XIX – начале ’’ в. ћахачкала, 2005. —. 19.
  13. ћатериалы из ¬икипедии (Ќогайцы) – свободной энциклопедии (дата обращени€ 6.03.2013 г.).
  14. Ќароды  авказа. ћ., 1960. “.1. —. 301.
  15. ярлыкапов ј. Ќогайцы // ∆ивописна€ –осси€. 2007. є 3. —. 4.
  16.  идирни€зов ƒ.—. «ападные ногайцы // ѕоловецка€ луна. 1993. є є 3-7. —. 35.
  17.  ерейтов –.’. Ќогайцы. ќсобенности этнической истории и бытовой культуры. —таврополь, 2009. —. 7.
  18. јрсланов Ћ.Ў.   вопросу о карагашском €зыке // —оветска€ тюркологи€. 1977. є 4. —. 73-74;  алмыков ».’.,  ерейтов –.’., —икалиев ј.».-ћ. Ќогайцы. »сторико-этнографический очерк. „еркесск, 1988. —. 102.
  19. ярлыкапов ј. ”каз. раб. —. 4.
  20. “ам же.
  21. Ѕаскаков Ќ.ј. “юркские €зыки. ћ., 1960. —. 165.
  22. ярлыкапов ј. ”каз. раб. —. 4.  
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.