Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Научная деятельность

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

 

Гимбатова М.Б., г. Махачкала

ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ ДАГЕСТАНА: ТЕРРИТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ [1]

Тюркоязычными народами Дагестана являются кумыки, ногайцы, дагестанские    азербайджанцы и дагестанские терекеменцы, которые говорят на языках, относящихся к кыпчакской (кумыкский, ногайский) и огузской (азербайджанский и терекеменский) подгруппам тюркской группы алтайской языковой семьи.

Территория расселения тюркоязычных народов Дагестана простирается от Ногайской степи на севере до южных границ Приморской низменности. Издревле тюркоязычные народы соседствовали с нижнетерскими казаками, чеченцами, аварцами, даргинцами и с народами лезгинской группы.

Одним из самых многочисленных коренных тюркоязычных народностей Дагестана являются кумыки (самоназвание – къумукълар). Они издавна населяют равнины и частично предгорья Дагестана.

      Общая численность кумыков в Российской Федерации согласно переписи 2010 года составляет 503 тысячи человек, из них в Дагестане – 431 736, в Северной Осетии – 16 092, в Ханты-мансийском автономном округе – 13 849, в Тюменской области – 18 668, в Ямало-ненецком автономном округе – 4 466, в Чечне – 12 221, в Ставропольском крае – 5 639, в Астраханской области – 1 558, в Ростовской области – 1 511, в Москве – 2 351 [2].

Основная часть кумыков проживает в восьми районах Дагестана: Бабаюртовском, Хасавюртовском, Кумторкалинском, Кизилюртовском, Буйнакском, Карабудахкентском, Каякентском, в северной части Кайтагского района, а также в городах Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Буйнакске, Каспийске, Избербаше, Дербенте, Дагестанские Огни, в поселке Мамедкала.

      В Северной Осетии кумыки компактно проживают в Моздокском районе сс. Кизляр и Предгорное, в Чечне – в сс. Виноградное (Бамматюрт) и Брагуны (Борагъанюрт), в Ингушетии – в районе Малгобека.

Живут кумыки и в крупных городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани. Представителей кумыкского народа можно встретить и в Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Грузии, Азербайджане, Украине [3].

      После Кавказской войны и известного восстания 1877 года часть кумыкского народа переселилась за рубеж и обосновалась в Турции, Сирии, Египте и в других странах мусульманского Востока. Так, в Турции по неполным подсчетам живет свыше 100 тыс. человек, которые гордятся своим тюркско-кавказским происхождением [4], проживают они в нескольких регионах: в вилаятах Бурса, Сивас, Токкат, Чанаккала, в 21 населенном пункте – Анкаре, Измире, Стамбуле, Ялаве, Конье, Кайсаре, Трабзоне и др. [5].

В Сирии кумыки основали селения, которым дали названия родных сел: Дженгутай, Карабудахкент, Костек, Утамыш, Бабаюрт, Доргели. Кумыков можно встретить в Саудовской Аравии, Америке, Канаде, Польше и других странах [6].

Антропологически кумыки относятся к кавкасионскому типу с примесью каспийского типа. Исповедуют кумыки ислам суннитского толка.

    Кумыки делятся на три основные группы: северные или терские (засулакские) кумыки, центральные или буйнакские и южные или каякентские кумыки.

Северные кумыки населяют Терско-Сулакскую низменность, именуемую до недавнего прошлого Кумыкской равниной. Их называли тащгечив къумукълар (тащгечив – каменный брод) или ариякълар (потусторонние).

Центральные кумыки занимали территорию от г. Темирхан-Шура (ныне г. Буйнакск) на севере до Малого Бойнака (ныне Каранай аул) на юге. Они были известны в прошлом под названием шамхальских кумыков; до 1867 г. они входили в Тарковское шамхальство, а позднее в Темир-Хан-Шуринский округ.

       Южные кумыки занимали предгорную полосу и входили вместе с даргинцами и кайтагами в кайтагское уцмийство, а позднее в Кайтаго-Табасаранский округ. Они были известны под именем хайдакъ къумукълар (кайтагские кумыки).

Одновременно существовали и более мелкие территориальные названия: маджалис къумукълар – маджалисские кумыки – по названию окружного центра, къаягент къумукълар – каякентские кумыки, ногъай къумукълар – ногайские кумыки и др. [7].

Кумыкский язык делится на ряд диалектов – буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский.

На юге Дагестана кумыки соседствуют с азербайджанцами (азерб. az?rbaycanl?lar, az?ril?r, az?rbaycan/az?ri türkl?ri) – одним из крупных народов Кавказа. Антропологически большинство азербайджанцев относится к каспийскому типу европеоидной расы. Большинство азербайджанцев исповедуют ислам шиитского толка [8]. 

В России по переписи 2002 года насчитывалось 621 840 азербайджанцев.    В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2010 года составляет 130,9 тыс. человек. В настоящее время большинство дагестанских азербайджанцев проживает в Дербентском районе (55,7 %), а также в Табасаранском (18 %), Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %, сёла Большебредихинское и Персидское) районах [9].

Дагестанские азербайджанцы живут также в городах Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизляр. В настоящее время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Московской, Ростовской, Саратовской,  Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т.д.

Выделяются субэтнические группы азербайджанцев: айрумы, афшары, карапанахи, падары, шахсевены, терекеменцы и др. Из перечисленных групп на территории Дагестана проживают терекеменцы. Говорят они на особом диалекте азербайджанского языка. Исповедуют дагестанские терекеменцы ислам суннитского толка.

 По мнению исследователей «дагестанские терекеменцы в своей основе представляют собой часть бывших туркменских племенных групп, ассимилированных еще до XV века, а может быть и позже, азербайджанским (ширванским) населением, но по традиции очень долго сохранявших свои племенные и этнические названия, в частности туркмен, отсюда терекеме или теракеме (арабизированное множественное число о «туркмен» – туркмен» [10]. По данным известного азербайджанского историка Аббас-Кули Бакиханова, терекеменцы, переселившись из Азербайджана в Южный Дагестан в XVI веке, обосновались во владении кайтагского уцмия Султан-Ахмеда.

Территория, занимаемая дагестанскими терекеменцами и именуемая Терекеме, или Терекеменский участок, находилась в приморском Дагестане, в северной части Дербентского района, где некогда насчитывалось 13 терекеменских поселений. Сегодня же основная масса дагестанских терекеменцев проживает компактно в 10 селениях Дербентского района: Берикей, Джемикент, Великент, Падар, Мамедкала, Салик, Карадоглы, Уллутеркеме, Татляр и Деличобан.  

Исчезнувшими считаются Мехражкент, который был расположен на границе с Кайтагским районом, Шебедекент, находившийся севернее Татляра и Шахбазкент – ниже Салика. Так, о существовании Шебедекента сохранилось следующее:

     Берикей Даразарат,                       Берикей из Даразарата,

     Джемикент – овчи,                        Джемикент – место охоты,

    Шебеде – мещечи,                           Шебеде – гуща леса,

    Татляр – кянтлярин пучи.              Татляр – скверное село [11].

      

Часть дагестанских терекеменцев, этнически слившаяся с кумыками, живет в Северном Дагестане, в частности, в Хасавюртовском районе (с. Темираул и квартал Терекемеаул в с. Костек) и Кизилюртовском районе (с. Чонтаул). Небольшая часть терекеменцев проживает также в городах республики Дагестан – Дербенте, Дагестанские Огни, Махачкале [12].

Самыми ближайшими соседями кумыков на севере являются ногайцы.        Ногайцы – один из тюркоязычных народов, издревле населяющих нашу страну. Самоназвание ногайцев – «ногай» (ногайлар). Под этим этническим названием ногайцы еще в XIV–XV вв. были известны народам Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма. Ногайцы подразделяют друг друга на группы, названия которых подчас совпадают с названием территории их проживания. Так, ногайцев, живущих на р. Кубани, называют «къобан ногайлар» – кубанскими ногайцами, ногайцев, живущих на р. Кума – кумскими ногайцами – «куьми ногайлар», «Бестав (пять гор – с ногайского) ногайлар» – ногайцев, живущих на Пятигорье, – бештовскими ногайцами. Также ногайцы делятся на крымских ногайцев – «Крым ногайлар», волжских или астраханских ногайцев – «Эдиль (старое тюркское название р. Волги) ногайлар» или «астрахан ногайлар», ембойлуковцев – «ембойлуклар», «етишкуьллер» – етишкульцев, етисанцев – «етисанлар», караногайцев – «тюмен ногай»,  тарковских –  «таргъу», аксайских – «яхсай», костековских –  «костек» ногайцев (дагестанские ногайцы).

В Российской Федерации, по переписи 2010г., насчитывалось 103,7 тыс. ногайцев. Большинство их проживает на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане – 40 407  человек, в Чечне – 3 444,  в Ставропольском крае – 22 006, в Карачаево-Черкесии – 15 654, в Астраханской области – 7 589 [13]. Отмечены компактные группы проживания ногайцев в Сибири.

В ближнем зарубежье ногайцы проживают в Белоруссии и Литве, в дальнем – в Турции, Румынии, Польше [14]. Так, например, в Румынии ногайцев насчитывается около 30 тыс. человек, в Болгарии – около 5 тыс. В Турции ногайцев насчитывается, по разным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч. Компактно ногайцы живут здесь в основном в окрестностях города Конья. Включая отуреченных ногайцев, их общая численность может составлять 1 млн. человек [15].

Одним из основных путей распространения ногайского этноса за пределы бывшей Российской империи было широкоизвестное «мухаджирство», ориентировавшее переселенцев на страны мусульманского Востока. Однако еще раньше, начиная с эпохи расцвета Великого княжества Литовского в период позднего средневековья, ногайцы проникали и в европейские страны, где составили группу западных ногайцев, или «литовских татар» внутри шляхетского сословья. К 1939 г. ногайцы Западной Белоруссии, Польши, Литвы были объединены в 19 религиозных общин, имели 17 мечетей, музей, архив, издавали журналы. В годы сталинских репрессий многие их этих ногайцев бежали в Польшу, страны Западной Европы, затем в Америку, Австралию. В настоящее время ногайцев в Белоруссии, например, насчитывается, по разным источникам, от 10 до 15 тысяч человек [16].

 В современной России ногайцы проживают как в сельской местности, так и в городах. Ногайцы живут в городах Махачкале, Грозном, Черкесске, Ставрополе, Кизляре, Нефтекумске, Пятигорске, Минеральные Воды, Владикавказе, Тюмени, Якутске, Уренгое.

В 1929 г. в Дагестане был образован Ногайский район. Он включает в себя Терекли-Мектеб (районный центр) и аулы Батыр-Мурза, Бажиган, Боранчи, Карагас, Карасув, Кумли, Кунбатар, им. Ленина, Нариман, Таьтли Булак (быв. им. Калинина), Сулу-Тюбе, Орта-Тюбе, Уйсалган, Червленые Буруны (племзавод), Эдигеаул (быв. Янъгыаул).

Помимо Ногайского района, ногайцы живут в Бабаюртовском (с. Бабаюрт, Тамаза-Тюбе, Новая Коса, Геметюбе, Мужукай, Люксембург, Хамаматюрт), Кизлярском (с. Ново-Владимировка, Крайновка, Макараул, Сангиши, Огузер, Урицкого, Новокрестьяновка (Ямантенаул), Рассвет, Черняевка, Степной), Тарумовском (с. Тарумовка, А. Невская, Новогеоргиевск, Выше-Таловка, Ново-Дмитриевка) районах, а  также в поселке  Главсулак Кировского района г. Махачкалы.

 В Ставропольском крае ногайцы проживают в Нефтекумском районе в аулах Абрам-Тюбе, Артезиан-Мангыт, Ачикулак, Бейсей, Бияш, Ильяс-Кишлау, Кара-Тюбе, Каясула, Нукус-Артезиан, Махмуд-Мектеб, Тукуй-Мектеб, Ямангой. В Степновском районе того же Ставропольского края они населяют аулы Ыргаклы, Степное; в Минераловодском районе – аул Канглы, в Кочубеевском районе – аул Карамурзинский, частично селение  Балахоновское, в райцентре.

В Чеченской Республике ногайцы проживают в основном в Шелковском районе (сс. Сары-Су, Воскресенское, Мирный, Каршыга-аул, 6-й совхоз, Коби, Красный Ударник, Червленная, Старогладовка, Курдюковская, Каргалинская, Гребенская, Дубовская, райцентр Шелковская).

Проживают ногайцы и в Астраханской области: в ауле Лапас (Харабалинского района), в аулах Сеитовка, Айсапай, Кояылы, Ланчык, Хожетай, Джанай, Ясын-Соккан, Белячное, Йодшалык, Малый Арал (Красноярского района), в пригороде областного центра и в поселках Киркиле и Свободное [17]. В Астрахани этих ногайцев называют карагашами. В Володарском районе Астраханской области и в основном в селе Тулугановка проживают кундровские ногайцы [18]. Кроме того, под Астраханью живет также этническая группа ногайского происхождения с татарским самоназванием – юртовцы [19].

На Северном Кавказе ногайцы проживают в Ногайском районе (быв. Адыге-Хабльский) Карачаево-Черкесии: Адыге-Хабль (районный центр), Адиль-Халк, Икон-Халк, Кобан-Халк, Кызыл-Тогай, Эркин-Юрт, Эркин-Халк, Кызыл-Юрт (Хабезского района), в ауле Ильичевском (Прикубанского района), в поселке Московском (Усть-Джегутинского района), в городах Черкесске и Карачаевске.

Часть ногайцев обосновалась в Калмыкии – это ногайцы – утары Каспийского района. Потомки ногайцев – нагайбаки проживают и в Нагайбакском районе Челябинской области.

В свете антропологической характеристики ногайцев необходимо отметить, что ногайцы расово неоднородны. Ногайцы принадлежат к южносибирской (туранской) переходной расе (промежуточной между европеоидной и монголоидной расами). При этом некоторые группы ногайцев вследствие сильного смешения с местными кавказскими народами включают в себя и чисто европеоидные типы (кубанские и кумские ногайцы) [20].

Ногайский язык, как мы уже отмечали, относится к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой вместе с каракалпакским и казахским образует кипчакско-ногайскую подгруппу [21]. Сегодня выделяются два основных диалекта: караногайский и кубанский, а также говоры ачикулакских и астраханских ногайцев [22].

Таким образом, тюркоязычные народы, являясь коренными народами, издревле населяют равнинную часть Дагестана от северных до южных границ. Правда, в последнее время этнокультурный облик равнинной зоны Дагестана сильно изменился из-за постоянных миграционных процессов, происходящих внутри Дагестана. Жители горных районов республики переселяются на равнину, появляются новые поселки и селения, за счет переселенцев растет и городское население. Все это привело к запустению горной части Дагестана и к определенному дисбалансу между горами и равниной. Для изменения сложившейся ситуации руководство республики Дагестан запустило в действие Программу «Горы», которая призвана возродить жизнь в горах и обеспечить возвращение горцев. 

Примечания

  1. Исследование выполнено по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН, проект – «Традиционные обычаи и обряды народов Дагестана в советский период»
  2. www/wikipedia.org/wiki/Кумыки (дата обращения: 6.03.2013).
  3. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура. Кн. 1. Махачкала, 2000. С. 9.
  4. Алиев К.М. Кумыкские общины за рубежом: история и современность // Возрождение. Махачкала, 1999. № 5. С. 39.
  5. Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 9.
  6. Там же.
  7. Алимова Б.М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале ХХ в. Махачкала, 2005. С. 15-16.
  8. Материалы из Википедии (Азербайджанцы) – свободной энциклопедии (дата обращения 6.03.2013 г.)
  9. Там же.
  10. Гаджиева С.Ш., Гольдштейн А.Ф. Жилище дагестанских терекеменцев. XIX – нач. ХХ в. // Дагестанский этнографический сборник. Вып. 1. Махачкала, 1974. С. 45.
  11. ПМА. Записано у Кулиева А.Я. 1957 г.р. с. Великент Дербентского р-на РД.
  12. Алимова Б.М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале ХХ в. Махачкала, 2005. С. 19.
  13. Материалы из Википедии (Ногайцы) – свободной энциклопедии (дата обращения 6.03.2013 г.).
  14. Народы Кавказа. М., 1960. Т.1. С. 301.
  15. Ярлыкапов А. Ногайцы // Живописная Россия. 2007. № 3. С. 4.
  16. Кидирниязов Д.С. Западные ногайцы // Половецкая луна. 1993. № № 3-7. С. 35.
  17. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. Ставрополь, 2009. С. 7.
  18. Арсланов Л.Ш. К вопросу о карагашском языке // Советская тюркология. 1977. № 4. С. 73-74; Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988. С. 102.
  19. Ярлыкапов А. Указ. раб. С. 4.
  20. Там же.
  21. Баскаков Н.А. Тюркские языки. М., 1960. С. 165.
  22. Ярлыкапов А. Указ. раб. С. 4.  
Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»


Кубанский казачий ансамбль «Кумовья»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.