ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

ƒмитриев ¬.ј., г. —анкт-ѕетербург

“–јƒ»÷»ќЌЌќ-–≈√»ќЌјЋ№Ќјя ‘ќ–ћј »Ќƒ”—“–»јЋ№Ќќ-√ќ–ќƒ— ќ…  ”Ћ№“”–џ (ѕќ ћј“≈–»јЋјћ  ”Ћ№“”–џ  Ќј–ќƒќ¬ —≈¬≈–ќ-«јѕјƒЌќ√ќ  ј¬ ј«ј)

‘ормулировка индустриально-городска€ культура принадлежит известному советскому этнографу —.ј. “окареву. ќно было предложено дл€ обозначени€ €влений, имеющих этнографическую оценку, но присущих культуре народов промышленно-развитых стран [1]. ƒл€ своего времени термин точно определ€л природу происхождени€ компонентов €влени€: их производство промышленным способом и урбанистическую среду потреблени€ культурных ценностей и проживани€ самих народов. —о временем представление об урбанистическом факторе несколько изменилось, благодар€ частичной децентрализации городских поселений, массовому проникновению урбанизма в жизнь сельского населени€. ѕриток сельского населени€ в города, а с последней трети ’’ в. выходцев из  среды азиатского и африканского населени€ в города-мегаполисы ≈вропы и —еверной јмерики показал по€вление двух разновидностей индустриально-городской культуры – культуру жителей европейских стран, прошедших промышленную революцию до середины ’’ в.,   и культуру современных мигрантов, новых  жителей мегаполисов. “ретью, самую значительную категорию, составл€ет культура  населени€  собственно бывших сельских пространств, небольших городов и даже крупных провинциальных центров, усвоивших принципы урбанизма, но остающихс€ в прежних местах обитани€, также как и колонистов этих мест, там же и прошедших урбанистическую революцию.   

— тем, что прошла нова€  революци€, приведша€ к распространению информационных технологий в  дополнении   к распространению собственно промышленного производства,  претерпел трансформацию и смысл пон€ти€  «индустриальный», поскольку на поток оказалось поставлено производство не только вещей, но и идей. ’от€ можно сказать, что пон€тие стало просто более емким.

“.о. произошло только  осовременивание концепции, но не снижение ее актуальности, тем более что  именно движение индустриально-городской культуры входит в понимание  глобализации-нивелировани€ феноменов культуры под европейские образцы. ѕоследнее не совсем точно, т.к. европейский канон  представл€ет один из ее вариантов, хот€ признаетс€, что другие варианты индустриально-городской культуры возникают в результате модернизации, т.е. внедрени€ элементов вестернизации. ƒругое дело, что, например, в ———–, регионы свою порцию вестернизации получали уже в адаптированном виде. “о, что индустриально-городска€ культура может иметь различный национальный и региональный характер, делает ее предметом этнографического изучени€ [2].  ѕрисутствуют два основных приема определени€ значени€ категории: сопоставление с категорией «современности» и противопоставление категории «традиционно-бытова€ культура». ƒанное противопоставление не €вл€етс€ окончательным и однозначным, т.к. наличие традиции не отвергаетс€, и инновационна€ культура сохран€ет преемственность по отношению к традиционно-бытовой, хот€ бы в пам€ти носителей этой преемственности. »зучение индустриально-городской/современной культуры представл€ет большую сложность дл€ этнографического исследовани€, т.к. в отличие от традиционно-бытовой культуры в традиционном обществе, достигавшей границ культуры этноса и, тем самым, охватывавшей все поле наблюдени€ исследовател€, индустриально-городска€ культура в современном обществе занимает малую зону  всего арсенала используемых этносом культурных форм, в большой степени слива€сь с элементами общечеловеческой или деэтнизированной культуры.    ¬ыделение индустриально-городской культуры этноса означает отделение тех компонентов, которые, (а) наследу€сь,  воспроизвод€тс€ нетрадиционными способами; (б) €вл€ютс€ порождением урбанизма и промышленного производства, но используютс€ по канону традиции; (в) не имеют признаков этничности, но используютс€ в соответствии с этническими цел€ми или цел€ми, отвечающими установкам традиционных социокультурных групп. ѕрин€то  сопоставл€ть индустриально-городскую культуру с профессиональными формами художественного творчества (что имеет отношение к зримым и особо зрелищным видам культуры), а в области поведенческой соционормативной де€тельности со вторичными формами культуры, т. е. имеющими формальное сходство с ранее существовавшими паттернами культуры, или возникшими в том же формате, но после разрыва процесса трансмиссии традиции [3].

Ќаход€сь в поле данных определителей, предпримем попытку описать индустриально-городскую культуру региона ёга –оссии, опира€сь на материалы по северокавказской этнографии.  

ёг –оссии – условно такой регион, в котором происходит взаимодействие южнорусской культуры и культуры народов —еверного  авказа. — позиций изучени€ индустриально-городской культуры интерес представл€ет осовременивание культуры северокавказских народов и  восточных слав€н —еверного  авказа вместе с нарастанием признаков местной региональной общности. 

“ехнологическое и политико-экономическое доминирование до начала 1990 гг. было за русско-европейской культурой, хот€ в советские годы национальна€ политика   преп€тствовала превращению русской культуры в цементирующее свойство региональной культуры [4], а местна€ доминантна€ группа слав€нского населени€ – северокавказское казачество  была лишена после ќкт€брьской революции и √ражданской войны лидирующей функции. ѕосле распада ———– и снижени€ значени€ общероссийского центра стало заметно расслоение фактора, определ€ющего  общие контуры региональной культуры. „асть местных русских превратилась в «перевернутое  большинство», русска€ бытова€ культура и стиль поведени€ потер€ли престижность, стало возможным демонстрировать принижающие официальную культуру и ее, в основном восточнослав€нских, носителей действи€ в виде демонстрации некоторых форм специфического «кавказского» поведени€. »меютс€ в виду вызвавшие громкий резонанс такие поступки северокавказской молодежи, как исполнение лезгинки на площад€х больших (и даже весьма удаленных от  авказа городов), стрельба на улицах при движении свадебных кортежей. ќбъ€снение таких поступков национальными обыча€ми справедливо, но формально и отчасти, вз€тые из фонда внутренней культуры паттерны свадебного ритуала (в котором действительно присутствовали элементы воинского поведени€) специально вынос€тс€ на пространство межэтнической границы. “о, что эти действи€ как бы не адресованы зрител€м-некавказцам, еще более создают у последних ощущени€ агрессивного вторжени€ в их среду. — другой стороны, именно такого про€влени€ кавказского духа и ожидает от приезжих  житель российского города. ƒл€ дальнейшего существовани€ бикультурного южнорусского мира (что касаетс€ и жителей российских городов в других част€х –‘) было бы весьма опасным дальнейшее развитие межэтнического контакта в оппозиции «герой (воин)» - «обыватель (труженик)».

—ледует отметить, что казачество, в т.ч. северокавказское, дает пример встраивани€ «геро€» в структуру большого российского социума, но пример  не заразительный, ни в региональном, ни в общегосударственном масштабе. ѕри этом стиль казачьего поведени€ обретает демонстративно-охранительную форму - поддержание локального пор€дка: пор€док в казачьей станице, в местах массового скоплени€ народа в больших городах, пор€док во врем€провождении несовершеннолетних (так, стали следить за тем, чтобы дети и подростки были в вечернее врем€ под присмотром родителей), образцовые воинские части. ќдновременно это и сигнал власт€м, не имеющим концепции пор€дка, в том числе регионального.

—ледующим изменением, произошедшим с внешними факторами воздействи€ на региональную культуру, в т.ч. юга –оссии, €вл€етс€ то, что современна€ европейска€ культура стала в регион поступать без русского посредничества, и образцы западной культуры получили большую престижность, чем российско-европейской. »меют место образцы пр€мого синтеза западных и северокавказских культурных элементов, пока в качестве примеров называют образцы поп-культуры. ќднако, общей идеологемой €вл€етс€ непри€тие западного образа жизни и мировоззрени€, определени€ цивилизационной позиции себ€ на ¬остоке (в ¬осточной ≈вропе вместе с православием, в “урции и на Ѕлижнем ¬остоке вместе с исламом).

Ѕезусловным признаком принадлежности региональной общности ёжной –оссии и —еверного  авказа (включа€ ƒагестан) €вл€етс€ базовое использование русского €зыка. —фера распространени€ русского €зыка продолжала расшир€тьс€, он занимает позицию €зыка делопроизводства, €зыка официального и публичного общени€, русский €зык  вышел за рамки €зыка межнационального общени€, эволюциониру€, возможно, в направлении второго родного €зыка с прогнозируемой пиджинализацией. »меет смысл только упом€нуть о воздействии €зыка на характер мышлени€, даже, обраща€сь к англицизмам, русский €зык полностью способен описать все €влени€ современной культуры, но не может заменить собой область внутриэтнической номинации. ћинимум воздействи€ экзогенного российского фактора легко прогнозируем по модели любой бывшей колониальной империи (или, показательней, современного —омали): €зык метрополии €вл€етс€ €зыком чиновников и интеллигенции и адаптированным €зыком  межнационального общени€, индустриально-городска€ культура делитс€ на европеизированную культуру элиты и культуру низов, представл€ющую своего рода архаику, наполненную    предметами индустриальных технологий (компьютер, мобильный телефон, автоматическое оружие, автомобили, солнечные батареи и т.д.). ѕока до такого минимума в реальной ситуации далеко, учитыва€, что юг –оссии не —омали.

ѕродолжа€ говорить об экзогенных факторах существовани€ индустриально-городской культуры народов ёжной –оссии, следует  отметить два обсто€тельства: с одной стороны, нет €сности, в каком именно виде будут далее соотноситьс€ российский (экзогенный) и региональные (эндогенные) факторы, что зависит также и от того, как будет через 2-3 поколени€ выгл€деть бипол€рна€ слав€но-кавказска€ общность юга –оссии, с другой стороны, имеюща€с€ индустриально-городска€ культура данного региона  пока имеет форму, сложившуюс€ в советский  исторический период.

ѕо первому обсто€тельству можно отметить, что бипол€рность исторически присуща региону, ее конфронтационные формы €вл€ютс€ содержанием определенных периодов, к которым относитс€ и современный (возможно, экстремум конфронтации уже позади). ћирные и военные обсто€тельства стимулируют разные зоны культуры: в военное врем€ развиваютс€ локальные субкультуры и стимулируетс€ дивергенци€ мужской и женской субкультур; в мирное врем€ больше возможностей дл€ развити€ единой этнической культуры. Ќельз€ не отметить, что конфронтационность в первую очередь имеет идеологические формы, св€занные с интерпретацией событий прошлого. ƒл€ народов —еверного  авказа компонентом национального сознани€ €вл€ютс€  воспоминани€ о  авказской войне, сталинских депортаци€х, методах «восстановлени€ конституционного пор€дка» 1990-2000 гг. ѕон€тно, что в них присутствует и антигосударственна€ составл€юща€. ≈е полностью лишено сознание казаков, оно практически отсутствует в сознании русских и украинцев, более поздних переселенцев, если только дл€ этого не имеютс€ личные причины.

 —овременным творцом культуры в регионе €вл€етс€ представитель поколени€, сформировавшегос€ во врем€ конфронтации, но также и представитель времени лакуны в развитии этнической культуры мирного времени. ¬ св€зи с этим возможно предполагать  наступление времени творчества форм вполне единой региональной  индустриально-городской культуры с достаточно большим числом ее этно-идеологических интерпретаций. Ќе исключено, что это врем€ уже пришло.

—оветска€ внутренн€€ политика способствовала развитию этнического сознани€, течение  же социально-экономических процессов объективно способствовало сокращению области зримой этнической специфики и насыщению бытовой сферы  предметами промышленного производства. ≈стественным следствием была активизаци€ этнического начала в сфере сознани€ и снижение его в области предметного насыщени€ бытовой сферы. ќднако, в обоих случа€х, просматриваетс€ синтез этнических традиций и их современного объектного наполнени€.

¬ одной из последних публикаций, группе статей сборника «ѕоликультурное пространство –оссийской ‘едерации –  ультура ёжной –оссии [5], отведенных характеристике современной культуре ёжной –оссии  (реально культуре народов —еверного  авказа), большое внимание уделено профессиональной художественной культуре, признанной важной категорией индустриально-городской культуры. —читаем возможным отметить р€д сделанных выводов:  

- ‘ормула советского времени: социалистическое по содержанию, национальное по форме в отношении народного  искусства, вела к замыканию отдельной этнической культуры в собственном пространстве, к консервации ее наиболее архаичных форм.

- ¬се профессиональное художественное творчество – порождение советской модернизации культуры, но с признаками вли€ни€ собственных традиций, в результате  даже смена клубными видами самоде€тельности народного театра не €вл€лась столь радикальной, если вспомнить о манифестаци€х певцов джегуако в кунацких; 

- ’удожественна€ литература, включа€ прин€тие романа как своеобразной высшей ступени развити€ художественной литературы, получила только внутрирегиональное распространение. Ќе получили развити€ ни балет, ни опера. ѕри этом музыкальна€ культура реализовалась в фигурах известных дирижеров, работающих в столичных городах – ё. “емирканова, ¬. √ергиева, ¬. ƒударовой; 

- ѕо€вились и расцвели привнесенные формы художественной культуры – живопись, графика, скульптура. “радиционалистские ограничительные требовани€ культуры ограничивают механизмы роста в отношении тех форм культуры и искусства, которые корн€ми восход€т к архетипам данной этнической культуры, но не преп€тствуют внедрению новых видов искусства.

- —ложились формы профессионального художественного творчества: поэзи€ крупных личностей - представителей народа с их обращением к фольклорным символам и формам русской классической поэзии, развивалось самоде€тельное и профессиональное декоративно-прикладное искусство, фольклорный элемент сохранилс€ в песн€х и танцах.

—о своей стороны добавим, национальный танец представл€ет сейчас компонент  индустриально-городской культуры, но в двух разновидност€х: вернувшийс€ прием молодежного досуга, вынесенный из пространства кунацких в общественное пространство (танцы на площад€х и перед важными общественными здани€ми, танцы на турбазах - т. е. в данном случае в местах, схожих с кунацкими), и танцы профессиональных (при всей относительности данного слова, поскольку в составе такого ансамбл€ мог танцевать любой молодой человек или девушка) участников, собственно и представл€вших национальную культуру  в советское врем€. ¬ профессиональных фольклорных коллективах определилс€ и сохранилс€  тип регионального северокавказского костюма, признание этого типа одежды состо€лось в том, что в 1970 гг. такие костюмы брали девушки напрокат как свадебные.

—формировалс€ локальный северокавказский тип профессионализации (нечто подобное наблюдаетс€ в ёжной —ибири, но с отставанием) в области декоративно-прикладного искусства, когда по€вл€ютс€ мастера, не только особо качественно готов€щие образцы знаковых предметов традиционно-бытовой культуры, но и выступающие восстановител€ми нормативного, но полузабытого дизайна предмета и утраченных технологий.   аждый из них совмещает функции исследовател€, художника и технолога, а их издели€ €вл€ютс€ современными модельными образцами категорий традиционной художественно-материальной культуры. ѕо сути, такие реконструкции близки к тому, что называетс€ экспонатом, но предназначенным не дл€ музейного  консервировани€ и экспонировани€, а дл€ сходного использовани€ в домах вновь по€вившейс€ национальной элиты. — одной стороны, идут эксперименты с женской праздничной одеждой, с другой, с ювелирными технологи€ми в широком смысле в изготовлении престижных вещей (украшени€, оружие, золотошвейные изделии и пр.). Ётих мастеров много, поэтому упом€нем только несколько имен из числа адыгов: мастера-изготовител€ узорных циновок и музыкальных инструментов Ќ. √учева, ювелира, оружейника, мастера золотошвейного промысла ¬. ћастафова, ювелира ј. ≈втых, модельера женского костюма ћ. —аральп.

—ходство в выдвижении профессиональных мастеров, работающих в области традиционных художественных ремесел, очевидно, отмечаетс€ и в казачьей среде, чему примером может быть фигура народного мастера ћ. ». —кворцова.  ¬ ƒагестане, где художественное ремесло было сосредоточено в коллективных  промыслах, выделение аналогичных фигур проходило по несколько иному пути.  

ѕрофессионализм современного декоративно-прикладного искусства и по€вление форм не-прикладного искусства свидетельствуют о сужении  круга лиц, воспроизвод€щих символы этнической культуры, что характерно дл€ индустриального общества. ѕравда, это сужение компенсируетс€ т.н. самоде€тельный художественной де€тельностью с ее размытыми правилами, как правило, невысоким качеством и отсутствием требовани€ официального признани€.   ќб этой сфере бытовой культуры региона, как и об инновационном виде самовыражени€ в общении в сет€х мировой паутины, известно немногое. ѕотенциально сфера самоде€тельного творчества может иметь большие размеры, так, например, в —тамбуле число «домашних» художников, курируемых муниципальной организацией  ISMEK, насчитывает несколько дес€тков тыс€ч.  

 ќчевидно, бытова€ индустриально-городска€ культура не столь монолитна, как традиционно-бытова€ культура этноса, и существует в виде отдельных сегментов, соответствующим социальным, профессиональным и другим группам внутри этнических общностей. ¬ соответствии с определением  индустриально-городской культуры, носител€ми ее типических свойств в наибольшей мере должны быть современные сельские жители, усвоившие навыки урбанизма и пользующиес€ достижени€ми технологически развитой цивилизации.

ѕрежде чем перейти к описанию компонентов характеризуемой культуры в реальном измерении, отметим, что област€ми сохранени€ традиций €вл€ютс€ сферы, во-первых, мелкотоварного и внутрисемейного производства и, во-вторых, семейно-общинного быта. ¬ данном плане интересна диссертационна€ работа ≈.  апустиной, посв€щенна€ истории и практике современной отходнической активности горцев ƒагестана, где  их трудова€ миграционна€ де€тельность предстает как развитие традиций отхода как способ обеспечени€ нужд семьи, так и поддерживани€ в динамическом равновесии системы межобщинных (тухумы) и внутриобщинных (джамааты) групповых отношений. ѕри этом (выращивание ли лука даргинцами в –остовской области или работы дагестанцев в нефтедобывающих районах «ападной —ибири) возникает традиционна€ пространственна€ система, состо€ща€ из родного селени€ (аула) и временного поселка во внешней среде (кутана) [6].

ѕримером сформировавшейс€ индустриально-городской культуры €вл€етс€ культура современных черноморских шапсугов, небольшого адыгского этноса (или субэтноса), селени€ которых стали в ’’ в. периферией курортных центров Ѕольшого —очи и “уапсинского района  раснодарского кра€. ѕрофессионально больша€ часть населени€ шапсугских аулов св€зана с городами и поселками городского типа, участву€ в обслуживание курортов и городской инфраструктуры. ќставшеес€ население зан€то в лесоразработках, в советское врем€ работали на уборке ча€ и фундука. —ейчас же сбор фундука и традиционное зан€тие адыгов пчеловодство имеют характер мелкотоварного производства, дающего продут дл€ продажи приезжим на местных рынках. ¬ 2000-гг. жител€ми аулов было освоено обслуживание туристов (продажа вина, фруктов, медовой продукции, но и обеспечение развлечений: турпоходы, демонстраци€ достопримечательностей, организаци€ праздничных вечеров, застолий, выступление самоде€тельных фольклорных ансамблей с экзотическими номерами и пр.), что ранее не вполне приветствовалось. ¬се основные продукты питани€ приобретаютс€ в магазинах, но из них с добавлением продукции приусадебного участка готов€тс€ блюда национальной кухни.   

∆илищем служат дома южнорусского типа и его позднейших модификаций, однако, есть основание полагать, что их по€вление было результатом двух линий развити€: действительно заимствовани€ планировки южнорусского «крестовика» как процесса региональной унификации; и эволюции традиционного дома с безграничной усадьбой в лесной зоне через формы совмещенных под одной крышей усадеб, хоз€йской и гостевой, и домов с открытой галереей по всем сторонам жилища. ќдежда полностью европеизирована.

ѕримечательной особенностью домашнего быта €вл€етс€  своеобразный музей, т.е. несколько предметов традиционного быта, наделенных высокой семиотической значимостью: ступка дл€ толчени€ каштана и лопатка из каштановой древесины дл€ размешивани€ пасты при ее приготовлении (каштан символ родной природы, спасающей в годы голода), столик на трех ножках (блюдо на ножках – непременный в прошлом атрибут обыденного и праздничного застоль€, топор-нож «цалда» (инструмент расчистки участка от кустарника и оружие кресть€нина), намазлык из шкуры животного и бурка – верхн€€ одежда мужчины, наход€щегос€ в походе. Ёти вещи об€зательно демонстрируютс€, но далеко не каждому встречному.

Ќазванный набор представл€ет признаки национальной культуры в частном доме. ƒл€ представлени€ нематериальных ценностей служит местна€ газета «Ўапсуги€» орган јдыге ’асэ (общественной организации - народного парламента черноморских шапсугов).

—истемой семейных обр€дов (рождение, свадьба, похороны) охвачено с поправкой на более тесное общение родственников почти все население „ерноморской Ўапсугии.

”дивительным €вл€етс€ не столько сохранение фамильной (тлъ€ко) системы, сколько уход семейных св€зей в сторону от официального внимани€ к ним. “ак, формально единицей учета €вл€етс€ в аулах хоз€йство отдельной малой семьи, даже представл€ющей семью из одного человека. “олько специальное исследование показывает, что такие семьи продолжают составл€ть большесемейный коллектив из 3-4 поколений.  вартально-фамильна€ организаци€ поселений существует, как в €вном виде (пример а. Ѕ.  ичмай), так и,  в основном,  в социальном пространстве (пример а.  алеж).

Ѕольшой интерес представл€ет то, что в числе основных этнических ценностей общности сами шапсуги называют кодекс  морально-этического поведени€ адыгов – адыгэ хабзэ. “акой свод правил, в общем, общечеловеческого значени€, но считающихс€ сугубо этническими сейчас акцентируетс€ многими народами  авказа: адыгский адыгэ хабзэ, осетинский намус, карачаево-балкарский намыс, абхазский апсуара выступают интегративным признаком этноса, неким обоснованием правомочности его места в мироздании.

ƒанные этические комплексы, как и виды народного этикета не относ€тс€ к порождени€м современности, €вл€€сь исторически  сложившимс€ культурным досто€нием. –ечь может идти только о формах осовременивани€: гиперболизации их гуманистического содержани€ и использовани€ их как темы дл€ представлени€ ценности своей культуры в межэтническом диалоге. ¬озможно, важным свойством современной этнической культуры €вл€етс€ выделение презентируемых дл€ внешнего воспри€ти€ этнических аутостереотипов, имеющих широкий спектр разновидностей (бытовые разъ€снени€, «домашние» и официальные музеи, художественна€ культура, публикации исторических исследований и т.д.). ќсобо было перспективным св€зать презентируемые стереотипы этнической культуры с рефлексией по поводу различного рода  компонентов традиции (место в региональном структуре этнических диспозиций, принципы социальной организации, некоторые специфические обычаи: гостеприимство, аталычество, куначество, кровна€ месть и т.д.).

ѕримечани€

  1. “окарев —. ј. ќ задачах этнографического изучени€ народов индустриальных стран. — —оветска€ этнографи€. – 1967. –  є 5. —.133-142.
  2. ƒмитриев ¬.ј.   определению характеристик пон€ти€ « индустриально-городска€ культура». // Ётнокультурные процессы: “радиции и современность. Ћ.: 1991. —.- 11-51
  3. „истов  .¬. “радиционные и вторичные формы культуры. // –асы и народы. – 1975. – є 5. —. 32-41.
  4. „ерноус ¬.¬. –осси€ и народы —еверного  авказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога. // Ќаучна€ мысль  авказа. – 1999 . – є 3. —. 154-167.
  5.  ультура ёжной –оссии. / ќтв. ред. ’.√. “хагопсоев.  «ѕоликультурное пространство –оссийской ‘едерации в семи книгах.  нига 2. —ѕб.: 2012. 
  6. —м.:   апустина ≈.Ћ. ќтходничество в Ќагорном ƒагестане как социальное и культурное €вление (конец XIX – начало XXI вв.) // “радиции народов  авказа в мен€ющемс€ мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках. —ѕб.:  2010. —.356-401: ќна же. “рудова€ миграци€: экономическа€ стратеги€ и элемент социальной жизни (опыт современного горного ƒагестана) // Ётнографическое обозрение. – 2010. – є1. —. 24-32. 
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.