ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

 ешева «. ћ., г. Ќальчик

“–јЌ—‘ќ–ћј÷»я “–јƒ»÷»ќЌЌќ√ќ јƒџ√— ќ√ќ »Ќ—“–”ћ≈Ќ“ј –

Ў» јѕЎ»Ќј ¬ ’’ ¬≈ ≈ ¬  Ѕ–

»нтернационализаци€ культуры – всеобща€ историческа€ тенденци€, имеюща€ прогрессивное значение. — другой стороны, вопрос о том, как соотноситс€ рост интернационализации культуры с судьбами локальных национальных культур, €вл€етс€ предметом оживленных дискуссий. Ќельз€ не замечать того факта, что в современном мире происходит утер€ отдельными культурами этнического своеобрази€.

’арактерной особенностью нашего времени €вл€етс€ возникновение ситуации, когда человечество осознает себ€ единым субъектом историко-культурного развити€. Ќе только преодоление межнационального отчуждени€ и конфликтов, но и иде€ сохранени€ дальнейшего развити€ человеческой цивилизации напр€мую св€зываетс€ с необходимостью взаимного культурного общени€.  Ёта культурна€ коммуникаци€ протекает в форме диалога культур, который возможен лишь при условии полной сохранности национальных особенностей его участников.

–авноправный диалог культур возможен лишь при непременном условии сохранени€ каждой самобытной культурой своего национального своеобрази€. Ётот путь представл€етс€ единственно верным дл€ сбережени€ богатейшего духовного и историко-культурного наследи€ человечества, поэтому изучение национальных культур в современных услови€х приобретает особую актуальность и значимость. ѕредставители каждой отдельной маленькой национальной культуры несут в себе дополнительную информацию, а именно за счет подобных открытий в последние годы и развиваетс€ мирова€ культура. ћузыкальна€  культура кабардинцев, €вл€€сь частью общеадыгского культурного наследи€, вносит в духовное наследие человечества самобытные черты и €вл€етс€ в этой св€зи важным объектом дл€ изучени€ и исследовани€.

¬ажной составной частью музыкальной культуры кабардинцев €вл€етс€ инструментальна€ музыка, котора€ ассоциируетс€, в первую очередь, со знаковым адыгским инструментом шикапшиной. Ўикапшина – один из наиболее распространенных и попул€рных старинных смычковых струнных инструментов, из которых звуки извлекались путем трени€ о струну волоса смычка, натертого смолой [1]. ѕо мнению «. ћ. Ќалоева, шикапшина стоит в р€ду реликвий, без которых культура и истори€ были бы неполноценны [2]. јдыги из поколени€ в поколение передавали шикапшину и держали ее в кунацкой (хьащIэщ) как инструмент, обладающий магическим духом, способствующим исцелению раненых. “радиционно она имела всего две струны, настроенных в квинту (квинта-интервал, содержащий п€ть ступеней). ѕод звуки шикапшины исполн€лись песни, она служила аккомпанементом к танцу. Ѕ. Ѕгажноков отмечает, что в системе воспитани€ кн€жеских и уоркских детей, нар€ду с обучением тонкост€м наезднического искусства, большое внимание удел€лось красноречию, безупречности манер, умению танцевать, петь и играть на шикапшине [3]. Ќо так как звучание шикапшины было относительно тихим, она не выдерживала конкуренции с более мощной по звучанию гармоникой. ѕостепенно культура игры на шикапшине стала приходить в упадок.

“рансформаци€ знакового адыгского инструмента св€зана с именем выдающегос€ шикапшиниста, гармониста и энтузиаста Ёльмурзы ’амидовича Ўеожева (1898-1970). — группой сверстников в 20-е годы он выступал на свадьбах и торжествах. ¬ 30-е годы играл на шикапшине в ансамбле песни и пл€ски  абардино-Ѕалкарии  « абардинка». ќднако по семейным обсто€тельствам был вынужден вернутьс€ в сел. —тарый Ћескен [4]. ¬сю жизнь Ёльмурза Ўеожев посв€тил усовершенствованию шикапшины, так как из-за своей слабой звучности она тер€лась на фоне гармоники, духовых и ударных. »менно благодар€ ему этот инструмент с двум€ волос€ными струнами превратилс€ в 4-х струнный, изменилс€ его внешний вид, улучшились акустические свойства и качество звучани€. —ледует отметить, что и республиканское руководство неоднократно обращало внимание на необходимость реконструкции национальных музыкальных инструментов, дл€ чего привлекало народных певцов, музыкантов и специалистов [5].

–езультатом кропотливой исследовательской работы Ўеожева стала шикапшина кинжалообразной и овальной формы с расширенной частью корпуса. »звестно, что наиболее акустически совершенной базой музыкальных инструментов €вл€етс€ корпус, напоминающий восьмерку (как у гитары и скрипки). Ўикапшины Ўеожева приобрели подобную форму, таким образом по€вилс€ европеизированный вариант кабардинской шикапшины, с учетом преимуществ классических смычковых.

»скани€ Ё. Ўеожева продолжил его ученик, ’асан јмирханович ’авпачев (1927-1994), сын легендарного кабардинского певца-сказител€ и музыканта јмирхана ’авпачева. »нструменты, изготовленные ’. ’авпачевым, отличались большим размером и более длинной шейкой, что позвол€ло играть в нескольких позици€х. ¬ конце 50-х годов јмирхан ’авпачев создал ансамбль народной музыки, в котором играл на шикапшине. «атем долгие годы работал в ƒ  Ќарткалы, обуча€ молодежь игре на шикапшине [6].

—ледующим шагом по пути усовершенствовани€ звуковых характеристик шикапшины и выведени€ ее на большую сцену €вилась де€тельность талантливого музыканта Ћ. Ѕекулова, проделавшего большую работу по сохранению и развитию народной кабардинской музыкальной культуры и инструментари€. Ћ. Ѕекулов родилс€ в сел.  енже, где окончил музыкальную школу по классу скрипки, затем – музучилище в г. ќрджоникидзе и ћосковскую консерваторию. ѕо еЄ окончании работал в Ќальчикской филармонии. ¬ 1973 году собрал коллег по филармонии, преимущественно струнников и создал струнный ансамбль народных инструментов «Ўикапшина» [7]. јнсамбль по распор€жению облсовпрофа числилс€ при мебельном комбинате «Ёльбрус». ¬се струнные инструменты были сделаны ’. ’авпачевым.

¬ ансамбле действовало четыре разновидности шикапшины: перва€ выполн€ла роль скрипки, втора€ – роль альта, треть€ – виолы, четверта€ – баса. ƒл€ расширени€ диапазона и улучшени€ техники шикапшины Ћ. Ѕекулов экспериментальным путем увеличил подвижность левой руки путем определени€ прочной точки опоры. јнсамблевый строй Ѕекулова выражалс€ в сочетании разнотипных инструментов на основе определени€ основного тона их звукор€да [8]. ѕомимо струнных инструментов, в ансамбль входили срина, накыра, пхацич, гармоника и приобретенные в јрмении две дудуки, выполн€вшие функции бурдона. ¬ 1975 году в –остове-на-ƒону на смотре художественной самоде€тельности ансамбль «Ўикапшина» мебельной фирмы «Ёльбрус» зан€л первое место и стал лауреатом смотра, получив приглашение в ћоскву, где на ¬ƒЌ’ дал р€д концертов. ¬ конце 80-х годов мебельный комбинат отказалс€ от содержани€ на балансе неприбыльного коллектива, и он распалс€. » лишь в 1988 году был сформирован расширенный состав прежнего коллектива с новым €рким названием «Ѕжъамий». ƒебют коллектива на правительственном концерте был очень удачным, и новый коллектив зан€л свою нишу в кабардинской музыкальной культуре.

”спех коллектива определ€ли профессиональность, бережное отношение к материалу музыкантов и руководител€ коллектива Ћ. Ѕекулова. ¬ начале 90-х годов «Ѕжъамий» выступал  с концертами во ‘ранции и “урции. √лавной творческой задачей коллектива был поиск забытых или редко исполн€емых песен, обр€довых танцев и мелодий, их обработка и воплощение на сцене в синтезе с адыгским этикетом, традици€ми и обыча€ми народа. ѕевцы «Ѕжъамий» не только исполн€ли песню, но и делали попытку зрительно, в игровой форме, раскрыть ее содержание. ќдним из самых удачных концертных номеров коллектива €вл€лс€ обр€довый номер, «”нэишэ», где игровые элементы особенно органично сочетались с вокалом, инструментальным сопровождением и танцем, создавалс€ €ркий художественный образ. ¬ инструментальной группе «Ѕжъамий» ведущие партии принадлежали шикапшинам. ¬ целом вс€ программа, благодар€ чередованию песенных, инструментальных, хоровых и танцевальных номеров и игровых элементов, была построена как единое целое по принципу сквозного развити€ действи€, име€ законченную форму [9]. Ѕлагодар€ таланту и профессионализму заслуженной артистки  Ѕ– —. јсаевой, заслуженных артистов  Ѕ– ѕ. ћисостишхова, Ѕ. Ќагудова, ћ.  аширгова, Ќ. јзаматовой, ћ. ћаметова, ћ. √учевой и других певцов, танцоров, музыкантов, коллективу неизменно сопутствовал успех. Ѕольша€ заслуга в успехе коллектива принадлежала виртуозному исполнителю шикапшинао-ј. урашеву.

¬ажным событием в деле возрождени€ шикапшины и привлечени€ к ней заинтересованного внимани€ €вилс€ смотр-конкурс исполнителей на этом инструменте, организованный объединением «јшамаз» летом 1988 года в г. Ќальчике. ¬ смотре прин€ли участие лучшие исполнители из јдыгеи,  арачаево-„еркесии и Ўапсугии.  онкурс исполнителей на шикапшине стал первым меропри€тием такого рода.

¬ 1992 году в  абардино-Ѕалкарском училище культуры и искусств ( Ѕ” »)  был проведен первый набор в класс шикапшины. ѕервыми студентами этого класса стали выпускники ƒћЎ є 1 по классу скрипки ё. ќрдокова и «. ≈вазов. ѕервым преподавателем шикапшины в школе и училище был талантливый педагог и исполнитель Ќ. ’. ’алишхов. ќн формировал репертуар дл€ инструмента, в который вошли созданные им оригинальные обработки народных мелодий и транскрипции произведений как композиторов-классиков, так и композиторов  абардино-Ѕалкарии.

¬ 1993 году в  абардино-Ѕалкарском училище культуры и искусств был создан профессиональный ансамбль «Ўикапшина» под руководством талантливого педагога, заведующего отделением народных инструментов ¬. Ќ. ’аритонова. ¬ репертуаре «Ўикапшина» произведени€ композиторов  абардино-Ѕалкарии, из которых более 40 записаны в музыкальный фонд радио и телевидени€  Ѕ–, а так же народные мелодии в аранжировке ’аритонова ¬. Ќ. јнсамбль адыгских инструментов  «Ўикапшина» прин€л участие в фестивале народов  авказа «ѕесни братства» в г. „еркесске, в третьем ћеждународном фестивале адыгской культуры в г. ћайкопе, в ƒн€х искусства  Ѕ– в г. ћоскве.

  вопросу о развитии национальных инструментов в конце XX - нач. XXI века вплотную примыкает проблема их изготовлени€. Ѕольшой вклад в дело восстановлени€ и реконструкции традиционных адыгских музыкальных инструментов внес музыкант, мастер по изготовлению музыкальных инструментов ¬ладимир √ригорьевич ќйберман.

≈ще до переезда в Ќальчик в 1983 году он заинтересовалс€ музыкальными инструментами народов —еверного  авказа, так как именно здесь по сей день сохранились их наиболее архаичные типы. —обирал материал по крупицам: объездил всю  абардино-Ѕалкарию,  арачаево-„еркесию, ќсетию. ѕобывал в музе€х ћосквы и Ћенинграда и создал целую коллекцию музыкальных инструментов, многие из которых сто€ли на грани исчезновени€.

ѕрежде чем зан€тьс€ изготовлением инструментов, ќйберман подготовил соответствующую научную базу, изучил конструкции, другие особенности сохранившихс€ образцов. »зуча€ старинные пам€тники музыкальной культуры, он сделал р€д важных открытий, св€занных с их бытованием, спецификой игры на них и так далее. “ак, удлиненность, выт€нутость корпуса музыкальных инструментов народов —еверного  авказа или наличие у них ножки инструментовед объ€сн€л характером игры на них. »сполнители музицировали, сид€ на низеньком стуле, поэтому инструменты должны были иметь точку опоры на земле [10].

— 1983 года мастер построил 25 разновидностей инструментов народов —еверного  авказа и, в первую очередь, кабардинцев и балкарцев. ќйберман создал практически все разновидности шикапшины. ¬место конского волоса он ставил струны из современных материалов, которые используютс€ дл€ скрипки, альта, виолончели, соответственно оркестровым голосам.  ќйберман создал основу дл€ работы профессиональных коллективов  Ѕ– – театра адыгской музыки «Ѕжъамий», оркестра национальных инструментов  абардино-Ѕалкарского колледжа культуры и искусств «Ўикапшина», музыкантов √јј“ « абардинка». ћастер изготавливает инструменты дл€ творческих коллективов јдыгеи,  арачаево-„еркесии, ќсетии.

¬ 90-е годы достаточно остро сто€ла проблема распространени€ национальных струнных инструментов в районах республики. ¬ св€зи со скудным финансированием самоде€тельные коллективы не имели возможности обогатить свое звучание за счет расширени€ состава струнной группы, хот€ инструменты ќйбермана были достаточно доступны и обладали высоким качеством звучани€. ”чащимс€ сельских детских музыкальных школ приходилось обучатьс€ игре на домре и балалайке, которые имелись в наличии, хот€ потребность в шикапшинистах неуклонно росла.

ћузыкальный инструмент, помимо выполнени€ прикладных функций, €вл€етс€ насто€щим произведением декоративного искусства, пам€тником истории, предметом этнографии. »менно с таких позиций рассматривают инструменты ¬. ќйбермана в крупнейших в мире музе€х музыкальных инструментов – им. ћ. Ў. √линки в ћоскве и —анкт-ѕетербурге, музее этнографии –оссии [11].

≈ще одним подвижником в деле возрождени€ и сохранени€ народных адыгских инструментов €вл€етс€ «амудин √учев – народный мастер, член —оюза художников –оссии, известный на —еверном  авказе исследователь, мастер по изготовлению народных адыгских музыкальных инструментов и плетению адыгской циновки. «. √учев, уроженец  абардино-Ѕалкарии, в насто€щее врем€ проживает в –еспублике јдыге€, где имеет творческую мастерскую. ѕри мастерской открыта посто€нно действующа€ выставка традиционных музыкальных инструментов адыгов и адыгской циновки. Ќа прот€жении р€да лет «. Ћ. √учев передает свои знани€ и богатый практический опыт слушател€м музе€ – мастерской. ƒл€ многих его воспитанников зан€ти€ с √учевым стали Ўколой национального самосознани€. «. Ћ. √учев – участник многих этнографических экспедиций и выставок в  Ѕ–, јдыгее, ћоскве, јбхазии, “урции.

ѕервую шикапшину мастер изготовил в 1993 году. ќна имела две струны, как у старинных инструментов, но отличалась от них формой – акустические отверсти€ были расположены по бокам инструмента, а не в центре. ѕо мнению «. √учева старинные инструменты более приспособлены дл€ сопровождени€ при исполнении старинных песен, а современные предназначены дл€ удовлетворени€ современных требований к инструменту. ¬ насто€щее врем€ √учев нар€ду с более архаичными образцами изготавливает европеизированные шикапшины (по типу скрипки), с 4-м€ струнами из современных материалов.

–€д морфологических особенностей гармоники (громкость звучани€, простота в обращении, фиксированна€ звуковысотность) способствовали тому, что она довольно скоро стала доминирующим музыкальным инструментом. ѕо мнению многих исследователей национальных культур, гармоника способствовала исчезновению традиционных инструментов и инструментальной музыки, потеснила традиционные ансамбли в ¬осточном ѕодолье, ѕолтавщине, украинском и белорусском ѕолесье, у адыгов, осетин, татар, марийцев. ѕосле революции гармоника пропагандировалась как символ пролетарской культуры [12].¬ 20-30-е годы XX века гармоника прочно вошла в адыгский быт, потеснив традиционные инструменты, в частности, шикапшину.

¬ св€зи с морфологическими характеристиками и достаточно тихим звучанием, шикапшина была практически исключена из свадебных и других торжественных меропри€тий. ƒо середины 90-х годов XX века национальную свадьбу чаще всего сопровождали гармоника и доул, или 2 гармоники и  доул. Ёто были в основном усто€вшиес€ ансамбли, с которыми о намеченном торжестве договаривались заранее. √лавенствующую роль в подобном дуэте или трио играл гармонист. ќсобо ценились музыканты, которые имели вокальные данные. ќни сопровождали пением свадебные ритуалы и обр€ды, а так же исполн€ли попул€рные песни. — середины 90-х годов в качестве музыкального сопровождени€ на кабардинской свадьбе все чаще стал использоватьс€ синтезатор, отличающийс€ от традиционных инструментов мощностью и громкостью звучани€, относительной простотой эксплуатации и тем, что исполнителю не приходилось прикладывать больших физических усилий, в отличие от гармониста, вынужденного активно работать мехом и поэтому быстро устающего. ќсобенно актуален синтезатор был во дворе или большом помещении, где он обеспечивал достаточно высокий уровень громкости, и ритм, заданный заложенной в электроорган программой, мог звучать практически непрерывно.

  концу XX века свадебные торжества, как правило, сопровождали 2 группы музыкантов: 1-€ группа - гармонист; доулист (но теперь вместо него чаще стали приглашать пхацичао); певец (мог сочетать функции певца и пхацичао). Ёта группа сопровождала свадебные ритуалы во ƒворце Ѕракосочетаний или «ј√—е, во врем€ поездок свадебного кортежа по городу, то есть место, где не мог использоватьс€ синтезатор из-за отсутстви€ сети. 2-€ группа – это музыкант-исполнитель на синтезаторе и певец. »ногда эти обе функции сочетал в себе один человек. “ак как свадебные торжества все чаще стали устраивать в снимаемых помещени€х, синтезатор стационарно устанавливали в зале, где находилось наибольшее количество гостей. ѕерва€ же группа музыкантов при необходимости переходила из помещени€ в помещение исход€ из возникшей ситуации.

Ўикапшина, €вл€€сь камерным инструментом, продолжает существовать в концертном варианте, ее звучание, усиленное микрофонами придает музыке неповторимый колорит. Ўикапшина – это не только музыкальный инструмент, но и атрибут национальной принадлежности.

ѕримечани€

1. Ўу Ў. —. јдыгские народные музыкальные инструменты //  ультура и быт адыгов. ћайкоп, 1977. ¬ып.I. —.158.

2. ∆иви, шикапшина! // —оветска€ молодежь. 1993. 4 июн€.

3. Ѕгажноков Ѕ. ѕуть воина в культурной истории адыгов // √азета ёга. 2003. 3 июл€.

4. ќйберман ¬. Ўикапшина Ёльмурзы //  абардино-Ѕалкарска€ правда. 1998. 21 ма€.

5. ÷ƒЌ»  Ѕ–. ‘.1. ќп.1. ƒ.215. Ћ.55.

6. Ќалоев «. ћ. ∆иви, шикапшина // —оветска€ молодежь. 1993. 4 июн€.

7. ‘едоренко ј. Ќас не только слушали //  абардино-Ѕалкарска€ правда. 1995. 19 августа.

8. Ѕарагунов ¬. Ўикапшина //  абардино-Ѕалкарска€ правда. 1996. 12 окт€бр€.

9. Ѕезиров „. «Ѕжамий» покорил французов //  абардино-Ѕалкарска€ правда. 1992. 17августа.

10. јппаева ∆. ѕолон замыслов, настроен оптимистично //  абардино-Ѕалкарска€ правда. 1999. 20 марта.

11. “ам же.

12. ћациевский ».¬. √армоника в системе традиционной музыкальной культуры // √армоника: истори€, теори€, практика. ћайкоп, 2000. —.16.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.