Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Научная деятельность

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.». Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

Хотко (Агрба) Б. С., г. Майкоп

АЖЬИРНЫХА - культ поклонения богу кузни

(на примере моления в роду Цвижба) [1]

Справка. Народы Абхазии исповедуют православие (68 %), ислам (32 %); 2 % населения считают себя атеистами, 2 % - иудаистами, католиками и лютеранами. Учитывая тот факт, что в последнее время на историческую родину активно возвращаются репатрианты, в республике заметно увеличивается число людей, исповедующих ислам, ибо приток соотечественников происходит как раз с территорий исламских республик. Тем не менее, мы столкнулись с уникальной приверженностью абхазов к традиционной религии. Это касается как абхазов-мусульман, так и абхазов-христиан, которые уверены в том, что каждый из них на генетическом уровне несет в себе исконную абхазскую веру, веру своих предков. Народная вера не вступает в соперничество ни с христианством, ни с исламом, она представляет собой стержень традиционной культуры. Благодаря здравому восприятию исконной религии в контексте современной жизни, между абхазами, считающими себя христианами или мусульманами, нет мировоззренческих разногласий. Быть абхазом – это исполнять абхазские традиционные ритуалы, которым одинаково верны и абхазы-мусульмане, и абхазы-христиане.

Абхазам не свойственен религиозный фанатизм. Можно предположить, что традиционные моления в святилищах абхазы воспринимают не столько как культовую церемонию, сколько как традицию, доставшуюся им в наследство от предков.

В настоящее время традиционная абхазская религия играет к тому же и стабилизирующую роль в обществе, способствуя тем самым психологической адаптации и реабилитации народа, пережившего стресс войны. Потребность в традиционной религии настолько необходима для современных абхазов, что это привело в формированию института жрецов, которые 3 августа 2012 года организовали Совет жрецов Абхазии.

Целью данного исследования является освещение значимого для абхазов праздника Ажьирныха (у абжуйских абхазов) или Хьачхама (у бзыбских) – День сотворения и обновления мира, который отмечается с 13 на 14 января. Фактически это Новый год по старому стилю. Следует отметить, что он носит статус официального государственного праздника и является выходным днем в республике Абхазия. Данная статья основана на примере исполнения Ажьирныха в роду Цвижба.

В религиозной жизни абхазов особое значение имел культ кузни и ее божественных покровителей, именовавшихся Шашвы. Одной из характерных особенностей религиозного мышления древних абхазов являлось представление о некоторых важнейших божествах, как о сверхестественных существах, единых в своей множественности. Шашвы также выступают в виде единого коллектива божеств. Об этом свидетельствует, например, выражение: «Да покарают тебя (боги) Шашвы!» [2].

Один из первых исследователей этнографии народов Кавказа Григорий Филиппович Чурсин отмечал, что культ железа и кузнечного ремесла особенно хорошо сохранился у абхазов, адыгов и отчасти у мегрелов [3]. Г.Ф. Чурсин приводит слова автора XVIII века Рейнегса о том, что абхазы «занимаются обработкой железа, из которого делают отличную сталь и выковывают ружья, сабли и ножи» [4]. Абхазия была одним из основных регионов по производству бронзовой металлургии. Выдающаяся роль кузнечного дела в хозяйственной жизни народа нашла свое отражение в религии абхазов, ни у одного из народов Кавказа не наблюдается такого высокого почитания кузни, кузнечного дела и кузнецов, как у абхазов» [5]. Как отмечает в своих работах известный абхазский этнограф И.А. Аджинджал, культовые кузни предназначались «исключительно для совершения моления и жертвоприношений божеству кузни, устраивались обычно в виде небольшого круглого и четырехугольного помещения с конической или двухскатной крышей из папоротника [6]. Бытовали и смешанные кузни (рабочая и культовая) [7]. Г.Ф. Чурсин описал значение кузни у абхазов следующим образом: «Кузня-ажьира» представляется абхазу чем-то вроде святилища. В ней совершаются в некоторых случаях моления, в ней приводят к очистительной присяге и т.д.» [8]. В работах известного ученого-востоковеда В. Г Ардзинба мы наблюдаем выделение двух видов кузни. «Единственными функциями одного являются хозяйственно производственные; другой тип почти не связан с производством. Он играет роль святыни отдельной семьи или группы родственных семей» [9].

Кузнец был своего рода посредником между людьми и божеством кузни Шашвы, поэтому его боялись. Как отмечает Н.С. Джанашиа, «абхаз скорее примет ложную присягу в приходской церкви, чем в своей кузне» [10].

На праздник Ажьирныха (Хьачхама) на родовых и фамильных сходах старейшина, произносящий молитву, обращается к Богу с просьбой защитить его род от бед и несчастий, даровать благополучие и благоденствие, мир и достаток. В этот важный для абхазов день весь род съезжается в родовое гнездо – фамильный дом, чтобы всем вместе отметить праздник. До сих пор во многих абхазских семьях сохранились культовые кузни, в которых и проводятся основные ритуальные действия.

Наш материал собирался в семье Геннадия Платоновича Цвижба, нынешнего директора пансионата «Нарт» в городе Гагра. Благодаря его трепетному отношению к традициям предков в этой семье сохраняются и почитаются нравы и обычаи, совершаются обряды, присущие абхазам. Г. Цвижба является живым примером для своих потомков, который демонстрирует и культивирует АПСУАРА [11], тем самым сохраняя и приумножая главные общечеловеческие ценности. Этот человек обладает большой эрудицией и неиссякаемой жаждой познания истории и культуры не только своего народа, но и других народов Кавказа. Он является ярким представителем абхазского народа, общественным деятелем, которому не чужды проблемы своей страны, и которого заботит благополучие и дальнейшее развитие молодого независимого государства – республики Абхазия. Смело можно утверждать, что Геннадий Цвижба – это незаурядная и яркая личность, который своим примером восприятия и понимания абхазской самобытности и национального колорита, наглядно демонстрирует основные принципы традиционной религии абхазского народа.

Обряд Ажьирныха в семье Цвижба является обязательным для каждого члена рода, от млада до велика. В настоящее время в культовом мероприятии принимают участие как женщины, так и дети, что не практиковалось ранее. Такое стало возможным лишь несколько десятилетий назад. Традиция проведения обряда в этой семье никогда не прерывалась, даже вовремя Отечественной войны 1992-93 годов. После смерти родителей Геннадий Цвижба перенес культовую кузню (ажьира) со всей атрибутикой (апсгьир и ажьга – наковальня и молоток, служащие для принятия присяги) из родового дома на новое место проживания.

В роду Цвижба Ажьирныха проводится в первую среду после Нового года по старому стилю. Нет точного определения, почему именно этот день недели был выбран для данного события. Существует предположение, что именно среда является счастливым днем для рода.

Со слов Геннадия Цвижба, который является главным организатором события, он начинает готовиться к молению задолго до самого мероприятия. Здесь также немаловажную роль играет и психологический фактор, требуется определенный настрой, так как этот культ является своего рода таинством, во время которого требуется максимальная концентрация и положительные эмоции. Глава рода повторяет текст ритуального молебна, дабы воскресить в памяти священное писание, из чего следует, что подготовительный период к традиционному молению является очень значимым и необходимым.

Следует отметить, что каждая семья этого рода вносит свою лепту в проведение праздника, это касается различных кушаний для застолья после самого молебна, т.е. после основной ритуальной церемонии. Ритуальная пища достаточно аскетична.

Основным эпизодом мероприятия является жертвоприношение богу кузни – Шашвы. В качестве жертвенного животного выступает белый козел, которого покупают задолго до самого праздника и откармливают в доме, где будет проходить ритуал. Для жертвоприношения покупают также кур, которые таким же способом взращиваются задолго до мероприятия. Основным знаковым моментом в этом ритуале является то, что петухов режут по числу лиц мужского пола в данной семье, а кур – по числу представительниц женского пола. Для жены главы семьи, хранительницы очага, был принесен в жертву петух, что является демонстрацией уважительного отношения главы семьи к матери его детей. Этот день обязует всех собраться в одном доме, только болезнь или какие-то другие серьезные обстоятельства могут являться уважительными при отсутствии того или иного члена рода.

Глава семьи старается проводить обряд в том виде, в каком проводили его отец и дед. Это событие носит воспитательный и созидательный характер, весь обряд проводится на абхазском языке.

Накануне праздника, вечером, перед закатом солнца молельщик, в данном случае глава семьи ведет жертвенного животного (козла) за рога к кузне, за ним идут все остальные участники ритуала. Обнажив головы, все становятся вокруг наковальни. Молельщик произносит молитву в честь божества кузни и кузнечного ремесла Шашвы, прося ниспослать им его благословение. Только после этого молебна приносятся в жертву жертвенные животные: белый козел, петухи и куры. Основные приготовления к празднику проводятся непосредственно в день проведения мероприятия. С утра мужчины разделывают и варят мясо, готовят мамалыгу (абысту) в больших котлах, чтобы хватило не только на всех членов семьи, но и на тех, кто изъявит желание присоединиться к священной трапезе. Женщины тем временем варят петухов и кур в традиционной кухне абхазов – апацхе, замешивают тесто для ритуальных пирамидальных вареников (ахампал). Перед тем, как начать лепить вареники, женщина, отвечающая за приготовление теста (обычно ею является самая старшая и уважаемая в роду), лепит из этого теста две фигуры основных светил в виде солнца и луны (амра и амза), что символизирует день и ночь, восход и закат. Тем временем идет подготовка праздничного стола, в которой принимают участие даже дети. Стол должен быть обильным и красивым, что тоже является обязательным в процессе священного празднования.

Основное действо начинается до заката солнца. К тому времени все приготовления уже завершены, и семья собирается возле священной кузни. Рядом с кузней устанавливается небольшой стол с ритуальной пищей: вареным мясом, сырным пирогом, пирамидальными варениками. В данном конкретном случае молебен был совершен главой семьи – Геннадием Цвижба. Родовой жрец надел белую рубаху, являющуюся обязательным атрибутом мужского абхазского национального костюма. Затем, взяв в одну руку ветку орешника с нанизанными на нее сердцем и печенью жертвенного животного, а в другую руку зажженную свечу, он приступил к основному действию данной церемонии – прочтению молитвы на родном языке. В молитве он обращается к богу кузни Шашвы с благодарностью за все успехи в прошедшем году и с просьбой о мире, здравии и благополучии для семьи в следующем году. В это время все члены рода стоят позади жреца, также держа в руке свечи. После прочтения молитвы молельщик разливает домашнее вино из кувшина, который был зарыт в земле в центре священной кузни специально для данного праздника задолго до самого мероприятия, всем присутствующим, за исключением детей. Затем жрец приглашает каждого из участников мероприятия отведать ритуальной пищи и высказать свои пожелания на будущий год. Обязательным является также произнесение молитвы в честь матери своих детей, хранительницы домашнего очага – Аиды Цвижба (Лакоба), за ее здравие и благополучие, в благодарность за ее старание и усердие, за ее труд во благо всей семьи.

После окончания этого обряда рога жертвенного животного молельщик оставляет в кузне. На этом само священное действо является завершенным, и праздник плавно перетекает в застолье в самом доме, где за одним большим столом собираются все члены рода, а также близкие друзья и даже гости. Понимая цель и важность самого мероприятия, во время застолья произносятся тосты за семью, весь род, его настоящее и будущее. Особо хочется отметить тот факт, что в этом роду культивируются основные общечеловеческие ценности, такие как доброта, щедрость души, искренность, сплоченность, трудолюбие. Именно благодаря этому в данной семье царит мир и спокойствие, каждый стремится соответствовать той высокой планке нравственности, которая была установлена их предками.

Подытоживая наши наблюдения, следует отметить, что, несмотря на стремительное политическое, экономическое и культурное развитие молодого государства – республики Абхазия, наблюдается мощный интерес и возрождение традиционной веры абхазов, что символизирует возвращение народа к своим истокам для более глубокого понимания и осмысления жизни и общечеловеческих ценностей.

Обряд Ажьирныха является неотъемлемой частью в жизни рода Цвижба, так как именно благодаря этому мы наблюдаем сплочение и объединение всех членов фамилии. Следует отметить, что проведение такого рода мероприятий носит также воспитательный и образовательный характер, так как помогает глубже познать историю и культуру своего народа, культивирует любовь к родному языку, воспитывает национальный дух и любовь к своей Родине подрастающего поколения.

Культовое мероприятие Ажьирныха является своего рода заменой атеизма. Именно в этих обрядах мы можем наблюдать необъяснимые действия, существующие в языческих обрядах, когда народ свято верит в силу произнесенной молитвы одному из божеств в священном месте, благодаря которой он сможет себя уберечь членов рода от бед и несчастий, а взамен получить благословение.

Народная религия абхазов – это то наследие, значение и роль которого является неотъемлемой частью духовной культуры абхазского народа, и, быть может, именно благодаря этой вере, абхазы сохранили силу воли и духа, которые помогли одержать победу в Отечественной войне 1992-93 годов.

Примечания

1. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 13-26-12002 «Священные места абхазов и адыгов: традиции и современность».

2. Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы (историко-этнографические очерки), изд-во «Алашара». 1965. С.533.

3. Зухба С. Л. Мифология абхазо-адыгских народов. Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2007. С.145.

4. Там же.

5. Там же.

6. Аджинджал И. А. Из этнографии Абхазии. Материалы и исследования. Сухуми, «Алашара», 1969. С.211.

7. Там же. С.211.

8. Чурсин Г.Ф. Материалы из этнографии Абхазии. Сухуми, Абгосиздат, 1956. С.69.

9. Ардзинба В.Г. К истории культа железа и кузнечного ремесла.(почитание кузни у абхазов). Древний Восток. Этнокультурные связи. L XXX. – М., 1988. С. 269.

10. Джанашиа Н. С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960. С. 73.

11. Апсуара (букв. «абхазство») - свод морально-этических норм и установок, реализующихся в этикетно-поведенческих формах культуры, регламентирующих отношения между индивидом и обществом, обществом и природой.

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.