ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

‘урсова ≈.‘., г. Ќовосибирск

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ѕ–ј«ƒЌќ¬јЌ»я “–ќ»÷џ ё∆Ќќ–”—— »ћ» ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ÷јћ» —»Ѕ»–»  ќЌ÷ј XIX – Ќј„јЋј ’’ ¬. (ѕќ –≈«”Ћ№“ј“јћ ѕќЋ≈¬џ’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»…)

ƒл€ российского кресть€нства, часто единственной надеждой уйти от малоземель€ и бедности было переселение на свободные земли. Ќаиболее попул€рны были степные и лесостепные районы —ибири вдоль —ибирской железной дороги, где имелись чрезвычайно плодородные черноземные почвы [1]. »з сведений переселенческих управлений следует, что распределение переселенческих потоков не было равномерным, наиболее привлекательной была “омска€ губерни€, куда «прошло в среднем за один год дес€тилети€ 1894-1903 гг. – 45,6% всего числа переселенцев» [2].

«»менным ¬ысочайшим ”казом» от 19 сент€бр€ 1906 г. определ€лись основные положени€ дл€ передачи земель под колонизацию [3]. Ѕыл разработан пор€док, при котором предусматривались интересы старожильческого населени€ и переселенцев, чтобы действительно предоставить последним «не заселенные» и годные дл€ хлебопашества земли. ¬ целом за дес€ть лет (1894-1903 гг.) более половины всех переселенцев составили черноземные ѕолтавска€, „ерниговска€,  урска€, “амбовска€, ћогилевска€, ќрловска€, ¬итебска€ губернии, более четверти – —амарска€, ¬оронежска€, ’арьковска€, ѕензенска€, ≈катеринославска€, ¬€тска€, ’ерсонска€, ћинска€, оставша€с€ четверть приходилась на прочие 35 губерний –оссии [4]. ѕри этом, если в первое п€тилетие 1894-1899 гг. заметно преобладали выходцы из северо- и среднерусских районов, то во втором п€тилетии 1899-1903 гг. превышали юго-западные и западные [5]. ѕрибывавшим в —ибирь в конце XIX - начале XX в. переселенцам из губерний ≈вропейской –оссии пришлось приложить немалые усили€ к приспособлению своего традиционного образа жизни к новой дл€ них среде обитани€.  ультурный полиморфизм мигрантов, €вл€вшихс€ носител€ми как северо- так и центрально-южнорусских традиций не оставл€ет сомнени€ в том, что у каждого восточнослав€нского народа, каждой этнографической группы “срабатывали” свои специфические адаптационные механизмы.

—ведени€ об этнографическом составе сибирских деревень начала ’’ в. содержатс€ в анкетах сельскохоз€йственной переписи 1916-17 гг., в которых сообщаютс€ сведени€ о вновь прибывших к этому времени переселенцах [6]. ¬новь прибывшие переселенцы нередко переживали в новых услови€х сильнейший эмоциональный стресс. »менно в среде российских переселенцев обнаруживались в большей степени воцерковленные люди, привыкшие на родине посещать храмы, присутствовать на богослужени€х. ќказавшись без поддержки церкви, прибывшие переселенцы активно хлопотали о постройке и открытии в их селени€х храмов или на первых порах молитвенных домов. —ела, образованные вновь прибывшими росси€нами, нередко назывались в честь какого-либо христианского праздника; эти поселки сразу выдел€лись своими предпочтени€ми в названи€х (ћихайловка в „улымском районе Ќ—ќ, ѕетропавловка в ћасл€нинском районе Ќ—ќ,  рещенский в ”бинском районе и т.д.).

ѕереселенцы из южнорусских селений с 1852 по 1863 г. составл€ли в “омской губернии абсолютное большинство. ѕо числу переселенцев места распредел€лись следующим образом: “амбовска€ (перва€), ¬оронежска€ (втора€), ќрловска€ (п€та€) и  урска€ (шеста€) губернии [7]. «начительна€ часть этих переселенцев была помещена в волост€х  аинского уезда “омской губернии (”сть-“артасской, Ќижне- аинской и пр.). ѕроживавшие на прежней прародине чересполосно с украинцами, выходцы из этих местностей освободились на сибирских земл€х от прозвища «кацапы». ќднако здесь, несмотр€ на свою русскую самоидентичность, они нередко получали новое им€ «хахлы». ¬ отличие от выходцев с ≈вропейского —евера и ѕоволжь€, южнорусские рассел€лись обычно довольно многочисленными группами.  урска€ губерни€ занимала в переселенческом движении в 1885-1889 гг. первое место, дав 43% общего числа переселенцев, в 1890-1894 гг. передвинулась на второе место (14%, после ѕолтавской губернии), в 1895-1899 гг. вышла на третье место (7%) и в 1900-1904 гг. поместилась только на п€том месте (6%) [8].

ѕриведем некоторые примеры из мозаики переселений периода конца XIX – начала ’’ в.  урские прибыли в начале 1880-х гг. в Ѕурлинскую волость Ѕарнаульского уезда (ныне ѕанкрушихинский район јлтайского кра€) из —такановской,  раснопол€нской, ѕокровской, ’охловской, Ќикольской волостей ўигровского уезда, јфанасьево-ѕохонской, ”спенской волостей “имского уезда, —реде-ќпоченской волости —тарооскольского уезда; в ќрдинскую волость из ўигровского уезда —такановской, Ќикольской, ¬ерхдойменской волостей; в Ћегостаевскую волость (ныне »скитимский район) из —тарооскольского уезда  отовской и Ѕарановской волостей [9]. ƒействительно, при знакомстве с анкетами сельскохоз€йственной переписи, например, по с. ѕанкрушиха јлександровской волости (ранее Ѕурлинской волости) убедительным выгл€дит значительный перевес переселенцев из  урской губернии: јнтиповы (переехали в 1897 г.), јмпиловы (1891 г.), јбакумовы (1897 г.), јндреевы (1892 г.), Ѕрусенцевы (1907 г.), Ѕочаровы (1891 г.), Ѕеседины (1897 г.), Ѕалдуевы (1905 г.), Ѕелозеровы (1899 г.), Ѕалыкины (1896 г.) и т.д. ѕриехавшие в 1896-1908 гг. в с.  айлы  айлинской волости “омского уезда «кур€не» составл€ли около 6% населени€; прибывша€ в 1897-1907 гг. в д.  арасево √ондатьевской волости масса кресть€н из  урской губернии, на момент сельскохоз€йственной переписи составл€ла примерно половину населени€ – 45 из 100 домохоз€йств.

ћногие данные исследовател€ —.ѕ. Ўвецова подтверждаютс€ материалами экспедиционных исследований автора, например, о проживании в  арасукской (ныне  раснозерский район Ќовосибирской области), Ќижне- улундинской волост€х курских переселенцев из —тарооскольского уезда (д. √илев Ћог, ”тичье, »линском и др.) [10]. ” большинства курских переселенцев маршрут переселени€ включал два этапа, первый из которых представл€л проезд в “омскую губернию на переселенческий пункт, а по прошествии двух и более лет - обоснование в более южных селени€х јлтайского горного округа.

¬оронежцы приехали в ќрдинскую волость из ¬алуйского уезда  озинской волости и Ѕирючского уезда ¬ерх-Ћуб€нской, ’мелевской волостей; в д. јгафониху  айлинской волости из Ќижнедевицкого уезда [11]. —огласно экспедиционным материалам довольно много потомков воронежских переселенцев проживает на земл€х бывшей Ѕурлинской волости (дд. ѕрыганка, ƒолганка и пр.), а также в ѕричумышье.

¬ыходцы из Ћебед€нского, ћорашнского и ≈латомского уездов “амбовской губернии проживали как в южных районах ѕриобь€ (ќрдинска€, „ингинска€ волости), так и в более северных, например, „аусской волости [12].  омпактна€ группа «тамбашей», представл€вша€ 23% населени€, поселилась в с. —калинское „аусской волости. ¬ с. „улым »ткульской волости  аинского уезда тамбовские переселенцы составл€ли 7% населени€; в с. „ингисы ¬ерх-„ингисской волости 5%.

ќрловские переселенцы, согласно сельскохоз€йственной переписи населени€ 1917 г., проживали компактными группами в пос. »ркутский  айлинской волости, пос. —обиновский, пос. –ыбкинский, пос. ќвражный √ондатьевской волости “омского уезда. »з более крупных населенных пунктов можно назвать с. „улым  аинского уезда, где они составл€ли 11% населени€. —огласно экспедиционным данным, именно прибытие в д. ѕеньково значительного количества «расейских» вызвало отток проживавших здесь старообр€дцев в более позднее врем€ 1940-х гг. (в 1917 г. старожилы ќгневы составл€ли 50% населени€). ¬ процессе полевой работы «островки» орловских кресть€н встречались в „ерно- урьинской, ¬ерх-„ингисской волост€х Ѕарнаульского уезда (сс. Ќова€  урь€, „ингисы), „аусской волости “омского уезда (с. —калинское) и пр. ¬ Ќиколаевской волости за выходцами из ќрловской губернии закрепилось гордое название «орлы».

Ќазвание праздника “роицы осознавалось как олицетворение единства Ѕога-ќтца, Ѕога-—ына и —в€того ƒуха. ќднако приуроченные к этому дню обычаи и обр€ды значительно расшир€ли символику и прот€женность праздника. —огласно полевым этнографическим материалам автора, курские переселенцы сохранили троицкий комплекс в наиболее полном виде в сравнении со многими прочими этнографическими группами русских. ƒл€ выходцев из  урской губернии и их потомков была характерна не только очень €сна€ пам€ть об имевших место в прошлом обыча€х и обр€дах, но также хорошо осознаваема€ интерпретаци€ их ритуального значени€. ƒуховым днем считалась суббота накануне воскресень€-“роицы, когда было прин€то посещать могилы умерших родственников. —ледовавший за воскресеньем понедельник также относилс€ к празднику “роицы. ѕоскольку суббота считалась ƒуховым днем, то баню топили в предшествовавший четверг, когда каждый парилс€ «новым березовым веником».

–убили обычно три березы, которые устанавливали около окон. ««аведением» было приносить в дом березовые ветки и ставить их на стол, под иконы. Ѕукетики зелени носили на кладбище, ими же застилали полы изб и хоз€йственных построек — «јбы зелень была!». ¬ пам€ти людей сохранилась весела€ припевка: «—коро “роица — земл€ травой покроетс€!» или «“роица — зеленый сад откроетс€!». —реди троицких цветов было много желтых, например, одуванчики, лазоревые, или «жарки». ¬плетали в букеты также самсончики, медуницы, богородскую траву, незабудки, кукушкины слезки.

ѕоскольку цветами-«огоньками» украшали помещение церквей и своих домов, то, как и за березами, так и за ними специально ездили в заповедные лесные места. Ѕукеты этих цветов брали с собой на праздничную службу в храм, после чего их ставили дома вместе с березовыми ветками. ƒевушки плели из огоньков венки и носили «по домашности» в доме и на улице. ѕосле троицкой недели их либо сжигали, либо закапывали в землю — в любом случае следили, чтобы они были уничтожены.

 урские переселенцы не красили €йца в качестве поминального угощени€ к “роицкому родительскому дню. ѕоминали всех умерших в церкви по поминальным книжкам, а затем ходили служить молебен на кладбище. — собой брали в качестве милостыни вареные €йца, «стр€пню». Ќа могильные кресты вешали сплетенные из разнообразных цветов венки, которые висели в таком положении до следующего праздника (ќ.“. —еднева, пос. —еверное Ќ—ќ). ¬о врем€ посещени€ могил пели духовные стихи, трапезничали.

ѕо общерусской традиции курские парни и девушки вместе собирались в рощах, где играли, пели под гармошку, пл€сали. ћногим информаторам троицкие дни запомнились вождением хороводов. ¬есьма попул€рна у кур€н была игра «—осед соседку любит». ¬ курском варианте игры «¬довой» все строились парами и один из оставшихс€ без пары начинал игру: пробега€ через строй, выбирал себе «пару» из сто€вших. ¬ многолюдных селах на игру «’одить стенкой» собиралось до ста человек. ѕары «перекатывались», смен€€сь друг с другом под пение старинных песен.

¬ селах, где курские переселенцы составл€ли большинство населени€, ощущалось их вли€ние в том, что исполн€лс€ обр€д «похорон кукушки», или «крещени€ кукушки».  умление курских девушек €вл€лось составной частью обр€да «ломани€ кукушки» с последующим «поминанием кукушки». ѕокажем это на примере с. ¬ерх-»рмень ќрдинской волости (ј.ј. Ѕирюкова, с. ¬ерх-»рмень ќрдынского р-на Ќ—ќ). «десь в праздник ¬ознесени€ рубили и нар€жали березку, называвшуюс€ «кукушкой». ”крашенное деревце устанавливали в передний угол у кого-либо из односельчан. Ќа дес€тый день, в “роицу, его «хоронили» - несли к реке и топили. “олько после этого бросали в воду венки и гадали в зависимости от характера движений на воде. »нформаторы хорошо помнили дальнейшие событи€: «... тада скатерть в березнике (вариант: «в з’асике», место, где косили траву — ≈.‘.) расстилаем. —адимс€, поминаем эту кукушку.  то чЄ принесет. ¬ареными €йцами, блинами, пирожками, шаньгами, калачами. » сидим прощаемс€...». «ѕоминки» постепенно перетекали в обр€д кумлени€: «... кумились парами. ѕесни пели вс€кие, какие нравились... ѕарни были тут же, но с ними не кумились. — покумленной подружкой потом кумами звались» (ј.ј. Ѕирюкова, с. ¬ерх-»рмень ќрдынского р-на Ќ—ќ). ѕодобные рассказы были нами услышаны не менее чем от дес€ти информаторов, которые единодушно завер€ли, что на всю жизнь «кумами и оставались» (‘.ћ. Ќовикова, д. –оманово ѕанкрушихинского р-на ј  и др.). ¬ верховь€х “артаса «кур€не» при кумлении, крестились, целовались и со словами «я тво€ кума», обменивались предметами одежды (ќ.“. —еднева, пос. —еверное Ќ—ќ). Ќами не зафиксирован обычай делать «кукушку» из травы в форме птицы, подобно описанному дл€  урской губернии в рукопис€х јрхива »–√ќ [13]. Ќо кур€не —узунского района Ќовосибирской области до сих пор при проведении массовых гул€ний на “роицу демонстрируют как «хоронили кукушку» - куклу, спуска€ гроб, в котором она лежала, в реку.

¬ отличие от представителей многих других этнографических групп, кур€не начинали купатьс€ с “роицы (не со дн€  упалы). ƒо этого праздника вода в водоемах считалась холодной, опасной дл€ купани€. »менно к этому дню было приурочены молени€ о дожде, которые включали также изготовление «обыдЄнной» рубахи. «Ќа “роицу все — старые и молодые льна нажмут, сделают обыдЄнную рубаху. Ќаденут на молоденькую девочку и та ходит по пол€м» (ќ.“. —еднева, пос. —еверное Ќ—ќ). ¬ некоторых селах на “роицу устраивались крестные ходы с иконами (д. √ражданцево, —еверного р-на Ќ—ќ; ќ.“. —еднева, пос. —еверное Ќ—ќ).

“ульские переселенцы три дн€ в доме устраивали «сад» из расставленных березовых веток, настеленных по полу травы и цветов (кукушкиных слезок, огоньков, незабудок и пр.). ¬округ избы напротив окон, р€дом с дверью ставились молодые березовые деревца. ƒевушки собирались на “роицу в лесу, где плели венки, «заламывали березки». ¬енки вешали на березы, бросали в реку с загадыванием «на исполнение или неисполнение» заветных желаний. —плетали в виде кос три веточки р€дом сто€щих берез, которые затем соедин€ли; использовали эти ветви также в качестве «качюли» (≈.≈. ≈фремова, д. —пирино ќрдынского р-на Ќ—ќ). Ѕытовало поверье, что на “роицу начинает «к’укать» кукушка, которую просили: « укушка, кукушка, сколь мне лет жить?». ќднако какого-то рокового значение подобным предсказани€м не придавалось. ¬ среде «тул€ков» не зафиксированы обычаи «кумлени€», купальные запреты на троицкой неделе.

ќтличительной чертой тамбовских переселенцев было то, что они убирали дома и усадьбы не только березовыми, но и черемуховыми ветками (называлось «садить»).  ак и прочие переселенцы южнорусского происхождени€, «тамбаши» имели «заведение» разбрасывать по полу траву. “роицкие травы, цветы €вл€лись первой сорванной летней зеленью, поскольку существовал запрет рвать что-либо ранее “роицы. ¬ отношении содержательности этого обыча€ преданий не сохранилось, обычным можно считать ответ: «“акое поверье было. —читалось это хорошо». ѕо истечении недели троицкую траву разбрасывали по огороду.

¬ чтимый “роицкий родительский день, который приходилс€ на субботу, поминали умерших родственников; при этом клали на могильные холмы крашеные или некрашеные €йца (как крошеные, так и целые); кроме €иц, сыпали пшено, «се€ли» пшеницу.  ак свидетельствуют информаторы, ранее не прин€то было устраивать на могилах трапезу.  огда в воскресенье девушки плели березовые венки, то также подходили к кладбищу и вешали венки на кресты своих родственников; но «это молодежь, а старухи приходили просто поклонитьс€» (ј.≈. «адонска€, д.  рахалевка  оченевского р-на Ќ—ќ). ѕриносили атрибуты праздника в виде букетов, отдельные цветы из которых втыкали в землю. »нформаторы вспоминали, что с могилок ничего не разрешалось брать, даже при условии произрастани€ на них съедобных €год; пожилые люди всегда запрещали это делать, мотивиру€ это «принадлежностью» похороненному человеку.

“амбовским дет€м не разрешали купатьс€ до “роицы, в качестве причины выдвигалось по€вление русалок. ≈ще на пам€ти пожилых людей то, что в некоторых селах к “роице делали из тр€пок «куклы», которые также звались «кукушками».  укла была простейшего вида с головкой и идущей пр€мо от головки широкой юбкой, без рук и ног. ёбка в этом случае шилась из льна и была белого цвета (≈.ƒ. ¬асильева, с. –огалево ќрдынского р-на Ќ—ќ).

ќчень попул€рными на “роицу были игры «—осед соседку любит?», котора€ по-тамбовски называлась «¬ шлепанку», а также «Ѕить-бежать», «Ќомера».  ак и в р€де других этнографических групп, тамбовские переселенцы называли понедельник троицкой недели ƒуховым днем и отмечали день «емли-именинницы.

ќрловские переселенцы, подобно другим южным русским, хорошо сохранили многие троицкие обычаи, еще в 1920-1930-е гг. помнили их приуроченность к конкретным дн€м праздника. ћожно и сегодн€ услышать от местных сел€н применение к березе эпитета «божественна€». Ќекоторые информаторы даже вспоминали народное название “роицы как «день березки». ѕодобно другим выходцам из южнорусских губерний накануне “роицы, в четверг-«—емик», завивали на березах венки, загиба€ веточки кольцами (ј.ѕ. ƒанченко, д. ¬ерх- расно€рка —еверного р-на Ќ—ќ). ¬ день “роицы девушки вплетали в венки цветы и носили их во врем€ прогулок по роще; использовали березовые венки дл€ гаданий «на судьбу». ѕри этом исполн€лись троицкие песни: « ак на этой долинке, на широкой луговинке, на желтой траве…» (ј.ѕ. ƒанченко, д. ¬ерх- расно€рка —еверного р-на Ќ—ќ).

—облюдались обычаи украшени€ дворов и домов березами, березовыми ветками, а также разбрасывани€ трав по полу, прежде всего так называемой «богородской» (чабрец). Ѕерезы и травы сохран€лись в усадьбе три дн€. “роицкими вениками парились в бане. ѕосле праздника сто€вшие во дворе березки сжигали в огороде, а подоткнутые за окна — бросали в печь. ¬ среде потомков орловских кресть€н до сих пор бытуют рассказы об активизации русалок на троицкой неделе. «–усалки были в ”дарнике. —ама видела русалку в реке. ¬ полночь летом — голова клином, остра€, длинные черные волосы. ¬идела по грудь, волосы все закрывают. Ќо у лица волосы вроде бы короче. –усалка поднималась и опускалась над водой, шлепалась не то телом, не то хвостом. ћыла радиатор у реки в лесу и услыхала хлопанье русалок…» ( ≈.ј. Ќихаева, д. Ќова€  урь€  арасукского р-на Ќ—ќ).

 ультурно-бытовые особенности календар€ южнорусских переселенцев позвол€ют говорить о том, что их духовные ценности, выражавшиес€ в веровани€х, обыча€х, обр€дах, длительное врем€ были окрашены спецификой мест и времени выхода. ёжнорусские переселенцы сохран€ли многие троицкие обычаи и обр€ды, например, выдел€лись из окружавшего старожильческого населени€ следованием запретам рвать травы, цветы до праздника “роицы, когда природа еще не вошла в полную силу. ¬ южнорусской среде до насто€щего времени можно наблюдать сохранение некоторых обычаев, например, расстилани€ скошенных, особенно пахучих трав по полу.

ѕримечани€

1. Ѕольшаков ћ.ј. —овременное переселение. – ћ., 1924. – —. 7.

2. ѕереселение в —ибирь. ѕр€мое и обратное движение переселенцев семейных, одиноких, на заработки и ходоков. – —пб.: »здание переселенческого управлени€, 1906. – ¬ып. XVIII. – —. 41.

3. ѕереселение в јлтайский округ. – Ѕарнаул: »зд-во ”правлени€ јлтайского округа, 1912. – —. 8-9.

4. ѕереселение в —ибирь. ѕр€мое и обратное движение переселенцев…, —. 13;  ресть€нство —ибири в эпоху капитализма. – Ќовосибирск: Ќаука, 1983. – —. 234; ‘урсова ≈.‘. »стори€ «чалдонской» д. ќгурцово Ќовосибирского сельского района и области (применение метода интеграции архивно-этнографических источников). ћатериалы ¬сероссийской научно-практической краеведческой конференции//—ловцовские чтени€ – 2002. – “юмень: »зд-во “юменского государственного ун-та, 2002. – —. 155 – 157.

5. ѕереселение в —ибирь. ѕр€мое и обратное движение переселенцев… —. 15.

6. √ј“ќ, фонд 239, оп. 16; ÷’ј‘ ј , фонд 233, оп. 1; √јЌќ, фонд 38, оп. 1.

7. ядринцев Ќ.ћ. ѕоездка по «ападной —ибири и в √орный јлтайский округ//«аписки «—ќ »–√ќ. –  н. II. – 1880. – —. 125, 129.

8. ѕереселение в —ибирь. ѕр€мое и обратное движение переселенцев… —. 15.

9. ¬аганов Ќ.ј. ’оз€йственно-статистическое описание јлтайского горного округа. – —ѕб., 1883. —. 19, 68, 103.; јнкеты ¬—ѕ по с. ѕанкрушихинскому јлександровской волости Ѕарнаульского уезда, 1917 гг. ÷’ј‘ ј , фонд 233, оп. 1, д. 75, св. 8, 537 л.

10. Ўвецов —.ѕ. ћатериалы по исследованию мест водворени€ переселенцев в јлтайском округе. –езультаты статистического исследовани€ в 1894 г. – ¬ып. II. ќписание переселенческих поселков. – Ѕарнаул, 1899. єє 14, 16, 20 и т. д.

11. ¬аганов Ќ.ј. ’оз€йственно-статистическое описание… —. 104.

12. “ам же. —. 29, 106.

13. «еленин ƒ. . ќписание рукописей ”ченого архива. ѕг., 1915. – ¬ып 2. – —. 659.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.