ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

јлимова Ѕ. ћ., г. ћахачкала

—≈ћ≈…Ќџ≈ ќЅ–яƒџ “јЅј—ј–јЌ÷≈¬: “–јƒ»÷»» » —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ—“№ [1]

“абасаранцы – один из относительно многочисленных народов ƒагестана. ѕо переписи 2002 г. их численность в –еспублике ƒагестан – 110,2 тыс. чел., в –оссийской ‘едерации 131785 чел., в —еверокавказском федеральном округе – 116,189 тыс. чел. ѕо результатам переписи населени€ 2010 г. табасаранцев в — ‘ќ – стало 127941 чел. [2].

ѕроживают табасаранцы компактно на ёго-востоке республики в двух административных районах – “абасаранском и ’ивском. ¬ советское врем€ часть табасаранцев переселилась на равнину “абасаранского и ƒербентского районов, а также в города республики (ƒербент, ƒагестанские огни,  аспийск, ћахачкала).

¬ XVIII в. “абасаран был разделен на три части, из которых две составл€ли самосто€тельные владени€ – майсумство и кадийство*. —оюзы сельских обществ, известные в литературе под общим названием ƒевек-≈леми, образовали горный “абасаран.

√овор€ об этническом составе субрегиона, следует отметить, что нар€ду с табасаранцами в состав табасаранских владений в разные исторические периоды входили лезгины, азербайджанцы, таты, агулы.

√овор€т табасаранцы на табасаранском €зыке северо-кавказской €зыковой семьи, который имеет несколько говоров, объедин€емых в две группы: северную и южную. Ќа основе южных говоров в советское врем€ сложилс€ литературный €зык. ѕомимо родного €зыка, которым владеют 95, 9 % табасаранцев, значительна€  часть (62,5 %) свободно владеет русским, а также азербайджанским и отчасти лезгинским €зыками [3].

ƒанное сообщение посв€щено семейным обр€дам табасаранцев (традиции и современность). »сточниковедческую базу сообщени€ составили полевой материал автора, собранный в табасаранских селени€х, а также литературные источники.

—вадебна€ обр€дность табасаранцев, в основе своей, остава€сь общедагестанской, имела €ркую специфику и отличалась разнообразием. ќна состо€ла из трех последовательных этапов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного.  аждый из этих этапов сопровождалс€ определенными обыча€ми и обр€дами, которые бытовали в разных обществах в различных вариантах.

Ќаши материалы свидетельствуют о том, что в прошлом (XIX – нач. XX в.) браки у табасаранцев заключались в основном по сватовству, хот€ им были известны и такие способы заключени€ брака как люлечный сговор «гюбек кесме» (отрезать пуповину), левират, сорорат*. Ќекоторое распространение здесь получили обменные браки – «баш баша». ѕо сведени€м информаторов, к этой форме брака прибегали, чтобы избежать уплаты калыма. Ѕывали, хот€ и редко, случаи похищени€ девушек (брак умыканием).

 ак правило, невесту («швуш») дл€ сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по социальному и экономическому положению. ѕредпочитались браки внутри одного тухума, рода, села. ќсновой брачного союза в феодальной среде был всегда экономический или политический расчет.

—ватовство «швуш ча пуб» обычно начинали сами родители юноши – отец или мать. ѕри согласии родителей невесты на брак тут же назначали день обручени€ «бицIи лишан», который приобретал характер празднества. ¬ разных селах обручение, как и вс€ свадебна€ обр€дность  имели свои особенности и варианты. –азличи€ эти обуславливались особенност€ми в экономическом и культурном развитии каждой локальной группы. „аще эти различи€ €вл€лись результатом вли€ни€ на свадебные обр€ды табасаранцев культуры соседних народов: в —еверном “абасаране - азербайджанцев, в ёжном – лезгин.

ќдним из главных моментов в этом цикле обр€дов была уплата калыма, который называлс€ «швушван кьимат» (цена невесты) в ёжном “абасаране и «поль-пули» (дорожные деньги) – в —еверном “абасаране. –азмеры калыма за невесту отличались в разных обществах, зависели от сословной принадлежности сторон и были закреплены в адатах сельских обществ.  роме калыма, жених выплачивал своей невесте предписанные шариатом кебинные деньги, которые €вл€лись обеспечением жены на случай вдовства или развода по инициативе мужа.

ѕериод от сватовства до свадьбы был заполнен широким общением родственников жениха и невесты друг с другом, уплатой калыма и подготовкой приданого. ƒл€ невесты и жениха - это врем€ соблюдени€ обыча€ «избегани€» и разного рода запретов.

—вадьбу (сумчир) табасаранцы начинали в п€тницу, завершали в понедельник. ¬ некоторых селени€х (јркит, “инит, ≈рси) накануне свадьбы устраивались проводы невесты (девичник) – «къызлар гежеси» («шубарин») – «девичь€ ночь» –  девичник, на который приходила сельска€ молодежь. ¬ этот день к невесте приходил и главный дружок жениха с ритуальной едой. «десь молодежь веселилась: пели песни, танцевали. ¬ веселье принимала участие и невеста.

¬ некоторых обществах девичник называлс€ «къоз къыран» (ломание орехов).  ажда€ участница вечера приносила с собой полное сито орехов дл€ свадебной халвы. ёноши и девушки весь вечер веселились, «объ€сн€лись пр€мо или косвенно в любви, выбирали себе невест, высказывали свои упреки на недостаток внимани€ и т. д…  ульминационный момент наступал, когда в комнате на несколько минут гасили свет – «чырагъ сендюрен» (тушение светильника). ¬ прошлом, по предани€м, это длилось 1-2 часа. ¬ с. ≈рси данный обычай называлс€ «аман-аман» (примерно, «спаси» или «помилуй»). ÷ель его информаторы объ€сн€ют желанием юношей и девушек, пользу€сь случаем, подойти друг к другу, пожать руку, обн€ть, поцеловать любимых, что в другое врем€ было совершенно невозможно» [4].

¬ других селени€х (с.с. ¬ерх. и Ќижн. ярак, «альдик, ÷удук,  ондик), где такие девичники не устраивались, подруги невесты приходили к ней в день свадьбы кажда€ с курицей. ¬ доме невесты кур резали, ощипывали, варили и укладывали в сундук невесты дл€ отправки в дом жениха.

¬ день свадьбы (реже за день до свадьбы) в доме жениха в специально отведенной комнате совершали религиозный обр€д бракосочетани€ – «ник€х». «а несколько дней до свадьбы жениха и невесту посел€ли в «другие дома», где они находились в окружении друзей и подруг.

¬о дворе дома жениха (в некоторых селени€х на сельской площади) на прот€жении всех дней свадьбы играла музыка. Ќа свадьбе из числа присутствующих выбиралс€ «хан» (шах), наделенный особыми полномочи€ми, и 5-6 его помощников, которые поддерживали пор€док на свадьбе.

ѕосередине танцевального круга табасаранцы устанавливали срубленное фруктовое «деревце», на которое нанизывали различные €ства (€йца, орехи, маленькие хлебцы и т. д.) Ќар€женные деревца на свадьбе фигурируют и у некоторых других народов [5]. ¬ табасаранском с. ¬артатиль устанавливали дубовое деревце – «м€хъюн гьар». —читали, что это дерево крепкое и ветвистое. ѕредполагалось, что и нова€ семь€ будет такой же.

Ќа второй день свадьбы в полдень, а у некоторых табасаранцев (с. —ыртыч) с наступлением сумерек, отправл€лись за невестой. ¬ традиционной свадьбе строго регламентировалс€ состав лиц, едущих за невестой. ≈сли невеста из другого аула, за ней отправл€лись на лошад€х 20 мужчин и столько же женщин. ¬ своем селе за невестой отправл€ли лишь тех, кто в дом жениха принес поднос («хунча») с халвой.

ѕеревозили невесту в горных селени€х на украшенном коне, а в равнинных – на арбе. Ќо сопровождающие арбу молодые люди и здесь выезжали на лошад€х. ѕо пути в дом невесты молодые люди устраивали конно-спортивные сост€зани€, производились неоднократные холостые выстрелы.

¬о всех селени€х по дороге в дом невесты жители квартала, где жила невеста, несколько раз преграждали дорогу. –одственники и друзь€ жениха откупались подарками.

ќколо ворот дома невесты сторонами исполн€лось много песен. ѕесни, в основном, были величальные, но исполн€лись и шуточные, корильные куплеты. «атем гостей приглашали в дом, где их щедро угощали.

¬ некоторых селени€х над представител€ми дома жениха в доме невесты вс€чески подшучивали, разыгрывали своего рода спектакль: устраивали стрельбу по мишени в цель. “ак, например, встреча€ представителей дома жениха, молодые родственники невесты высовывали из дымохода на крышу длинный шест с прикрепленным на конце €блоком и все врем€ его крутили. ѕослы жениха должны были выстрелом попасть в €блоко и только после этого они могли войти в дом.

Ѕыл определенный пор€док выезда свадебного поезда из дома невесты и его встречи стороной жениха. Ќевесту из родительского дома под выстрелы выводил ее отец, брат или д€д€. Ќа ружье, из которого стрел€ли, прив€зывали платок или какую-нибудь красивую материю. ќдна из родственниц невесты выплескивала чистую воду или рассыпала рис. ¬переди свадебного поезда несли гор€щую свечу или лампу, а в некоторых селени€х и зеркало. —тарались, чтобы свеча не погасла и не разбилось зеркало. —читалось, что вместе с погасшей свечей и разбитым зеркалом разобьетс€ и счастье молодых.

¬ качестве охранительницы невесту сопровождала жена д€ди или брата невесты, «швушван баб». ѕри этом имели в виду, что сопровождать невесту могла та женщина, у которой благополучно сложилась семейна€ жизнь. ѕредполагалось, что все положительные качества женщины должны передатьс€ молодой.

Ќеотъемлемой частью свадебного цикла табасаранцев было присутствие при переезде невесты р€дом с ней мальчика, «чубликан», лет 3-5. ¬ одних селени€х родители жениха еще до начала свадьбы присылали дл€ «чубликана» какой-нибудь подарок, в других (с. Ћ€хл€) – тарелку €чмен€. Ќа наш взгл€д, €чмень в данном случае €вл€лс€ символом изобили€, умножени€ и посто€нного возрождени€ жизни [6].

” ворот дома жениха свадебную процессию встречали с подносом, на котором находились зажженна€ свеча, «ханц» (хлеб, намазанный маслом и медом) и флаг из дорогой материи. «атем свечу заносили в семейную комнату (хизандин хал) и оставл€ли ее зажженной до следующего утра. ѕо мнению информаторов, гор€ща€ свеча должна была способствовать тому, чтобы у молодых до конца жизни была светла€ и счастлива€ жизнь.

ѕеред вступлением невесты в дом жениха совершались следующие обр€ды: пока невеста не сошла с кон€, к ней подбегала девочка лет 13-14, дотрагивалась пальцем до правой ноги невесты, за что получала подарок; у порога невесту встречал мальчик, которого невеста также одаривала; у порога же невесту осыпали сладост€ми, €чменем, орехами, чтобы она жила в этом доме в достатке и имела много детей. ¬ некоторых селени€х (’ив, ¬арта, ÷удук) у порога над головой невесты ломали хлеб с пожеланием родить 7 сыновей и одну дочь.

ѕеред входом в отведенную дл€ невесты комнату под ее ноги бросали какой-нибудь железный предмет, шелковую материю, давали попробовать мед с маслом, шербет. ѕоследний обр€д называлс€ «йиччв кай тIуб» (медовый палец). «атем у входа в комнату к ней подносили миску с мукой и она, обмакнув руку в муке, оставл€ла отпечатки на притолоке. ѕосле всех этих процедур невесту вводили в отведенную дл€ нее комнату, и она становилась в правый угол этой комнаты. —опровождающа€ невесту женщина («швушван баб») садилась р€дом с ней. Ѕыл распространен обычай сразу сажать на колени невесты мальчика.

¬ первую же ночь «швушван баб» показывала родственникам жениха приданое и подарки невесты. ¬ полночь гости расходились. ѕоздней ночью к невесте в сопровождении дружка («тIапIахъан») приходил жених. ” входа в комнату невесты с жениха требовали выкуп за дверную ручку. Ќа рассвете жених уходил в дом «тIапIахъан». ѕочти всегда проводилась проверка целомудри€ невесты.

ќдним из главных в этом цикле обр€дов был обычай переодевани€ невесты. ѕосле первой брачной ночи невеста должна была предстать в новом нар€де, как бы свидетельствующем, что с этого дн€ она переходит в разр€д замужних женщин.

¬ 12 часов дн€ невесту в новом нар€де выводили на танец, который заканчивалс€ ее одариванием. “анец обычно начинал «тIапIахъан». ѕосле танца все гости приглашались в дом отца жениха, где их богато угощали. √ости, в свою очередь, оставл€ли на подносе деньги, за что получали подарки от невесты.

¬ этот же день муж молодой провожал домой «швушван баб» на коне с подарками дл€ нее и дл€ родственников жены. „ерез три дн€ совершалс€ обр€д первого выхода невесты за водой, через несколько дней после свадьбы начиналась сери€ приглашений молодых родственниками мужа. „ерез 1-2 мес€ца, иногда через полгода после свадьбы, молодую навещала ее мать, лишь после этого в сопровождении свекрови с подарками молода€ посещала дом своих родителей.

“аким образом, дл€ свадебного ритуала табасаранцев характерно сложное сочетание различных обр€дов. „асть обр€дов свадебного церемониала была св€зана с религиозными поверь€ми и магическими представлени€ми.

–одильные обр€ды табасаранцев можно также разделить на три основных этапа: 1) предродильные; 2) родильные; 3) послеродильные.

ѕредродильные обр€ды. ”же в свадебный обр€д включались действи€, направленные на то, чтобы у молодой были дети.   ним можно отнести такие описанные выше обычаи, как обсыпание невесты €чменем, орехами, обычай, по которому в дом жениха вместе с невестой отправл€ли женщину, имеющую благополучное потомство и т. д.

–адостным событием в каждой семье было рождение мальчика, так как с рождением мальчика-первенца молода€ получала неоспоримые права на зан€тие определенного места в семье и семейно-родственой группе. ¬ мальчике видели продолжател€ рода и поэтому о рождении мальчика табасаранцы начинали заботитьс€ еще задолго до свадьбы. “ак, например, считалось, что если перед первой стрижкой ногтей руки ребенка опустить в миску с мукой, в будущем этому ребенку будет обеспечено рождение сына-первенца. ќбычай сажать на колени невесты в доме жениха мальчика и обычай, по которому в дом жениха вместе с невестой отправл€ли мальчика «чубликан», тоже были призваны, чтобы у молодой родилс€ первенец-мальчик. ¬ыполн€лись и другие магические действи€ с этой целью.

Ѕездетность рассматривалась как несчастье. „тобы избавить женщину от этого, родственницы молодой прибегали к различным способам (рациональным и магическим) лечени€ женщины. — этой целью бесплодную женщину возили к различным целебным источникам, знахаркам.

«абота о женщине не прекращалась и после наступлени€ беременности. —векровь, другие члены семьи (обычно женщины) следили, чтобы беременна€ невестка соблюдала р€д запретов. Ќо прежде всего члены семьи старались помочь беременной (особенно во второй период беременности) чем могли - не давали поднимать т€жести, заботились о ее питании и т. д. - , чтобы роды были благополучными, ребенок и мать были здоровы. — этой же целью беременной женщине запрещали выходить со двора после наступлени€ темноты, чтобы джины не навредили ей и ее плоду; запрещали подходить к реке, в€зать (в последние дни беременности), ходить на кладбище и т. д. ¬о избежание гибели ребенка и матери рекомендовалось, чтобы беременна€ в сумерках и ночью за пределами усадьбы при себе имела кусочек хлеба. — этой же целью ее голову посыпали мукой. ѕри этом полагалось выходить ночью даже во двор с огнем и об€зательно в сопровождении другой женщины.

Ѕеременную предупреждали, что она должна избегать встреч с зайцем, с уродливыми детьми, чтобы эти недостатки не отразились на внешности будущего ребенка.

“абасаранки, как правило, рожали в доме мужа. ”знав о начавшихс€ схватках, к роженице приглашали повивальную бабку – «ганабаб». ¬о врем€ родов мужчины обычно покидали дом. Ёто была одна из форм обыча€ избегани€.

 ак только у роженицы начинались схватки, свекровь над ее головой три раза кружила миску с мукой (после эту муку отдавали бедным). ѕеред родами  открывали все сундуки в доме, отпирали замки, приоткрывали  двери, разв€зывали  узлы, расстегивала пуговицы, а повивальна€ бабка расплетала роженице косы.   роженице не пускали женщин в период мес€чных, с сырым м€сом, с похорон; людей, наход€щихс€ в трауре, с ключами; женщину, недавно родившую (если не прошло 40 дней после родов) – считалось, что молоко роженицы перейдет к ней; беременных и бездетных. Ѕо€лись и «сглаза» со стороны присутствующих при родах женщин. — этой целью в комнате, где происходили роды, держали собачьи экскременты, €йцо в стакане с водой.

ћного обр€дов совершалось при т€желых родах. „тобы женщина разродилась ее поили из обуви мужа, разбирали сани на части, кусок новой ткани рвали на куски, приготовленные дл€ новорожденного пеленки разбрасывали по комнате роженицы. — этой же целью молода€ девушка забрасывала в дымоход сырое €йцо и в этот момент должен был прозвучать холостой выстрел.

ѕри зат€нувшихс€ родах роженицу переносили в поле, и при ней мужчины вынимали кинжалы из ножен, производили из ружей холостые выстрелы. “аким образом они отпугивали «злых духов». Ќа наш взгл€д, здесь дым символизировал огонь, которого €кобы «злые духи» бо€тс€. ¬ некоторых селени€х (с. Ћ€хл€) при зат€нувшихс€ родах роженицу подводили к лошади, чтобы она дала ей €чмень с задней стороны подола плать€. ѕовивальна€ бабка заставл€ла роженицу ходить по комнате, прыгать с небольшой высоты; роженицу раскачивали на качел€х, на оде€ле.

” всех табасаранцев бытует представление о духе ал (алабаслы, албаб). —уд€ по рассказам табасаранцев, ал особенно опасна дл€ роженицы. ѕо поверь€м, ал завладевает внутренност€ми (печень, почки, легкие, матка) роженицы и несет их к воде. —читалось, что если она успеет ополоснуть их, роженица погибнет. ѕоэтому роженицу тщательно охран€ли. ѕрежде всего, чтобы ал к роженице не €вл€лась, закрывали дымоход.  роме того, с момента наступлени€ схваток и в течение трех суток после родов в комнате роженицы должен был находитьс€ мужчина. ѕо поверь€м, ал бо€лась мужчин. „тобы ал не смогла вынуть внутренности роженицы, в течение некоторого времени держали €зык роженицы. ¬ерили, что внутренности роженицы ал выдергивает вместе с €зыком. ≈сли же роженицу не сумели защитить и у нее роды проходили т€жело (особенно, если она потер€ла сознание), говорили, что ал уже завладела внутренност€ми роженицы. ¬ этом случае роженицу укладывали на палас и в сопровождении жителей всего села (мужчин, женщин, детей)  вместе с ней обходили все источники села. ѕри этом, чтобы запугать ал и не подпустить ее к источнику, мужчины играли на барабане, стрел€ли, то и дело вынимали из ножен кинжалы и размахивали ими. √ибель роженицы, по народным представлени€м, зависела от того, успеет или нет толпа с роженицей подойти к источнику до того, пока ал погрузит внутренности роженицы в воду.

ѕривлекают внимание и меры, предпринимаемые табасаранцами дл€ охраны жизни ребенка после его рождени€. —разу после родов в стакан с водой опускали €йцо, гор€щие угли и держали этот стакан в течение недели около ребенка; под его подушкой держали определенный набор предметов: экскременты собаки, амулет «эмейин шан», бусины, монеты,  оран; лоб ребенка смазывали золой (чтобы он выгл€дел некрасивым, чтобы его не «сглазили»). Ёти вещи, по представлени€м табасаранцев, оберегали ребенка от «нечистой силы». — этой же целью в комнате новорожденного в течение 40 дней оставл€ли зажженную лампу. ¬ первые 40 дней после рождени€ старались не показывать ребенка посторонним, бо€сь «сглаза», не выносили его на улицу.

ѕослеродовой период женщины также был св€зан с системой запретов. Ќаиболее опасными как дл€ роженицы, так и дл€ ребенка считались первые 40 дней после родов. ѕоэтому как роженицу, так и ребенка в этот период тщательно охран€ли, старались не оставл€ть их в помещении одних.

—уществует комплекс предохранительных мер дл€ защиты жизни роженицы и после 40 дней. “ак, например, если роженице по истечении 40 дней  после родов нужно было перейти реку или ручей, сначала она должна была сделать три глотка из этого ручь€ и только после этого перейти реку, в противном случае у нее €кобы могло исчезнуть молоко. «десь €вно прослеживаетс€ культ воды, переплетенный с культом плодороди€ [7]. Ёта норма распростран€лась на  весь период кормлени€ ребенка. Ќочью роженица должна была выходить на улицу только в сопровождении другой женщины и с зажженной лампой.

Ѕольшое значение табасаранцы придавали обрезанию пуповины ребенка и ее хранению. ¬о всех селени€х отпавшую пуповину сушили и хранили в люльке под подушкой, чтобы ребенок спокойно спал.

–€д обычаев был св€зан с последом - «хал». ¬ большинстве сел послед считали душой ребенка, жизнь которого зависела от того, какие предосторожности предпримут близкие, чтобы защитить его. —читалось, что послед можно использовать во вред роженице. ≈сли не уберечь его от посторонних глаз, женщина может лишитьс€ способности рожать в будущем.

¬ одних селени€х послед зарывали в землю в «чистом месте», куда не могли проникнуть посторонние люди. ѕри этом сам обр€д зарывани€ последа проходил тайно. ¬ других селени€х (с.с. ¬ичIрикI, Ћ€хл€) послед выбрасывали, полага€, что если послед достанетс€ собакам, роженице и ребенку ничто уже не грозит. ¬ с.с. јркит, „увек послед сушили и хранили в коровнике, через 4-5 дней свекровь закапывала его в недоступном месте в хлеву или закладывала в стену. ¬ с. јшага-ярак послед ночью закапывали на кладбище. ƒелал это мужчина, а несла послед в тазу женщина.

—разу после рождени€ ребенка купали в соленой утренней воде. ¬ некоторых селени€х (с. јркит) купались об€зательно роженица, повивальна€ бабка и обе женщины, которые присутствовали при родах. ¬оду, в которой купали ребенка и роженицу, выливали тайком от мужчин в укромное место. ѕосле купани€ роженице давали обр€довое кушанье «берччем» (мучна€ молочна€ каша с медом и маслом), «аварша» (жидка€ мучна€ халва). ќбычай давать роженице масло, мед, молоко, безусловно, имел практическое значение – быстрое восстановление крови и сил.

ћного магических приемов примен€лось в тех случа€х, когда дети в младенческом возрасте умирали. „тобы избежать этого, не подшивали подол и рукава рубашки ребенка; из 7 домов брали гвозди, другие железные предметы, и кузнец изготавливал из них цепочку, которую мать должна была носить посто€нно; родители не «признавали», что это их ребенок и до 4-6 лет не покупали ему одежду, обувь.

¬ целом, при уходе за детьми большое внимание удел€ли предохранительным мерам от нечистой силы, сглаза, болезней.

¬ традиционной культуре табасаранцев значительное место занимали обычаи, св€занные с первым укладыванием ребенка в колыбель, с первой стрижкой головы, ногтей, с по€влением первого зуба, наречением имени, первым шагом.

¬се табасаранцы производили обрезание мальчикам в возрасте от 1 года до 5-6 лет и старше.

 ак мы могли убедитьс€, со дн€ вступлени€ в брак женщины до самых родов и послеродовой период вс€ ее жизнь и жизнь ребенка сопровождалась множеством различных магических действий и обр€дов дл€ защиты матери и ребенка от злых духов и сглаза. ¬ лечебных действи€х было много и рационального, почерпнутого из народного опыта.

¬ системе традиционной семейной обр€дности табасаранцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обр€ды. ¬ целом, они мало чем отличались от обр€дов не только других народов ƒагестана, но и народов, исповедующих ислам, так как в отличие от брачно-семейного и детского цикла, шариату удалось, отчасти, потеснить местные традиции, и похоронно-поминальный комплекс был несравненно сильнее исламизирован. “ем не менее, здесь еще много элементов древних домусульманских обр€дов. “ак, например, на похоронах безвременно умерших юношей и девушек, молодых мужчин в расцвете сил в знак глубокой скорби близкие родственницы стремились исцарапать себе лицо в кровь, вырывали у себ€ волосы, расплетали косы, разрывали на себе одежду. Ќесомненно, что эти обычаи €вл€ютс€ пережитками €зыческих, домусульманских верований.

ќсобым своеобразием отличались похоронные обр€ды южных табасаранцев, где на похоронах молодых людей было прин€то «нар€жать» фруктовые «деревца».

ќсобенность ритуала состоит в том, что когда умирал молодой человек или жених, у которого уже есть невеста, родители умершего или родители невесты, родственники устанавливали во дворе умершего фруктовое «деревце», сделанное из срубленных €блоневых веток, на которые нанизывали сладкие  маленькие свадебные калачики «гузани», €йца, выкрашенные в черный цвет, черную курицу, истекающую кровью, вниз головой, фрукты, орехи и все подарки, приготовленные матерью юноши дл€ будущей невесты.

–одственницы также приходили с «деревцами» небольших размеров. ѕредварительно все навешиваемые на «деревце» предметы они также красили в черный цвет. ƒл€ этого обычно использовали сажу.

¬о врем€ похорон вместе с умершим на кладбище несли «деревце», которое устанавливали на могиле. ”же на кладбище часть подарков раздавали присутствующим, часть приводили в негодность (рвали на куски) и разбрасывали на могиле (дл€ «освобождени€» души – по мнению информаторов). ѕо мнению исследователей, в основе обыча€ портить вещи находитс€ концепци€: «вид или качество предметов должны соответствовать качеству человека, которому они принадлежат». „еловек умер – он стал «другим», соответственно и принадлежащие ему предметы должны быть «другими» [8].

ќбр€д «нар€жени€» фруктовых деревьев бытовал почти у всех южных табасаранцев. Ќо в разных обществах он имел некоторые локальные варианты. “ак, например, в с.с.  уштиль, ’ив само «деревце» на кладбище не несли. «десь обычно вещи с «деревца» снимали и несли на руках, а «деревце» оставл€ли во дворе. ¬ других селени€х (Ћака, ’оредж,  уштиль,  ондик, «ильдик, ¬арта, ÷удук) во главе похоронной процессии шли друзь€ умершего с «деревцем», которое они несли поочередно, смен€€ друг друга (как и покойного). ¬ с.с. ¬арта, ÷удук «деревце» «нар€жали» не только черными, но и красными дарами. ¬ с. „Iере соседки, родственницы приносили подарки, которые они приготовили дл€ невесты и прив€зывали к «деревцу» до похорон.

Ётот обр€д имеет некоторые особенности в зависимости от того, кто умерший – жених или просто молодой человек. ≈сли хоронили молодого человека, за которого уже засватана девушка, с «деревцем» в дом жениха приходила мать невесты со своей дочкой и родственницами. ќни же с «деревцем» шли на кладбище. Ќа «деревце» невеста навешивала все подарки, приготовленные дл€ раздачи родственникам жениха в день свадьбы.

—овершенно особн€ком стоит обычай, когда «деревце» в дом умершего жениха приносит отец невесты в сопровождении дочери и своих родственников (с. јшага-ярак). ќн же с «деревцем» возглавл€л и похоронную процессию. ≈сли у невесты не было отца, то «деревце» нес ее брат или д€д€ по отцу.

ћотив украшенного €ствами дерева в похоронно-поминальных обр€дах – одна из распространеннейших традиций многих народов мира. ” осетин «во врем€ некоторых больших поминок устраивали «алам» – сооружение из скрещенных жердей, опутанных нит€ми, на которые были нанизаны фрукты, орехи, пр€ники, конфеты. јлам везли на кладбище, позвол€€ по дороге молодежи сбивать с него лакомства, которые доставались главным образом дет€м, и сооружали его у могилы» [9].

” некоторых слав€нских народов в похоронах холостых «деревце» фигурирует на прот€жении всего ритуала от снар€жени€ покойника до его могилы.  омплекс действий с деревцем здесь был направлен на поддержание нормального, непрекращающегос€ течени€ жизни и содействие вечному ее воссозданию.  роме того «деревце» здесь служит как посредник во взаимосв€з€х миров [10].

” многих народов ƒагестана украшенные €ствами «деревца» фигурируют как элемент свадебного обр€да. Ёто дает нам основание заключить, что использование свадебного реквизита на похоронах €вл€етс€ традицией, св€занной с €зыческими веровани€ми, согласно которым неженатому молодому человеку предстоит брак на «том свете» – характерные €зычеству эсхатологические представлени€, по которым прерванный на земле жизненный цикл продолжаетс€  на «том свете», т. е. «деревце» – символ бессмерти€. ¬озможно, что табасаранцы в далеком прошлом, как и многие слав€нские народы, приготовленные к свадьбе дары не раздавали, а хоронили вместе с умершим [11]. “аким образом, комплекс действий с «деревцем» направлен на приобщение к вечной жизни умершего.

«а годы —оветской власти в семейной обр€дности табасаранцев (как и во всей их жизни) произошли существенные изменени€.  ак показывают наши наблюдени€, нова€ семейна€ обр€дность в значительной мере создаетс€ на базе традиционной. Ёто выражаетс€, с одной стороны, в сохранении общей структуры обр€дов (всех подсистем и всех этапов обр€довой де€тельности), с другой - в сохранении большинства ее форм и в то же врем€ в определенном совершенствовании ее содержани€ и функций.

¬ современной табасаранской свадьбе, например, также выдел€ютс€ три традиционные составные части: предсвадебна€ (сватовство и обручение), свадебные торжества, послесвадебные обр€ды. ќднако содержание всех этих частей значительно видоизменилось. ¬ основе современного брака лежит полюбовное согласие молодых. Ќо при этом и сегодн€ при выборе супруга (супруги) молодые считаютс€ и с мнением  своих родителей, прислушиваютс€ к их совету, хот€ решающим €вл€етс€ слово самих молодых.

ѕо нашим наблюдени€м, сегодн€ изменились требовани€, предъ€вл€емые к невесте и жениху, их родител€ми. Ќа первое место сегодн€ выдвигаетс€ уровень образовани€ молодежи, а не сословна€ принадлежность и имущественное состо€ние семей молодых. –одители не желают вз€ть за сына или выдать дочь замуж за человека, который не имеет специальности, профессии и образовани€. —ами молодые даже стараютс€ подобрать себе партнера с таким же уровнем образовани€, хот€ немало браков социально смешанных. ≈ще совсем недавно (60-70-е гг. ’’ в.) родители юношей, напротив, старались не брать за сыновей девушек, которые учились в городе, счита€, что такие девушки забывают традиции, что город негативно вли€ет на их этические и моральные качества.

—егодн€ полностью искоренилась практика похищени€ девушек дл€ насильственного вступлени€ в брак. »ногда в городе встречаетс€ «брак уводом», но он основан на договоре между молодыми. „асто эти браки этнически смешанные, которые не одобр€лись традиционными нормами. Ќаиболее часто межнациональные браки заключаютс€ в среде тех, кто познакомилс€ на совместной работе или учебе. —реди этнически смешанных браков мало 18-19-летних. —редний возраст национально-смешанных браков 21-23 года. —егодн€ наблюдаетс€ повышение среднего брачного возраста дл€ девушек.

¬ наше врем€, как и в прошлом, вступлению в брак предшествует сватовство. “очно так же, как и в прошлом, за сватовством следует обручение с приношением подарков невесте. Ќо обручение стало теперь оформл€тьс€ в более узком кругу  родственников и часто одновременно со сватовством.

„ерез 1-2 мес€ца после обручени€ назначаетс€ свадьба. ќбычай избегани€ после сватовства, строго соблюдавшийс€ в прошлом, сегодн€ подвергс€ значительному изменению и трансформации.

  свадьбе, как и прежде, готов€тс€ тщательно. «аранее приобретают красивый свадебный нар€д как дл€ невесты, так и дл€ жениха. ѕриглашение гостей на свадьбу даже в сельской местности осуществл€етс€ при помощи пригласительных билетов. ¬ день свадьбы, иногда до свадьбы, осуществл€етс€ торжественна€ регистраци€. „асто в сельской местности регистрацию брака устраивают в день свадьбы в доме невесты или жениха. — этой целью в дом жениха или невесты приглашаетс€ работник загса (в районном центре) или глава сельской администрации (в других селах), и он в торжественной обстановке, в присутствии всех участников свадьбы и, что важно, в присутствии старшего поколени€ регистрирует брак молодых. —таршие родственники в данном случае станов€тс€ как бы соучастниками обр€да.

 ак и в прошлом, торжественно обставл€етс€ переезд невесты в дом жениха. —вадебный поезд сегодн€ состоит из нескольких нар€дно украшенных легковых автомобилей. ѕод звуки музыки и песен невесту сажают в одну из машин. ¬ доме жениха у ворот невесту встречают с песн€ми. ќдна из родственниц жениха, котора€ имеет дружную и многодетную семью, осыпает невесту рисом, сахаром, конфетами. «атем к невесте подходит дед или д€д€ жениха, благословл€ет ее, помогает выйти из машины и сразу же приглашает на танец. — невестой танцуют все и вручают ей в подарок некоторую денежную сумму. Ћишь после этого ее ведут в отведенную дл€ нее комнату. ” входа в комнату под ноги невесты стел€т ковер или шелковую ткань, а свекровь дает ей попробовать мед или шербет. ¬се эти действи€ воспринимаютс€ людьми как шуточно-игровые.

¬ постсоветский период, как в самом обществе, так и в области брачно-семейных отношений, в семейной обр€дности, произошли значительные изменени€. »зменени€ эти прежде всего св€заны с большими расходами на угощение гостей, на приобретение свадебного нар€да и других дорогих подарков дл€ невесты. ѕо широко распространенному мнению, свадебные расходы (как и похоронно-поминальные) требуют быстрейшего упор€дочени€, ограничени€, сокращени€ бессмысленных, а порой разорительных затрат. —тремление родителей, родственников устроить свадьбу, поминки своих близких не хуже, чем у других, приводит порой к извращению хороших народных традиций.

—овременные свадьбы,особенно городские, не устраивают старшее поколение. ∆ители старшего возраста отмечают, что в их врем€ свадьбы проходили гораздо интереснее, содержательнее и скромнее. » объ€сн€етс€ это тем, что развлекательна€ сторона свадьбы была богаче, €рче (песни-соревновани€, шутки, присутствие «шахов» и «ханов», р€женых на свадьбе и т. д.). “радиционна€ свадьба представл€ла собой насто€щее театрализованное представление. Ќарод стремитс€ сохранить те обр€ды, которые символизируют мир и согласие, красоту и эмоциональную выразительность всех свадебных циклов, всех обр€дов, воспитывающих у молодежи чувства социальной ответственности друг за друга, взаимоуважени€ и поддержки.

 оренные изменени€ произошли в родильных обр€дах. —егодн€ все женщины рожают детей в больницах, специальных родильных домах под присмотром опытных врачей. ћногие дети посещают детские дошкольные учреждени€, кружки. Ќо наблюдаетс€ и такое €вление, когда дети из-за особенностей современного уклада жизни и ориентаций не всегда наход€т возможность посидеть со стариками, послушать их рассказы. ¬едь распространенные в прошлом посиделки взрослых и детей вечерами имели большое воспитательное значение. ќни вносили не только некоторое разнообразие в семейную жизнь, но были и своеобразным источником распространени€ знаний. Ќа таких посиделках взрослые рассказывали дет€м сказки, легенды, истории, использовали в беседах пословицы и поговорки, загадки.

—егодн€ все это, в том числе традиционные детские игры и забавы, мы записываем по воспоминани€м старшего поколени€. ћы не решаемс€ однозначно определить причины этих и других €влений, но призываем задуматьс€ над этим.

¬ целом, небольша€ народность создала интересную самобытную культуру. «аслуживает внимани€ такое €вление, как стойкое бытование табасаранского €зыка. ¬ насто€щее врем€ значительно расшир€ютс€ его общественные функции.

¬ бытовом слое культуры табасаранцев – обр€дах, праздниках, традици€х, поведенческих нормах – сохран€ютс€ традиции почитани€ старших по возрасту, особенно стариков, носителей опыта и народной мудрости: распространены разнообразные атрибуты приветствий, которым учат детей с самого раннего возраста, гостеприимство (одна из лучших традиций табасаранцев, котора€ в новых услови€х про€вила удивительную стойкость), взаимопомощь.

ѕримечани€

1. »сследование выполнено по ѕрограмме фундаментальных исследований ѕрезидиума –јЌ, проект – «“радиционные обычаи и обр€ды народов ƒагестана в советский период»

2. Ќациональный состав и владение €зыками, гражданство, 2004.  нига 1. (»тоги ¬сероссийской переписи населени€ 2002 г “.4. ћ.

3. јлимова Ѕ.ћ. “абасаранцы. XIX – начало XX в. »сторико-этнографическое исследование. ћахачкала, 1992. —. 12-31; јлимова Ѕ.ћ., —ефербеков –.». “абасаранцы // Ќароды ƒагестана. ћ., 2002. —. 434-437.

4. √аджиева —.Ў. —емь€ и брак у народов ƒагестана в XIX – начале XX в. ћ., 1985. —. 214.

5. јлимова Ѕ.ћ. Ѕрак и свадебные обычаи в прошлом и насто€щем. ћахачкала, 1989. —. 46; Ѕулатова ј.√. “радиционные праздники и обр€ды народов горного ƒагестана в XIX – начале XX в. Ћ., 1988. —. 63 и др.

6.  алендарные обычаи и обр€ды в странах зарубежной ≈вропы. »сторические корни и развитие обычаев. 1983. —. 164.

7.  алендарные обычаи и обр€ды … —. 138.

8. “уголуков ¬.ј. —ледопыты верхом на олен€х. ћ., 1969. —. 178.

9. ћатериалы —еверокавказского отр€да. 1976. п. к. Ћ. 28. п. дн. є 2. Ћ. 16,17.

10. ¬елецка€ Ќ.Ќ. языческа€ символика слав€нских архаических ритуалов. ћ., 1978. —. 149-150.

11. –ыбаков Ѕ.ј. язычество древних слав€н. ћ., 1981. —. 36.

 

 

*             ћайсумство, кадийство — внутренние, относительно самосто€тельные административно-территориальные подразделени€ феодальных владений, управл€ющиес€ майсумами и кади€ми (ѕрим. ред.).

*             Ћевират — обычай, согласно которому вдова могла или была об€зана вступит в брак с братом умершего мужа. —орорат — обычай женитьбы на сестре умершей жены.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.