ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

ƒзарахова «. ћ.-“., г. ћагас

“–јƒ»÷»» “ќЋ≈–јЌ“Ќќ—“» ¬ “–јƒ»÷»ќЌЌќ…  ”Ћ№“”–≈ »Ќ√”Ў≈…

√1алг1ай - ингуши €вл€ютс€ одним из древнейших народов  авказа. ¬ основном они проживают в –еспублике »нгушети€, в ѕригородном районе. —толицей республики явл€етс€ город ћагас. —ама€ крупна€ диаспора ингушей проживает в –еспублике  азахстан, где они оказались в результате депортации (1944-1957гг), незначительна€ часть проживает в центральных городах –оссии и разных регионах страны, в странах ближнего и дальнего зарубежь€. ¬се ингуши €вл€ютс€ мусульманами. ¬ √рузии живут бацби-тушинцы, исповедующие христианскую религию, в јхматском районе √рузии живут кистинцы, часть из которых €вл€ютс€ выходцами из горной »нгушетии. Ќемногочисленными группами живут ингуши в странах дальнего зарубежь€, в европейских и восточных странах.

јнтропологически ингуши €вл€ютс€ представител€ми кавкасионского типа балкано-кавказской расы. »нгушский €зык относитс€ к нахской группе северо-кавказской €зыковой семьи и близок к древней хуррито-урартской группе €зыков. ƒревнейшее расселение ингушей в районе ¬оенно-√рузинской дороги и ƒарь€льского ущель€ способствовало активному участию ингушей в политических и культурных движени€х, охватывавших  авказ, в развитии взаимоотношений и дружбы с разными народами. √1алг1ай (ингуши) известны в древних источниках под разными названи€ми: малхи, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, колхи, кисты и др. — начала I тыс. н.э. на многие племена —еверного  авказа распростран€етс€ этноним аланы.

“€жЄлые последстви€ дл€ всего —еверного  авказа имели гуннское нашествие (IV-V вв.), татаро-монгольское (’III век). ѕредки ингушей ушли в те годы высоко в горы. ѕо мнению видного этнографа ћ.ј.јгларова, это «привело к сохранению и консервации гражданского (демократического) состо€ни€ ингушского общества, которое превосходило восточные модели, что несли с собой завоеватели.  акие бы экономические и культурные потери не последовали после завоеваний, ингуши сохранили свой общественный строй и отношени€,  подобные античным общинам и достойные менталитета горцев» [1]. ѕредки ингушей сохранили свой €зык и культуру в горах. √оры стали защитой,  крепостью и тюрьмой.

«начительным пам€тником духовной культуры ингушей €вл€етс€ Ќартский эпос. ≈го возникновение относитс€ ко времени расцвета кобанской культуры (I тыс. до н.э.). ¬ нем €рче, чем в любом другом жанре, показана во всем многообразии традиционна€ культура народа. Ќарты признавались общенародными предками. Ќа этих образах воспитывались лучшие черты народного характера: трудолюбие, справедливость, сила, мужество, ум и гостеприимство. √ордость, независимость и предельное свободолюбие, сопр€жЄнные с беззаветным героизмом, про€влени€ми рыцарства в бою и быту, порождало к нартам симпатию, котора€ начина€ со времЄн ранней бронзы, длитс€ сквозь века и тыс€челети€. ¬ горной »нгушетии и сегодн€ сохран€ютс€ легенды, горные вершины и места, св€занные с именами нартов.

ѕрочна€ св€зь ингушей с предками сохран€етс€ в предани€х, в жизненных позици€х, в поддержании прив€занности к родным местам и поселени€м. ќсознание особой св€зи между поколени€ми во времени об€зывает каждого ингуша беречь пам€ть о прошлом и как минимум знать семь имен своих пр€мых предков, знать свою генеалогию, историю происхождени€ своей семьи и фамилии.

¬ысшей духовной ценностью дл€ ингушского народа €вл€етс€ ценность родной земли. –одина – в переводе на ингушский €зык звучит: «ƒаькъасте», «ƒаьхе» («емл€ отцов; от слова «да» - отец). ¬ старину говорил: «Ќогами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир!».

—тержнем сохранени€ любой национальной культуры €вл€ютс€ прин€тые религиозные воззрени€. ¬ средневековье горцам были присущи тотемизм, анимизм, фетишизм, маги€, культ предков, культ очага, солнца и др.  ульт гор и горных вершин €вл€лс€ €ркой стороной религиозных верований. ÷ентром, вокруг которого слагали поэтические были, сказани€, легенды о всемогущих богах и геро€х, были горы Ѕаш-лоам (гора  азбек), ÷ай-лоам (—в€щенна€ гора) и ћаьт-лоам (—толова€ гора). ќдними из значимых в горных обществах были культ плодороди€ “ушоли, культ —ела – бога огн€ и молнии. “ушоли называли дочерью ƒ€ла (Ѕога). ¬ыше культовых наименований было обращение к ƒ€ла. ќбращение к ƒ€ла подразумевало обращение ко всем остальным значимым культам:

«ќ-о, ¬еликий и могучий ƒ€ла,

‘арал – благодать щедро даруй нам!

Ётот год сделай мирным дл€ нас,

ќ-о, ¬еликий и могучий ƒ€ла!» [2].

ќпределЄнное место в истории религиозных верований ингушей имело христианство, которое в эпоху средневековь€ проникало со стороны √рузии, позже –оссии. — ’VI-’VII вв началось распространение ислама среди ингушей. ¬ конце XVll в. ¬ахушти Ѕагратиони пишет о том, что жители јнгушта исповедуют ислам суннитского толка. ћассовое распространение ислама началось с середины ’1’ века. Ќекоторое врем€ в обществе сохран€лс€ религиозный синкретизм. ¬ насто€щее врем€ все ингуши €вл€ютс€ мусульманами.

— раннего возраста утверждалась в сознании ингушей верность данному слову и ответственность. «—лово было камнем, и камень был словом», - пишет ј.“анкиев. ¬ерность слову понимаетс€ ингушами как высша€ ценность. Ёта черта сокровенна. «ќн хоз€ин своего слова» (Ўий деша да ва из), - говор€т в народе, в значении: «надежный», «человек чести». ћудрость народа гласит: «—илу духа имеет мужчина; волевой мужчина держит слово; умеющий держать слово есть человек» ( ъонах волчун ди да, ди долчун дош да, дош дар - саг ва).

“€жЄла€ жизнь закал€ла характер горцев, воспитывала в них качества сильных мужчин (къонахчул), необходимые дл€ выживани€ в сложнейших услови€х: мужество и стойкость духа, честность и трудолюбие. — детских лет перед каждым мальчиком ставилась цель - вырасти сильным, мужественным, как отец, брат (старший), или как известный человек в округе.  аждый мальчишка в свой адрес желал получить характеристику: « ъонах ва!», т.е. мужчина. — этим ощущением рос и мужал, равн€€сь на достойных мужчин из народа. ƒетей учили быть выносливыми, быть защитниками своей семьи и –одины.

¬ пам€ти народной сохран€лись имена мужественных и храбрых людей, отличавшихс€ мудростью и всенародным признанием: »визд √азд, Ѕархой  ант, Ёжи Ёхк, ћухлой Ѕаашк, јуша Ёльмарз, ќарцхал  арцхал и мн.др. ќ покорител€х высоких вершин  авказа из ингушского селени€ √вилети слагали легенды, чемпионом мира по классической борьбе стал в начале ’’ века Ѕерд ≈влоев, выходец из горного селени€ ÷ори. ≈го называли в —анкт-ѕетербурге «ќрлом  авказа», далеко за пределами страны знали как «Ћев  авказа» и мн.др.

”важение к мужественности и стойкости духа, отсутствие малодуши€ - становились чертами ингушского национального характера. «¬ысокие, с лЄгкой походкой. ¬нешне свободные, гордые и серьЄзные. ¬ речи они пылкие, но очень быстро успокаиваютс€. ¬се их чувства про€вл€ютс€ искренне и открыто» [5], - писал ј.Ўтедер. «’рабрость воодушевл€ет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направл€ет их чувства» [3], - отмечал ».Ѕларамберг.

ѕоказателем жизнеутверждающего начала в культуре ингушей €вл€етс€ то, что, пройд€ через многие лишени€, унижени€ духа ингушский народ через свою этническую культуру проводит мысль: «не озлобитьс€». «ћужественный человек благороден и жалостлив, трусливый – жесток» (ƒенал дола саг къахетамег1а ва, зовза сага къиза ва) – такова философи€ жизни народа, призывающа€ быть всегда выше обсто€тельств. Ёто €вл€етс€ ценностным ориентиром в культуре народа, подчеркивающего приоритет человеческого в человеке, и как подтверждение тому постулаты ислама глас€т: «ћусульманин должен быть прощающим» (Ѕусалба саг къахетаме хила веза), должен сохран€ть благородство души. Ѕыть благородно-воспитанным не дл€ того, чтобы достичь каких-либо привилегий в жизни, а потому что ингуш, потому что должен быть именно таким, должен иметь признание общества как благородный человек (эздий саг).

—реди горцев  авказа, всегда вооружЄнных, обычай кровной мести существовал, как сдерживающий фактор от опрометчивых поступков, отступлени€ от социальных норм.  аждый человек был в ответе за свои действи€ перед своей семьЄй, родственным кругом. ¬ некоторой степени, кровна€ месть сохран€ла равновесие, не допуска€ безнаказанного нанесени€ оскорблени€ человеку, насилие, прелюбоде€ние, увечье, тем более, убийства. ћесть, прежде всего, распростран€лась на убийцу. –одственник, об€занный отомстить за его смерть, не принимал участи€ в массовых меропри€ти€х до тех пор, пока не настигнет убийцу [8].  ровна€ месть приводила к т€жЄлым последстви€м и убийствам, переход€щим из поколени€ в поколение. —о временем народ выработал механизм примирени€ кровников.  ак только возникала кровна€ месть, в обществе предпринимались меры дл€ мирного разрешени€ ситуации. Ќередко народные суды решали вопросы, св€занные с кровной местью. ”станавливалась цена за прощение крови. Ќеоценимую роль в вопросах установлени€ мира играл народный судебно-правовой орган ћехк-кхел. ¬ынесенное им решение имело силу закона [8].

—уществовали нормы, регулирующие права кровников, защиту и этикет.   примеру, кровник был в безопасности, если прикоснулс€ к надочажной цепи дома или обвил еЄ вокруг себ€, прикоснулс€ к пище этого дома. Ќельз€ было убивать человека, зашедшего во двор. ’оз€ин дома должен был его защитить, даже если он €вл€лс€ фамильным кровником. ¬ присутствии детей и женщин кровник не мстил. ¬ былые времена, когда шли в лес по дрова, брали с собой ребЄнка, зна€, что его присутствие остановит месть кровника. ≈сли во врем€  драки противник упал, этикет не позвол€л продолжать схватку. ¬ спину не стрел€ли, счита€ это ниже своего достоинства.  ровник, соблюда€ этикет, нередко покидал родные места и уходил жить в соседние районы. ¬иновна€ сторона не проводила €рких торжеств. ”бийца сам никогда не ходил на веселье, даже вдали от своих мест [8].

 ровна€ месть многими прощалась в годы т€жЄлых испытаний дл€ народа. ѕо воспоминани€м старейшин, в годы ¬еликой ќтечественной войны, кровники сами шли к тем, кого должны были преследовать и говорили: «я прощаю тебе кровь. ¬ойна - это общее горе». ¬ 1944 году по пути следовани€ народа в  азахстан и —реднюю јзию (депортаци€ 1944-1957гг), люди  прощали друг другу кровь. ¬о врем€ остановок, человек, желающий простить кровь, шЄл от вагона к вагону, спрашива€ громко «≈сть ли представители таких-то фамилий? ѕередайте, что €  прощаю  кровь» [8]. 

Ќельз€ сказать, что обычай кровной мести искоренЄн. ¬ меньшей степени, чем в прошлом, но он продолжает сохран€тьс€. ќн напоминает о том, что жизнь и судьба человека бесценны, и любое пос€гательство на них недопустимо. ¬ ингушском обществе есть глубокое понимание того, что нужно максимально  противодействовать возникновению кровной мести, ибо все семьи взаимосв€заны сетью родственных взаимоотношений, и в случае возникновени€ кровной мести, в число кровников попадают родственники по отцовской и материнской линии. ѕотому прощение кровника «¬о им€ јллаха» считаетс€ богоугодным делом, и в этом принимают участие уважаемые в обществе люди. ¬ наши дни в –еспублике »нгушети€ работает ѕримирительна€ комисси€, котора€ добиваетс€ хороших результатов, способствующих мирному согласованию спорных и конфликтных вопросов [6].

ќбщественный быт ингушей. ∆изнь ингушей была строго регламентирована. ќна подчин€лась неписаным нормам и правилам горского обычного права (адата). »здревле существовал в ингушском обществе своеобразный орган управлени€, сочетавший в себе функции высшего органа законодательной и судебной власти ћехк-кхел. ћехк-кхел обладал высшей демократичностью. —тарейшины, наиболее прославившиес€ своею удачливостью или своею многочисленной родней, поддерживали единодушие в обществе.

ƒл€ ингушей свойственно стремление к жизни, полной труда и достатка, уверенности в себе и в том, что они могут помочь другим морально и материально. ’арактер немещанской ментальности обуславливал готовность ингушей в любое врем€ прийти на помощь к тому, кто оказалс€ в беде, не требу€ вознаграждени€. ќтсюда и обычай трудовой взаимопомощи «белхи», развитый среди ингушей.  оллективный труд  на разных исторических этапах поддерживал общество. ¬ услови€х горных склонов, чтобы выкосить на отвесном склоне траву, горцы св€зывались одной веревкой. ¬месте строили мосты, дороги, собирались на  сельскохоз€йственные работы. “радици€ «белхи» помогала народу выживать в трагические годы истории. “радици€ взаимной поддержки выработала в народе  отзывчивость на радость и чужое несчастье. ¬ любом несчастье, особенно если семь€ тер€ла кормильца, горцы брали на себ€ заботу о потерпевших. —ельчане не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в  дом, где  нет мужчины - кормильца. ≈сли пожилой человек начинает какую-то работу по хоз€йству, то по правилам хорошего тона соседи, друзь€, юноши  принимают в этом участие, и часто начатое дело закачивают добровольные помощники. ≈сли у соседа, родственника, друга свадьба или другое меропри€тие, тут же собираютс€ все и помогают хоз€евам. Ќа генетическом уровне зафиксирована у ингушей установка - быть р€дом в горе и в радости с сосед€ми, друзь€ми, родственниками. ≈сли горе в доме, то соседи открывают настежь ворота, показыва€ тем самым, что горе соседа – это и его горе. ¬се односельчане выражают соболезнование, оказывают моральную и материальную поддержку. ’лопоты полностью берут на себ€ родственники и соседи. ƒолгое врем€ отсутствовавший в селе человек общаетс€ с сосед€ми, идЄт в семьи, где за врем€ его отсутстви€ умер человек, и высказывает соболезнование, если кто-то женилс€ – поздравл€ет [8].

ѕозором у ингушей считаетс€ наличие в обществе беспризорных сирот. ≈сли нет близких родных по отцу и по матери, которые могли бы усыновить (удочерить) ребЄнка, то в обществе возникает вопрос: «” них что, в роду никого не осталось?»   руг людей в роду, отвечающих за таких детей, определ€етс€ автоматически, согласно издавна установившимс€ в обществе нормам. » ингуш не имеет права не считатьс€ с этими нормами.

ядром ингушской культуры €вл€етс€ эздел. Ёздел (ингушска€ этика) – это мораль и нравственность, воспитанность и благородство, этика и философи€ жизни народа. ”никальный комплекс морально-этических и эстетических правил эздел прививаетс€ ингушам с раннего детства. —труктура эздел состоит из таких пон€тий как терпение (сабар), добросовестность, скромность (эхь), осознание долга, уважение к люд€м (бехк), достоинство (юхь), щедрость (камоаршал), мужество духа (денал), вежливость, культура поведени€ (г1улакх),  соревновательность (€хь) в стремлении к лучшему про€влению духовных и созидательных качеств. «≈сли тер€ешь одно из этих качеств, тер€ешь всЄ», – говор€т ингуши [8].

”важение к старшему заложено в самом менталитете ингушского народа.  ¬ минуты отча€ни€ и гор€, голода и болезней, народ умел объедин€тьс€ вокруг старейшин, перед лицом св€тых. Ѕлагополучие в семье и в обществе, ингуши св€зывают с соблюдением принципа: «—таршему – почести, младшему – уважение» (¬оакхачун – воакхаг1ал, з1амагIчун – з1амагIал).

—в€щенным законом, об€зательным дл€ всех ингушей, €вл€етс€ гостеприимство и куначество. ќсновные принципы обыча€ гостеприимства передаютс€ из поколени€ в поколение. »нститут побратимства в прошлом занимал у ингушей заметное место. »нгуши братались не только между собой, но и с другими горцами —еверного  авказа. ѕро известного в »нгушетии человека и в прошлом, и в насто€щее врем€ могут сказать, что у него есть друзь€ в √рузии, „ечне, ќсетии,  абарде, —таврополье и т.д. ¬ свою очередь, кунаки из разных мест, приехав в »нгушетию, считаютс€ гост€ми этого человека.  унаки приравниваютс€ у ингушей к родственникам.  унаки принимали и принимают участие в различных торжествах и событи€х, проход€щих в семь€х друг друга.  унаков могли называть «брать€ми, скреплЄнными кл€твой верности». —уществовали различные ритуалы скреплени€ дружбы и родства. ».ј.ƒахкильгов  пишет о том, что в далЄком прошлом среди ингушей был обычай «посестри€» (наьшаш), - это когда две девушки становились кл€твенными сЄстрами [7]. ¬ активной пам€ти обычай не сохранилс€ и только в устном народном творчестве можно обратить внимание на его наличие.  

ƒружба и скреплЄнное родство настолько близки, что если двое мужчин стали брать€ми, то их родные тоже вход€т в круг близкого родства, и уже не допускаетс€ даже мысли о брачном союзе между ними. ¬ качестве предостережени€ пословица гласит: «ƒруг брата полюбилс€ сестре» (¬еший доттаг1 – йиший везарг). ¬ 40-х гг ’’ века в ингушском селении яндырка была така€ истори€, когда ƒзаам „асыгов, сильно любивший девушку из своего села, стал дл€ неЄ названным братом. Ёто произошло при следующих обсто€тельствах.  ак то ƒзаам увидел, что волны разбушевавшейс€ реки —унжа унос€т девушку. ¬доль берега сто€ло огромное число растер€нных людей. “ут же, на своЄм коне устремилс€ ƒзаам вперЄд и, вступив в волны горной реки, выхватил девушку из воды и вынес к берегу. Ёто была та сама€ «алихан из рода ћальсаговых, которую он безумно любил. ѕонима€, что спаса€, он коснулс€ еЄ, ƒзаам твердо решил: «ќтныне, она –  сестра». “ак ему пришлось расстатьс€ с мысл€ми о ней и в течение всей жизни глубоко в душе хранить свою любовь [8].

— давних пор сложились в »нгушетии добрые традиции интернационального сосуществовани€. Ќадо отметить, что горцы  авказа всегда были заинтересованы в дружбе и взаимопонимании друг с другом, в т€жЄлые годы они совместно обсуждали вопросы мира и согласи€ через своих старейшин.  

¬ обществе были широко распространены обычаи побратимства и дружбы с представител€ми разных народов. ”важительное отношение к разным народам заложено в национальной культуре народа, и это можно наблюдать в повседневной жизни. «ƒа, сохранит ¬севышний мусульманина и христианина от гор€» (ƒала т1а ма  кхоачадолда хьо бусулбана а, керастана а), - говор€т ингуши в горе. «аверша€ трапезу: «Ќе обдели, ¬севышний, пищей мусульманина, христианина и всех живущих на этой земле» (ƒала эша ма йойла  хьо  бусулбана а, керастана а, хьа мел кхеллачунна а).   представител€м другой национальности или вероисповедани€, оказавшемс€ в своЄм кругу, ингуши про€вл€ют уважение в большей степени.

ќткрытость культуры и дружелюбие ингушей про€вл€ютс€ и в фольклоре. “ак, согласно одному из  распространенных преданий некто по имени √а имел двух сыновей – √алгай (ингуш) и √аберте (кабардинец), от которых и были основаны √алгаевское и   абардинское общества. ћного общего обнаруживаетс€ в ингушском и адыгском этикете. »звестно, что жена одного из первых грузинских царей ‘арнаваза (III в. до н.э.) была из дзурдзуков (ингушей). ƒобрые взаимоотношени€ ингушей и грузин имеют многовековые традиции.  

»м€наречение у ингушей носит интернациональный характер: японц, Ќемец, √1аберте (кабардинец), √1умки (кумык), √уржи (грузин) и др. ¬ перечне ингушской ономастики есть мужское им€ «—ипсо», данное в честь царского генерала Ќ.ѕ.—лепцова. ѕримечательно, что ингуши станицу ќрджоникидзевскую по сей день называют «—ипсо-гIал», несмотр€ на то, что после революции она была переименована в честь —. ќрджоникидзе.

ќ прочных добрососедских св€з€х ингушей с разными народами —еверного  авказа говор€т многие факты и фамилии. Ёто братские отношени€ с чеченским народом, бытующие фамилии потомков ремесленников-дагестанцев, которые некогда обосновались среди ингушей. ѕросветитель и инженер »брагим Ѕазоркин был з€тем кн€жеской осетинской фамилии “угановых. ¬еликий поэт балкарского народа  айсын  улиев был з€тем ингушской фамилии ƒахкильговых. –одословна€ главного редактора журнала «»нгушети€» Ћейлы “амасхановой св€зана с кн€жескими грузинскими фамили€ми ƒадиани и „очуа, кабардинской кн€жеской фамилией  ануковых и др. » таких примеров много.

—огласно учЄному ј. ћаксидову, общее происхождение имеют ингушские фамилии ћуталиевых, √атагажевых, чеченские ’акоевых, ’акиевых, грузинска€ фамили€ ÷иклаури из города  азбеги и кабардинска€ фамили€ √етигежевых. ≈сть общие фамилии у ингушей и осетин:  олоевы, ƒзараховы, ÷уровы, Ћь€новы, ƒударовы и др. —вои истоки св€зывают с ингушами жители р€да сЄл из ќсетии – —аниба, ƒаргавс,  обань [4] и др., что подтверждаетс€ письменными и архитектурными пам€тниками культуры.

¬ дохристианских и домусульманских веровани€х ингушей и многих народов —еверного  авказа были общие праздники и культурные ценности.

 азаки на ингушском €зыке звучит «г1азкхи», т.е. собственно «казаки», и это не случайность, а национальное название. «–усских» ингуши называют «эрсий». ћожно предположить, что это говорит о тесных контактах ингушей с этими народами. »звестны многочисленные примеры дружбы и совместной службы казаков и ингушей. √енерал-лейтенант Ёльберт Ќальгиев, полковник Ќиколай јльдиев, јхриев √аберт, Ўамиль Ѕатыров и дес€тки других генералов и офицеров прошли школу военной науки в казачьих войсках.

¬ лице кавказских народов, и ингушей в частности, нашли поддержку и понимание декабристы, высланные на  авказ в первой половине ’1’ века: ¬. ƒ. —ухоруков, ѕ. ј. ћуханов, ≈. ≈. Ћачинов, ј. ј. Ѕестужев и другие.

ќткрытость и доброжелательность характера ингушей про€вилась в 1932-33гг., когда »нгушети€ прин€ла и спасла жизнь многих людей из ”краины от голодной смерти. ¬ горе и радости стали родственными народы, депортированные в середине ’’ века: ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы и другие.

¬ 90-х годах ’’ столети€ »нгушети€ прин€ла потоки вынужденных переселенцев из сопредельных республик. ≈сли обратить внимание на то, что это были годы становлени€ молодой республики, то это ещЄ более подтверждает истинную ценность характера народа, его глубокую толерантность.

Ќе утер€л народ ингушский основополагающих принципов своей этнической культуры. ¬ дни и годы наибольших испытаний люди стихийно возвращаютс€ к истокам традиций и обычаев и в состо€нии безысходности черпают в них чувства безопасности и организованности. Ќа уровне подсознани€ заложены в люд€х установки, которые заставл€ют в критической ситуации вести себ€ так, как в таких же услови€х умели вести себ€ их предки. —амобытность народа про€вл€етс€ в повседневной практике, в наиболее типичных дл€ него модел€х поведени€, в оригинальном образе мыслей и защищаетс€ всем ритмом жизни, традици€ми, и потому никакие изменени€ условий жизни народа не могут убить реальности его национального духа.  »з глубины веков ингуши пронесли свою культуру, свои традиции и обычаи, и в новых услови€х жизни, сохран€€ свою самобытность, будут жить, творить, вносить свой посильный вклад в человеческую цивилизацию!

ѕримечани€

  1. јгларов ћ.ј.   вопросу об «»стории »нгушетии». јрхив  »нгЌ»» им.„.Ё. јхриева. 2010.
  2. јнтологи€ ингушского фольклора, “.1., Ќальчик, 2003.—.185
  3. Ѕларамберг ».  авказска€ рукопись. —таврополь, 1992.—.25.
  4. “уганов ћ. Ћитературное наследие. ќрджоникидзе, 1974, —. 54.55; —еменов Ћ. ѕ. јрхеологические и этнографические  разыскани€ в »нгушетии в 1925-1932 гг. √розный, 1963. —. 54;  алоев Ѕ. ј. ќсетино – вайнахские параллели //  авказский этнографический сборник. —. 140.
  5. Städer L. L. Tagebuch einer Reise, die im Jahr 1781 von der Grenzfestung Mozdok nach dem inner Caucasus unternommen worden // Neue Nordische Beiträge. St. Petersburg; Leipzig, 1797.
  6. ¬ ћагасе прошла встреча √лавы »нгушетии с примирительной комиссией // ќфициальный сайт √лавы –». ѕресс-служба главы –». 30.03.2012.
  7. ƒахкильгов ».ј. Ћичный архив.
  8. ѕолевые этнографические материалы автора 2010-2011 гг.
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.