ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

ћарзаева ћ. Ѕ., г. Ёлиста

¬ќ——“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ Ѕ”ƒƒ»…— ќ… “–јƒ»÷»» ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈  јЋћџ »я [1]

¬ св€зи с усилением глобализации и интеграции актуализируютс€ вопросы, св€занные с этничностью, многообразием культурных ценностей и мировоззренческих позиций. ¬ постсоветской  алмыкии эти процессы приобретают особое звучание, так как в республике проживают представители разных этнических групп, придерживающихс€ различных конфессиональных традиций.

¬ данных услови€х актуальными станов€тс€ исследовани€, направленные на изучение де€тельности религиозных центров, которые способствуют формированию норм и ценностей, воспитанию культуры общени€. Ќациональна€ культура калмыцкого народа основываетс€ на буддийских принципах.

¬ дореволюционный период буддийские хурулы*  алмыкии были центрами просвещени€, культуры, медицины. јтеистическа€ политика советской власти привела к утрате буддийской традиции калмыками. ≈сли до революции в  алмыкии насчитывалось около ста больших и малых хурулов, то к 1941 г. в  алмыцкой ј——– не осталось ни одного буддийского храма: одни были перестроены, другие разобраны на разные нужды или разрушены. Ѕуддийское духовенство было репрессировано [2].

¬ 1943 г. калмыки были депортированы в восточные районы ———–. ¬ период депортации (1943-1957) народ оказалс€ расселенным по просторам —ибири и —редней јзии. ¬ услови€х отсутстви€ хурулов буддийска€ обр€дность сохранила бытовой характер, соблюдение буддийских канонов свелось к семейным традици€м. Ѕывшие духовные лица в местах их поселени€ совершали обр€ды только тайно. ƒанна€ ситуаци€ сохранилась и при возвращении калмыков на родину несмотр€ на неоднократные попытки верующих зарегистрировать общину и открыть хурул. ѕрактика тайного проведени€ обр€дов бывшими буддийскими св€щеннослужител€ми сохранилась вплоть до конца 80-х годов ’’ века. ћеста проживани€ бывших духовных лиц стали неофициальными буддийскими центрами в республике [3].

—ледует отметить, что новейша€ истори€ буддизма  алмыкии представлена работами Ё.ѕ. Ѕакаевой, ћ.—. ”ланова [4]. ¬ данной статье мы рассмотрим проблемы становлени€ буддийской сангхи* –еспублики  алмыки€.

¬осстановление буддийской религии в республике началось с последней четверти ’’ в. ќтправной точкой этого процесса исследовател€ми беретс€ 1988 г., когда была зарегистрирована перва€ буддийска€ община.

—троительство собственных хурулов в каждом районе стало насущной задачей буддистов  алмыкии.  ультовое строительство в  алмыкии с самого начала велось методом народной стройки. ѕервыми буддийскими храмами стали молельные дома из приспособленных помещений, впоследствии новые хурулы были построены по всем буддийским канонам.

ѕервым был открыт новый хурул в г. Ћагань (1995). Ќа его строительство внес пожертвование ≈го —в€тейшество ƒалай-лама ’IV, посетивший республику в сент€бре 1992 г. ќн осв€тил стро€щийс€ храм и подарил танку – икону с изображением Ѕудды Ўакь€муни и оставил гипсовые отпечатки своих ладоней, ставшие главными реликви€ми храма. Ќовые хурулы были построены также в пос. јршань-«ельмень – »ки-хурул (1995), »ки-„оносовский хурул (1997). ¬ насто€щее врем€ во всех районных центрах (кроме яшалтинского) действуют хурулы, обустроенные согласно всем буддийским канонам.

¬ св€зи с открытием хурулов по€вилась необходимость в подготовке св€щеннослужителей. Ѕуддийские монахи проход€т обучение в духовных центрах Ѕур€тии, ћонголии и »ндии. ѕервыми калмыцкими ламами** после многолетнего перерыва стали выпускники ”лан-Ѕаторской духовной академии: јнджа-лама в пос.  етченеры, Ѕальджиним€-лама в пос. ÷аган-јман, Ћузунг-лама в пос. яшкуль. ¬ 1993 г. во врем€ своего второго визита ƒалай-лама ’IV посв€тил в монахи 13 человек. ѕоследующие группы студентов не были столь многочисленными. ¬ »ндии калмыцкие студенты обучаютс€ в монастыре ƒрепунг √оманг. ѕервым в монастыре √оманг степень геше-рабжамба* получил —анж лама (ћанжиков —анжи), который в насто€щее врем€ работает в —Ўј. ¬ 2004 г. Ћобсанг ÷унунг (ћанкиров ¬италий) стал вторым калмыцким монахом, получившим право сдавать экзамены на звание геше-профессора, доктора философских наук.

¬ насто€щее врем€ из всех только в нескольких хурулах работают местные св€щеннослужители, например, в  Ћаганском - Ћобсан «унду, ÷аган-јманском - Ѕальджиним€, »ки-Ѕурульском - ѕадма Ўераб, яшкульском - Ћузунг-лама, “роицком - јгван ≈шей. ¬ целом буддийское духовенство представлено тибетцами. ѕричин существовани€ данной проблемы много: это и прерванна€ традици€, и сложность самого процесса духовного обучени€, и отсутствие собственных духовных институтов на территории республики.

¬ последние годы увеличилось число буддийских св€щеннослужителей, занимающихс€ частной практикой. “ак, например, самосто€тельный прием в Ёлисте на частных квартирах ведут не только приезжие монгольские, бур€тские ламы, но и калмыцкие. ћногие верующие обращаютс€ к ним по обр€довым вопросам, так как их не устраивает индивидуальный прием в хурулах через переводчика у тибетских лам из-за существующего €зыкового барьера. ћолодежь смущает психологический момент - общение через третье лицо. —таршее поколение обеспокоено соблюдением культурных традиций калмыков.

»нституционализаци€ буддийской сангхи в республике была одним из ключевых вопросов религиозного возрождени€. ¬ 1991 г. состо€лась перва€ конференци€ буддистов  алмыкии и јстраханской области, котора€ утвердила устав и избрала шаджин-ламой “уван ƒоржа.  онференци€ провозгласила независимость ќЅ  от ÷ентрального ƒуховного ”правлени€ буддистов. ¬ 1992 г. состо€лась втора€ чрезвычайна€ конференци€, на которой шаджин-ламой** и  президентом ќЅ  избрали “эло “улку ринпоче, перевоплощение древнеиндийского йогина “илопы.

ќбъедин€ющей силой буддистов республики в начале религиозного возрождени€ стал ƒхарма-центр, созданный в 1991 г. по предложению “эло “улку ринпоче как молодежный буддийский центр. ¬ его рамках были организованы курсы по изучению основ буддизма, тибетского €зыка и древнеиндийской логики. Ёти зан€ти€ посещали до 500 слушателей, возраст которых варьировалс€ от 14 до 70 лет. ѕо приглашению этого центра  алмыкию посетили иерархи различных буддийских школ: ќле Ќидал – основатель общин традиции  арма- агью в ≈вропе (1993), —акь€ “ризин – глава традиции —акь€, кхенчен ѕалден Ўераб ринпоче и кхенпо ÷еванг ƒонгъ€л ринпоче – учител€ традиции Ќьигма (1995). Ѕлагодар€ де€тельности ƒхарма-центра страна узнала о  алмыкии как одном из буддийских регионов. ¬ 1994 г. был организован ћеждународный буддийский форум, в котором прин€ли участие около тыс€чи верующих из –оссии и р€да других стран.

ƒолгое врем€ в ќЅ  существовала некотора€ разобщенность между центральными органами и буддийскими общинами, не было единства между духовенством и мир€нами, были разобщены и общины мир€н. ќб этом свидетельствовал такой факт, что в 2006 г. из 35 зарегистрированных буддийских организаций в состав ќЅ  вошли только 24 [5]. ¬ насто€щее врем€ наблюдаетс€ процесс централизации буддийских общин. Ќадо отметить, что шаджин-ламе удалось консолидировать усили€ по укреплению ќбъединени€ буддистов  алмыкии (ќЅ ), преодолев разногласи€ среди членов ќЅ , в составе которого  уже 35 буддийских организаций из 38.

ƒе€тельность “эло “улку ринпоче направлена на восстановление высокого статуса буддийской конфессии в калмыцком обществе. — этой целью им была возрождена монашеска€ традици€ и философска€ ученость буддизма. —трогое соблюдение  монашеской дисциплины и серьезное религиозно-философское образование монахов укрепл€ет духовный авторитет представителей данной школы.

ѕроблема сплоченности буддийских организаций св€зана с развитием в  алмыкии разных направлений учени€. ¬ насто€щее врем€ в республике представлены все основные четыре школы тибетского буддизма √елуг,  агью, —акь€, Ќьигма. Ќар€ду с традиционными хурулами тибетской школы √елуг действуют буддийские сообщества, развивающие автономные формы организации религиозной жизни.

Ѕуддийский центр школы  арма- агью в  алмыкии был открыт в 1993 г. по инициативе ламы ќле Ќидала. « расношапочный» буддизм представлен в  алмыкии еще двум€ школами - —акь€па и Ќьигмапа, общины которых возникли после приезда в  алмыкию учителей этих традиций в 1995 г. ¬ насто€щее врем€ в поселке »ки-Ѕурул действует хурул, насто€тель которого последователь школы Ќьигма.

”казанные буддийские центры €вл€ютс€ мирскими религиозными сообществами с отличительными практиками и организацией. ќднако общими в развитии рассмотренных буддийских организаций  €вл€ютс€ следующие факты: общины основаны приезжими учител€ми по просьбе местных жителей, желающих получить и практиковать учение; они самосто€тельно развивают свою де€тельность, контактиру€ с зарубежными организаци€ми. Ѕолее развитые международные св€зи общин  арма- агью и Ќьигма оказывают благопри€тное вли€ние на развитие этих центров.

—тепень участи€ в общественной жизни республики у «красношапочников» разна€. Ќаиболее активны последователи ќле Ќидала. Ёто объ€сн€етс€ не только многочисленностью центра  арма- агью, но и близостью контактов с главенствующим петербургским центром и помощью с его стороны. ѕриоритетными направлени€ми де€тельности общины  арма- агью €вл€ютс€: организаци€ регул€рных визитов как самого ќле Ќидала, так и его учеников, участие в буддийских семинарах и посв€щени€х, проводимых учител€ми  агью в различных регионах –оссии и в странах —Ќ√.

¬ отличие от центра  арма- агью де€тельность членов —акь€ никем не регулируетс€. ќни практикуют самосто€тельно. Ёта община состоит из представителей творческих профессий, которые практикуют учение, не будучи монахами, но имеют обеты и активно занимаютс€ религиозным самообразованием. –уководство ÷ентра ориентировано на сотрудничество и активное участие в работе ќЅ .

ќбщина Ќьигма - единственна€ из рассмотренных нами буддийских организаций, которую возглавл€ют св€щеннослужители. ќсновна€ сфера ее  де€тельности – создание благопри€тных условий дл€ изучени€ теории и практики учени€, организаци€ лекций учителей, проведение массовых практик.

“аким образом, за 20 лет буддийска€ конфесси€ в –еспублике  алмыки€, преодолев многие трудности, стала европейским центром всех буддийских школ. –азвитие буддизма  характеризуетс€ разнообразием культурной жизни, интенсивностью религиозно-обр€довой практики, активной проповеднической де€тельностью. ¬ сознании мир€н произошли качественные изменени€. ≈сли на начальных этапах возрождени€ буддизма дл€ верующих, посещавших лекции различных учителей, не существовало различий, от представителей каких школ принимать посв€щени€, то сегодн€ мы можем констатировать наличие общин различных традиций.  роме того, произошел переход от утилитарного подхода к обр€довой стороне религии к глубокому интересу к философии буддизма, его внутреннему содержанию.

ѕримечани€

  1. —тать€ выполнена в рамках проекта «Ётнокультурна€ политика в мультиэтничном регионе: конструирование этничности» ѕрограммы фундаментальных исследований секции истории ќ»‘Ќ –јЌ «Ќации и государства в мировой истории».
  2. Ѕакаева Ё.ѕ.  алмыцкое духовенство в начале ’’ в.: традиции и новые тенденции // Ѕуддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Ёлиста, 2004. —. 40.
  3. Ѕакаева Ё.ѕ. –елиги€ у калмыков до, во врем€ и после депортации // –епрессированные народы: истори€ и современность. Ёлиста, 1992. —. 93.
  4. Ѕакаева Ё.ѕ. Ѕуддизм в  алмыкии: ќсновные этапы истории // Ѕуддизм –оссии. —ѕб., 2009. —. 9-18; ”ланов ћ.—.   проблеме возрождени€ буддизма в  алмыкии // Ѕуддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Ёлиста, 2004. —. 138-143.
  5. Ўалдунова Ќ. Ўаджин-лама “эло “улку –инпоче: ƒл€ калмыков буддизм – образ жизни // ’альмг ”нн, 2006. 14 но€бр€.
 

*             ’урул — буддийский / ламаитский монастырь. ¬  алмыкии известны два типа хурулов: ики-хурулы (большие монастыри) и бага-хурулы (малые монастыри) (–ед.).

*             —ангха — буддийска€ монашеска€ община монастыр€, района, а иногда региона или даже страны (–ед.).

*    *       Ћама — первоначально, высшие иерархи ламаизма. ѕозднее — все буддийские монахи, исключа€  алмыкию, где ламами именуютс€ лишь лидеры ламаистского духовенства (–ед.).

*             √еше-рабжамба — высша€ учена€ степень в ламаистской традиции (–ед.).

*             * Ўаджин-лама — глава буддийской церкви в  алмыкии (–ед.).

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.