ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








09.05.2020

»з песни подвиг не выкинешь. »нтервью с маэстро ¬иктором «ахарченко

«…”веруй, что всЄ было не зр€: наши песни, наши сказки, наши неимоверной т€жести победы, наши страдани€, – не отдавай всего этого за понюх табаку… ћы умели жить. ѕомни это. Ѕудь человеком!» – с таким призывом в августе 1974-го в авторской аннотации к сборнику своих повестей и рассказов писатель ¬асилий Ўукшин обратилс€ к читателю-соотечественнику. ¬ окт€бре того же года его не стало. Ќо пам€ть, та сама€ благородна€ пам€ть, к которой он взывал, на которой веками держалась нравственность русского человека, продолжала жить… ќна и сейчас жива, благодар€ люд€м, сумевшим уверовать в своЄ ќтечество по-насто€щему. Ћегендарный худрук  убанского казачьего хора ¬иктор √аврилович «ахарченко – один из них. — ним мы и хотим поговорить сегодн€, в этот особенный день, когда вс€ страна отмечает 75-ю годовщину ѕобеды в ¬еликой ќтечественной войне.

 

¬иктор √аврилович «ахарченко –

народный артист –оссии, ”краины, јдыгеи, јбхазии и  арачаево-„еркесии; заслуженный артист ёжной ќсетии; заслуженный де€тель искусств „еченской –еспублики, ƒагестана и –еспублики  рым; дважды лауреат √осударственной премии –оссии; лауреат ћеждународной премии ‘онда јндре€ ѕервозванного; дважды √ерой труда  убани; член —овета по государственной культурной политике при ѕредседателе —овета ‘едерации ‘едерального —обрани€ –‘; член ѕатриаршего —овета по культуре; доктор искусствоведени€; профессор; композитор.

”же более 45 лет ¬иктор √аврилович – художественный руководитель и главный дирижЄр √осударственного академического  убанского казачьего хора. »менно ему удалось восстановить славные традиции дореволюционного ¬ойскового певческого хора, вернуть к жизни забытые казачьи песни и танцы, создать научный центр этнографии, а также школу и университет народного искусства, организовать дес€тки фольклорных и духовных фестивалей.

 огда началась война, ¬иктору «ахарченко, третьему из четырЄх выживших детей в крепкой, дружной казачьей семье из кубанской станицы ƒ€дьковской было три года.  ак раз в этом возрасте мы начинаем помнить. » у каждого они свои – первые воспоминани€. ” ¬ити это был шарабан, увоз€щий куда-то отца (как оказалось, навсегда), голос€ща€ мать. ѕозже – говор€щие на чужом €зыке грубые незнакомые люди в форме, из-за которых они с мамой, брать€ми и сестрЄнкой вынуждены были уйти из дома и жить какое-то врем€ у соседей в погребе. ≈щЄ позже – возвращение домой, и уже другие незнакомцы в форме, приходу которых все очень радовались, называ€ их «нашими»… Ќо пам€ть мальчика не только «видела», она ещЄ и очень чутко «слышала».

– ” нас не было электричества, не было радио, – рассказывает ¬иктор √аврилович, – и € ничего не слышал, кроме народных песен, настолько живых, настолько искренних и пон€тных, что ими невозможно было не заразитьс€. » уже тогда, в том нежном возрасте, € стал мечтать: «¬от когда вырасту, об€зательно выучу эти наши станичные песни, соберу хор, и мы поедем с ними по всему миру, чтобы каждый человек на земле смог услышать их – такие красивые, такие мощные…» Ёти наивные, целомудренные детские мечты сбылись «до зап€той». » как творческа€ личность € начал формироватьс€ именно в те т€жЄлые, голодные, холодные военные годы.

– ¬ыходит, строки из стихотворени€ ёри€  узнецова «—лЄзы –оссии» – «с войны начинаюсь» – в чЄм-то и про вас?

– ¬ыходит, так. я тоже дит€ войны. ј с ёрием ѕоликарповичем у нас действительно много общего. ќн так же, как и €, родилс€ в кубанской станице – Ћенинградской (хоть и уехал потом в ћоскву). “ак же, как и €, потер€л на войне отца. ¬ своих стихах он писал: « огда € не плачу, когда не рыдаю, мне кажетс€, € на€ву умираю». я тоже ещЄ в детстве пон€л, что подлинного искусства, проникнутого верой, не бывает без слЄз.  огда во врем€ войны женщины в ƒ€дьковской пели, они всегда плакали. Ёто и пон€тно – на фронте погибали их отцы, мужь€ и сыновь€. Ќо они плакали и когда уже было объ€влено о победе над фашистами. ѕоэтому образ ѕобеды как «праздника со слезами на глазах» € считаю самым точным. Ќаверное, именно чистота искренней слезы позвол€ет нам «видеть» Ѕога… » ёрий  узнецов ≈го «видел». я имел счастье лично знать этого поэта. ќн часто приходил на концерты хора в ћоскве и всЄ звал посидеть в неформальной обстановке. Ќо… душевных посиделок так и не случилось. ¬ свободное от выступлений врем€ мы старались обойти все музеи, зайти в ÷”ћ за подарками дет€м…  огда его не стало, € прочитал в газетном заголовке: «”шЄл из жизни первый поэт в –оссии». «Ќичего себе!» – подумал € тогда. ¬ моЄм представлении первыми могли быть только ѕушкин или Ћермонтов. Ќо когда € погрузилс€ в его поэзию, пон€л, насколько он был недооценЄн. Ѕудучи громадиной внешне, он обладал ещЄ необъ€тным сердцем и бездонной душой. ѕозже € написал много песен на его стихи и, думаю, когда-нибудь сделаю отдельный концерт.

ѕесн€ «¬озвращение» на стихи ёри€  узнецова – одна из самых пронзительных в репертуаре  убанского казачьего хора. ќна посв€щена √авриилу »вановичу «ахарченко – отцу ¬иктора √авриловича, не вернувшемус€ с фронта и долго официально считавшемус€ пропавшим без вести. ƒва коротких письма и одна бесконечна€ надежда – всЄ, что осталось от него его семье. ћама, Ќаталь€ јлексеевна «ахарченко, так и умерла с этой надеждой. «¬друг вин живый», – повтор€ла она до последних своих дней. «¬друг вин живый…» “олько спуст€ несколько лет ¬иктор √аврилович узнал, что отец его погиб через полгода после мобилизации в селе  расный  рым –остовской области и захоронен там же, в братской могиле. ќн привЄз туда горсть земли с места последнего пристанища мамы в станице  аневской и столько же забрал оттуда, чтобы высыпать на материнскую могилку.

– …«наете, – продолжает ¬иктор √аврилович, – у Ћьва “олстого есть рассказ «ћного ли земли человеку нужно?» ѕрочитав его, понимаешь: нет, не много, всего-то сажень… да ещЄ четыре доски.

я не вижу лица своего собеседника (в св€зи с нынешней эпидемиологической обстановкой мы можем общатьс€ только по телефону). Ќо этого и не нужно. ¬сЄ, что он хочет выразить – в словах и голосе. ќн не говорит даже – поЄт. »ногда буквально. –ифмует слова и задаЄт повествованию определЄнный ритм. Ќо вдруг ритм сбиваетс€, голос начинает дрожать и наступает пауза – достаточно долга€, чтобы € успела попытатьс€ перевести разговор на другую тему, а он – не позволить мне этого сделать. 

– Ќе обращайте внимани€, €, наверное, самый плаксивый из всех казаков. я же рассказывал… “ак вот, вернувшись на мамину могилу, € сказал: «ћамочка, ты так долго ждала. ѕусть эта земелька вас с папой соединит». » € считаю, это очень важный акт… ѕомню, как в бытность мою хормейстером —ибирского русского народного хора на гастрол€х во ‘ранции ко мне после концерта подошЄл один русский эмигрант с  убани. ќн как-то узнал, что мы земл€ки, и стал умол€ть прислать ему немного родной земли. «√орько, – сказал он, – быть погребЄнным в чужой». ћне так и не удалось выполнить его просьбу – чекисты, сопровождавшие нас тогда в каждой поездке, изъ€ли записку с адресом. ј когда эти французские гастроли завершились, € приехал в  раснодар и после дес€ти лет работы в Ќовосибирске по промыслу Ѕожьему стал художественным руководителем  убанского казачьего хора. —лучилось это 14 окт€бр€ 1974 года, на ѕокров ѕресв€той Ѕогородицы.

– Ёто и есть ваш «долг, завещанный от Ѕога», о котором вы часто говорите?

– ”верен, что да. Ёту пушкинскую фразу из «Ѕориса √одунова» € даже вынес в заглавие предислови€ к полному собранию моих сочинений, готов€щегос€ сейчас к изданию. ¬ этих восемнадцати томах весь мой путь – жизненный и творческий. ¬сЄ то, что, как € считаю, случилось не просто так, а было завещано —выше. ћногое € уже исполнил, а многое ещЄ впереди.

– » каковы ближайшие перспективы – завершение сезона 2019/2020?

– ќбсто€тельства, в которых мы оказались из-за распространени€ коронавируса, сейчас не позвол€ют сказать что-то конкретное. ѕрежде всего, нужно «пересидеть» карантин, потому что инфекци€ – тот же враг, только невидимый. «а это врем€ можно сделать хот€ бы часть того, до чего обычно не доход€т руки. я, например, за эти недели много написал – и текстов дл€ своего многотомника, и музыки. ƒаже сейчас, во врем€ нашего разговора, у мен€ родилась нова€ музыка к стихам ёри€  узнецова…

я чувствую, что ¬иктор √аврилович очень этому рад – «он улыбаетс€ голосом».

– …ј дальше будет видно. Ќам есть что показать и есть из чего выбрать. Ќо одно € знаю наверн€ка – мы однозначно споЄм те военные песни, которые не спели сегодн€. ћожно было бы, конечно, транслировать их и онлайн. Ќо дл€ мен€ онлайн – это нечто полуживое. ¬се эти технологии, конечно, могут использоватьс€ как исключение, но песн€ всЄ-таки должна идти от сердца к сердцу. ќсобенно когда речь о песн€х времЄн ¬еликой ќтечественной войны, народных или авторских – неважно! ¬едь никогда ещЄ наше песенное искусство не поднималось до таких высот, как в те годы. Ёти песни стали пам€тниками, которые мы об€зательно должны сохранить дл€ наших детей, внуков, правнуков, а они – дл€ своих. »наче они никогда не поймут, что если отключили гор€чую воду – это не кошмар, как многие из них считают.  ошмар – когда воды вообще нет и вз€ть еЄ негде, потому что у реки третьи сутки стрел€ют.  ошмар – когда мес€цами нечего есть.  ошмар – остатьс€ сиротой, лишитьс€ рук, ног… Ќе дай Ѕог им это испытать, но дай Ѕог найти в себе силы справитьс€ с этим, если придЄтс€. ¬ военных песн€х – код героизма русского народа. Ќу вот, слушайте:

Ќастав т€жЄлый час розлукы,
я йду за –одину служить…
«моглы диды – зумиють внукы
∆ивот за веру положить.

(»з песни «ѕрощай, мий край, дэ € родывс€», записанной в станице —таронижестеблиевской)

≈сли этот код будет забыт, св€зь поколений прервЄтс€, мы превратимс€ в »ванов, не помн€щих родства. ј этого никак нельз€ допустить. ѕоэтому давайте будем беречь наши культурные традиции и духовные ценности. ќни – высокие. ќни – не против кого-то. ќни – во благо и спасение ќтечества, во славу Ѕожию!

 

Ѕеседовала ќльга  арслидис



’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї



јнсамбль  умовь€ї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.