ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






“радиционна€ культура народов ёга –оссии

«начимое научно-просветительское меропри€тие состо€лось 25 но€бр€ 2016 г. в  раснодарской краевой универсальной научной библиотеке им. ј.—. ѕушкина. ѕрезентаци€ 2-го тома серии монографий Ђ»стори€, этнографи€, фольклор  убаниї, посв€щенному √ор€чеключевскому району, продолжилась ¬сероссийской научно-практической конференцией Ђ“радиционна€ культура народов ёга –оссии: истори€, динамика, современное состо€ниеї. ѕрезентаци€ и конференци€ состо€лись при поддержке ћинистерства культуры  раснодарского кра€ и √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, библиотеки им. ѕушкина.




¬. √. «ахарченко открывает презентацию
ќткрыл презентацию генеральный директор, художественный руководитель  убанского казачьего хора, профессор, дважды лауреат √осударственной премии –оссийской ‘едерации ¬.√. «ахарченко. ќн напомнил собравшимс€ о важности национальных корней дл€ сохранени€ русского народа и других народов –оссии. ќдним из таких корней €вл€етс€ народна€ песн€, котора€ подобна желудю, из которого прорастает огромный дуб музыкальной культурыЕ ѕрославленный хормейстер и композитор подчеркнул значимость концертного исполнени€ дл€ сохранени€ народной песенной культуры.

Ќ.». Ѕондарь разъ€сн€ет суть проекта

«аведующий Ќаучно- исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, автор проекта и ответственный редактор книжной серии Ќ.». Ѕондарь рассказал об истории развити€ проекта Ђ»стори€, этнографи€ и фольклор  убаниї, иде€ которого возникла ещЄ в 1970-е гг. ”чЄный указал на особую важность изучени€ истории и культуры кубанских станиц разных районов как взаимосв€занного комплексного €влени€, перечислил разделы монографии, посв€щенной √ор€чеключевскому району.

‘ото обложки второго тома Ђ»стории, этнографии и фольклора  убаниї
Ёто Ђ‘ормирование этнокультурного пространства района в досоветский периодї (автор Ц ќ.¬. ћатвеев); Ђ»стори€ √ор€чеключевского района в советский и постсоветский периодї (».ё. ¬асильев); Ђ“радиционные зан€ти€ и материальна€ культураї (ќ.¬. ћатвеев); Ђѕравославна€ жизньї (—.Ќ. √етманска€); Ђ алендарные праздники, обр€ды, фольклорї (Ќ.». Ѕондарь); Ђ–одильно Ц крестильные обычаи и обр€дыї (¬.¬. ¬оронин); —вадебные обр€ды и фольклорї (ј.». «удин); Ђѕохоронно-поминальные обычаи, обр€ды и фольклорї (».ј.  узнецова); Ђ”стна€ проза и малые жанры фольклораї (¬.¬. ¬оронин); Ђћузыкальный фольклорї (—.ј. ∆иганова). ≈ю же была выполнена нотаци€ песенных текстов.
ћонографи€ была снабжена приложени€ми: нотированными текстами песен, списком полевых материалов и информантов, библиографическим списком книг, статей и архивных материалов, посв€щенный району (Ё.√. Ўевченко), диском с запис€ми песенного фольклора станиц √ор€чеключевского района, этнической картой населЄнных пунктов √ор€чеключевского района (подготовленной администрацией √ор€чего  люча).

 азачий генерал, историк ¬.ѕ. √ромов и исследователь фольклора терского казачества ≈.ћ. Ѕелецка€
ƒепутат законодательного собрани€  раснодарского кра€, казачий генерал ¬.ѕ. √ромов подчеркнул особую важность аутентичных народных песен издавна бытовавших в конкретном населЄнном пункте.  аса€сь развити€ системы казачьего образовани€, ¬.ѕ. √ромов подчеркнул, необходимость наличи€ у учащихс€ казачьих классов не только казачьей формы, но и внутреннего духовного казачьего содержани€.
√лавный научный сотрудник Ќаучно- исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, профессор  уб√” ќ.¬. ћатвеев рассказал об особенност€х исторического развити€ территории √ор€чеключевского района, где м€гкий климат издавна привлекал носителей различных археологических культур, в последствии Ц черкесские общины. »сторик показал специфику заселени€ казачьих станиц района, производившеес€ как русскими, так и малороссами, а также представител€ми других этносов, быстрое формирование в новых станицах специфического уклада жизни, основанного на табаководстве и лесных промыслах.
¬едущий научный сотрудник Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры, заместитель декана ‘акультета традиционной культуры  √» , кандидат искусствоведени€ —.ј. ∆иганова обрисовала специфику формировани€ фольклора на территори€х позднего заселени€, к которым относитс€ и √ор€чеключевской район, примерно завершившейс€ в начале XX в., а также процесс его размывани€ в советский и постсоветский период. ‘ольклорист отметила некоторые особенно €ркие образцы местного фольклора, такие как местный вариант легенды о борьбе √еорги€ ѕобедоносца со змеем.
«аместитель заведующего Ќаучно- исследовательским центром к.и.н. ј.». «удин рассказал о специфике обр€дности жизненного цикла в √ор€чеключевском районе и современном состо€нии их сохранности. ¬ определЄнной степени сохранилась и продолжает бытовать свадебна€ и похоронно-поминальна€ обр€дность. ќднако элементы свадебной обр€дности, сохранив отчасти традиционную форму, утратили наполнение (например, вместо карава€ используетс€ торт). ƒругие комплексы обр€дов жизненного цикла (родильные, проводы казака на службу) сохранились лишь в пам€ти наиболее пожилых старожилов. —ильно обеднела фольклорна€ составл€юща€ обр€дов.
ѕосле чего выступили участники конференции Ђ“радиционна€ культура народов ёга –оссии: истори€, динамика, современное состо€ниеї. ѕомимо краснодарцев выступали гости из –остова-на-ƒону, ћайкопа, “вери.

ѕрограмма конференции Ђ“радиционна€ культура народов ёга –оссии: истори€, динамика, современное состо€ниеї.
Ќ.». Ѕондарь (г.  раснодар) в своЄм докладе всесторонне рассмотрел набор концептов ЂЎиворот на выворотї с точки зрени€ акционального, звукового (в том числе Ц музыкального) и других видов кодировани€. ”чЄный показал, что в традиционной культуре моменты обращени€ к антимиру, миру потустороннему заключены в рамки принципов нормального, человеческого мира, которые выполн€ют по отношению к нему сугубо служебные функции. Ќо идиомы нередко сохран€ютс€ при изменении идеологемы Ц смыслового содержани€. ќсобенно часто это происходит в эпохи коренного изменени€ жизненного уклада.
ƒоцент “верского государственного университета ≈.ћ. Ѕелецка€ (г. “верь) посв€тила свой мемориальный доклад экспедиции „ечено-»нгушского государственного университета в Ѕелокалитвинский район –остовской области 1986 г. Ѕыли указаны специфические черты донской (лучша€ сохранность обр€довой, любовной лирики) и терской (лучша€ сохранность исторический песен, приданий) фольклорных традиций.
ќ.¬. ћатвеев (г.  раснодар) в своЄм оригинальном докладе Ђѕочему не цветЄт панский сад?...ї описал традиционные представлени€ кубанских станичников о двор€нине (барине, пане). ќбраз знатного и богатого человека оказалс€ неоднозначным и многогранным. ѕан мог выступать в облике жадного, жестокого и спесивого самодура, знающегос€ с нечистой силой. ј мог восприниматьс€ как рачительный и успешный хоз€ин, щедрый благотворитель и защитник простых людей.
ј.». «удин (г.  раснодар) рассказал о специфики традиционного питани€ старообр€дцев ƒобруджи, совмещающих рыболовецкий и земледельческие типы хоз€йствовани€. Ќа живущих в –умынии представителей общины повли€ла румынска€ кухн€, а на переселившихс€ на  убань- кухн€ местных восточных слав€н. ¬ наибольшей степени сохранились традиции в сфере питани€, св€занные с религиозной сферой. Ќапример, запрещено использовать рис дл€ приготовлени€ поминальной кутьи. “акже ј.». «удин высказал важное наблюдение о том, что в наше врем€ не осталось народов с по-насто€щему сохранившейс€ традиционной культурой и укладом жизни.

”частники конференции
ѕреподаватель »нститута филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ёжного федерального университета ћ.ј.  арпун (г. –остов-на-ƒону) коснулась специфики растительного кода в представлени€х о времени в донской казачьей традиции. Ќапример, измерени€ времени по тени, которое в данный момент отбрасывает дерево, представлений о мировом древе - дубе.
«аведующа€ ћузеем казачества, этнографии и культуры ѕриазовь€ ёжного научного центра –јЌ “.ё. ¬ласкина (г. –остов-на-ƒону) затронула специфику представлений о смерти казаков-некрасовцев. ¬ частности, врем€ и обсто€тельства смерти тотально предопределены, даже если речь идЄт о самоубийстве (смертном грехе в православной традиции). ѕоэтому по самоубийцам можно проводить обр€ды, замещающие Ђнормативноеї церковное погребение.
¬едущий научный сотрудник отдела философии и социологии јдыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. “.ћ.  ерашева к. соц. н. «.’. √учетль (г. ћайкоп) обрисовала в своЄм докладе современное состо€ние культуры на —еверном  авказе, которое характеризуетс€ неустойчивым балансированием между традиционностью и модерном, где традиционность уже чаще всего вторична€, созданна€ в постсоветский период. » элементы и неотрадиционности, и модерна служат прагматичным цел€м достижени€ богатства, защищЄнности, высокого социального статуса.
¬едущий научный сотрудник отдела этнологии народного искусства јдыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. “.ћ.  ерашева к. и. н. √.√. “хагапсова (г. ћайкоп) коснулась принципов организации традиционной адыгской семьи, где соединение принципов соблюдени€ дистанции между еЄ членами с поддержание прочного внутреннего единства и иерархии помогали сделать семью эффективным инструментом физического и культурного воспроизводства этноса.
—тарший научный сотрудник лаборатории филологии »нститута социально-экономических и гуманитарных исследований ёжного научного центра –јЌ к.ф.н. Ќ.ј. ¬ласкина (г. –остов -на-ƒону) рассмотрела в своЄм докладе специфику традиционной одежды как маркера межэтнического и социального взаимодействи€ на р€де отдельных примеров (вли€ни€ турок Цосманов на традиционную одежду и украшени€ балканских слав€н, венгерского народного костюма на румынский и пр.). Ѕыл затронут и момент непростого выбора, костюм какой эпохи или какой территории можно считать Ђпо-насто€щему народнымї дл€ данного этноса.
—тарший научный сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры, к. и. н. ».ё. ¬асильев (г.  раснодар) постаралс€ показать в своЄм докладе динамику эволюции традиционной культуры станиц ”сть-Ћабинского района в советское врем€. ƒискуссию вызвал тезис о существенной значимости превращени€ сел€н в наЄмных работников колхозов и совхозов в процессе размывани€ и трансформации традиционной культуры.
”частники конференции особое внимание уделили проблеме сохранени€ аутентичных форм народной культуры.
».ё. ¬асильев.
‘ото ».ј.  узнецовой.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.