ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

Ѕаева ќ.¬., г. –остов-на-ƒону

¬ Ћјƒ ј. ћ. √–»Ќ≈¬ќ… » ≈. ћ. √–»Ќ≈¬ќ… ¬ —ќ’–јЌ»≈  ј«ј„№≈√ќ  ”Ћ№“”–Ќќ√ќ Ќј—Ћ≈ƒ—“¬ј (1920-е годы)

Ѕез осмыслени€ культурной доминанты невозможно пон€ть историю того или иного этноса, субэтноса, периода в развитии региона или страны в целом, осмыслить опыт предшествующих поколений, пон€ть суть и задачи современности, строить планы на будущее. —казанное выше €вл€етс€ особенно актуальным дл€ истории, как юга –оссии, так и ƒонского региона в частности. ƒонской край – территори€, имевша€ свою культурную специфику, обусловленную наличием казачьего населени€. »звестно, что казаки впитали культурное вли€ние многих народов и, став поданными –оссийской империи, во многом сохранили самобытность, что позволило исследовател€м считать  казачество субэтносом [1].

  началу ’’ в. донское казачество представл€ло непростое этническое и культурное €вление со сложными социально-классовыми отношени€ми. √ражданска€ война расколола казачество. ѕо подсчетам ј.¬. ¬енкова [2], большинство боеспособных донских казаков – около 82% сражались на стороне белых и только 18% - на стороне красных. ќшибочна€ политика насильственного расказачивани€, инициированна€ ƒонбюро – ѕ(б) и циркул€рным письмом ÷  – ѕ(б) от 24 €нвар€ 1919 г., оттолкнула казаков от советской власти. ќбстановка, сложивша€с€ на ƒону, после окончани€ гражданской войны непосредственно вли€ла на общественные настроени€, на «градус» общественного сознани€.  азаки не довер€ли советской власти, ощущали себ€ побежденными, завоеванными большевиками. „асть их продолжала участвовать в повстанческом движении до 1922 г. ¬ основе политики новой власти лежало политическое недоверие казачеству. —ложность отношений советской власти и казачества достаточно хорошо изучены такими представител€ми исторической науки, как ј.¬. ¬енков, я.ј. ѕерехов, ј.».  озлов и др. ѕоэтому мы не будем подробно их описывать, отметив лишь то, что в основе лежала взаимна€ непри€знь.

ќтношение новой власти к дореволюционной культуре казачества определ€лось желанием поскорее стереть его «бесславное прошлое», службу царю. ќднако музеи казачества были созданы в ƒонской области в 1920 г., сразу после окончательного установлени€ здесь советской власти.  омитет по охране пам€тников искусств и старины, созданный при ƒонском отделе народного образовани€ (с апрел€ 1920 г. он был преобразован в —екцию музеев и охраны пам€тников искусств и старины, в 1921 г. секци€ преобразована в ќбластной комитет по делам музеев и охране пам€тников искусства и старины, народного быта и природы), сформировал сеть музеев, в том числе и в казачьих станицах [3]. ¬ подчинении ƒоноблмузе€, его музейной подсекции находились: ƒонской областной музей искусств и древностей, ƒонской областной музей революции, ќбластной музей природы, старины и искусства в г. Ќовочеркасске, Ќовочеркасский пчеловодческий музей, јзовский музей, —тарочеркасский исторический музей, музей в станице  онстантиновской. ¬ данном исследовании мы остановимс€ на одном из этих музеев, располагавшемс€ в станице —тарочеркасской.  

ќфициально считаетс€, что —тарочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник образован по инициативе ћ.ј. Ўолохова 30 декабр€ 1970 г. [4]. ќднако исторические источники свидетельствуют, что такой музей был открыт в 1920 г. и первоначально называлс€ —тарочеркасский исторический музей[5]. ¬идимо в 1921 г. (но не позже конца 1922 г., точных сведений не сохранилось) музей стал называтьс€ «»сторическое древнехранилище им. —. –азина».

–аботу музеев и, особенно, —тарочеркасского древнехранилища тормозили недостаток средств и невнимательное, а порой и враждебное отношение власти к их нуждам. Ѕорьбу за сохранение древнехранилища и его экспонатов вели ј.ћ и ≈.ћ. √риневы. ќни были хорошо образованы, владели несколькими иностранными €зыками. ќсновным местом их работы была школа.

„тобы пон€ть насколько была сложна задача сохранени€ казачьего наследи€ в 1920-е гг., необходимо учитывать, что все музеи ƒонской области после введени€ нэпа оказались в сложной ситуации.   1 €нвар€ 1923 г. осталось только два действующих музе€: ƒонской областной музей искусств и древностей в г. –остове-на-ƒону и ќбластной музей природы и старины в г. Ќовочеркасске. ќба музе€ находились в крайне т€желом положении. ¬ Ќовочеркасске музей не отапливалс€, т.к. оттуда вывезли печи еще белые при отступлении, и денег на хоз€йственные нужды музею не отпускалось. –аботники этого музе€ изо всех сил старались сохранить экспонаты. „то же касаетс€ —тарочеркасского древнехранилища, то сведений о нем ƒонской комитет по делам музеев не имел на прот€жении всего 1922 г., следовательно, денег не выдел€лось не только на хоз€йственные нужды, но и на оплату труда работникам. Ёто подтверждаетс€ тем фактом, что еще осенью 1921 г. музей был сн€т с госснабжени€, видимо в силу того, что не представл€л ценности в глазах власти.  ¬ 1923 г. от болезни и лишений скончалась заведующа€ музеем ј.ћ. √ринева и ее преемницей стала сестра – ≈.ћ. √ринева. ќбе женщины работали на чистом энтузиазме.

¬ —тарочеркасском древнехранилище были собраны предметы казачьей старины: мебель XVIII в., монеты, портреты донских атаманов и наиболее выдающихс€ донцов. Ёти портреты были частью картинной галереи, по€вившейс€ на ƒону еще в середине XVIII в. благодар€ усили€м атаманов ≈фремовых. —ам музей располагалс€ в одном из строений на подворье атаманов ≈фремовых – уникальном пам€тнике архитектуры XVIII – XIX вв.

∆ела€ сохранить уникальный историко-архитектурный пам€тник и поддержать сестер √риневых, заведующий ƒонским комитетом по делам музеев —.ј. ¬из€гин неоднократно обращалс€ в местные и центральные органы власти с просьбой объ€вить всю станицу —тарочеркасскую городом – музеем, хран€щим пам€тники казачьего быта. ѕыта€сь сохранить древнехранилище, ¬из€гин причислил его к ƒонскому областному музею с 1 июл€ 1923 г.

ѕопытки сохранить пам€тники старины не встречали поддержки властей. ќтдел по делам музеев Ќаркомпроса присылал отписки об отсутствии средств, а местные власти просто разрушали пам€тники архитектуры и истории казачества. ѕредприн€в р€д поездок по области летом 1923 г., —.ј. ¬из€гин в отчете о положении пам€тников старины сообщал, что они наход€тс€ в плачевном состо€нии, подвергаютс€ разрушени€м, ремонтным переделкам. “аким образом, нарушалс€ декрет —Ќ  1918 г. об охране пам€тников не только частными лицами, но и представител€ми власти. ќкружные власти враждебно относились к де€тельности  омитета по делам музеев, счита€ его работу пережитком старого времени. ƒл€ них предметы казачьей истории, оставшиес€ с дореволюционного времени, ценности не представл€ли. ќсобенно враждебно был настроен —тарочеркасский  волисполком, что принесло немало бед сестрам √риневым и нанесло урон музейным экспонатам.

Ќесмотр€ на экономическую стабилизацию и поворот политики властей в казачьем вопросе, начавшихс€ в области в 1924 г., в работе —тарочеркасского древнехранилища улучшений не произошло. ћожно даже сказать, что с этого времени начинаетс€ самое т€желое дл€ него врем€. √азета «—оветский ёг» в апреле 1924 г. сообщила о том, что в станице —тарочеркасской наход€тс€ уникальные коллекции старинных монет, картин. ќднако сам музей бедствует: уникальные экспонаты разложены на самодельных столиках, и посетители посто€нно трогают их руками, т.к. отсутствуют даже защитные стекла[6].

—итуаци€ значительно ухудшилась после того как станица —тарочеркасска€ стала волостным центром и помен€лс€ состав исполкома. ¬ласть в станице перешла к люд€м, которые считали казачью историю «отрыжкой прошлого» и, следовательно, не признавали за экспонатами музе€ исторической ценности.

Ћетом 1924 г. представители  —тарочеркасского волисполкома опечатали древнехранилище, часть экспонатов перенесли в закрытый ≈фремовский монастырь, часть передали детскому дому, который расположилс€ в помещении закрытого музе€. ¬оспитанники детского дома совершали набеги на древнехранилище и разор€ли его. ќни выносили экспонаты, которые потом продавали на рынке.

≈.ћ. √ринева, котора€ вместе с сестрой сохран€ла музейные ценности в голодные времена начала 1920-х гг., совмеща€ работу в школе с неоплачиваемой работой в музее, стала на защиту музе€ и начала боротьс€ за сохранение экспонатов. Ќедовольство представителей —тарочеркасского волисполкома вылилось в травлю, нападки на √риневу со стороны представителей советской и партийной властей привели к ее сн€тию с должности заведующей школой, а потом и исключению из числа учителей. «аведующую музеем поддержал —.ј. ¬из€гин.

ќднако их совместна€ борьба успеха не имела. ¬ 1925 г. оставша€с€ часть экспонатов, в том числе старинна€ мебель из древнехранилища были переданы дл€ эксплуатации советским организаци€м или проданы с аукциона. ¬из€гин и √ринева организовывали поездки за свой счет в те населенные пункты, куда передали мебель с целью зафиксировать ее точное местонахождение, чтобы можно было вернуть ее в музей, в случае если удастс€ добитьс€ отмены распор€жени€ —тарочеркасского волисполкома. —.ј. ¬из€гин обращалс€ в ƒонской отдел народного образовани€,  —еверо- авказский краевой отдел народного образовани€, в ƒонской окружной исполнительный комитет, но безрезультатно. ”же практически потер€в надежду на успех, ¬из€гин обратилс€ в отдел по делам музеев √лавнауки, откуда в окт€бре 1925 г. пришел ответ. ¬ документе говорилось о том, что вселение детского дома в помещение музе€, вывоз экспонатов и в целом закрытие древнехранилища без ведома √лавнауки €вл€етс€ незаконным [7]. Ёто письмо послужило основанием дл€ начала судебного разбирательства, в результате которого виновные в разорении хранилища наказани€ не понесли, дело было прекращено. ќднако в мае 1926 г. детский дом был расформирован, помещение возвращено хранилищу, а вывезенные экспонаты и мебель продолжали находитьс€ в пользовании различных учреждений.

¬ конце 1926 г. было назначено обследование древнехранилища с целью вы€влени€ его исторической ценности. —охранилс€ акт обследовани€, подписанный инспектором  раевой рабоче-кресть€нской инспекции ј. . ѕанфиловым зимой 1926 г., который может служить примером отношени€ к казачьей дореволюционной истории представителей управленческого аппарата. ¬ отчете сообщаетс€ о том, что музей «не имеет исключительного значени€», больша€ часть его экспонатов ценности не представл€ет так, как в —тарочеркасском древнехранилище имеютс€ «… предметы, имеющие кое-какое значение только дл€ ƒонского округа, и только в том случае, ежели бы кто вздумал воскресить бесславное былое казачества с его атаманами, портреты которых никакой ценности и редкости не представл€ют…»[8].

¬ 1920-е гг. —тарочеркасское историческое древнехранилище благодар€ усили€м ј.ћ. и ≈.ћ. √риневых, ј.—.¬из€гина удалось сохранить. ќднако негативное отношение большинства представителей местной власти к казачеству привело к утере многих материальных пам€тников культуры и создало т€желые услови€ дл€ работы музе€.

ѕримечани€

1.  азачий ƒон: очерки истории/научной ред. ј.ѕ. —корик. –остов-на-ƒону: »здательство –остовского обл»””, 1995. „. 1. —. 54.

2. ¬енков ј.¬. ƒонское казачество в гражданской войне. –остов-на-ƒону, 1992. —. 62.

3. √ј–ќ. ‘. –-1818. ќп. 1. ƒ. 447. Ћл. 496.

4. —м., напр., јстапенко ћ.ѕ., јстапенко ≈.ћ. »стори€ ƒонского кра€ 1920-2006 гг. –остов-на-ƒону: ќќќ «ћини “айп», 2007. —. 246.

5. √ј–ќ. ‘. –-1818. ќп. 1. ƒ. 447. Ћл. 497.

6. —оветский ёг. 1924. 13 апрел€.

7. √ј–ќ, ‘. –-2577. ќп.1. ƒ.29. Ћл.17.

8. √ј–ќ. ‘. –-2577. ќп.1.ƒ.29. Ћ.29.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.