ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора




Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

„еркашина ». ‘., г. –остов-на-ƒону

ќб исследовании  социальной активности этнических групп  юга –оссии через призму сост€зательной культуры народов юга –оссии

во втором дес€тилетии ’’I века

 

"...почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражени€, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. », наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хот€ полного вымирани€ их членов заведомо не было..."

Ћ.Ќ. √умилев

 

—ост€зательность как форма активности социума была выдвинута автором в качестве индикатора состо€ни€ гражданского общества на юге –оссии.
Ётнокультурна€ составл€юща€ этого феномена рассматривалась как глубинна€, базова€, закрепленна€ в традици€х народов, насел€ющих –оссию. Ќар€ду с современными сост€зани€ми (не только спортивными), которые преобладают в жизни современного общества, мы попытались рассмотреть место национальных соревновательных традиций в формировании социокультурного климата.

—ост€зательность как интегральна€ характеристика  кавказских народов была доказана целым р€дом публикаций [1]. ќднако следует отметить, что доминантной особенностью кавказской сост€зательности €вл€етс€ индивидуальное соперничество среди "равных", вы€вление лидера. ќб этом свидетельствуют сюжеты нартского эпоса, танцы, свадебные и похоронные ритуалы.

ƒл€ слав€нского этноса более характерно командное противосто€ние "стенка на стенку", которое про€вл€етс€ и в играх и в традиционных хороводах.  Ћитературные пам€тники  слав€нского этноса  обращают наше внимание на традиционность интеллектуальных сост€заний (загадки, задани€ "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что..."), частушки и т.д.  [2].

—ост€зательный характер современных представителей калмыцкого этноса про€вл€етс€, на наш взгл€д, в том упорстве, с которым люди покор€ют неблагопри€тные природные услови€ юга –оссии. ѕоэтому особенность традиций калмыцкого этноса можно определить, как сост€зание человека с природой [3].

—оциально-экономическое развитие –оссии в постсоветский период характеризуетс€ возрастающим напр€жением социально-политической ситуации в св€зи с усиливающимс€  расслоением российского общества. ѕопытки перевести экономические конфликты на рельсы межнациональных отношений - наиболее попул€рный сценарий развити€ событий в последние 20 лет. ѕоскольку конкурентные отношени€ во всех област€х жизни граждан –оссии провозглашаютс€ лидерами государства двигателем социально-экономического  развити€,  актуализируетс€ риск перерастани€ соревновательного поведени€ человека любой национальности, как тактики достижени€ успеха, в протестное поведение противосто€ни€.  ультурное противосто€ние никогда не приносило успеха, поэтому необходимо искать соцально-культурные механизмы сотрудничества дл€ поддержани€ стабильной и развивающейс€ социально-экономической среды на юге –оссии.

√ипотеза исследовани€ состоит в том, что современна€ социально-экономическа€ ситуаци€, сложивша€с€ в  –оссии во втором дес€тилетии ’’I века предъ€влет гражданам –оссии целую серию ¬ызовов, ответы на которые позвол€ют человеку зан€ть определенное место в современном мире. ќднако национальные традиции и особенности национального характера оказывают на этот процесс существенное вли€ние, чаще замедл€€ ќтвет на ¬ызов.

 —ост€зательность - это одна из интегральных  характеристик  природной активности этносов, проживающих на юге –оссии, и она позвол€ет в определенной мере прогнозировать дальнейшее развитие  социума, основыва€сь на качественных и количественных показател€х такого рода активности.

¬ажно рассмотреть как показатели индивидуальной активности человека и долю этического вли€ни€ на эту активность, так и групповой, во всем многообразии возможных комбинаций.

 ачественные показатели социальной активности индивидуума

јнализиру€ ответы более чем 200 респондентов, нами были вы€влены следующие, важные дл€ оценки социальной активности показатели:

- стремление к идентификации: признание человеком принадлежности к  определенной социально-культурной группе или нескольким группам и создание шкалы приоритетов выбора (этнической, религиозной, профессиональной, социальной, спортивной и др.);

- стремление к построению иерархии ценностей (личностные, семейные, групповые, общественные, национальные и т.д. );

- стремление к обретению более высокого статуса в избранной социальной группе и на иерархической лестнице;

- потребность в вы€влении статуса своей группы в социуме более высокого уровн€ и эмоциональное переживание (гордость, удовлетворение, обида и т.д.)

- де€тельность в св€зи с положением своей группы в социуме (участие, отстраненность, инициатива и т.д. ).

≈сли интерес и отношение к современному миру могут быть скрыты от внимани€ социума, то де€тельность пр€мо  или косвенно демонстрирует социальную активность личности.

Ќапример, человек относит себ€ к определенной национальности или этнической группе по факту своего рождени€, но никаких действий, демонстрирующих принадлежность к своей национальности не про€вл€ет (речь идет  о дееспособных совершеннолетних люд€х, самосто€тельно формирующих свои интересы и отношени€). ¬ этом случае его интересы и ценности лежат вне сферы национальных отношений, и хот€ он относит себ€ к определенной национальности, дл€ человека важнее, например, принадлежность к профессиональному сообществу, не имеющему национальной окраски. “акую ситуацию мы наблюдаем в мегаполисах, городах, в услови€х, где реализаци€  национальных обр€дов, ритуалов и традиций затруднена.

≈сли интересы семьи сто€т на первом месте, человек делает выбор в пользу семейных ценностей, которые не всегда имеют этническое содержание. ћежнациональные браки могут быть формой ухода от давлени€ этнических традиций, и тогда можно наблюдать "сост€зание культурных традиций"  в рамках семьи. ќтношение семьи к национальным традици€м может как способствовать укреплению семьи, так и разрушить еЄ. ¬ насто€щее врем€ семь€ €вл€етс€ главным хранителем культурного кода любого этноса. “радиционные ритуалы свадьбы, рождени€ ребенка, его инициации по мере перехода из одной возрастной группы в другую, похороны передают этнические традиции от поколени€ к поколению. ¬ данной сфере мы наблюдаем тенденции к сост€зательному поведению между творцами "новых традиций" и хранител€ми вековых культурных традиций этносов, проживающих на юге –оссии.

≈сли все члены семьи принадлежат к одному этносу, и семейные традиции подкрепл€ютс€ или обусловлены национальными обыча€ми, то происходит взаимоподдержка семейных и национальных интересов.

 ачественные показатели социальной активности объединений граждан

ќбъединени€ граждан - это об€зательный компонент гражданского общества в современном мире, который позвол€ет социуму достигать определенных целей, и решать целый р€д задач самосто€тельно, без вмешательства государства.

 ачественными показател€ми активности объединений €вл€ютс€:

- факт юридической регистрации национальных объединений;

- социальна€ активность в виде меропри€тий, организованных объединени€ми;

- наличие лидеров, активно участвующих в социально-политической и социально-экономической жизни города, области, региона;

- формы поддержки,  сохранени€ и распространени€ своих культурных традиций;

- участие в социальной проектной де€тельности, в том числе с привлечением государственных субсидий  и грантов.

—оздание национальных общественных объединений в современных услови€х  - это не только форма сохранени€ культурно-исторического наследи€ этносов, но и форма социальной поддержки людей, объединенных по принципу национальной принадлежности.

 ак представители разных национальностей, проживающих в –остове-на-ƒону выстраивают приоритеты своей социальной активности?

–усские, украинцы редко став€т этнические интересы на первые позиции шкалы приоритетов и объединен€ютс€ в общественные организации по национальному принципу. »сключением €вл€етс€ казачество, которое идентефицирует себ€ как особый этнос, и социальна€ активность казачества сосредоточена  на де€тельности по признанию  обществом этнической самосто€тельности казаков и право на самоорганизацию. ”мение сост€затьс€ в ловкости и военном искусстве, знание народных традиций - главный показатель принадлежности к казачему сословию. Ќесомненно, эти традиции важны и требуют развити€ форм сохранени€ этого культурно-исторического наследи€ южных территорий –оссии [4].

Ќаиболее многочисленной в –остове-на-ƒону и даже в –‘ €вл€етс€  «Ќово-Ќахичеванска€-на-ƒону арм€нска€ община», основанна€ в 1988 г.

ќбщина имеет значительную роль в деле сохранени€ и укреплени€ этнокультурной самобытности представителей арм€нского народа, проживающих на ƒону, изучени€ арм€нского €зыка, развити€ социальных, духовных, культурных св€зей с јрменией.

«ѕод покровительством «Ќово-Ќахичеванской-на-ƒону арм€нской общины» организуютс€ различные меропри€ти€, вечера, которые способствуют углублению св€зей с исторической родиной, а также пропаганде арм€нской культуры" [5].

ќбщина не демонстрирует своЄ сост€зательное  поведение.

Ѕолее активно в этом отношении  ультурно-просветительское общество ƒонских и приазовских греков "“анаис", образованное в 1991году.  ќсновной целью общества €вл€етс€ сохранение и развитие этноса донских и приазовских греков и дальнейшее всестороннее развитие дружественных отношений между народами, насел€ющими донской край. ¬ последнее врем€ авторитет общества заметно вырос. ќсновыва€сь на де€тельности –ќќ  ѕќ «“јЌј»—», јдминистраци€ –ќ отметила греческую диаспору –остова-на-ƒону как образцовую диаспору [6].

ќфициальные общественные объединени€  авказских этносов в –остове-на-ƒону, как, собственно, и другие национальные диаспоры, как показал анализ их де€тельности,  действуют по одной и той же заданной программе. Ќапример, "ѕри киргизской национально-культурной автономии  в 2008 году были созданы народный ансамбль « омуз» и спортивна€ команда « иргизи€ ƒон» дл€ участи€ в зимней и летней спартакиадах,  а в 2010 году команда  ¬Ќ «ћанас» [7].

¬ структуре официальной социальной активности национальных объединений €вно читаетс€ ведуща€ роль государственного управлени€, скрывающа€ за отчетными меропри€ти€ми реальные отношени€, сложившиес€ в социальной среде. «аказ "сверху" не создаЄт  той энергетики, котора€ необходима дл€ формировани€ ќтветов на ¬ызовы современности,  поэтому роль официальных национальных объединений можно оценивать как вклад государства в регулировании национальных отношений. Ќеофициальна€ ситуаци€ более драматична и показательна. ≈Є можно ощутить посеща€ форумы, где присутствует реальна€ энергетика национального самосознани€ людей, живущих на юге –оссии [8].

“аким образом, из проведенных исследований вытекает вывод, что этносоциальную активность в городской поликультурной среде можно прогнозировать, контролировать и направл€ть, использу€ знание культурно-генетических кодов этносоциальных групп граждан, проживающих вне своих коренных территорий, учитыва€ "этносост€зательный темперамент" представителей разных этносов.

»сследу€ социальную  активность той или иной группы граждан, мы отметили достаточно €рко выраженную ситуацию ухода от €вного  сост€зательного поведени€ среди определенных этнических групп.  ажда€ этническа€, религиозна€ и профессиональна€ группа,  живуща€ сегодн€ на юге –оссии,  имеет свою собственную историю, украшенную мифами и легендами.  „асто истори€ от€гощаетс€ чувством несправедливости, что может вызывать  у представителей отдельных этносов специфические формы поведени€, выражающиес€ в пассивной агрессивности. “ак, проблемы, вызываемые геноцидом, спуст€ столетие,  очень значимы и сегодн€ и дл€ арм€н, и дл€ понтийских греков, и дл€ евреев. ћожет быть, эта историческа€ пам€ть объ€сн€ет уклонение представителей данных этносов от сост€зательного поведени€ и выбор дипломатических ќтветов на ¬ызовы современного мира.  “ак, евреи не спортивны, но предпочитают быть умнее других, чтобы скорее ориентироватьс€ в ситуации, а арм€не традиционно лидируют в торговле, греки, как уже было сказано, предпочитают выигрывать в социальном партнерстве.

¬ыбор, который должны сделать р€довые представители разных национальностей или этносов, оказавшихс€ по воле судьбы на общей территории - это ло€льность или нело€льность к традици€м социальных или этнических других групп, живущих р€дом. Ќас интересовал аспект ло€льности коренного населени€ к "мигрантам", то есть к люд€м, прибывающим на их территорию дл€ проживани€ и с которыми они вступают в соревнование за рабочие места, социальные  блага и другие жизненные ресурсы. Ќа территории —еверного  авказа эта ло€льность меньше, чем в ё‘ќ. ѕричина не в национальных традици€х, а в дефиците рабочих мест и социально-экономической ситуации, где коренное население, пытаетс€ "выжить" за счет представителей другой национальности. ¬ этом случае не приходитс€ говорить ни о сост€зательности, ни о культуре взаимоотношений.

Ќаконец, нас интересовало отношение "национальных мигрантов" друг к другу в большом современном городе, таком как –остов-на-ƒону, где  этнический контроль ослаблен, и молодежь  имеет возможность манипул€ций. Ќациональные традиции в этой ситуации также уступают место криминальным.

Ќас интересовали вербальные и невербальные про€влени€ национального самосознани€ и национальных традиций и услови€ их игнорировани€, а также де€тельность официальных структур гражданского общества, призванных регулировать социо-культурные отношени€ между представител€ми разных этносов.  

   участию в проекте были приглашены молодежные, национальные и культурно-просветительские общественные организации, а также учреждени€ культуры, науки  и образовани€ (музеи, библиотеки и вузы),  омитеты по делам молодежи јдминистраций субъектов и уполномоченные представители исполнительного комитета јссоциации "—еверный  авказ" по республикам. ќценивались:

1. »нтерес к теме этнокультуры сост€зательности

2.  »нтерес к сост€зательности как качеству характера человека

3. √отовность к диалогу

4. √отовность к сотрудничеству

5. √отовность к регул€рной де€тельности по данной теме

ѕолученные материалы имеют научную, культурную и социальную ценность, так как представл€ют систематизированный материал. ѕоликультурное общение было организовано не только между представител€ми разных национальностей, но и между людьми разного образовательного уровн€. Ќеформальное взаимодействие ученых, студентов, коллекционеров, мастеров творческих профессий и участников этно-социальных сообществ (казаки на Ўермици€х),  добровольцев на слете, на фестивал€х, на форумах с музыкантами,  художниками, театралами, режиссерами позволило создать позитивную творческую среду, где нет места разговорам о национальных конфликтах и есть услови€ дл€ объективного анализа ситуации.   теме сост€зательной культуры народов юга –оссии прикоснулось  не менее 20 000 человек юга –оссии, ставших зрител€ми выставок и театрализованных представлений, спортивных, интеллектуальных и креативных сост€заний, организованных добровольцами в рамках проекта. Ёти нетрадиционные методы исследовани€ дали интересный фактический материал.

¬ результате анализа полученного материала можно утверждать, что национальные  традиции сост€зательной культуры не вступают в конфликт с новыми, формирующимис€ традици€ми сост€заний в современном мире, а лишь дополн€ют и обогащают их, выступа€ надежным  нравственным фундаментом, созданным культурой народов, насел€ющих юг –оссии.

ѕримечани€

  1. Ѕондарь Ќ.». “радиционна€ культура народов юга –оссии сквозь призму конкуренции и соревновательности. //—вод пам€тников сост€зательной культуры народов юга –оссии. сб. материалов, –остов-на-ƒону, 2012, с.7-25; —околова ј.Ќ. ƒиурнические характеристики культуры автохтонных народов  авказа.  // —вод пам€тников сост€зательной культуры народов юга –оссии. сб. материалов, –остов-на-ƒону, 2012, с.26-35; јбдулаева ћ.Ў. ћентальные этнокультурные доминанты дагестанцев. // —вод пам€тников сост€зательной культуры народов юга –оссии. сб. материалов, –остов-на-ƒону, 2012, с. 36-46; јслаханов —.-ј.ћ. Ќародна€ школа физического воспитани€ у чеченцев. // —вод пам€тников сост€зательной культуры народов юга –оссии. сб. материалов, –остов-на-ƒону, 2012, с.84-94; ћазанаев Ќ. .   вопросу истории и социальных отношений агулов (штрихи к большой теме)  // ћного€зычие и диалог культур. ћатериалы IV ¬сероссийской научно-практической конференции с международным участием, ƒербент, 26 декабр€ 2012г. с.165-189
  2. —авостина ј.ј. Ћад. ѕрограмма духовно-нравственного воспитани€ ребенка старшего дошкольного возраста.// —лав€нский мир. ¬ып.7.–остов-на-ƒону, 2009, 97с.
  3. Ѕуринов ј.ћ. —охранение исторического генофонда традиционных культур в услови€х социокультурной глобализации. //   руглый стол «ƒуховна€ культура этноса», 27 апрел€ 2012 г.: посв€щ. 40-летию кафедры философии и культурологии: материалы /  Ѕ. . —алаев, ¬.Ќ. Ѕадмаев, ј.ћ. Ѕуринов [и др.].  – Ёлиста: »зд-во  алм√”, 2012.-   с. 31-38
  4. яровой ј.¬. “радиции сост€зательной культуры донского казачества, записанные со слов информаторов в станицах –остовской области. //—вод пам€тников сост€зательной культуры народов юга –оссии. сб. материалов, –остов-на-ƒону, 2012, с.59-83.
  5. http://www.rostov.mfa.am/ru/community-overview
  6. http://www.rostovgreek.ru/
  7. http://civil-society.donland.ru/Default.aspx?pageid=98131
  8. http://forum.freekalmykia.org/index.php?showtopic=230
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.