ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора




Ќаучна€ де€тельность

¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€ ЂЁтнокультурное пространство ёга –оссии (XVIII Ц XXI вв.ї.  раснодар, но€брь-декабрь 2013 г.

 

¬ласкина Ќ. ј., г. –остов-на-ƒону

—»—“≈ћј“»«ј÷»я —¬≈ƒ≈Ќ»… ќ  ”Ћ№“”–≈ Ё“Ќќ ќЌ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ… ќЅўЌќ—“»

— ѕќћќў№ё  Ћё„≈¬џ’ —Ћќ¬ (ќ –ј«–јЅќ“ ≈ ЁЋ≈ “–ќЌЌќ… Ѕј«џ ƒјЌЌџ’ ѕќ “–јƒ»÷»ќЌЌќ…  ”Ћ№“”–≈  ј«ј ќ¬-Ќ≈ –ј—ќ¬÷≈¬) [1]

—овременный этап развити€ р€да гуманитарных наук, занимающихс€ изучением традиционной культуры, характеризуетс€ накоплением значительного массива полевых материалов разного типа: аудио-, фото- и видеозаписей, рукописных текстов. Ќа этом этапе одними из важнейших задач признаютс€ архиваци€ собранного материала, совершенствование поисковых систем [2], перевод в цифровую форму рукописных, печатных, визуальных коллекций [3].

»нтенсивное развитие компьютерных технологий обеспечивает сегодн€ вариативность программных решений поставленной задачи. —оздание компьютерных баз данных, начавшеес€ в российской фольклористике в первой половине 1990-х гг., сейчас осуществл€етс€ практически во всех крупных научных центрах.

ќцифровка материалов различного типа по традиционной культуре позволит решить р€д задач: расширить круг возможностей дл€ оптимизации хранени€ имеющихс€ фольклорных собраний [4]; дл€ комплексного поиска в базах данных, объедин€ющих материалы различного происхождени€ [5]; ввести в научный оборот значительный массив этнодиалектных материалов [6]; апробировать и использовать новые методы, требующие обращени€ к значительным по объему корпусам текстов [7]; облегчить сторонний доступ к архивным материалам (в том числе дл€ педагогов, научных работников, творческих коллективов) [8].

–азнообразие структуры фольклорных и этнографических баз данных обусловлено стратеги€ми собирательской де€тельности, типами единиц хранени€.

—.¬. јлпатов и ¬.ј.  овпик дел€т существующие базы данных на группы в соответствии с главным принципом, избираемым дл€ описани€ и структурировани€ фольклорного материала. ќни называют два таких принципа: жанрово-тематический и тезаурусный [9].

»сследовательский принцип, в соответствии с которым записи фольклорных текстов или фрагментов интервью распредел€ютс€ между несколькими тематическими или жанровыми группами, используетс€ в работе нескольких организаций: кафедры русского устного народного творчества филологического факультета ћ√” имени ћ.¬. Ћомоносова, √осударственного республиканского центра русского фольклора, Ќижегородского государственного университета.

ќсновой при построении базы данных в этом случае оказываютс€ жанровый и — внутри жанров — сюжетный или мотивный классификаторы [10], а единицей хранени€ выступает фольклорный текст, относ€щийс€ к тому или иному жанру.

√лавным недостатком системы такого типа признаетс€ серьезное вмешательство исследовател€ в структуру источника. ќсуществление выборки из цельного текста интервью обусловливает деконтекстуализацию искомых фрагментов. ¬ результате, как отмечает ј.Ѕ. ћороз, «исследователь … не может у€снить, по какому поводу они были исполнены и насколько актуален данный текст дл€ исполнител€ [11].

јльтернативой данному принципу служит принцип тезаурусный, при котором систематизаци€ осуществл€етс€ с помощью ключевых слов. ќн активно используетс€ в базах данных »нститута слав€новедени€ –јЌ «ѕолесский архив» и лаборатории фольклора –√√” «“радиционна€ культура –усского —евера ( аргополье)».

¬ первом из упом€нутых собраний единицей хранени€ выступает диалектный текст, содержащий ответ на один из вопросов программы сбора этнолингвистического материала [12]. “.е. работа над архивом также предполагает отбор материала, членение его собирателем или обработчиком на независимые друг от друга фрагменты.  аждый текст описываетс€ с помощью набора ключевых слов и терминов, €вл€ющихс€ единицами культурной терминологии. »нвентарь ключевых слов ориентирован на словник этнолингвистического словар€ «—лав€нские древности» [13].

–азработки »нститута слав€новедени€ были вз€ты за основу при формировании мультимедийной базы данных сотрудниками –√√” [14]. ќсновной единицей хранени€, как и в предыдущем случае, €вл€етс€ фрагмент интервью, описываемый с помощью ключевых слов, которые ј.Ѕ. ћороз определ€ет как «устойчивый набор лексем, выражающих основные категории традиционной культуры, обозначающих пон€ти€, релевантные дл€ этнографических описаний, включающие предметы и €влени€, действи€, признаки, а также прин€тые в науке жанровые обозначени€ текстов и обр€дов» [15].

ѕринципы классификации первого и второго типа частично совмещаютс€ создател€ми распределенного межрегионального электронного архива этнографических данных первичных материалов этнографических исследований, создаваемого совместно —ѕб√” и ћјЁ –јЌ.  ƒл€ систематизации материала используютс€ двухуровневый классификатор этнографических тем и тематический индекс [16].  ажда€ запись атрибутируетс€ с помощью ключевых слов, однако в версии архива, доступной на период подготовки данной статьи, они выступают как разновидность неформализованной, достаточно аморфной характеристики записанного текста, в рамках блока «јннотаци€, содержание, ключевые слова» [17].

ѕреимущества систематизации материала с помощью ключевых слов открываютс€ при сравнении этого типа классификации с другими: (1) произвольным поиском и (2) поиском, направл€емым тематическим, жанровым или сюжетным классификаторами. ¬ сравнении с первым поиск по ключевым словам обеспечивает значительную экономию исследовательских ресурсов, поскольку одно и то же пон€тие может быть выражено с помощью р€да диалектных слов, конечный список которых пришлось бы приводить в случае произвольного поиска. Ќар€ду с этим передача фонетических особенностей говора умножает количество единиц, вводимых в строку свободного поиска, из-за наличи€ у каждого слова нескольких произносительных вариантов. «атрудн€ют произвольный поиск также табуирование, присущее некоторым блокам традиционной культуры, и стилистические особенности разговорной речи, в частности наличие эллиптических конструкций и замена знаменательных частей речи местоимени€ми.  ак следствие, искомое пон€тие может содержатьс€ в тексте имплицитно, но не будет выражено вербально [18].

“ематический и жанровый классификаторы оказываютс€ более общими в сравнении с перечнем ключевых слов, при том что последний может среди прочего включать в себ€ наименовани€ жанровых единиц и, таким образом, характеризует систематизируемый материал более детально.

 ритические замечани€ к данному способу упор€дочивани€ материала можно свести к трем тезисам. ¬о-первых, проблематичной оказываетс€ классификаци€ текста, включенного в подобную  базу данных, по жанровым признакам; во-вторых, в перечне ключевых слов часто «оказываютс€ смешаны разнородные пон€ти€ … и определение жанра, действительно извлеченные из текста ключевые слова … и отсутствующие непосредственно в тексте наименовани€ концептов традиционной культуры» [19].

Ќаконец, третьей претензией, предъ€вл€емой к обоим способам систематизации фольклорного материала, €вл€етс€ ограниченность поисковых возможностей.  ак отмечает “. “ангерлини, «поиск в корпусе, правильно проиндексированном в соответствии с одной из схем, будь это индекс типов, мотивов, жанровый классификатор или онтологический классификатор … выдаст все элементы, которые соответствуют классификации, и только их … ¬се эти классификационные системы потерп€т неудачу, если исследовательский вопрос не будет соответствовать классификатору» [20].

ќчевидно, что при создании новых баз данных по диалекту и традиционной культуре необходимо учитывать опыт, наработанный ведущими научными центрами. ќднако каждое новое собрание материалов ставит перед исследовател€ми новые задачи, формулирует новые вызовы.

ќдной из коллекций в объединенном архиве полевых диалектологических и этнолингвистических экспедиций »нститута социально-экономических и гуманитарных исследований ёжного научного центра –јЌ и ёжного федерального университета €вл€етс€ собрание материалов, записанных в ходе выездов к казакам-некрасовцам, проживающим в пос. Ќовокумском,  умска€ ƒолина, ћалосадовый Ћевокумского района —тавропольского кра€. ¬ 2010–2012 гг. было организовано 4 экспедиционных выезда, целью которых было изучение современного состо€ни€ традиционной культуры казаков-некрасовцев [21].

Ётот фрагмент архива был выбран дл€ первоочередной каталогизации [22] по нескольким причинам, среди которых – количественна€ обозримость систематизируемых источников; представленность в базе разных типов источников. ѕараметры этой базы данных после апробации и веро€тного усовершенствовани€ могут быть использованы при создании и заполнении базы данных по более обширным территори€м, на основании коллекции материалов, пополн€емой с начала 1980-х гг. в рамках сплошного обследовани€ территории традиционного проживани€ донских казаков (–остовска€ и ¬олгоградска€ области).

¬ рамках экспедиций к казакам-некрасовцам материал собиралс€ по комплексной методике, предполагающей использование максимума доступных исследователю способов фиксации информации. ¬ результате был сформирован фотоархив, содержащий копии снимков из семейных архивов информантов, фотографии самих респондентов, бытовых реалий, жилых и культовых построек, кладбища, значимых дл€ сообщества событий (подготовка и проведение поминальных и престольных обедов, церковных служб); видеоархив, содержащий записи интервью и общинных событий; аудиоархив с материалами интервью. ¬ насто€щее врем€ ведетс€ расшифровка аудиозаписей.

¬ ходе работы большинство собирателей использовали динамичную смену стратегии ведени€ интервью в зависимости от типа личности информанта [23]. ѕо возможности использовалось формализованное интервью, ориентированное на опросники, охватывающие основные разделы материальной и духовной культуры. ќднако ведуща€ роль в процессе все же отдавалась информанту. ¬ случае переключени€ на другую тему или ассоциативных отступлений собиратели следовали логике информанта и давали возможность построить разговор тем способом, который был наиболее комфортен дл€ информанта. “аким образом, широко использовалось также неструктурированное интервью. ѕодобна€ исследовательска€ стратеги€ была обусловлена особым статусом носителей некрасовской традиции. —тепень сохранности культурного комплекса в этой этноконфессиональной общности значительно выше, чем в любых других современных исследователю слав€нских группах. Ёто обусловило длительное внимание ко многим некрасовцам со стороны фольклористов, этнографов и историков, в результате чего каждый респондент обладает собственным представлением о значимости и структуре традиции [24], которое так же важно запечатлеть, как и фольклорные тексты или этнографические описани€. ѕоэтому в этнолингвистических экспедици€х »—Ё√» ёЌ÷ –јЌ приоритетной стала максимально полна€ фиксаци€ репертуара, комплекса знаний, культурно окрашенных воспоминаний каждого носител€ традиции.

≈диницей хранени€ в создаваемой базе данных решено было сделать полную расшифровку одной аудиозаписи интервью. “аким образом, было соблюдено актуальное дл€ современной фольклористики требование к учету вербального и невербального контекста фиксируемых фрагментов традиции. ќднако это же обсто€тельство создало и дополнительные трудности, св€занные со структурированием записанного материала, сложностью членени€ его на фрагменты.

ѕараметры сбора материала определили набор характеристик, используемых дл€ создани€ электронной базы данных. “екст интервью последовательно разбиваетс€ на логически законченные фрагменты, каждый из которых можно описать с помощью набора ключевых слов. ѕараллельно заполн€ютс€ справочники, содержащие информацию о респонденте, месте, времени записи и собирателе.  аждый фрагмент создаваемой выборки атрибутируетс€ сведени€ми из этих справочников.  ѕри формировании списка ключевых слов исследователи опираютс€ на перечень, разработанный создател€ми базы «ѕолесский архив» и ориентированный на словник этнолингвистического словар€ «—лав€нские древности». ќднако специфика исследовательских интересов научной группы определила необходимость расширени€ этого словника за счет единиц, характеризующих этнографические описани€ (среди таких единиц — пища, одежда, способы хоз€йствовани€, оруди€ производства и промысла) и устноисторические тексты об особенност€х повседневности некрасовцев в “урции и в –оссии, об их возвращении на –одину и адаптации в новых услови€х и т.д.

јссоциативные и тематические св€зи между различными фрагментами интервью возможно вы€вить благодар€ нескольким особенност€м системы.  ¬ базе данных предусмотрены два способа формировани€ выборок. ѕервый — в соответствии с тематическим классификатором, называющим наиболее крупные блоки традиционной духовной культуры (родинно-крестильна€ обр€дность,  свадебна€ обр€дность, мифологические представлени€ и др.), материальной культуры (хоз€йство, поселение и др.), основные группы жанров, принадлежность к меморатам устноисторического характера. ѕри отборе по данному параметру в распор€жении исследовател€ оказываютс€ достаточно большие фрагменты св€зного текста, в рамках которых возможен дальнейший поиск, благодар€ обращению ко второму классификатору — перечню ключевых слов.  роме того, оба типа поиска могут использоватьс€ независимо друг от друга.

ѕри разделении текста интервью на смысловые части каждому блоку автоматически присваиваетс€ пор€дковый номер. —делав выборку по ключевому слову, пользователь может определить, последовательно ли расположены текстовые фрагменты или между ними есть высказывани€ на другую тему. “аким образом, пользователь получает доступ к более объемным фрагментам текста и может выдел€ть смысловые взаимосв€зи, неочевидные при обращении к каждому из фрагментов по отдельности. Ќар€ду с этим в каждом случае планируетс€ делать отсылку к полной расшифровке интервью.

¬ перспективе предполагаетс€ также реализаци€ системы произвольного поиска, при котором в ответ на пользовательский запрос будет выводитьс€ фрагмент, включающий предложение с искомым словом и несколько предложений до и после него, чтобы обеспечить минимальный контекст слова.

ќдин из вызовов, который стоит перед создател€ми базы, — это требование о комплексном характере источника [25]. »сследовательские коллективы, занимающиес€ архивацией и изучением полевых материалов, решают эту задачу по-разному. “ак, работники јмериканского центра фольклора, функционирующего в рамках Ѕиблиотеки  онгресса, выдвигают в качестве методологического принцип этнографической коллекции, при котором работа архивиста направлена на то, чтобы  «продемонстрировать взаимосв€зь физически разделенных компонентов и, таким образом, вернуть исследование к главной мысли этнографа» [26]. »сточники разного типа (фото-, видео-, рукописные материалы), собранные одним этнографом, рассматриваютс€ как элементы одной коллекции.

Ќад установлением взаимосв€зей между источниками разного типа работает коллектив —ѕб√”. ѕредполагаетс€, что по единому запросу исследователь-пользователь архива будет получать доступ к различным категори€м данных (текст, планы, фотоизображени€, звук и др.), отвечающие параметрам запроса [27].

¬ базе данных по традиционной культуре казаков-некрасовцев также предполагаетс€ установление гиперссылок и других вариантов св€зей между материалами различного типа. Ќа первом этапе планируетс€ подготовить описание фотографий с помощью того же набора ключевых слов, что и текстовых фрагментов, дл€ того чтобы они могли индексироватьс€ системой в ходе поисковых запросов. ¬ дальнейшем возможно ассоциирование аудиозаписей или их фрагментов с текстами расшифровок.

ѕодготовка базы данных в программе MS Excel с последующей обработкой в MS Access позвол€ет в случае необходимости переконфигурировать базу: добавл€ть и удал€ть пол€, включающие метакультурную, справочную, классифицирующую информацию.

 ак представл€етс€, работа над базой данных позволит решить р€д проблем как теоретического, так и практического характера: ввести в научный оборот значительный объем текстов, характеризующих диалект, культуру и устноисторические представлени€ казаков-некрасовцев; разработать принципы дл€ системного стандартизированного описани€ комплекса источников разного типа; сформировать перечень ключевых слов, характеризующих по основным параметрам некрасовскую традицию; в процессе работы над атрибуцией текста с помощью ключевых слов исследовать вопрос смыслового членени€ текстового массива.

ѕримечани€

1. —тать€ подготовлена в рамках проекта «»сторическа€ динамика традиционной культуры казаков-некрасовцев» ѕрограммы фундаментальных исследований ѕрезидиума –јЌ «“радиции и инновации в истории и культуре».

2. ¬ерн€ев ».»., ѕанкратов ¬.Ѕ., „угунов ј.¬. –аспределенный межрегиональный электронный архив полевых этнографических данных // Ётнографический архив. Ёлектронный ресурс. –ежим доступа: http://www.ethnography.ru/win/print2004_01.htm.

3.  Tangherlini T.R. The folklore macroscope. Challenges for a computational folkloristics // Western Folklore. 2013. Vol. 72. є 1. P. 8.

4. јлпатов —.¬.,  овпик ¬.ј. ѕринципы построени€ полнотекстовой базы данных по фольклорным материалам // “ипологи€ фольклорной традиции: јктуальные проблемы полевой фольклористики. ћатериалы ћеждународной научной конференции к юбилею Ќины »вановны —авушкиной (ћосква, 22–23 но€бр€ 1999 г.). ћ., 2004. —. 77.

5. ¬ерн€ев ».». и др. ”каз. соч.

6. ѕлотникова ј.ј. ѕолесский архив: база данных и исследовани€ // ∆ива€ старина. 2012. є 4. —. 35, 38.

7. Tangherlini T.R. ”каз. соч.; ѕлотникова ј.ј. ”каз. соч. —. 35.

8. јлпатов —.¬.,  овпик ¬.ј. ”каз. соч. —. 77.

9. “ам же. —. 79.

10. “ам же. —. 79;  орепова  .≈., Ўеваренкова ё.ћ.  лючевые слова как способ систематизации устной религиозной прозы // јктуальные проблемы полевой фольклористики. ¬ып. 2. ћ., 2003. —. 99.

11. ћороз ј.Ѕ. ќт полевого исследовани€ к архиву. ѕринципы архивации фольклорных материалов в российской фольклористике // —ловенски фолклор и фолклористика на размеЮи два милениjума / ”редник К. –аденковиЮ. Ѕеоград, 2008. —. 205.

12. ѕлотникова ј.ј. ”каз. соч. —. 36.

13. “ам же.

14. ћороз ј.Ѕ. ‘ольклорный архив лаборатории фольклористики –оссийского государственного гуманитарного университета // —лав€нска€ этнолингвистика.  омисси€ по этнолингвистике при ћеждународном комитете славистов. ѕроект –астко. Ёлектронный ресурс. –ежим доступа: http: //www.rastko.rs/rastko/delo/12045

15. “ам же.

16. ¬ерн€ев ».». и др. ”каз. соч.

17. —м. напр.: SPBGU-ADEA-TD-Novotorzhskiy-2011-Petrova-1. “етрадь полевых записей студентки I-го курса ƒ.ќ. ѕетровой ≈катерины // ѕолевой архив. Ёлектронный ресурс. –ежим доступа: http://archive.history.spbu.ru/expedition/spbgu-adea-td-novotorzhskiy-2011-petrova-1.

18. ћороз ј.Ѕ. ‘ольклорный архив…

19. јлпатов —.¬.,  овпик ¬.ј. ”каз. соч. —. 79.

20. Tangherlini T.R. ”каз. соч. —. 16.

21. ѕредварительные результаты полевых работ были проанализированы “.ё. ¬ласкиной в статье «  вопросу о современном состо€нии традиционной культуры казаков-некрасовцев, проживающих на —таврополье: итоги комплексной экспедиции ёЌ÷ –јЌ – ё‘” 2010 г. (ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ыпуск 6 / Ќауч. ред., сост. ќ.¬. ћатвеев.  раснодар, 2011. —. 111–119).

22. –азработкой принципов классификации материала и наполнением базы занимаютс€ исполнители проекта «»сторическа€ динамика традиционной культуры казаков-некрасовцев» Ќ.ј. јрхипенко, Ќ.ј. ¬ласкина, “.ё. ¬ласкина, Ќ.—. ѕопова, “.≈. √ревцова. “акже в базе используютс€ материалы, собранные участниками экспедиций »—Ё√» –јЌ ћ.ј.  арпун, ».ё.  алиниченко, ј.». «удиным. ѕрограммным воплощением исследовательской модели руководит специалист в области информационного образовани€ ».ј. ≈фимова.

23. ѕримеры зависимости исследовательской стратегии от личностных особенностей информантов могут быть найдены  в обобщении результатов экспедиции к донским калмыкам, сделанном “.ё. ¬ласкиной (јрхипенко Ќ.ј., ¬ласкина Ќ.ј., ¬ласкина “.ё.,  алиничева Ќ.—., ѕопова Ќ.—. “радиционна€ культура в современных общественно-политических процессах южного макрорегиона // ѕроблемы социально-экономического и этнополитического развити€ южного макрорегиона / √.√. ћатишов, ¬.ј. јвксентьев, ћ.ј. јгларов и др. / ћатишов √.√. (гл. ред.). –остов н/ƒ: »зд-во ёЌ÷ –јЌ, 2012. —. 464–466).

24. ¬ласкина “.ё. «¬ернулись казаки до своего €зыка»: реэмиграци€ 1962 г. в устной традиции казаков-некрасовцев // ѕроблемы новистики и исторического слав€новедени€: пам€ти —.¬. ѕавловского. ћатериалы международной научно-практической конференции / под ред. Ё.√. ¬артань€н, ќ.¬. ћатвеева.  раснодар, 2010. —. 158; «удин ј.».   вопросу о формировании и трансформации идентичности казаков-некрасовцев // “радиционна€ народна€ культура и современность: проблемы сохранени€ и возвращени€ в жизнь: материалы научно-практической конференции.  раснодар, 29–30 но€бр€ 2011 г.  раснодар, 2011. —. 196–197.

25. ћороз ј.Ѕ. ќт полевого исследовани€ к архиву… —. 204.

26. M. Maguire, G. Parsons, цит. по: Kerst C.H. Providing access to multi-format ethnographic field documentation: archieval practice in the American folklife center // Folklore Forum. 2004. є 35. P. 30.

27. ¬ерн€ев ».». и др. ”каз. соч.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.