Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Обряд «Вождение Меланки» в станицах Усть-Лабинского района Краснодарского края



Автор: Бондарь Николай Иванович, профессор, кандидат исторических наук, заведующий Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Обычай меланкованья не отмечен лишь в ст. Некрасовской. В других населенных пунктах Усть-Лабинского района он бытовал в разных вариантах: по составу свиты главного персонажа, его наряду и ряжению сопровождающих, используемой атрибутике, песенным текстам.

Из станиц, где записывался этот обряд, только в ст. Кирпильской Меланку никак специально не наряжали. В ст. Новолабинской, наоборот, зафиксировано три варианта ряжения: 1. «как невесту», 2. «как цыганку» (широкая юбка, шаль), 3. в «лахмоты», шубу. В третьем варианте под стать Меланке выглядели и ее спутники, точнее – спутницы: «бабы как ведьмы, маски разные, цыгане». В ст. Ладожской ее наряжали «по старынки», в юбку и кофту. Наиболее любопытен костюм Меланки из ст. Воронежской, который мог включать в себя вывернутую наизнанку шубу, «лахмоты» и рога и по этим признакам сближал ее с еще одним новогодним первонажем – «Козой».

Своеобразен обряд меланкованья в ст. Тенгинской. Если во всех других станицах мы сталкивались с одноперсонажной формой Меланки и связанной с ней песней «Меланка / Маланка ходила, Василька просила» («малая» Меланка), то здесь бытовала двуперсонажная версия – Меланка и Василько – и песенный текст «большой» Меланки «Ой, учора из вечора». Записаны также несколько способов ряжения Меланки и Василька. Меланка «как невеста»: цветы, ленты, кофта, обязательны фартук и палочка как ее атрибут. Василько в этой версии с плужком, специально сделанной для этого случая моделью плуга, или просто «киюшкой» - палкой с загнутым концом, символизирующей плужок. В другом варианте наряд Василька состоял из шапки с цветком, красной или вышитой рубахи и кушака. А важными визуально-предметными символами Меланки выступали фартук, ложка и миска, которые задействовались и обыгрывались в соответствии с содержанием обрядовой песни: «…ложки, тарелки мыла…, белесенький фартук замочила…».

Еще один вариант ряжения в этой же станице – Меланка как «украинка» (черная юбка, вышитая кофта, венок с лентами), а Василько как «украинец» (шаровары, фуражка с цветком, кушак). Особенности, а точнее даже странности, наблюдаются не только в образах «украинки» Меланки и «украинца» Василько, но и в составе свиты Меланки и самом обряде меланкованья. В свиту Меланки включены «Коза» и «цыгане». Лица участников вымазаны сажей. После исполнения «меланки» «Ой, учора из вечёра» и песни, сопровождающей обряд вождения «Козы», «Го-го-го, коза, го-го-го, серая», проводился еще и ритуал посевания и «квоканья» (на пороге жилища).

Включение «Козы» в свиту Меланки, но совсем с другими функциями, импровизационно-игровыми, в принципе возможно, но для кубанской традиции нехарактерно. Показательно, что в ст. Тенгинской известен и самостоятельный обряд вождения «Козы», который совершался вечером под Новый год, в котором «Коза» предстает в своем классическом виде: вывернутая шуба, «ро?ги».

Также как самостоятельный известен и обряд посевания, который совершался утром первого новогоднего дня. Причем прерогативой посевальщиков являлся и ритуал «квоканья». Это, а также то, что в качестве информантов выступали в т. ч. и участники художественной самодеятельности, сообщавшие о том, как их коллектив по поручению колхоза «по списку» обходил жителей станицы с этим симбиозным вариантом Меланки, заставило исследователей усомниться в его аутентичности. Хотя, судя по всему, он «собран» из обрядов, бытовавших в ст. Тенгинской.

Что касается песенной составляющей обряда, то, как уже отмечалось, в Усть-Лабинском районе, бытовали два типа «меланок»: «малая» («Меланка ходила…») и «большая» («Ой, учора из вечёра…»). «Малая меланка», несмотря на небольшой объем текста, плохо сохранилась и на время фиксации информация о ней чаще всего сводилась к констатации факта, что раньше ее знали, но теперь забыли. То, что удавалось отыскать, вспомнить, представало в своеобразных усеченных, редуцированных и адаптированных формах. В ст. Воронежской, например, в рукописном песенном сборнике, источнике самом по себе очень своеобразном, была и такая «мыланка»: «Меланка ходила,/ Васильку носила,/ Хозяев просила,/ Хозяин, мой батько,/ Пусти меня в хатку./ Я жито не жала,/ Честной крест держала./ Златою кадильницей/ Кадитеся люди,/ Господь к вам прибуде./ Богу свечу ставьте,/ А нам калач дайте!» (Песенный рукописный сборник Е. И. Танконоговой). Но в этой же станице участниками экспедиции был записан совершенно иной текст: «Меланка ходила,/ Христа Бога просила:/ Зароди, Боже, всяко жито-пшеницу,/ Всякую пашницу». Эта «меланка» ближе к посеванке. В ней явно не достает концовки, поздравления с праздниками, но принципиальное отличие от «классических» «меланок» очевидно. Небезынтересен этот текст и в русле заметной тенденции сближать, «подменять», объединять щедровки и «меланки», щедровки и колядки, щедрование и посевание и др. В ст. Кирпильской был записан текст «малой меланки», в т.ч. с уникальным комментарием и зачином: «Колядка ходила, Васильку просила:/ Василько, мой братец,/ Пусти меня в хатку./ Я жито не жала…».

Сходная ситуация наблюдалась и в связи с «большой меланкой». Зафиксирована она только в ст. Тенгинской и в разных интерпретациях. Хотя интерпретации в данном случае, скорее всего, явились не следствием творчества, а показателем культурно-генетической памяти и состояния традиции. Одна из версий такой «меланки»: «А учора из вечёра,/ [пасла] Миланка два кучора./ Она пасла, погубила,/ Пошла шукати, заблудила./ Заблудила в чистом поле,/ Там где Василька землю рое, юрить./ А ты, Василька, моё сердэнько,/ Выведи меня на стеженьку./ А я буду гору…,/ Та й буду тэбэ вспоминаты».

Есть и другой вариант. В записи он неполный, но зато в нем присутствуют «классические» мотивы: «ложки, тарелки мыла, фартук замочила / намочила»; обращение к ветру с просьбой «высушить фартук белесенький»; и объяснение причины этой просьбы – «чтобы маменька не знала и меня ленивой не взывала»».

Несколько по-другому этот же сюжет раскрывается в третьем варианте записи: «А учора из вечёра,/ Пасла Маланка два кочура./ Она пасла, погубила,/ Да в чистом поле заблудила./ В чистом поле заблудила,/ Ой, де Васылько плужком юрэ./ А он юрэ, поюрае,/ Та й на Маланку поглядаеть,/ Та й на Маланку поглядаеть:/ Ой, ты, Маланка, чернобрыва,/ Чего ж ты сюда заблудила?/ Чего ж ты сюда заблудила?/ Ой, ты, Васылько, мой дружочек,/ Выведи меня на лужочек,/ Выведи меня на лужочек,/ Я тебе буду шануваты,/ Тры разы на день годуваты,/ Тры разы на день годуваты./ Наша Маланка не ленива,/ На каменочки чашки мыла,/ На каменочки чашки мыла,/ Тарелку, чашку загубила,/ Тарелку, чашку загубила,/ Тарелку, чашку упустила,/ Беленький фартук замочила,/ Беленький фартук намочила./ Ой, ты, Маланка, не гордися,/ Хозяину в ноги поклонися./ А ты, хозяин, не скупися,/ С нашей Маланкой расплатися, С нашей Маланкой расплатися». Одним из атрибутов Меланки в данном случае является палочка, которой она подгоняет овечек, «двух кочуров».

Примечания
  1. Бондарь Н. И. Полевые материалы по фольклору и этнографии Кубани. Т. 2. 1981-1984 (рукопись).
  2. Фольклор и этнография Кубани. Материалы I Кубанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. Август 1987 г. Т. V (рукопись).
  3. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. 2-е изд., испр. Краснодар: Традиция, 2011.

При составлении справки использовались полевые материалы I Интернациональной Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г. Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.  Материалы хранятся в Архиве полевых материалов НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.