Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Устная проза и малые жанры фольклора в Усть-Лабинском районе Краснодарского края



Автор: Воронин В.В., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Устная проза – совокупность жанров, в которой традиционно выделяют две группы -  сказочная  и несказочная проза (легенды, предания, былички, и др). Для устнопрозаических жанров свойственны такие функции как дидактическая, познавательная, информационная, развлекательная, коммуникативная, эстетическая, социально-объединяющая и др. В зависимости от жанра актуализируется одна из них. Например, для сказок – развлекательная, для преданий – познавательная и т.д.

Различные тексты устнопрозаического фольклора исследуемого района публиковались и ранее, в дореволюционный период. Например, Д. В. Шахов в очерке о станице Воронежской приводит текст былички о папоротнике. В нем рассказывается о казаках, которые, несмотря на все страхи напускаемые нечистым, смогли найти цветок папоротника. Но в итоге, нечистый в образе командира отбирает его у них, и они остаются ни с чем. В. Попов уже в советское время в своих «Кубанских сказах» опубликовал литературно обработанный текст о возникновении топонима речки Кочеты и населенного пункта Третья речка Кочеты. Данный текст довольно популярен в районе, так как связан с именем выдающегося русского полководца А.В.Суворова, который, согласно преданию, отдал команду о наступлении русских войск на турок петушиным криком. Фонд содержит коллекцию текстов разножанрового характера.

Как наиболее популярный жанр представлены легенды, тексты, связанные с христианской тематикой. Это легенды - устные рассказы, имеющие установку на достоверность, но в отличие, например, от предания, основным содержанием легенды является нечто необыкновенное, сакральное, божественное, что и лежит в центре повествования, определяя его структуру, систему образов и изобразительных средств. В мире легенд человеческие отношения и судьба отдельного человека испытываются божественными силами, результат испытания мотивирует наказание или вознаграждение. Среди записанных легенд присутствуют этиологические - о происхождении и особенностях животных («Павлин и пава»), легенды этические, повествующие о нормах и правилах поведения («Хлеб – собачья доля», «Почему женщинам не хватает времени», «О судьбе человека», «О наказании за неуважение к родителям»). Некоторые легенды перекликаются со сказками, но при этом они всегда воспринимаются серьезно, как реальный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль. Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни, как их понимает народная традиция. Основное значение легенд в их воспитательном, дидактическом, социализирующем потенциале. Они учат и воспитывают - каким должен быть человек, почему его помыслы и поступки должны соответствовать ценностям, без которых общество не может существовать.

Были зафиксированы в Усть-Лабинском районе и исторические предания, Например, топонимические тексты о возникновении хуторов Согласного и Третьей речки Кочеты.

Сказки в небольшом количестве фиксировались в ходе экспедиций 1980-х годов в  ст. Некрасовской. При этом некоторые тексты на тот момент уже были подвержены разрушению, о чем говорит нарушение и размытость их сюжетной линии, когда сказка переходит в состояние бытового рассказа. Это видно по таким текстам как «Сказка о мести дочери», «Волчья голова». Для Кубани редкими сказочными текстами можно назвать записанные докучную сказку и сказку-нескладуху. Это очень яркие, богатые в языковом отношении тексты, несомненно являющиеся жемчужинами собранной коллекции. В экспедиции 2016 года был зафиксирован лишь один сказочный текст, хотя респонденты отмечали широкое бытование данного жанра в прошлом.

Наиболее обширный жанровый блок несказочной прозы – былички. Это устные рассказы о встрече человека с «нечистой силой», представителями низшей мифологии - домовым, ведьмой, колдуном, приходящим покойником. Былички основываются на традиционных верованиях, сохраняют представления о происхождении, внешнем виде, вредоносных или же, наоборот, положительных возможностях сверхъестественных существ, о последствиях встречи с ними. Зафиксированные и представленные тексты в основном являются вариантами устойчивых сюжетов, бытующих на Кубани повсеместно. К числу довольно интересных и редких текстов относятся сюжеты о колдунах и их соперничестве. Основной функцией быличек признается информативная, при этом жанровой спецификой становится установка на достоверность повествования. Встречи с нечистой силой описываются как случаи из жизни рассказчика или со ссылкой на прямого участника события. В быличках повествуются и о способах борьбы с демоническими силами, как, например, в тексте об ожившем колдуне. Интересно, что в нескольких текстах колдун представлен и как положительный персонаж. Например, в одном из текстов он побеждает своего соперника и спасает свадьбу.

В ходе работы экспедиций фиксировались народные пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. Нередко именно паремия позволяет человеку в краткой иносказательной форме дать оценку ситуации или человеку.

К малым жанрам относятся также загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Направленность этого жанра на детскую аудиторию не случайна. Загадка представляет собой вопрос, на который слушателю предстоит ответить. В основе загадки лежит метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его характерные признаки, причём зачастую в поэтической форме. Разгадывая загадку, слушатель открывает для себя новые свойства окружающих его предметов, явлений, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, происходит упорядочивание знаний о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. В станицах Воронежской и Кирпильской были зафиксированы 16 загадок, что несомненно можно отнести к исследовательской удаче.

. Представленные тексты характеризуют довольно широкое, в сюжетном и жанровом отношении, бытование фольклора. Устнопрозаический фольклор Усть-Лабинского района уникален разнообразием жанров и текстов.

ЛЕГЕНДЫ

Хлеб собачья доля

«Вобще наш народ не внимательный, или не бережливый. Одна женщина или мужчина, ну покакал и нечем было ему вытереть. Он взял, отломил кусок хлеба и вытер себе попу. А Бог увидал и сказал: “Такое делать хлебом нельзя”. И взял весь хлеб поднял под небеса. А люди внимание не обратили на ето, а собаки  завыли - чего они будут йисть. Остановились и начали выть. А он говорит: “Ну ладно, я дам собачую долю. Вот с етой собачей долей и люди будут питаться”. Нам так дедушка рассказывал. И мы едим собачую долю, это собаки выпросили у Бога хлеб, а то он хотел забрать, потому что мы не можем относиться, ну как, не уважаем ни людей, ни худобу, даже хлеб свой и то не уважали» (Кирпильская).

О павлине

«А раньше мужа почитали, уважали, любили. Раньше было, мужа и оденешь, и обуешь, и обчупуришь. А щас сами мужики. Она и не касается, только сама о себе. А почему? Господь когда… Павлина. Видал у павлина какой хвост? А у павлинки видал? Вот. Вот эта павлинка – женщина, а павлин – мужик. И вот пока она его наряжала в церкву итить, мужа наряжала. А в церкви зазвонили. Она сама не успела нарядиться. И вот павлин, видишь, какой красивый, а она – нет. Она не успела нарядиться. Какая была, такая и есть. Раньше как мужиков берегли. А щас…» (Новолабинская).

  О судьбе и ангеле

«Когда ребенок рождается, у него свой ангел рождается, у каждого человека свой ангел. Рассказывали сказку: ходил-ходил мужчина, просился ночевать, никто его не пускал. А пустила его беременная женщина, положили его спать в передней. А женщине привидился во сне человек с крыльями, говорит: “Ребенок твой уснет в день венчания”. Она рассказала об этом страннику, и он пообещал приехать в день венчания сына. У женщины родился сын, и в день венчания он уснул, никто не мог его разбудить. Только странник пришел, побрызгал водой из колодца и парень этот ожил. Это и был его ангел» (Некрасовская).

О роднике Девятая Пятница

«У церкви поставили ету икону, покупили иконы, брали у церкву. Вот одна икона уходила. Тут где Пятница, тут колодец, родник, большой родник. И была вперёд, родник, и там большая поляна, тут сад сажали. И сделали часовню. И икона ета уйдёть у родник етот, плавает. Утром кто-не?будь наткнется - идут, икону забирают, опять у церкву относют. На другой день опять. Ночью она уходила, икона. Пойдут - опять икона плавает. Да тех пор плавала, покуда не сделали часовню, и тама в виде церквочки, а колодец у середки остался. И вот ета Девятая Пятница» (Некрасовская).

О наказании за неуважение к родителям

«Жила старуха у одного сына, у него было четверо детей, а у другого сына детей не было. Она говорит: “Пойду я, наверное, с церкви разговеюсь до того сына, у которого детей нет. Пусть там они сами, и себе, наверное, мало”. Пришла к сыну, который жил вдвоем с женой. А они ничего на стол не ставят, не разговляются. И паску не ставят. Мать посидела-посидела. Не едят. “Ну, пойду я, мои детки, пойду”. И ушла. Муж говорит жене: “Иди за паской”. А паску они вынесли в кладовку. Мать отошла, а муж посылает жену за паской. Она пошла, а на паске сидит огромная лягушка. Жена говорит: “Иди за паской сам, а я боюсь”. Муж пошел сам, а лягушка впилась ему в щеку, и сразу начала пить кровь. Невестка побегла за матерью: “Ой, мама, идемте, у нас несчастье!”- “Да что такое?” – “Да лягушка в щеку упялась, вцепилась”. А мать-то знает, что это Бог наказал. Лягушка не уходит. Уже Пасха не в Пасху. Она его сосет, он бледнеет. Мать и говорит: “Идите в монастырь молиться Богу, кроме нужно молиться. Ты знаешь, что за материн грех в монастырь пойдём”. И мать сложила сумочку, сухариков набрала, взяла чашечку, кувшинчик, и пошла пешком в монастырь. Она туда привела сына и говорит священнику: “Вот такое дело, надо что-то делать”. Он говорит: “Помолимся, молебен отслужим”. Они побыли дня три, помолились, батюшка молебен отслужил, идут они домой, жаба у него. А мать старенькая и говорит: “Я так устала, давай возле колодца отдохнем, сухариков поедим, я больше не могу идти”. А он говорит: “Ну, давай мама”. Он лег вздремнуть, а мать сухариков в чашку покидала, как эта лягушка с него выскочила и вскочила прямо в чашку, бабка на него закричала: “Побегим, сынок, лягушка выскочила”. И паску бросили, и сухари бросили, и как по?бегли. Сажня три за ними лягушка бежала, но отстала. Значит, отмолила мать все» (Некрасовская).

ПРЕДАНИЕ

О хуторе Согласном и хуторе Муровенко

«Хутор Согласный, мне рассказывали деды, старики, значит здесь было генеральское, фамилию генерала не скажу, он жил в Краснодаре. Это генеральская земля была, надел. Вот Чернов, это княгиня Чернова была… У него наследников не было, кому передать. Были управляющие на этой земле. Управляющие распределяли землю, нанимались семьями. Кто две десятины мог обработать, кто три, кто сколько мог. А жили все эти в землянках, все… А землянку вырыл, а дерево не имеет право посадить. Если посадил, то вырвут: “Ты что, корнями хочешь в землю уже врасти!”. Ну, значит этот генерал через своих управляющих сказал, что так и так, я буду продавать, кто собрал сколько денег, я буду эту землю постепенно продавать. А тогда не все были грамотно подкованы. Ну, община собирается мужиков, и говорят, так и так, такое дело: “Ну, что, будем брать?” – “А хто у нас? Муровенко у нас самый такой грамотный мужик”. Ну, он собирает, пишет кто сколько десятин там. И едет в Краснодар. А тогда в Краснодар двое с половиной суток ехать на лошадях отсюда. Он приехал туда и пристал, что вроде он покупает эту землю. И он купил эту землю, оформил у нотариуса, землю отмерили. И вот Искра, это была коммуна Искра, а до этого Муровенкина усадьба была. И он обосновался там. А мужикам сказал: “Да сказал генерал, что вот год перетерпите, на следующий как урожай уберем и будем там это”. А он год взял урожай, реализовал его и мужикам опять раздал деньги. И они поняли, что он их наколбасил. Он разбогател, а они опять… Тогда они собираются снова  в сходку и говорят: “Надо в новую посылать, теперь троих на трёх подводах, езжайте туда”. Ну, приехали, генералу рассказали, он говорит: “Вот сволочь, и меня обдурил значит! Но вы не волнуйтесь”. А тут терны были, леса не было, а терны да волки выли. Он говорит, свой фаэтон, еще один фаэтон запрягает, сажает сразу землеустроителя, нотариуса, землемера, и сюда, и казначея. И приезжает со всеми этими мужиками. А тут была площадь, не было еще Согласного, а терны, и вот как обычно, лужайка. И на этой лужайке, мужики ш подошли, вот он говорит: “У меня земля есть, вы не волнуйтесь, я вам продам, все оформим, как положено. Но вы согласны за эту цену?”. Они: “Согласны!”. И начали они межевание. Межевали, кто сколько десятин, помежевали двое суток или сколько, а потом трое суток пили, бабы только самогон носили им. И генерал этот и все. Вот образовался хутор Согласный» (Согласный).

СКАЗКИ

О глупом женихе

«У богатых был сын недоразвитый, а у бедных – красивая дочка. Вот их поженили. Поженились, после свадьбы молодая жена задумала пойти к своим, повидать отца и мать, и взяла мужа. А муж недоразвитый был, она ему говорит: “Ты смотри, приедешь к нашим, так ты не позорься, как я скажу, чтобы так и делал”. Ну, он согласился. Пришли, стали раздеваться. А муж взял свою шубу, снял и бросил под ноги. Она говорит: “Нельзя ж так овчинку, надо вешать”. Ну, повесила, а он взял вышел, походил, походил, зашел, а смотрит в сенцах овечка, он взял ее за шею веревкой, привязал и повесил на гвоздь. Выходит жена следом и видит: овечка задушенная висит. Она говорит: “Зачем же ты так делаешь? Делай так, как я тебе буду говорить”.

Пришел вечер. Садятся ужинать. А он много ел. Она говорит: “Смотри, не кушай много, я вот так толкну тебя под столом ногой, так ты бросай кушать”. Ну, ладно, согласился. Сели они, налила теща борща, поели, поставила теща вареники, только он взял один вареник съел, а под столом кошка бегает, и жена хотела кошку ногой толкнуть, да толкнула его, он бросил кушать, не стал. Она его: “Ешь, да, ешь”. А он: “Нет, не хочу”. А потом положились спать, плохо поужинал и захотел есть. Лежат спят, а он говорит на жену: “Марея, я йисти хочу”. А жена видала, как теща поставила вареники в горшке в печку, ну, он и пошел. А в это время в печке в загнетке окотилась кошка котятами. Он взял и поел этих котят. Ну и заходит. “Ну, поел?” – “Поел” – “Ну, как они?” – “Да пищат маленько”. Лег. Поежал, полежал. “Марея, питы хочу”. Ну, она: “Пойди, напейся”. Пошел, напился. Опять лег, заболел живот. “Марея, на двор хочу”. Ну, она: “Пойди, далеко от хаты не ходи”. Он пошел, вернулся. “Марея, руки помыть надо”. Она: “Ну, пойди, там кувшин с водой стоит, налей и помой”. Он пошел, а там кувшин с молоком стоял, он обе руки сунул, а высунуть не может. Подходит: “Марея, кувшин руки не пускает”. Она говорит: “Ну, пойди, там пенек стоит недалеко от хаты, об пенек стукни, разбей кувшин”. А тем временем до ветру вышел тесть и сел недалеко. Вот он выходит, смотрит, пень недалеко, подходит и хлобыстнул тестя по голове кувшином.  Тесть и свалился. Он тогда говорит: «Такой плохой пень, раз ударил, он и развалился». А кувшин разбил о стенку. Утром встали – тесть с большой шишкой на голове, а кошка котят не нашла» (Некрасовская).

  Волчья голова

«Вот жили дед с бабкой. Им стало плохо жить, стало холодно, голодно. Дед на бабку говорит: “Пойдем бабка милостыню попросим, может быть где-нибудь и разживемся”. Взяли они мешок через плечо и пошли.  Вот идут они, смотрят, с лошади голова лежит, бабка стала обходить, а дед говорит: “А ты на всякий случай возьми, бабка, может пригодится”. Ну, взяла бабка голову в мешок, и пошли дальше. Идут дальше, смотрят, волчиная голова лежит. Бабка говорит: “Да волков тут!”. А дед говорит: “Да возьми, бабка, может и пригодится”. Взяла и эту бабка в мешок. Зашли они  в лес, смотрят, костерок горит. “Ну, пошли бабка на огонек, может там люди добрые”. Ближе подходят, а там волки сидят вокруг костра, сидят такие голодные. Ну, волки думают: “Сама еда в руки пришла”. А дед с бабкой перепугались, посадились, сидят. Вот этот волк уже скалит зубы на бабку да на деда, как бы скушать. А бабка: “А чем же мы будем ужинать?” – “Да доставай там, какая побольше”. Бабка достает лошади голову, положила. Он говорит: “Да нет, эта пускай останется на завтрак, вторую доставай”. Бабка достает с волка голову, он говорит: “Ну вот, эту щас съедим, да за остальное примемся”. Волки сразу оторопели. Один волк посидел, говорит: “Я щас пойду, дров насобираю, а то костер затухает”. Побежал. А другой говорит: “Ну че он там так долго, наверное никак не найдет где хворост”. Побежал и тоже нету. Третий говорит: “Ну вот, насобирали такую кучу, что не могут связать, пойду им помогу”. Побежал. Четвертый сидел, сидел и говорит: “Наверное, они навязали большую вязанку дров и никак не поднимут, побегу я им помогу”. Убежал и нету. Дед с бабкой посидели у костра, отогрелись и пошли себе домой» (Некрасовская).

  БЫЛИЧКИ

О домовом

«У нас долго служили солдаты. Свекрухина мама долго жила одна. Приняла она солдата жить. Домовой солдата этого не любил, и вот только солдат ляжет спать в хате один, домовой приходит к нему, бьет и приговариват: “Ты хочешь здесь хозяином быть? Ты здесь не будешь хозяином!”» (Некрасовская).

О домовом

«Мать информатора рассказывала. Продали мы быков. Вдруг домовой пришел и тянет, тянет с меня одежду, стянул, да так руками на меня машет, я спугалась и говорю: “Ой, пропала, я пропала”. А он говорит: “Ты по этой беде не пропадешь”. Прямо человеческим голосом. Стянул с меня одежду и ушел» (Некрасовская).  

О ведьме

«Раньше были ведьмы, что занимались черными делами. По ночам коров доили. Вот если корову ведьма подоит, то молока больше не дает. Ну, вот, за одной женщиной стали замечать, что корова у нее незавидная, а молока она много всегда дает, и она продает масло. Ну, тада, повезла она на рынок масло, подходит к ней старик и говорит: “Ну, что хозяйка, продаешь масло?” – “Продаю” – “Ну, и хорошее твое масло?” – “Хорошее” – “И молоко продаешь?” – “Да”. Он подходит, а раньше колеса не гайками закручивались, а чеками. Он взял пустое ведро, поставил, чеку вытащил, из этой чеки потекло молоко. “Вот какое ты молоко продаешь!”. Взял, резанул по маслу, а по нему выступила кровь. И соседи пришли к ней домой, смотрят, в сарае стоит корова скелет скелетом. Она ее уже замучила» (Некрасовская).

Колдун и свадьба

«Вот у одних была свадьба, молодых провожали. Вот когда сошлась беседа  у жениха, привезли молодую, подарили. И потом эта вся свадьба вышла со двора и ушла. Ушла в неизвестном направлении, ее не было целый год. А у них старший брат служил в армии, раньше 25 лет служили. И вот этот старший брат был знахарем. Но в селе знали, что он был знахарем. И где их не искали, эту беседу, не могли найти. Вот сколько их было, сваты, братья, тетки, молодые и свекор со свекрухой. Вот тогда они поехали по знахарям по другим деревням. Они сказали, чтоб только он их нашел, только он может найти. Вот он, значит, его вызвали, он приехал домой, спросил, когда была эта свадьба, как они гуляли, и потом на своем коне он поехал искать, месяц их искал и нашел их аж в степях. Все они были в образе волков. И потом он их вел домой в этом же обличье волков, и заводил в харчевни кормить их. И он рассказывал, где жених, где невеста, где  там брат, дядя. И вот одна волчиха была изможденная, старая, говорит, что вот это мать. Ну, ему там задавали вопрос, почему он их в таком виде ведет, их же можно в людей преобразить. Он говорит, что они так истощились, что если их превратить в людей, они не смогут дойти домой. “А если их приведешь домой?” – “Вот приведу домой, пока их там откормят, когда они силы наберутся, тогда их уже начнем отвораживать”» (Некрасовская).

  Наказание колдуна

«Ну, была у одних свадьба, ну, они были бедней, взяли у богатых лошадей на свадьбу. К ним подошел странник и попросил чтоб его пустили к молодым за стол, его туда не пустили, вынесли на скамейку попить, покушать. А он нет, просится. Ну, его не пустили. Ну, вот когда  молодых вывели, посадили на линейку, только стали выезжать, на ворота доехали, а тут лошадь стала и сдохла, тут невеста стала плакать, что и убыток большой, и примета плохая. Вся беседа в смятеньe. Подходит старик другой и говорит: “Что у вас случилось?” – “Да вот, под молодыми лошадь сдохла” – “Ну, ничего, не горюйте, я вам лошадь сейчас приведу”. А на этого странника говорит: “А ты что сделал? Мало тебе было есть? Так вот, подходи и ешь”. И этот странник подошел, и стал павшую лошадь есть. Половину лошади съел и умер. Вот это было два странника колдуна. Вот первый подошел, он был слабее, а второй сильнее. У него спрашивали: “Дедушка, а откуда вы узнали?”. А он говорит: “Я знал, что этот нехороший человек должен быть тут, и я пришел”» (Некрасовская).

Смерть колдуна

«Что он делал, я не знаю. Какие-то молитвы читал. Коров лечил, людей лечил. А когда умирал, целаю неделю умирал. Он грэшный. Когда умирал, я было иду на стэпь, он всё лежит и лежит. Умирает. Как на стэпь иду по грэбле, так и захожу. Пешки ходили. А потом нас научили. Печка топится и надо кинуть веник у печку. И веник как кинули в печку, он как загудел… Веник этот, у печки, и всё вышло. И вон помер» (Новолабинская).

  Притча-загадка

«Работал один у богатого, исполнительный, все. И вот его спрашивают: “Куда ты деньги деваешь?” – “Долг отдаю, в долг даю и в окно выбрасываю”. Долг отдаю – мать и отца кормлю, в долг даю – сына воспитываю, а в окно выбрасываю – дочку вырастил, да в окно выбросил, замуж. А был пир у этого хозяина, и он загадки начали. Кто отгадает, тому такую сумму я вам ложу. Ну, один не дурак был, своего денщика фьить: “Найди его, дай ему десятку, я ж выиграю больше”. Ну, тот и рассказал, а этот забрал больше» (Согласный).

  ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Жизнь протянется, всего достанется (Новолабинская)
Лет, лет и памяти нет (Тенгинская)
Ешь борщ с грибами, держи язык за зубами (Некрасовская)
Лапша, галушки - с одной кадушки (Некрасовская)
Хороший нос за неделю кулак чуе (Тенгинская)
Брехать - не косой махать (Тенгинская)
Свайба рубашку найде (Кирпильская)
Она трем свиням йисть не разделит (о нерадивой хозяйке) (Ладожская)
Если девка галосит – она у Бога щастье просит (Ладожская)
Князя для Бога, но черта для смеха; «Сына для Бога, а нивестка для черта» (Ладожская)
У хорошего хозяина уже обедать пора, а у плохого еще и думок нема (Вор4)
Была б шея, а ярмо найдется (Кирпильская)
До нас носа не потыкай – т.е. не приходи (Кирпильская)
Покрова – заревет девка как корова (Кирпильская)
Клин клином вышибается (Тенгинская)
Жизнь протянется, всего достанется (Новолабинская)
Спас - бери руковички на запас (Восточная)
Нехай рябой, лишь бы не грубо?й (Железный)
У Бога все дни одинаковые, а у нас дураков разбор (Некрасовская)
Покров – девке голову покрой (Некрасовская)
ЗАГАДКИ
Белые хоромы – красные подпоры (гусь)
У кого рога длинней хвоста (коза)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
Все время меня топчут, а я все лучше (тропинка)
В шубе летом, а зимой раздетым (лес)
Сидит – высокий, а встает – низенький (собака)
Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается (солнце и небо) (Воронежская).

Сидит девица в темнице, а коса на улице (кукуруза, морковка)
Вокруг горшка обведенная кишка (завалинка вокруг хаты)
Не рвет, не кусаить, и в дом не пускаить (крючок или замок)
Стоит дед над водой и трусит седой бородой (камыш)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (луна) (Кирпильская)
Примечания
  1. Шахов Д. Воронежская станица. Статистико-этнографическое описание// Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883г. Т.I.
  2. Попов В.А. Кочеты генерала Суворова// Кубанские сказы. Краснодар, 1961.
  3. Бондарь Н. И. Полевые материалы по фольклору и этнографии Кубани. Т. 2. 1981-1984 (рукопись).
  4. Репертуарный сборник фольклорного коллектива ст. Воронежской. Руководитель Танконогова Е.И. (рукопись).

При составлении справки использовались полевые материалы, собранные в ходе Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.