ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора




«имне-св€точные гадани€ в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: Ѕондарь Ќиколай »ванович, профессор, кандидат исторических наук, заведующий Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

Ђ«имние св€ткиї знаменуют начало нового временного цикла, года. — такими важными началами, переломными моментами св€заны представлени€ и стремлени€ узнать, что уготовлено обществу, отдельному человеку в году гр€дущем. ѕоэтому вполне закономерно присутствие в рождественской обр€дности гаданий.

«а двенадцать дней до –ождества начинались тщательные погодные наблюдени€. ќтмечали, каким был прошедший день Ц теплым-холодным, сухим-влажным, тихим Ц ветреным и т. п.  аждый день в этих наблюдени€х соответствовал конкретному мес€цу наступающего года (Ћадожска€). ¬торой способ касаетс€ определени€ продолжительности и суровости зимы.   –ождеству, как отмечалось раньше, резали кабана или свинью. ѕо длине и ширине селезенки животного и определ€ли характер зимы.

Ќо основна€ часть гаданий, которые осуществл€лись как на –ождество, так и на Ќовый год, была св€зана с замужеством. »х иерархию (какой тип гаданий важнее), исход€ из целевых установок действий, определить сложно. ƒа и вр€д ли в этом есть необходимость.

ќдно из женильных гаданий Ц состоитс€ или не состоитс€ замужество и в какой очередности. ¬ этом плане показательно гадание Ђпо курицеї. ”частницы собирались компанией у кого-либо из подружек.  ажда€ приносила курицу, которую помечали, перев€зыва€ лентой или полоской материи.  ур на некоторое врем€ помещали в русскую печь. «атем открывали заслонку и наблюдали очередность выпрыгивани€ кур из печи, что и означало очередность выхода замуж девушек (Ќекрасовска€).

ќдин из вариантов гаданий этой тематики, широко распространенный на  убани, - бросание башмака через крышу дома. —огласно одному из вариантов из ст. Ќекрасовской, важно было, в какую сторону обувь легла носком, к воротам или нет. Ќаправление в сторону ворот сулило замужество в наступающем году. ј вот в другой Ђворожбеї с башмаком, бросанием его через забор / плетень, важнее было, в какую сторону, куда предстоит замужество. Ёто определ€лось по направлению носка (Ќекрасовска€,  ирпильска€). Ќаправление, сторона замужества определ€лись и по лаю собак. Ётот способ гадани€ мы отмечали в св€зи с ритуальной рождественской вечерей в ст.  ирпильской.

Ќо, пожалуй, больше всего участниц гаданий интересовали индивидуальные качества, склонности и состо€ние веро€тного супруга. ¬ ст. Ќекрасовской в гадани€х этой темы, суд€ по всему, предпочтение отдавалось курице. ѕеред ней на полу раскладывали, расставл€ли разные предметы и смотрели, к чему она подойдет в начале: если к зеркалу Ц жених будет Ђшикарныйї, Ђчистотныйї, Ђщегольї, одним словом красивый; если к зерну Ц хлебороб, работ€щий; если к воде Ц пь€ница; если к книге Ц Ђграмотейї. ¬ ст.  ирпильской в гадани€х этого типа использовалс€ петух. ¬ этой же станице гадали по коль€м в плетне. ќтсчитывали определенное количество кольев и по намеченному судили о состо€нии будущего жениха: высокий-низкий, пр€мой-кривой, в коре (богатый)-голый (бедный). »м€ будущего жениха старались узнать, спрашива€ под чужими окнами хоз€ев. ¬се это происходило примерно в полночь.

¬ полночь слушали под чужими окнами. јкулина “рофимовна ѕильникова, 1905 г.р., жительница ст. ¬оронежской подчеркивала, что слушать надо под окнами многодетных семей. ¬ ходе подслушивани€ определ€лась доминирующа€ лексика: Ђс€дь, сидетьї, т.е. сидеть в девках; Ђиди, принесиї - означало выход замуж.

¬ некоторых станицах в гадани€х по теме Ђвыйдет Ц не выйдет замужї примен€лс€ счет, Ђчет-нечетї: четное Ц выйдет замуж, нечетное Ц не выйдет. Ќе гл€д€ брали охапку дров и на свету считали. ≈сли количество принесенных поленьев оказывалось четным, ожидай замужества. ƒ. ћ. Ўахов в свое врем€ в ст. ¬оронежской записал другой способ гадани€, основанный на этом же принципе. ”частницы ритуала брали курицу или петуха, пускали под сито или решето, туда же насыпали немного зерна. —пуст€ некоторое врем€ птицу освобождали и считали оставшеес€ зерно. „етное количество предвещало замужество.

Ќеобычный способ гадани€, св€занный с определением направлени€ замужества, поведала ≈. ѕ. ƒерипаскина, 1908 г. р., из ст. ¬оронежской. ќтваренную рыбу выносили во двор, съедали, а кости отдавали собаке. ƒалее смотрели, в какую сторону она залает, что означало направление замужества.

ƒевушек на выданье интересовало и им€ суженого. „тобы его узнать, практически во всех населенных пунктах прибегали к одному и тому же способу: в полночь через окно просили назвать им€ жениха у кого-либо из соседей, жителей станицы. »ногда не спрашивали, а просто подслушивали. »звестно было и гадание с написанием имен на листках бумаги. Ќа ночь их пр€тали под подушку, а утром не гл€д€ доставали одну из таких записок. Ѕольшим своеобразием отличалс€ способ узнавани€ имени, записанный в ст. Ќекрасовской. ¬ полночь выходили на перекресток и просили у первого встречного назвать им€.

Ѕольшинство оригинальных и архаичных по составу и символике гаданий св€заны с вы€влением, вызыванием образа жениха. ƒл€ этого перед сном ведро с водой замыкали цепью крест-накрест на замок.  люч клали под подушку. —уженый должен был €витьс€ во сне и попросить ключ. ѕеред сном съедали ложку муки и ложку соли. ¬о сне должен был €витьс€ потенциальный жених и дать воды. ѕо этому поводу прибегали и к Ђстрашнымї гадани€м. ¬ полночь собиралось трое гадающих. ¬ доме Ђпод загнЄткуї (часть русской печи) ставили зеркало, свечу или две свечи, в воду опускали кольцо и ждали. ¬ зеркале должен был по€витьс€ образ жениха (Ќекрасовска€, ¬оронежска€).

–€д гаданий был направлен на вы€вление личных качеств будущего жениха / мужа. ƒл€ этого в основном повсеместно примен€ли два способа гаданий: по коль€м и с помощью петухов. ¬ полночь в изгороди, плетне считали (или просто искали) коль€. Ёто мог быть первый попавшийс€ кол, дев€тый, дес€тый или любой другой по счету, заранее определенный. ≈го перев€зывали, а утром шли и смотрели: если кол был в коре, Ђкудр€вый, со шкуройї, жених будет Ђкучер€выйї, богатый; без коры, голый Ц бедный. “акже внешние и внутренние качества будущего избранника определ€ли по высоте кола (высокий Ц низкий), форме (пр€мой Ц кривой, с сучками Ц без сучков) и т. п.

ѕримечани€
  1. Ўахов ƒ. ¬. ¬оронежска€ станица (статистико-этнографическое описание) //  убанский сборник. “. I (22). ≈катеринодар, 1883.
  2. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  3. ‘ольклор и этнографи€  убани. ћатериалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. јвгуст 1987 г. “. V (рукопись).
  4. Ѕондарь Ќ. ».  алендарные праздники и обр€ды кубанского казачества. 2-е изд., испр.  раснодар: “радици€, 2011.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы I »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г.  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.† ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.