Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Похоронные обычаи и обряды Горячеключевского района Краснодарского края



Карточка ОНКН

  1. Наименование объекта
Похоронная обрядность Горячеключевского района Краснодарского края.
  1. Краткое описание объекта
Обычаи и обряды, связанные с погребением усопшего, являются одними из наиболее устойчивых компонентов традиционной культуры Кубанских станиц. Однако, социальные потрясения ХХ века и разрушение общинных отношений повлекли изменения в совершении обрядовых действий. Отказ от православной веры повлек за собой утрату компонентов, связанных с непосредственным участием священника. В наши дни происходит постепенная коммерциализация обряда. В качестве основных этапов похоронного комплекса можно выделить: подготовку тела усопшего к погребению и изменения в доме в связи с покойным, молитвенную помощь душе усопшего, вынос тела из дома и его погребение.
  1. Фотография объекта
04 Кладбище ст. Черноморская Горячеключевского района Краснодарского края.
  1. ОНКН Категория
  2. I. Мифологический представления и верования, этнографический комплексы
  3. Обряды и обрядовые комплексы
2.2 Обряды жизненного (Семейно-бытового) цикла 2.2.5 Похоронно-поминальный
  1. Этническая принадлежность
Русские
  1. Конфессиональная принадлежность
Православие
  1. Язык
Русский, балачка.
  1. Регион
Краснодарский край, Горячеключевской район
  1. Ключевые слова
Горячеключевской район, обряды жизненного цикла, похоронная обрядность.
  1. Полное описание

О наступлении смерти соседям и родственникам сообщают близкие родственники, которые находились рядом с умирающим. В станицах Горячеключевского района на калитку вешали полотенце, если усопший мужчина или платок, если умерла женщина.  При этом калитку держали открытой. После того как стало известно, что в станице покойник, то не делают закрутки на зиму и не крошат капусту до тех пор, пока усопшего не захоронят.

Подготовку похорон по традиции берут на себя соседи, друзья и дальние родственники. Близкие родственники до погребения находятся рядом с телом. Спустя два часа после констатации смерти тело усопшего начинают готовить к погребению. Одежду, в которой умер человек, сжигают. Так же могут поступить с предметами постельного белья, на которых он скончался, но это не считается обязательным. Вещи могут постирать и дальше использовать.

В станице Бакинской помнят, что прежде тело умершего обмывали в зависимости от пола мужчины мужчину, женщины женщину. Сейчас, как правило, это делают пожилые женщины. В любом случае это не родственники усопшего, чаще всего соседи. Если зовут обмывать, отказывать не принято: «Это большой грех отказывать. Ой, стико я покойникив перемыла. Мне мама так завищанье дала: ни в коем случае никада ны отказывай як буду просыть обмывать покойныка». Согласно народным представлениям вода, которой обмывали усопшего приобретает вредоносные свойства для живых людей, поэтому её выливают в глухой угол там, где не ходят. Здесь же закапывают тряпочку и мыло, которые использовались при обмывании.

Тех, кто обмывал, одаривали платком, полотенцем или куском материи, могли дать брусочек мыла. Но это не было обязательным. По бедности могли ничего не давать и это не воспринималось как обида.

Тело усопшего одевали в приготовленную одежду. Если её не оказывалось, то в хорошую, чистую. Цвет одежды и обувь зависят от предпочтений умирающего. Обувь по просьбе умирающего, могли не одевать: «И видите, казала мэни (мать собеседника.) ще: «Ны обувай мэни на той свет обувачку […] Чулки и носки одинь и всэ. Ты бачишь, шо Исус Хрыстос всю жисть босый ходыв». Умершей женщине на голову повяжут платок. Мужчинам головной убор – фуражку или шапку - кладут в гроб. Маленьким детям подпоясывают одежду. Этому есть пояснение. «От кажуть, оны ж бигають там у Бога, бигають по садочку, собырають яблучко и у пазуху, у пазуху собырають. А у кого ны пидвязано, кинув, а оно выпада, выпада

Молодых людей умерших вне брака одевают как новобрачных. Девушку как невесту украсят цветами и оденут фату. Юноше прикрепят цветы как жениху и в зависимости от традиции станицы привяжут ленту через плечо либо платок на руку. Здесь же отметим, что в станице Бакинской описывая похороны юноши собеседница сообщила, что несмотря на то, что у него не было невесты, была выбрана девушка, на которую одели как невесту цветы. Руки покойного складывали на груди: правую руку клали сверху на левую. Под руки клали крест и икону. Икона выбиралась в зависимости от пола усопшего: мужчине клали образ Спасителя, женщине - Богородицы. Руки и ноги покойного связывали, что бы они не расходились, пока тело не застынет. После, тряпочки или веревочки, которыми связывали руки и ноги покойного клали в гроб или использовали для лечения. «Расходится рука там, пухнуть. Этой тряпочкой привяжешь на два и всё, проходит». Если у покойного глаза оставались открытыми, их закрывали, на веки клали монеты. Открытые глаза усопшего служили приметой того, что кто-то в ближайшее время умрет.

Когда тело подготовлено к погребению его размещали на лавке, застеленной простыней, головою в Святой угол, ногами к выходу из комнаты. В тех случаях, когда в доме не было святого угла, сохранялась ориентация тела ногами к дверям.

Горб имел и другое название: домовина. Сейчас гробы покупают, прежде их сбивали в тот день, когда приходило известие о смерти. Для того что бы не ошибиться с размером гроба, тело усопшего мерили шнуриком. После эту веревочку клали в гроб. Наволочку для подушки в гроб шили руками после того, как человек умер. Её набивали сеном.  Дно гроба засыпали стружкой и застилали белой тканью. Снаружи оббивали красным или черным. В одних описаниях выбор цвета связывают с полом усопшего: женщине – красный, мужчине черный. В других красный цвет обивки соотносили с принадлежностью усопшего коммунистической партии или его молодостью. Если после обивания гроба оставалась материя её клали в гроб. На крышку гроба могли нашить изображение православного креста.

Зеркала и телевизор в доме закрывали. Если где-либо в доме был портрет усопшего, могли закрыть и его: «Потому что уходит, как говорится, что бы отражения не было, потому что как говорят, вселяется душа его (в изображение – К. И.). А потом нелады получается – ну это поверие было такое. Этот портрет который остался, свяченой водой (кропили – К. И.),  “Отче наш” (читали –И.А.) и свяченной водой  три раза на перекрест». Рядом с телом покойного ставили свечу, хлеб с солью и стакан с водою. Считалось, что душа усопшего приходит пить воду. Если у покойного были наградные медали, то готовили подушечку, к которой их прикалывали. Ее так же располагали рядом с усопшим. После похорон, она сохраняется в доме на почетном месте в память об ушедшем. В течении ХХ века, после того как тело подготовлено, приглашали читать Псалтырь над усопшим. Сейчас эта традиция сохраняется преимущественно среди верующих, там, где есть умеющие читать. Для читающего псалтырь на стол клали хлеб и платок, который впоследствии забирался за труды. Помимо чтения псалтыри пришедшими исполнялись духовные стихи – псальмы. Попрощаться с покойным приходят без приглашения. Пришедшие приносят с собой деньги, остаются слушать чтение Псалтыри. Собеседники старшего возраста помнят, что раньше около покойного сидели днем и ночью. В полночь, те кто находятся в доме усопшего, садятся ужинать. По традиции на такой ужин готовят лапшу с курицей, если в дни похорон нет поста или с жаренным луком, если в этот день пост. В ст. Бакинской такую лапшу называют локшина.

Лицо покойного в полночь закрывают и оставляют укрытым до утра. Утром открывают и умывают – протирают тряпочкой. Похороны назначают на второй или третий день после смерти в зависимости от погоды и ожидания приезда родственников. На похороны приходят без приглашения. С собою приносят деньги, конфеты и печенье. Деньги тратятся родственниками усопшего на проведение похорон, последующий помин, оформление могилы. Конфеты и печение раздаются после поминального обеда. Женщины, приходящие простится, одевают черные платки. Есть упоминание о том, что прежде на похоронах голосили.

Утром в день похорон копали могилу. Прежде это делали знакомые или в исключительных случаях дальние родственники. Им приносили завтрак, а после погребения одаривали полотенцами. В наши дни копачей нанимают за плату.

Хоронить начинают после полудня - тело усопшего выносят на двор. Если не было возможности занести гроб в хату, то тело усопшего выносили на простынях на двор и уже на открытом воздухе укладывали в гроб. В горб с покойным кладут монетки: «То, кажуть, як вин идэ, так мисто выкупляе». Пред тем как выносить тело из дома все выходили. Во время выноса перед покойным сыпали пшеницу: «Кажуть, шоб вин ны выртався, и больше шоб ныхто нэ вмэр.». Сразу после выноса закрывали дверь в доме.

Если кого-то ждут, то вынос тела со двора на кладбище могли задержать до трех-четырех часов дня. Мужчины, которые понесут гроб, выбирались зависимости от возраста покойного: юноши несли молодого человека, мужчины старшей возрастной категории понесут пожилого. Гроб могли нести до кладбища, а могли везти на подводе. Сейчас возят на машинах, при этом зеркала заднего вида закрывают. В тех случаях, когда гроб несли, для удобства переноса использовали полотенца. Тем, кто понесет гроб, могли перевязать правую руку платком, но этот обычай не всегда соблюдается.

При выносе гроба с телом со двора, все присутствующие выходили за ворота. Ворота закрывались, калитка завязывалась полотенцем (или платком), которое висло с момента наступления смерти. После того как покойного понесли на кладбище, во двор возвращались те, кто готовят поминальный обед и накрывают столы. После выноса покойного со двора в доме подметают и моют полы.

Старожилы помнят, о том, что после выноса покойного со двора его заносили в церковь, где служилось панихида. На кладбище впереди похоронной процессии шли священник и певчие. Провожающие несли запрестольный крест и хоругви. Во время движения похоронной процессии до кладбища звучал колокольный звон. Во время остановок на перекрестках священник читал молитвы. Когда не стало церкви, впереди похоронной процессии несли тот крест, который поставят над могилой, за ним крышку гроба, следом гроб с усопшим. На него вешали полотенце, которое потом забирал на кладбище тот, кто нес крест. Те, кто по убеждениям крест не несли, впереди покойного несли венки. Несмотря на то, что во время советского периода священник не участвовал в похоронной процессии, остановки на перекрестках совершались. Во второй половине ХХ века под ноги похоронной процессии кидали цветы, но сейчас эта традиция не сохраняется.

В наши дни в связи с похоронной процессией сохраняется ряд запретов и предписаний. Нельзя переходить дорогу похоронной процессии. Если это произошло, то на теле нарушившего запрет появится наростень – шишка. Нельзя беременной женщине идти на кладбище. Калитки тех дворов, мимо которых несут покойного, должны быть закрыты. Смотреть в окно на похоронную процессию нельзя. В качестве особенностей станиц Горячеключевского района можно отметить редко встречающиеся представления, связанные с переносом покойного через реку. Согласно бытующим представлениям после переноса усопшего по мосту могла наступить засуха. Перед кладбищем похоронная процессия останавливалась. Сохраняется представление, что душа последнего захороненного стоит у кладбищенских ворот, ждет следующего покойника. Душа того кого привезли сменит его, и будет ждать следующего: «Стоить, дыжурить, пока ны прынысуть покойныка другова. Тада вже вин идэ». На кладбище в последний раз прощались с усопшим. Гроб опускали на полотенцах или на веревке. Покойник располагался ногами на восток. В ногах ставили крест. Прежде присутствующие на кладбище кидали землю в могилу. Со временем отношение изменилось «У нас щас кажуть: зло маешь - так кыдаешь.» Тем, кто возвращался с кладбища, для мытья рук на улице ставили ведро с водой, мыло, вешали полотенце. Для того, чтобы не боятся покойного, заглядывали в печь.

Если погода позволяла, то столы для поминального обеда накрывали во дворе. Если нет – в доме. Для покойного на стол кладут ложку, ставят стакан или рюмку со вином, водкой или неалкогольным напитком, сверху кладут кусочек хлеба. Обязательным блюдом на поминальном обеде будет кутья. Кутью в станицах Горячеключевского района могли назвать канун. По традиции на поминальный обед готовят борщ, мясо с гарниром или рыбу, пирожки, компот или кисель. В зависимости от соблюдения родственниками и поминающими постов готовят постное. Из столовых приборов за поминальным обедом используют только ложки. Первыми за столы садятся те, кому после похорон предстоит дальняя дорога, последними - родственники усопшего. Если в похоронах участвовал священник, то он благословив, стол участвовал в трапезе. Если священника не было, то кто-нибудь из близких родственников предлагал начать обед: «Родственник каже, (або я, або брат, або систра, або сын): “Пожалуйста, поминайте маво деда, бабу…”. Перекрестился, кутю перекрестил.» Прежде поминальный обед начинался и заканчивался молитвами, в которых поминался новопреставленный. На следующий день после похорон родственники усопшего идут на кладбище - несут завтрак. Как правило, это выпечка – пирожки, оладьи, орешки. На могиле могут зажечь свечу. Кутью в прежние годы носили, сейчас не носят. Раздав принесенные продукты, возвращаются домой и поминают новопреставленного за столом.

Отношение к церковному чину погребения в начале XXI века разное. Верующие в загробную жизнь души не сомневаются в необходимости совершения обряда. «А не запечатает, душа его ходит неприкаенная. Обязательно надо печатать. Он тада находится в царстве мёртвых. А если не запечатают, то не в живых, и не в мёртвых. Она летает тут, она неприкаенна, душа». Люди, выросшие в условиях атеизма, считают нужным предупредить родственников о своем нежелании церковного отпевания.

Служебная информация

  1. Автор описания
Кузнецова Ирина Анатольевна, старший научный сотрудник Научно-Исследовательского центра Традиционной культуры Кубани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com
  1. Экспедиция:
Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.
  1. Год, собиратели:
1992, 2008, 201 Бондарь Н.И., Воронин В.В., Кузнецова И.А., Куртаметова Ф.Н., Кутова К.Н., Раевская И., Рыбко С.Н., Семенцов М.В., Толстолеуцкий А., Шептун С.В., Щербатюк Р.С.
  1. Место фиксации:
Краснодарский край, Горячеключевской район, станицы Бакинская, Имеретинская, Кутаисская, Мартанская, Пятигорская, Саратовская, Суздальская, Черноморская, село Фаногорийское.
  1. Место хранения:
Архив научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.
  1. История выявления и фиксации объекта.
Выявление и фиксация обычаев и обрядов, связанных с погребением усопших Горячеключевского района происходило в ходе комплексного исследования станиц Кубанской фольклорно-этнографической экспедиций 1992, 2008, 2015 годов.
  1. Библиография:
Кузнецова И.А. Похоронно-поминальные обычаи, обряды и фольклор. // История, этнография, фольклор Кубани: район. Ижевск: ООО «Принт-2». 2016. С.187-195

Иллюстративные материалы

01 Награды усопшего, хранящиеся в семье в память о нем. Ст. Пятигорская Горячеключевского района Краснодарского края. Фото Кузнецовой И.А. 2015г. НИЦ ТК, Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция 2015.
Фотоархив Научно-исследовательского центра Традиционной культуры Кубани

02 Носилки для переноски гроба во время похорон. Ст. Кутаисская Горячеключевского района Краснодарского края. Фото Кузнецовой И.А. 2015г. НИЦ ТК, Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция 2015.
Фотоархив Научно-исследовательского центра Традиционной культуры Кубани

03 Кладбище ст. Кутаисская Горячеключевского района Краснодарского края. Фото Кузнецовой И.А. 2015г. НИЦ ТК, Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция 2015.
Фотоархив Научно-исследовательского центра Традиционной культуры Кубани

04 Кладбище ст. Черноморская Горячеключевского района Краснодарского края. Фото Кузнецовой И.А. 2015г. 2015 г.
НИЦ ТК, Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция 2015.
Фотоархив Научно-исследовательского центра Традиционной культуры Кубани.

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.