Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Похоронно-поминальные обряды Темрюкского района Краснодарского края



Карточка ОНКН

  1. Наименование объекта

Похоронно-поминальная обрядность станиц Темрюкского района Краснодарского края.

  1. Краткое название объекта

Похоронно-поминальная обрядность станиц Темрюкского района.

  1. Краткое описание объекта

Несмотря на социальные изменения, произошедшие в ХХ веке и повлекшие за собой трансформацию традиционного уклада жизни, обычаи и обряды, связанные с погребением и поминовением усопшего, являются одними из наиболее устойчивых компонентов традиционной культуры кубанских станиц. В качестве основных этапов похоронно-поминального комплекса можно выделить: подготовка тела к погребению и изменения в доме в связи с покойным, молитвенная помощь душе усопшего, вынос тела из дома и его погребение, частные поминки, общие календарные поминки.


  1. Фотография объекта

01 Кладбище ст. Старотиторовская Темрюкского района Краснодарского края. КФЭЭ-2016. Фото Кузнецовой И. А. 2017 г.


  1. ОНКН Категория
  2. I. Мифологический представления и верования, этнографический комплекс.
  3. Обряды и обрядовые комплексы.

2.2 Обряды жизненного (семейно-бытового) цикла.

2.2.5 Похоронно-поминальный.


  1. Этническая принадлежность

Русские.

  1. Конфессиональная принадлежность

Православие.

  1. Язык

Русский.

  1. Регион

Краснодарский край, Темрюкский район.

  1. Ключевые слова

Темрюкский район, обряды жизненного цикла, похоронно-поминальная обрядность.

  1. Полное описание

О смерти кого-либо в станицах узнают от родственников и через соседей. В наши дни для сообщения пользуются телефоном, могут послать с известием кого-либо из детей. После того как тело усопшего подготовят к погребению: обмоют, оденут и разместят в доме, на калитку вешают полотенце. Оно становится знаком для станичников, сообщающим о том, что в доме покойник: «По полотенцу видят, что в доме покойник, так полотенца не может быть». Калитка до выноса тела со двора остается открытой. Простится с ушедшим приходят без приглашения.

Если во время получения известия о смерти готовились заготовки на зиму, соленья или мясо, то такую работу прекращают до погребения тела. Иначе, по представлениям станичников, все приготовленное испортится. Если умерший был родственником, то накладывается запрет и на работы в огороде. В доме, где находится усопший, не включают радио и телевизор, откладывается до девяти дней стирка и глаженье вещей. Упоминаются также запреты на мазку и побелку хаты в течении девяти дней после смерти там, где был усопший, а также, «лусканье» семечек при покойном. В качестве объяснения этих запретов выступает мотив зрения покойников: «Ну, говорят, мазать – ты ему глаза забелишь, заляпашеь… Нельзя смечки лускать, плеваца – ты вроде глаза заплевываешь». 

Готовить тело к погребению начинают спустя два часа после наступления смерти. Это отмечали и те респонденты, которые описывали случаи умирания в больнице: «Даже при советской власти, если в больнице кончался человек, то его не убирали сразу, его не выносили, а просто накрывали и он лежал. Через два часа его забирали – в морг везли». В наши дни тела усопших увозят в морг, обмывание и одевание покойного происходит там. Несмотря на это, все собеседники сталкивались с практикой подготовки тела к погребению. Обмывали, как правило, соседки, но могли и женщины семьи усопшего. Никто из собеседников не вспомнил случая обмывания покойника мужчинами, хотя отмечают, что желательно, чтобы мужчину обмывали мужчины. В ст. Ахтанизовской активное участие мужчин в подготовке похорон отмечают у татар. Некоторые собеседники считают, что родственникам нельзя участвовать в подготовке и выносе тела усопшего. Для других такого запрета нет, обмывание и одевание покойника воспринимается как последняя забота о нем. После обмывания использованные тряпочку / мочалку и мыло закапывали в таком месте, где ни человек, ни скотина не могли бы наступить – под забором или под неплодовым деревом. Туда же выливали воду.

Сохраняются представления, что эти предметы и вода могут быть использованы для нанесения вреда: «А водичку цю, шо мыли, грех пид ноги лить. Если людина уступе у те, значит болячка какая-нибудь по теле». Одежду, в которой умер человек, сжигают после девяти дней. Постель, включая матрас или перину, на которой умирал человек, обязательно выносят из дома. Некоторые собеседники постельные принадлежности также сжигали, другие, постирав, использовали у себя в быту. Тем, кто обмывал, за труды дают материю, полотенце или платок, мыло. Иногда выбор предмета зависел от пола усопшего: «За женщину платок, за мужчину полотенце». Одевают покойного в новую одежду. Если нет возможности купить, то малоношеную или любимую. Еще при жизни человек мог дать распоряжение, во что и как его одеть для погребения: «Например, хоронила тетю свою, семьдесят два года. У нэй все было приготовлено: у нэй рубашичка была шелкова, были таки трусики с кружевом, панталончики розови, чулочки. Сказала: Надень, резинки мне не надевай, не подвязывай ничёго. Я надела, у ней было платье такэ кремпишиновэ такэ, кохту надела – положено одевать кохту. Красивый платок надеваешь ей». Голову женщины укрывают платком, но концы его не завязывают, а просто кладут перекрещивая. Мужчинам головной убор не надевают, но могут положить в гроб. Одежда должна максимально закрывать тело усопшего – обязательны длинные рукава. Если приготовленное для женщины платье или блузка с коротким рукавом, то поверх оденут кофту. Мужчину оденут в костюм.   

Если умирала девушка, её наряжали невестой. Но, могли так нарядить и пожилую женщину, зная, что она сохранила девство: «Ота бабушка, девяносто два года у меня была. Она жила одна, у ней детей нима. У нее была тетя, мамы еи сестра. Она была калека, у нее горб сзади, она не выходила замуж. Они тут помэрли, в Запарожской. Так она казала так: “Я як умру, шоб мени сробыли цветы и надилы на мэнэ цвиты. Я заслужила. Она замуж не выходила. И вонs ей сробыли кучерки, хоронили невестой». Умершему парню как жениху прикрепkzkb цветочек и платочек. 

Покойника клали на стол, ногами к дверям в центре помещения или на лавах. Когда в домах были иконы, усопшего клали головой к иконам. Рядом с головой усопшего ставят тумбочку или столик, на котором размещают икону, свечу в стаканчике с пшеницей, воду в стакане, иногда мед. На этот же стол положат хлеб для священника или читалки. Для читалки также кладут деньги и текстиль в зависимости от пола усопшего (платок / полотенце / отрез материи). Мед и воду оставляют в комнате до сорокового дня. Зеркала в комнатах завешивают: «Шоб не отражался живому человеку в зеркале, и до сорока дней шоб було закрыто.»

Руки усопшего складывают на груди, при этом правую руку кладут сверху, объясняя необходимостью молиться. Руки и ноги связывают, чтобы они не расходились в стороны. Развязывают их уже на кладбище, перед тем как закрыть гроб. Под руки покойному кладут крестик, свечу, маленькую икону, проходну - народное название разрешительной молитвы. Во время церковного отпевания, священник читает её и вкладывает в руки усопшего. Эта молитва является разрешительной, т. к. ею скончавшийся разрешается от церковного запрещения («клятвы», или епитимии), если он почему-либо не был разрешен при жизни, а также священник молится о даровании прощения за те прегрешения, в которых человек не раскаялся по забывчивости или не успел, застигнутый смертью. В наши дни в православных храмах продается напечатанными на одном листе текст разрешительной молитвы и «венчик» - отрезная полоса с изображением образов Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя. Венчик кладется на лоб покойного, и пришедшие попрощаться с успошим прикладываются к этим образам. В карман одежды или в гроб кладут немного денег: «Ну, кажуть, там его без денег не примуть, должен он выкупить свое место». Если боятся, что тело будет раздуваться, его обтирают спиртом, под гроб могут положить магнит или известь.

Гроб в населенных пунктах Темрюкского района называют труна. Его изготовление заказывали после известия о смерти. Заранее готовили ткань для его обивки. Цвет подбирали темный. Собеседники вспоминают о том, что прежде гробы не обивали. Труну могли побелить известкой. После войны гробы обклеивали газетами. На крышке рисовали крест. Подушку набивали стружками. В наши дни гробы покупают в Темрюке. Если позволяет планировка дома, то гроб вносят в помещение и перекладывают в него тело усопшего. Если гроб нельзя занести, то он остается на улице и покойника вынесут из дома на простынях перед выносом со двора. Есть упоминание о том, что прежде чем положить тело в гроб, его кропят святой водой. В гроб могут положить личные предметы усопшего - очки, зубную щетку, расческу, вставные зубы, зеркальце, часы. Случается, что после похорон вспоминают, о том, что не положили какую-либо вещь, тогда её передают с другим покойным: «…забыли фуражку положить или часы, так можно следующим покойным, пусть будет даже не родственник, попросить родственников: “Можно в ваш гробик положить туда ему, ей передать”. Это такое делали и делают сейчас».

О традиции чтения Псалтыри над покойным упоминают все собеседники, однако далеко не все знают, что именно читается. Прежде приходили читать с вечера и оставались в доме хозяев до погребения. В наши дни читалка приходит только утром.

С наступлением ночи покойного накрывают покровцем. В тех случаях, когда гроб с покойным из-за жаркой погоды находится на улице, его накрывают крышкой. Тех, кто сидит около тела покойного, приглашают на ужин. Прежде ужин готовили к полуночи, в наши дни могут накрыть столы и раньше. По обычаю в этот вечер готовят кутью, лапшу домашнюю, пирожки. Лапшу называли локшина. В дни поста лапшу варили на воде, в остальные на курином бульоне. Однако в наши дни посты соблюдают редко. После ужина кто-нибудь остается сидеть с покойным всю ночь, остальные расходятся.

Утром кто-нибудь из ближайших родственниц усопшего раскрывает его и умывает, протирая лицо платочком или тряпочкой. После платочек, также как воду и тряпочки, которыми обмывали, закопают в таком месте, где не ходят. Хоронят, как правило, на второй день. Собеседники отмечают, что покойник должен переночевать дома.

Могилу копают в день похорон. Согласно народным представлениям, пустую могилу на ночь оставлять нельзя. Если, исходя из погодных условий, её начинают готовить за день до погребения, то до конца не выкапывают и завершают работу в день похорон. В советский период копать могилы посылали рабочих по наряду. Сейчас копачей нанимают. В одиннадцать часов дня им несут завтрак: мясное блюдо с гарниром и алкоголь. В станице Запорожской выкопав могилу копачи приходят в дом усопшего для выноса тела. В других станицах, ждут прибытия похоронной процессии на кладбище. Они же забивают и опускают гроб и засыпают могилу. В целом к копачам относятся как к людям не благополучным, склонным к выпивке, поэтому в последующем после предания земле, в поминальном обеде они не участвуют. Однако, собеседники отмечают, что прежде копачами могли быть хорошие знакомые, за работу им не платили и они присутствовали на поминальной трапезе. 

Несмотря на годы атеистической идеологии, среди станичников сохранилось представление о необходимости православного отпевания усопшего: «Вроде отслужить – лёгше буде тому человеку, шо вин умер. Вин буде спокойней на том свете, дорога ему открыта, так думаю, так оно и есть»; «Это же говорят на том свете никто не принимает (если усопшего не отпеть - И.А.). Они бродят»; «Я понимаю так, шо ты его уже церквой от дому отделила, он уже там». В советское время, в связи с отсутствием приходов, совершать заупокойный чин ездили в Темрюк после погребения усопшего. В намеченный день брали землю с могилы усопшего и с ней ехали на отпевание. После, не заходя домой, отправлялись на кладбище и рассыпали эту землю крестообразно на могиле новопреставленного. С открытием приходов, для совершения отпевания, священников приглашают домой в день похорон.

Во двор тело усопшего выносят к полудню. Перед этим все присутствующие в доме выходят, вслед за ними выносят покойного и дом закрывают.  Со двора выносят около двух часов дня. Если кого-то ждут, то вынос тела задерживают, но на столько, чтобы успеть похоронить и покинуть кладбище до захода солнца. Вовремя и после захода солнца хоронить нельзя. После того как все покинули двор, в котором находился усопший, калитку / ворота завязывают полотенцем. Те, кто останутся накрывать поминальный обед, подождав, пока похоронная процессия отойдет, возвращаются в дом.

Впереди процессии несут крест, на котором повязано полотенце, если умерший мужчина или платок, если умерла женщина. Однако есть упоминания, что полотенце привязывается вне зависимости от пола усопшего, потому что крест несет мужчина, он же забирает полотенце. За крестом идут люди, несущие венки, за ними несут крышку гроба, на которой лежит булка хлеба. Здесь же могут положить узелок с конфетами и печеньем. Следом на носилках или на полотенцах несут гроб. Однако в настоящее время гроб с усопшим чаще возят. В этом случае зеркала машины, так же, как и зеркала в доме, закрывают тканью. На перекрестках похоронная процессия останавливается и, немного постояв, продолжает движение. В советский период во время движения похоронной процессии играл духовой оркестр.

Во время движения похоронной процессии сохраняется ряд запретов. Нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией. По мнению собеседников, на теле нарушившего заперт вырастет наростень - шишка. Нельзя смотреть на похоронную процессию в окно: «Бабушка говорила: “Не дывиця в викна, шоб у себя не было покойника скоро”». Если мимо двора несут тело усопшего, и кто-либо находится во дворе, то лучше выйти на улицу, проводить, а калитку при этом необходимо закрыть. Беременной на кладбище ходить запрещают. Некоторые отмечают, что беременной не надо приходить и на похороны, даже если это похороны родственника: «Шоб дытына не умерла». Если у женщины умер первый ребенок, то ей идти провожать его на кладбище не следует, потому что: «Вси (другие её дети – И.А.) туды пидут, шось такэ кажуть». Когда кто-то движется по дороге навстречу похоронной процессии - останавливается. Обгонять похоронную процессию нельзя. Некоторые собеседники считают, что родственникам усопшего нельзя нести его тело.

Перед входом на кладбище похоронная процессия останавливается. Люди, несущие венки, выстраиваются вдоль пути и приподнимают венки. Сохраняется поверье о том, что душа последнего захороненного на кладбище ждет у ворот следующего покойного. Душа того, кого принесли, сменит его. Около могилы в последний раз прощаются с усопшим. Прежде чем закрыть гроб, руки и ноги усопшего развязывают. Веревочки, которыми связывали тело усопшего, кидают в яму или кладут в гроб. Бытует представление о том, то с их помощью можно нанести вред. Если гроб опускали на полотенцах, то их разрывая раздают копачам. После того, как захоронят, раздают хлеб, конфеты и печенье, которые несли на крышке гроба. Некоторые собеседники отмечают, то прежде на кладбище во время похорон носили кутью и ей поминали, но со временем перестали. Всех присутствующих во время погребения приглашают на поминальный обед.

Для тех, кто возвращался с кладбища, около калитки двора покойного ставили ведро с водой, мыло и вешали полотенце для мытья рук.

Перед началом поминальной трапезы ближайший родственник усопшего приглашает помянуть покойного. Если в семье верующие, то перед поминальным обедом читают молитву «Отче наш». В том случае, когда на поминальном обеде присутствует читалка, она может прочитать поминальные молитвы. Начинают трапезу с кутьи, которую на поминках могут называть кануном. 

По традиции во время поминальной трапезы едят ложками, использовать вилки запрещено. Для усопшего кладут ложку, ставят стакан с водкой или вином, кусочек хлеба или пирожок. Для поминального обеда готовят кутью, борщ, на второе картошку с мясом или рыбой, кисель или компот, отваривают яйца, пекут пирожки. Яйца в станицах Темрюкского района выделяют как обязательное блюдо на поминальном обеде, их едят после кутьи. В ст. Запарожской в качестве обязательного блюда ставится лапша, которую едят после второго, перед тем как пить компот. В последние годы количество блюд на поминальном обеде увеличивается, на столы ставятся разного рода салаты и нарезки. Собеседники старшей возрастной категории воспринимают это отрицательно. Обильный стол ассоциируется со свадьбой.

На следующий день после похорон утром родственники умершего идут на кладбище, несут завтрак. Из продуктов с собой берут кутью, яйца, мясо или рыбу, пирожки и завтракают у могилы новопреставленного. Если на кладбище есть кто-то из посторонних, его приглашают к столу. Оставшиеся продукты стараются раздать на обратном пути, домой их приносить нельзя. Также запрещается остаткипоминальной трапезы отдавать кошкам или собакам.

В течении сорока дней в доме усопшего не включают телевизор, не поют. Родственники не ходят на гулянья, женщины носят черные платки. Считается, что до сорока дней душа умершего приходит домой. Однако сильно плакать и тосковать об ушедшем тоже нельзя: «Кажуть, як приплачешь, буде и ночью и днем тебе вожаться (видеться – И.А.)». После девяти дней раздают вещи усопшего.

После похорон поминки по усопшему справляют на девятый и сороковой дни, через полгода и год. В эти дни утром идут на кладбище, после устраивают поминальный обед, на который приглашают родственников, друзей и соседей усопшего.


Служебная информация

  1. Автор описания

Кузнецова Ирина Анатольевна, старший научный сотрудник Научно-Исследовательского центра Традиционной культуры Кубани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com

  1. Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.

  1. Год, собиратели:

2004, 2017. Кузнецова И. А., Холостина Е.В., Пашенко В.П., Жиганова С.А.

  1. Место фиксации:

Краснодарский край, Темрюкский район, станицы Ахтанизовская, Вышестеблиевская, Запорожская, Старотиторовская.

  1. Место хранения:

Архив научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.

  1. История выявления и фиксации объекта.

Выявление и фиксация обычаев и обрядов, связанных с погребением и поминовением усопших происходило в ходе комплексного исследования станиц Темрюкского района Кубанской фольклорно-этнографической экспедиций 2004 и 2017 годов.


Иллюстративные материалы

01 Кладбище ст. Старотиторовская Темрюкского района Краснодарского края. КФЭЭ-2016. Фото Кузнецовой И. А. 2017 г.

НИЦ ТК, Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция 2017.

Фотоархив Научно-исследовательского центра Традиционной культуры Кубани

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.