Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО ИСТОЧНИКА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В СТ. НЕКРАСОВСКОЙ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



  1. Наименование объекта:

Традиция почитания святого источника Параскевы Пятницы в ст. Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края.

  1. Краткое название объекта:

Святой источник в станице Некрасовской Краснодарского края.

  1. Краткое описание:

Возможно, самым первым и наиболее почитаемым на Кубани были: чудотворная икона и источник Параскевы Пятницы между станицами Новолабинской и Некрасовской, куда в девятую и десятую пятницы после Пасхи собиралось до 20 тыс. православных. Одни информаторы связывают появление этого источника с молитвами монахов-подвижников, которые имели нужду в ближайшем источнике воды, другие – с обретением иконы св. Параскевы Пятницы. Наряду со св. Николаем, в честь которого был освящён первый храм в станице, св. Параскева Пятница также становится покровительницей этой местности. До сих пор сохранилась традиция почитания этого источника.

  1. Фотография для обложки объекта

01 Источник св. Параскевы Пятницы, расположенный рядом со станицей Некрасовской

  1. ОНКН Категория:
  2. II. Конфессиональные практики в народной культуре
  3. Почитание святых мест и предметов
  4. Этническая принадлежность:

Восточнославянское население Кубани

  1. Конфессиональная принадлежность

Православие

  1. Язык :

Русский, наречие – южнорусское

  1. Регион:

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Некрасовская

  1. Ключевые слова:

Краснодарский край, восточнославянское население Кубани, конфессиональные практики, почитание святых мест

  1. Полное описание:

Возможно, самым первым и наиболее почитаемым на Кубани был святой источник Параскевы Пятницы между станицами Новолабинской и Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края. Упоминание о нём, в частности, о чудодейственной силе «колодезя», находящегося близ ст. Некрасовской мы встречаем в 1874 г.

«В народной традиции существует целый цикл летних пятничных праздников, связанных с водными источниками: 8-я, 9-я, 10-я, 11-я пятницы после Пасхи (некоторые информанты связывают их с тем, что Христос ходил по своим местам после воскрешения)».

Одни информаторы связывают появление этого источника с молитвами монахов-подвижников, которые имели нужду в ближайшем источнике воды, другие – с обретением иконы святой Параскевы Пятницы. Народное предание гласит о том, что в нескольких верстах от Некрасовской пастух нашёл икону святой Параскевы Пятницы. Здесь же под крупным обрывом возвышенного берега Лабы бил родник. Существует и другое предание об источнике святой Параскевы: «местный пастух нашел в нём икону (память не сохранила только чей лик был явлен), и ключ стал особенно почитаем. Произошло это в 9-ю пятницу по Пасхе. Найденную икону он отнес домой, но утром икона исчезла и была позже обнаружена в роднике. На этот раз, её, уже перенесли в церковь, откуда икона тоже чудесным образом исчезала (по всей видимости это было не однажды). И являлась всё в том же источнике, после чего было решено построить часовню. Родник обустроили, сделали сруб. У колодца выстроили часовню, куда и поместили икону, с тех пор икона не исчезала. Известие об явленной иконе быстро разлетелось по всей округе и далее, люди потянулись сюда и конным и пешем ходом, приходили даже из других регионов России. Ежегодно девятая пятница стала одним из главных праздников станицы. Богомольцы во главе со священниками приходили сюда Крестным ходом с иконами и хоругвями, а после молебна начинались народные гулянья. Ктитором этой часовни в начале XX века был Трофим Тараненко. Вокруг часовни им был посажен сад, в котором росли яблоки и груши. Перед праздником 9-й Пятницей Тараненко на подводе ездил по станице и собирал самовары, чтобы на праздник напоить людей чаем. Станичное правление устраивало для всех бесплатное угощение. Паломники, приходившие сюда набирали воду в ведра, бутыли и бидоны, на год вперед для себя и своих близких. Говорят, однажды здесь собралось около 20 тысяч человек». В публикации за 1897 г. также говорится об иконе, весьма чтимой населением, часовне и «кринице» (колодце). Указывается, что народ сюда стекается не только в девятую, но и в десятую пятницы после Св. Пасхи до «20 000 душ и даже более. Приезжают не только из окрестных местностей, но даже из-за пределов Кубанской области. Всё это собрание располагается под открытым небом и после краткого богослужения варит себе пищу, отдыхает, пьёт чай и пр., что представляет весьма живописную картину». В среде паломников существовало устойчивое мнение, что к св. источнику или др. святому месту нужно обязательно идти пешком, «шли и калеки». С собой ничего паломники не брали: «в селениях покормят, всё дадут, пошла дальше». Рассказывали и об исцелении этой водой. Шли с Урала, Украины, Киева и исцелялись этой водой, «знали о нём и на севере»

Большинство источников раннего происхождения освящались казачьим населением Кубани в честь святой Параскевы Пятницы - покровительницы семейного благополучия, женщин, детей, полей и плодородия. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Она является целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Почему же такой любовью проникся к ней православный народ?

Из Её жития мы узнаём, что святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия... За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Станица Некрасовская была основана в междуречье рек Лабы и Белой в 1843 году и уже в 1844 году «тщанием прихожан» строится деревянный молитвенный дом без колокольни в честь святого Николая. В 1867 году на средства Кубанского казачьего войска и пожертвования прихожан возводится деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней, крытые железом. Часовня на берегу реки Лабы стала приписной к станичному храму. 30 августа 1904 г. был заложен двухпрестольный каменный храм. Второй престол был посвящён горячо любимой и почитаемой в народе великомученице. Во время церковной службы строго соблюдался принцип размещения прихожан внутри церковного пространства по половозрастному признаку: «посередине молодёжь, детишки, девчата», мужчины – справа, женщины – слева. Особое отношение было к нищим, старцам. Ходили они по домам и просили милостыню, особенно на Пасху.

В народной традиции престольный праздник считался второй Пасхой. Святой в честь которого освящён храм является покровителем всей станицы и её жителей, каждый из которых в своём домашнем иконостасе считал своим долгом помимо икон Господа и Богоматери иметь икону святого, покровительствующему храму и местности.

В 1925 году, в день 9-й пятницы, на источник св. Параскевы Пятницы приезжал архиепископ Кубанский Михаил Орлинский, «совершал богослужение в Некрасовском соборе, и молящихся у родника было до 15 тыс. человек». Многотысячные крестные ходы проводились здесь вплоть до 1936 г. Прекратились они лишь в 1937 г., когда собор во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя мученицы Параскевы в ст. Некрасовской был разрушен, а вместе с ним разобрана и часовня, возвышавшаяся над родником. В период фашистской оккупации в 1942 г. церковная община ст. Некрасовской была восстановлена, и крестные ходы на родник возобновились. Так, в 1950 году здесь было около 200 человек из Краснодара, Армавира, Майкопа, Новороссийска и соседних станиц и хуторов (ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 398 Л. 81-82.). С 1959 года государственная власть потребовала полностью ликвидировать паломническую деятельность Церкви, уменьшить число чтимых православным народом вещественных святынь, в том числе святых источников.  За нарушение постановления могли строго наказывать.

В 90-х годах XX века с возрождением Церкви восстановилась традиция почитания этого источника. После службы в храме в девятую пятницу после Пасхи крестным ходом верующие идут к целебному роднику на р. Лаба. У поклонного креста духовенство служит водосвятный молебен, после чего люди набирают святую воду. Как и в прежние времена, приезжает много паломников на престольный день.

Служебная информация

  1. Автор описания:

Гетманская София Николаевна, старший научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail: ribkosn@mail. ru, 8(861) 224-12-43

  1. Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

  1. Год, собиратели:

2008 – С.Н. Рыбко

2008 – Н.И. Бондарь

  1. Место фиксации:

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, cтаница Некрасовская

  1. Место хранения: Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани
  2. История выявления и фиксация объекта:

Записи проводились во время экспедиции

2008 года (собиратели: Н.И. Бондарь; С.Н. Рыбко)

  1. Библиография
  2. Матвеев О.В. Из истории религиозной жизни славянского населения Кубанско-Лабинского междуречья//Историко-культурное и цивилизационное значение славянской письменности. Майкоп, 2015. С. 207-208.
  3. Глазунова О.Н. Хранители «колодцев» // Живая старина №3 (99). 2018. С. 14.
  4. Святая мученица Параскева Пятница // https://pravoslavie.ru/
  5. Родник, святой источник Параскевы Пятницы // http://nekrasovka.cerkov.ru/category/news/

Иллюстративные материалы

Фото

01 Источник св. Параскевы Пятницы, расположенный рядом со станицей Некрасовской. Фото П.К. Скирды. 2008

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2008 – С.Н. Рыбко, Н.И. Бондарь

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Некрасовская

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

02 Колодец со святой водой. Фото П.К. Скирды. 2008

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2008 – С.Н. Рыбко, Н.И. Бондарь

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Некрасовская

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

03 Берег реки Лаба у источника св. Параскевы Пятницы. Фото Скирды П.К. 2008

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2008 – С.Н. Рыбко, Н.И. Бондарь

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Некрасовская

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

04 Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Фото Абрамчика М.П. 2016

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2016 – И. А. Кузнецова

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Некрасовская

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.