Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Похоронно-поминальные обряды станицы Раздольной Кореновского района Краснодарского края.



  1. Наименование объекта

Похоронно-поминальная обрядность станицы Раздольной Кореновского района Краснодарского края.

  1. Краткое название объекта

Похоронно-поминальная обрядность станицы Раздольной Краснодарского края.

  1. Краткое описание объекта

Обычаи и обряды, связанные с погребением усопшего, являются одними из наиболее устойчивых компонентов традиционной культуры Кубанских станиц. В качестве  основных этапов похоронно-поминального комплекса можно выделить:  действия, связанные с предсмертным состоянием человека и во время агонии, подготовка тела к погребению и изменения в доме в связи с покойным, молитвенная помощь душе усопшего, вынос тела из дома и его погребение, частные поминки, общие календарные поминки. Немаловажным этапом жизни является подготовка к смерти духовная и материальная. В станице Раздольной, помимо описаний обрядовых действий в ходе интервью были выявлены представления о сроках жизни и смерти, система запретов и приметы, связанные с наступлением смерти.

  1. Фотография объекта
  2. ОНКН Категория
  3. I. Мифологический представления и верования, этнографический комплексы
  4. Обряды и обрядовые комплексы

2.2 Обряды жизненного (Семейно-бытового) цикла

2.2.5 Похоронно-поминальный

  1. Этническая принадлежность

Русские

  1. Конфессиональная принадлежность

Православие

  1. Язык

Русский

  1. Регион

Краснодарский край, Кореновский район, станица Раздольная

  1. Ключевые слова

Кореновский район, обряды жизненного цикла, похоронно-поминальная обрядность,

  1. Полное описание

Представления о смерти, подготовка к ней, приметы, действия во время умирания.

В станице сохраняются представления о предопределенном сроке жизни человека: «Когда человек рождается, Господь нарекает век»; «Кого Господь забрал, кто уже свой век выжил. Каждому наречено сколько прожить, больше не проживешь и минуты». При этом говорят: «Не старые умирают, а поспелые». Верующие собеседники считают, что Господь может добавить век или сократить.

Одежду к смерти готовят заранее. Прежде женщины шили себе юбку и кофту, теперь покупают. Вещи необходимые для погребения: наволочку для подушки, покрывало могут приобрести в церкви.

Для верующих подготовкой к смерти становятся исповедание грехов и причащение: «Если человек верующий и постоянно ходит на исповедование, причащается и тогда легшее ему и умирать, потому что Господь очищает его все грехи исповедованием». Болезнь перед смертью воспринимается как возможность покаяться, поэтому считается, что лучше перед смертью поболеть.  Хорошая смерть – это когда человек умирает постепенно: «Он сам по себе умирает, ангел от него не отходит. При кончине ангел ему открывает небесные врата, и он входит в Царствие Божие». Тяжело умирают те, кто знался с нечистой силой - ведьмы и колдуны.  Они мучаются и не могут умереть до тех пор, пока не сделают дырку в потолке.

Предвестниками скорой смерти кого-либо могут быть сыч: «если на плохое он мяукает как кот», летучая мышь, залетевшая в хату. Приметой к смерти может служить упавшая икона. В наши дни - неожиданный и необъяснимый треск в телевизоре.

Скорое наступление смерти можно узнать по поведению того, кому предстоит умереть. Болеющий начинает гладить лицо, тереть руки, поправлять волосы. Более того, человек перед смертью начинает видеть тех, кто умер раньше, общаться с ними. Для окружающих его это становится приметой скорой кончины. Открытые глаза и / или рот умершего также являются признаком скорой смерти кого-либо из близких: «Говорят, шо ктось уйдет следом».

Когда человек чувствует, что скоро умрет, он просит у близких прощение. Те, кто находятся рядом с умирающим, зажигают лампадочку или свечу. Иногда уточняют, что свечу надо дать в руки умирающему. После эту свечу кладут в гроб или ставят зажженной в комнате, чтобы она догорела. Верующие говорят о необходимости читать канон «перед отхождением души. Тогда ему легче умирать». Иногда умирающие просят, чтобы их положили на пол. По представлениям наших собеседников, умирающего можно «встревожить», испугать, тогда он будет мучиться и дольше «кончаться», поэтому стараются во время агонии не шуметь, не плакать, не кричать. Если все же «встревожили», то накрывают черным платком, тогда он умирает.

Изменения в доме в связи с усопшим, подготовка тела к погребению.

О смерти кого-либо в станице сообщают через соседей. Если человека известили о том, что в станице покойник, то ему солить, консервировать овощи нельзя. Даже если работа уже начата, по мнению собеседников, лучше её отложить.

Пока тело умершего находится в доме, калитку держат открытой.

Зеркала, телевизор занавешивают простынями, «чтоб покойник оттуда не выглядывал». После похорон зеркала раскрывают. В течении трех дней запрещают мыть полы в доме. Также в течение трех дней не будут мазать, белить, стирать.

Одежду, в которой умер человек, снимают, разрывая / разрезая, после закапывают в таком месте, где не ходят люди. По утверждению одних собеседников, эту одежду можно сжечь, по мнению других на сжигание таких вещей распространяется запрет.

Готовить тело к погребению начинают через два часа после наступления смерти. Обмывать покойного родственникам не положено, для этого приглашают соседей. Однако упоминают случаи нарушения этого правила. Ногти у покойного не обрезают. Умершего мужчину могут побрить. Для обмывания используют новое мыло и тряпочки. После мыло и тряпочки закапывают, однако тряпочки могут сжечь или положить в гроб покойному. Воду выливают там, где не ходят, лучше под забор. Если вылить такую воду под дерево, «говорят, дерево засохнет». В качестве вознаграждения тем, кто обмывал тело, дают хороший материал.

Одеть покойного стараются в новую одежду. Если её нет, то в «хорошую». Мужчину оденут в костюм, на ноги - туфли. Есть упоминания о том, что прежде в обуви не хоронили. Некоторые и сейчас готовят себе в качестве обуви тапочки. Выбирая для покойного нижнее бельё, остановятся на том предмете одежды, которое бы он предпочел. Например, если усопший не носил кальсоны, то их не будут одевать. Для женщины вне зависимости от возраста необходима одежда с длинным рукавом, как правило, это кофта и к ней длинная юбка.

Умершую девушку одевают как невесту. Об одевании умершего парня как жениха упоминаний нет.

В карман покойному кладут «платочек и денюжку». Руки и ноги покойного связывают, «чтоб не разошлись, пока застынет». Перед погребением веревочки, которыми связывали тело усопшего, развязывают и кладут в гроб. Руки покойного складывают на груди. Правая рука сверху, «потому что с правой стороны ангел, а здесь нечистый». Под правую руку кладут крест и написанную на листе «разрешительную молитву». Нижняя часть тела укрыта покрывалом до груди.

Покойника кладут в комнате на лавке головой к иконам, ногами к дверям.

Рядом с телом усопшего ставят стол, на котором находятся кутья – рис с медом или сахаром. В станице Раздольной употребляется и другое название этого блюда – канун. Кроме него, на столе располагают свечи, поставленные в стакан с пшеницей, лампаду, булку хлеба, на которую насыпана щепотка соли, воду, мед. Мед могут не ставить, но добавят его в кутью. В кутью так же ставится свеча. Если в комнате, где лежит усопший, нет икон, то на этот же стол поставят икону. Здесь же кладут платок, на который приходящие кладут деньги. После эти деньги используются для заказа в церкви служб об упокоении души усопшего. За этим же столом будет читать читалка. На этом же столике кладут для читалки и для священника, полотенце – если умер мужчина или платок – если умерла женщина.

В станице сохраняется традиция чтения Псалтыри над телом покойного. Читающих Псалтырь называют читака или читалка. Для того, чтобы ходить читать об упокоении усопшего, у священника берут благословление. Прежде читающих Псалтырь в станице было много, для чтения над покойным могло приходить четверо человек. Сейчас, как правило, читает одна женщина.

Есть представление о том, что над усопшим Псалтырь необходимо читать беспрерывно, однако сейчас читающий прекращает чтение в половину двенадцатого ночи и начинает утром, часов в девять. В любом случае Псалтырь с поминанием новопреставленного вычитывается полностью. Если не успевают прочесть над телом усопшего, то продолжают чтение дома, после похорон. В это время поминают только новопреставленного. Во время чтения над телом семнадцатую кафизму читают вечером перед ужином. За чтение Псалтыри благодарят деньгами и продуктами.

В перерывах чтения Псалтыри поют псальмы – духовные стихи. Тем, кто поет, раздают платки. Сохраняется представление о том, что за взятые на похоронах платки необходимо молиться, но описать необходимые действия наши собеседники не смогли: «как молится, сколько молится, я этого не знаю. Мама мне не объяснила».

Для тех, кто вечером сидит рядом с телом усопшего готовят ужин - дают вечерю. Обязательными блюдами на этом ужине будут лапша и кутья. Лапша готовится с курятиной или без неё, если соблюдается пост. Помимо указанного, на стол поставят пирожки, порезанные колбасы, овощи. Начинают ужин с кутьиЖ «Кутью берут и говорят: “Ну Царство Небесное дедушке нашему, хай земля пухом, а тебе здоровьечка, хозяйка”». Первую ложку съедает хозяйка. Если хозяйки нет, то любой близкий родственник.

После того как все поужинают, покойному накрывают лицо покрывалом, а если он лежит в гробу, то могут накрыть крышкой, но не плотно. Соседи расходятся, а близкие родственники остаются сидеть рядом с усопшим.

День похорон.

Рано утром тело покойного раскрывают, лицо протирают влажной салфеткой или полотенцем: «нужно покойника будить, умывать». Делают это близкие родственники: дочь, если нет дочери, то сестра или невестка.

Прежде над усопшим голосили, «особенно, у кого дочки были, если мать умрет, там столько крику». Сейчас это встречается редко. По мнению собеседников, тому, кто голосит, становится легче на душе и на сердце, потому что, «он все выскажет, все выкричит и выплачет».

Однако, по мнению собеседников, если за умершим много плакать, то ему от этого хуже. Он может присниться погруженным в воду. Особенно не желательно много плакать вдове по мужу.

Собеседники утверждают, что положено хоронить усопшего на третий день, потому что три дня душа находится около тела. Сейчас хоронят на второй, а порою умершего ночью хоронят в этот же наступивший день. Последнее станичниками воспринимается негативно, по их мнению, необходимо, чтобы ночь усопший переночевал дома.  Если хоронят раньше, то душа отходит на небо тогда, когда хоронят.

На похороны приходят без приглашения. Женщинам обязателен головной убор.

Прежде покойника отпевали в церкви и здесь же забивали гроб. Если после отпевания в церкви «хоронили с выносом» и священник шел в составе похоронной процессии, то гроб закрывали на кладбище. В церкви находились носилки для несения гроба с усопшим.

В настоящее время, если родственники хотят отслужить чин погребения при теле усопшего, священника приглашают в дом к телу покойного. К его приезду читалка завершает чтение Псалтыри и прочитывает канон. Перед началом отпевания присутствующим раздают свечи. Количество свечей зависит от достатка семьи. В советский период стало нормой заочное отпевание - совершение чина погребения в церкви после захоронения тела. Из станицы Раздольной ездили в станицу Кореновскую, в которой приход не упразднялся. Помимо земли, в церковь с собой несут кутью, хлеб, полотенца, платочки. Необходимость совершения церковного отпевания объясняется тем, что «он вне врат остается, за дверями. Господь не открывает ему, если он не печатаный».

Могилу копают в день похорон. В советское время тех, кто будет копать, выделял трудовой коллектив. Например, умершему водителю копали водители. Сейчас копачей нанимают. По традиции им носят завтрак и обед. После того как закопают, им несут четверть водки. Завтрак, как правило, состоит из того, что готовилось для вечери: курица, пирожки, овощи.

Прежде кладбище было ограждено. Рядом с ним жил «дедушка Царыгин», который «сторожил могилки». У него брали веревку для опускания гроба в могилу. Сейчас так же есть человек, у которого находятся ключи от ворот и верёвка.

Могилы не ограждали, в ногах усопшего ставили крест деревянный или железный.

Те, кто копают могилу, будут нести покойного. Если умер ребенок, то гроб несут подростки.

При выносе тела пшеницу, в которой стояли свечи, сыпали на покойного и присутствующих: «Говорили так, что, мол, чтоб взошел, как пшеница, человек. Как пшеница, сеют её, умирает, потом вырастает»

Со двора выносят крест, за ним крышку гроба, за ней гроб с телом покойного. Вслед за телом усопшего идут родственники, после выходят все те, кто был во дворе. Калитку завязывают платком. Если хоронили «с выносом», впереди шел священник: «Всю дорогу он идет с кадилом вереди, а хор поёт: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас”». Впереди процессии могли нести икону. Сейчас покойника, как правило, везут к кладбищу, перед кладбищем останавливаются, на кладбище гроб с усопшим вносят.

В связи с движением похоронной процессии сохраняется ряд традиционных запретов и представлений. Нельзя смотреть на похоронную процессию в окно. Лучше выйти на улицу за калитку. Нельзя переходить дорогу покойнику. У того, кто перейдет, обязательно будет наростень, шишка. Для того, чтобы от неё избавится необходимо подавить её мертвой рукой девять раз крест на крест. Другой известный станичникам способ удаления шишки – найти старую косточку, ею подавить шишку, после положить косточку также на тоже место. Во время движения похоронной процессии делают остановки для того, чтобы люди, не имевшие возможности прийти в дом усопшего, могли с ним попрощаться.

Беременным ходить на кладбище запрещают. Реже упоминается запрет родителям идти на кладбище вслед за первым ребенком. 

При входе на кладбище расстилают полотенце вдоль движения. Над ним проносят покойника. После это полотенце по желанию забирает кто-либо из людей, идущих вслед за гробом. 

Сохраняется представление о том, что душа последнего захороненного «дежурит» на воротах кладбища, ждет следующего умершего, чтобы его сменили.

Во время похорон на кладбище кутью не носят. В качестве помина раздают печенье и конфеты после того, как гроб опустят в яму. Собеседники отмечают, что «раньше кидали землю, а сейчас стали запрещать. Спокон века кидали земельку по трошки три раза.»  Появление запрета на бросание земли в могилу связывают с распространением заочного отпевания. По мнению станичников, посещающих церковь: «… если он не отпетый, то землю бросать нельзя». Религиозно настроенные станичники также высказываются против венков, потому что при их изготовлении используется проволока. По их мнению, усопшие оказываются обмотанными проволокой на Том Свете. Крест, а в советское время «тумбочку», размещают в ногах усопшего.

Если по какой-либо причине погребение задерживается, например, ждут кого-то из родственников, то в любом случае до заката солнца должны покойника похоронить и уйти с кладбища.

Те, кто не пошел провожать усопшего на кладбища и остался в доме, могут, пообедав, помянуть  усопшего.

Возвращаясь с кладбища, моют руки. Для этого ставят ведро с водой. Если холодно, водичку нагреют, ставят ковшик или кружку, вешают полотенце и кладут мыло.

В качестве обязательных блюд на поминальном обеде помимо кутьи называют борщ, толченую картошку, гуляш, компот и булочки / пирожки. Остальное зависит от благосостояния семьи. На столе могут быть овощи, рыба: «Щас очень богатые поминки, так шо все не перекушаешь». Для тех, кто держит пост, могут приготовить отдельно постное, однако таких мало. Как правило, это читалка и пришедшие с ней певчие. Собеседники говорят о нежелательности на поминальном столе спиртного, однако даже в тех случаях, когда умирающий просил не поминать спиртным, полностью от водки не отказываются. Накрывают столы с алкоголем и без него, оставляя выбор поминающим. Для покойного ставят стакан водки, на него кладут хлеб и ложку, «чтоб он там на Том Свете: хлеб, ложка, самогон».

Частные поминки.

В течение сорока дней в доме усопшего зажигают свечу или лампаду, стоит вода в стакане. Есть упоминание о чтении Псалтыри в память об усопшем в течение сорока дней.

По традиции в качестве особых поминальных дней выделяют третий, девятый, сороковой день после смерти. Выделение поминальных дней и поведение родственников усопшего в течение сорока дней после смерти связанно с православным представлением об участи души после смерти:   «Девять  дней душа летает… по раю, рай показывают. Она смотрит – разные ж там места есть, А уже после девятого до сорокового дней летает душа по аду. Но она ещё не в аду, а смотрит места ада, а на сороковой день идет уже к Господу на Суд. Куда Господь осудит в Рай или в ад»; « Душу водит Там ангел… Сразу водит, где рай, там показывает как там красиво, как там усе хорошо. А потом ведет в ад. Как там люди кричат, кипят у котле у смоле – грешники которые, да мы грешные все там, кто не молится».

В каждый из поминальных дней утром родственники усопшего идут на кладбище, несут завтрак. Еды берут немного, так как обратно с кладбища ничего приносит нельзя. Несут кутью, пирожки, колбасу. Если что-либо из продуктов остается – оставляют птицам или прикапывают. Отдавать еду с поминального стола собакам нельзя. Кроме еды, на кладбище берут полотенце, если умерший мужчина, или платок, если умерла женщина для того, чтобы перевязать крест. Дома устраивают обед, на который приходят приглашенные. Для верующих в поминальные дни необходимо посещение церкви: «Вот когда умрет человек, до сорока дней нужно усиленно молится родственникам, надо молится, надо ходить в церкву на третий, на девятый день, на сороковой день».

Особенно выделяют сороковой день, потому что в этот день свершается суд над душей умершего. В этот день приглашают читалку. Кроме новопреставленного во время чтения Псалтыри на сороковой день поминаются и другие усопшие. Для этого пришедшие помянуть пишут записочки с именами усопших родственников и передают их читалке.

Ношение черных платков в знак траура нашими собеседниками воспринимается привнесенным обычаем.

Общие поминки – Провода.

Из общих поминальных дней особенно выделяется понедельник после пасхальной недели – Провода. Согласно воспоминаниям, в прошлом на кладбище служили общую панихиду и устраивали общий обед. Подходя к могилкам своих родственников, станичники целовали крест и катали яички: «Катают по кругу, по часовой. И там, ну, хто там, мама, папа: «Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!»; «А раньше закапывали одно яичечко, обязательно закапывали покойнику поглубше». На могильный крест повязывали полотенце, если умерший мужчина, или платок, если женщина.

Сейчас общих обедов не устраивают. Семьи собираются у могилок своих близких и обедают либо за столами, либо раскладывая принесенные продукты на могилках.

Самоубийцы и некрещеные дети.

В наши дни людей, совершивших самоубийство, хоронят на кладбище, но креста им не ставят. Есть упоминания о том, что раньше на общем кладбище их не хоронили. Согласно народным представлениям, душа человека, совершившего самоубийство, идет прямо в ад, отмолить его нельзя. Сохраняются представления о том, что если в станице есть удушельник - человек, который повесился, то долго не будет дождя.

Некрещенных детей хоронили в огороде или в саду, под деревом или на меже. Крест не ставили. Если во время родов умирали роженица и младенец, то их хоронили в одном гробу.


Служебная информация

  1. Автор описания

Кузнецова Ирина Анатольевна, старший научный сотрудник Научно-Исследовательского центра Традиционной культуры Кубани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com

  1. Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.

  1. Год, собиратели:

2007, Кузнецова И. А., Щербатюк Р.С.

  1. Место фиксации:

Краснодарский край, Кореновский район, станица Раздольная

  1. Место хранения:

Архив научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.

  1. История выявления и фиксации объекта.

Выявление и фиксация обычаев и обрядов, связанных с погребением и поминовением усопших станицы Раздольной происходило в ходе комплексного исследования станиц Кореновского района Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2007 года.

  1. Библиография:

Кузнецова И.А. «Когда уже мой ангел несёт мою душу…» Традиции и обряды станицы Раздольной, связанные с погребением и поминовением усопшего. // Кубанский Сборник. Том V (26). Краснодар: Книга. 2014. С.289-302

Кузнецова И.А. Погребально-поминальные обряды. // История, этнография, фольклор Кубани: Кореновский район, Краснодар: Книга. 2015. С.190-204

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.