ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








—¬јƒ≈ЅЌџ… ќЅ–яƒ —“јЌ»÷џ ”ƒќЅЌќ… ќ“–јƒЌ≈Ќ— ќ√ќ –ј…ќЌј  –ј—Ќќƒј–— ќ√ќ  –јя



  1. Ќаименование объекта:

—вадебный обр€д станицы ”добной ќтрадненского района  раснодарского кра€

  1.  раткое название объекта:

—вадебный обр€д станицы ”добной  раснодарского кра€

  1.  раткое описание:

—вадебные обр€довый комплекс и приуроченный к нему фольклор старожильческого населени€ станицы ”добной ќтрадненского района  раснодарского кра€ €вл€етс€ образцом линейной разновидности кубанской свадьбы, в основе которой лежат метропольные традиции преимущественно южнорусских губерний.

  1. ќЌ Ќ  атегори€:
  2. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы
  3. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

2.2. ќбр€ды жизненного цикла.

2.2.4. —вадебные

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское население  убани, кубанские казаки

  1.  онфессиональна€ принадлежность:

ѕравославие

  1. язык:

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ”добна€.

  1.  лючевые слова:

ќтрадненский район, ”добна€, свадебный обр€д.

  1. ѕолное описание:

—таница ”добна€ была основана в 1858 г. ¬ состав ее первопоселенцев вошли семьи линейных казаков (60), донских казаков (42), малороссийских казаков (88), анапских посел€н (82) и нижних чинов регул€рных войск (28). “аким образом, взаимодействие южно-великорусских и малороссийских сегментов предопределило характер местной локальной традиции. ’от€ анализ полевых материалов, в частности по свадебной обр€дности, показывает, что традици€ станицы ”добной представл€ет собой вариант южно-великорусской традиции с вкраплени€ми в нее малороссийских элементов.

Ѕрачный возраст и выбор брачного партнера в ст. ”добной ќтрадненского района в целом соответствовали нормам, существовавшим на территории  убани, и так же, как и повсеместно, претерпевали трансформации в советский период. ќтмечалось, что в дореволюционный и раннесоветский период брачный возраст дл€ девушек был ниже и определ€лс€ 16-18 годами. ѕри том, что возрастна€ разница между женихом и невестой могла быть существенной в св€зи с длительной службой неженатых казаков. Ќапример, по словам респондента 1913 г.р., ее матери в момент замужества было 18 лет, а отцу Ц 25. ѕоскольку в досоветский период также законодательно было запрещено венчать браки малолеток, не достигших 18 лет, зачастую имели место случаи обмана или подкупа станичного духовенства, когда девушкам Ђгода дота?чивалиї. ¬ советский период, особенно в годы т€желых испытаний (голод 1933 г., ¬елика€ ќтечественна€ война), в св€зи с резким сокращением мужского населени€, брачный возраст девушек мог доходить до 24-25 лет.

¬ течение первых дес€тилетий советской эпохи кардинальным образом помен€лись принципы выбора брачного партнера. Ѕезоговорочное право родителей в этом вопросе сохранилось в пам€ти старожилов ст. ”добной лишь на уровне семейных преданий. –ешающими критери€ми выбора в прошлом было имущественное положение избранника, его хоз€йственные и деловые качества, дружеские отношени€ старших представителей родов. ¬ этих услови€ будущие супруги могли даже не знать друг друга, что приводило порой к трагическим последстви€м, например, побо€м.

¬рем€ проведени€ свадеб в ст. ”добной соответствовало общекубанской традиции и определ€лось сельскохоз€йственным и церковным календарем, и в приходилось на зимний м€соед.

ѕредсвадебный период в ст. ”добной в своих основных чертах соответствовал линейному варианту кубанской традиции. Ќаиболее полна€ традиционна€ схема предсвадебь€, со временем безусловно подвергша€с€ редукции, включала в себ€ следующие этапы: Ђзапытываниеї; собственно сватовство, включающее своды молодых и запой невесты; разгл€дины; посещение дома невесты родственниками жениха Ц Ђносить блюдуї; холодные вечера в доме невесты.

¬ качестве сватов-старост выступали двое женатых мужчин, к которым могла примыкать разговорчива€ женщина из числа родственников и знакомых. ¬ одном случае говорилось о том, что старостами выступали те люди, которые на свадьбе будут выступать в роли дружко и свашки. јтрибутами старост, с которыми они отправл€лись в дом невесты, были хлеб и соль, завернутые в рушник, а также бутылка спиртного. ¬ прошлом, когда вопросы женитьбы решались исключительно родител€ми, а предварительной договоренности между родител€ми жениха и невесты не было, старосты приходили запытывать, т.е. узнавать о готовности родителей отдать замуж свою дочь и вторичном визите с женихом и его родител€ми. ≈сли родители невесты не отвечали сразу категоричным отказом, то старосты оставл€ли им хлеб до следующего своего прихода. Ќа следующий день, если родители невесты принимали решение отказать старостам, им возвращали хлеб. ≈сли согласие было достигнуто, то одного из старост отправл€ли за женихом и его родител€ми. ¬ случае, если договоренность о женитьбе между родител€ми и молодыми было прин€то заранее, сватовство проходило одним днем, и родители жениха с ним самим и старостами приходили вместе.

 ак правило, старосты отправл€лись сватать невесту вечером. «айд€ в дом, старосты использовали иносказательную лексику: Ђ¬от у нас тЄлка пропала. ¬от мы ходим ищем. Ќе будет ли у вас тута? ћожеть, к вашему бычку пришлаї. Ћибо сразу переходили к делу и клали на стол принесенный хлеб со словами: Ђѕринимайте хлеб! ќт “ихонова хлеб-соль. ¬от мы пришли свататьї. ¬о врем€ визита родителей, перед тем как свести молодых, жених ожидал своего часа во дворе, а невеста находилась в другой комнате или Ђвозле печки глину долбилаї, т.е. ковыр€ла пальцем Ц известна€ в русской традиции форма поведени€ невесты во врем€ переговоров на сватовстве, котора€ выражала крайнюю степень ее смущени€ и стеснени€.

ѕо достижении согласи€ между родителей, молодых приглашали в комнату и, поставив их у порога, спрашивали их согласи€ на брак. ¬ прошлом дл€ выражени€ своего согласи€ невеста использовала клишированный словесный оборот: Ђ— вашей (родительской Ц ј. «.) воли € не выхожуї; Ђя из воли родителей не выхожуї. ѕосле этого невесту приглашали разрезать в знак согласи€ принесенный сватами хлеб / пирог. «атем следовало застолье, иногда называемое запоем или пропоем невесты.

¬ случае отказа у сватов просто не принимали принесенный ими хлеб или возвращали его на следующий день. –еже отказ маркировалс€ общеизвестным на  убани иносказательными выражени€ми: Ђчайника ув€зала женихуї; Ђпошли ис чайникомї.

ѕомимо сватовства, в структуру предсвадебного периода в ст. ”добной входили дополнительные встречи сторон жениха и невесты. ѕерва€ встреча проходила в доме жениха и называлась разгл€?дины или Ђдвора? смотрэтьї: Ђидуть до жениха двора смотрэтьї. ѕервоначальный смысл данного визита Ч Ђсмотрють, какой он хоз€ин, как он живЄть, чи хорошо, чи плохої Ч со временем был утрачен и сводилс€, как правило, к поводу провести застолье. ¬тора€ встреча, котора€ устраивалась через одну-две недели после сватовства или за неделю до свадьбы, проходила снова в доме невесты и играла важную подготовительную роль, так как именно на ней решались все вопросы о времени проведени€ свадьбы, взаимных расходах и т. п. Ќазывалась эта встреча по характеру одной из целей визита: Ђс блюдом приход€тї; Ђпрышли с блюдомї; Ђидуть с блюдомї; Ђносить блюдуї. ѕеред этим визитом мать жениха Ђнабирала кла?дкуї дл€ невесты, т.е. готовила дл€ неЄ свадебный нар€д (платье или материал дл€ него, обувь), прочие подарки и угощение к столу. «атем жених со своими родител€ми приносили подарки / кладку к невесте.

 

ѕериод от сватовства до свадьбы также был отмечен проведением холодных вечеров / вечеринок у невесты, на которые приходили ее подруги и помогали готовитьс€ к свадьбе, делали цветы дл€ гостей, обшивали платочки, а сама невеста шила свадебную рубаху дл€ жениха, в€зала дл€ него носки и перчатки. Ќа эти вечеринки мог приходить жених со своими друзь€ми. Ќормой считалось, если жених оставалс€ после них ночевать в доме невесты.

ќсобо маркировалс€ последний вечер в доме невесты перед свадьбой, который имел название гор€чего вечера и включал в себ€ р€д обр€довых элементов. ¬ субботу примерно с обеда невеста в сопровождении старшей дружки совершала обход по станице, приглаша€ на гор€чий вечер своих подруг. ѕриглаша€ очередную подругу, невеста вручала ей шишку, после чего исполн€ли благодарственную песню родител€м подруги: Ђ—пасибо за дружку, за вашу послушку!/ „то мы в вас просили, а вы нам пустилиї. ѕомимо этого девушки, сопровожда€ невесту, исполн€ли и другие свадебные песни, например, Ђ“емна€, да невидна€ ночушкаї. Ќекоторые респонденты отмечали, что в ходе приглашени€ на гор€чий вечер подруг, невеста посещала своих крестных родителей и приглашала их на свадьбу. ƒругих гостей на свадьбу приглашали исключительно родители молодых, что весьма характерно дл€ линейной традиции  убани.

—обрав всех своих подруг в своем доме, невеста со всей компанией и в сопровождении свашки отправл€лась на ужин к жениху. — собой невеста брала подарок дл€ жениха, который включал в себ€ свадебную рубашку дл€ жениха, брюки, в€заные шерст€ные носки и перчатки, нательный крестик, носовой платок и кальсоны (подспо?дники). ” жениха за этот подарок устраивалс€ шуточный торг. ѕодруг невесты одаривали шишками и подносили по рюмке, после чего им Ђотдавали ужинї, т. е. усаживали за стол и угощали. «атем вс€ компани€, но уже в сопровождении жениха и его друзей отправл€лась на гор€чий вечер в дом невесты. «десь до полуночи молодежь пл€сала под гармонь, пела песни и играла в игры, цель которых заключалась в установлении симпатий между парн€ми и девушками, поскольку предполагала целование: Ђв по€саї, Ђв бутылкуї, Ђв вы?шенькиї, Ђв амураї. ¬ заключение вечера молодежи Ђотдавали ужинї. ќднако на него оставались только приглашенные, т.е. самые близкие друзь€ жениха и невесты. ѕосле ужина жених уходил домой, а на ночевку у невесты могли остатьс€ парами понравившиес€ друг другу парни и девушки, либо только старша€ и подстарша€ дружки невесты.

«а несколько дней до свадьбы в ст. ”добной приходилось изготовление свадебных хлебов и атрибутов, характерных дл€ кубанской Ћинии.

ќсновным и главным символом свадьбы был каравай как олицетворение счасть€ и доли будущей семьи. ”же в характере его приготовлени€ читаетс€ этот сакральный смысл.  аравай пекс€ и у жениха, и у невесты.   приготовлению карава€ допускалась только замужн€€ женщина, состо€ща€ в первом браке и никогда не разводивша€с€ (ЂпервожЄнста€ї). ќна украшала его лепными птичками и шишечками, а центр карава€ увенчивала больша€ шишка с запеченными в нее двум€ монетами. ¬ последующем, на дарах эту шишку вырезали и подносили молодым. —ажать в печь каравай приглашали об€зательно женатого мужчину. ѕри его отсутствии это делала та же женщина, что и готовила каравай. ¬ отдельных случа€х упоминалось, что сажал каравай в печь мужчина, который на свадьбе будет выполн€ть роль дружко. ¬о врем€ посадки карава€ в печь исполн€ли обр€довую песню Ђќй, наш каравай дай у печку пошЄл./ Ќаш €ровой себе место нашЄлї, после чего присутствовавшие при этом женщины поочередно целовали мужчину, сажавшего каравай в печь.  ак и повсеместно на  убани, в ст. ”добной было прин€та гадать о длительности жизни молодых по двум свечам, которые устанавливали на каравае перед отправкой в печь: чь€ свеча быстрее сгорит, тот из молодых раньше умрет. –азрезание и употребление карава€ было приурочено исключительно к моменту одаривани€ молодых на свадьбе, о чем пойдет речь ниже.

—реди других хлебных символов свадьбы в ст. ”добной использовались шишки и калач / лежень. Ўишки, как и везде на  убани, выступали в качестве универсального атрибута одаривани€ всех участников свадьбы и любых людей, попавших в орбиту свадебных гул€ний, на прот€жение всей свадьбы. „то касаетс€, следующего свадебного хлеба, то в определении его названи€ есть определенные разночтени€ в полевых материалах. „аще он фигурирует под названием калач. » если учесть, что физически и функционально он полностью тождественен фиксируемому здесь лежню, то можно сделать вывод о вторичности бытовани€ второго названи€. “ем более, что данна€ номинаци€ Ц лежень Ц зачастую возникала в св€зи с вопросами исследователей, которые пытались вы€снить наличие данного атрибута под таким названием в ходе интервьюировани€. ¬месте с тем, данное название было скорее всего было знакомо жител€м ст. ”добной.  алач /лежень представл€л собой небольшой круглый хлеб с отверстием посередине, куда клали св€занные красной лентой ложки, символизировавшие жениха и невесту. ¬ отличие от карава€, калач пекс€ только в доме невесты и сопровождал ее до переезда в дом жениха, что было также зафиксировано в поэтическом присловии: ЂЌаш каравай в печке сидить, и он себе место нашЄл. » тому караваю дома оставатьс€, а калачу в путь собиратьс€ї. “ам его клали в сундук с приданым, и на следующий день свадьбы невеста угощала им свекра, свекровь и других родственников жениха.

¬ местной станичной традиции также обращает на себ€ внимание спорадическое по€вление и другого свадебного атрибута нетипичного в целом дл€ линейной традиции и очень напоминающего ды?вэнь черноморской свадьбы. ≈сли наличие лексемы лежень можно св€зать с вли€нием других линейных локальных традиций, то по€вление атрибута, похожего на дывэнь, можно отнести к вли€нию черноморской традиции. ¬ ст. ”добной данный символ фигурирует в одном случае под названием тройка, в другом под названием балга?н (по аналогии внешнего вида дывн€).  ак и дывэнь, данный символ представл€л собой три палочки, обвитые тестом и соединенные друг с другом в виде шалаша, вершина которого украшалась птичкой из теста. ¬ пользу предположени€ о вторичности данного символа говорит и размытость в представлени€х об его использовании. —корее всего он имел декоративные функции и выступал в качестве дополнени€ к имеющему конкретное назначение традиционному свадебному калачу.

ќдной из особенностей свадебной атрибутики ст. ”добной €вл€етс€ фрагментарное и спорадическое использованием свадебного деревца. ƒействительно, здесь известно его широко бытующее на  убани наименование Ц гильцо?. ќднако по сведени€м р€да респондентов его использование было необ€зательным. ”крашенную цветами и лентами ветку могли использовать лишь как сопровождающий невесту атрибут в ходе движени€ свадебного поезда. Ќо этим ее функции как свадебного символа и ограничивались.

ѕоследний универсальный дл€  убани свадебный атрибут Ц две св€занные красной лентой бутылки, символизирующие брачную пару Ц обладал в ст. ”добной характерными дл€ линейной традиции чертами. ¬ первую очередь, это типичное дл€ р€да линейных локальных традиций отсутствие таких распространенных на  убани наименований бугаи / быки. ¬ функциональном же аспекте использование данного атрибута соответствует многим локальным традици€м  убани. ќдна из бутылок была наполнена водкой, друга€ водой. » за обладание бутылкой с водкой после выкупа невесты между дружкой невесты и бо€рином жениха устраивалось шуточное соревнование: кто быстрее схватит. ѕосле этого следовало угощение этой водкой победившей стороной проигравшую сторону.

Ћюбому свадебному торжеству предшествовал выбор свадебных чинов, за каждым из которых закрепл€лс€ определенный перечень функций в проведении свадебного обр€да. √лавным распор€дителем на свадебном торжестве со стороны жениха выступал дружко, женатый мужчина средних лет. Ќа свадьбе невесты аналогичную функцию выполн€ла свашка Ц замужн€€ женщина, родственница невесты. ѕо некоторым сведени€м, данные свадебные чины €вл€лись симметричными и у жениха, и у невесты, т. е. свои дружко и свашки были и там, и там. ¬нешне дружко и свашка маркировались особенной перев€зью. ¬ отличие от прочих гостей их перев€зывали рушником-полотенцем дважды, крест-накрест, в доме жениха, а затем в доме невесты. ѕомощниками дружко на свадьбе от мужской части были пол”дружь€, а ближайший помощник так и называлс€ Ч пол”дружко / пол”друх / пќдружье.

Ѕлижайшим спутник жениха на свадьбе выбиралс€ из его неженатых друзей. ¬ полевых запис€х он фигурирует под названием бо€рин или старший бо€рин. ≈го ближайшим помощником выступал младший бо€рин. —имметричную функцию у невесты выполн€ли дру?жки Ц группа незамужних подруг невесты, из которых выбиралась старша€ дружка, наиболее близка€ подруга, и ее помощница подстарша€ или меньша€ дружка. ¬ функции дружек входили предсвадебна€ подготовка невесты к замужеству и ее сопровождение в течение первого дн€ свадьбы. » бо€ре жениха, и дружки невесты, за исключением старшего бо€рина и старшей дружки, участвовали в свадьбе только до выкупа невесты, после чего в свадьбе участвовали только женатые гости.

ѕервые обр€довые действи€, приходившиес€ на день собственно свадьбы, происходили в доме невесты и были св€заны с ее обр€жением. Ќар€д невесты имел много общего с вариантами в других районах  убани. ƒо повсеместного употреблени€ белого плать€, пришедшего из городской среды в советское врем€, главным убранством невесты €вл€лась традиционна€ на  убани парочка, состо€ща€ из юбки и кофты, светлых тонов (кремового, розового, голубого или белого цвета). ѕо свидетельству р€да респондентов, об€зательным атрибутом свадебного нар€да невесты долгое врем€ €вл€лс€ серебр€ный наборный по€с. Ќаиболее €рким атрибутом свадебного нар€да невесты €вл€лс€ головной убор. ќснову его составл€ла бела€ фата, украшенна€ венком из восковых цветов, которые могли быть разноцветными. ѕомимо венка, верхн€€ часть фаты собиралась в виде двух р€дов гребешков. Ќаиболее нар€дный вариант свадебной фаты украшалс€ дополнительными восковыми Ђсосулечкамиї или ЂсерЄжечкамиї, которые ниспадали на плечи наподобие гирл€нд. ѕрической невесты долгое врем€ €вл€лась коса с вплетенными в нее разноцветными атласными лентами, которых могло быть от одного до п€ти.  онец косы об€зательно украшалс€ бантом. ќб€зательным элементом прически невесты €вл€лась завита€ челка, дл€ чего использовали разогретую в€зальную спицу Ч чулошную иголку. ¬ ст. ”добной, как и в других станицах ќтрадненского района, особым образом маркировалась прическа невесты-сироты. ≈сли у неевсты не было в живых кого-то одного из родителей, то ей заплетали косу до половины. ≈сли невеста была круглой сиротой, то косу ей не заплетали вообще, а волосы собирали у основани€, хвостом. ќб€зательны элементом свадебного нар€да невесты €вл€лись обереги дл€ защиты от сглаза и порчи недоброжелателей. ‘ункцию оберега могли выполн€ть нательный по€с с молитвой Ђ∆ивые в помощиї или булавки или иголки из непочатой упаковки, которые крепились крест-накрест изнутри подола юбки невесты.

Ќар€д жениха также претерпел эволюцию от форменного казачьего костюма до современного городского. ќднако в р€де интервью отмечали, что свадебный казачий нар€д дополн€лс€ некоторыми декоративными элементами, как-то сплетЄнными из шЄлковых и серебр€ных нитей полосками с бахромой Ч тесьмой и подтесЄмком. “есьма спускалась с шеи на грудь, а подтесЄмок Ч на спину поверх черкески.

ќбр€жение невесты сопровождалось исполнением приуроченных песен и ритуальных действий.  осу невесте заплетала ее мать или подружка невесты, подружки нар€жали еЄ в свадебное платье, а специально приглашенна€ мастерица делала невесте прическу и головной убор. ¬о врем€ обр€жени€ невесты исполн€лась приуроченна€ к этому моменту песн€ Ђќй, гл€нь, маты, на мий посадї.  ажда€ из присутствующих девушек после стремилась посидеть на месте, где обр€жали невесту: Ђ„тоб тоже замуж выйти. Ќа гор€чее место сад€тс€ї.

ѕосле обр€жени€ следовало благословение невесты, которое в ќтрадненском районе и в ст. ”добной в частности имело своеобразную и сложную форму. —начала невесту благословл€ли родители. ќтец держал икону-благословение, а мать пирог хлеба. Ётими предметами родители по очереди благословл€ли невесту, перекрещива€ ее троекратно. «атем еще два раза обменивались этими атрибутами и повтор€ли ритуальную процедуру.  аждый раз невеста, сто€ на вывернутой мехом вверх шубе (тулупе), клан€лась родител€м в ноги и причитала, использу€ клишированные словесные формулы: Ђ» благословит€, да мой родименький папочка (или мамочка Ч ј. «.). ƒа не прошу € в вас ни злата, ни серебра. ј тольки прошу € в вас родительскаю благославениюї. ¬ этом врем€ старша€ и подстарша€ дружки поддерживали невесту под руки. Ќа этом благословение не заканчивалось. Ќевеста аналогичным образом просила затем благословени€ у всех своих других имеющихс€ близких родственников, которые подходили попарно, в следующей последовательности: у крестных родителей, дедушки с бабушкой, братьев и сестер, д€ди и тЄти. ¬ конце благословени€ крестна€  мать или отец невесты надевали на нее поверх плать€ нательный крестик. јналогичным образом проходило и благословение жениха у него дома.

—ироту благословл€ли крестные родители, а сама невеста перед этим в свадебном нар€де и в сопровождении подруг шла просить родительское благословение на кладбище. ѕодруги при этом несли с собой икону-благословение и хлеб и исполн€ли сиротскую песню Ђћнога, многа листу да широкаваї. Ќа родительской могиле ставили икону, и невеста клан€лась, просила прощени€ и благословение у умерших родителей, причита€ на голос.

ѕосле обр€жени€ младший брат невесты заводил ее за платочек и усаживал за стол в св€том угле также на вывернутую шубу, на которой происходило благословение. –€дом с невестой и усаживались старша€ и подстарша€ дружки, а вокруг них остальные девчата. ѕодругам невесты отдавали обед,  во врем€ которого они обыгрывали невесту следующими песн€ми: Ђя не знала, не ведала, ко мне сваха приехалаї, Ђѕо-над речушкай р€бинушка сто€лаї, а также Ђќй, гл€нь, маты, на мий посадї. Ќа этом месте невеста оставалась до самого приезда жениха.

¬о врем€ последних приготовлений у невесты в доме жениха проходила организаци€ так называемого свадебного поезда, в составе которого жених с дружком, свашкой, бо€рами и несколькими близкими родственниками отправл€лс€ за невестой. —вадебный поезд до по€влени€ автомобилей в ст. ”добной, как и везде в ќтрадненском районе, всегда был конным. —вадебный поезд представл€л собой процессию из нескольких повозок: тачанок, линеек и  подвод, которые сопровождали бо€ре, друзь€ жениха, ехавшие верхом: Ђ—ычас в машинах везуть, как мыши у гнезде. ј тада на кќн€х, бо€ры, казаки в черкесках, в кубанках. » летить поезд на кќн€х. ∆ених на тачанке или на линейкеї. ¬ снежную пору вместо повозок использовали сани.  оней в свадебном поезде украшали лентами и цветами.  оней, запр€женных в повозку с женихом, покрывали красными попонами с изображением инициалов жениха и невесты по бокам. ќтправл€€сь из дома жениха, свадебный поезд должен был об€зательно остановитьс€ перед первым встречным человеком, которого угощали шишкой и рюмкой водки. ¬о все врем€ движени€ поезда, как по пути в дом невесты, так и на венчание и обратно в дом жениха, в нем исполн€ли так называемые поезжанские песни: Ђ¬ варот верба кудрева€ї, ЂЅел заюшкаї, Ђ ак за рэчкой, за рекою три €гн€ гарелої.

Ѕлиже к полудню свадебный поезд прибывал к дому невесты. ¬ это врем€ девушки р€дом с невестой исполн€ли песню Ђ¬сЄ без ветру, без вихор€ї, а на воротах разыгрывалась игрова€ сценка выкупа, повсеместно известна€ на  убани. —торона невесты устраивала баррикаду на воротах, приехавшим угрожали коль€ми и обсыпали золой. Ќачиналс€ шуточный торг с дружко, свашкой и бо€рами жениха. ¬ качестве магарыча сторона жениха предлагала водку и шишки. ѕо достижении согласи€ о размере магарыча жениха с его свитой пропускали во двор, и конна€ повозка с женихом заезжала пр€мо во двор.  огда жених со своей свитой заходил в дом, девчата за столом начинали петь песни Ђѕрыехали жи разорителиї и Ђќй, приехал к нам дай незваннай гостьї. «атем следовал выкуп косы невесты.

”частниками ритуального выкупа с одной стороны выступали дружко, свашка и жених со старшим бо€рином, с другой Ц младшие родственники невесты, брать€, сестры или плем€нники. ќдин из них держал в руках скалку (каталку), и ею угрожал жениху и дружко, приговарива€: Ђј вот она каталка! ƒавайте нам сто рублей деньгами и свиню с рогами, и кон€ с седлом!ї. ѕод свиньей с рогами в ст. ”добной имелась в виду свадебна€ шишка. ¬о врем€ торга подружки невесты исполн€ли шуточные припевки, в которых высмеивалс€ дружко и свашка жениха: Ђ“ебе, дружко, нэ дружковати, тебе свинэй пастыї, Ђ—вашка нэлипашка шишок не лепила, девок не кормилаї. ѕосле выкупа косы подружки невесты, кроме старшей дружки, выходили из-за стола. ∆енихова сторона одаривала их шишками, цветами и рюмкой водки. «атем дружко заводил за платочек  жениха и усаживал его за стол. ѕеред этим он просил благословени€ у собравшихс€ гостей: Ђ—таросты и полистарќсты, бласловите молодого кн€з€ за стол в этот дом завести и за стол посадить!ї –€дом с женихом садилс€ старший бо€рин. ”сажива€сь за стол, жених целовал невесту. ј старша€ дружка прикалывала молодым на грудь по восковому цветку. ѕосле этого на освободившиес€ места за столом приглашали приехавших родственников и гостей со стороны жениха со словами: Ђѕоезж€ны, пожалуйста заходите! ѕросим ¬ас, заходите! «анимайте за стол!ї. «атем гост€м Ђотдавали обедї, за которым мог последовать обр€д одаривани€ молодых или дары, который в ст. ”добной отличалс€ местным своеобразием.

¬ советский период постепенно перешел переход к общекубанскому стандарту, когда дары происходили раздельно: в доме невесты ее родней сразу после выкупа и небольшого обеда и в доме жениха его родней после приезда с венчани€ / регистрации. ќднако по свидетельству большинства респондентов, традиционный сценарий местной свадьбы предполагал совместные дары гостей обеих сторон в доме жениха на второй день свадьбы. —воими особенност€ми обладал и сам обр€д одаривани€. ƒружко с полудружком и свашкой  удал€лись в свободную комнату, где надрезали каравай на несколько частей. «атем каравай ставили на голову дружко на простланный платок, сверху каравай накрывали другим платком. ƒружко выходил из комнаты с караваем на голове, который ему помогали поддерживать полудружко и свашка, и трижды обращалс€ к собравшимс€ гост€м:  Ђ–азрешите каравай нј люди раздать!ї ≈му трижды отвечали: ЂЅог благословить и мы благословим!ї ѕосле этого дружко со своими подручными разрезал каравай на небольшие кусочки и объ€вл€л начало даров, вызыва€ дарителей в пор€дке близости родства. ≈сли дары проходили совместно, то сначала дружко приглашал женихову родню: Ђ∆енихова родн€, подходите под хлеб-соль на дары, будем дарыцаї. ѕри этом об€зательно соблюдалс€ принцип парности Ц дарить должны были муж с женой.   каждой паре дарителей дружко обращалс€ со словами Ђ’леб-соль принимайте, молодых одар€йте!ї и вручал им по кусочку карава€ и рюмке водки. ѕри этом середину верхней части карава€, оформленную зачастую в виде большой шишки с запеченными в нее деньгами, сразу вырезали и отдавали жениху и невесте. ≈сли кусков карава€ было больше, чем гостей, чаще всего оставалс€ именно под карава€, то их выносили во двор и раздавали собравшимс€ зрител€м, не €вл€вшимс€ приглашенными на свадьбу.

ѕреподносимые молодоженам подарки имели преимущественно хоз€йственное значение. Ѕлизкие родственники могли подарить домашнюю живность, ульи на обзаведение хоз€йством. ѕодарки прочих гостей отличались гораздо большей скромностью. ¬ некоторых случа€х дары преподносились на словах, в виде обещани€ зелЄного телка или зелЄной €рки, т. е. еще не родившихс€. ¬о врем€ даров в ст. ”добной было прин€то записывать подаренное на стенах комнаты или на кќмини русской печи. ѕринесенные подарки собирала свашка, котора€ в конце объ€вл€ла, кто и что подарил.

–итуально насыщенным в ст. ”добной был обр€д проводов невесты в дом жениха после небольшого застоль€ или даров в ее доме. —начала дружко жениха выходил на центр комнаты и трижды обращалс€ к гост€м со словами: Ђѕросим благословить кн€з€ и кн€гиню у путь проводить!ї √ости отвечали ему: ЂЅог благословить! » мы благословим!ї. «атем дружко выводил молодых во двор за платок, за два конца которого держались жених и невеста. ѕол”дружко / пол”друх перед ними прометал дорожку, затем забрасывал веник на крышу дома, Ђшоб невеста домой не вернуласьї. ¬ этом врем€ исполн€ли песню Ђ¬ыводили волжанушкуї. «атем дружко заводил молодых на тачанку или сани, которые сто€ли последи двора. ƒалее наступал черед матери невесты, котора€ в вывернутом мехом наружу тулупе (шубе) трижды обходила вокруг повозки с молодыми, обсыпа€ их из фартука хмелем, мелкими деньгами и конфетами, затем начинала обсыпать всех гостей. ѕосле этого невеста вставала на повозке и клан€лась на все четыре стороны, в последнюю очередь клан€лась в сторону отцовского дома и прощалась с ним. —обравщиес€ во дворе люди благословл€ли ее напутствием: ЂЅлагослови теб€ √осподи! ≈зжай с Ѕогом! ¬ час добрый на новое место жительства!ї ћать невесты брала за поводь€ коней и выводила повозку с молодыми на улицу. ¬ этот момент исполн€ли прощальную свадебную песню Ђ«оренка, зар€ зан€лас€, €сна€ зар€ зан€лас€./ ƒоченка со двора съезжает, еЄ маменка провожаетї.

ќдновременно с невестой, но чаще сразу после выкупа ее косы, происходил торг за приданое, которое выставл€лось напоказ во дворе. Ёто были сундук с вещами невесты и убранна€ подушками и постельным бельем кровать. ¬ыкуп приданого происходил по тому же сценарию, что и выкуп невесты, с участием ее младших родственников. ¬ынос приданого во двор также сопровождалось шуточными действи€ми, направленными на получение магарыча: Ђ¬ынос€т сундук, дальше как не можуть, зацеплють: Уќй, не можем! Ќе проходить! ƒавайте двери рубать!У Ќесут топор. Дƒа подождить!У ћать бегить же там с бутылкой: Дƒа не надо ж двери рубить! ƒавайте, наливайте!У ѕока этот сундук вынесутьЕї. »з дома жениха за приданым отправл€ли дополнительный транспорт сразу после выкупа невесты.

ƒалее путь свадебного поезда из дома невесты следовал в церковь на венчание, в советское врем€ Ч на регистрацию, а затем в дом жениха. ƒвижение свадебного поезда сопровождалось исполнением поезжанских песен. ћолодые по пути клан€лись каждому встречному. ѕо пути следовани€ свадебного поезда станичники могли перегородить ему дорогу с целью получени€ магарыча.

¬стреча молодых в доме жениха включала в себ€ р€д универсальных дл€  убани обр€довых действий, а также дублирующих действи€, приуроченные к проводам невесты из родительского дома. —начала молодые переезжали на линейке (сан€х) через символический костер, разводившийс€ на воротах из соломы или сена, Ђот злых чарї. –одители жениха встречали молодых на пороге дома с иконой и хлебом-солью и благословл€ли их. ¬ это врем€ дл€ матери жениха исполн€ли песню Ђј ¬ерына матерь, мела, мела сениї. «атем дружко также заводил молодых за платочек в дом и усаживал их в св€том углу на расстеленный мехом вверх тулуп (шубу). ƒалее наступал черед даров или сразу же приступали к свадебному пиру, в котором принимали участие уже исключительно женатые родственники и гости. »з молодежи оставались лишь старша дружка и старший бо€рин. ¬ доме невесты в это врем€ свадебное застолье также шло полным ходом. » там, и там его пор€док не был строго регламентирован и сопровождалс€ песн€ми, пл€сками и застольными здравицами.

¬о врем€ свадебного пира в доме жениха происходил обр€д изменени€ прически невесты. —вашка и старша€ дружка уводили невесту в свободную комнату, расплетали ей косу, закручивали волосы дулей и покрывали голову об€зательным атрибутом замужней женщины Ч шлычкой (небольшой шапочкой, чепчиком) и платком. —огласно некоторым интервью, расплести косу невесте и надеть ей на голову шлычку могли пригласить жениха. ѕосле этого невеста считалась молодицей. ѕо свидетельству р€да респондентов, данный ритуал изменени€ невесте причЄски практически не использовалс€ уже среди поколени€ 1910-х годов рождени€. —ами же молодые во врем€ свадебного пира находились в отдельной комнате, где им накрывали стол с угощением. Ѕлиже к полуночи их отводили спать, как правило, в соседский дом.  ак правило, их сопровождали дружко и свашка.

–азнообразными были свадебные бесчинства, также приходившиес€ на период брачной ночи. Ёти бесчинства, как правило, имели соревновательный характер между сторонами жениха и невесты, а их адресатами выступали представители противоположной стороны. Ќапример, представители стороны невесты и жениха пытались ночью заткнуть своим оппонентам печную трубу, чтобы при растопке утром дам повалил в хату. ѕри этом, если инициаторы этого действа захватывались Ђсторожамиї, то над ними устраивали шуточную экзекуцию: могли обмазать сажей, напихать за шиворот соломы, надеть на голову чашку со сметаной и т. п. ѕредставителей противоположной стороны могли и просто захватить Ђв пленї, а вернуть только за вознаграждение в виде выпивки и закуски. ѕри этом похитить могли даже родителей жениха и невесты.  роме того, дл€ смеха могли напоить водкой лошадь или ишака и завести кому-нибудь в дом. —реди других свадебных ночных бесчинств, повсеместных в ќтрадненском районе в целом, была достаточно оригинальна€ пароди€ на приготовление обр€дового куриного супа на второй день свадьбы. Ќа воротах дома разводили костер и в большом котле варили непотрошенных кур, украденных ночью у участников свадебного торжества. ÷елью этого шуточного действи€ было насильно накормить участников свадьбы этим в целом не съедобным варевом.

÷ентральным событием второго дн€ свадьбы было утреннее проведывание жениха и невесты молодых. —торона жениха это делала с целью вы€снени€ целомудри€ невесты. ¬ свою очередь сторона невесты приносила молодым завтрак. —о стороны жениха делегировалс€ дружко, который в прошлом провер€л ночную рубашку невесты и подносил ее родител€м жениха. ¬ советское врем€ этот обычай потер€л актуальность, и о целомудрии невесты дружко узнавал в лучшем случае со слов жениха. ѕо словам р€да респондентов 1910-х годов рождени€, во врем€ их женитьбы / замужества провер€ть Ђчестностьї невесты считалось уже неприличным. ќднако дл€ манифестации Ђчестностиї невесты продолжали использовать различные символические формы. —вашке и подружь€м, которые приносили завтрак молодым из дома невесты прикалывали на грудь красные ленты. ¬ дальнейшем их прикалывали на грудь всем гост€м, приходившим на второй день свадьбы. Ќа крыше дома у трубы устанавливали красный флаг, который также могли носить во врем€ перехода молодых в дом родителей невесты. ¬о врем€ шестви€ в дом родителей невесты подбрасывали вверх красные подушечки и стрел€ли в воздух. ј возглавл€л шествие дружко, который нес дл€ родителей невесты шишку, перев€занную красной лентой.

”же в качестве предани€ в 1990-х года сохран€лись в пам€ти старожилов формы порицани€, которые примен€ли в случае, если невеста не сохранила невинность до своего замужества. ƒл€ этого использовались соответствующие символические атрибуты. Ќапример, могли надеть хомуты на родителей невесты или свашку, котора€ приносила молодым завтрак. ¬ таком виде мать невесты могли даже провести по станице. Ѕолее редким дл€  убани символическим атрибутом порицани€, которые использовали в ст. ”добной, был соломенный венок Ц св€?сла: Ђ¬от это ведуть молодых.  ак гово?рють, с прида?нком пошли. » матери св€?сла повесють. »з соломы скрутють и наденуть. » вот принесуть завктрыкать невесты, дружко? и свашка. » уже идуть они в св€?сле домой. ”же им повесилиї. “акже во врем€ шестви€ в дом родителей невесты в этом случае могли подбрасывать вместо красной подушки подушку белого цвета.

ќдновременно с проверкой Ђчестностиї невесты свашка с ее стороны приносила молодым завтрак, в состав которого об€зательно входила жарена€ курица. ѕосле завтрака сторона невесты приглашала молодых, родителей жениха и его родню к себе в гости. ¬ ст. ”добной этот визит называлс€ Ђходить с перезво?юї. ѕричем таких взаимных визитов в ходе свадьбы могло быть несколько: Ђи по неделе т€гаютс€ туда-сюдаї. ¬ доме родителей невесты молодых встречали торжественно. ќтец и мать встречали молодых с хлебом и солью, после чего невесте задавали вопрос Ђ„ь€ она теперь?ї Ќевеста называла фамилию мужа, а между сторонами жениха и невесты зав€зывалась шуточна€ словесна€ перепалка.

¬ это врем€ в обоих домах начиналс€ сбор гостей, которые теперь уже приходили со своими продуктами и выпивкой, что также называлось завтраком дл€ родителей, а цель визита гостей Ц Ђкормить отца и матьї. — этого момента все гости символически считались детьми, а к родител€м молодых обращались не иначе как Ђмама и папаї, что также €вл€етс€ одной из особенностей свадебной обр€дности ќтрадненского района и ст. ”добной в частности.

≈ще одна особенность свадебной обр€дности ст. ”добной заключалась в том, что остальные обр€довые действи€ ограничивались вторым днем. » несмотр€ на то, что свадьбы в прошлом могли продолжатьс€ до недели и более, последующие дни сводились к застолью и взаимному приходу в гости. » такие наименовани€ заключительных дней свадьбы, как Ђзубы полоскатьї или Ђлавки мытьї, по мнению многих респондентов, имеют позднее происхождение, но, с другой стороны, отражают подлинную суть завершени€ торжества: доесть и допить остатки со свадебного стола и навести пор€док в доме.

√лавными персонажами второго дн€ свадьбы были цыгане Ц собирательное наименование р€женых участников свадьбы. ’от€, помимо цыган, нар€жатьс€ могли в кого угодно, облик р€женых не регламентировалс€: Ђ» штаны понадевають, и всЄ. “ак шо выйдуть вот туды на площадь, в центр, да как начнуть там штаны шить: одна халоша полосата€, а друга€ чЄрна€ али бела€ї. ¬ полевых материалах отмечались и такие персонажи, как поп (с волосами бородой из конопли, кадилом из жест€ной банки), врач, татарин, мельник (обсыпанный мукой). јктивно использовались покупные маски. »мело место травести Ц переодевание мужчины в Ђневестуї и женщины в Ђженихаї. Ќа роль невесты старались выбрать крупного мужчину, а на роль жениха Ц невысокую женщину, которую могли нар€дить в казачью форму. ѕри этом с этими персонажами могли разыграть шуточную свадьбу, включающую пародийные обр€довые действи€: шуточный Ђсвадебный поездї, посещение родителей жениха или невесты дл€ получени€ Ђблагословени€ї и т.п. ¬ шествии цыган по станице могли участвовать коза или ишак, которых украшали цветами и прив€зывали цветы к хвосту; повозка, на котором устанавливали длинный шест, на верху которого закрепл€ли колесо от телеги, ставили табурет и сажали на него мужчину с четвертью водки, который угощал ею прохожих. Ќа воротах дома кого-либо из родителей молодых могли разбить шатер с Ђкузнейї. ќдной из целей шестви€ цыган был сбор кур во дворах гостей, принимавших участие в свадьбе. Ётих кур приносили в дом жениха или невесты и варили из них обр€довый суп.

√лавным объектом ритуальных действий второго дн€ свадьбы выступали родители жениха и невесты. Ёти действи€ включали в себ€ универсальный дл€  убани обычай катани€ и купании родителей и менее распространенный ритуал разбивани€ горшка на животе матери жениха и невесты. —начала родителей усаживали в сани, тачку или ванну и катали по всей станице. ¬ летнее врем€ могли повезти на речку и искупать их в ней. ¬о врем€ Ђпоездкиї родителей могли в шутку подковать, набив им в обувь гвоздей: Ђшоб оны склизоты? не бо€лись, шоб бутылочки давалиї. „тобы избежать прочих проказ со стороны цыган, родители пытались откупитьс€, дл€ чего их могли повезти в магазин, где они покупали закуску и водку.

ѕо приезду домой объектом ритуальных действий становилась мать жениха или невесты. Ќесмотр€ на то, что характер этого действи€ имел смеховую форму, за ним скрывалс€ архаический смысл, согласно которому женитьба сына или выдача замуж дочери означали переходную стадию в жизни матери, в символическом плане подобную их рождению. ћать укладывали во дворе на лавку, ставили ей на живот горшок и разбивали палкой под всеобщий хохот. ¬ горшок при этом могли насыпать золы или положить солому и поджечь ее. ѕеред тем как горшок разбить могли прочитать Ђмолитвыї скабрезного содержани€. ¬ целом данные действи€ пародировали ритуальные действи€ послеродовой стадии либо направленные на устранение болезни живота: Ђћама ж родила мене. ћене уже, дочку, отдають. ¬от надо животик ей поправить. » бьют, бьют этот горшок на животикї; Ђ≈й живот сорвало, надо ей полечитьї; ЂЋечуть там. » пуп загрызаем, то грыжу там это загрызть надо, операцию там делатьЕ Ѕылќ конопли там, зажгли там. Ёто ж со€шныцу заваривать. ј тада ж бах его. »ли бумажку там запалили, положили. Ёто ж маме живот паритьї.

«аключительным ритуальным эпизодом свадьбы в случае, если родители женили последнего ребенка, было забивание кола. ƒанный обычай широко известен на  убани. ƒл€ этого вытесывали большой кол. ѕо свидетельству р€да респондентов, в пору, когда полы в хате были земл€ные, кол забивали исключительно внутри жилого пространства.  огда в домах стали стелить дощаные полы, забивание кола происходило либо у порога дома, либо на воротах. ¬о врем€ данного действи€ могли усадить мать таким образом, что кол забивалс€ между ее ног, даже через подол юбки. „тобы кол лучше входил в землю, подливали воду. ѕри этом матери накрывали лицо, чтобы не забрызгать его гр€зью. «ачастую смеха ради забивающий кол мог нарочно ударить молотом по образовавшейс€ луже, чтобы забрызгать присутствующих. ¬ забивании кола поочередно принимали участие каждый их желающих гостей.

—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

«удин јнтон »ванович, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail: antzudin@gmail.com “ел: 8(961)51-15-508.

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

  1. √од, собиратели:

1996 Ц Ѕогатырь Ќ. ¬., ¬екшина —. ј., ¬оронин ¬. ¬., ∆иганова —. ј.,  апышкина —. ё., Ћюбцева ћ., ћануйлов ј. Ќ., –ум€нцева √. ¬., —икалов —. ј., „убова ≈. ».

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ”добна€.

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

«аписи интервью по свадебной обр€дности ст. ”добной производились сотрудниками Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры в ходе  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996 г. в ќтрадненском районе  раснодарского кра€.

  1. Ѕиблиографи€:
  2. ∆иганова —. ј. ѕесни Ђна вэсильный голосї в свадебных обр€дах кубанских станиц // ƒикаревские чтени€ (9).  раснодар, 2003. —. 115-124.
  3. ∆иганова —. ј. —вадебные обр€ды и фольклор кубанских казаков / ќчерки традиционной культуры казачеств –оссии. “. 2. ћ. Ц  раснодар, 2005. —. 282 Ц 298.

»ллюстративные материалы

‘ото

01 —вадьба в станице ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кр. ‘ото нач. ’’ в.

2018 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ”добна€.

ћузей станицы ќтрадной, јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

02 —вадьба в станице ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1946 г.

2018 Ц репродукци€ ј. ». «удина.

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ”добна€.

ћузей станицы ќтрадной, јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

јудио

01 “емна€, да невидна€ ночушка Ц свадебна€, когда невеста собирала подруг на гор€чий вечер ст. ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

02 ќй, гл€нь маты да на мий посад Ц свадебна€, когда обыгрывали невесту утром первого дн€ ст. ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

03 ¬сЄ без ветру, без вихор€ Ц свадебна€, когда жених подъезжал к дому невесты ст. ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

04 ѕриехал к нам незванный гость Ц свадебна€, когда жених заходил в дом невесты ст. ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

05 ¬ыводили волжанушку Ц свадебна€, когда молодых выводили из дома невесты ст. ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

06 ќй, наш каравай да у печку пошЄл Ч свадебна€, исполн€вша€с€ при выпечке карава€, ст. ”добна€ ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

07 ј ¬ерына матерь мела, мела сени Ч свадебна€, исполн€вша€с€ свекрухе в доме жениха, ст. ”добной ќтрадненского р-на  раснодарского кра€.

1996 Ц —. ј. ∆иганова

јрхив Ќ»÷ “ . јудиокассета є 1165. ‘ольклорный коллектив ст. ”добной: ѕогорельцева ¬ера √ригорьевна, 1936 г.р.; Ќайденова Ќаталь€ Ќиколаевна, 1933 г.р.,  оломойцова ¬ера ћатвеевна 1929 г.р., “имецка€ Ќ.Ќ.,  оржова јнастаси€ ‘едоровна,1926 г.р.,  оржова јнна ’ристофоровна, 1929 г.р., ’ащенко Ќина ‘едоровна, 1927 г.р., ѕинкусова ћари€ ѕетровна, 1926 г.р. м.к., ќлейник ћари€ —еменовна, 1929 г.р.,  орниенко  сени€ ѕетровна, 1917 г.р.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї


Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.