Страница /object/news/44/

Духовные стихи в погребальном обряде станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края.



  1. Наименование объекта

Духовные стихи в погребальном обряде станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края

  1. Краткое название объекта

Духовные стихи станицы Попутной Отрадненского района Краснодарского края

  1. Краткое описание объекта

Приуроченность духовных стихов к обрядам похоронно-поминального комплекса достаточно распространенное явление на Кубани. Как правило, духовные стихи исполняются женщинами, приходящими вместе с читалкой, или самой читалкой. Чаще всего они исполняются в поминальные дни, реже у тела покойного.  Однако традиция исполнения духовных стихов в Отрадннском районе в наши дни почти утрачена. В станице Попутной  псальмы исполняет священник после завершения чина погребения, переходя к проповеди.

  1. Фотография объекта

Протоиерей Иоанн Жеботинский во время совершения чина погребения над усопшим. района Краснодарского края.


  1. ОНКН Категория
  2. II. Конфессиональные практики в народной культуре
  3. Неканонические богослужебные практики и обряды
  4. Этническая принадлежность

Русские

  1. Конфессиональная принадлежность

Православие

  1. Язык

Русский.

  1. Регион

Краснодарский край, Отрадненский район

  1. Ключевые слова

Отрадненский район, обряды жизненного цикла, похоронная обрядность, духовные стихи, конфессиональные практики.

  1. Полное описание

Духовные стихи в традиционной культуре восточных славян занимают особое положение. Черпая сюжеты из христианской духовной литературы, они связывают православную книжную культуру и народную устную традицию. На Кубани духовные стихи называют «псальмы». Традиция петь псальмы на похоронах и в поминальные дни закрепилась в ХХ веке. Женщин, исполняющих псальмы зовут «певчими». Как правило, ими руководит читалка – женщина, читающая Псалтырь об усопшем.

По мнению наших собеседников псальмы исполняют для того, чтобы дать возможность отдохнуть читалке, а также они создают и поддерживают соответствующий душевный настрой присутствующих. При этом собеседники не редко отмечают, что для покойного важно чтение молитв, поэтому в некоторых станицах над телом покойного духовные стихи не поют. В этом случае в контексте похоронно-поминального обряда их исполняют только на поминках за столом в поминальные дни. Исполнять могут любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих. В некоторых станицах может устанавливаться очередность или закрепленность исполнения конкретного стиха в зависимости от сюжета. Например, над умершей женщиной будут петь о том, как тяжело потерять мать. Есть стихи, специально приуроченные к сороковому дню в которых говорится о прохождении душою за сорок дней мытарств и предстоянии на частном суде перед Богом именно в этот день.

В станицах Отрадненского района традиция исполнения духовных стихов в целом утеряна. В материалах полевых исследований проводившихся в Отрадненском районе в 1996 году сведения об исполнении псальмов в контексте похоронно-поминального комплекса обряда отрывочны. Жительница станицы Удобной Анна Георгиевна Белоузко в ходе интервью рассказал о том, что они, старушки, на похоронах вслед за читалкой поют духовные стихи. Однако, сама она исполнять их отказалась. Другая собеседница из этой же станицы, Прасковья Гавриловна Котелевская, рассказывая, о частный поминках усопшего процитировала строки духовного стиха, не акцентируя внимание собирателя на источнике. «Поминают особенно сорок дней, пол года и год.

Сорок дней душа ходила,

Все заставочки прошла.

Господь определит».

Вера Гордеевна Кушенкина, в ходе запили интервью о похоронно-поминальной обрядности прочла «стишок», который «поют как тело лежит»:

Уш вы братья, мои, сестры,

Сожалейтесь на до мной.

Вы придите, посмотрите,

Жисть кончается моя.

Жисть кончается моя,

Господь чудо сотворил,

Слетел Ангел Божий с неба,

Душу с телом разлучил.

Лежит тело без дыханья,

Не может говорить.

Вы придите, братья, сестры,

Моё тело хоронить.

И тихонько и спокойно,

И с молитвой до могилы донесить.

До могилы донесите,

В могилу тихонько, спокойно

с молитвой святой опустить.

Загорнить святой землей.

Положите три поклона,

И пролейте слезы.

Где упадут ваши слезы,

Там вырастет трава.

Там я буду спочивати,

До всемирного суда.


Жительница станицы Попутной Надежда Павловна Чалая, в прошлом читавшая Псалтырь в память об усопших, так же вспоминает об исполнении пасльмов, записанных в тетради. Таким образом, несмотря на упоминания традиции исполнения духовных стихов восстановить прежний репертуар и приуроченность текстов в наши дни проблематично. Поэтому, исполнение их священником в день погребения тела усопшего не могло не привлечь внимания во время проведения плевых исследований 2018 году.

Протоиерей Иоан Жеботинский родился в 1947 году в станице Попутной, в православной семье. В юности получил образование техника-пчеловода и работал в качестве заведующего ПЧТФ в родной станице.  Рукоположен в сан священника в 1991 году. С этого года и до настоящего времени отец Иоанн является настоятелем храма Константина и Елены в станице Попутной. В ходе экспедиции 2018 года нам удалось присутствовать на отпевании, совершаемом отцом Иоанном Жеботинским. По окончании погребального богослужения, после три раза пропетого «Вечный покой» о. Иоанн начинает петь духовный стих:

Братья - сестры мои,

Не забывайте меня,

На молитве святой

Поминайте меня.

На молитве святой

Поминайте меня.


Братья-сестры мои,

Вы молите Творца,

Вы молите Творца,

Что б простил он меня.

Вы молите Творца,

Что б простил он меня.


А Господь милостив,

Он грехи всем простит,

А за вашу любовь,

Он меня наградит.

А за вашу любовь,

Он меня наградит.


А вы ж детки мои,

Не забывайте меня,

Вы могилку мою,

Посещайте всегда.

Вы могилку мою,

Посещайте всегда.


А могилка моя,

Глубока и темна,

Глубока и темна,

Вся травой заросла.

Глубока и темна,

Вся травой заросла.


Вы ж родные мои,

Там могилка моя,

Вы смотрите за ней,

Что б трава не росла.

Вы смотрите за ней,

Что б трава не росла.


А вы ж детки мои,

Не забудьте меня,

На могилке моей

Поминайте меня.

На могилке моей

Поминайте всегда. 

           

Духовный стих становится своеобразным переходом от богослужения к проповеди. Далее обращаясь к собравшимся о. Иоан цитирует другой достаточно известный другой духовный «Житейское море». «Это все земное, быстро как сон проходящее, но каждый человек должен думать и о своей душе. Ибо никто из нас не знает, что с нами случится завтра. Как говорится, Житейское море играет волнами, в нем радость и горе всегда перед нами.

И никто не ручится,

никто не узнает,

что завтра случится,

что завтра с ним станет.

Поэтому каждый из нас, мы не знаем, что с нами случится завтра. День прожили – слава Богу. А нас всегда Господь призывает, прийдите ко мне все труждающиеся, обремененные. Мы действительно труждающие и обремененные, но мы этого гласа Господа не слышим. Нам житейские дела, заботы, на первом плане».

О том, что священник после совершения чина погребения поет духовный стих знают не только в станице Попутной, но и в рядом расположенных населенных пунктах. Жительница села Гусаровского Наталья Валентиновна Измайлова: «А вот попутнинский батюшка когда отпевает, он поет песню там «Поминайте меня». Ой, тоже за душу так берет. Лучше не петь. Даже если придешь к чужому человеку, будешь рыдать так, как по своему, такая песня, очень душевная».

Отец Иоанн так же помнит женщин, которые исполняли духовные стихи, однако тогда он не запомнил тексты. Псальмы, которые он исполняет передала ему женщина из города Курганинска. Помимо выше приведенного текста в его репертуаре есть и другие: «Житейское море», «Крест тяжелый». Не включенные в ход погребального обряда, они, тем не менее служат дополнением к проповеди. 


Служебная информация

  1. Автор описания

Кузнецова Ирина Анатольевна, старший научный сотрудник Научно-Исследовательского центра Традиционной культуры Кубани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com

  1. Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.

  1. Год, собиратели: 1996, Олейникова Г., Горобец А., Румянцева Г.В., Капышкина С.Ю., Самарская А.; 2018, Кузнецова И.А., Багдасарян Н.
  2. Место фиксации: Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Попутная, село Гусаровское.
  3. Место хранения:

Архив научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.

  1. История выявления и фиксации объекта.

Выявление и фиксация обычаев и обрядов, связанных с погребением усопших Отрадненского района происходили в ходе комплексного исследования станиц Кубанской фольклорно-этнографической экспедицией 1996, 2018 годов.

  1. Библиография:

Кузнецова И.А. Тема смерти, посмертного определения и Страшного суда в современных духовных стихах, исполняемых на Кубани // Мир славян Северного Кавказа. Вып.5., Краснодар 2009. С.259-268.

 

 

 




На сайт