ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

ЧАСТНАЯ МОЛИТВА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖИТЕ-ЛЕЙ КУБАНСКИХ СТАНИЦ

1
Наименование объекта:
2. Частная молитва в традиционной культуре православных жителей Кубанских станиц
2
Краткое название объекта:
Частная молитва в традиционной культуре
3
Краткое описание:

Молитвенное общение с Богом – важнейшая сторона жизни христианина. Помимо общественных богослужений, возглавляемых священнослужителями, христианин обращается к Богу ежедневно в быту в самых разных ситуациях. Практика чтения молитвенных текстов вошла в традиционный уклад православных жителей кубанских станиц. Соблюдение молитвенного правила, количество и разнообразие текстов зависели и зависят от степени воцерковленности и грамотности членов семьи. В одной и той же ситуации, например, перед едой, в разных семьях могли быть прочитаны разные молитвы или словесные формулы. Этому способствовала традиционная форма передачи текстов.


4
Фотография для обложки объекта
5
ОНКН Категория:
II. Конфессиональные практики в народной культуре 1. Неканонические богослужебные практики и обряды
6
Конфессиональная принадлежность
Православие
7
Язык:
Русский.
8
Регион:
Краснодарский край, район
9
Ключевые слова:
обряды жизненного цикла, конфессиональные практики, молитвы, православие.
10
Полное описание:

Частная молитва – ритуал, установленный церковью, но исполнение его “домашнее”, т.е. вне общественного богослужения в церкви. Бытование норм и правил христианства в традиционной культуре далеко не всегда соответствовало требованиям Церкви. Соблюдение молитвенного правила, количество и разнообразие текстов зависели и зависят от степени воцерковленности и грамотности членов семьи. В одной и той же ситуации, например, перед едой, в разных семьях могли быть прочитаны разные молитвы или словесные формулы. Этому способствовала и форма передачи текстов.

По свидетельствам наших собеседниц приобщение к молитве и обучение происходило в кругу семьи. Тексты передавались устно. «Постановют нас родители и сами читают вслух, и мы за ними повторяем». Значительно реже упоминают о том, что молитвам учили в школе. Это объясняется не только годами рождения респондентов и атеистической идеологией в системе советского образования. К моменту определения в школу у ребенка уже складывались первоначальные навыки чтения молитв и отношение к ним. Молитвослов как источник текстов молитв практически не упоминается, но представление о подобных книгах присутствует. В качестве письменного источника выступают тетради, в которых помимо списков духовных стихов и заговоров находятся и молитвы. Источником была и служба в храме: перечисляя молитвы собеседники среди прочих упоминают тропари, исполняемые во время престольного праздника и молитвы, обращенные к святым, в честь которых освящен приходской храм.

Обязательным было чтение молитв утром, вечером и перед едой. Количество молитв и состав читающих зависели от традиций принятых в семье. Утром и вечером члены семьи могли молиться отдельно друг от друга в зависимости от того, кто когда встает и кто как управится с работой. Однако отмечается, что вечерние молитвы лучше читать в полночь: ”говорят у двенадцать часов самые врата раскрыты, самое хорошо да Бога доходит”. Молитвы читались “все какие знаешь“. Наиболее часто: “Отчую” и “Богородицу” (Богородице Дево, радуйся). Эти две молитвы выделяются респондентами как основные, их нужно знать обязательно. Кроме этих молитв называют: ”Верую”, “Царю небесный”, “Достойную”, “Присвятая Троица”. Помимо этого (или вместо) могут быть импровизированные обращения: “Вот я ложусь спать и говорю: “Дай мне Господи хорошего сна, упокой меня сном, чтоб я отдохнула, а ещё прошу Тебя Господи, встану с утра, что намечу я работать, помоги мне Господи, и дай мне, Господи здоровья. Потом утром встаю, прошу: Господи, ну я иду на роботу, помилуй меня Господь”

Непосредственно перед сном в разных семьях перекрещивали : постель и себя ; подушку ; окна и двери; четыре стороны света; рот . В это время могли произносить кратко: “Слава, Тебе, Господи.” или “Во имя Отца, и Сына,и Святого Духа, и ныне ,и присно, и во веки веков. Аминь.” В этих же ситуациях произносились и тексты не входящие в молитвословы. В ст. Григорополисской перекрещивая подушку произносят: “Ангел-хранитель, храни до полночи, Божия Матерь до скончания ночи.”, в ст. Расшиватской ...“Ангел мой, хранитель мой, сохрани моё сердце и закрепи. Враг сатана, откоснись от меня. На небе толстящий крест, на том кресту написано: Лука, Марка, Петро-Павла, Никита мученика, за Христа мучился, за нас Богу молится.”. Жительница ст. Калиненской перед сном перекрещивает окна и двери “вот двери хрестю: “Святый Спаситель, спаси, сохрани и помилуй. Господь на дверях, Матерь божия на пороге, аминь”, в ст. Мингрельской, перекрещивая четыре стороны света говорят: “Огонь погас, Господь до нас, Пресвятая Богородица спаси нас.”

Перед едой молитву произносил тот, кто в данный момент был старший в семье либо каждый “при себе”, не вслух. Перед тем как сесть за стол чаще читалось: “Отче наш” Могли произносить кратко: “Святой Господи, благослови” или «Госпади памилуй, Госпади памилуй, Госпади памилуй и благослови, благослави, Госпади на пищу», либо ограничиваться перекрещиванием себя. После еды: “Спаси, Христос”, “Во имя Отца и сына и Святого Духа и ныне иприсно и во веки веков. Аминь.” ”Спасибо Богу, Матери Божей, усим святым, за хлиб, за силь, за дар Божий

В течение дня неоднократно просили у Бога помощи и благословления. Во время приготовления хлеба: “Господи, помоги мне испечь хороший хлеб”, когда доят корову: “Господи, благослови”, перед пахотой: “Господи, благослови начать работу”, перед посадкой: “Зароди, Господи, и слепым, и нищим, и нам и всем”. При выгоне коровы на выпас её крестили со словами: “Крестом крестю, крестом ограждю, крестом врага отганяю.” Побудительным мотивом для чтения молитв может быть и душевное состояние: “Страсть меня возьмёт какая, пойду, начинаю какие молитвы какие знаю (читать)

Призывали Бога при выходе со двора, стараясь оградить себя от непредвиденных обстоятельств. В этой ситуации могли произносить и простые пожелания :“Ну, иде с Богом, хай тебя Господь хранит”, и более сложные тексты: “Огради мене Господи, силою чесного животворящего креста, спаси мени, Господи, от всякого зла”, “Господи, я в пути, Господь у меня в переди, два ангела по бокам, один позади.Господь меня сбереги.” ; “Господи, я в путь иду, Тебя с собой зову. Ангел вылетай, дорожку мне очищай, а Мать Божия меня спасай.” У одной из жительниц ст. Кардоникской молитва, которую читают перед выходом, написана на внутренней стороне калитки. Читают её при выходе на улицу: ”Отрицаюсь тебе, сатана, гордыней твоей и служений тебе и сочетаюсь Тебе Христове, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.”.

Респонденты отмечают особую силу молитв “Да воскреснет Бог” и “Живые помощи” (псалом 90) “Есть дорогие молитвы - “Живые помощи”, “Да воскеснет Бог”. Это ото всего.” На память их знают редко, тексты бытуют в списках., так переписанный псалом “Живый в помощи Вышняго...” давали уходящему в дальнюю дорогу или на службу.

Необходимость чтения молитв и их помощь нашими собеседниками не ставится под сомнение. Свои рассуждения они подкрепляют бытовыми историями из собственной жизни. Так одному из респонденов “зашло в голову” повеситься от тяжелой жизни: “бесы толкали”. Старая женщина подсказала, что нужно носить крест и читать “Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь” - “как отвадили”. При этом подчеркивается, что молится надо искренно, с верой., “Только будешь молиться, душой не криви. Вот молись, и молись, и молись, и отмолишь грехи”. “Только моляца в тайне, шоб никго не знал, и Господь будет принимать в тайне, а не так шо выйдешь там и “ля-ля. ля” шо я молюсь Богу.” Уклонение от чтения молитв воспринимается как грех.

В быту станичники обходились не большим количеством тексов молитв. Этому находят и свое объяснение: “Господь сказал: “Я многословия не люблю, то есть и не хочу. Ты адну молитву знай “Отче наш”, в ней всё сказано”. “А много слов тоже плохо.На душе совсем другое, когда скажешь два-три слова, но ани так идут от души, такие они полезные

Несмотря на то, что во многих станицах открылись приходы и появилась православная литература, в т.ч. и молитвословы, продолжают бытовать народные молитвы. Это не случайно т.к. чтение молитв вошло в сферу устной традиции. Принятие текста молитвы от верующего человека уже является гарантией ее правильности, и наши собеседницы не находят нужным соотносить текст с письменным источником.


Служебная информация

Автор описания:
Кузнецова Ирина Анатольевна, старший научный сотрудник Научно-Исследовательского центра Традиционной культуры Кубани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com
Экспедиция:
Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция научно-исследовательского цен-тра традиционной культуры Кубани.
Год, собиратели:
1998, 1999, 2000, Кузнецова И.А.
Место фиксации:
Краснодарский край: Калиненский р-н, ст. Калиненская, ст Старовеличковская; Абинский р.н, ст Мингрельская, Успенский р.н, ст. Убеженская, Тбилисский р-н, ст. Тбилсская, Кавказский р.н ст.Дмитриевская; Ставропольский край: Новоалек-сандровский р-н: ст. Григорополисская, ст.Расшеватская, Шпаковский р-н, ст Сен-гилеевская; Карачаево-черкесская республика: Зеленчукский р-н: ст Сторожевая, ст Кардоникская, ст. Зеленчукская.
Место хранения:
Архив научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани.
История выявления и фиксация объекта
Выявление и фиксация обычаев чтения молитв происходило в ходе комплексного ис-следования станиц бывшей территории Кубанского казачьего войска, ныне входящие в состав Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики Кубанской фоль-клорно-этнографической экспедиций 1998, 1999, 2000 годов.
Библиография

Кузнецова И.А. Традиции домашнего Богослужения православных жителей кубанских станиц (вторая половина XIX – XX в.) [Текст] / И.А. Кузнецова // Мир славян Северного Кавказа / Центр славян. исслед. Кубан. гос. ун-та. – Краснодар, 2007. – Вып. 3. – С. 315–329.