Для традиций кубанских зимнесвяточных поздравлений характерно исполнение колядок с православными сюжетами. Наряду с широкоизвестными в фольклорно-этнографических материалам представлены и редкие сюжеты, распространенные локально. Так, в Отрадненском районе Краснодарского края имел распространение колядный сюжет о трех святых – Иисусе Христе, Иоанне Крестителе и Деве Марии, – лежащих в гробах в храме. Сюжет и напев колядки представлен в традиции в вариантах.
Для традиций кубанского колядования и щедрования характерно исполнение зимнесвяточных поздравительных музыкально-поэтических композиций с разнообразными сюжетами. Как правило, их подразделяют на две группы соответственно предполагаемому времени сложения. Ранние (вероятнее всего, дохристианские) сюжеты, отражают, в основном, продуцирующие концепты и мотивы. Более поздние (т.н. христианизированные) сюжеты с православным содержанием, осмысляют образы и содержание Библии [1]. Анализ опубликованных и полевых фольклорно-этнографических материалов свидетельствует о высокой степени характерности для кубанской фольклорной традиции сюжетов с православной тематикой.
Поздравительные композиции с православной тематикой распространены на всей территории бывшей Кубанской области, но среди них выделяются тексты, сюжеты которых имеют 1) широкий ареал бытования, 2) локальное или даже точечное распространение. К распространённым сюжетам зимнесвяточных поздравительных песен в традиционной культуре Кубани можно отнести колядки о рождении Иисуса Христа («Дева Мария по саду ходила, / По саду ходила, Сына спородила»; «Ой, дывное нарождення Божого Сына») страстях и крестных мучениях Иисуса Христа («Жидивский край засмутывся»), приходе трех праздников зимних святок и ряд других. Также в традиционном репертуаре широко распространены сюжеты щедровок «Ой, як сив Сус Христос», «Ой в Ирусалиме рано зазвонили» – об имянаречении Христа («Да как на речки, да на Ирдани»), они имеют характерный рефрен «Щедрай вечир, добрай вечир / Добрым людям на здоровье». Эти композиции довольно хорошо известны, представлены в репертуаре многих фольклорных коллективов. В меньшей степени выявлены и описаны локально распространенные зимнесвяточные поздравительные сюжеты на православную тематику. Один из них бытовал в Отрадненском районе Краснодарского края.
В целом ряде населенных пунктов Отрадненского района (ст. Удобная, Надежная, Передовая, хут. Ильич Передовского с/п) имел распространение колядный сюжет о трех святых – Иисусе Христе, Иоанне Крестителе и Деве Марии, – лежащих в гробах в храме. Поздравительные песни с этим сюжетом имеют разные зачины: «А в бору, в бору манахи поють», либо «На Сиянскай гаре кряжи кряжуют». Сюжет представлен в версиях, но в целом его композиция устойчива, она состоит из нескольких сегментов.
Мотив строительства церкви: «На Сиянскай гаре кряжи кряжуют, церкву делают» / (ст. Передовая, хут . Ильич), которое видит Дева Мария, поднимающаяся на Сиянскую гору (холм, расположенный в Иерусалиме): «Ишла Дева, шла Марыя на Сиянску гару».
Описание окон и дверей церкви: «Церву делают с трёмы двирямы, с трёмы (реже четырёмы) вокнамы», в которые соответственно заходят солнце, месяц и влетает ангел.
Описание установленных в храме трех гробов с тремя святыми: Как ва ентай ва церкви три гроба стаить, / Три гроба стаить, тры святых лижить. В первом лежит Иисус Христос, во втором Иван-Креститель, в третьем Дева Мария.
Обозначение действий, которые производятся над святыми: над Христом читают книги, над Иваном-Крестителем пылают свечи – они меняются местами в вариантах сюжета ввиду различной сохранности сюжета в памяти исполнителей. Однако во всех пяти вариантах исполнения над Девой Марией расцветает роза – это действие не меняется и даже является окончанием поэтического текста в двух вариантах исполнения музыкально-поэтического текста в ст. Передовая (А/к 1224, 1216).
Два варианта записи в х. Ильич (А/к 1227,1228) и один в ст. Передовой (А/к 1226) имеют заключительный сегмент: «Как ис-пад ентай ис-пад розы да вылитил птах, / Вылитил птах да й палител на нибиса. / Все нибиса растварылися, / Все святые пакланылися».
Структура поэтического текста стабильна в большинстве версий: она строфическая с рефреном «Аллилуйя, аллилуйя», который является первой третьей слоговой группой в двухстишной строфе, КЕ= ab/r1r2b
На Сиянскай гаре кряжи кряжуют,
Аллилуйя, аллилуйя, кряжи кряжуют.
В станице Надежной зафиксирован вариант формы поэтического текста КЕ= AR и рефрена:
А в бару, в бару манахи пают(и),
Сла(я)вин(ы) Гасподь и на неби, на зим(ы)ле и на нибисах.
Стих и музыкально-ритмическая организация напева колядки цезурированного типа, формула стиха 57 + 5; r= 4 + 4:
Cлоговая музыкально-ритмическая форма:
Общей тенденцией, проявляющей себя в разных вариантах исполнения, является присутствие фигур пунктирного ритма в цезурированных формулах, не меняющих в целом конфигурацию оборотов:
В варианте, записанном в ст. Передовой от Соколовой Е.Д. (1914 г.р.), она проявляется следующим образом:
Варианты этой редкой колядки записаны в фольклорно-этнографических экспедициях как в двухголосном ансамблевом, так и в сольном исполнениях.
Хут. Ильич Предовского с/п
Отрадненского района
На Сиянскай га(я)рэ кряжи кряжують.
Аллилуйя, аллилуйя, кряжи кряжують.
Кряжи кряжують, церкву делають.
Аллилуйя, аллилуйя, церкву делають.
Как сделали церкву с трёмы дверямы.
Аллилуйя, аллилуйя, с трёмы дверямы.
С трёмы двирямы, с четырёмы вокнамы
А как ва етай да ва церкви тры гроба стаить.
Тры гроба стаить и да трое святых лижить.
Да ва первам да ва гробе Сус Христос лижить.
Да ва другам(ы) да ва гробе Иван(ы) Крыститель.
А ва трэтим да й ва гробе Дева Марыя.
Да над Исусом да Христосом свечи палыють.
А над Иванам да Крыстителем книги читають.
А над Девай да й Марыей роза расцвела.
Как с(ы)-пад ентай да с(ы)-пад розы да и вылитил птах.
Да й вылитил птах, да й палител на нибиса.
Все нибиса, все нибиса растварилися.
Все святые, все святые прык(ы)кланилися.
Бондарь, Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества/ Кубан. гос. ун-т., научно-исследоват. центр традиц. культуры, Кубан. казачий хор, Кубан. казачье войско, нотация текстов С. А. Жиганова – 2-е изд., испр. / Н.И. Бондарь. – Краснодар: Традиция, 2012. – 376 с.
Борисова О.Г. Кубанские говоры: Материалы к словарю. / Кубанский государственный университет. / О.Г. Борисова. – Краснодар, 2005. – 252 с.
Гиппиус, Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. – Л., 1980.
Енговатова, М. А., Ефименкова Б. Б. Звуковысотная организация русских народных песен // Звуковысотное строение народных мелодий. Материалы научной конференции. – М., 1991. – С. 49–88.
Ефименкова, Б. Б. Ритмика русских народных песен – учебное пособие / Б. Б. Ефименкова – Москва: издательство МГИК. – 1993. – 152 с.
Жиганова, С.А. Музыкальный фольклор: Кубанское казачество // Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.2 / С.А. Жиганова – Москва – Краснодар, 2005. – 439 с.
Жиганова, С.А. Черноморский комплекс свадебных музыкальных текстов кубанских казаков: особенности ритмической организации / С.А. Жиганова. // НИ Кубань-Украина: Вопросы историко-культурного взаимодействия. Краснодар – 2007г. – Вып.2 – С. 155-160
История, этнография, фольклор Кубани. Т. 3. Усть-Лабинский р-н (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции) / М-во культуры Краснодар.края, Научн-исслед. центр традицион. культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; научн. ред., сост. Н.И. Бондарь, А.И. Зудин. – Ижевск: ООО Принт-2, 2018. – 368 с.: ил., CD-прил.
Ткаченко, П. И. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. – 2-е издание. / П.И. Ткаченко. – Краснодар, 2008. – 288с.