Крещение / Хрещение / Иван Креститель (19 января) завершал святочный цикл.
Крещению предшествовала голодная / бедная кутя (18 января).
18-19 января ещё действовали святочные запреты на определённые виды работ: нельзя было прясть и ткать, чистить дымоходы.
К голодной кутье готовили специальные блюда: кутю (из пшеницы, ячменя, кукурузы), озвар / узвар. До трапезы кутья и озвар стояли на сене в святом углу.
Во время первого освящения воды (18 января вечером) в некоторых семьях пекли специальный пирог для домашних животных - скотскай пирог. Имел он четырёхугольную форму, а начинкой служила кутья, капуста, фрукты из озвара.
Поскольку 18-го января был ещё пост, то до освящения воды вообще ничего не ели, а разговлялись освящённой водой и постным. «На Крещение уже ели и мясное».
Первое водосвятие могло проходить в церкви: шли к вечерне и несли с собой воду. Во время освящения прихожане становились кругом, вокруг храма. После освящения несли воду домой.
С появлением первой звезды разговлялись (ужинали, вечеряли). К столу пригласить Мороза. Мороза кликали: "Мороз, Мороз, иди к нам вечеряты. Да не морозь... " (Надёжная).
На столе был отдельный прибор для родителей: "чтобы наши родители кушали" (Передовая).
В процессе трапезы «выпровожали» голодную кутью. Стреляли, дети и взрослые каталкой для раскатывания теста «стучали аб варата» (Удобная).
В ст. Удобной первое водосвятие проходило «на Родниках». Хотя на Крещение «вода сутки скрозь свящённая», но именно вода с родников особо почиталась и ценилась. Родниковой крещенской водой окропляли дом и хозяйство. В начале кропили / брыскали в хате: в святой угол, потом назад, затем вправо, влево («как крестишься»).
Затем окропляли домашнюю живность - коров, лошадей, свиней, птицу – «от всякого нападения».
Во время окропления «каждой худобине» давали по кусочку скотскаго пирога / хлеба.
Остатки воды выливали в колодец, а веничек, которым кропили (из сена из-под кути), отдавали корове.
Воду с родников хранили в течение года, используя по мере необходимости.
Второе водосвятие проходило на Ордане / Ирдане / Ердани. На рассвете народ собирался в определённых местах на реках – Урупе, Тегинях. Людей собиралось много («людей море»), «и малЫх везли на бричках».
Место водоосвящения заранее обустраивали. Вырубалась ополонка в форме креста. Устанавливались стол (престол) изо льда, три (или один большой) креста. Ледяные кресты окрашивали в красный (свекольным квасом), синий (синькой), зелёный (зелёнкой) цвета. Или розовый, зелёный, жёлтый.
От церкви приходил батюшка (поп) и притч «со святостями и виконами». Батюшка нёс крест на голове. Иногда его вели под руки.
Во время освящения вод звучал псалм «На Иордани окрещается». Выпускали голубей с привязанными лентами. Присутствующие мужчины стреляли.
Во время освящения участники могли окунаться: «болящие», «от нечистой силы»; те, кто «наряжался на святки»; люди «другой веры» – баптисты.
Особо выделялась группы девушек, достигших брачного возраста. Нарядно одетые, в косы (до пояса) вплетены по три ленты, они были объектом смотрин и выбора невест для парней, находившихся здесь же (Надёжная).
Освящённую воду набирали из реки и со словами «Святая вода в двор, а вся нечисть со двора» несли домой.
Дома, проводился обряд окропления / освящения жилища, домочадцев, хозяйства, подворья.
Обряд мог проводить старший в семье мужчина: «Дедушка снимает шапку, наливает воды, берёт веничек из сена» и идёт окроплять.
Но обычно в обряде участвовали два человека, и мужчина, и женщина. Один окроплял, освящал (брызкав), а второй мелом (если не было мела, угольком из печи) ставил кресты, нес с собой угощение для домашней живности: специальный скотскай пирог или хлеб "с крестиком", пирожок. В ряде случаев, помимо хлеба-соли, несли с собой пшеницу, «святую воду». Угощали птицу, животных (кроме собаки).
Кресты ставили на окнах, дверях, воротах, везде («кресты скрозь»).
Щёточку / веничек из сена, которыми производилось окропление, отдавали коровке.
Основную часть принесённой воды смешивали: прошлогоднюю, вечернюю, утреннюю. Её хранили и использовали для лечения людей и животных.
После Крещения сено из-под кутьи отдавали коровам. Остатки кутьи, если они были, курам.
Сор, накопившийся за святки, выносили "на улицу" (дорогу), «чтобы куры в городи (огороде) не греблись».
Через три дня после Крещения спускали с потолка и заносили в хату пряхи, ткацкие станы и начинали шить и прясть.