ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

Крещенский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края

1
Наименование объекта:
Крещенский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края.
2
Краткое название объекта:
Крещенский обрядовый комплекс.
3
Краткое описание:
Крещенский комплекс замыкает зимне-святочного цикл праздников и обрядов. Временные границы комплекса – 18-19 января. Структура комплекса: голодная / бедная кутя, первое и второе водосвятия, ужин (вечеря), проводы кути, окропление / освящение жилища, подворья, хозяйства; снятия запретов.
4
Фотография для обложки объекта
5
ОНКН Категория:
1. Мифологические представления и верования 2. Обрядовый комплекс 2. 1. Календарные обряды 2. 1. 1. Зимние
6
Конфессиональная принадлежность
Православие
7
Язык:
Русский. Кубанский говор
8
Регион:
Российская федерация, Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Надёжная, Передовая, Малотенгинская.
9
Ключевые слова:
Отрадненский район, русские, кубанские казаки, мифологические представления и верования, календарные обряды
10
Полное описание:

Крещение / Хрещение / Иван Креститель (19 января) завершал святочный цикл.

Крещению предшествовала голодная / бедная кутя (18 января).

18-19 января ещё действовали святочные запреты на определённые виды работ: нельзя было прясть и ткать, чистить дымоходы.

К голодной кутье готовили специальные блюда: кутю (из пшеницы, ячменя, кукурузы), озвар / узвар. До трапезы кутья и озвар стояли на сене в святом углу.

Во время первого освящения воды (18 января вечером) в некоторых семьях пекли специальный пирог для домашних животных - скотскай пирог. Имел он четырёхугольную форму, а начинкой служила кутья, капуста, фрукты из озвара.

Поскольку 18-го января был ещё пост, то до освящения воды вообще ничего не ели, а разговлялись освящённой водой и постным. «На Крещение уже ели и мясное».

Первое водосвятие могло проходить в церкви: шли к вечерне и несли с собой воду. Во время освящения прихожане становились кругом, вокруг храма. После освящения несли воду домой.

С появлением первой звезды разговлялись (ужинали, вечеряли). К столу пригласить Мороза. Мороза кликали: "Мороз, Мороз, иди к нам вечеряты. Да не морозь... " (Надёжная).

На столе был отдельный прибор для родителей: "чтобы наши родители кушали" (Передовая).

В процессе трапезы «выпровожали» голодную кутью. Стреляли, дети и взрослые каталкой для раскатывания теста «стучали аб варата» (Удобная).

В ст. Удобной первое водосвятие проходило «на Родниках». Хотя на Крещение «вода сутки скрозь свящённая», но именно вода с родников особо почиталась и ценилась. Родниковой крещенской водой окропляли дом и хозяйство. В начале кропили / брыскали в хате: в святой угол, потом назад, затем вправо, влево («как крестишься»).

Затем окропляли домашнюю живность - коров, лошадей, свиней, птицу –  «от всякого нападения».

Во время окропления «каждой худобине» давали по кусочку скотскаго пирога / хлеба.

Остатки воды выливали в колодец, а веничек, которым кропили (из сена из-под кути), отдавали корове.

Воду с родников хранили в течение года, используя по мере необходимости.

Второе водосвятие проходило на Ордане / Ирдане / Ердани. На рассвете народ собирался в определённых местах на реках  – Урупе, Тегинях. Людей собиралось много («людей море»), «и малЫх везли на бричках».

Место водоосвящения заранее обустраивали. Вырубалась ополонка в форме креста. Устанавливались стол (престол) изо льда, три (или один большой) креста. Ледяные кресты окрашивали в красный (свекольным квасом), синий (синькой), зелёный (зелёнкой) цвета. Или розовый, зелёный, жёлтый.

От церкви приходил батюшка (поп) и притч «со святостями и виконами». Батюшка нёс крест на голове. Иногда его вели под руки.

Во время освящения вод звучал псалм «На Иордани окрещается». Выпускали голубей с привязанными лентами. Присутствующие мужчины стреляли.

Во время освящения участники могли окунаться: «болящие», «от нечистой силы»; те, кто «наряжался на святки»; люди «другой веры» – баптисты.

Особо выделялась группы девушек, достигших брачного возраста. Нарядно одетые, в  косы (до пояса) вплетены по три ленты, они были объектом смотрин и выбора невест для парней, находившихся здесь же (Надёжная).

Освящённую воду набирали из реки и со словами «Святая вода в двор, а вся нечисть со двора» несли домой.

Дома, проводился обряд  окропления / освящения жилища, домочадцев, хозяйства, подворья.

Обряд мог проводить старший в семье мужчина: «Дедушка снимает шапку, наливает воды, берёт веничек из сена» и идёт окроплять.

Но обычно в обряде участвовали два человека, и мужчина, и женщина. Один окроплял, освящал (брызкав), а второй мелом (если не было мела, угольком из печи) ставил кресты, нес с собой угощение для домашней живности: специальный скотскай пирог или хлеб "с крестиком", пирожок. В ряде случаев, помимо хлеба-соли, несли с собой пшеницу, «святую воду». Угощали птицу, животных (кроме собаки).

Кресты ставили на окнах, дверях, воротах, везде («кресты скрозь»).

Щёточку / веничек из сена, которыми производилось окропление, отдавали коровке.

Основную часть принесённой воды смешивали: прошлогоднюю, вечернюю, утреннюю. Её хранили и использовали для лечения людей и животных.

После Крещения сено из-под кутьи отдавали коровам. Остатки кутьи, если они были, курам. 

Сор, накопившийся за святки, выносили "на улицу" (дорогу), «чтобы куры в городи (огороде) не греблись».

Через три дня после Крещения спускали с потолка и заносили в хату пряхи, ткацкие станы и начинали шить и прясть.



Служебная информация

Автор описания:
Бондарь Николай Иванович (кин, профессор, зав. Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»). slavika1@rambler.ru
Экспедиция:
ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани
Год, собиратели:
1996 – Бондарь Н. И., Воронин В. В., Капышкина С. Ю., Сикалов А. В., Чубова Е. И.
Место фиксации:
Краснодарский край, Отрадненский район.
Место хранения:
Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; коллекция АК №№ 1082, 1089, 1091, 1127, 1137, 1147, 1184, 1197, 1203, 1208, 1211, 1228.
История выявления и фиксация объекта
Записи проводились во время Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996 года.