Онлайн-магазин История СМИ о нас Контакты
Афиша Состав Гастроли Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Документы и отчеты
Версия для слабовидящих
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Купить билеты онлайн
Купальский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края

Возврат к списку

Наименование объекта:

Купальский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края


Краткое название объекта:

Купальский обрядовый комплекс


Краткое описание:

Ивана Купала / Купайло – летний праздник (24 июня / 7 июля). В отрадненской купальской обрядности наиболее устойчивыми и значимыми ею символами и признаками являлись веночный ритуал, купальские костры и цветок папоротника.




Фотография для обложки объекта


ОНКН Категория:

1. Мифологические представления и верования 2. Обрядовый комплекс 2. 1. Календарные обряды 2. 1. 3. Летние


Конфессиональная принадлежность

Православные


Язык:

Русский. Южнорусский (кубанский говор)


Регион:

Российская федерация, Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Надёжная, Передовая, Малотенгинская.


Ключевые слова:

Отрадненский район, Краснодарский край, русские, мифологические представления и верования, календарные обряды


Полное описание:

Иван Купала / Купайло отмечали 24 июня / 7 июля. В Отрадненской купальской традиции наиболее устойчивыми её признаками были веночный ритуал, купальские костры и представления о папоротнике.

Веночный ритуал начинался накануне, под Ивана Купала: «Идём с поля, рвём цветы, плетём венки» (Надёжная); «Накануне завивали венки» (Удобная). Плетение / завивание венков и последующие гадания на речке могли проходить на фоне песни «Ой, на лугу было, на лужочку, ой, да на крутому бережочку» (Надёжная, Удобная). Венки плели из полевых цветов. В ст. Передовой – из крапивы. На них могли гадать о замужестве, в какую сторону оно предстоит, «куда поплывет». А также на более серьёзные темы: «Венки в Уруп бросали. Чей утонет, тот от воды погибнет» (Удобная). Иногда подчеркивали, что бросать венки в воду надо через плечо, т. е. повернувшись спиной к реке. Также венки надевали на голову, посещали в таком виде гулянья, пели, прыгали через костер. Утром следующего дня, как правило, венки относили на капусту, чтобы головки большие уродились, чтобы капусту «черви не ели»

Вечером у дворов, на перекрёстках, у речек разводили костёр. Инициативной стороной этого ритуала, как и веночного, являлись девушки. Через огонь «сигали» / прыгали или только представительницы женского пола, или и девушки, и юноши. Сигание сопровождалось припевками: «Купался Иван, доведётся и нам» (Малотенгинская); «Ивана Купала, винок завивала. Винок завивала и в рэчку бросала»; «Ивана Купала, сама в воду упала» (Удобная); «Ивана Купала, девка в воду упала»; «На Пытра хлиб пыкла, на Ивана выбырала» (Передовая). 

Традиция разводить костры в ночь на купальский день была неповсеместной. В случае ее отсутствия, как, например, в ст. Надёжной, праздник разворачивался по другому плану. К возвратившимся с цветами и в венках девушкам присоединялись парни. Начинались танцы (барыня, краковяк) и подвижные игры (в дука, у чижика («за чижиком ходить»), у платочка и др.). Из них наиболее интересны те, которые имели словесное или даже песенное сопровождение: «каравай», «Две летело птички». Последняя из них – круговая игра. В образовавшийся круг входила пара, юноша и девушка. Они прохаживались и в какой-то мере обыгрывали содержание песенки, которую исполняла образовавшая круг молодежь: 

«Две летело птички, ростом невелички.

Тут лето, там зима, чернобровая моя.

Как они летели, все люди глядели.

Тут лето, там зима, чернобровая моя.

Как они садились, сладко целувались.

Тут лето, там зима, чернобровая моя.

Как они вставали, горько расставались

Тут лето, там зима, чернобровая моя» (Надёжная).

С днем Ивана Купалы связаны представления и знания о чудесном, волшебном цветке папоротника: «На Ивана Купайла надо папоротник подсиживать (выслеживать)» (Малотенгинская). Цветет он в полночь «у лесе», и считается лекарственным. Из-за этого за ним охотятся колдуны (Удобная). Папоротник цветет всего лишь час или два. Но не каждый может увидеть его цвет. Якобы цветет он белым, «как горошек». Во время его цветения буйствует нечисть. Поэтому решившийся на это должен для защиты и обеспечения успеха читать молитвы или Евангелие. Человек, нашедший и сорвавший этот цветок, мог стать колдуном, узнавать мысли других людей.

Знания и представления о папоротнике к концу XX в. сохранились в виде таких жанров как устный рассказ ("старшие рассказывали") и былички. Пересказ одного из популярных в линейных станицах сюжета. Когда в полночь сидят у папоротника, ждут появления цветка, читают молитвы. В это время нечисть старается помешать этому: "Нечистаи скачут на лошадях, тачанки наезжают. Многие, большинство не выдерживали". Найденный цветок папоротника надо держать / носить в обуви или одежде.

У одного человека пропала корова. В ночь на Ивана Купалу он отправился её искать. Он и не видел, как ему в сапог упал цветок папоротника. Стал возвращаться, а за ним "такие багатыи люди. - Слушай, да у тибе сапоги такие порванаи. Мы дадим (тибе) лакаваи, красиваи. Дай нам (свои) сапоги. (Мужик) удивился. Дорют? - Господи, Исусе Христе, Сыне божий!". Только он произнёс это, и все исчезли. Сапоги остались. "Очень знатнай, багатай (он) стал" (Удобная).

В купальской обрядности в остаточном виде просматривается и культ воды: в веночном ритуале, в гаданиях с пусканием венков на воду (реку); в запрете купаться в этот праздник в реке (Малотенгинская); в мотиве купания, падения в воду в купальских припевках; в обычае массового обливания водой на Ивана Купалу, особенно в случае бездождия (Надёжная). Смысловую основу "классической" купальской обрядности образует оппозиция мужского и женского начал, которые проявляются на уровне мифологем огонь-вода, в песенных текстах, в ритуально-игровых формах, и т. п. В отрадненском варианте этого праздника по какой-то причине (возможно, это влияние на традицию временного фактора; возможно это один из вариантов её изначального состояния) представлена преимущественно женская линия / часть «текста». К концу XX в. все компоненты купальской обрядности находились в состоянии пассивного бытования.



Служебная информация

Автор описания:

Бондарь Николай Иванович (кин, профессор, зав. Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»). slavika1@rambler.ru

Экспедиция:

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

Год, собиратели:

1976 – Н.И. Бондарь, И.Н. Бойко, В.С. Якубчик 1996 – Н.И. Бондарь, С. А. Жиганова, С.Ю. Капышкина, Г.В. Румянцева, С.А. Сикалов, Л. Бобкова

Место фиксации:

Краснодарский край, Отрадненский район.

Место хранения:

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; коллекция АК №№ 1083, 1090, 1106, 1114, 1141, 1149, 1172, 1173, 1211.

История выявления и фиксация объекта

Записи проводились во время Кубанских фольклорно-этнографических экспедиций 1976 и 1996 годов.

Библиография

Возврат к списку

Партнеры