ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

МАТЕРИНСКИЙ И ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА

1
Наименование объекта:
Материнский и детский фольклор в традиционной народной культуре Темрюкского района Краснодарского края.
2
Краткое название объекта:
Материнский и детский фольклор Темрюкского района
3
Краткое описание:

Материнский и детский фольклор является частью традиционной культуры населения Темрюкского района. Эта часть культуры, которую создают взрослые для детей, и дети для себя. Например, колыбельные песни, потешки, чукыкалкы, гойдалки, - созданы взрослыми для детей. Заклички, считалки, создавались уже детьми. В целом, в фольклоре станиц Темрюкского района сохранились тексты детского и материнского фольклора, записанные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций, и которые представлены в описании как объект нематериального культурного наследия.

4
Фотография для обложки объекта
5
ОНКН Категория:
III. Народное исполнительство. 2. Вокальные жанры. 2.2 Музыкально-поэтические жанры жизненного цикла. 2.2.1 Материнский фольклор. 2.2.2. Детский фольклор
6
Конфессиональная принадлежность
Православие
7
Язык:
Русский, наречие – южнорусское
8
Регион:
Краснодарский край.
9
Ключевые слова:
Краснодарский край, Темрюкский район, дети, материнский фольклор, детский фольклор, колыбельные песни, чукалки, гойдалки, считалки, заклички
10
Полное описание:

Полевые фольклорно-этнографические записи по станицам Темрюкскго района Краснодарского края содержится богатый материал, связанный с материнским и детским фольклором. Это колыбельные, чукалки, потешки, считалки, заклички. Зафиксированные тексты, к сожалению, лишь часть большого пласта фольклора, так как в связи с разрушением всего комплекса традиционной культуры во второй половине ХХ века, данные жанры перешли из активного в пассивное бытование, в память носителей традиционной культуры.

Колыбельные, чукалки, гойдаоки, потешки – та часть народной культуры, которая окружает ребенка в самый ранний период его жизни, связанный с наибольшей психологической и физической уязвимостью, незащищенностью, беспомощностью малыша – от рождения до 2 – 3-летнего возраста.

Колыбельные – специальный термин. Этим песням респонденты давали особого обозначения: песенки, которые поют «колы колышуть» в люльке или колыске. Убаюкиванием ребенка и исполнением при этом колыбельных занимались обычно мамы, бабушки и няньки - старшие сестры.

Чукалки, гойдалки — этими терминами принято называть забавы взрослых с ребенком, которые сопровождаются различными движениями, хлопками и т.п.. Это приговорки, организующие эти забавы. Другой термин, используемый фольклористами, для данных текстов - «потешки». Чукыкалкы, гойдалки начинали приговаривать/припевать ребенку для развития его двигательных навыков, вестибулярного аппарата (при подкидывании на руках, качании на ноге). Это способствовало восприятию ребенком своего тела, как, например, при потешке «Сорока-ворона» (игра с ладошкой ребенка), «Куй, куй чабаток» (игра с пяточкой ребенка), «Ладушки-ладушки». Бытование такого текста как «Как у нашего Мэльки», обусловлено знакомством ребенка не только с социальной единицей семьей, но и со счетом (после произнесения ребенка просят посчитать — сколько членов в «нэвэлыкой симэйке»).

Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь). Заклички служили поводом к обращению к силам природы во время сильной засухи или длительного дождя: «Дождик-дождик припусти», «Дощику, дощику пэрэстань». Приговорки — тексты с обращением к животным, птицам, насекомым («Сонэчко, сонэчко» - обращение к божьей коровке).

Считалки. Согласно одному из словарных определений, считалки представляютсобой (рифмованные) произведения характера, с помощью избираются ее ведущие или участники. В считалке счет является ритмизующей основой правильность счета. Характерные черты считалки как жанра: 1) обилие числительных, 2) наличие «непонятных» слов, 3) чрезвычайно большая насыщенность именами существительными, творческой переработки считалок производят многочисленные переделки слов, перемещают слова в пределах фразы, меняют ударение и т.д.

Анализ материнских жанров в детской субкультуре населения Темрюкского района показывает их социализирующие механизмы. Важнейшими из них следует считать передача ребенку необходимой информации о мире, природе, обществе. Очевидна также задача эстетического развития ребенка посредством прослушивания им колыбельной поэзии и музыки.

По свидетельствам самих респондентов процесс передачи традиции, ввода ребенка в мир традиционной культуры, начинавшись с первых лет его жизни с колыбельных, еще долго базировался на наблюдениях, накапливании впечатлений. Главной особенностью такой преемственности была естественность условий восприятия элементов культуры, традиционного репертуара. Основная, существенная часть музыкальных впечатлений закладывалась в сознание ребенка в ходе самой жизни.

Колыбельные песни

 

Люли-люли,

Налитилы гули,

Тай силы на люли.

Стали думать и гадать,

Чим Ванечку годувать. (Выш3102)

 

А лю, лю, лю лю-ли,

Налэтилы гули,

Сталы думать

Вот чим Сашинку гудувать,

Чи сахарьком, чи метком,

Чи кашкою з молочком. (Выш3115)

 

Кото, кото, коточок,

Украв в дида клубочок,

Тай понис до дочичок.

О цэ ж вам и дочкы,

Клубкы на сорочкы,

Шобы голи ны ходылы,

Шоб вас люды нэ судылы. (Выш3115)

 

Баю, баю,

Ны ходы до нас бабай,

Ны ходы у сины,

А ходы у хату

Сашу колыхаты. (Выш3115)

 

Ходыв дид по гори,

Носыв сон у рукави,

Усим диткам продавал,

А Андрюхи так давал. (Выш3115)

 

Спи младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный,

В колыбель твою. (Выш3099)

 

Люли, люли, налытилы гули,

Та силы на люли.

Сталы люли колыхать,

Стал Юраша засыпать. (Выш3099)

 

Люлешки-люли,

Прилетели гули.

Сели на люли.

Стали думать и гадать,

Чем же Сашу забавлять.

Чи кашкою, чи борщом,

Чи по попке калачем. (Курч8)

 

Коточек, коточек,

Украл у бабы клубочек,

Тай побиг до Гали,

Положив на лаве.

Стала Галя котка быть,

Нельзя котя так робыть. (Выш3107)

 

Два кулыка чаечку любылы,

Воны еи ленту купылы,

Ото тебе чаечка за тое,

Шо на тэбэ рябое. (Выш3107)

 

Ой на горе зайчики трублять,

Шо мэнэ хлопци не люблять,

А купыть мэни ленту хорошу,

Я буду в ленте ходыты,

Будут менэ хлопци любыты. (Выш3107)

 

Потешки, гойдалки, чукыкалки/чукалки

Сорока-ворона,

На прыпичку сидила,

Диткам кажку варыла.

Тому дала,

И тому дала,

И тому дала.

А цёму ны дала.

Вин дров ны носыв,

Йисты ны варыв,

Его быть, быть, быть. (Выш3102)

 

Сорока-ворона,

На прыпэчку сыдила,

Диткам кашку варыла,

Цёму дала, и цёму дала,

Цёму нэ дала.

Цэй дров ны носыв,

Плыточку ны топыв,

Цёму ны дала. (Выш3099)

 

Сорока, сорока,

На пичи сидела,

Кашку варила,

Деток кормила.

Гаварла:

«Этому дам,

Этому дам,

Этом дам,

И этому дам.

А этаму не дам!

Он печку не топил,

Дрова ны рубыл,

Кашу ны варыл.

Ему не дам, он лентяй». (Курч8)

 

Гойда, гойда, гойдаша,

Дэ кобыла, там лоша.

Дэ кобыла, там лоша,

Там и грязна порося. (Курч8)

 

Гойда-гойда-гойдаша,

Дэ кобыла, там лоша. (Стар4)

 

Чук, чук,

Наловыв дид щук,

А бабуся карася,

Тай за боки взялася. (Курч8)

 

Чук, чук, чук,

Наловыв дид щук,

Баба рыпку пыкла,

Сковоритка тыкла,

Баба дида за боритку

Купы нову скаворитку. (Выш3115)

 

Куй, куй, чибиток,

Подай баба молоток.

Ны подасэ молотка,

Ны пидкую чобитка. (Курч8)

 

Куй, куй, чапиток,

Подай, баба малаток,

Не подасы малатка,

Ни питкую чобитка,

Пыш, пыш!. (Выш3115)

Коту-коту-коту,

Та сив на колоду,

Та жопою у воду. (Выш3115)

 

Ладушки, ладушки,

А дэ были,

У бабушки.

А шо йилы – кашку,

А шо пилы – бражку. (Выш3107)

 

Ладушки-ладуси,

Дэ жилы басуси,

Что ели – кашку,

Что пили – бражку.

[Укажешь:] «О полетели, на головку сели» (Зап3167)

 

Тры медведя, тры медведя,

Горох молотылы,

Два пивня, два пивня,

До млына носилы.

Одын мэлэ, одын нагортае,

А один на воротях на дудочке грае. (Выш3108)

 

Как у нашого Мэльки,

Нэвэлика симэйка,

Тико вин, та вона,

Та старый, та стара,

Та двэ хрысти на мыси,

Та дви ляльки в колыси,

Та дви няньки колышуть,

Та два парупка усатих,

Та дви дивки косатих. (Выш3115)

 

Считалки

 

Раз, два, тры, четыри

Вышли свыни на кватырю,

А за нымы старый дед,

Тому деду сорок лет,

Ой гоп, тай усэ,

Сыдор паску нысэ,

Сыдорыха порося похрыстосылыся.

(Выш3115)

 

Аники-баники,

Сука-данэ,

Абель - фабель,

До мэнэ.

Ики-пики-граматики,

Франц! (Курч8)

 

На золотом крыльце сидели,

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портный,

Кто ты будешь такой.(Стар4)

Заклички

 

Дождик-дождик припусти,

На бабыни капусты,

На дидовы дын,

Шоб нэ зъилы свыни. (Выш 3122)

 

Иды, иды дощщику,

Дамо тоби борщику.

Тоби каши, мэни борщ,

Шоб ны шов густый дощ. (Выш3102)

 

Дощику, дощику пэрэстань,

Мы пойидым на баштан.

Богу молыця, Хрысту поклоныця. (Выш3102)

 

Дождик, дождик прыпусты,

На бабыны капусты,

На дидови дыни,

Шоб скорий пойилы. (Стар4)

Приговорки

Сонэчко, сонэчко,

Открывай воротычко,

Бо татары йидуть,

Тоби зарижуть. (Выш3102)

 

Сонэчко, сонэчко,

Полэти на нэбко,

Там твои детки,

Кушают конхфеткы.

Там усим роздают,

А мэни ны дают. (Стар4)

 

Служебная информация

Автор описания:
Воронин Василий Владимирович, старший научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail: vninorov@yandex.ru. Тел: 8(960) 478-19-71
Экспедиция:
Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани
Год, собиратели:
2004 – Н.И. Бондарь, С.А.Жиганова, И.А.Кузнецова, В.В.Воронин И.А.Кузнецова, Пащенко В.П., П.В.Полева 2017 – В.В. Воронин
Место фиксации:
Краснодарский край, Темрюкский район, станицы Старотитаровская, Курчанская, Вышестеблиевская, Запорожская
Место хранения:
Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани
История выявления и фиксация объекта
Записи проводились во время Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции-2004, 2017г.: 2008г. (собиратели: Н.И. Бондарь; С.А.Жиганова; И.А.Кузнецова; В.В.Воронин, М.А.Лященко; Пащенко В.П.; П.В.Полева) 2017г. (собиратели: В.В.Воронин; И.А.Кузнецова)