В традиционной культуре Отрадненского района сформировался достаточно значимый блок народных медицинских знаний и представлений, связанный с детскими заболеваниями, такими как испуг, младенчески й/ младенский, сглаз, криксы / крикливцы, плиснявки, сухоты, грыжа и др. При обнаружении симптомов заболеваний обращались к знахаркам, однако некоторые знания передавались и практиковались на семейно-бытовом уровне.
Сглаз - наиболее распространенное заболевание, этиологию которого связывали с глазливым человеком. Его взгляд на ребенка или вербальная похвала могли привести к сглазу: «У маёй дочечки родился сынок, первый ничего, а второй родился, ему было пять месяцев, и она ш поехала в поликлинику. А тада оттуда идёть, колясочку катила, идёть навстречу бабка и спрашивает: “А кто у тибе, сын чи дочка?”. Она: “Мама, если б я знала, сказала, что дочка, обманула. А то гаворю – сын”. И как приехала дамой, и как закричал он. Да как закричал. Да она уже с им, да что только не делала. И куда она только не кидалась, и в больнице была, и никто не помог ей, пака не померло дитя. Вот так бабка съела дитя» (Малотенгинская). Симптомы заболевания: беспокойство, плач, бессонница, резкие изменения в настроении, отсутствие аппетита, снижение веса. В качестве оберега использовалась булавка, приколотая к одежде так, чтобы ее не было видно окружающим, или вывернутая одежда: «Чтоб не сглазили, одевали мы так - вывернули распашоночку и одели» (Малотенгинская). Также для защиты от сглаза мать на пороге умывала ребенка непочатой водой, читая «Отче Наш», а затем вытирала лицо подолом (Ильич), или такой вариант: «Вот умывала, посуду как помоить, и этой водой вот так крест-накрест, и все, и руки, все крестом, а потом этой же рубашкой подолом».
Со́нешники - заболевание, связанное с пищеварительной системой, симптомы: боли живота, расстройство желудка. Для лечения использовали окуривание: «На Успение на восходе солнца взять коровячий говняк, и на плетень». После того как высохнет – отрывать кусочек и подкуривать ребенка, когда кричит, не спит: «Возьмёшь, подпалишь, и штоб дым он нюхал» (Удобная). Больного могли напаивать цветом первого зацветшего подсолнуха. В сложных ситуациях шли к знахарям: «Вот колесо, колесо от брички, ну через колесо проливай воду, и этой водичкой напувай, и купать можно [нужна еще молитва, которую читает знахарка]» (Удобная).
Плиснявки / молочница - воспаление в ротовой области ребенка, сопровождающееся белым налетом. Для лечение мама могла использовать свою косу: «А плиснявки раньше лечили чем – у матери волос большой, волосом вытрет в ротику и все… У кого волосы длинные, волос наматывали и вытирали» (Удобная); «Волосом мама вытирала своим, и молочком грудным» (Удобная). В качестве лекарственного средства могли использовать мед.
Криксы - детское заболевание, связанное с нарушением сна. Симтомы: бессонница, плачь. Для лечения ребенка «носили под курей». Поздно вечером или в 12 ночи несли ребенка в курятник, где произносили молитву: «Носили под курей. Вечером, как куры сядут, так и несешь под курей: “Куры серые, куры белые, куры серебристые, куры золотистые, возьмить криксы сабе от ражденнава, крещенава, молитвенава (имя)”» (Малотенгинская); вариант молитвы: «Куры-курицы, родные сестрицы, вот вам сенца, а мне сонца» (Малотенгинская).
Заеды - заболевание ротовой полости — трещины в губах, ведущие к воспалительному процессу: «Заеды были у дитя, или слюнит дитя, тянется у него слюна, мы не носили в больницу, мы дома лечили. Вот понесёшь до свиньи. Свыня плохое не йисть, что мы едим, то и они… И вот несешь да корыта. Принесешь, и свыня йисть, и вот у нее за корыто падает. И ото пальчиком акуратнешко, вот брызги летят, и вот на палец и помажешь заеды» (Надежная).
Огник - заболевание, по описаниям соотносимое с герпесом на губах. В некоторых случаях огник и заеды имеют близкие симптомы и схожее лечение: «Эта вогник у ротику обрывает все. У моих детей было так. Нам сказали, вот как свиньи едять помои, а ты придешь да их, и возьми, вот с бороды бежит, вот пальчиком возьми и ребенку потри. Или на Тигине [реке] тряпки валяются – чугуны моють, кастрюли моють, эта раньше, так перепали эту тряпочку и этой залой мажь» (Малотенгинская). Возникновение огника чаще всего связывали с нарушением запрета плевать в огонь или рано зажигать огонь в доме: «Када ребенок маленький, никада не свети рано свет. Как нас учили, када за речкою засветился огонь – свети и ты, тада можно. Первой никада не свети свет… А етава нападаить вогник» (Нададёжная). Также могли использовать золу подсолнечника или метелки камыша: «По болотам камыш растет, и он выбрасывает метелочку, эту метелку срываешь, и тада эту метелку пэрэпалюешь вместе с маслом сливочным домашним. Перепалишь, перемешаешь, и этим мажешь» (Удобная).
Испуг / спуг. Симптомами заболевания являются различные формы страха (темноты, звуков, животных), бессонница, энурез. Лечение достаточно сложное, и чаще всего прибегали к помощи знахарок. Тем не менее, могли лечить и самостоятельно. Например, состригали волосы «навхрест», срезали ногти ребенка, измеряли суровой ниткой его рост и длину рук, а затем все это смешивали с воском. В дверном проеме с «глухой» стороны на уровне роста ребенка просверливали отверстие и затыкали его воском, а затем забивали осиновым колышком. После того, как ребенок перерастал это отверстие, заболевание проходило (Удобная).
Золотуха. Ребенка купали в воде с чередой («собачки»), и отпаивали ее отваром (Удобная).
Сухоты - заболевание, по симптомам соотносимое с детским рахитом. Ребенка купали в воде с отваром толстушки, собачек (череды) (Малотенгинская). Также больного ребенка могли «протянуть» между ветками дерева: «Вот найди клен, чтобы он был разветистый и туды протяни ребёночка, и пройдёт. Ночью пойди и протяни и все пеленочки оставь там» (Передовая).
Младенский / младенческий – заболевание, которое считали одним из наиболее опасных и которое респонденты соотносят с столбняком, эпилепсией, параличом: «Его всего корежит, и лицо на бок, и все на свете» (Удобная). Для лечения использовали свадебное венчальное платье / элемент одежды венчального костюма, которым накрывали ребенка при припадке: «Мало кто выживет. А то он и калекой останется… Венчальное че либо, женское, юбки, кохтачки, вот как заболеет его венчальным накрывають» (Передовая).
Зафиксированные и представленные способы лечения передавались на семейно-бытовом уровне из поколения в поколение, и лишь фрагментарно представляют весь комплекс народных медицинских знаний, что связано с постепенной утратой иррациональных знаний.