ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

Обряды и праздники второй половины лета Отрадненского района Краснодарского края

1
Наименование объекта:
Летний обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края
2
Краткое название объекта:
Летний обрядовый комплекс (вторая половина лета)
3
Краткое описание:

Праздники второй половины лета приходились на июль-август. Часть из них приходилась на мясоеды, часть на успенский пост. Все они в той или иной форме связаны с производственной, хозяйственной деятельностью человека и фенологическими наблюдениями и представлениями.


4
Фотография для обложки объекта
5
ОНКН Категория:
1. Мифологические представления и верования 2. Обряды и обрядовые комплексы 2. 1. Календарные обряды 2. 1. 3. Летние
6
Конфессиональная принадлежность
Православные
7
Язык:
Русский. Кубанский говор.
8
Регион:
Российская федерация, Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Надёжная, Малотенгинская, Передовая.
9
Ключевые слова:
Краснодарский край, Отрадненский район, русские, кубанские казаки, мифологические представления и верования
10
Полное описание:

После Ивана Купалы заканчивался Петровский пост / Петровки и следовал первый в восстановившемся мясоеде праздник – Пе́тра / (Пэ́тра) (День апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля). На Петра и Павла «варили вареники, разговлялись». Считалось, что «кукушка кричит до Петра». А дальше, перестаёт - «подавилась вареником» (Передовая). С праздником и кукушкой связана ещё одна примета - долгосрочный прогноз: «Если кукушка до Пе́тра кричит, зима будет холодная. А если (и) после Пе́тра, зима будет мокрая (грязь, дождь)» (Малотенгинская). Однако основное значение праздника в другом, в его связи с жнивами.

После Петра начиналась основная жатва, уборка хлебов, а на Петра проводили «зажинки» (некогда ритуал начала уборочных работ). Выезжали в степь на надел, «кто крестец сожнёт, кто снопа три. Сожнут, поставят и домой. А потом уже выезжают (на основную жатву. – Н. Б.)» (Надёжная). «На Пе́тра зажинают: сноп, два. А на Полупетра́ - баба неживая. (Косовица, тяжёлая работа)» (Надёжная).

На Петра, а следовательно, в связи с зажинками могли проводить обход полей «со святостями» (Передовая). Об устойчивой связи ап. Петра с жнивами / хлебами говорит и тот факт, что этот образ представлен в одной из отрадненских  колядок: «Да как у Коли на дваре стаят сталы дубавые.<...> Вакруг тех сталов святые сидять, у книги глидять.<...> Только нет там святого Петра, ево дома нема.<...> (Он) на пашнях сидить, жито стережоть.<...> Жито стережоть от тучи-грозы, от святой молнии <...>» (Малотенгинская).

Далее следовала череда так называемых грозовых праздников. В Отрадненском районе к ним относили Илью (День пророка Илии - 20 июля / 2 августа), Пантилиймона (День великомученика и целителя Пантелеймона - 27 июля / 9 августа), Смоленскую (День Смоленской иконы Божией Матери - 28 июля / 10 августа). Эти праздники обычно характеризовались как «грозные, карательные». Не случайно «на Пантилиймона и Смоленскую - большие грозы и ливни (бывают)» (Надежная). Отсюда устойчивое выражение, фиксировавшееся во многих населённых пунктах района, «Пришёл Илья, принёс гнилья» (Удобная, Передовая, и др.). Помимо запрета на работу, с этого дня переставали купаться в реках («купаться нельзя»). «Илья - грозный праздник, не купались». С этого дня менялась вода в открытых водоёмах: «в речке клапья зилёные плывуть» (Малотенгинская). Считалось, что «Илья в воду насцал» (Повсеместно). Согласно народной традиции, Илья имеет отношение к хозяйственной деятельности, особенно к своевременной уборке некоторых культур. Так, до Ильи необходимо было убрать лук. В противном случае он попреет, «уйдёт в землю». Надо выкопать буряки и морковь, иначе «жиловатые будут». К Илье старались завершить уборку хлеба («жнива канчаюцца»). С их окончанием связаны некоторые ритуалы. По окончанию жатвы (женщины) перекатывались по земле, при этом «что-то говорили», чтобы на следующий год был хороший урожай (Малотенгинская). С этой же целью оставляли несжатыми немного колосков («трошички оставляли»), кустик (Передовая, Удобная, Надёжная). Некоторые не просто оставляли несжатыми колосья, а в углу поля «завивали бороду» из колосьев вокруг куска хлеба (Удобная). Ритуал так и назывался – «оставить Илье на бородку».

Образ Ильи имеет и легендарно-мифологическое обоснование. В отрадненской традиции он - небожитель. У него одежда «жёлтого (золотого. - Н. Б.) цвета», «огромная, до пояса борода». Он ездит по небу в колеснице. «При ём аппаратура. Попадёт (молнией. - Н. Б.) у чё ему надо" (Удобная). А попасть ему надо, ни много ни мало, в своего врага, антихриста, изворотливого и коварного. Анна Гордеевна Кущенкина, 1908 г.р., из ст. Удобной так рассказывала об этой борьбе (Пересказ сюжета легенды о Илье). Идёшь по дороге. Неожиданно начинается гроза. «Чёрным словом заругаишься. От тут они и борются, Илья и антихрист». Между Ильёй и его противником происходит диалог. Антихрист поочерёдно говорит, что он спрячется под кручу, под корову, под дерево. А Илья каждый раз отвечает, что он его и там найдёт, достанет (Удобная). Следы этой борьбы - поражённые молнией деревья, животные, люди и т. д. А завершила она свой рассказ / легенду так: «Это сейчас всё (Бог, обычаи. – Н. Б.) затаптали и забыли» (Удобная).

Со Смоленской, «грозовым», «страшным праздником», в основном связаны запреты на работу: «никогда не работали и костры не жгли» (Надёжная). Причём запреты касались любого серьёзного дела, любой работы. Сохранилось и записано немало рассказов, примеров из жизни, о нарушении запретов и наказаниях, которые понесли нарушители. Если кто-то, несмотря на предупреждение, выезжал «жнива убирать», налетала гроза и сжигала «стайки» (сложенные снопы) (Малотенгинская). Если занимались скирдованием, перевозкой сена, сгорали копны, подводы (Над). Есть рассказы о гибели людей, рискнувших в этот день поехать по глину; о группе сватов, отправившихся на Смоленскую на сватовство и погибших от молнии: «всё сгорело в уголь» (Малотенгинская). Этот «страшный праздник» был известен и соседям казаков, адыгам. По мере его приближения они («азияты») начинали интересоваться, уточнять: «Када (будет) смали капна?»; «Када смали-пали?» (Передовая, Надёжная).

Завершался летний период календаря Успенским постом (1 / 14 августа - 14 / 27 августа) и праздниками Спас, Макавей, Успение и Постный Иван.

Макавей (День семи мучеников Маккавеев - 1 / 14 августа). С христианскими мучениками Маккавеями этот праздник народная традиция связывает чрезвычайно редко. Гораздо чаще его относят к Спасам: «Спасы - эта Макавей и Спас» (Передовая); «Спас адин. Нет два: Макавей и Спас» (Удобная). Такое смешение может объясняться тем, что на эту же дату, 1 / 14 августа, по церковному календарю («московскому») приходится 1-й Спас (и первый день Успенского поста). В основном же хрононим, название праздника объясняют тем, что в этот день обязательно освящали мак. Макавей действительно открывал Успенский пост (1 / 14 авг. - 14 / 27 авг.), который информанты иногда называли Спасовка: «Это пост с четырнадцатого по двадцать восьмое августа») (Надёжная). 

В этот день обязательно освящали мак. Помимо мака, но это уже относится к частным инициативам, освящали соль и «пшеничку» (пшеничные колоски). На этот праздник готовили пампушки с маком. Пампушки, пирожки с маком давали и больным (Малотенгинская, Надёжная и др.). Освящённые предметы применялись в народной медицине, охранительной магии. Освящённые колоски бабки использовали при лечении во́лоса (нарыва, образующегося на пальце) (Удобн1074). Маком посыпали во дворе («от всякого»), обсыпали кругом двор, хату, скотину («чтобы не портили») (Малотенгинская, Передовая). Мак активно применяли для защиты домашних животных (от ведьм, порчи). Корове просверливали рог и засыпали туда освящённый мак. Маком и солью посыпали пэрвисток / первотелок, телёночка и особенно «место» (послед). Эти действия часто сопровождались «молитвами», заговорами: «Ни собрать вам, злые люди, маку и не загубить вам, злые люди, красную / чёрную (масть. – Н. Б.) Семёнку (кличка. – Н. Б.)» (Малотенгинская, Удобная). Этим маком обсыпали корову «на Ягория», во время первого выгона в стадо (Удобная). После родительского благословения им обсыпали невесту; новорождённого после возвращения из церкви (как «похрэстять») (Передовая). Идя в суд, его зашивали в одежду (Удобная).

Спас (День происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, 1 / 14 августа). Помимо того, что праздники Макавей и Спас «наслаиваются» друг на друга, в традиционной культуре Отрадненского района у её носителей, наших информантов отсутствовало чёткое представление о количестве Спасов. В официальном церковном календаре их три (первый Спас, День происхождения честных древ Животворящего Креста Господня: 1/14 августа; второй Спас, Преображение Господне: 6 / 19 августа; третий Спас, День перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа: 16 / 29 августа).

В ходе полевых исследований по вопросу о количестве Спасов в году, августе месяце, мы столкнулись с большим разбросом мнений: Спас один (яблочный, медовый); Спаса два (первый медовый, второй - яблочный); два: Макавей и Спас. Нина Фёдоровна Харченко, 1929 г.р., из ст. Удобной изложила «свою», «классическую» трёхчленную систему Спасов. Вначале идёт «малый Спас"» (14 авг. по новому ст.). Затем второй Спас (Вероятно, имелось ввиду Преображение, 19 авг. по новому ст.). И, наконец, следовал «третий Спас / Общий, Большой Спас – Успенье» (Удобная). Причисление Успения к Спасам, вероятно, объясняется тем, что этот самостоятельный праздник отмечался накануне, за день до третьего Спаса, 15 / 28 августа. 

В этой подчас противоречивой мозаике фактов и мнений всё же просматриваются некие константы. Одна из них, то, что отмечался первый Спас. Он совмещался с Макавеем (1 / 14 авг.). На него освящали не только мак, но и мёд. «Плели кресты из (пшеничной. – Н. Б.) соломы. Мёд святили с этими крестами» (Удобная). Возможно, на этот Спас, его иногда называют медовым, было принято выносить на улицу стол с хлебом и мёдом и угощать прохожих. Такое угощение могли организовать прямо на пасеке. Стелили брезент, выставляли угощения и зазывали прохожих (Удобная). Хотя это могло происходить и на второй, самостоятельный, как праздник, Яблочный Спас. Тем более, что наши информанты нередко отмечали, что яблочный и медовый Спас - это названия одного и того же праздника, или косвенно: «мёд и яблоки святили в один день, на Спас»* (Передовая).

На Яблочный Спас (Преображение Господне, 6 / 19 авг.), освящали яблоки, груши. К этому дню готовили пироги, пирожки с яблоками. В русских печах сушили яблоки для узвара (Удобная). Яблоко - главный символ этого праздника. С ним связаны ограничения и запрет до освящения (до Яблочного Спаса) употреблять яблоки в пищу. Запрет мог носить избирательный характер. Он мог распространяться только на женщин (Малотенгинская) или только на женщин, «потерявших деток» (умерших при родах или до крещения), делавших аборты. Объяснения запрета повсеместно в целом однотипны - это обделение умерших, нанесение им обиды. Если выполнишь запрет, «тогда и мои родители на том свете съедят яблочко» (Малотенгинская), потерянные дети получат своё яблочко. И наоборот: «Гаворют, если мать исъисть (яблоко до Спаса. – Н. Б.), дитям там ни дадуть, на том свете (яблока. – Н. Б.)» (Удобная). Иногда информанты в своих рассказах об этом запрете ссылаются на сны. В них «тот свет», весёлые дети с яблоками, а их ребёнок грустный, с «агрызачком» яблока в руках. На вопрос матери об огрызке, он отвечает: «Ты ж маё яблочко съела» (Малотенгинская). На вопрос о том, придерживаются ли этого обычая сегодня (конец XX в.), собеседники обычно отвечали: «Эта старые-престарые держат закон, а маладёжь уже нет» (Удобная).

Спас (Спасы) - летний праздник, но с учётом близости осени и природно-климатических особенностей района вполне понятно и уместно присловье-напоминание (предупреждение), бытовавшее в этих местах: «Спас - бери вже рукавички на запас» (Передовая); «Спас - держи рукавички про запас» (Удобная).

На следующий день по окончанию Успенского поста в поселениях района отмечали Успение / Успенье (Успение Богородицы - 15 / 28 авг.). Праздник почитаем, а образ, которому он посвящён, уважаем. В станицах знают, что праздник этот в честь «Мамочки, Спасительницы, Богородицы» (Передовая). В ст. Надёжной поведали, что некогда утратили икону Успенской Божией Матери, а затем чудесным образом её обрели, и этот день стал почитаем (Надёжная). В селениях района знали о том, что Успение - это престольный праздник ст. Удобной, «похвала этой станицы» (Малотенгинская).

С Успенья начинался очередной отрезок мясоеда. Престольный праздник в ст. Удобной проходил при большом стечении гостей из ближних и дальних станиц и хуторов. Общество к празднику откармливало бугая, прихожане «сносились», организовывали складчину. После торжественной службы около церкви для станичников и гостей («прихожалых и приезжалых») «отдавали обед», устраивали коллективную трапезу. Поскольку это был уже август, "яблоки, арбузы, хлеб уже новые", а удобненцы были хлебосольными, то праздник, по словам информантов, получался богатым («богатый праздник»). Гости, собираясь в поездку в Удобную на престольный праздник, говорили: «Поедем бугая йисть» (Удобная). Дальних гостей, родственников после этого разбирали по семьям на ночёвку.

Летний цикл календаря номинально завершал праздник Иван Постный (День усекновения главы Иоанна Крестителя – 29 августа / 11 сентября). В этот день, несмотря на то, что шёл мясоед, не ели скоромного. Нельзя было ничего ни резать, ни рубить («ничего не делали ни ножом, ни топором»).

В народе имела хождение церковная легенда об отсечении в этот день головы Иоанну / Ивану Крестителю. В устной традиции, одна из версий, голову Иоанну отсекает Иуда (Надёжная, Передовая).

Служебная информация

Автор описания:
Бондарь Николай Иванович (кандидат исторических наук, профессор, зав. Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»). slavika1@rambler.ru
Экспедиция:
Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция, ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани
Год, собиратели:
1996 – Н.И. Бондарь, Е.И. Чубова, С.Ю. Капышкина, Г.В. Румянцева, О.В. Сонин, В.В. Воронин
Место фиксации:
Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Надёжная, Малотенгинская, Передовая.
Место хранения:
Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; коллекция АК №№ 1074, 1080, 1083, 1090, 1092, 1095, 1101, 1106, 1115, 1116, 1126, 1128, 1139, 1148, 1176, 1177, 1192, 1195, 1205, 1213, 1215, 1228 и др.
История выявления и фиксация объекта
Записи проводились во время Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996 г.