Рождественский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края.
Рождественский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края.
Рождественский комплекс Отрадненского района открывает зимне-святочный цикл праздников и обрядов. Часть обрядов и ритуалов этого комплекса совершалось в навечерие Рождества, 6-го января (на святки, богатую кутью): вечеря (и сопутствующие ей ритуалы); ношение кути / вечери; гадания / ворожба. Другая часть – на Рождество, 7-го января: христославление / рождествование; колядование.
1. Мифологические представления и верования 2. Обрядовый комплекс 2. 1. Календарные обряды 2. 1. 1. Зимние
Православие
Русский. Кубанский говор
Российская федерация, Краснодарский край, Отрадненский район.
Краснодарский край, кубанские казаки, рождественский обрядовый комплекс, вечеря (трапеза), гадания, христославление / рождествованье, колядование.
Рождественский комплекс занимает особое место в православном (церковном и народном) календаре. Он не только открывает годовой круг праздников и обрядов новолетия, но и является границей между постом и мясоедом.
6-го января заканчивается Филипповский пост (мест. терминология – Филипповки).
Пост – это не только регламентация в еде, не есть скоромное, но и регламентация быта. Разрешалась или даже предписывалась работа («запрядали все веретёна», ткали), но вводились запреты и ограничения на развлечения и игры (в марачки, ганка не играли), на курение, на близость между супругами, свадьбы.
С Рождества, 7-го января, начинался мясоед, но его начало приходилось на особый временной отрезок – святки. Рождество Христово и открывало святочный период.
Рождественские обряды и ритуалы начинались 6-го января. Вечер накануне праздника назывался святье, свят вечер, багатая кутя (кутья). (По другой информации – галодная кутя). 6-го готовили обязательные обрядовые блюда: кутю (кутью) и узвар. В отдельных семьях сохранялась традиция ещё и рождественской хлебной выпечки. Готовили карёженки («как улитка») и сакрестия (крестообразное печенье).
Кутья (кутя) – обрядовая каша, которую готовили из пшеницы или ячменя, кукурузной крупы, риса.
Узвар – обрядовый напиток из сухофруктов. Значимость узвара подчёркивается присловьем, «без узвару кутя вдова». Кутю и узвар ставили на сено. Сено, как правило, приносил «хозяин» (мужчина, глава семьи). Её помещали в святой угол («на покуть») или, реже, на стол. Перенос сопровождался присловьем. Одно из них: «Скок кутя, на покутя, а узвар на базар». В отдельных семьях соблюдалось правило, нельзя переносить кутю голой рукой, надо в рукавичках.
Главное событие святья – вечЕря, обрядовая трапеза. Она включала в себя ряд обязательных и необязательных ритуалов.
Участники вечери – члены семьи, в т.ч. дети; семейные, принесшие родителям кутю / вечерю.
Предполагалось присутствие (участие) «родителей» (усопших). Для них выставлялась чашечка кутьи, пирожок, ложка, которые оставались на столе до утра.
Во многих семьях вечерять приглашали мифологического персонажа – Мороза, Мороза Ивановича. Приглашал глава семьи, выйдя во двор, или через дверь, окно. Вербальная часть этого ритуала вариативна, но содержание неизменно – приходи кутью есть, но не морозь ни людей, ни посевы, ни живность.
В станицах района отмечен и ритуал «встречи» (проводов) кутьи: стрельба, стучание палками по воротам, калиткам.
Первыми обычно разговлялись (кутьёй, свячёной водой и узваром) родители, старшие. Однако, в некоторых семьях, первыми должны были разговляться «девчата», «чтобы котились овечки, были ягнята».
Рождественский стол был обильным и разнообразным. Помимо постных блюд, обязательными были свинина (поросёнок), колбасы, холодец, пирожки, борщ с мясом.
Чихнувшему в ходе вечери полагался подарок (жеребёнок, телёнок, ягнёнок).
По окончанию трапезы во многих семьях проводилось гадание на тему «жизнь-смерть». Кутью ели обычно из одной чашки. В конце вечери участники трапезы оставляли свои ложки в чашке из-под кутьи. Чашку сверху накрывали хлебом и оставляли до утра. Утром смотрели, чьи ложки перевернулись (к смерти) или остались в исходном положении (к жизни).
Остатки кутьи отдавали курам, хлеб – скотине, сено, после окропления, «коровкам и даже лошадям» («этаж гадавое свячёнае»).
Зафиксированы случаи гадания по рождественскому сену из-под кутьи, о масти скота в хозяйстве. В сене искали волосинку и по её цвету определяли какой масти животные будут «ко двору».
На свят вечер, 6-е января, приходится и ритуал ношения кути / вечери.
Ритуальные обходы совершали по преимуществу дети, в т. ч. взрослые (семейные) дети.
Кутя / вечеря включала в себя обрядовую кашу (кутю) и пирожки. Чашка с кутьёй и ложкой завязывались в платочек (узелок).
Вечерю носили родителям: крёстным («папашкам и мамашкам») и реальным (взрослые дети).
Отведав или забрав себе принесённую вечерю, хозяева пополняли или целиком заменяли её своей, благодарили и одаривали вечерника (принёсшего вечерю). Дары могли состоять из материала (на платье, рубашечку), элементов костюма, игрушек, сладостей, мелких денег.
В рождественский вечер, к полуночи, проводились гадания («ворожба»). Мантические ритуалы совершались как во внутреннем пространстве (жилище: печь, стол, постель), так и во внешнем (двор, баз, плетни, перекрёстки). Основные участники – девушки. Тематика – замужество. Выйдет – не выйдет замуж в новом году, направление замужества (в какую сторону); образ, имя, качества (состояние, занятия, характер) суженого.
Некоторые из тематических групп.
1. Выйдет – не выйдет замуж в наступившем году.
1.1. Ночью в хату заносили охапку дров. Считали. Чётное количество предвещало замужество.
1. 2. Набирали ведро воды, выходили на перекрёсток к людям, кто подойдёт. Если подходил мужчина – к сватам; женщина – сидеть в девках.
1. 3. С завязанными глазами вытаскивали предметы: кольцо, гребешок – к замужеству; лента – в девках сидеть.
2. Направление замужества.
2.1. Выходили и слушали, в какой стороне залает собака.
2. 2. Бросали обувь через крышу, печную трубу (в т. ч. с ноги, с глухой стены): обувь легла носком во двор - зять придёт жить в родительский дом (примак).
Так определяли не только направление, но и другие моменты, связанные с замужеством: башмак упал под плетень, забор – не жди сватов; у калитки – замужество за сапожника.
2. 3. Вместо обуви могли бросать через трубу веник. Направление ручки веника указывало направление замужества. Если веник падал в трубу это предвещало замужество за печника («неудачника»); веник падал («зависал») на крышу – муж будет хозяйственным; падал на то место, где рыл «хомяк» – к неудаче.
3. Для узнавания имени суженого применяли следующие способы.
3. 1. Когда варили кутью, набрав ложку, выходил на улицу и у первого встречного спрашивали его имя.
3. 2. Перед сном писали записки с именами. Утром, не глядя, доставали одну из них.
4. Качества будущего жениха, состояние, характер пытались предугадать по кольям.
4. 1. Считали колья в плетне. Системы счёта могли быть разными: 7-й, 10-й, 3 по 9 и т. п.
Кол оказывался гладкий, без коры – жених бедный; «шершавый», в коре – богатый; «похлыстанный», посечёный – муж будет драчливый, будет бить; ровный, гладкий – будет любить.
4. 2. Ночью в базу ловили и перевязывали овечку. Утром смотрели. Если шерстистая, «кучерявая», муж будет богатый и красивый.
4. 3. На столе расставляли зеркало, зерно, воду, деньги. Ловили и вносили петуха. Пускали и смотрели, к чему он подойдёт: к зеркалу (хвастун, «блядун»), к воде (пьяница), к зерну (хлебороб), к деньгам (торговец).
5. Образ жениха узнавали через сон или видение.
5. 1. Перед сном из кукурузных кочерыжек «клали колодец». Жених во сне придёт к этому колодцу.
5. 2. В печную «трубу кричали»: «Мария Угодница, пожалуста, назави мне, хто у мине будит жених». Или кричали петухом: «ку-ка-ре-ку». Заглядывали в печку – то, что привидится.
В целом состав (репертуар) гаданий достаточно обширен.
Главным событием собственно Рождества являлось рождествованье / христославление. Христосовать / рождествовать начинали рано, с 2-3, а то и с 12 часов рождественской ночи.
Первоначально участниками (исполнителями) обряда были только мужчины, юноши, мальчики. В последующем, со слов информантов, в рождествовании стали принимать участие девочки, девушки и даже, редкий случай, женщины. Причём женщины могли облачаться в мужскую одежду.
Христославильщики могли ходить со звездой, но не обязательно. В Отрадненском районе отмечено два варианта звезды. Основной, классический вариант – шести- или восьмиконечная звезда. В её основе, в центре обичайка от сита. Лучи делали из прутиков или щепок и обклеивали бумагой. В центр, в серёдку звезды, ставили иконку и свечу. Носили её на палке 1,5-2 метра высотой.
Второй вариант – звезда из кабака (тыквы).
В некоторых семьях христославильщиков, особенно первых, усаживали на порог, шубу и заставляли / просили кокотать, т. е. квокать как наседка. Мотивация – чтобы куры плодились. Участники обряда исполняли тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». Хозяева их благодарили и одаривали.
В Рождественский комплекс входит и обряд колядования.
Время его проведения – вечер, ночь. Вопрос о точной дате (вечер 6-го или вечер 7-го января) остаётся открытым. В одной и той же станице одни информаторы говорили о вечере накануне Рождества, другие – о вечере Рождества.
Колядование – ритуальный обход дворов селения с исполнением специальных, обрядовых песен – колядок.
Участники обряда – дети, девушки, женщины. В отдельных случаях в состав компаний, в качестве сопровождающего, включался мужчина. В его функции входил защита колядовщиков от собак и транспортировка даров.
Участники действа могли «переряжаться». Рядились в Бабу Ягу, «лахмотья», «цыганское», вывороченные на изнанку шубы. Лица красили румянами, сажей. Могли использовать маски, покупные (послевоенное время) или сделанные из кабака.
Колядки, как правило, исполнялись под окном. В исключительных случаях (немощные хозяева, например) по просьбе хозяев, в доме.
Колядки, бытовавшие в районе, делятся на детские и взрослые.
Детские колядки на всём пространстве района в целом однотипны.
В их основе два сюжета: «Калядин, калядин, я у батька один» и «Коляд, коляд, колядница, / добра с мэдом (маком) паляныця».
Они могут быть очень лаконичными:
*
«Калядин, калядин, я у батька один. / Мене не пытайте, пряника давайте».
*
«Коляд, коляд, колядын, / Я у батька одын. / Мэнэ батько послав, шоб копиичку достав».
Могут быть более развёрнутыми, включающими фрагмент второй сюжетной группы:
*
«Колядын, колядын, / Я у батька адин, / Кпротенький кужушок, / Дай, бабка, пиражок. /А не дашь пиражка, / Вазьму бычка за ражка, / А кабылу за чупрын(л)у, / Тай поведу на могилу, / А с могилы та в кабак / (и) пропью за п(ь)ятак».
Пример второго сюжета:
*
«Каляд, каляд, калядница, / Добра с маком паляница, / А без маку ны така, / Дай, дядька, п(ь)ятака, / А не даш пятака, / Возьму быка за рага, / А кобылу за чуприну, / Тай поведу на могилу, / А с могилы у кабак / И пропью за пятак».
Со взрослыми колядками вопрос обстоит намного сложнее. Несмотря на ряд схождений (по названиям, припевам), в каждой станице сформировался свой колядный репертуар.
Колядки ст. Малотенгинской:
1. «А в бару, в бару манахи пають. / Славен Господь и на Небе, на Земле и на Небесах!» (Церковку строют с тремя окнами, тремя дверями. В первое окно солнышко взошло, во второе – месяц взошел, в третье – ангел влетел. На престоле сел, слёзку уронил. «Слёзка небальша – речка глыбака»).
2. «А в ныдилю рано-споранэнько збиралася вся жидовня» (Раду рядили, как Иисуса Христа уловить и умертвить. Уловили, умертвили и на иве-древе распинали...)
3. «Сэрэбрянный крестик, каминии ворота. / Радуйся! Ой, радуйся Божэ, высылыся земля, Сус Хрыстос народывся!» (Стоять столы дубовые, за столами Петро с гостями. За столами стоит груша кудрявая. На груше «золоти виточкИ». То не веточки, пытрови деточки).
4. «Да й у Русалими рана зазванили. / Славен Господь! И на небе, на земле, и на небесах!» (В церкви три горба стоят. В первом – Иван Креститель, во втором - Дева Мария, в третьем - Иисус Христос.)
5. «Да как у Коли на дворе / Славен Господь! На небе, на земле и на небесах» (Столы стоять, святые сидят, в книги глядят. Только нет святого Петра. Он на «пашнях сидить, жито стережет»).
Колядка ст. Надежной:
1. «А в бару манахи пают(ь) / Славен Господь! На небе, на земле и на небесах» (церковь строят с тремя окнам, тремя дверями. В первое окно солнышко взошло, в другое – месяц взошел, в третье – ангел влетел. На престоле сел, в книгу глядел, слезу уронил. Слезка небольша, речка глубока.)
2. «А в бару, бару, в зеленом саду манахи пають» (вариант).
3. «Спарадила Дева Мария Божива Сына» (Спродивши, повила (свила), в ясельцы положила, воздушком накрыла. Прилетели три ангела с неба. Принимай дитя нарожденное на руки при нас. В Ерусалиме во все звоны зазвонили / бьют. Все святые к Деве Марии на рожденье идут».
Колядки ст. Удобной:
1. «На камушку на белому, там стояла собор-церква» (В соборе престол. На престоле – книги. Книги ангелы читали. Книги читали, плакали-рыдали, жен уговоряли: «Вы не лайте своих деток, не лайте, не проклинайте, жидовьями не называйте»).
2. «Божия Маты да Божива Сына радила».
Колядки ст. Передовой:
1. «На Сияньской гаре кряжи кряжують. / Аллилуя, аллилуя, кряжи кряжують. / Кряжи кряжують, церкву будують. / Аллилуя, аллилуя, церкву будують» (В той церковке три горба стоит, в них три святых лежит. В первом гробу сам Иисус Христос. В другом - Иван Креститель. В третьем - Дева Мирия. Над Девой Марией роза расцвела. Из-под розы вылетел птах. То не птах, сам Исус Христос).
2. Вариант: «Ишла Дева Мария на Сияньской гаре. / Аллилуя, аллилуя, на Сияньской гаре. / На Сияньской гаре кряжи кряжують. / Аллилуя...» (Церкву делают с тремя дверями и с трем я окнами. В церкви три гроба, в них три святых… Над Девой Марий роза расцвела…)
3. «Божия Маты по саду хадила. По саду хадила, сына спарадила».
Колядовщиков могли усаживать на порог: на шубу, подушку – «чтобы худоба водилась, птички».
Все основные компоненты Рождественского комплекса на момент фиксации находились в состоянии пассивного бытования, сохранялись в памяти информантов.